Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу минобразования
Ростовской области
от 09.08.2023 N 743
Порядок
формирования и работы областных предметных комиссий (подкомиссий) по учебным предметам при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Ростовской области
Введение
Настоящий Порядок разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
приказом Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России) и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) от 04.04.2023 N 233/552 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (далее - Порядок ГИА);
приказом Рособрнадзора от 11.06.2021 N 805 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы".
1. Общие положения
1.1. Проверка развернутых ответов участников экзаменов осуществляется областными предметными комиссиями (подкомиссиями) при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Ростовской области (далее - ОПК) по следующим учебным предметам: русскому языку, математике (профильный уровень) физике, химии, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).
1.2. ОПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, нормативными правовыми актами минобразования Ростовской области, настоящим Порядком.
1.3. ОПК по каждому учебному предмету создает министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразование Ростовской области) в соответствии с пунктом 32 Порядка ГИА.
1.4. Кандидатуры председателей ОПК по соответствующим учебным предметам представляются минобразованием Ростовской области на согласование в Рособрнадзор в установленные сроки (приложение N 1 к Порядку).
1.5. Минобразование Ростовской области по представлению председателей ОПК, согласованных Рособрнадзором, утверждает персональные составы ОПК, не позднее чем за один месяц до начала проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА).
1.6. ОПК по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента создания ОПК по соответствующему учетному предмету для проведения ГИА в Ростовской области в следующем году.
1.7. Общее руководство и координацию деятельности ОПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
1.8. Состав ОПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее - эксперты):
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ (далее - ЭР) по соответствующему учебному предмету, полученному в течение последних трех лет.
1.9. Состав ОПК по каждому учебному предмету формируется с учетом отсутствия у экспертов, предполагаемых для включения в состав ОПК по соответствующему учебному предмету, конфликта интересов 1.
1.10. Кандидату в эксперты ОПК необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания в текущем году, организованного и проведенного в установленном порядке.
1.11. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ОПК осуществляет государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования" (далее - РОЦОИСО).
1.12. РОЦОИСО обеспечивает работу ОПК в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и несанкционированного распространения информации ограниченного доступа, которые расположены в РОЦОИСО. В указанных помещениях организуется пропускной режим, обеспечивающий допуск лиц, определенных Порядком и приказом минобразования Ростовской области.
1.13. РОЦОИСО обеспечивает в помещениях работы ОПК наличие в необходимом количестве специальных рабочих мест с выходом в информационно-коммуникационную сеть "Интернет" для предоставления возможности каждому эксперту ОПК уточнить и (или) проверить изложенные в ЭР участников экзаменов факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками экзаменов фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено ПО в соответствии с определенным минобразованием Ростовской области перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ОПК в помещениях работы ОПК во время проверки ЭР.
1.14. На протяжении периода работы ОПК (с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РОЦОИСО до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА) все помещения, в которых работает ОПК, обеспечиваются системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
1.15. Минобразование Ростовской области по представлению председателя ОПК определяет перечень дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ОПК в помещениях работы ОПК во время проверки ЭР (например, программное обеспечение (далее - ПО), установленное на рабочих местах с выходом в информационно-коммуникационную сеть "Интернет", а также средства обучения и воспитания, использованные участниками экзаменов во время выполнения ими ЭР в соответствии с нормативными правовыми актами Минпросвещения России и Рособрнадзора, устанавливающими сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемым при проведении экзаменов).
1.16. ОПК осуществляет проверку развернутых ответов участников экзаменов в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе на дополнительных бланках ответов N 2); развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), выполненных на бланках ответов на задания (в том числе на дополнительных бланках ответов на задания); устных ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ по иностранным языкам; устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ.
1.17. Распределение функций между экспертами ОПК осуществляется председателем ОПК в зависимости от статуса, присвоенного эксперту ОПК по результатам квалификационного испытания.
1.18. Ответы участников экзаменов на задания контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) для проведения ЕГЭ с развернутым ответом, ответы на задания КИМ для проведения ГВЭ, в том числе устные ответы, проходят следующие виды проверок:
проверку двумя экспертами (далее - первая и вторая проверки);
проверку третьим экспертом (далее - третья проверка);
межрегиональную перекрестную проверку;
перепроверку;
проверку в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных) участников экзаменов, подавших апелляции о несогласии с выставленными баллами;
межрегиональную перекрестную проверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.19. Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку ОПК развернутых ответов, ответов на задания текстов, тем, заданий, билетов ГВЭ, должны завершиться в следующие сроки:
по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
по математике профильного уровня, ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
по учебным предметам по выбору - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
1.20. Председатели ОПК по учебным предметам обеспечивают учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов на задания ЕГЭ и ГВЭ и ключей правильных ответов на задания ГВЭ.
1.21. В случае возникновения ситуаций при проведении проверки ЭР, не предусмотренных настоящим Порядком, соответствующее решение принимает председатель ОПК и (или) руководитель РОЦОИСО в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
2. Состав и организация работы ОПК
2.1. Порядок формирования ОПК и привлечения экспертов к работе в ОПК:
2.1.1. ОПК формируются из числа ведущих экспертов ОПК, старших экспертов ОПК, основных экспертов ОПК.
