г. Краснодар |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А32-20994/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) - Деревенец И.В. (доверенность от 25.06.2019), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 23.09.2019), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2019 по делу N А32-20994/2019, установил следующее.
АО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - торговый порт) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги (далее - железная дорога) о взыскании 860 800 рублей штрафа за задержку уборки вагонов.
Решением от 09.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.11.2019, с железной дороги в пользу торгового порта взыскано 430 400 рублей штрафа, а также 20 216 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Суды исходили из доказанности нарушения ответчиком обязательств по уборке вагонов. При этом суды посчитали размер штрафа завышенным, в связи с чем снизили его размер.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. Заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие статус истца в связи с перевозкой спорных порожных вагонов и наделяющие его правом заявлять требования о взыскании штрафа с ответчика. Перечисленные в расчете вагоны являются порожними вагонами, убираемыми после выгрузки, грузоотправителями этих вагонов после выгрузки является не истец, а собственники порожнего подвижного состава, которые их направляли на погрузку к следующему клиенту. Истец не является владельцем таких вагонов, данные вагоны не направлялись на промывку, пропарку или санитарную обработку. Представленные в материалы дела транспортные железнодорожные накладные подтверждают, что торговый порт не является стороной перевозочного процесса после выгрузки указанных вагонов. Истец являлся получателем до момента выдачи ему вагонов с грузом, но не в спорный период. Отношения между сторонами прекращены выдачей груза.
В отзыве торговый порт просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 24.01.2012 железная дорога (перевозчик) и торговый порт заключили договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, на основании которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В".
В мае - июне 2018 года на путях торгового порта в ожидании уборки простаивало 7295 вагонов готовых к уборке.
В связи с нахождением груженых вагонов на путях станции железной дорогой составлены акты общей формы, которые подписаны истцом с возражениями о том, что торговый порт принимал вагоны на пути необщего пользования в соответствии с условиями договора, а также что вагоны находятся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика.
За задержку подачи вагонов торговый порт в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) начислил железной дороге штраф и обратился в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 100 Устава железнодорожного транспорта за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Руководствуясь указанными нормами, суды сделали правомерный вывод о наличии у торгового порта права требовать уплаты штрафа за задержку подачи вагонов, проверили расчет штрафа и признали его верным. Посчитав предъявленный к взысканию размер штрафа чрезмерным, суды применили статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизили его до 430 400 рублей.
По мнению железной дороги, статья 100 Устава железнодорожного транспорта не применима к спорным правоотношениям и у истца отсутствует право на предъявление ответчику требований, основанных на положениях указанной нормы.
Данное утверждение не принимается судом кассационной инстанции.
Порядок возврата вагонов на выставочные пути станции Туапсе-Сортировочная определен пунктами 2.8 и 2.9 Временной инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем железной дороге и торговому порту, примыкающем к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги и используемом торговым портом при выполнении приемосдаточных операций на приемоотправочных путях станции Туапсе-Сортировочная, утвержденной 22.03.2018 (далее - Инструкция).
Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива торгового порта на выставочные пути станции Туапсе-Сортировочная. Все действия истца по перестановке вагонов производятся по указанию дежурного по станции (ДСП) и маневрового диспетчера станции Туапсе-Сортировочная.
Учитывая положения Инструкции, приемосдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на станционных выставочных путях, при этом без получения согласия железной дороги торговый порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути.
Субъектом правоотношений с железной дорогой по пользованию инфраструктурой является владелец порожних вагонов, а не грузополучатель либо владелец пути необщего пользования (торговый порт); железная дорога обязана принять порожние вагоны с припортовой станции и в отсутствие договора перевозки таких вагонов. Между тем наличие у торгового порта законного интереса в своевременном исполнении перевозчиком обязанности по согласованию возможности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути обоснованно, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
Ответчиком не доказан также факт того, что к железной дороге по спорным перевозкам предъявлялся штраф иными лицами перевозочного процесса, доказательств задвоенной ответственности не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2019 по делу N А32-20994/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 100 Устава железнодорожного транспорта за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
...
По мнению железной дороги, статья 100 Устава железнодорожного транспорта не применима к спорным правоотношениям и у истца отсутствует право на предъявление ответчику требований, основанных на положениях указанной нормы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 марта 2020 г. N Ф08-802/20 по делу N А32-20994/2019