г. Краснодар |
|
06 марта 2020 г. |
Дело N А32-21338/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" (ИНН 2309134483, ОГРН 1122309006775) - Бенделиани Т.Н. (доверенность от 10.04.2017), Бухаревой К.В. (доверенность от 15.05.2019), от заинтересованного лица - Департамента ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Боброва В.А. (доверенность от 28.01.2020), Никитиной Я.С. (доверенность от 13.12.2019), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ИНН 2311290803, ОГРН 1192375047622), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А32-21338/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту ветеринарии Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным требования от 12.04.2019 N 09-011/19-05.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.12.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом (покупатель) с компанией "Хунланд Трейд Кфт", Венгрия, (продавец) заключен контракт от 12.02.2014 N 2014-623/01 на поставку племенных животных крупного рогатого скота (далее - КРС) молочной голштинской породы.
При поступлении на территорию Российской Федерации КРС поставлен на профилактический карантин, в ходе которого 16.06.2014 у КРС отобраны пробы крови и сыворотки крови для обязательного исследования на заболевания в соответствии с условиями ввоза.
По результатам исследования 750 проб крови на блутанг (инфекционная катаральная лихорадка крупного рогатого скота) согласно заключениям ФГБУ ВНИИЗЖ от 17.06.2014 N 54697 - 54836, 54837 - 55071 и от 18.06.2014 N 55260-55446, N 55072-55259 в реакции длительного связывания комплимента в 9 пробах крови установлен положительный результат, в 35 пробах - сомнительный результат; согласно заключениям ФГБУ ВНИИЗЖ от 19.06.2014 N 10757 - 10896, N 10897-11131 и от 20.06.2014 N 11132-11319, N 11320-11506 в реакции имунноферментного анализа на блутанг положительный результат выявлен в 186 пробах.
Согласно более поздним неоднократным лабораторным исследованиям в период с 2014 по 2018 годы установлено наличие антител к вирусу блутанга, что свидетельствует о циркуляции вируса в стаде.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи департаментом обществу требования от 12.04.2019 N 09-011/19-05, согласно которому обществу надлежало в срок до 17.05.2019 подвергнуть убою всю группу КРС, ввезенного по импорту из США, содержащуюся на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 общества. Согласовать время и место убоя животных, а также места переработки и утилизации продуктов убоя с государственным управлением ветеринарии Краснодарского края. Пути и возможность дальнейшего использования продуктов убоя согласовать с государственным управлением ветеринарии Краснодарского края не позднее, чем на следующий день после проведения убоя животных. О выполнении требования обществу необходимо уведомить отдел государственной ветеринарной инспекции ветеринарного надзора и контроля "Славянский" Департамента ветеринарии Краснодарского края.
Общество, не согласившись с указанным требованием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Из содержания Перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденного приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 N 476, следует, что блутанг, являющийся особо опасной болезнью животных, относится к указанной категории.
Согласно пункту 1.2 Временной инструкции о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Минсельхозом СССР 27.03.1974 N 115-6а, действующей в том числе в отношении КРС, в случае обнаружения клинически больных или положительно реагирующих по РСК животных всю группу импортных животных подвергают убою.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" (далее - Постановление N 647), в том числе, на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 общества установлены ограничительные мероприятия (карантин); утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 общества согласно приложению к данному постановлению.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.07.2014 N 741 "О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края"" приложение к Постановлению N 647 дополнено пунктом 1.6, согласно которому необходимо подвергнуть убою всю группу КРС, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в неблагополучном пункте, на специально выделенных в его пределах убойной площадке или санитарной бойне. Срок исполнения - немедленно. Исполнитель - администрация общества (по согласованию) отдел Госветнадзора "Славянский" (контроль).
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости убоя партии КРС, ввезенной в рамках спорного договора, и, как следствие, о наличии у департамента правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела требования.
При вынесении судебных актов судами также учтено, что вступившими в законную силу судебными актами по иным делам ранее неоднократно подтверждалась правовая позиция департамента о необходимости осуществления убоя спорной партии КРС в целях предотвращения распространения и ликвидации очагов опасной заразной болезни животных на территории Краснодарского края (дела N А32-27784/2014, N А32-28272/2014, N А32-1094/2018).
Необходимость убоя КРС сама по себе в рамках данного дела обществом не оспаривается.
Довод общества о неисполнимости требования департамента от 12.04.2019 N 09-011/19-05 изучен судами и правомерно отклонен как несостоятельный. При этом суды указали, что отказ нескольких перерабатывающих предприятий в осуществлении убоя спорной партии КРС по объективным причинам не свидетельствует о неисполнимости оспариваемого в рамках настоящего дела документа.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства на протяжении длительного времени, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А32-21338/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.