2.1.2. Председатель ОПК назначается минобразованием Ростовской области по согласованию с Рособрнадзором.
2.1.3. Председателю ОПК присваивается статус ведущего эксперта ОПК без участия в квалификационном испытании.
2.1.4. Заместителем (-ями) председателя ОПК может быть назначен только эксперт ОПК, имеющий статус ведущего эксперта ОПК по итогам прохождения квалификационного испытания.
2.1.5. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты ОПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта ОПК или старшего эксперта ОПК, ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, а также председатель ОПК.
2.1.6. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов может привлекаться только эксперт ОПК, которому в текущем году присвоен статус ведущего эксперта ОПК или старшего эксперта ОПК, имеющий опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее ЭР данного участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.
2.1.7. Для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами могут привлекаться только эксперты ОПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта ОПК или старшего эксперта ОПК.
2.1.8. Для проведения перепроверки ЭР участников экзаменов, инициированной минобразованием Ростовской области, могут привлекаться эксперты ОПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта ОПК, старшего эксперта ОПК, имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы, а также эксперты ОПК, которым присвоен статус основного эксперта ОПК, имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.
2.2. Статусы экспертов ОПК.
2.2.1. Экспертам ОПК присваивается один из следующих статусов: ведущий эксперт ОПК, старший эксперт ОПК, основной эксперт ОПК.
2.2.2. Ведущий эксперт ОПК - статус, присваиваемый председателю ОПК, заместителю (-ям) председателя ОПК, позволяющий:
а) осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов ОПК на региональном уровне;
б) консультировать экспертов ОПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ОПК);
в) осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
г) устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ОПК);
д) осуществлять межрегиональную перекрестную проверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
е) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.2.3. Старший эксперт ОПК - статус, присваиваемый экспертам ОПК, позволяющий:
а) консультировать экспертов ОПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя ОПК);
б) осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
в) устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ОПК);
г) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.2.4. Основной эксперт ОПК - статус, присваиваемый экспертам ОПК, позволяющий:
а) осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ОПК;
б) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ОПК, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
в) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.3. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам ОПК.
2.3.1. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта ОПК присваиваются всем экспертам, включаемым в ОПК (кроме председателя ОПК). в зависимости от уровня квалификации эксперта.
2.3.2. Председателю ОПК присваивается статус ведущего эксперта ОПК без участия в квалификационных испытаниях.
2.3.3. Для присвоения экспертам ОПК того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.
Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях установлены пунктом 40 Порядка ГИА:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов ЭР (в том числе письменных и устных) по соответствующему учебному предмету, полученному в течение последних трех лет.
2.3.4. Для присвоения статуса ведущего эксперта ОПК необходим опыт организационной работы в ОПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ОПК входит менее 10 человек. Экспертам ОПК, не назначенным заместителем председателя или председателем ОПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу ведущего эксперта ОПК, присваивается статус старшего эксперта ОПК.
2.3.5. Статусы ведущего эксперта ОПК и старшего эксперта ОПК могут присваиваться только экспертам ОПК, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов. Для присвоения статуса ведущего эксперта ОПК опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки развернутых ответов участников экзаменов допускается только для вновь организуемых ОПК по соответствующему иностранному языку (в случаях, когда ранее в Ростовской области не создавалась ОПК по соответствующему иностранному языку).
2.3.6. Значения показателей согласованности оценивания развернутых ответов участников экзаменов, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным минобразованием Ростовской области для присвоения экспертам ОПК каждого из статусов согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
2.3.7. Методика анализа согласованности работы экспертов ОПК и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами разрабатывается минобразованием Ростовской области. Перечень направлений для анализа работы ОПК приведен в приложении N 4. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов ОПК.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В настоящем Порядке приложение N 4 отсутствует
2.4. Организация квалификационного испытания.
2.4.1. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету проводятся с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ).
2.4.2. Квалификационные испытания проводятся ежегодно.
2.4.3. В целях обеспечения согласованной работы экспертов при оценивании ЭР участников ЕГЭ для формирования состава ОПК минобразование Ростовской области ежегодно организует проведение единого тестирования лиц, прошедших соответствующее обучение и квалификационные испытания, с использованием материалов, размещенных на официальном сайте ФИПИ (далее - единое тестирование).
Единое тестирование организуется на базе РОЦОИСО с привлечением председателей ОПК по соответствующему предмету ЕГЭ.
2.4.4. Лица, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ОПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзаменов в текущем году.
2.5. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне.
2.5.1. На региональном уровне система согласования включает следующие мероприятия:
1) на этапе подготовки лиц, претендующих на включение в ОПК:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию в процессе подготовки экспертов ОПК. Подготовка экспертов ОПК осуществляется под руководством экспертов ОПК, имеющих статус ведущего эксперта ОПК, и включает практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет;
2) на этапе проведения ГИА:
обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзамена и разбор критериев оценивания развернутых ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ОПК. Оперативное согласование подходов проводится непосредственно перед проверкой работ после получения критериев оценивания развернутых ответов из РОЦОИСО в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РОЦОИСО, с участием всех экспертов ОПК в течение не менее чем 60 минут.
