г. Краснодар |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А32-5310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от ответчика - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ОГРН 1022302380638, ИНН 2315004404) - Фарбазовой Р.П. (доверенность от 23.12.2019), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" (ОГРН 1096671017552, ИНН 6671303090), третьего лица - акционерного общества "Федеральная грузовая компания", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N А32-5310/2019, установил следующее.
ООО "Транспортные технологии" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, порт) о взыскании 381 764 рублей 37 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Федеральная грузовая компания" (далее - компания).
Решением от 17.07.2019 иск удовлетворен, поскольку суд счел, что повреждение вагонов подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается. Требование о взыскании в составе убытков расходов по оформлению документов при повреждении вагонов при наличии оформленных в установленном законом порядке актов общей формы и актов о повреждении вагонов, а также расходов на выполнение контрольно-регламентных работ суд счел правомерным.
Постановлением апелляционного суда от 25.11.2019 решение от 17.07.2019 изменено, с порта в пользу общества взыскано 206 782 рубля 02 копейки убытков, в остальной части в иске отказано. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что расходы на оформление документов при повреждении вагонов и выполнение контрольно-регламентных работ не находятся в причинно-следственной связи с действиями порта, повлекшими повреждение вагонов, и не могут возмещаться за счет последнего.
В кассационной жалобе общество просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение. Заявитель считает, что стоимость услуг по оформлению вагонов и стоимость контрольно-регламентных работ является составной частью стоимости ремонтных работ, которые общество обязано возместить собственнику вагонов в рамках договоров в случае их повреждения, поэтому указанные работы являются убытками истца, которые подлежат возмещению за счет ответчика. Необходимость направления вагонов на отцепочный ремонт возникла в связи с повреждениями, причиненными в результате противоправных виновных действий порта, а не в связи с плановым ремонтом, вызванным естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации, поэтому стоимость контрольно-регламентных работ и оформления документов должна быть возмещена за счет ответчика. По мнению общества, суд апелляционной инстанции не определил состава работ по оформлению вагонов на выполнение текущего отцепочного ремонта, обусловленного компанией и ОАО "РЖД"; не учел, что работы по оформлению поврежденных вагонов соответствуют действиям ОАО "РЖД" по оформлению в установленном законом порядке акта общей формы ГУ-23 и акта о повреждении вагона формы ВУ-25, либо того, что действия по оформлению поврежденных вагонов были произведены ОАО "РЖД" повторно. Доводы порта о том, что его виновные действия не находятся в причинно-следственной связи между размером ущерба в части дополнительных работ (расходов истца на регламентные работы и оформление поврежденных вагонов), не подтверждены надлежащими доказательствами.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя порта, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, компания (исполнитель) и общество (заказчик) заключили договоры от 15.11.2011 N ВГК-971 и от 17.08.2017 N ФГК-433-12.1 оказания услуг по предоставлению подвижного состава компании для осуществления перевозок грузов, в рамках которых исполнитель предоставил заказчику железнодорожные вагоны N 52944782, 55590707, 60596251, 61310942, 61646311, 62016951, 63781314, 62021423, 67692863, 67131078, 63633614, 56161185, 56023807, 57936833, 68152875, 68977917, 56171150, 64108319, 68977040, 61985677, 61762142, 58485731, 54058052, 57588246, 59016824, 53169637, 64634256, 61336251, 62146741, 56105752, 61580833, 67097576, 52578630, 61658142, 63452452, 61199584, 52937059, 54769104, 61345435, 61810230, 54009162 (далее - ж/д вагоны).
В случаях повреждения вагонов (включая кузов, узлы и детали), на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, не зависящим от исполнителя, заказчик возмещает исполнителю стоимость ремонта вагонов, стоимость подготовки к ремонту, а также платежей за перевозку вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, к месту ремонта, а также - за перевозку после осуществления ремонта на железнодорожную станцию, указанную исполнителем. Заказчик оплачивает исполнителю штраф, связанный с нахождением в ремонте поврежденных по вине заказчика/грузополучателя/грузоотправителя вагонов за вагон за каждые сутки нахождения его в ремонте. Время нахождения вагонов в ремонте определяется на основании данных, указанных в актах форм ВУ-23-М и ВУ-36-М (пункт 6.6 договора N ВГК-971 и пункт 7.3. договора N ФГК-433-12.1).
