Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к муниципальной программе
"Территориальное развитие и совершенствование архитектурного
облика Города Томска" на 2024-2030 годы"
II. Общая характеристика муниципальной программы
1. Территориальное развитие Города Томска и совершенствование архитектурного облика и городского ландшафта является стратегической задачей развития Города Томска на период до 2030 года. Для устойчивого развития города Томска, повышения качества городской среды требуется комплекс работ, направленных на рациональное территориальное планирование, землеустройство и землепользование. Для достижения поставленной цели прежде всего необходимо обеспечить наличие качественной документации территориального планирования на территорию муниципального образования.
Полноценное пространственное развитие города сегодня возможно только в рамках правового градорегулирования при наличии необходимых документов территориального планирования (Генерального плана), градостроительного зонирования (Правил землепользования и застройки - далее - ПЗЗ), документации по планировке территории (проектов планировки, межевания и ГПЗУ), актуальной картографической информации (дежурного топографического плана). Все вышеназванные документы требуют постоянного мониторинга и внесения изменений в них и периодически создания новых, актуализированных версий. Качество данной документации напрямую зависит от степени пространственной изученности территории, актуальности и доступности информации об объектах местности и состоянии окружающей среды.
По итогам реализации мероприятий предполагается образовать для последующего вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков общей площадью порядка 2 тыс. га.
Для обеспечения решения поставленной стратегической задачи необходимы мероприятия по созданию пространственных данных и их мониторинг, а также мероприятия по созданию инструментов, способных обеспечить их обработку, систематизацию, хранение и удобный доступ.
Кроме этого, для формирования благоприятного внешнего облика Города Томска необходима разработка Дизайн-кода городской среды - это свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды (вывески реклама, элементы благоустройства, навигации и информации).
Основная задача Дизайн-кода - создание такой среды, которая органично связывала бы между собой городские кварталы, подчеркнув их конфигурацию, пространственные связи и логику наполнения. Создание комфортной городской среды должно проводиться по определенным правилам, регламентирующим этот процесс. Их разработка и применение является необходимым условием для развития архитектурно-художественного облика города. Именно таким инструментом является Дизайн-код городской среды, который определяет правила проектирования комплексного благоустройства и размещения элементов благоустройства городской среды с учетом соотношения их взаимного расположения, систематизирует подход к формированию стилистически единой и взаимосвязанной среды, формирует единые требования к качественным характеристикам элементов благоустройства.
2. Сравнительная динамика значения стратегического показателя социально-экономического развития такого как "Доля площади территории города Томска, на которую подготовлены проекты планировки по отношению к общей площади муниципального образования "Город Томск" (общая площадь - 29510 га) (%)" указывает на положительный рост данного показателя, а, следовательно, его достижение в установленных пределах.
Таблица 1
|
Фактическое значение |
Прогнозное значение |
|||
Наименование стратегического показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2030 год |
Доля площади территории города Томска, на которую подготовлены проекты планировки по отношению к общей площади муниципального образования "Город Томск" (общая площадь - 29510 га) (%) |
43,23 |
43,73 |
47,27 |
47,95 |
52,69 |
Показатель, представленный в таблице 1 был актуализирован и пересчитан в сторону увеличения, так как он взаимосвязан с показателем цели 1 "Обеспеченность территории города Томска актуальной градостроительной документацией, обеспечивающей устойчивое развитие, (га)", соответственно при изменении показателя цели 1 в большую или меньшую сторону, происходит увеличение или уменьшение показателя "Доля площади территории города Томска, на которую подготовлены проекты планировки по отношению к общей площади муниципального образования "Город Томск" (общая площадь - 29510 га) (%)" муниципальной программы. Оба этих показателя были рассчитаны на период 2024-2030 годы нарастающим итогом.
