Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к муниципальной программе
"Территориальное развитие и совершенствование архитектурного
облика Города Томска" на 2024 - 2030 годы"
II. Анализ текущей ситуации подпрограммы 1
Генеральный план Города Томска утвержден решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N 687 и разработан на расчетный период до 2025 года. Разработка генерального плана велась на протяжении 4,5 лет (с 2003 по 2007 гг.). Задержка в разработке генерального плана вызвана объективными причинами - увеличение объемов работ и сроков произошло в связи с принятием нового Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с присоединением дополнительных территорий и изменением городской черты.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации основным принципом законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. Принимая во внимание, что в настоящее время доля площади территории муниципального образования "Город Томск", на которой разработана документация по планировке территории и материалы по обоснованию, составляет 33,86%, рационально использовать и вовлекать в хозяйственный оборот территории, на которых отсутствуют проекты планировки и проекты межевания, в большинстве своем не представляется возможным.
Наличие документации по планировке территории является одним из главных условий формирования земельных участков и, соответственно, обеспечивает вовлечение их в хозяйственный оборот. Таким образом, решаются не только градостроительные задачи, но и создается база для будущего увеличения налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.
Налог на землю является основным элементом в системе налогообложения земли. В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет. Данное обстоятельство делает указанный налог в настоящее время основой налоговой составляющей доходных статей местных бюджетов.
К неналоговым доходам местного бюджета относится арендная плата за землю. При передаче в аренду муниципального имущества, в том числе земельных участков, подлежат зачислению в местный бюджет доходы от арендной платы по нормативу 100%. Доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поступают в бюджет городского округа по нормативу 100%. Кроме того, зачислению в местный бюджет подлежат доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по нормативу 100%. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности подлежат зачислению в бюджет муниципального образования "Город Томск" по нормативу 100%.
Тема водно-зеленого городского каркаса занимает важное место в градостроительной деятельности через системный подход к благоустройству городских территорий и является основой стратегии пространственного развития города, где важным фактом становится улучшение среды жизнедеятельности человека и пейзажно-эстетических качеств городской среды.
Водно-зеленый каркас представляет собой систему взаимосвязанных озелененных пространств, включая: городские озелененные территории, сельскохозяйственные и природные территории и зоны с высоким уровнем влажности, относящиеся к гидрологической сети города, позволяющие установить непрерывные биологические связи и обеспечить движение флоры и фауны. Водно-зеленый каркас интегрируется в планировочную структуру города, являясь основой его планировки и благоустройства, а формирование водно-зеленого каркаса преследует: экологические и средообразующие функции. Основанный на природных факторах, он благоприятствует репродукции, передвижению популяций птиц, животных и растений, увеличивает биоразнообразие городов, а организация пространства и территории направлена на обеспечение функций, связанных с природными процессами и человеческой деятельностью.
Сегодня, работу над водно-зеленым каркасом не определяют только как формирование системы озеленения, а связывают ее с решением важных для города проблем. Одна из них: биоклиматическая - это возможность регулирования тепловых пиков городов и адаптации городов к климатическим изменениям: продолжительными периодами засухи и приходящим им на смену проливным дождям, часто парализующим города.
Отсюда инженерный подход к формированию природного каркаса, а именно рассмотрение каждого озелененного пространства как "моста" или "дороги", участвующей в передачи воды и биомассы, в водно-зеленый каркас интегрируется альтернативная система управления дождевыми водами, дополняющая традиционную ливневую канализацию. Другим аспектом формирования водно-зеленого каркаса является развитие его социокультурной функции: создание в рамках линейных парков пешеходных городских маршрутов и новых общественных пространств, повышение ценности культурных городских ландшафтов и городских пейзажей.
Наконец, задача водно-зеленого каркаса заключается в сохранении биоразнообразия, поэтому сквозь города должны пройти мощные экологические коридоры, связывающие пригородные территории и озелененные территории центров городов.
