г. Краснодар |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А20-6116/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Ралли-Спорт" (ИНН 0711016287, ОГРН 1020700744965) - Кадзокова А.Б. (руководитель) и Утова А. М. (доверенность от 20.09.2019), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Союз-Авто" (ИНН 0726017558, ОГРН 1170726000500) - Кушхова Ю.М. (руководитель, приказ от 24.01.2017), Кафоева А.Х. (доверенность от 25.02,2020) и Рогальского С.С. (доверенность от 26.02.2020), в отсутствие ответчика - местной администрации городского округа Нальчик (ИНН 0711037382, ОГРН 1020700751169), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы местной администрации городского округа Нальчик и общества с ограниченной ответственностью "Союз-Авто" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А20-6116/2018, установил следующее.
ООО "Ралли-Спорт" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к местной администрации городского округа Нальчик (далее - администрация) и ООО "Союз-Авто" (далее - организация) со следующими требованиями:
- признать недействительными итоги открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик по лоту N 3 - маршрут N 2А "Адиюх - 6 микрорайон";
- признать недействительным протокол от 27.06.2018 N 2 рассмотрения заявок в части допуска к участию организации в открытом конкурсе по лоту N 3;
- признать недействительным протокол от 10.07.2018 N 3/3 оценки сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик в части признания организации победителем открытого конкурса по лоту N 3;
- признать несостоявшимся открытый конкурс по лоту N 3 в связи с тем, что на этот лот участником открытого конкурса признан только один претендент - организация;
- возложить на администрацию обязанность выдать свидетельство на маршрут и карты маршрута единственному претенденту - обществу;
- признать победителем открытого конкурса по лоту N 3 общество;
- признать незаконными действия администрации в части допуска к участию в открытом конкурсе организации по лоту N 3, выдачи ей свидетельства и карт маршрута по лоту N 3, а также невыдачи свидетельства и карт маршрута по лоту N 3 обществу;
- обязать администрацию аннулировать свидетельства и карты маршрута, выданные организации по лоту N 3, выдав их обществу.
Решением от 08.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.12.2019, иск удовлетворен в части. Суд признал недействительными результаты торгов в форме открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик по лоту N 3, оформленные протоколами рассмотрения заявок от 27.06.2018 N 2 и от 10.07.2018 N 3/3 оценки сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в иске, ссылаясь на следующее. Суды не приняли во внимание, что согласно пункту 3 части 5.1 протокола рассмотрения заявок от 27.06.2018 N 2 организация была допущена к открытому конкурсу 27.06.2018, когда у нее отсутствовала задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период. Согласно приложенной к заявке справке от 19.04.2018 N 15100 организация не имеет задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Указанная справка выдана после завершения отчетного периода и в сроки подачи расчетов, в связи с чем сомнений у конкурсной комиссии не вызвала и оснований для истребований дополнительной информации в данной части не имелось.
Организация в кассационной жалобе также просит отменить судебные акты и отказать в иске, указав, что на момент рассмотрения заявки по лоту N 3 (27.06.2018) она не имела задолженности по уплате налогов и сборов, а также, что 15.05.2018 комиссия производила только вскрытие конвертов с заявками участников открытого конкурса. По мнению заявителя, организация приложила к заявке для участия в открытом конкурсе соответствующую справку от 19.04.2018 N 15110 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов года в соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 2.5 конкурсной документации; указала на отсутствие в материалах дела аудиопротокола от 18.09.2019; необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств об истребовании доказательств проведении сверки взаимных расчетов организацией с ИФНС России N 2 по г. Нальчику, о вызове в качестве свидетеля сотрудника ИФНС России N 2 по г. Нальчику без отражения их в протоколе судебного заседания.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалоб и отзыва, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 03.02.2017 N 167 "Об утверждении Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик" с изменениями и дополнениями от 06.12.2017 N 2194 и от 11.04.2018 N 514 утверждено Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик (далее - Положение о проведении торгов).
Постановлением главы администрации от 30.05.2017 N 935 "О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик" с изменениями и дополнениями от 06.12.2017 N 95, от 29.03.2018 N 444 и от 11.04.2018 N 513 утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик (далее - конкурсная документация).
В соответствии с конкурсной документацией открытый конкурс проводится по 31 лоту, указанному в приложении N 1, в том числе по лоту N 3 - маршрут N 2А "Адиюх - 6 микрорайон".