2.5.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов и разбор критериев оценивания развернутых ответов на региональном уровне проводится в соответствии с образовательными программами и с использованием:
учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);
изображений развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РОЦОИСО.
3. Организация проверки развернутых ответов
3.1. Организация проведения проверки развернутых ответов.
3.1.1. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами ОПК (первая и вторая проверки).
3.1.2. По результатам первой и второй проверок эксперты ОПК, независимо друг от друга, выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания КИМ для проведения ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки ЭР. Протоколы проверки ЭР после заполнения передаются в РОЦОИСО для дальнейшей обработки.
3.1.3. В случае установления существенного 2 расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами ОПК, работа направляется на третью проверку.
3.1.4. Эксперт ОПК, который будет осуществлять третью проверку ЭР, оцененной двумя экспертами ОПК с существенной разницей, назначается автоматизировано (с использованием специализированных аппаратно-программных средств РОЦОИСО) из числа экспертов ОПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта ОПК или старшего эксперта ОПК, ранее не проверявших данную ЭР.
3.1.5. Эксперту ОПК, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами ОПК, ранее проверявшими ЭР.
3.1.6. Эксперт ОПК, осуществляющий третью проверку, проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизировано при распечатке бланка-протокола.
3.1.7. Распределение ЭР между экспертами ОПК, расчет баллов по каждому заданию КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом (по заданиям КИМ для проведения ГВЭ), а также определение необходимости направления ЭР на третью проверку осуществляются автоматизировано с использованием специализированных аппаратно-программных средств РОЦОИСО и ФГБУ "Федеральный центр тестирования" (далее - ФЦТ).
3.1.8. Председатель ОПК заблаговременно направляет в минобразование Ростовской области информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами ОПК по соответствующему учебному предмету.
3.1.9. Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель ОПК передает руководителю РОЦОИСО списочный состав ОПК (с указанием статуса каждого эксперта ОПК, присвоенного по результатам квалификационного испытания в текущем году) для внесения в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС) информации об экспертах ОПК.
3.1.10. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭР председатель ОПК и руководитель РОЦОИСО согласуют график работы ОПК в период проведения обработки ЭР по соответствующему учебному предмету с учетом требований к срокам обработки ЭР, установленных Порядком ГИА. Данная информация используется РОЦОИСО для назначения в РИС экспертов ОПК на проверку экзаменационных работ.
3.1.11. Списочный состав ОПК, направляемый в РОЦОИСО для внесения в РИС, должен соответствовать списочному составу ОПК, утвержденному приказом минобразования Ростовской области и содержать информацию о статусе каждого эксперта ОПК ("основной эксперт ОПК", "старший эксперт ОПК", "ведущий эксперт ОПК") для корректного назначения экспертов ОПК на соответствующие проверки.
3.1.12. Председатель ОПК согласует с руководителем РОЦОИСО график работы экспертов ОПК, проводящих проверку изображений ЭР, предположительно не заполненных участниками экзаменов (ЕГЭ): бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
3.1.13. К проверке принимаются устные развернутые ответы участников ГИА по иностранным языкам на электронных носителях, определенных РОЦОИСО; письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2, и заполненные в соответствии с Правилами заполнения бланков ЕГЭ;
письменные развернутые ответы участников экзаменов (ГВЭ), выполненные на бланках ответов на задания ГВЭ (дополнительных бланках ответов на задания).
3.1.14. В рамках проверки развернутых ответов участников экзаменов ОПК по соответствующему учебному предмету экспертами ОПК могут быть выявлены изображения ЭР, в которых:
а) бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z";
б) развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2, расположены на фоне проставленного знака "Z";
в) пространство, разделяющее развернутые ответы одной ЭР, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту ОПК необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.
При выявлении случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка ГИА, эксперту ОПК необходимо проинформировать председателя ОПК, который, в свою очередь, информирует председателя ГЭК о выявленной ЭР с указанием всей необходимой информации об указанной ЭР. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя ОПК и, при необходимости, организует служебную проверку по указанному выше факту.
3.1.15. Председатель ОПК до начала работы ОПК получает от руководителя РОЦОИСО критерии оценивания развернутых ответов на задания ЕГЭ и ГВЭ, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные от ФЦТ в день проведения экзамена, и проводит в течение не менее часа оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов (ЕГЭ и ГВЭ) на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии, а также, при необходимости, проводит повторное оперативное семинар-согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом ОПК определенного количества первых ЭР для уточнения и согласованных подходов к оцениванию.
3.1.16. В целях обеспечения согласованной работы экспертов ОПК председатель ОПК может назначить из числа экспертов ОПК, имеющих статус ведущего эксперта ОПК или старшего эксперта ОПК, консультантов, к которым могут обращаться эксперты ОПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях для работы ОПК таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов ОПК.