Таким образом, стратегической задачей формирования водно-зеленого каркаса является поддержание экологического равновесия всей градостроительной системы, непрерывное и беспрепятственное движение флоры и фауны ввиду климатических изменений. Каркас является неотъемлемой частью ландшафтно-планировочной структуры города, и помимо экологических несет средообразующие функции: организация пространств для жизни и здоровья человека, организация территорий, связанных с природными процессами и деятельностью человека, получения им экосистемных услуг.
Дизайн-код - важный элемент целостности архитектурной ткани города. Это не просто набор правил и рекомендаций, это структура того, как надо формировать облик города - вывески, фасады, объекты некапитального строительства и многое другое. В городах существуют регламенты, но редко встречается дизайн-код, которому следуют все от застройщиков до предпринимателей. Хороший дизайн-код, учитывающий историческую идентичность места и его особенности, позволяет создать визуально целостную для восприятия картину городского пространства.
Основная задача дизайн-кода - создать такую среду, которая органично связывала бы между собой сформированные пятна застройки городских кварталов, подчеркнув их конфигурацию, пространственные связи и логику наполнения.
Основные проблемы.
Разработка стратегии пространственного развития города
Стратегические аспекты пространственного развития фрагментарно представлены в документах стратегического планирования, а современные муниципальные документы территориального планирования в основном регламентируют вопросы землепользования, они не рассматривают территорию как единый объект управления в границах административно-территориального образования в увязке с регионом и соседними муниципальными образованиями, являясь по своей сути отраслевыми документами землепользования и застройки, но не целевыми документами территориального исполнения стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Очевидна необходимость оптимального согласования указанных документов.
В ст. 9 п. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что содержание генеральных планов, схем территориального планирования муниципальных территорий определяется на основании стратегии или комплексной программы социально-экономического развития территории. Как следствие, трансформации будут подвержены пространственная организация, сложившиеся функциональные зоны, инфраструктура, система расселения, ландшафт и другие особенности территории.
Формирование стратегии пространственного развития муниципального образования представляется в комплексном ключе: в ней должны быть взаимоувязаны направления социальной, экономической, экологической и пространственной ориентации территориального развития.
Структура пространственной стратегии и блока пространственного развития, включенного в стратегию социально-экономического развития, может содержать следующие обязательные элементы:
1. Комплексный анализ природно-ресурсного и социально-экономического потенциала муниципального образования; ключевых позитивных и негативных тенденций и проблем пространственного развития (например, дисбаланс в обеспеченности объектами и услугами инфраструктуры на территории муниципального образования); проблемных зон; ограничений для планировки муниципальной территории; рисков природного и техногенного характера (в том числе их пространственная локализация), оценка вероятности их возникновения и возможностей по ограничению. Обязательным элементом в аналитическом разделе должно стать исследование основных и обеспечивающих факторов формирования и развития межмуниципального сотрудничества и городских агломераций, межмуниципальных сравнений. Для сопоставления необходимо выбирать муниципальные образования, сходные по определенным параметрам либо выступающие как конкуренты анализируемому.
2. Целеполагание: выработка главной цели, связанной с целью социально-экономического развития, задач, основных направлений и определение целевых показателей пространственного развития. Современные целевые установки в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований направлены на обеспечение их устойчивого развития на основе повышения качества жизни.
В контексте пространственного развития требует внимания реализация цели по обеспечению открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов, входящей в перечень целей в области устойчивого развития мирового сообщества.
3. Сценарирование: формирование альтернативных вариаций сценариев пространственного развития муниципального образования (интенсивное или экстенсивное освоение территории, "укрупнение" или "сжатие" и т.п.), способных обеспечить достижение целей социально-экономического и пространственного развития, опираясь на имеющийся потенциал территории, сложившиеся или формируемые функциональные зоны с разработанным механизмом реализации приоритетных проектов, а также выбор и обоснование приоритетного сценария пространственного развития. Сценарный блок должен быть представлен: многовариантными сценариями пространственного развития муниципального образования (например, упор на компактность или расширение, усиление центричности или полицентричности), критериями (расчетами) по определению целевого (приоритетного, базового) сценария с технико-экономическим обоснованием; описание трансформации пространства муниципального образования в зависимости от реализации разных сценариев его развития.
