Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 04 октября 2023 г. N 508
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 03 февраля 2020 г. N 38
Региональная программа
Сахалинской области "Снижение уровня бедности в Сахалинской области на 2020 - 2030 годы"
I. Общие положения
1. Региональная программа Сахалинской области "Снижение уровня бедности в Сахалинской области на 2020 - 2030 годы" (далее - региональная программа) подготовлена в целях обеспечения достижения целевых показателей "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
2. Общее методическое руководство работой по реализации региональной программы осуществляет Минтруд России.
Свод всей информации по показателям результативности работы, реализации региональной программы осуществляет министерство социальной защиты Сахалинской области.
II. Цель и задачи
1. Целью региональной программы является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Данная цель определена абзацем четвертым подпункта "а" и абзацем третьим подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
2. Достижение цели региональной программы требует решения следующих задач, формируемых на основании анализа текущей ситуации и ранжирования малоимущего населения на группы:
- повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции;
- развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;
- развитие предпринимательской инициативы;
- организация социальной адаптации малоимущих граждан;
- развитие системы социального контракта.
III. Анализ текущей ситуации
1. Информация о социально-экономическом развитии региона
По данным Росстата, с учетом итогов Всероссийской переписи населения (далее - ВПН) 2020 года численность постоянного населения Сахалинской области на начало 2022 года составила 466 тыс. человек (городское население - 384,4 тыс. чел.; сельское - 81,6 тыс. чел.). Численность мужчин составила 222,6 тыс. человек, женщин - 243,4 тыс. человек.
За 2022 год численность населения, по предварительным данным, снизилась на 5512 человек (миграционный отток составил 4040 человек, естественная убыль - 1472 человека).
В 2022 году здравоохранение Сахалинской области продолжало работать в неблагоприятной эпидемиологической обстановке, связанной с новой коронавирусной инфекцией Covid-19. На постоянной основе осуществлялся мониторинг эпидемиологической ситуации, доступности первичного звена, вакцинации взрослого населения.
За 2022 год коэффициент смертности удалось снизить до 13,3 случаев на 1000 населения Сахалинской области (2021 г. - 15,7).
2. Показатели естественного движения населения (от итогов ВПН-2020)
Таблица N 1
Годы |
Всего, человек |
На 1000 населения |
||||
родившихся |
умерших |
естественный прирост, убыль (-) |
родившихся |
умерших |
естественный прирост, - убыль (-) |
|
2020 |
5589 |
6693 |
-1104 |
11,5 |
13,7 |
-2,2 |
2021 |
5438 |
7587 |
-2149 |
11,2 |
15,6 |
-4,4 |
2022 |
4972 |
6444 |
-1472 |
10,3 |
13,3 |
-3,0 |
Среди основных причин смерти - болезни органов кровообращения, пищеварения, новообразования и несчастные случаи, а также смертность от новой коронавирусной инфекции Covid-19 - в виде прямых причин либо сопутствующих заболеваний.
Миграционный отток населения на протяжении более трех десятков лет был основной причиной сокращения численности региона (максимальный отток отмечен в 1994 и 1995 годах - 21 и 20 тыс. человек соответственно). Исключение составляют 2017 и 2021 годы, когда число прибывших на территорию Сахалинской области было выше числа выбывших на 2373 и 705 человек соответственно.
3. Миграция населения
Таблица N 2
(человек)
Годы |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост, убыль (-) |
2020 |
19953 |
21485 |
-1532 |
2021 |
17515 |
16810 |
705 |
2022 |
18072 |
22112 |
-4040 |
Миграционные потери обусловлены причинами личного, семейного характера, а также выездом за пределы области на учебу. Отдаленность островной области от центральной части России, а также фактор опасных природных явлений способствуют миграционному оттоку населения.
Доля механических потерь в общем объеме снижения численности населения в 2022 году составила 73,3%.
Миграционный отток за 2022 год сложился в количестве 4040 человек (из них 3095 человек (76,6%) составляет население трудоспособного возраста).
4. Динамика миграционного прироста, убыли (-) по возрастным группам
Таблица N 3
|
2020 |
2021 |
2022 * |
Мужчины и женщины |
-1532 |
705 |
-4040 |
в том числе в возрасте: |
|
|
|
моложе трудоспособного |
-218 |
-476 |
-407 |
трудоспособном |
-887 |
1557 |
-3095 |
старше трудоспособного |
-427 |
-376 |
-367 |
------------------------------
* За 2022 год данные по возрастам предварительные (допущено отклонение от итога)
------------------------------
Отрицательное сальдо миграции в 2022 году более чем на 54% обусловлено миграционным обменом населения с зарубежными странами. Миграционный отток в страны СНГ составил 1496 человек, в другие зарубежные страны - 699 человек. В другие регионы Российской Федерации из Сахалинской области выбыло 13840 человек, прибыло - 11995 человек. Межрегиональный миграционный отток составил 1845 человек.
Ситуация на рынке труда Сахалинской области сохранялась достаточно стабильной и регулируемой. Проактивные меры по поддержке занятости населения, принятые на федеральном и региональном уровнях, способствовали сохранению рабочих мест, недопущению роста безработицы, напряженности на рынке труда.
Численность занятых в экономике (баланс трудовых ресурсов) в среднегодовом исчислении, по оценке, составила 272,4 тыс. человек. Число безработных по методологии МОТ сократилось до 11,6 тыс. человек (2020 год - 15,2 тыс. чел.). Уровень безработицы по МОТ составил 4,2% (2020 г. - 5,5%).
Услуги в области содействия занятости доступны ищущим работу и безработным гражданам, а также работникам, находящимся под риском высвобождения.
Через стимулирование работодателей решались вопросы занятости и создания условий для отдельных категорий населения: инвалидов, молодежи, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
Для граждан с ограниченными физическими возможностями квотируются и создаются оборудованные (оснащенные) рабочие места, субсидированные рабочие места с компенсацией затрат работодателям на оплату труда инвалидов и их наставников, приобретается специальное оборудование.
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника в январе-декабре 2022 года составила 102886 рублей и по сравнению с 2020 годом увеличилась на 11,2%.
Среднедушевые денежные доходы населения Сахалинской области в 2022 году составили 70392 рубля и увеличились к уровню 2020 года на 15,8%.