Кроме этого существует взаимосвязь показателя 1.2 "Доля земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, по отношению к общей площади территории городского округа (%)" и показателя 1.3 "Доля вовлеченной в хозяйственный оборот территории Города Томска в (%), от площади территории, подлежащей вовлечению в хозяйственный оборот, (%))" задачи 1 Цели муниципальной программы с Целью муниципальной программы департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска "Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами", которая определяется тем, что департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска проводит работы по вовлечению земель в хозяйственный оборот под многоквартирными домами (показатель 3, задачи 2 "Обеспечение эффективности землепользования" подпрограммы 1) и данный показатель участвует при определении общего показателя "Доля земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, по отношению к общей площади территории городского округа (%)", который рассчитывает департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
Основные проблемы
Сегодня социально-экономическая ситуация требует нового подхода при разработке градостроительной документации - необходимо обеспечивать разработку такой документации, в реализации которой будут одновременно заинтересованы общество в целом и представители бизнеса. Это означает, что решения градостроительной документации должны быть экономически эффективны как с коммерческой, так и с бюджетной точки зрения. Необходима оценка будущего экономического эффекта от принимаемых градостроительных решений.
Наряду с этим разработка и актуализация градостроительной документации направлены на обеспечение полноты и своевременности поступлений доходов в бюджет муниципального образования "Город Томск". Использование земли в Российской Федерации является платным. Основными формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Роль земельных платежей (налоговых и неналоговых) при формировании доходов бюджета муниципального образования "Город Томск" достаточно велика. Вместе с тем действующее законодательство усложнило процедуру образования земельных участков, что повлечет за собой снижение количества предоставленных земельных участков и, соответственно, снижение поступлений в бюджет платы за использование земли.
В области пространственной изученности территории муниципального образования "Город Томск" имеются и иные проблемы:
- геодезическая сеть города Томска утратила более половины своих пунктов и не способна обеспечить необходимую точность геодезических измерений при выполнении всех видов изысканий;
- неактуальный картографический фонд на территорию города с информацией о ситуации на местности 1980-х годов, отсутствие картографической информации в электронном виде, отсутствие условий для выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты государственной тайны при обработке топографической информации на персональных компьютерах;
- отсутствие единого ведомственного архива градостроительной документации;
- хранение основной массы градостроительной документации только на бумажных носителях;
- отсутствие интеграции между внедренными и используемыми информационными системами.
Тема водно-зеленого городского каркаса занимает важное место в градостроительной деятельности через системный подход к благоустройству городских территорий и является основой стратегии пространственного развития города, где важным фактом становится улучшение среды жизнедеятельности человека и пейзажно-эстетических качеств городской среды.
Водно-зеленый каркас представляет собой систему взаимосвязанных озелененных пространств, включая: городские озелененные территории, сельскохозяйственные и природные территории и зоны с высоким уровнем влажности, относящиеся к гидрологической сети города, позволяющие установить непрерывные биологические связи и обеспечить движение флоры и фауны. Водно-зеленый каркас интегрируется в планировочную структуру города, являясь основой его планировки и благоустройства, а формирование водно-зеленого каркаса преследует: экологические и средообразующие функции. Основанный на природных факторах, он благоприятствует репродукции, передвижению популяций птиц, животных и растений, увеличивает биоразнообразие городов, а организация пространства и территории направлена на обеспечение функций, связанных с природными процессами и человеческой деятельностью.
Есть необходимость в разработке Стратегии пространственного развития, она связана с тем, что современные муниципальные документы территориального планирования в основном регламентируют вопросы землепользования, они не рассматривают территорию как единый объект управления в границах административно-территориального образования в увязке с регионом и соседними муниципальными образованиями, являясь по своей сути отраслевыми документами землепользования и застройки, но не целевыми документами территориального исполнения. Очевидна необходимость оптимального согласования указанных документов.
В ст. 9 п. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что содержание генеральных планов, схем территориального планирования муниципальных территорий определяется на основании стратегии или комплексной программы социально-экономического развития территории. Как следствие, трансформации будут подвержены пространственная организация, сложившиеся функциональные зоны, инфраструктура, система расселения, ландшафт и другие особенности территории.
Прогноз развития в результате реализации муниципальной программы
В результате выполнения муниципальной программы "Территориальное развитие и совершенствование архитектурного облика Города Томска" к 2025 году предполагается принять новый Генеральный план Города Томска, на основе которого будет выработана стратегия градостроительной деятельности и определены базовые параметры развития города.