4. Показатели для мониторинга и оценки результативности реализации стратегических решений в области пространственного развития муниципального образования, характеризующие условия желаемого/нормативного пространственного изменения, в том числе по отдельным функциональным зонам.
5. Картографический материал, наглядно отображающий предыдущие элементы стратегического документа. Для повышения качества стратегии социально-экономического развития целесообразно включить в ее состав картографические материалы. Несмотря на то, что документы территориального планирования, в частности генеральный план (п. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации) содержат в обязательном порядке определенные типы карт, наличие графической информации в стратегическом социально-экономическом документе сделает его понятнее для исполнителей.
В Федеральном законе от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" определено место и значение стратегии пространственного развития в системе стратегического планирования на национальном уровне, которая призвана обеспечить пространственное соотнесение мероприятий социально-экономического развития, взаимосвязь и согласование документов стратегического и территориального планирования.
Важно документальное закрепление пространственных преобразований и в муниципальных образованиях. Перед органами власти всех уровней стоит задача формализации процесса разработки и содержательного наполнения пространственных стратегий развития муниципальных образований.
Развитие водно-зеленого каркаса Города Томска
Водно-зеленый каркас представляет собой систему взаимосвязанных озелененных пространств, включая: городские озелененные территории, сельскохозяйственные и природные территории и зоны с высоким уровнем влажности, относящиеся к гидрологической сети города, позволяющие установить непрерывные биологические связи и обеспечить движение флоры и фауны. Водно-зеленый каркас интегрируется в планировочную структуру города, являясь основой его планировки и благоустройства, а формирование водно-зеленого каркаса преследует: экологические и средообразующие функции. Основанный на природных факторах, он благоприятствует репродукции, передвижению популяций птиц, животных и растений, увеличивает биоразнообразие городов, а организация пространства и территории направлена на обеспечение функций, связанных с природными процессами и человеческой деятельностью.
Сегодня, работу над водно-зеленым каркасом не определяют только как формирование системы озеленения, а связывают ее с решением важных для города проблем. Одна из них: биоклиматическая - это возможность регулирования тепловых пиков городов и адаптации городов к климатическим изменениям: продолжительными периодами засухи и приходящим им на смену проливным дождям, часто парализующим города.
Отсюда инженерный подход к формированию природного каркаса, а именно рассмотрение каждого озелененного пространства как "моста" или "дороги", участвующей в передачи воды и биомассы, в водно-зеленый каркас интегрируется альтернативная система управления дождевыми водами, дополняющая традиционную ливневую канализацию. Другим аспектом формирования водно-зеленого каркаса является развитие его социокультурной функции: создание в рамках линейных парков пешеходных городских маршрутов и новых общественных пространств, повышение ценности культурных городских ландшафтов и городских пейзажей.
Наконец, задача водно-зеленого каркаса заключается в сохранении биоразнообразия, поэтому сквозь города должны пройти мощные экологические коридоры, связывающие пригородные территории и озелененные территории центров городов.
Таким образом, стратегической задачей формирования водно-зеленого каркаса является поддержание экологического равновесия всей градостроительной системы, непрерывное и беспрепятственное движение флоры и фауны ввиду климатических изменений. Каркас является неотъемлемой частью ландшафтно-планировочной структуры города, и помимо экологических несет средообразующие функции: организация пространств для жизни и здоровья человека, организация территорий, связанных с природными процессами и деятельностью человека, получения им экосистемных услуг.
Генеральный план города
Генеральный план, разработанный в соответствии со сложившейся экономической ситуацией, а также в соответствии с согласованной на тот период департаментом экономики администрации г. Томска расчетной численностью населения к 2025 году - 496 - 500 тыс. человек, не предусматривал рост населения до 2025 года. Численность населения, согласно технико-экономическим показателям Генерального плана муниципального образования "Город Томск", в пределах первой очереди (2015 г.) составила 490,0 тыс. чел., в пределах расчетного срока (2025 г.) - 500 тыс. чел., с возможным прогнозом роста до 600 тыс. чел.