Размер штрафа за непроизводительный простой вагонов в ремонте определен сторонами в размере 1200 рублей (приложение N 37 к договору N ВГК-971) и в размере 1400 рублей (по договору N ФГК-433-12.1) в сутки за вагон без учета НДС.
С 2016 года по 2017 год прибывшие на станцию назначения вагоны повреждены при разгрузке груза сотрудниками общества на путях необщего пользования, принадлежащих ответчику. Причиной повреждения вагонов явилось несоблюдение сотрудниками общества требований ГОСТ 22235-2010, что оформлено актами общей формы ГУ-23, актами о повреждении вагонов формы ВУ-25 и протоколами разбора у Ф.Н. Мищерина - заместителя начальника железнодорожной станции Новороссийск структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения центральной дирекции управления движением. Акты о повреждении вагонов подписаны сторонами без возражений относительно причины и виновника повреждений.
Согласно названным актам вагоны подлежали текущему отцепочному ремонту, что подтверждается уведомлениями на ремонт вагонов формы ВУ-23-М с указанием вида требуемого ремонта.
Стоимость восстановления повреждений в соответствии с дефектными ведомостями и расчетно-дефектными ведомостями составила 314 478 рублей 88 копеек, при этом расходы, связанные с перевозкой поврежденных вагонов в ремонт и из ремонта составили 7556 рублей.
Компания на основании условий договоров потребовала оплатить стоимость ремонта вагонов, расходы на перевозку вагонов к месту проведения ремонта, за перевозку после ремонта и непроизводственный простой вагонов.
Общество оплатило компании расходы за ремонт вагонов N 52944782, 55590707, 60596251, 61310942, 61646311, 62016951, 63781314, 62021423, 67692863, 67131078, 63633614, 56161185, 56023807, 57936833, 68152875, 68977917, 56171150, 64108319, 68977040, 61985677, 61762142, 58485731, 54058052, 57588246, 59016824 (без учета расходов за контрольно-регламентные работы и расходы за оформление вагонов), тариф за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта, а также штрафы за время нахождения вагонов в ремонте, что подтверждается платежными поручениями от 16.03.2018 N 793 - 794.
Расходы за контрольно-регламентные работы и расходы за оформление вагонов N 52944782, 55590707, 60596251, 61310942, 61646311, 62016951, 63781314, 62021423, 67692863, 67131078, 63633614, 56161185, 56023807, 57936833, 68152875, 68977917, 56171150, 64108319, 68977040, 61985677, 61762142, 58485731, 54058052, 57588246, 59016824 взысканы с общества в пользу компании Арбитражным судом города Москвы в рамках дел N А40-48715/2018, А40-171504/2018, А40-231097/2018 и оплачены последним платежными поручениями от 27.09.2018 N 507164, от 09.01.2019 N 246208.
Истец предъявил ответчику претензии о возмещении убытков в связи с повреждением вагонов.
Ответчик признал повреждение вагонов N 52944782, 55590707, 60596251, 61310942, 61646311, 62016951, 63781314, 62021423, 67692863, 67131078, 63633614, 56161185, 56023807, 57936833, 68152875, 68977917, 56171150, 64108319, 68977040, 61985677, 61762142, 58485731, 54058052, 57588246, 59016824 и оплатил убытки в размере 84 470 рублей 51 копейка.
Неоплата портом понесенных обществом убытков по вагонам N 53169637, 64634256, 61336251, 62146741, 56105752, 61580833, 67097576, 52578630, 61658142, 63452452, 61199584, 52937059, 54769104, 61345435, 61810230, 54009162 послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Рассматривая заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
Возмещение убытков осуществляется по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своих прав, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков. Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце, который должен доказать наличие перечисленных условий для возмещения вреда.
При предъявлении перевозчиком иска о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость (пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"").
