"На любовь налогоплательщиков не рассчитываем,
но понимания добиваемся"
Много ли вы назовете телепередач, в которых рассказывают, как платить налоги или как заполнять декларацию? Ни одной? Значит, вы не из Нижегородской области, налоговые органы которой считаются передовыми в области информирования налогоплательщиков. Недавно там побывала наш корреспондент Юлия Воробьева.
С вокзала я отправилась в гостиницу Нижнего Новгорода, в которой для меня был заказан номер. Первым делом включила телевизор, поскольку знала, что в этот день по местному каналу должны были транслировать еженедельную передачу "Эх, налоги". Речь в ней шла об изменениях, связанных с законом о применении контрольно-кассовой техники.
Впрочем, телепередача - это лишь один из способов, с помощью которых нижегородские налоговики доводят до налогоплательщиков необходимую информацию. В местных газетах и журналах регулярно публикуются статьи с разъяснениями, в налоговых инспекциях раздаются брошюры и буклеты, в школах и вузах проводятся уроки налоговой грамотности. Всего и не перечислить.
Как построена эта работа, я узнала от руководителя Управления МНС России по Нижегородской области Николая Федоровича Полякова.
Николай Федорович, Управление МНС России по Нижегородской области -одно из самых известных в стране. Мне приходилось много слышать о вашей работе с налогоплательщиками. Даже на телевидении есть ваша программа. Это дает какие-то результаты?
По нашим оценкам, сегодня не менее 80% налогоплательщиков области платят налоги добровольно. Думаю, это очень высокий результат. Еще 3-4 года назад, когда мы только приступили к работе по модернизации налоговых органов и налаживанию связей с общественностью, число сознательных налогоплательщиков не превышало и 30-40%. Выйти на нынешний показатель нам удалось только благодаря хорошо поставленной информационной работе.
Мы стараемся не просто информировать налогоплательщиков, но и знакомим их с нашей работой, чтобы они относились к ней с пониманием. На любовь налогоплательщиков, конечно, не рассчитываем - мы все-таки контролирующая структура. Но понимания добиваемся.
Каким образом?
Нашу телепередачу вы уже видели. Она выходит раз в неделю на областном канале, у которого самый высокий рейтинг. Кстати, темы задают сами налогоплательщики: к нам на пейджер они присылают свои вопросы. Мы отбираем самые актуальные на наш взгляд. Есть еще радиопередачи. Кроме того, выпускаем книги, брошюры и буклеты с разъяснениями об уплате отдельных налогов.
Еще одно наше изобретение - церемонии награждения лучших налогоплательщиков области. Каждый год 100 предприятий получают "свидетельство добросовестного налогоплательщика". Обладателями таких свидетельств хотят стать все. Ведь церемонию награждения освещают телевидение, радио, газеты. А это для предприятия - возможность заявить своим партнерам о себе как о стабильной, законопослушной компании.
Все эти мероприятия требуют денег...
Вы правы - приходится их искать. Взять хотя бы наш ежегодный отчетно-имиджевый журнал. Мы издаем его за счет средств рекламодателей. Точно так же обстоят дела и с другой печатной продукцией. Кстати, число желающих разместить информацию о себе на страницах наших изданий так велико, что отделу по работе со СМИ приходится проводить конкурс.
А как строится сотрудничество со средствами массовой информации? Ведь не секрет, что журналистам куда привычнее освещать отрицательные моменты в работе налоговых органов, нежели положительные.
Без СМИ нам, конечно, не обойтись. Мы заключили соглашения с крупнейшими СМИ области и предложили им выделить сотрудников, которые бы с нами работали. Пригласили их к себе в управление, рассказали о проблемах, как мы их решаем, о планах и т. д.
Это взаимовыгодное сотрудничество. Теперь при всех наших инспекциях есть аккредитованные сотрудники крупнейших СМИ области. Благодаря им мы можем доводить информацию до налогоплательщиков. К тому же журналисты стараются объективно освещать события, связанные с налоговыми органами, и не создавать сенсаций на пустом месте. СМИ это тоже выгодно. Журналист может в любой момент прийти в налоговую инспекцию и узнать все, что волнует читателей его издания. Одним словом, мы заинтересованы друг в друге.
Как построена работа в отделе?
В отделе по работе со СМИ трудятся семь человек. Каждый из них отвечает за определенное направление. Один занимается разработкой и поддержкой нашего сайта. Другой работает с образовательными учреждениями - отвечает за работу со школами, вузами. Кто-то отвечает за непосредственную работу со СМИ, а кто-то ведет работу по изданию буклетов, книг и журналов нашего управления и т. д.
Кроме того, важно подключать к работе другие отделы. Ведь прежде чем обращаться к налогоплательщикам, нужно знать, какие трудности они испытывают.
Впрочем, это детали. Главное - люди, сами сотрудники, их идеи. Очень важно найти правильный подход к деятельным работникам, не держать их в ежовых рукавицах, поощрять инициативу. Тогда будет результат.
Поблагодарив Николая Федоровича, я отправилась в инспекцию по Нижегородскому району, чтобы пообщаться с налогоплательщиками - с теми, ради кого, собственно, и ведется вся информационная работа. Как они ее оценивают?
"Вы знаете - неплохо, - ответила Ирина Федоровна Матвеева, главный бухгалтер строительной компании. - Раньше при малейшем изменении приходилось идти в налоговую инспекцию и расспрашивать инспектора. Теперь все намного проще. Например, налоговики очень помогли с транспортным налогом - организовали целую серию передач и подробно рассказали, какие документы нужны и как их заполнить".
Примерно в том же духе высказалось большинство моих собеседников. Впрочем, было и другое мнение. "Мне и на работе хватает информации. Когда приходишь домой и включаешь телевизор, не хочется опять слышать про налоги. Тем более - читать газеты или журналы", - пожаловалась главный бухгалтер одной из нижегородских торговых фирм. Но даже она признала, что такая информация многим полезна, и с ней все же лучше, чем без нее. А телеканал можно и переключить.
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99