Вышеуказанный факт стал одним из оснований для разработки проектов изменений Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск". Кроме того, существуют другие предпосылки для корректировки основного документа территориального планирования города Томска, а именно:
1. Утверждение схем территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования Томской области.
2. Изменения Градостроительного кодекса Российской Федерации в части требований по содержанию Генерального плана, который должен включать в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, карту границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа.
3. Утверждение требований и ограничений режимов использования земель и градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия.
4. Разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в части теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
5. Необходимость проектирования агломерационных связей города с соседними муниципальными образованиями.
6. Необходимость в корректировке транспортной схемы Генерального плана.
Действующее законодательство определило основным инструментарием градостроительной деятельности и землепользования утвержденную документацию по планировке территории. Вместе с тем на сегодняшний день объем утвержденной документации по планировке территории в городе Томске составляет 6,2 тыс. га, или 22,22% от общей площади муниципального образования. Кроме того, значительная часть утвержденной документации требует актуализации.
Совершенствование правового регулирования оборота недвижимости предполагает включение сведений об объектах землеустройства в единый государственный кадастр, включая сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. В настоящее время эта работа находится на начальном этапе.
Формирование земельных участков способствует их вовлечению в хозяйственный оборот, что в свою очередь обеспечивает формирование доходной базы городского бюджета. Несмотря на исключение земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, из объектов налогообложения, полагаем, что работы по формированию таких участков должны быть продолжены. Во-первых, это позволит упорядочить сложившуюся застройку, исключить несанкционированное новое строительство, распределить территорию за ответственными собственниками. Во-вторых, реформа налогообложения имущества физических лиц на сегодняшний день не закончена, и нормативы взимания налога за такие земельные участки могут быть пересмотрены, в том числе путем новой методики определения кадастровой стоимости многоквартирных домов. Всего на территории городского округа насчитывается 5581 многоквартирных домов.
Увеличение инвестиций, развитие жилищного строительства, строительство линейных объектов и другие вопросы требуют обеспечения земельными ресурсами, и здесь необходимо усилить работу по формированию земельных участков.
Кроме вышеперечисленного необходимо создать такую среду, которая органично связывала бы между собой сформированные пятна застройки городских кварталов, подчеркнув их конфигурацию, пространственные связи и логику наполнения.
Создание комфортной городской среды должно проводиться по определенным правилам, регламентирующим этот процесс. Их разработка и применение является необходимым условием для развития архитектурно-художественного облика города. Именно таким инструментом является дизайн-код городской среды, который определяет правила проектирования комплексного благоустройства и размещения элементов благоустройства городской среды с учетом соотношения их взаимного расположения, систематизирует подход к формированию стилистически единой и взаимосвязанной среды, формирует единые требования к качественным характеристикам элементов благоустройства.
Дизайн-код Города Томска будет представляет собой удобную и современную инструкцию по применению и размещению различных конструкций в городе, определению его внешнего вида. Дизайн-код всегда разрабатывается под конкретный город или район, так как он обязан учитывать местную специфику, культурные и этнические особенности территории. Дизайн-код позволяет при минимальных вложениях серьезно преобразить городскую среду, определить идентичность и визуальное единство.
Чаще всего главной мотивирующей силой разработчиков дизайн-кодов служит забота о визуальной экологии городского пространства. Улицы постсоветских городов, в которых никак не регулировались вопросы размещения рекламы и способы оформления витрин, очень быстро наполнились хаотичными цветастыми вывесками, баннерами и прочим визуальным мусором.
Когда в стране появился частный бизнес, яркая вывеска стала эффективным и легальным способом привлечь клиента. Свободная конкуренция за внимание прохожих превратила улицы в пестрые ярмарки, разноплановые и яркие, они закрывают окна, архитектурные элементы зданий, растягиваются над улицами, загромождают крыши, свешиваются с верхних этажей, все это выглядят беспорядочно, образуют так называемый визуальный шум, и вопрос введения правил, которые помогли бы успокоить эту рекламный хаос, с каждым годом вставал все острее.