Изменяя решение и отказывая в части взыскания убытков в сумме 174 982 рубля 35 копеек, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что ответчик обязан возместить истцу убытки, только напрямую связанные с повреждениями, допущенными последним.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 разработаны и утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 1.1 которых обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение N 1), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в данных Правилах.
В силу пункта 6.1 Правил N 45 акт о повреждении вагона (приложение N 5) составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки запорно-пломбировочных устройств, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона. Обстоятельства повреждения вагонов удостоверяются актами, составляемыми по форме ВУ-25 на станциях для удостоверения, в том числе, случаев повреждения вагонов. В соответствии с пунктом 6.2 Правил N 45 акт о повреждении вагона по форме ВУ-25 составляет перевозчик.
В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановительного ремонта. Акт служит основанием для взыскания с виновного ущерба (пункт 6.7 Правил N 45).
Таким образом, оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность общества.
При повреждении на путях общества вагонов составлялись акты ВУ-25, в которых по перечню указывались повреждения.
В свою очередь в расчетно-дефектных ведомостях на текущий отцепочный ремонт спорных вагонов имеются ссылки на необходимость проведения работ, не связанных напрямую с повреждениями, допущенными ответчиком, а именно оформление поврежденного грузового вагона.
Размер фактического ущерба, причиненного ответчиком истцу, рассчитан судом из фактически произведенных обществом реальных оплат на восстановление поврежденных ответчиком деталей в пределах повреждения вагонов, виновником которых признан порт согласно перечню повреждений вагонов, указанному в актах о повреждении вагонов формы ВУ-25.
Истец не представил доказательств нахождения расходов на услуги по оформлению поврежденного грузового вагона в причинно-следственной связи с действиями ответчика и возникшими убытками и не обосновал невозможность проведения ремонта без указанных затрат.
Кроме того, из материалов дела следует, что стоимость текущих отцепочных ремонтов включает в себя расходы на осуществление контрольно-регламентных работ.
Оценив правомерность и обоснованность требований истца в указанной части, суд апелляционной инстанции установил, что контрольно-регламентные работы проведены не в связи с устранением повреждений, причиненных виновными действиями ответчика, а в силу действующего законодательства в целях обеспечения безопасной эксплуатации и обусловлены гарантийной ответственностью за выполненный ремонт организации, осуществлявшей ремонт вагонов. Названные работы связаны с восстановлением естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации.
Суд апелляционной инстанции установил, что расходы на выполнение контрольно-регламентных работ не находятся в причинно-следственной связи с действиями порта, повлекшими повреждения вагонов и не возмещаются за счет порта по правилам статей 15, 1064 Гражданского кодекса.
Ссылка общества на необходимость выполнения данных работ в связи с направлением вагонов на ремонт по причине повреждений, вызванных действиями ответчика, правильно отклонена судом апелляционной инстанции.
Стоимость тех работ, которые были непосредственно направлены на устранение повреждений, возникших по вине порта, оплачены им за вычетом расходов на оформление поврежденных вагонов, а также расходов на контрольно-регламентные работы, что подтверждается материалами дела (т. 5, л. д. 168 - 173). Однако по претензии от 31.10.2018 N ТТ120/18 ответчик не перечислил денежные средства истцу за вычетом расходов на оформление поврежденных вагонов, а также расходов на контрольно-регламентные работы.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание контррасчет порта по претензии от 31.10.2018 N ТТ120/18.
При таких установленных по делу обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в иске в части взыскания расходов на оформление поврежденных вагонов, а также расходов на контрольно-регламентные работы в сумме 174 982 рублей 35 копеек.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N А32-5310/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При предъявлении перевозчиком иска о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость (пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"").
...
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 разработаны и утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 1.1 которых обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение N 1), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в данных Правилах.
...
Суд апелляционной инстанции установил, что расходы на выполнение контрольно-регламентных работ не находятся в причинно-следственной связи с действиями порта, повлекшими повреждения вагонов и не возмещаются за счет порта по правилам статей 15, 1064 Гражданского кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2020 г. N Ф08-1385/20 по делу N А32-5310/2019