Органами исполнительной власти Сахалинской области осуществляется мониторинг достижения целевых показателей отдельных категорий работников бюджетной сферы региона, обозначенных в указах Президента Российской Федерации (от 07 мая 2012 г. N 597, от 28 декабря 2012 г. N 1688 и от 01 июня 2012 г. N 761). По всем целевым категориям работников бюджетной сферы региона ежегодно обеспечивается уровень средней заработной платы не ниже достигнутого в предыдущем году.
В целом по области в 2022 году средняя начисленная заработная плата была выше среднеобластного уровня у работников, занятых: в добыче полезных ископаемых - в 2,5 раза; профессиональной, научной деятельностью - в 1,3 раза; в сфере рыболовства, рыбоводства, а также финансовой деятельностью - в 1,2 раза.
Наиболее низкая заработная плата отмечалась среди работников, занятых в сфере гостиничного бизнеса и предприятий общественного питания (52,6% от среднеобластного уровня).
С целью поддержки граждан наименее обеспеченных категорий населения продолжена работа по реализации мероприятий социальной политики.
В связи с принятыми на федеральном уровне решениями о росте доходов граждан в 2022 году в Сахалинской области величина прожиточного минимума по сравнению с 2021 годом увеличена на душу населения на 19%, для трудоспособного населения на 21,9%, детей - на 14,4%.
Величина прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии увеличилась по сравнению с 2021 годом на 19,7% и составила 16280 рублей.
Для обеспечения выполнения государственных гарантий по оплате труда работников заработная плата бюджетников проиндексирована с 1 сентября 2022 года в 1,082 раза.
В настоящее время ключевую роль в экономике Сахалинской области играет нефтегазовый сектор, на долю которого в структуре валового регионального продукта приходится более половины объема.
В общем объеме валового регионального продукта на вид экономической деятельности добыча полезных ископаемых приходится 59,8%, строительство - 6,0%, оптовую и розничную торговлю - 5,4%, обрабатывающие производства - 4,2%, транспортировку и хранение - 3,6%.
Оперативные меры федеральных и региональных властей позволили избежать серьезных последствий из-за прекращения деятельности и выхода некоторых иностранных компаний из крупных нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Добыча и отгрузка углеводородов потребителям продолжается.
К разработке месторождений Киринское и Южно-Киринское проекта "Сахалин-3" и строительству сопутствующей инфраструктуры приступило ООО "Газпром инвест".
Динамично развивается угольная отрасль Сахалинской области. Добыча угля в 2022 году составила 13,8 млн тонн (105,5% к предыдущему году). Добыча угля преимущественно осуществляется в Углегорском городском округе (86% общего объема добычи).
В рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области основными объектами промысла традиционно являются: минтай, треска, сельдь, камбала, навага, терпуг, тихоокеанские лососи и крабы.
Объем добычи рыбы в 2022 году (по данным СКТУ Росрыболовства) превысил 776 тыс. тонн (124,4% к предыдущему году).
Росту добычи водных биоресурсов способствует модернизация и переоборудование флота, строительство новых рыбоперерабатывающих заводов по производству филе минтая, рыбной муки, жира и "сурими". Произведено рыбопродукции в натуральном выражении за 2022 год более 501 тыс. тонн (126,6% к предыдущему году). Увеличены производственные мощности и выпуск продукции социально-значимыми рыбохозяйственными предприятиями: ЗАО "Курильский рыбак" филиал "Крабозаводское", ООО "Алаид", ООО "Монерон", АО "Северо-Курильская база сейнерного флота", ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат", ООО р/к им. Кирова, ООО "Рыбновский лосось", ООО "Салмо".
Комплекс предприятий перерабатывающей отрасли обеспечивает производство мясной и молочной продукции, хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, пивобезалкогольных напитков. В 2022 году увеличилось производство колбасных изделий, полуфабрикатов мясных, изделий кулинарных, молока, масло сливочного, сыров, творога, хлеба и хлебобулочных изделий, напитков безалкогольных.
Динамика производственной деятельности основных предприятий стройиндустрии связана с объемами жилищного строительства, а также строительством объектов социальной сферы, инфраструктурных и производственных объектов. За период 2020 - 2022 годов введено в эксплуатацию более 1447 тыс. кв. м жилых домов. Основными крупными застройщиками выступают: ОАО "ПИК", АО "Сахалинское ипотечное агентство", ООО "СКФ "Сфера", ООО "Лиго-Дизайн".
Сельское хозяйство Сахалинской области специализируется на производстве картофеля, овощей открытого и защищенного грунтов, мяса, молока, яиц, грубых и сочных кормов.
По итогам 2022 года объем валовой продукции, произведенной хозяйствами всех категорий, составил 17,6 млрд рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 101,8% к уровню 2021 года.
Самообеспеченность региона по молоку оценивается на уровне 71,9% (2020 г. - 64,1%), по мясу - 23% (2020 г. - 22,3%), яйцу - 92% (2020 г. - 91,9%). В сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа в Сахалинской области сохраняется самая высокая обеспеченность по яйцу и овощам собственного производства, также регион входит в тройку лидеров по самообеспеченности молоком и картофелю.
На развитие экономики территории напрямую влияет инвестиционная деятельность. Вложение инвестиций в основной капитал - это увеличение производственных мощностей, создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы.
По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - Рейтинг) за 2022 год Сахалинская область вошла в первую пятерку регионов наиболее привлекательных для инвесторов, поднявшись с 8 на 5 место, сохранив свое лидерство среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
Продолжается строительство объектов резидентов территорий опережающего развития (далее - ТОР) "Горный воздух" (на территории муниципальных образований городской округ "Город Южно-Сахалинск" и "Анивский городской округ"), "Южная" (на территории муниципальных образований городской округ "Город Южно-Сахалинск", "Анивский городской округ", "Томаринский городской округ", "Макаровский городской округ", Поронайский городской округ и городской округ "Смирныховский") и "Курилы" (на территории муниципальных образований "Южно-Курильский городской округ" и Северо-Курильский городской округ).
На ТОР "Горный воздух" с резидентами заключено 31 соглашение об осуществлении деятельности. В 2022 году заключено 4 новых соглашения с ООО "Острова", ООО "Сахспецторг", ООО "ЛИГО гостеприимство", ООО "Горка".