Согласно постановлению от 16.12.2016 N 2634 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик" с изменениями и дополнениями администрация опубликовала извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик в газете от 12.04.2018 N 15 (517). В извещении указаны информация о проведении конкурса, организатор конкурса, порядок и сроки подачи заявок на участие в конкурсе, порядок и сроки проведения конкурса, сведения о подведении итогов конкурса.
Согласно журналу регистрации заявок (приложение N 1 к протоколу вскрытия конвертов от 15.05.2018) на участие в конкурсе поступила 21 заявка. В соответствии с приложением N 2 к протоколу вскрытия конвертов по лоту N 3 заявки поданы организацией и обществом.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 27.06.2018 N 2 конкурсная комиссия допустила к участию в конкурсе по спорному лоту общество и организацию.
По протоколу оценки и сопоставления заявок от 10.07.2018 N 3/3 первый номер присвоен организации, второй номер - обществу.
Считая незаконным допуск организации к участию в конкурсе, не согласившись с итогами конкурса, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Рассматривая заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и муниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с проведением конкурса и допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О указано, что положение пункта 1 статьи 449 Кодекса по существу воспроизведено применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Кодекса, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов сами по себе не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 449 Кодекса торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно не принята высшая предложенная цена; продажа произведена ранее указанного в извещении срока; допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Согласно абзацу 3 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, у которых отсутствует задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.
Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений названного Закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (часть 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии со статьей 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 НК РФ. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Согласно статье 423 НК РФ по страховым взносам отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В силу статьи 431 НК РФ плательщики представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Суды установили, что в составе заявки, поданной 14.05.2018 для участия в открытом конкурсе по лоту N 3 (маршрут N 2А "Адиюх - 6 микрорайон") организацией представлена справка от 19.04.2018 N 15100, которая не отражает данные за последний завершенный отчетный период по ЕНВД и по страховым взносам.
Определением от 20.06.2019 суд первой инстанции по ходатайству истца истребовал у ИФНС России N 2 по г. Нальчику сведения о состоянии расчетов по налогам и сборам в отношении организации и общества по состоянию на 17.04.2018 и по состоянию на 15.05.2018.
Согласно справкам ИФНС России N 2 по г. Нальчику N 1389013, 1389021 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов), организация по состоянию на дату подачи заявки (14.05.2018) на участие в аукционе имела задолженность по ЕНВД в размере 14 653 рубля и по страховым взносам на ОПС в размере 27 963 рубля 22 копейки за последний завершенный отчетный период (т. 3, л. д. 115, 116).
В соответствии с пунктом 6.9. Положения о проведении торгов основаниями для отказа претенденту в допуске на участие в открытом конкурсе является несоответствие претендента требованиям, установленным в разделе 2 данного Положения.
Установив, что наличие задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершённый отчётный период исключает допуск организации к открытому конкурсу, суды правильно указали на неправомерное проведение конкурсной комиссией оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик от 10.07.2018 по лоту N 3.
При таких установленных по делу обстоятельствах суды правомерно признали недействительными результаты торгов в форме открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик по лоту N 3, оформленные протоколом рассмотрения заявок от 27.06.2018 N 2 и протоколом от 10.07.2018 N 3/3 оценки сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик в части допуска к участию в открытом конкурсе организации.
В остальной части судебные акты не обжалуются и в силу частей 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не проверяются.
Ссылка организации на отсутствие в материалах дела аудиопротокола от 18.09.2019 правильно отклонена судом апелляционной инстанции с учетом наличия письменного протокола судебного заседания.
Довод организации о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайств об истребовании доказательств, о проведении сверки взаимных расчетов организацией с ИФНС России N 2 по г. Нальчику и вызове в качестве свидетеля сотрудника ИФНС России N 2 по г. Нальчику без отражения их в протоколе судебного заседания не является основанием для отмены правильных по существу судебных актов.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
В силу части 4 статьи 283 АПК РФ исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А20-6116/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое определением суда кассационной инстанции от 07.02.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 НК РФ. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Согласно статье 423 НК РФ по страховым взносам отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В силу статьи 431 НК РФ плательщики представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2020 г. N Ф08-1470/20 по делу N А20-6116/2018