3.1.17. В целях повышения уровня объективности оценивания развернутых ответов участников экзаменов председатель ОПК или назначенный им эксперт ОПК может использовать рабочие места, оборудованные выходом в информационно-коммуникационную сеть "Интернет", для предоставления экспертам ОПК возможности уточнить и (или) проверить изложенные в развернутых ответах участников экзаменов факты (например, сверка конкретизации информации с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
3.2. Методика оценивания развернутых ответов.
3.2.1. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты ОПК осуществляют, руководствуясь в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов и по соответствующему учебному предмету, согласованными в ОПК подходами к оцениванию развернутых советов, а также с учетом содержания учебников по соответствующему учебному предмету, включенных в Федеральный перечень учебников.
3.2.2. Развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ) оцениваются двумя экспертами ОПК независимо друг от друга. Оба эксперта ОПК, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
3.2.3. Эксперт ОПК, который оценивает развернутые ответы участников ЕГЭ (в том числе устные), получает рабочий комплект эксперта ОПК, который содержит:
бланк-копия (в количестве не более 10 в одном рабочем комплекте);
бланк-протокол;
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО, и бланк-протокол проверки экспертом ОПК устных ответов (форма 3-РЦОИ-У). Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника экзамена (ЕГЭ) и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником экзамена (ЕГЭ), в регистрационной части которого указаны:
код бланка-копии;
информация об эксперте ОПК, назначенном на проверку ЭР, включенном в данный рабочий комплект (фамилия, имя, отчество эксперта ОПК, код эксперта ОПК);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующий данному коду бланка-копии;
номер варианта КИМ;
номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
код субъекта Российской Федерации;
баллы, выставленные двумя экспертами ОПК, ранее проверявшими данную ЭР (в случае, когда экзаменационная работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий, включенных в полученный рабочий комплект, и поля для внесения экспертами ОПК баллов за ответы.
В регистрационной части бланка-протокола указаны:
информация об эксперте ОПК, назначенном на проверку бланка-копии (фамилия, имя, отчество эксперта ОПК, код эксперта ОПК);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола;
код субъекта Российской Федерации.
3.2.4. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РОЦОИСО.
3.2.5. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта ОПК в РОЦОИСО с учетом графика работы ОПК.
3.2.6. Председатель ОПК (или его помощник (и) - для больших ОПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов ОПК от руководителя РОЦОИСО (или уполномоченного им сотрудника РОЦОИСО).
3.2.7. Эксперты ОПК проводят проверку развернутых ответов участников экзаменов и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Рекомендуется использовать черновики бланков-протоколов, не содержащие переменной информации: номеров работ, данных об эксперте ОПК и т.п.), в которые эксперты ОПК выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол.
3.2.8. Каждый рабочий комплект эксперта ОПК после завершения проверки председатель ОПК (или его помощник (и) - для больших ОПК) передает в РОЦОИСО для дальнейшей обработки (передача в РОЦОИСО заполненных бланков-протоколов должна проводиться регулярно, не реже 3-4 раз в день).
3.2.9. В случае установления существенного расхождения между баллами, выставленными двумя экспертами ОПК, после проведения в РОЦОИСО автоматизированной обработки каждого бланка-протокола назначается третья проверка.
3.2.10. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ОПК (или его помощник(и) - для больших ОПК) передает в РОЦОИСО для дальнейшей обработки. Передача из ОПК в РОЦОИСО заполненных бланков-протоколов и обработка их в РОЦОИСО должна проводиться регулярно по мере заполнения экспертами ОПК бланков-протоколов, не реже 3-4 раз в день. После проведения автоматизированной обработки каждого отдельного бланка-протокола в РОЦОИСО могут быть выявлены ЭР, требующие третьей проверки.
3.2.11. В случае направления ЭР на третью проверку, в регистрационной части бланка-копии такой работы, для сведения эксперта ОПК, назначенного на третью проверку, указываются баллы, выставленные двумя экспертами ОПК, проверявшими эту работу ранее. Эксперт ОПК, назначенный на третью проверку, проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые эксперт ОПК, назначенный на третью проверку, не проверяет, в протоколе заполнены автоматизировано.
3.2.12. На протяжении всего периода работы ОПК председатель ОПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера ЭР, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов ОПК при оценивании (на основании ЭР, проверенных собственноручно и (или) ЭР, номера которых фиксировали эксперты ОПК в процессе оценивания). Информацию о номерах таких ЭР необходимо передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Данные ЭР будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ОПК и согласования подходов к оцениванию ЭР.
3.2.13. В период работы ОПК руководитель РОЦОИСО предоставляет председателю ОПК статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов участников экзаменов (не реже 2-3 раза в день). При этом председателю ОПК предоставляется оперативная информация:
о количестве проверенных ЭР на текущий момент времени;
о количестве ЭР, ожидающих первой, второй или третьей проверки;
о количестве и доле ЭР, назначенных на третью проверку;
другая информация, позволяющая определить качество работы ОПК и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами ОПК.