В настоящее время Дизайн-код есть в 15 городах России: Москва, Белгород, Воронеж, Саратов, Тверь, Новосибирск, Калининград, Краснодар, Курск, Псков, Ижевск, Иваново, Якутск., Челябинск, Тобольск.
Применение дизайн-кода позволит городской среде развиваться, сохраняя устойчивость необходимых параметров среды: визуальной притягательности, удобства и комфорта, безопасности и доступности, разумной достаточности.
Для того, чтобы человеку было удобно передвигаться, понятно ориентироваться, необходима грамотная и простая логистика, безопасность передвижения, информативность. Дизайн-код регламентирует все эти аспекты. Для маломобильных граждан хоть и есть отдельные единые правила размещения разметок, но именно дизайн-код должен определить, как включить эти правила в структуру городской среды.
Эффективность дизайн-кода также влияет на туристический поток. То есть, частично формирует экономику города. Соответственно, важно, чтобы гостям запоминалась особая атмосфера городской среды, его аутентичность, отличная от атмосферы мегаполиса.
По типу разделы Дизайн-кода подразделяются на общие и специальные:
Общий раздел включает в себя материалы, отражающие общие требования к элементам благоустройства, группам объектов, объединенных общим признаком, для формирования комфортной городской среды:
1. Рекламное и информационное оформление фасадов зданий (рекламные и информационные конструкции, знаки адресации, информационные вывески, информационные стенды).
2. Архитектурное освещение фасадов зданий и сооружений.
3. Наземные рекламные (щиты размером 3 на 6 м, пилоны, конструкции индивидуального проектирования) и информационные (штендеры, афиши, информационные стенды) конструкции.
4. Остановочные пункты.
5. Временные объекты (киоски, павильоны, ярмарки и иные некапитальные объекты).
6. Малые архитектурные формы (лавки, урны, фонари, садово-парковые ограждения, скульптуры, фонтаны).
7. Покрытия и озеленение (тротуары, газоны, цветники, кустарники).
Специальный раздел включает в себя материалы, отражающие комплексное применение общих разделов к определенной части городской среды (территории) и разрабатываются по необходимости в зависимости от планов администрации Города Томска по комплексному благоустройству.
Ежегодно предполагается разрабатывать 4 раздела Дизайн-кода. В 2023 году запланировано разработать 3 общих раздела и 1 специальный раздел. В 2024-2025 годах запланировано разработать 2 общих раздела и 2 специальных.
В дальнейшем на основании разработанных общих разделов будут продолжать разрабатываться только специальные разделы Дизайн-кода на базе территории Города Томска.
Архитектурно-дизайнерские конкурсы
Масштабные работы по благоустройству в последние годы развернулись во многих городах по всей России речь совсем не обязательно идет о мегаполисах. Может показаться, что в условиях дефицита бюджета и экономических трудностей не время инвестировать в новые парки и набережные, но это не так. Эффективное благоустройство недешево, но стоит того, чтобы городские пространства не были мертвыми.
Многие российские города развивались по советским стандартам, которые ставили во главу угла производство, а не человека. В современном постиндустриальном обществе основой экономики стало не производство, а люди - человеческий капитал.
Человек, не привязанный к заводу или фабрике, сам выбирает, где ему жить. По оценке социологов, с 2001 по 2010 годы в Москву из регионов переехало почти 2 млн россиян - намного больше, чем в другие города России. Жители регионов едут в столицу или Европу за культурным опытом и качеством жизни. Они выбирают безопасную, комфортную и разнообразную среду. Поэтому общественные пространства становятся основной "валютой" городов в борьбе за перспективных специалистов.
Экономика 21 века - это экономика знаний, услуг и технологий, которая невозможна без горожанина. А общественные пространства обеспечивают коммуникацию и обмен между жителями и влияют на качество городской среды.
Благоустройство городов является актуальной проблемой современного градостроительства. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки. Оно неразрывно связано с градостроительством и является одной из важнейших его составных частей. Уровень развития благоустройства оказывает значительное влияние на условия труда и отдыха населения.