На начало 2023 года объём инвестиций, фактически реализованных резидентами ТОР "Горный воздух", составляет 16,6 млрд рублей, создано 942 рабочих места.
На ТОР "Южная" с резидентами заключено 11 соглашений об осуществлении деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1069 границы ТОР "Южная" расширены для реализации проекта "Дальневосточный квартал", в рамках которого будет осуществляться строительство современного и качественного жилья и социальной инфраструктуры. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 года N 66 границы ТОР "Южная" расширены на части территорий городского округа "Город Южно-Сахалинск", "Макаровского городского округа", Поронайского городского округа и городского округа "Смирныховский" для реализации следующих проектов:
- Создание агропромышленного парка с оптово-распределительным центром (ООО "САХПАРК"), объем инвестиций 5,5 млрд рублей, планируется создание 720 новых рабочих мест. Проект предполагает создание логистического центра с высокотехнологической инфраструктурой для хранения продовольственных товаров и переработки сельскохозяйственной продукции;
- Создание многофункционального грузового порта в заливе Терпения (ООО "МГР"), объем инвестиций 35 млрд рублей, планируется создание 421 нового рабочего места. Объект будет служить перевалочной базой для перспективных проектов по добыче углеводородов, включая шельфовые месторождения нефти и газа;
- Строительство цементного завода в Смирныховском районе (ООО "Сахалинский цемент"), объем инвестиций 12,4 млрд рублей, планируется создание 597 новых рабочих мест. В районе с. Первомайск будет построен завод по производству цемента мощностью до 700 тыс. тонн в год.
Статус резидента ТОР "Курилы" присвоен 8 инвесторам. В 2022 году заключено соглашение с ООО "Архипелаг Онекотан". По состоянию на 01 января 2023 года резидентами профинансировано 5,9 млрд рублей, создано 956 рабочих мест.
2016 году на территорию муниципального образования "Корсаковский городской округ" распространен режим "Свободный порт Владивосток", в 2017 году - на территорию муниципального образования Углегорский городской округ.
С момента распространения режима Свободного порта Владивосток в регионе статус резидента получили 48 компаний. На реализацию проектов планируется направить 60,3 млрд рублей, создать 2972 новых рабочих места.
5. Справочная информация об основных отраслях экономики
Таблица N 4
Показатели |
Единица измерения |
2020 |
2021 |
2022 |
Численность населения на конец года (2021-2022 - предварительные итоги ВПН -2020) |
тыс. чел. |
485,6 |
466,0 |
460,0 |
Естественный прирост, убыль (-) |
чел. |
-1104 |
-2149 |
-1472 |
Миграционный прирост, отток (-) |
чел. |
-1532 |
705 |
-4040 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2022 г. - оценка) |
лет |
69,7 |
68,4 |
69,2 |
Доля населения в трудоспособном возрасте (на начало года, от итогов ВПН - 2010) |
% от общей численности населения |
57,5 |
57,1 |
58,3 |
Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста лиц нетрудоспособного возраста, на начало года (от итогов ВПН-2010) |
на 1000 лиц трудоспособного возраста |
778 |
751 |
714 |
Среднегодовая численность занятых в экономике (2022 - оценка) |
тыс. чел. |
275,4 |
270,8 |
272,4 |
Уровень занятости населения |
% |
65,3 |
65,7 |
66,6 |
Численность безработных по методологии МОТ |
тыс. чел. |
15,3 |
14,4 |
11,6 |
Уровень безработицы по методологии МО |
% |
5,5 |
5,2 |
4,2 |
Уровень зарегистрированной безработицы (среднегодовой) |
% |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения |
тыс. чел. |
46,7 |
43,1 |
29,6 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (на конец года) |
чел./на 1 вакансию |
0,6 |
0,3 |
0,3 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций |
руб. |
92518 |
94285 |
102886 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
руб. |
96861 |
98402 |
106732 |
добыча полезных ископаемых |
руб. |
231658 |
234323 |
256772 |
обрабатывающие производства |
руб. |
72481 |
79572 |
82397 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
руб. |
74383 |
78322 |
92526 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
руб. |
53440 |
57795 |
64466 |
строительство |
руб. |
79630 |
88711 |
101317 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
руб. |
50369 |
52144 |
58332 |
транспортировка и хранение |
руб. |
87207 |
93734 |
105044 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
руб. |
44059 |
49172 |
54173 |
деятельность в области информации и связи |
руб. |
74261 |
80163 |
87968 |
деятельность финансовая и страховая |
руб. |
117117 |
128124 |
128165 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
руб. |
49370 |
54302 |
61844 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
руб. |
135483 |
129799 |
132225 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
руб. |
103155 |
88301 |
87936 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
руб. |
88690 |
93323 |
102102 |
образование |
руб. |
79203 |
77321 |
82136 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
руб. |
93885 |
89961 |
93309 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
руб. |
77391 |
80997 |
86878 |
предоставление прочих видов услуг |
руб. |
57894 |
58697 |
65406 |
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платой работников с прожиточным минимумом трудоспособного населения |
раз |
5,5 |
5,6 |
5,0 |
Среднедушевые денежные доходы населения |
руб. |
60797 |
63853 |
70392 |
Структура денежных доходов - всего |
% |
100 |
100 |
_ |
в том числе: оплата труда |
% |
70,2 |
69,7 |
_ |
социальные трансферты |
% |
20,9 |
22,0 |
_ |
доходы от собственности |
% |
3,9 |
2,7 |
_ |
доходы от предпринимательской деятельности |
% |
4,4 |
5,1 |
_ |
другие доходы |
% |
0,6 |
0,5 |
_ |
Величина прожиточного минимума, все население (в среднем на душу населения) |