Результаты статистических отчетов председатель ОПК использует для оптимизации организации работы ОПК.
3.2.14. При необходимости председатель ОПК дает дополнительные разъяснения экспертам ОПК по вопросам согласованности работы ОПК.
3.2.15. Председатель ОПК направляет в минобразование Ростовской области информацию о случаях нарушения экспертом ОПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ОПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию ЭР, систематическое допущение ошибок в оценивании ЭР или нарушение процедуры проведения проверки развернутых ответов участников экзаменов. В указанных случаях председатель ОПК имеет право отстранить эксперта ОПК от работы в ОПК, окончательное решение по вопросу исключения эксперта ОПК из состава ОПК принимает минобразование Ростовской области после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
3.2.16. При проведении межрегиональной перекрестной проверки ЭР участников экзаменов, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ОПК в общей очереди. При этом экспертам ОПК не предоставляется информация о том, ЭР из какого субъекта Российской Федерации были назначены им на проверку. Также экспертам ОПК не предоставляется информация о том, включены ли в рабочий комплект, назначенный эксперту ОПК на проверку, ЭР, полученные в рамках межрегиональной перекрестной проверки.
3.2.17. В период работы ОПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РОЦОИСО до окончания проверки развернутых ответов участников экзаменов все помещения работы ОПК, включая помещение, в котором проводится семинар-согласование с разбором заданий и критериев оценивания развернутых ответов, оборудуются функционирующей системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
3.2.18. При выходе каждый эксперт ОПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю ОПК.
3.2.19. При выявлении экспертом ОПК случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником экзамена - автором проверяемой экспертом ОПК ЭР - Порядка ГИА, эксперт ОПК уведомляет об обнаруженном факте председателя ОПК.
Совместно с председателем ОПК (при необходимости, с другими экспертами ОПК, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера ЭР и описанием обнаруженных фактов. Председатель ОПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт ОПК, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в полном объеме в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых ответов и Указаниях по оцениванию (памятках экспертов, включенных в состав критериев).
3.2.20. В случае невозможности экспертом ОПК оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), эксперт ОПК уведомляет об этом председателя ОПК. Совместно с председателем ОПК составляется акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель ОПК направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РОЦОИСО для устранения причин, не позволяющих оценить ЭР. В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить председатель ОПК совместно с руководителем РОЦОИСО составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.
3.2.21. Окончательные баллы за развернутые ответы на задания КИМ для проведения ЕГЭ определяются, исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами ОПК, совпали, то эти баллы являются окончательными; если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами ОПК, то окончательные баллы по каждой позиции оценивания определяются как среднее арифметическое баллов, выставленных двумя экспертами ОПК, и округленное до целых, в соответствии с правилами математического округления; если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами ОПК, то назначается третья проверка. Баллы, выставленные экспертом ОПК, назначенным на третью проверку, являются окончательными по тем позициям оценивания, которые направлялись на третью проверку.
3.2.22. В целях обеспечения соблюдения сроков обработки ЭР необходимо в течение 1 календарного дня после завершения экзамена завершить процедуру проверки предположительно незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2 (лист 1 и лист 2) и дополнительных бланков ответов N 2.
График работы экспертов ОПК должен предусматривать завершение проведения проверки ЭР первым и вторым экспертом (в том числе с учетом проведении межрегиональной перекрестной проверки) не позднее чем за сутки до сроков завершения обработки ЭР на региональном уровне.
3.2.23. Проверка развернутых ответов участников экзаменов считается завершенной, когда все ЭР проверены экспертами ОПК необходимое количество раз (определяется ПО РОЦОИСО), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РОЦОИСО.
3.2.24. По завершении работы каждый эксперт ОПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю ОПК.
3.3. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ.
3.3.1. Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами ОПК. При проверке ответов участников ГВЭ в устной форме экспертам ОПК предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов.
3.3.2. Председатель ОПК до начала работы ОПК получает от руководителя РОЦОИСО ключи правильных ответов (для заданий, предполагающих краткие ответы) и критерии оценивания развернутых ответов на задания КИМ для проведения ГВЭ и проводит семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГВЭ на каждое из заданий с развернутым ответом, руководствуясь полученными критериями оценивания развернутых ответов.
3.3.3. Эксперт ОПК, проверяющий ЭР ГВЭ, выставляет баллы за каждый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно ключам правильных ответов и критериям оценивания развернутых ответов. Результаты оценивания выполнения заданий с кратким ответом, развернутым ответом, а также полученный участником ГВЭ первичный балл вносятся экспертами ОПК в форму "Развернутая форма проверки выполнения заданий ГВЭ" (далее - Форма проверки работ ГВЭ). Формы проверки работ ГВЭ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
Эксперты ОПК на основе данных о результатах оценивания ответов участников ГВЭ, внесенных в Формы проверки работ ГВЭ, осуществляют перевод первичных баллов участников ГВЭ в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола проверки, при этом отметки "0" и "1" не предусмотрены, и не вносятся в протоколы.
