Необходима унификация
Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 N 3615-1 морально устарел и требует существенной переработки. Огромное количество нормативных актов, изданных в соответствии с ним, содержит множество противоречивых и не вполне адекватных положений. Перспектива решения нынешних сложностей связана с принятием нового закона.
Практически сразу после вступления в силу Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) стало ясно, что он требует существенной корректировки с точки зрения юридической техники: неточный понятийный аппарат, не вполне корректное использование гражданско-правовой терминологии и слишком общий характер отдельных положений Закона затруднили его практическое применение. Особую трудность вызвало наличие в Законе множества отсылочных норм, что привело к изданию органами валютного контроля огромного количества нормативных актов, ориентироваться в которых непросто даже специалистам.
Рассмотрим некоторые проблемы валютного контроля *(1), встречающиеся в практике работы уполномоченного банка.
В условиях несовершенства валютного законодательства особую роль играло накопление практики рассмотрения судами споров данной категории. Среди наиболее известных судебных актов, которые изменили или оказали влияние на практику применения валютного законодательства, можно выделить: определение Конституционного Суда РФ от 04.03.99 N 50-О, ряд постановлений Президиума ВАС РФ (от 28.10.97 N 4518/97, от 22.07.97 N 2045/97, от 29.06.99 N 7838/98, от 13.07.99 N 8272/98, от 05.10.99 N 3332/99, от 19.10.99 N 6519/98, от 29.02.2000 N 6041/97,от 26.09.2000 N 6876/99, от 13.11.2001 N 3482/01 и от 01.10.2002 N 2084/01) и особенно Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.2000 N 52.
Пробелы валютного контроля
Проблемы уполномоченного банка, возникающие при осуществлении валютного контроля, можно разделить на три категории:
- из-за квалификации операций;
- из-за несоблюдения порядка выполнения операций;
- по причине выявления нарушений валютного законодательства.
Трудности квалификации валютных операций прежде всего связаны с тем, что понятия и определения, приведенные в ст.1, не позволяют с должной определенностью отнести операцию, выполняемую клиентом банка, к валютной, а валютную операцию - к текущей валютной или валютной операции, связанной с движением капитала.
Согласно п.7 "а" ст.1 Закона к валютным относятся "операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности... ". При этом не уточняется ни что такое "операция" (учитывая терминологию ст.14 Закона, вопрос о связи операций и сделок достаточно запутан), ни что такое "переход иных прав". Как результат, вызывает затруднение даже квалификация операции по переводу клиентом банка денежных средств в иностранной валюте на свой счет в другом уполномоченном банке: будет ли это валютная операция (так как права и обязанности перед клиентом по договору банковского счета теперь несет другой банк) или операция, не относящаяся к этой категории (так как нет перехода права собственности на валютные ценности).
Другой вопрос: в соответствии с п.9 "г" Закона текущими операциями считаются выплаты денежных средств на основании определений судебных органов, а в силу п.10 "г" к валютным операциям, связанным с движением капитала, относится предоставление отсрочки платежа по экспорту на срок более 90 дней. В результате возникает вопрос: текущей или "капитальной" валютной операцией является зачисление средств на счет резидента по экспортному контракту, отсрочка платежа по которому в соответствии с мировым соглашением, утвержденным определением суда, составляет более 90 дней?
Серьезно затрудняют квалификацию операций формулировки изданных в соответствии с Законом многочисленных нормативных актов. Прежде всего это касается отнесения валютной операции, связанной с движением капитала, к нормативно разрешенной "капитальной" операции или к валютной операции, для осуществления которой требуется получение индивидуального разрешения органа валютного контроля.
Например, формулировка п.1.1.10 Положения Банка России от 24.04.96 N 39 часто не позволяет достоверно квалифицировать операцию как разрешенную или неразрешенную в силу размытости определения понятия "организованный рынок ценных бумаг" в Положении Банка России от 08.06.98 N 32-П.
В соответствии с Законом порядок выполнения практически всех валютных операций регулируется нормативными актами органов валютного контроля.