руб. в месяц |
15914 |
15906 |
18930 |
в том числе по социально-демографическим группам: |
|
|
|
|
трудоспособное население |
руб. в месяц |
16946 |
16932 |
20634 |
пенсионеры |
руб. в месяц |
12746 |
13604 |
16280 |
дети |
руб. в месяц |
17321 |
17300 |
19791 |
Средний размер назначенной пенсии |
руб. |
20660 |
22148 |
25119,6 |
Валовой региональный продукт |
млрд руб. |
1002,7 |
1182,1 |
1342,7 |
Инвестиции в основной капитал |
млрд руб. |
230,5 |
241,4 |
269,3 |
Промышленное производство |
|
|
|
|
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости, на конец года) |
млрд руб. |
40320,6 |
_ |
_ |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд руб. |
821,9 |
1 024,3 |
1167,9 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
млрд руб. |
731,9 |
926,5 |
1058,6 |
обрабатывающие производства |
млрд руб. |
65,9 |
71,1 |
81,2 |
обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
млрд руб. |
19,9 |
22,3 |
23,6 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
млрд руб. |
4,1 |
4,4 |
4,5 |
Продукция сельского хозяйства |
млрд руб. |
13,9 |
15,2 |
17,7 |
Оборот розничной торговли |
млрд руб. |
165,0 |
176,7 |
194,5 |
Производительность труда (2021-2022 гг. - оценка) |
% |
98,8 |
96,6 |
87,1 |
6. Уровень регистрируемой безработицы в муниципальных образованиях Сахалинской области на конец 2020, 2021 и 2022 годов
Таблица N 5
МО |
Уровень безработицы, % |
|||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Рост +/снижение - (2022 г. к 2020 г.) |
|
Всего по области |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
-0,3 |
МО ГО "Александровск-Сахалинский район" |
1,5 |
1,6 |
1,2 |
-0,3 |
МО "Анивский городской округ" |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
-0,1 |
МО ГО "Долинский" |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
-0,4 |
МО Корсаковский городской округ |
0,7 |
0,5 |
0,3 |
-0,4 |
МО "Курильский городской округ" |
0,9 |
0,5 |
0,4 |
-0,5 |
МО "Макаровский городской округ" |
3,5 |
2,9 |
2,5 |
-1,0 |
МО "Невельский городской округ" |
0,5 |
0,6 |
0,3 |
-0,2 |
МО "Городской округ Ногликский" |
0,7 |
0,8 |
0,5 |
-0,2 |
МО ГО "Охинский" |
1,9 |
1,0 |
0,8 |
-1,1 |
МО Поронайский городской округ |
2,0 |
1,9 |
1,6 |
-0,4 |
МО Северо-Курильский городской округ |
1,4 |
0,6 |
0,9 |
-0,5 |
МО ГО "Смирныховский" |
1,2 |
1,6 |
1,4 |
+0,2 |
МО "Томаринский городской округ" |
1,2 |
1,5 |
0,9 |
-0,3 |
МО "Тымовский городской округ" |
1,0 |
1,0 |
0,7 |
-0,3 |
МО Углегорский городской округ |
0,6 |
0,7 |
0,4 |
-0,2 |
МО "Холмский городской округ" |
1,0 |
0,6 |
0,4 |
-0,6 |
МО "Южно-Курильский городской округ" |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0 |
МО ГО "Город Южно-Сахалинск" |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
-0,3 |
Уровень зарегистрированной безработицы в целом по области снизился по сравнению с 2020 годом на 0,3 п.п. и составил 0,5% (в среднем по России - 0,7%, ДФО - 0,8%).
Наиболее благополучная ситуация на рынках труда г. Южно-Сахалинска, Анивского, Долинского, Корсаковского, Курильского, Невельского, Ногликского, Углегорского, Холмского, Южно-Курильского городских округов, где официальная безработица не превышает среднеобластной показатель.
Уровень безработицы более 1% сохраняется в Александровске-Сахалинском, Макаровском, Поронайском, Смирныховском городских округах.
Услуги в области содействия занятости доступны ищущим работу и безработным гражданам, а также работникам, находящимся под риском высвобождения.
Через стимулирование работодателей решались вопросы занятости и создания условий для отдельных категорий населения: инвалидов, молодежи, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
Для граждан с ограниченными физическими возможностями квотируются и создаются оборудованные (оснащенные) рабочие места, субсидированные рабочие места с компенсацией затрат работодателям на оплату труда инвалидов и их наставников, приобретается специальное оборудование.
Ситуация на рынке труда на долгосрочный период будет зависеть от социально-экономических, демографических факторов, реализации мер инвестиционной политики, предусматривающих создание новых рабочих мест, а также адресных мер, направленных на содействие занятости отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, развития новых направлений занятости.
7. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума (%)
Таблица N 6
|
2020 |
2021 1) |
2022 2) |
Российская Федерация |
320,4 |
345,9 |
322,8 3) |
Сахалинская область |
382,0 |
401,4 |
388,9 |
------------------------------
1) Источник: С 2021 года изменен порядок и периодичность расчета величины прожиточного минимума на основании Федерального закона от 29 декабря 2020 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом оценка осуществляется на основании данных о величине прожиточного минимума, устанавливаемой в соответствии с действующим законодательством на соответствующий год (с годовой периодичностью): в целом по Российской Федерации - Правительством Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации - по каждому субъекту Российской Федерации и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения, определенного в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 02 июля 2014 года N 465 (далее - Приказ N 465). Данные по показателю среднедушевых денежных доходов населения рассчитаны без учета итогов ВПН-2020.
2) Источник: Оценка осуществлена на основании данных о величине прожиточного минимума, установленной с 01 июня 2022 года в соответствии c постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года N 973, и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения, определенного в соответствии с Приказом N 465. Данные по показателю среднедушевых денежных доходов населения рассчитаны с учетом итогов ВПН-2020.
3) Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
------------------------------
8. Социально-экономическая дифференциация населения Сахалинской области
8.1. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (оценка на основании данных выборочного обследования домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения) 2020 (в процентах)
Таблица N 7
Все население |
100,0 |
в том числе со среднедушевым доходом в месяц, рублей |
|
до 7 000,0 |
0,6 |
от 7 000,1 до 10 000,0 |
1,5 |
от 10 000,1 до 14 000,0 |
3,5 |
от 14 000,1 до 19 000,0 |
6,3 |
от 19 000,1 до 27 000,0 |
12,1 |
от 27 000,1 до 45 000,0 |
25,3 |
от 45 000,1 до 60 000,0 |
15,1 |
свыше 60 000,0 |
35,6 |
2021 (в процентах)
Таблица N 8
Все население |
100,0 |
в том числе со среднедушевым доходом в месяц, рублей |
|
до 7 000,0 |
0,4 |
от 7 000,1 до 10 000,0 |
1,2 |
от 10 000,1 до 14 000,0 |
3,0 |
от 14 000,1 до 19 000,0 |
5,6 |
от 19 000,1 до 27 000,0 |
11,1 |
от 27 000,1 до 45 000,0 |
24,5 |
от 45 000,1 до 60 000,0 |
15,4 |
свыше 60 000,0 |
38,8 |
2022 (в процентах)
Таблица N 9
Все население |
100 |
в том числе со среднедушевым доходом в месяц, рублей |
|
до 7 000,0 |
0,2 |
от 7 000,1 до 10 000,0 |
0,7 |
от 10 000,1 до 14 000,0 |
2,1 |
от 14 000,1 до 19 000,0 |
4,3 |
от 19 000,1 до 27 000,0 |
9,3 |
от 27 000,1 до 45 000,0 |
23,0 |
от 45 000,1 до 60 000,0 |
15,7 |
свыше 60 000,0 |
44,7 |
В анализе населения по величине среднедушевых доходов четко прослеживается значительное уменьшение количественного показателя населения с доходами ниже 7000,00 рублей, в то время как происходит увеличение населения с доходами свыше 60000,00 рублей, что существенно влияет на снижение уровня бедности в Сахалинской области.
8.2. Распределение общего объема денежных доходов по 20-ти процентным группам населения (оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения)
2020
Таблица N 10
|
В % от общего объема доходов |
Среднедушевой доход в группе, рублей |
Денежные доходы |
100,0 |
60136 |
в том числе по 20-ти процентным группам населения: |
|
|
- первая (с наименьшими доходами) |
5,6 |
16732 |
- вторая |
10,3 |
31011 |
- третья |
15,3 |
45934 |
- четвертая |
22,7 |
68313 |
- пятая (с наивысшими доходами) |
46,1 |
138690 |
2021
Таблица N 11
|
В % от общего объема доходов |
Среднедушевой доход в группе, рублей |
Денежные доходы |
100,0 |
63853 |
в том числе по 20-ти процентным группам населения: |
|
|
- первая (с наименьшими доходами) |
5,6 |
17854 |
- вторая |
10,4 |
33031 |
- третья |
15,3 |
48862 |
- четвертая |
22,7 |
72570 |
- пятая (с наивысшими доходами) |
46,0 |
146949 |
2022 (предварительные)
Таблица N 12
|
В % от общего объема доходов |
Среднедушевой доход в группе, рублей |
Денежные доходы |
100,0 |
63853 |
в том числе по 20-ти процентным группам населения: |
|
|
- первая (с наименьшими доходами) |
5,8 |
20443 |
- вторая |
10,5 |
37380 |
- третья |
15,5 |
54832 |
- четвертая |
22,8 |
80739 |
- пятая (с наивысшими доходами) |
45,4 |
160800 |
Данные приведены без учета ВПН - 2020.
8.3. Основные показатели дифференциации доходов 2020
Таблица N 13
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах |
14,4 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,401 |
Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума: |
|
тыс. чел. |
38,0 |
в процентах к итогу |
7,8 |
Дефицит денежного дохода (в процентах к объему дохода) |
0,6 |
2021
Таблица N 14
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах |
14,3 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,400 |
Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже границы бедности: |
|
тыс. чел. |
35,9 |
в процентах к итогу |
7,4 |
Дефицит денежного дохода (в процентах к объему дохода) |
0,6 |
2022
Таблица N 15
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах |
13,5 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,393 |
Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже границы бедности: |
|
тыс. чел. |
33,5 |
в процентах к итогу |
7,0 |
Дефицит денежного дохода (в процентах к объему дохода) |
0,6 |
Доходы населения представляют собой важный социально-экономический показатель уровня жизни. Величина и динамика доходов населения, их дифференциация являются либо стимулом, либо тормозом развития производительных сил и производственных отношений.
Коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1 и характеризующий степень расслоения общества (чем больше его значение приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения). В Сахалинской области в течение указанных лет коэффициент существенно не менялся, однако прослеживается его снижение, а соответственно снижение численности населения, имеющего среднедушевые доходы ниже границы бедности.
9. Социальная защита граждан
Социальная защита является по функциональному характеру целостной системой, которая представляет собой самостоятельный социальный институт и занимает важнейшее место в системе политики государства по повышению уровня благосостояния всего населения и качества жизни уязвимых категорий граждан.
Решение задач социально защиты граждан достигается в рамках реализации мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни семей при рождении детей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, лиц пожилого возраста и иных категорий граждан, в том числе путем предоставления мер социальной поддержки и совершенствования системы социального обслуживания.
На территории Сахалинской области принята и действует государственная программа Сахалинской области "Социальная поддержка населения Сахалинской области", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 31 мая 2013 N 279 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Социальная поддержка населения Сахалинской области" (далее - программа). Основной целью реализации программы является создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, рождаемости, улучшения демографической ситуации, а также повышение доступности социального обслуживания населения в Сахалинской области.
Для достижения целей программы решаются следующие задачи:
- повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки путем выполнения обязательств государства по социальной поддержке граждан;
- повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения Сахалинской области;
- повышение уровня жизни семей с детьми, улучшение демографической ситуации в Сахалинской области, а также создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание дополнительной адресной социальной поддержки нуждающимся гражданам (семьям) на основе индивидуального, дифференцированного, комплексного подхода с учетом оптимальной схемы предоставления дополнительной этой поддержки.
На оказание мер социальной поддержки в 2021 году направлено 16,6 млрд рублей (99,7% плановых ассигнований). Предоставляется 197 мер социальной поддержки. Их получателями являются 247,8 тыс. человек.
Расходы на меры социальной поддержки 57 тыс. сахалинских семей с детьми составили 7,6 млрд рублей.
В 2022 году расходы на социальную защиту населения направлено 22,95 млрд рублей (99,6% плановых ассигнований).
Получателями мер социальной поддержки являются 239,5 тыс. человек. Прослеживается уменьшение получателей мер социальной поддержки, соответственно происходит снижение числа семей, нуждающихся в их предоставлении.