3.3.4. После заполнения бланки-протоколы обрабатываются в установленном порядке.
3.3.5. Результаты проверки работ участников ГВЭ автоматизировано сохраняются в РИС.
3.4. Организация работы ОПК при проведении перепроверки отдельных экзаменационных работ.
3.4.1. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по решению минобразования Ростовской области или ГЭК ОПК проводят перепроверку отдельных ЭР.
3.4.2. РОЦОИСО вносит в РИС сведения об участниках экзаменов, чьи ЭР отправлены по решению минобразования Ростовской области на перепроверку, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
3.4.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2 (ЕГЭ);
копии бланков ответов на задания, включая дополнительные бланки ответов на задания (ГВЭ); копии бланков-протоколов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов ОПК о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной ЭР; вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
3.4.4. Председатель ОПК получает подготовленные комплекты от руководителя РОЦОИСО (или уполномоченного им сотрудника РОЦОИСО).
3.4.5. Для проведения перепроверки ЭР привлекаются эксперты ОПК (в том числе председатель ОПК), которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта, старшего эксперта ОПК, имеющие опыт первой, второй, третьей проверки в текущем году и ранее не проверявшие данные ЭР.
3.4.6. Эксперты ОПК осуществляют перепроверку полученных ЭР и заполняют бланк протокола перепроверки.
3.4.7. Оформленные протоколы перепроверки председатель ОПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РОЦОИСО (или уполномоченному им сотруднику РОЦОИСО) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
3.4.8. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования, с целью пересчета баллов осуществляет РОЦОИСО совместно с ФЦТ в рамках установленной компетенции.
3.4.9. В случае получения ГЭК информации Рособрнадзора о результатах перепроверки ЭР экспертами федеральной предметной комиссии, ГЭК организует рассмотрение и анализ результатов перепроверки ЭР экспертами ФПК председателем ОПК по соответствующему учебному предмету. Председатель ОПК организует рассмотрение и анализ результатов перепроверки ЭР экспертами ФПК с оформлением соответствующего заключения. Решение ГЭК по итогам рассмотрения результатов перепроверки ЭР экспертами ФПК в сопровождении заключения ОПК, на основании которого было принято решение ГЭК, направляется в Рособрнадзор.
4. Анализ работы ОПК
4.1. По окончании проведения ГИА и проверки ЭР участников экзаменов проводится анализ работы ОПК.
4.2. Анализ работы ОПК проводится в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.
4.3. Анализ работы ОПК проводится на основании информации, предоставленной РОЦОИСО, а также Рособрнадзором и ФИПИ и ФЦТ.
4.4. В целях обеспечения проведения анализа работы ОПК группе экспертов ОПК, анализирующих работу ОПК, предоставляется доступ к КИМ.
5. Правила для председателя и экспертов ОПК
5.1. Правила для председателя ОПК при организации подготовительных мероприятий
Председатель ОПК:
в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в мероприятиях федерального уровня по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФИПИ;
в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов) экспертов ОПК с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов ОПК и статистики удовлетворенных апелляций и перепроверок федерального и регионального уровней в предыдущие годы;
в период подготовки к проведению ГИА заблаговременно направляет в минобразование Ростовской области информацию о перечне дополнительных средств и материалов (например, программное обеспечение рабочих мест с выходом в информационно-коммуникационную сеть "Интернет", а также средства обучения и воспитания, используемые участниками экзаменами во время выполнения ими ЭР, в соответствии с нормативными правовыми актами Минпросвещения России и Рособрнадзора, устанавливающим сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемых при проведении экзаменов);
в период подготовки к проведению ГИА заблаговременно согласует с руководителем РОЦОИСО перечень и формы отчетных материалов о ходе работы ОПК в период проведения проверки ЭР, а также перечень и формы представления статистической информации о работе ОПК по итогам проведения проверки;
не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов передает руководителю РОЦОИСО списочный состав экспертов ОПК (с указанием статуса каждого эксперта ОПК, присвоенного по результатам квалификационного испытания в текущем году) для внесения в РИС;
не позднее чем за 14 дней до начала обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РОЦОИСО график работы экспертов ОПК для планирования назначения экспертов ОПК на проверку ЭР;
согласует с руководителем РОЦОИСО график работы экспертов ОПК, осуществляющих отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2, таким образом, чтобы первая и вторая проверки были завершены не позднее 1 календарного дня до сроков завершения обработки ЭМ на региональном уровне; не позднее чем за 14 дней до начала обработки ЭМ формирует и согласует с руководителем РОЦОИСО критерии отбора изображений ЭР, содержащие письменные развернутые ответы участников экзаменов по каждому варианту КИМ, для использования при проведении оперативного семинара-согласования подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов. Рекомендуется формировать комплекты изображений работ по каждому варианту КИМ, используемому в субъекте Российской Федерации. В каждый комплект изображений (по одному варианту) должны войти по 3-5 наиболее объемных по количеству использованных бланков работ участников экзамена.