Система благоустройства и озеленения включает в себя комплекс программ и планов, составные части которых, имеют между собой тесные связи. В этом аспекте комплексное благоустройство означает разработку и реализацию той совокупности мероприятий, которые направлены на создание и развитие эстетичности и социально-экологической организованной городской среды. Важнейшими составными частями этой среды являются приведение в порядок дворовых фасадов зданий; архитектурно-планировочную организацию территории; реконструкцию; освещение территорий, зданий, сооружений, зеленых насаждений; размещение малых архитектурных форм и объектов городского дизайна; размещение рекламы, элементов визуальной коммуникации и информации.
Праздничные Концепции оформления Города Томска
Целью праздничных концепций оформления города Томска является создание условий для формирования праздничного настроения у всех категорий жителей и гостей города с использованием элементов оформления.
Концепция будет создаваться с учетом праздника или мероприятия, к которому готовится оформление, которое должно гармонично вписываться в городскую среду с ее архитектурными и ландшафтными особенностями. Объектами праздничного оформления выступают:
- территории улиц и площадей;
- мостовые сооружения;
- места массовых гуляний, скверы, парки и бульвары;
- жилые и общественные здания (их фасады);
- опоры освещения и ограждения;
- общественный транспорт;
- малые архитектурные формы.
На сегодняшний день в городе Томске, организуется и проводятся много разнообразных праздничных мероприятий. Подготовка к ним начинается задолго до самого праздника. Конечно, существует уже выработанный годами подход к оформлению того или иного праздника, торжественного мероприятия в городе, однако часто идеи принимаются спонтанно и хаотично. Поэтому городу необходима пошаговая проработка каждого сценария праздника и его оформления, должен быть выработан свой план и стилистика мероприятий, логическая последовательность, возможно даже перенять практику других регионов, где уже давно существует профессиональный подход к оформлению городских торжеств: Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Вологда, Оренбург, Красноярск, Новосибирск и другие города.
Поэтому главной задачей праздничного оформления будет разработка праздничной концепции, которая будет включать в себя украшения фасадов, витрин зданий, строений, сооружений, оформление общественных пространства, транспорта в стилистике праздника, предоставление жителям города возможность принять участие в праздничном оформлении, украшении своих зданий, строений, сооружений, путем использования утвержденной, размещенной на официальном сайте администрации Города Томска единой праздничной концепции, что позволит добиться положительного эмоционального восприятия у людей созданной вокруг атмосферы праздника.
Прогноз развития в результате реализации подпрограммы 1
Проекты планировки и межевания территории позволяют определить параметры устойчивого развития территории, выявить существующие и планируемые территории общего пользования, зоны планируемого размещения объектов обслуживания и социального назначения, а также обеспечить целесообразное межевание земельных участков. Документация по планировке территории вместе с данными инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий дает возможность повысить качество и результативность землеустроительной деятельности, что в свою очередь непосредственно влияет на экономику города и инвестиционную привлекательность города Томска.
Реализация органами местного самоуправления Города Томска права на создание особо охраняемых природных территорий местного значения позволит улучшить состояние окружающей среды на городской территории, позволит сохранить природные ландшафты в городской черте, а также обустроить места для отдыха граждан, что является реализацией конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации.
К 2030 году реализация подпрограммы 1 "Обеспечение градостроительной и землеустроительной деятельности" позволит обеспечить:
1. Увеличение объемов муниципального имущества за счет сформированных земельных участков под объектами муниципальной собственности.
2. Предоставление земельных участков гражданам, имеющим льготы на получение земли.
3. Увеличение неналоговых поступлений в бюджет муниципального образования "Город Томск" за счет реализации с торгов земельных участков.
Увеличение объема документации по планировке территории позволит:
1. Обеспечить межевание застроенных территорий.
2. Выявить свободные от застройки территории.
3. Создать условия для комплексного жилищного строительства.
4. Выполнить топографо-геодезические работы.
Разработка Дизайн-кода, проведение архитектурно-художественных конкурсов, разработка праздничных концепций оформления Города Томска позволит:
1. Внести изменения в нормативные правовые акты, графические материалы, регулирующие оформление фасадов зданий и сооружений, размещение городской мебели и малых архитектурных форм (далее - МАФов), размещение наружного освещения, уличного озеленения).