В органах социальной защиты состоят на учете и получают меры социальной поддержки:
Таблица N 16
|
2020 |
2021 |
2022 |
Численность граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты (чел) |
237058 |
247784 |
239510 |
Численность населения Сахалинской области (чел) |
488257 |
485621 |
484177 |
Доля граждан, охваченных различными формами социальной поддержки, от общего числа граждан, проживающих на территории Сахалинской области (%) |
48,55 |
51,02 |
49,47 |
Состоящие на учете граждане получают различные меры социальной поддержки не только с учетом критериев малоимущей семьи, но и при возникновении определенных жизненных ситуаций, связанных с рождением, воспитанием детей, выходом на пенсию и др., для назначения которых не учитывается среднедушевой доход семьи.
Например, без учета среднедушевого дохода семьи предоставляются:
- единовременная выплата при рождении первого ребёнка в размере 54444,00 рублей;
- единовременная денежная выплата при одновременном рождении трех и более детей в размере 1000000,00 рублей;
- ежемесячная денежная выплата на обеспечение питанием беременных женщин в размере 2624,00 рублей;
- ежемесячная денежная выплата на полноценное питание ребенка до трех лет в размере 2624,00 рублей;
- ежемесячная социальная доплата к пенсии в размере 1000,00 рублей, ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Сахалинской области в размере 2233,00 рублей и другие.
Традиционно социальная бедность была зарегистрирована в слабо защищенных категориях населения - это семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, граждане, имеющие трудности с поиском работы, и граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Анализ малоимущих семей, состоящих на учете в органах социальной защиты Сахалинской области:
Таблица N 17
|
2020 |
2021 |
2022 |
Всего малоимущих семей |
24285 |
23318 |
21432 |
Из них: |
|
|
|
Семьи с одинокими родителями |
4361 |
4883 |
5289 |
Семьи с детьми-инвалидами |
397 |
410 |
387 |
Многодетные семьи |
1305 |
1494 |
1553 |
Семьи с детьми до 3 лет |
6513 |
6068 |
5657 |
Семьи с детьми до 18 лет |
17918 |
17701 |
16309 |
Молодые семьи (до 35 лет) |
22351 |
21597 |
19783 |
Проведенный анализ показал, что основной категорией семей с низкими доходами являются молодые семьи (92% за трехлетний период от общего количества малоимущих семей, получающих меры социальной поддержки).
Семьи с одинокими родителями - 17,9% в 2020 году, 20,9% в 2021 и 24,6% в 2022 году от числа всех семей.
Семьи с детьми - инвалидами - 1,6% в 2020 гуду, 1,8% в 2021 и 1,8% в 2022 году от числа всех семей.
Многодетные семьи - 5,4% в 2020 гуду, 6,4% в 2021 и 7,3% в 2022 году от числа всех семей.
Семьи с детьми до 3 лет - 26,8% в 2020 году, 26,0% в 2021 и 26,4% в 2022 году от числа всех семей.
Семьи с детьми до 18 лет - 73,8% в 2020 году, 75,9% в 2021 и 76,1% в 2022 году от числа всех семей.
Учитывая показатели трехлетнего периода прослеживается значительное снижение количества малоимущих семей.
Количество малоимущих семей, состоящих на учете в органах социальной защиты Сахалинской области в разрезе муниципальных образований:
Таблица N 18
Район |
2020 |
|
2021 |
|
2022 |
|
село |
город |
село |
город |
село |
город |
|
Александровск-Сахалинский |
116 |
513 |
112 |
482 |
103 |
450 |
Анивский |
244 |
275 |
214 |
244 |
189 |
207 |
Долинский |
925 |
884 |
836 |
762 |
733 |
704 |
Корсаковский |
287 |
1474 |
281 |
1357 |
278 |
1267 |
Курильский |
43 |
56 |
49 |
61 |
58 |
55 |
Макаровский |
98 |
346 |
88 |
327 |
86 |
308 |
Невельский |
320 |
639 |
314 |
614 |
274 |
526 |
Ногликский |
480 |
20 |
459 |
17 |
417 |
18 |
Охинский |
132 |
1137 |
130 |
1126 |
123 |
1081 |
Поронайский |
467 |
1230 |
450 |
1167 |
436 |
1057 |
Северо-Курильский |
2 |
41 |
2 |
33 |
1 |
25 |
Смирныховский |
623 |
67 |
588 |
63 |
560 |
61 |
Томаринский |
282 |
272 |
264 |
252 |
234 |
251 |
Тымовский |
933 |
88 |
841 |
88 |
779 |
81 |
Углегорский |
604 |
477 |
574 |
438 |
501 |
385 |
Холмский |
745 |
1850 |
687 |
1668 |
617 |
1586 |
Южно-Курильский |
134 |
16 |
157 |
15 |
124 |
10 |
Южно-Сахалинский |
2888 |
5577 |
2934 |
5624 |
2754 |
5093 |
ИТОГО: |
9323 |
14962 |
8980 |
14338 |
8267 |
13165 |
Для решения задачи по снижению уровня бедности в Сахалинской области создана эффективная система социальной поддержки, предоставляется ряд мер, направленных на увеличение доходов граждан, созданы условия для самостоятельного выхода населения из бедности, изменены подходы к предоставлению мер социальной поддержки.
Внедрена единая электронная система, позволяющая получать адресную продовольственную помощь с использованием электронного социального сертификата через организации, участвующие в обслуживании электронной карты проекта "Единая карта сахалинца", а также через социально ориентированные объекты розничной торговли и участников проекта "Региональный продукт" в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 22 июня 2023 N 301 "Об оказании адресной продовольственной помощи в виде приобретения продуктов питания".
В целях совершенствования предоставления мер социальной поддержки и обеспечения реализации мероприятий региональной программы организовано взаимодействие между органами исполнительной власти, гражданами и благотворительными фондами, меценатами, организациями и волонтерами путем заключения трехстороннего соглашения между министерством социальной защиты Сахалинской области, гражданином (домохозяйством) и благотворительным фондом о взаимодействии в целях повышения благосостояния домохозяйства и преодоления трудной жизненной ситуации.
С декабря 2021 года на территории Сахалинской области реализуется проект "Борьба с бедностью" (далее - Проект). Проект нацелен на вывод 11 291 домохозяйств, находящихся за чертой бедности, из трудной жизненной ситуации в том числе путем совершенствования мер социальной поддержки и адресной помощи.