5.2. Правила для председателя ОПК на этапе проверки развернутых ответов участников экзаменов
Председатель ОПК должен:
получить у руководителя РОЦОИСО полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию выполнения каждого задания;
обеспечить присутствие в помещениях работы ОПК только допущенных в установленном порядке лиц. Помимо экспертов ОПК и председателя ОПК в помещениях работы ОПК могут находиться члены ГЭК (по решению председателя ГЭК), должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, аккредитованные общественные наблюдатели;
непосредственно перед началом проверки работ после получения критериев оценивания развернутых ответов из РОЦОИСО в день начала проверки (или накануне) провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов и разбор критериев оценивания развернутых ответов на каждое задание (продолжительностью не менее одного часа), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом ОПК нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию);
получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов ОПК, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;
распределить экспертов ОПК по рабочим местам;
в целях обеспечения согласованной работы экспертов ОПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов консультировать экспертов ОПК, при необходимости назначить консультирующих экспертов из числа экспертов ОПК, имеющих статус ведущего эксперта ОПК или старшего эксперта ОПК, к которым могут обращаться эксперты ОПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов;
выдать каждому эксперту ОПК комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
осуществлять консультирование экспертов ОПК по вопросам оценивания экзаменационных работ;
обеспечить комфортную рабочую атмосферу в ОПК;
решать вопросы, возникающие у экспертов ОПК, в рамках своей компетенции;
информировать председателя ГЭК при выявлении случаев, указанных в подпункте "б" и "в" подпункта 3.1.14, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка;
совместно с руководителем РОЦОИСО обеспечить проведение проверки развернутых ответов участников экзамена таким образом, чтобы первая и вторая проверки были завершены не позднее 1 календарного дня до сроков завершения обработки ЭМ на региональном уровне;
информировать руководителя РОЦОИСО о невозможности оценить экспертом ОПК развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), а в случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить совместно с руководителем РОЦОИСО - информировать об указанном случае председателя ГЭК;
контролировать качество заполнения экспертами ОПК бланков-протоколов и осуществлять оперативный обмен бланками-протоколами и бланками-копиями с РОЦОИСО;
организовать взаимодействие с руководителем РОЦОИСО (уполномоченным им сотрудником РОЦОИСО) в случае, если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом ОПК полностью, и передать в РОЦОИСО данный комплект с протоколом проверки;
передать руководителю РОЦОИСО (уполномоченному им сотруднику РОЦОИСО) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом ОПК полностью, для переназначения другим экспертам ОПК;
контролировать качество работы экспертов ОПК, направлять в минобразование Ростовской области информацию о случаях нарушения экспертом ОПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ОПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ и (или) нарушение процедуры проведения проверки.
5.3. Правила для председателя ОПК по завершении работы ОПК
Председатель ОПК должен:
сдать руководителю РОЦОИСО или председателю ОПК все экземпляры критериев оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки, а также все предоставленные РОЦОИСО для проведения оперативного семинара - согласования изображения ЭР, содержащие письменные развернутые ответы участников экзаменов по каждому варианту контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ);
по завершении проверки получить от руководителя РОЦОИСО (уполномоченного им сотрудника РОЦОИСО) пакет документов о результатах работы ОПК:
количество ЭР, проверенных каждым экспертом ОПК;
количество ЭР, отправленных на третью проверку;
информацию об экспертах ОПК, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;
при поступлении в ГЭК запроса Рособрнадзора с информацией о результатах перепроверки ЭР экспертами ФПК организовать рассмотрение и анализ результатов перепроверки ЭР экспертами ФПК с оформлением соответствующего заключения для предоставления его в ГЭК.
5.4. Правила для председателя ОПК при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами
Председатель ОПК должен до заседания областной апелляционной комиссии (далее - OAK) получить от председателя OAK комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ, включающий:
а) протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма 2-АП) с приложениями для внесения информации о ходе и результатах рассмотрения апелляции (форма 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-З);
б) распечатанные изображения бланка регистрации, бланка ответов N 1 и бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;
в) распечатанные результаты распознавания бланков регистрации, бланка ответов N 1 и N 2, дополнительных бланков ответов N 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;
г) электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам (при наличии);
д) заявление по форме 1-АП;
Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:
критерии оценивания развернутых ответов;
перечень допустимых символов для записи ответов на задания с кратким ответом;
КИМ, выполнявшийся участником экзамена;
уведомление по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам ГИА (форма У-33).
В случае если работа апеллянта была направлена на межрегиональную перекрестную проверку, в составе апелляционного комплекта отсутствуют протоколы проверки развернутых ответов и протоколы оценивания устных ответов, а также результаты их распознавания.
Председатель ОПК должен до заседания OAK получить у председателя OAK комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ГВЭ, включающий в себя:
а) изображения ЭР участника ГВЭ;
б) протоколы устных ответов обучающегося и электронные носители содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов апеллянта сдававшего ГВЭ в устной форме;
в) копии протоколов проверки экзаменационной работы ОПК;
г) заявление по форме 1-АП;
д) критерии оценивания;
е) тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся участником ГВЭ, подавшим апелляцию.
