Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
Нижнетуринского городского округа
от 29.09.2023 N 879
Правила пользования
библиотеками Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная Библиотечная Система"
1. Общие положения
1.1. Правила пользования библиотеками Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная Библиотечная Система" (далее - Правила) разработаны на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", нормативных правовых актов Российской Федерации, Свердловской области, органов местного самоуправления и регулируют отношения между библиотеками Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная Библиотечная Система" (далее - учреждение) и пользователями библиотек учреждения (далее - библиотеки).
1.2. Правила устанавливают права и обязанности пользователей и работников библиотек, порядок доступа к библиотечным фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления.
1.3. Соблюдение Правил обязательно для всех пользователей и работников библиотек.
2. Обязанности и права библиотек
2.1. Библиотеки обязаны:
- осуществлять обслуживание в соответствии с Уставом учреждения, настоящими Правилами, действующим законодательством;
- изучать и наиболее полно удовлетворять запросы пользователей библиотек;
- не допускать цензуры, ограничивающей право на свободный доступ к библиотечным фондам;
- не допускать использования сведений о читателях, читательских запросах, за исключением тех случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания;
- в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие;
- обеспечивать учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечных фондов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.
2.2. Работники библиотек обязаны:
- соблюдать настоящие Правила;
- быть вежливыми и внимательными к пользователям;
- бережно относиться к библиотечному фонду и другому имуществу библиотеки;
- соблюдать тишину, чистоту;
- при выдаче и приеме документов библиотечного фонда тщательно просматривать их на предмет обнаружения каких-либо дефектов, при их обнаружении делать соответствующие отметки на листках сроков возврата;
- при записи читателя в библиотеку ознакомить его в установленном порядке с настоящими Правилами;
- после истечения срока пользования напоминать читателю о необходимости возврата литературы в библиотеку.
2.3. Библиотеки имеют право:
- самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе учреждения;
- утверждать по согласованию с учредителем Правила пользования библиотеками либо вносить в них изменения;
- определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями: замена (приобретение) утерянных читателями документов библиотечного фонда, возмещение затрат на реставрацию испорченных пользователями документов;
- осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
- определять условия использования библиотечного фонда на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
- осуществлять информационную, культурную, просветительскую, научную, образовательную деятельность в соответствии с законодательством, со своим Уставом, с локальными нормативными актами;
- отказать в предоставлении услуг:
лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения,
лицам, не соблюдающим общепринятые нормы общественного поведения, тишину,
лицам, не сдавшим в гардероб верхнюю одежду, сумки, пакеты, дипломаты, рюкзаки, папки и т.д.,
лицам, нарушающим санитарные нормы одежды (одежда не должна иметь выраженные следы грязи, которые могут привести к порче (загрязнению) имущества библиотеки и одежды других посетителей),
лицам, обращающимся за получением услуги в дни и часы, в которые библиотека закрыта для посещения пользователями;
- совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.
3. Права и обязанности пользователей
3.1. Пользователь библиотеки имеет право:
- на доступ в библиотеку согласно графику ее работы, свободный выбор библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами;
- стать пользователем библиотеки по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;
- бесплатно получать полную информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа, о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
- бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов:
выдача литературы на дом во временное пользование на абонементе библиотеки,
выдача литературы для чтения в читальном зале;
- бесплатно просматривать литературу, экспонирующуюся на книжных выставках;
- посещать культурно-просветительные мероприятия;
- получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
- пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется настоящими Правилами.
3.2. Права особых групп пользователей:
- правом на обслуживание вне очереди пользуются ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий, инвалиды;
- иногородним и иностранным гражданам, гражданам с временной регистрацией литература предоставляется во временное пользование только в помещении библиотеки.