Задачи Проекта: проведение обследования и разработка цифровых паспортов домохозяйств Сахалинской области, находящихся за чертой бедности, анализ бюджета каждого домохозяйства и составление индивидуальных программ для решения жизненных ситуаций, направленных на повышение их благосостояния.
Первая часть проекта заключалась в проведении анкетирования семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на предмет анализа доходов и расходов. Анкета содержала вопросы о составе семьи, жилищных условиях, месте работы трудоспособных членов семьи, доходах и расходах, а также о нехватке средств на приобретение важных товаров жизнедеятельности.
По результатам проведенного опроса с респондентами, выразившими согласие на участие в проекте, заключались соглашения, составлялись индивидуальные программы с мероприятиями по повышению благосостояния (например, помощь в трудоустройстве, переобучении (при необходимости), улучшении жилищных условий, оформлении мер социальной поддержки, устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения, оказание помощи в области здравоохранения, а также иной правовой помощи).
При этом в случае заключения указанного соглашения для граждан сохранялось право на получение мер социальной поддержки, что являлось важным условием для вывода семьи из трудной жизненной ситуации.
Тестовое обследование проводилось в г. Корсакове. В результате опроса 950 домохозяйств участниками проекта стали 768 человек. Учитывая позитивный отклик от граждан, проект распространили во всех районах Сахалинской области.
На каждое домохозяйство создана специальная цифровая карта, которая содержит механизм повышения их благосостояния.
В 2022 году в рамках указанного проекта проведено анкетирование более 5 тысяч семей, заключено 2117 соглашений о взаимодействии в целях реализации мероприятий по повышению благосостояния граждан (домохозяйств).
Разработан и осуществляется комплекс мер по повышению рождаемости, развитию региональной системы предоставления мер социальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей, снижению смертности, а также повышению продолжительности жизни населения области.
В 2020 году произошли существенные изменения по предоставлению регионального материнского капитала. Продлен срок действия этой меры поддержки до конца 2026 года. Региональный материнский капитал при рождении первенца в размере 150 тыс. рублей с 2020 года предоставляется всем женщинам (ранее его могли получить мамы в возрасте от 19 до 25 лет). Кроме того, увеличен размер областного капитала на второго ребенка до 250 тыс. рублей (ранее сумма составляла 204 263 рубля).
Воспользовались средствами регионального материнского капитала в связи с рождением второго ребенка в 2020 году - 2099 человек, в 2021 году - 2071 человек, в 2022 году - 1594 человека.
В связи с рождением первого ребенка в 2020 - 299 человек, в 2021 году - 549 человек, в 2022 году - 496 человек.
Анализ сведений о гражданах, состоящих на учете в центрах занятости населения, показал, что доля неработающих граждан, которые обратились в ЦЗН, от общего числа получателей социальных выплат составляет не более 4%.
Основные причины малообеспеченности граждан:
- отсутствие работы;
- низкая заработная плата;
- отсутствие необходимой квалификации для трудоустройства;
- неофициальная занятость;
- отсутствие желания работать.
Одной из эффективных технологий, направленных на стимулирование малоимущих граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу из бедности, является предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - технология).
Мероприятия программы социальной адаптации включают в себя: поиск работы, профессиональное обучение, осуществление предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства и иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.
10. Практика реализации в Сахалинской области государственной социальной помощи на основании социального контракта
Для решения задачи по снижению уровня бедности в Сахалинской области создана эффективная система социальной поддержки, предоставляется ряд мер, направленных на увеличение доходов граждан, созданы условия для самостоятельного выхода населения из бедности, изменены подходы к предоставлению мер социальной поддержки.
Одним из действенных механизмов по увеличению доходов семьи является государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Социальный контракт как технология является рыночно-ориентированной и направлена на преодоление социального иждивенчества, так как дает возможность малоимущим гражданам с помощью "стартового капитала" или профессионального потенциала самостоятельно изменить своё материальное положение.
Реализация этой технологии основана на принципах:
- добровольности участия;
- обязательности исполнения условий социального контракта;
- индивидуального подхода при разработке программы социальной адаптации;
- обеспечения персонального подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи именно тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения.
Получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта являются малоимущие семьи, а также малоимущие одиноко проживающие граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
В рамках действия социального контракта, который заключается на срок от трех месяцев до одного года, малоимущим гражданам предоставляется денежная выплата в зависимости от реализации мероприятий программы социальной адаптации.
Основными мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, являются: поиск работы; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
С 2021 года финансовое обеспечение мероприятий по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основе софинансирования расходных обязательств из средств федерального бюджета, что позволило существенно увеличить численность получателей государственной социальной помощи (с 410 контрактов в 2020 году до 873 контрактов в 2022 году).
Таблица N 19
Численность граждан |
2021 |
2022 |
01.05.2023 |
1 |
2 |
3 |
4 |
ВСЕГО заключенных социальных контрактов |
786 |
873 |
204 |
из них: |
|
||
проживающие в городской местности |
675 |
781 |
185 |
проживающие в сельской местности |
111 |
92 |
19 |
|
|
||
малоимущие семьи |
652 |
563 |
134 |
малоимущие одиноко проживающие граждане |
134 |
310 |
70 |
семьи с детьми до 3-х лет |
315 |
299 |
153 |
семьи с детьми до 18-ти лет |
652 |
563 |
134 |
семьи с детьми инвалидами |
29 |
16 |
2 |
семьи с инвалидами с детства 1 группы |
|
|
|
многодетные семьи |
187 |
111 |
21 |
неполные семьи |
433 |
435 |
99 |
численность граждан, преодолевших ТЖС в результате заключения социального контракта, их доля в общей численности малоимущих граждан |
325 |
579 |
* |
численность трудоустроенных граждан из числа получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта |
1 057 |
153 |
** |
численность граждан, у которых увеличился доход от трудовой деятельности по окончании срока действия социального контракта |
508 |
699 |
** |
численность граждан, у которых увеличились натуральные поступления из личного подсобного хозяйства по окончании срока действия социального контракта |
353 |
0 |
** |
численность граждан, повторно обратившихся за государственной социальной помощью на основании социального контракта |
69 |
130 |
22 |
------------------------------
* расчет производится в течение 5-го месяца после месяца окончания срока действия социального контракта;
** годовой показатель.
------------------------------
Среднедушевой доход семьи до заключения социального контракта и по окончании срока действия социального контракта:
Таблица N 20
|
До заключения социального контракта |
По завершении срока действия социального контракта |
2021 |
9 782 |
14 502 |
2022 |
16 947 |
28 249 |
При применении технологии в районах Сахалинской области более полно реализуется трудовой потенциал семьи, повышается социальная ответственность граждан, увеличивается среднедушевой доход семей по окончании срока действия социального контракта, что положительно влияет на повышение уровня и качества их жизни, ослабевают иждивенческие мотивы в их поведении.