Председатель ОПК должен:
до заседания OAK:
организовать работу экспертов ОПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта ОПК или старшего эксперта ОПК, имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами ОПК, проверявшими ЭР апеллянта ранее, по установлению правильности оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом;
назначить на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами экспертов ОПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта ОПК или старшего эксперта ОПК, имеющих опыт и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами ОПК, проверявшими ЭР данных апеллянтов ранее, и передать им вышеуказанные материалы;
узнать у ответственного секретаря OAK дату, место и время заседания OAK, а также о присутствии на заседании OAK апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
направить экспертов ОПК, устанавливающих правильность оценивания развернутых ответов апеллянтов, на заседание OAK в указанное время;
передать председателю OAK комплект апелляционных документов и заключения экспертов ОПК, устанавливающих правильность оценивания развернутых ответов апеллянтов, после проведения экспертами ОПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания ЭР в тот же день;
оперативно передавать в ФИПИ информацию об обнаружении некорректных (по мнению председателя ОПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов, выполнявшим его, случае признания задания некорректным, принимается Рособрнадзором.
5.5. Правила для экспертов ОПК
Экспертам ОПК запрещается:
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
копировать и выносить из помещений, в которых работает ОПК, ЭР, критерии оценивания, протоколы проверки ЭР;
разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах;
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться с другими экспертами ОПК, если речь не идет о консультировании с председателем ОПК или с экспертом ОПК, назначенным по решению председателя ОПК, консультантом.
По завершении проверки использованные экспертами ОПК материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определенными руководителем РОЦОИСО.
В случае установления факта нарушения экспертом указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях, в том числе рекламных целях, минобразование Ростовской области принимает решение об исключении эксперта из состава ОПК.
Эксперты ОПК должны:
на подготовительном этапе:
пройти обучение с использованием учебно-методических материалов ФИПИ и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка;
заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ОПК;
непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ОПК оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.
Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, и (или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.
Во время проверки развернутых ответов:
по указанию председателя ОПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;
соблюдать дисциплину во время работы;
обратиться к председателю ОПК или лицу, назначенному председателем ОПК консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании ЭР;
оформлять бланки-протоколы в соответствии со следующими правилами:
заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелиевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
не использовать для заполнения бланка-протокола карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
исключить внесение исправлений в бланки-протоколы, при необходимости внесения изменений председатель ОПК составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю РОЦОИСО служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;
оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z"; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной ЭР, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
при выявлении ЭР, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной ЭР, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка ГИА, эксперту ОПК необходимо незамедлительно проинформировать об установленных фактах председателя ОПК;
информировать председателя ОПК о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);
поставить знак "X" в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов N 2 (дополнительный бланк ответов N 2);
проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзамена приступал к выполнению задания;
проставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания, если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание;
поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ОПК для передачи на обработку после завершения заполнения бланка-протокола.
При проверке предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2:
получить инструктаж руководителя РОЦОИСО (назначенного им сотрудника РОЦОИСО) и председателя ОПК о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов N 2;
просматривать с экрана изображения предположительно незаполненных бланков ответов N 2, дополнительных бланков N 2;
при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник экзамена приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в ПО), что изображение заполнено;
при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в ПО), что изображение не заполнено.
Изображения ЭР, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов ОПК как заполненные, направляются на проверку в ОПК.
В случае если изображения бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2 определены двумя проверяющими экспертами ОПК как незаполненные, то задания ЭР, предусматривающие развернутый ответ, засчитываются заданиями, к выполнению которых участник ЕГЭ не приступал.
В этом случае выполнение каждого задания ЭР, предусматривающий развернутый ответ, оценивается в ноль баллов автоматизировано (посредством РИС).
При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами:
получить от председателя ОПК апелляционный комплект документов апеллянта, критерии оценивания и КИМ участника ЕГЭ, тексты темы, задания, билеты, выполнявшиеся участником ГВЭ; до заседания OAK рассмотреть ЭР апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной ЭР; составить письменное заключение о правильности оценивания развернутых ответов или о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом с обязательным обоснованием и указанием на конкретный критерий оценивания, требованиям которого соответствует выставляемый им балл; в случае возникновения затруднений в формулировании однозначного ответа о правильности оценивания ЭР обратиться за консультацией к председателю ОПК (или назначенному им эксперту ОПК);
узнать у председателя ОПК дату, место и время заседания OAK и прибыть в указанное время в OAK; присутствовать во время рассмотрения апелляции;
в случае возникновения у апеллянта или у OAK вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых ответов одного апеллянта - не более 20 минут (при необходимости по решению OAK установленное время может быть увеличено).
------------------------------
1Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
2Существенное расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами ОПК, определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету и опубликовано в спецификациях и демонстрационных вариантах КИМ по каждому учебному предмету на сайте уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ).
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.