2. Упорядочить размещение рекламных, информационных конструкций на фасадах зданий, сооружений, повысить эстетику фасадов зданий, сооружений.
3. Преобразить и повысить индекс качества городской среды.
Благодаря развитию водно-зеленого каркаса Города Томска будет решена стратегическая задача его формирования, что позволит поддержать экологическое равновесие всей градостроительной системы, непрерывное и беспрепятственное движение флоры и фауны ввиду климатических изменений. Каркас является неотъемлемой частью ландшафтно-планировочной структуры города, и помимо экологических несет средообразующие функции: организация пространств для жизни и здоровья человека, организация территорий, связанных с природными процессами и деятельностью человека, получения им экосистемных услуг.
В результате разработки Стратегии пространственного развития произойдет закрепление пространственных преобразований и в муниципальных образованиях.
Достижение показателей задачи 1 "Обеспечение эффективности территориального планирования" подпрограммы 1, задачи 2 "Обеспечение эффективности землепользования" подпрограммы 1 и задачи 3 "Обеспечение городского дизайна и благоприятного внешнего облика Города Томска" на период реализации муниципальной программы 2024-2030 годов способствует развитию такого стратегического направления развития города Томска, как "Комфортная городская среда", обеспечивая выполнение ключевых задач целевого вектора "Сбалансированное пространственное развитие и узнаваемый архитектурный облик", формируя новую градостроительную политику, обеспечивающую эффективное использование территориальных ресурсов и формирование рациональной планировочной структуры Города Томска.
Сравнительная динамика значения стратегического показателя социально-экономического развития такого как "Доля площади территории города Томска, на которую подготовлены проекты планировки по отношению к общей площади муниципального образования "Город Томск" (общая площадь - 29510 га) (%)" указывает на положительный рост данного показателя, а, следовательно, его достижение в установленных пределах.
Таблица 1
|
Фактическое значение |
Прогнозное значение |
|||
Наименование стратегического показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2030 год |
Показатель цели МП: Доля площади территории города Томска, на которую подготовлены проекты планировки по отношению к общей площади муниципального образования "Город Томск" (общая площадь - 29510 га) (%) |
42,17 |
43,73 |
44,58 |
47,95 |
52,69 |
Доля вовлеченной в хозяйственный оборот территории Города Томска в % от площади территории, подлежащей вовлечению в хозяйственный оборот, (%) |
69,29 |
69,6 |
69,3 |
72,05 |
87,30 |
Показатель, представленный в таблице 1 был актуализирован и пересчитан в сторону увеличения, так как он взаимосвязан с показателем цели 1 "Обеспеченность территории города Томска актуальной градостроительной документацией, обеспечивающей устойчивое развитие, (га)", соответственно при изменении показателя цели 1 в большую или меньшую сторону, происходит увеличение или уменьшение показателя "Доля площади территории города Томска, на которую подготовлены проекты планировки по отношению к общей площади муниципального образования "Город Томск" (общая площадь - 29510 га) (%)" муниципальной программы. Оба этих показателя были рассчитаны на период 2024-2030 годы нарастающим итогом.
Сравнительная динамика значений ряда показателей социально-экономического развития подпрограммы 1 с аналогичными показателями других регионов представлена в таблицах 2, 3, 4, 5, 6 (данные представлены на основании информации, полученной от Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)).