На всех этапах выполнения социального контракта осуществляется его сопровождение и своевременное выявление случаев невыполнения заявителями мероприятий программы социальной адаптации. В связи с чем действующими нормативными правовыми актами предусмотрены меры по досрочному расторжению контрактов и взысканию излишне выплаченных сумм в судебном порядке.
Социальный контракт расторгается досрочно в следующих случаях:
1) в связи с выездом заявителя за пределы Сахалинской области;
2) в случае смерти заявителя;
3) в случае представления заявителем недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта;
4) по инициативе заявителя в случае его отказа от исполнения социального контракта;
5) в случае отказа от возврата излишне выплаченных денежных средств;
6) в случае нецелевого расходования денежных средств;
7) по инициативе ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" в случае отказа заявителя от исполнения социального контракта и (или) несоблюдения сроков предоставления отчета о расходовании средств и выполнении мероприятий программы социальной адаптации.
За период с 01 января 2021 года по 01 мая 2023 года заключено 1863 социальных контракта. Досрочно расторгнуто 79 контрактов, из них в отношении 21 гражданина возбуждено судебное производство. По всем делам вынесены положительные решения и производится возврат денежных средств.
Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Сахалинской области на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, на 2021-2022 были установлены три показателя эффективности:
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан по состоянию на 01 января 2023 года, %;
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта.
По итоговой оценке, значения показателя эффективности за 2021 год составили:
Таблица N 21
Сведения о достижении значений показателей эффективности за 2021 год | |||
Численность малоимущих граждан человек по данным Росстата |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, человек |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан по состоянию на 01 января 2021 года, % |
|
38 000 |
2 394 |
план - 3,2% |
факт - 6,3% |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, % |
|
2 394 |
236 |
план - 28% |
факт - 57% |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, % |
|
2 394 |
91 |
план - 9,8% |
факт - 31% |
По итоговой оценке, значения показателя эффективности за 2022 год составили:
Таблица N 22
1 |
Сведения о достижении значений показателей эффективности за 2022 год |
|||
Численность малоимущих граждан человек по данным Росстата |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, человек |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан по состоянию на 01 января 2023 года, % |
||
|
38 000 |
2 194 |
план - 5,1% |
факт - 5,8% |
2 |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, % |
|
|
2 212 |
1042 |
план - 43,1% |
факт - 47,1% |
3 |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, % |
|
|
2 212 |
497 |
план - 16,1% |
факт - 22,5% |
Значение показателя результативности "Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта от общей численности получателей государственной социальной помощи", установленного Концепцией демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 N 1298-р, составило:
Таблица N 23
годы |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
План |
- |
16,4 |
17,0 |
17,5 |
19,5 |
21,5 |
23,5 |
Факт |
15,9 |
20,7 |
17,0 |
19,8 |
26,1 |
21,8 |
31,5 |
IV. Управление и контроль реализации региональной программы
Текущее управление и оперативный контроль над ходом реализации региональной программы, а также координацию деятельности соисполнителей программы осуществляет министерство социальной защиты Сахалинской области.
Механизм реализации региональной программы базируется на принципах партнерства и разграничения полномочий и ответственности всех участников региональной программы.
Реализация региональной программы позволит обеспечить комплексный подход к решению задач по снижению уровня бедности, обеспечению устойчивого роста реальных доходов населения и трудоустройства граждан региона.
Участниками региональной программы являются:
- министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области;
- министерство образования Сахалинской области;
- министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области;
- министерство финансов Сахалинской области;
- министерство экономического развития Сахалинской области;
- министерство инвестиционной политики Сахалинской области;
- агентство по труду и занятости населения Сахалинской области;
- Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области (по согласованию).
Министерство социальной защиты Сахалинской области несет ответственность за реализацию региональной программы в целом, осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей мероприятий региональной программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий региональной программы. Ежегодно уточняет целевые показатели и показатели решения задач региональной программы, затраты на выполнение мероприятий региональной программы и механизм их реализации.
Механизм реализации региональной программы предполагает эффективность использования бюджетных средств.
Соисполнителями программных мероприятий являются областные органы исполнительной власти, функции которых определяются с учетом их компетенции и специфики запланированных мероприятий.
Соисполнители мероприятий региональной программы несут ответственность за реализацию курируемых мероприятий, ежегодно уточняют целевые показатели и план мероприятий согласно приложениям N 1 и 2 к настоящей программе соответственно с уточнением объема ресурсного обеспечения, предусмотренного на выполнение задач региональной программы.
Соисполнители мероприятий региональной программы ежегодно до 15 октября представляют в министерство социальной защиты Сахалинской области детальный план-график реализации целевых показателей региональной программы (далее - план-график реализации целевых показателей), а также план-график реализации мероприятий/контрольных событий региональной программы (далее - план реализации мероприятий) с уточнением объема ресурсного обеспечения и поквартальной декомпозицией на плановый период по формам согласно приложениям N 3 и 4 к настоящей программе соответственно.
План-график реализации целевых показателей и план реализации мероприятий ежегодно утверждается распоряжением министерства социальной защиты.
Соисполнители мероприятий региональной программы представляют в министерство социальной защиты Сахалинской области сведения о достижении плановых показателей и о реализации запланированных мероприятий/контрольных событий региональной программы ежеквартально - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно - до 25 января года, следующего за отчетным, по формам согласно приложениям N 5 и 6 к настоящей программе соответственно.
В случае уточнения или изменения сведений, представленных в срок до 25 января, соисполнители мероприятий региональной программы представляют в министерство социальной защиты Сахалинской области уточненные данные в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 4 октября 2023 г. N 508 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.