Также в результате реализации мероприятий муниципальной программы предполагается увеличить объем утвержденной планировочной документации на застроенную территорию в общем объеме застроенной территории. На основе проектов планировки и проектов межевания застроенной территории будут осуществляться работы по формированию земельных участков для целей эксплуатации: под многоквартирными жилыми домами, под объектами муниципальной собственности, для строительства с целью последующей реализации их с торгов, для предоставления льготным категориям граждан, для размещения линейных объектов.
При принятии решений в сфере землепользования и застройки документации важную роль играет документация по планировке территории. Наличие такой документации является необходимым условием для образования земельных участков в большинстве случаев, в том числе при образовании земельных участков для строительства линейных объектов федерального, регионального, местного значения, земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Таким образом, в настоящее время увеличение доли земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, невозможно без активной градостроительной деятельности.
Увеличение количества сформированных земельных участков к 2030 году позволит увеличить количество предоставляемых земельных участков, что в свою очередь обеспечит пополнение доходной части бюджета в части налоговых и неналоговых поступлений. Кроме того, будут сформированы территории под общественные пространства, являющиеся необходимыми элементами современной урбанизированной среды.
Основное социальное значение мероприятий программы в области геодезического обеспечения заключается в снижении юридических и инвестиционных рисков в области землепользования и градостроительного проектирования.
Снижение подобных рисков возможно при работе землеустроительных компаний от единого базиса сети станций ГЛОНАСС/GPS: исчезают возможности неоднозначности в определении границ земельных участков, как следствие минимизируются риски земельных споров собственников, арендаторов, инвесторов. Расположение базовых станций предусмотрено таким образом, чтобы покрыть зоной их действия не только территорию муниципального образования "Город Томск", но и большую часть Томского района, что позволит в будущем проводить единую градостроительную, землеустроительную и инвестиционную деятельность.
Проведение 100% полевого контроля входящей топографической информации исключает возможность подлога данных. Проведение муниципального геодезического контроля значительно повысит качество представляемых материалов от других организаций и достоверность картографической информации, тем самым снизит риски при принятии решений по землеустройству, проектированию и строительству зданий и инженерных коммуникаций.
Открытость и удаленная доступность информации об инвестиционных предложениях в области строительства объектов коммерческого и социального значения резко повышают конкурентную способность и инвестиционную привлекательность территории муниципального образования "Город Томск", позволяют инвесторам принять правильное решение об инвестициях.
В сфере формирования благоприятного внешнего облика Города Томска - применение Дизайн-кода позволит городской среде развиваться, сохраняя устойчивость необходимых параметров среды: визуальной притягательности, удобства и комфорта, безопасности и доступности, разумной достаточности.
Дизайн-код полезен, в первую очередь, самим горожанам. Для того, чтобы человеку было удобно передвигаться, понятно ориентироваться, необходима грамотная и простая логистика, безопасность передвижения, информативность. Дизайн-код регламентирует все эти аспекты.
К 2030 году в результате реализации мероприятия развития водно-зеленого каркаса Города Томска будет решена стратегическая задача его формирования, что позволит поддержать экологическое равновесие всей градостроительной системы, непрерывное и беспрепятственное движение флоры и фауны ввиду климатических изменений. Каркас является неотъемлемой частью ландшафтно-планировочной структуры города, и помимо экологических несет средообразующие функции: организация пространств для жизни и здоровья человека, организация территорий, связанных с природными процессами и деятельностью человека, получения им экосистемных услуг.
В результате разработки Стратегии пространственного развития произойдет закрепление пространственных преобразований и в муниципальных образованиях. Перед органами власти всех уровней стоит задача формализации процесса разработки и содержательного наполнения пространственных стратегий развития муниципальных образований.
В Федеральном законе от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" определено место и значение стратегии пространственного развития в системе стратегического планирования на национальном уровне, которая призвана обеспечить пространственное соотнесение мероприятий социально-экономического развития, взаимосвязь и согласование документов стратегического и территориального планирования.
1. Показатели цели, задач, мероприятий Муниципальной программы, включающей подпрограммы представлены в приложении N 2.
2. Ресурсное обеспечение Муниципальной программы, включающей подпрограммы представлено в приложении N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.