В соответствии с частью 6.1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", частью 5 статьи 4 Закона Республики Алтай от 29 мая 2014 года N 16-РЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Алтай", руководствуясь статьями 39, 45 Устава муниципального образования "Город Горно-Алтайск", принятого постановлением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 22 марта 2018 года N 7-1, Администрация города Горно-Алтайска постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и оценки применения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах Администрации города Горно-Алтайска обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы.
2. Отделу информационной политики и связей с общественностью Администрации города Горно-Алтайска в течение 15 календарных дней со дня подписания настоящего Постановления опубликовать его на официальном портале муниципального образования "Город Горно-Алтайск" в сети "Интернет" и в газете "Вестник Горно-Алтайска".
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Мэр города Горно-Алтайска |
О.А. Сафронова |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации
города Горно-Алтайска
от "2" октября 2023 года N 121
Порядок
установления и оценки применения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах Администрации города Горно-Алтайска обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила установления и оценки применения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах Администрации города Горно-Алтайска обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы (далее соответственно - обязательные требования, нормативные правовые акты).
2. Настоящий Порядок применяется специалистами Администрации города Горно-Алтайска, в том числе ее отраслевых (функциональных) органов, наделенных правами юридического лица, осуществляющими разработку нормативных правовых актов в соответствующей сфере общественных отношений и осуществляющими полномочия по муниципальному контролю (далее - уполномоченные органы).
Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
3. Уполномоченные органы в отношении изданных муниципальных нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
Официальное разъяснение обязательных требований дается в случае обращения лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, в уполномоченные органы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
II. Установление обязательных требований
4. При установлении обязательных требований в нормативных правовых актах должны быть соблюдены принципы, предусмотренные статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, и определены:
а) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
б) лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
в) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
г) формы оценки соблюдения обязательных требований (муниципальный контроль, привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции, иные формы оценки и экспертизы);
д) наименование уполномоченного органа, осуществляющего оценку соблюдения обязательных требований;
е) срок действия нормативного правового акта.
5. При разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, проводится оценка регулирующего воздействия в соответствии с порядком, установленным постановлением Администрации города Горно-Алтайска.
6. Нормативные правовые акты вступают в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований. Срок действия нормативного правового акта не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные сроки, чем указано в абзаце первом настоящего пункта, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Положения абзаца первого настоящего пункта не применяются в случаях, установленных в части 2 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
III. Порядок оценки применения обязательных требований
7. Целью оценки применения обязательных требований является оценка достижения цели установления обязательных требований, эффективности их введения и выявление избыточных обязательных требований.
8. Оценка применения обязательных требований проводится уполномоченными органами на предмет соответствия принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ.
9. Оценка применения обязательных требований проводится уполномоченным органом не реже одного раза в шесть лет с момента установления обязательных требований.
В случае если обязательное требование установлено нормативным правовым актом, разработанным совместно несколькими уполномоченными органами, осуществляющими полномочия в соответствующей сфере общественных отношений, подготовка перечня и доклада осуществляется одним из уполномоченных органов по поручению лица, исполняющего полномочия Мэра города Горно-Алтайска.
Для проведения оценки применения обязательных требований уполномоченный орган не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований, формирует перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (далее - Перечень). Перечень подлежит размещению на официальном портале муниципального образования "Город Горно-Алтайск" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" (далее - официальный сайт) в течение 3-х рабочих дней, следующих за днем его формирования.
10. Перечень должен содержать следующие сведения:
наименование вида муниципального контроля;
наименование контрольного органа;
наименование уполномоченного органа;
реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего обязательное требование (с указанием структурных единиц, устанавливающих обязательное требование);
сведения о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательного требования (далее - меры ответственности);
реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего меры ответственности (с указанием структурных единиц, устанавливающих меры ответственности).
11. По результатам оценки применения обязательных требований на соответствие их цели, указанной в пункте 7 настоящего Порядка, и на соответствие их принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ, уполномоченный орган подготавливает проект доклада о достижении целей установления обязательных требований (далее - доклад). Проект доклада подлежит публичному обсуждению в соответствии с пунктами 19, 20 настоящего Порядка.
12. В проект доклада включаются следующие сведения по каждому нормативному правовому акту, включенному в Перечень:
а) общая характеристика оцениваемых обязательных требований;
б) результат оценки применения обязательных требований;
в) вывод по итогам оценки применения обязательных требований.
13. Общая характеристика оцениваемых обязательных требований должна содержать следующие сведения:
а) реквизиты нормативного правового акта с указанием содержащихся в нем обязательных требований, включая сведения о внесенных в него изменений (при наличии);
б) срок действия нормативного правового акта и (или) его отдельных положений (при наличии);
в) сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования;
г) основные группы контролируемых лиц, иных заинтересованных лиц, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, интересы которых затрагиваются оцениваемыми обязательными требованиями, количество таких лиц.