3.3. Перечень платных услуг:
Услуги |
Единица измерения |
1. Доставка литературы из других библиотек по межбиблиотечному абонементу |
1 заказ |
2. Доставка литературы на дом, по месту работы, прием литературы на дому, по месту работы |
1 документ |
3. Выполнение сложной справки |
1 описание, 1 факт |
4. Составление списков литературы по заявкам пользователей, редактирование библиографических описаний по ГОСТам |
1 описание |
5. Компенсация за нарушение сроков пользования |
1 издание/1 день |
6. Проведение мероприятий сторонними организациями в помещениях МБУК "ЦБС" |
1 час |
7. Мастер-класс |
1 пользователь |
8. Занятие клуба по интересам, любительского объединения, кружка |
1 пользователь/ 1 занятие |
9. Квест, игра |
1 пользователь |
10. Экскурсия |
1 пользователь |
11. Спектакль, концерт, литературно-музыкальный вечер |
1 пользователь |
12. Набор текста, набор таблиц на компьютере по заявке читателя |
1 лист формата А4 |
13. Отправление писем по электронной почте по заявке читателя |
1 письмо |
14. Обучение первоначальным навыкам работы на компьютере |
45 минут |
15. Редактирование текста пользователя |
1 лист форма!а А4 |
16. Подготовка презентаций по заявке читателя |
1 слайд |
17. Копирование документа |
1 лист формата А4 |
18. Сканирование документа |
1 лист формата А4 |
19. Распечатка на принтере |
1 лист формата А4 |
20. Ламинирование |
1 лист формата А4 |
21. Брошюровка на пластиковых пружинах 18 мм |
До 80 листов формата А4 |
До 100 листов формата А4 | |
До 120 листов формата А4 | |
22. Брошюровка на пластиковых пружинах 10 мм |
До 20 листов формата А4 |
До 40 листов формата А4 | |
23. Аренда помещений |
м2 |
3.4. Обязанности пользователей библиотеки:
- ознакомиться с Правилами, подтвердив факт ознакомления с ними и обязательств об их выполнении своей подписью на читательском формуляре, и соблюдать их;
- при записи в библиотеку предъявить документ, удостоверяющий личность, а несовершеннолетний в возрасте до 14 лет - предъявить документ, удостоверяющий личность его законного представителя, и заполненное законным представителем поручительство;
- при перемене места регистрации, изменении фамилии и других изменениях сообщить об этом в библиотеку в течение 30 дней;
- расписываться за каждый полученный экземпляр издания в читательском формуляре;
- возвращать издания, полученные из фондов библиотеки, в установленный срок;
- бережно относиться к литературе: не делать на ней никаких пометок, не вырывать и не загибать страниц, не выносить из помещения библиотеки, если издания не записаны в читательском формуляре, не нарушать расстановки фонда, не вынимать карточек из каталогов и картотек;
- просматривать издания при их выдаче и сообщать об обнаруженных дефектах библиотекарю; ответственность за порчу изданий несет читатель, пользовавшийся ими последним;
- при утрате или порче издания из фонда библиотеки пользователь обязан заменить его равноценным, возместить затраты на реставрацию;
- при утрате или порче документов несовершеннолетними ответственность несут их законные представители;
- бережно относиться к иному имуществу библиотеки;
- соблюдать культуру общения со специалистами библиотек и другими пользователями;
- ежегодно проходить перерегистрацию читателей;
- соблюдать общепринятые нормы общественного поведения, тишину, отключать сотовые телефоны;
- находиться в библиотеке без признаков алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- при посещении библиотек, в целях сохранности и соблюдения гигиенических норм пользования общественными помещениями, сдавать верхнюю одежду, сумки, пакеты, дипломаты, рюкзаки, папки и т.д. в гардероб;
- соблюдать санитарные нормы одежды (одежда не должна иметь выраженные следы грязи, которые могут привести к порче (загрязнению) имущества библиотеки и одежды других посетителей);
- обращаться за получением услуги в дни и часы, в которые библиотека открыта для посещения посетителями.
4. Правила пользования абонементом
4.1. Абонемент - структурное подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу документов для использования вне библиотеки на определенный срок на определенных условиях.
4.2. Пользователь может получить на дом одновременно не более 5 (пяти) экземпляров на срок не более 1 (одного) месяца.
4.3. Пользователь может продлить срок, если на издание нет спроса со стороны других пользователей, не более двух раз подряд.
4.4. Библиотекарь обязан систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку выданной литературы. По истечении срока библиотекарь напоминает пользователю о необходимости возврата литературы.
4.5. Пользователь обязан расписаться в формуляре за каждое полученное издание, при возвращении - библиотекарь расписывается за каждую сданную книгу.
5. Правила пользования читальным залом
5.1. Читальный зал - структурное подразделение библиотеки, предоставляющее в пользование литературу для работы только в читальном зале.
5.2. Число изданий, выдаваемых для пользования в читальном зале, максимальной цифрой не ограничивается.
5.3. Литературой, полученной библиотекой по межбиблиотечному абонементу, можно пользоваться только в читальном зале.
6. Ответственность читателей за нарушение правил
6.1. Пользователи, нарушившие настоящие Правила и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном законодательством, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.