Таблица 2
|
|
Фактическое значение |
Прогнозное значение |
|||
Название региона |
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2030 год |
Город Томск |
Доля площади территории города, на которую утверждены проекты планировки, по отношению к общей площади земель муниципального образования (%) |
19,24 |
19,88 |
20,90 |
22,22 |
26,97 |
ЗАТО Северск Томской области |
0,08 |
0,12 |
0,3 |
1,56 |
1,9 |
|
Город Омск Омская область |
43,78 |
43,86 |
44,26 |
44,43 |
100 |
|
Город Новосибирск |
53 |
72 |
96 |
100 |
100 |
|
Город Кемерово |
23 |
25 |
25 |
26 |
- |
|
Город Красноярск |
42,5 |
44,3 |
44,5 |
45 |
- |
|
Город Абакан |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
|
Город Иркутск |
95 |
95 |
95 |
95 |
100 |
|
Город Хабаровск |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таблица 3
|
|
Фактическое значение |
Прогнозное значение |
|||
Название региона |
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2030 год |
Город Томск |
Площадь территории муниципального образования, в отношении которой утверждены проекты планировки территории (га) |
5678,19 |
5867,77 |
6169,29 |
6558,42 |
7958,42 |
ЗАТО Северск Томской области |
40 |
60 |
150 |
780 |
950 |
|
Город Омск Омская область |
25300,45 |
25342,04 |
25574,77 |
25675,8 |
57016,2 |
|
Город Новосибирск |
26813 |
36043 |
48252 |
50100 |
50216 |
|
Город Кемерово |
7675 |
8205 |
8349 |
8449 |
- |
|
Город Красноярск |
16140 |
16803,9 |
16886 |
17075,6 |
- |
|
Город Абакан |
6733,57 |
6733,57 |
6733,57 |
6733,57 |
6733,57 |
|
Город Иркутск |
26598,1 |
26598,1 |
26598,1 |
26598,1 |
27998 |
|
Город Хабаровск |
38873,5 |
38873,5 |
38873,5 |
38873,5 |
38873,5 |
Таблица 4
|
|
Фактическое значение |
Прогнозное значение |
|||
Название региона |
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2030 год |
Город Томск |
Актуализация материалов Генерального плана муниципального образования, документации по планировке территории, в соответствии к существующей действительности (%) |
- |
- |
- |
100 |
100 |
ЗАТО Северск Томской области |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Город Омск Омская область |
100 |
- |
- |
7 |
100 |
|
Город Новосибирск |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Город Кемерово |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Город Красноярск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Город Абакан |
- |
- |
1 |
- |
- |
|
Город Иркутск |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
|
Город Хабаровск |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таблица 5
|
|
Фактическое значение |
Прогнозное значение |
|||
Название региона |
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2030 год |
Город Томск |
Наличие нормативно-правового акта, в котором установлены требования размещения элементов городской среды разработанного раздела Дизайн-кода муниципального образования (да/нет) |
- |
- |
- |
да |
да |
ЗАТО Северск Томской области |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
|
Город Омск Омская область |
нет |
нет |
нет |
нет |
- |
|
Город Новосибирск |
да |
да |
да |
да |
да |
|
Город Кемерово |
да |
да |
да |
да |
- |
|
Город Красноярск |
да |
да |
да |
да |
да |
|
Город Абакан |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
Город Иркутск |
нет |
нет |
да |
да |
да |
|
Город Хабаровск |
нет |
нет |
нет |
нет |
возможна разработка такого документа |
Таблица 6
|
|
Фактическое значение |
Прогнозное значение |
|||
Название региона |
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2030 год |
Город Томск |
Количество разработанных разделов Дизайн-кода для формирования благоприятного внешнего облика муниципального образования (шт) |
- |
- |
- |
|
|
ЗАТО Северск Томской области |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
|
Город Омск Омская область |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Город Новосибирск |
1 |
4 |
4 |
9 |
11 |
|
Город Кемерово |
3 |
4 |
6 |
6 |
- |
|
Город Красноярск |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
|
Город Абакан |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Город Иркутск |
0 |
0 |
9 |
1 |
1 |
|
Город Хабаровск |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Оценка рисков, возникающих в процессе реализации подпрограммы 1
Мероприятия подпрограммы выполняются через заключение муниципального контракта. Отсюда следует риск невыполнения мероприятий подпрограммы в срок и в полном объеме (в соответствии с требованиями технического задания к муниципальному контракту), возникающий по причине несовершенства выбора победителей конкурсов, аукционов и запросов котировок. Учитывая, что основным критерием оценки победителя является ценовой коэффициент (60%), зачастую подрядчиками на выполнение вышеуказанных работ становятся неквалифицированные организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.