14. Результат оценки применения обязательных требований осуществляется уполномоченным органом на основании анализа ведения предпринимательской и иной экономической деятельности и должен содержать следующие сведения:
а) о соблюдении принципов, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
б) о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
в) об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
г) о количестве обращений контролируемых лиц в контрольные (надзорные) органы, федеральные органы исполнительной власти, связанных с применением обязательных требований и их анализ;
д) о количестве вступивших в законную силу судебных актов, связанных с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, содержащих разъяснения по соблюдению обязательных требований, и их анализ;
е) о влиянии социально-экономических последствий реализации установленных обязательных требований на деятельность контролируемых лиц и их анализ;
ж) иные сведения, позволяющие оценить результаты применения обязательных требований.
15. По результатам оценки применения обязательных требований уполномоченный орган приходит к одному из следующих выводов, который включается в проект доклада:
а) о целесообразности дальнейшего применения обязательного требования и продлении срока действия нормативного правового акта, содержащего обязательное требование (при необходимости);
б) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт;
в) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования и отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, либо его отдельных положений.
16. Вывод, указанный в подпункте "а" пункта 15 настоящего Порядка, применяется в случае:
а) соответствия обязательного требования цели, указанной в пункте 7 настоящего Порядка;
б) соответствия обязательного требования принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ.
Срок продления действия нормативного правового акта, содержащего обязательное требование, не может превышать шесть лет.
17. Вывод, указанный в подпункте "б" пункта 15 настоящего Порядка, применяется в следующих случаях:
а) несоответствия обязательного требования цели, указанной в пункте 7 настоящего Порядка, без внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт;
б) наличия в нормативном правовом акте неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательное требование.
18. Вывод, указанный в подпункте "в" пункта 15 настоящего Порядка, применяется в следующих случаях:
а) несоответствия обязательного требования принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ;
б) наличия неактуального обязательного требования;
в) наличия дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких или одном нормативном правовом акте;
г) наличия в нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
д) невозможности исполнения обязательного требования, так как выявлена отрицательная динамика ведения предпринимательской и иной экономической деятельности, избыточность обязательного требования, несоразмерность расходов на его исполнение и администрирование с положительным эффектом от его исполнения и соблюдения.
19. Для проведения публичного обсуждения проекта доклада уполномоченный орган размещает на официальном сайте объявление о проведении публичного обсуждения проекта доклада с указанием способа и сроков направления заинтересованными лицами своих предложений к проекту доклада. Срок проведения публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 рабочих дней, следующих со дня его размещения на официальном сайте.
20. Заинтересованные лица могут направлять свои предложения к проекту доклада способом, указанным в объявлении о проведении публичного обсуждения проекта доклада.
21. Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней, следующих со дня окончания публичного обсуждения проекта доклада, рассматривает предложения к проекту доклада заинтересованных лиц, по результатам которого составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете либо причинах отклонения (в случае отклонения) и размещает сводку предложений на официальном сайте.
22. Проект доклада подписывается руководителем уполномоченного органа в срок, определенный в пункте 21 настоящего Порядка.
23. Доклад подлежит рассмотрению на Общественном совете муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (далее - Общественный совет) в течение 10 рабочих дней, следующих со дня подписания проекта доклада руководителем уполномоченного органа. При рассмотрении доклада Общественный совет также проводит рассмотрение поступивших предложений к проекту доклада заинтересованных лиц, указанных в сводке предложений.
Порядок работы и состав Общественного совета определяются распоряжением Администрации города Горно-Алтайска.
24. По результатам рассмотрения доклада Общественным советом принимается одно из следующих решений:
а) о согласии с выводом, предусмотренным пунктом 15 настоящего Порядка и содержащемся в докладе по нормативному правовому акту;
б) о несогласии с выводом, предусмотренным пунктом 15 настоящего Порядка и содержащемся в докладе по нормативному правовому акту.
Решение, принятое Общественным советом, в течение 3 рабочих дней со дня проведения заседания Общественного совета оформляется протоколом, который подписывается в день его оформления, и в течение 2 рабочих дней со дня подписания направляется в уполномоченный орган, представивший доклад в Общественный совет.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения протокола заседания Общественного совета, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, размещает на официальном сайте подписанный доклад и полученный протокол заседания Общественного совета.
25. При принятии Общественным советом решения о согласии с выводом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 15 настоящего Порядка и содержащемся в докладе по нормативному правовому акту, и необходимости продления срока действия нормативного правового акта, содержащего обязательное требование, уполномоченным органом разрабатывается соответствующий нормативный правовой акт.
26. При принятии Общественным советом решения о согласии с выводами, предусмотренными подпунктами "б", "в" пункта 15 настоящего Порядка и содержащимися в докладе по нормативному правовому акту, а также при принятии решения о несогласии с выводом, предусмотренным пунктом 15 настоящего Порядка и содержащемся в докладе по нормативному правовому акту, нормативный правовой акт, по которому приняты указанные решения, подлежит экспертизе в порядке, установленном постановлением Администрации города Горно-Алтайска для муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Горно-Алтайска от 2 октября 2023 г. N 121 "Об утверждении Порядка установления и оценки применения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах Администрации города Горно-Алтайска обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный портал муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (www.gornoaltaysk.ru) 3 октября 2023 г.
газета "Вестник Горно-Алтайска" от 11 октября 2023 г. N 41