В связи с этим проблемы соблюдения порядка выполнения операций связаны с тем, что большое количество разнообразных нормативных актов (в большинстве своем - изданных по мере необходимости как дополнения и изменения к другим нормативным актам) не в полной мере согласовано между собой в части используемых понятий, подходов и формулировок. Классический пример - Инструкция Банка России от 29.06.92 N 7 (с учетом тринадцати изменений и дополнений), формулировки которой противоречат п.5 ст.6 Закона: в соответствии с ним обязательной продаже подлежит часть выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). В то же время в силу п.3 вышеуказанной Инструкции обязательная продажа части валютной выручки производится от всей суммы поступлений в иностранной валюте от нерезидентов (за исключением поступлений, указанных в п.4 Инструкции, которые охватывают лишь часть неэкспортных поступлений).
Обратная сторона проблемы соблюдения порядка выполнения операций связана с тем, что Закон не определяет понятие "валютное ограничение", которое широко используется в международной практике. Более того, Закон не оговаривает пределы полномочий органов валютного контроля в части введения новых (не перечисленных в Законе) ограничений на осуществление валютных операций. В результате порядок осуществления валютной операции может содержать совершенно неожиданное ограничение на ее выполнение.
В подтверждение приведем известную ситуацию с оформлением паспорта сделки по экспортному контракту, который содержит альтернативные условия поступления выручки: выручка поступает в срок до 90 дней, но при определенных (маловероятных) условиях может поступить в срок более 90 дней.
В данном случае в соответствии с п.3.9 Инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.99 N 86-И / N 01-23/26541 уполномоченный банк не должен подписывать паспорт сделки (пока резидент не принесет соответствующее разрешение). Вследствие этого резидент не может в срок отгрузить товар, в страну не поступает валютная выручка, а резидент платит нерезиденту штраф за задержку в поставке товара.
Несомненно, проблема выявления уполномоченным банком нарушений валютного законодательства со стороны клиентов банка связана с тем, что такие нарушения являются административными и их обязательным условием становится наличие вины, которую необходимо доказывать в соответствии с установленной процедурой.
В то же время уполномоченные банки в соответствии с Указанием Банка России от 12.02.99 N 500-У и Инструкцией Банка России от 28.06.99 N 83-И (и при отсутствии нормативно утвержденной процедуры выявления сотрудниками уполномоченного банка нарушений валютного законодательства) обязаны информировать Банк России о выявленных нарушениях валютного законодательства, причем эта информация используется Банком России, в том числе в качестве основания для отказа в выдаче разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала.
Проект нового закона
Предполагается, что новый закон станет более либеральным по сравнению с существующим: будут отменены многие действующие ограничения на выполнение валютных операций, в том числе - разрешительный порядок выполнения валютных операций движения капитала.
С точки зрения юридической техники проект нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" значительно улучшен по сравнению с действующим. Устранено большинство противоречий: изменены на более корректные определения старых терминов (в том числе терминов "валютные ценности" и "валютные операции"); добавлены положения о структуре валютного законодательства и о действии актов валютного законодательства во времени. Кроме того, более тщательно прописано распределение полномочий органов валютного регулирования и ограничения, которые они могут устанавливать на осуществление валютных операций. Также достаточно подробно изложены порядок осуществления отдельных операций, порядок открытия счетов резидентов в банках на территории иностранных государств и порядок открытия счетов нерезидентов, вопросы репатриации резидентами иностранной валюты и обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке; на уровне закона закреплены положения об оформлении паспортов сделок и многое другое. Однако необходимо отметить, что относительно большое количество отсылочных норм в проекте закона уже сейчас вызывает серьезное беспокойство. Для реальной работы нового закона одновременно с ним должно вступить в силу несколько десятков нормативных актов, изданных Банком России и Правительством РФ.
В. Лопатин,
заместитель директора Департамента
международных расчетов Внешэкономбанка
"эж-ЮРИСТ", N 39, сентябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно свое мнение о проблемах валютного регулирования и валютного контроля автор изложил в статьях "Проблемы валютного контроля в практике работы уполномоченного банка", "Бизнес и банки", N 27 (2001); "Гибкий подход к валютному регулированию", "Расчеты и операционная работа в коммерческих банках", N 1 (2002); "Система таможенно-банковского валютного контроля", "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", N 11 (2002), N 1 (2003), N 2 (2003).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru