Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МР Печора"
от 28.09.2023 N 1676 .
Прогноз социально-экономического развития муниципального района "Печора" на 2024 год и на период до 2026 года
|
Показатели |
Единица измерения |
отчет |
отчет |
оценка |
прогноз |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
||||||
базовый |
целевой |
базовый |
целевой |
базовый |
целевой |
||||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
||||||
1. |
Население |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс.чел. |
43,7 |
43,2 |
42,7 |
41,9 |
42,2 |
41,1 |
41,6 |
40,4 |
40,9 |
2 |
Численность населения трудоспособного возраста |
тыс.чел. |
25,8 |
24,2 |
23,7 |
23,3 |
23,6 |
23,1 |
23,4 |
22,8 |
23,1 |
3 |
Численность населения старше трудоспособного возраста |
тыс.чел. |
12,4 |
11,7 |
12,1 |
12,1 |
12,2 |
12,2 |
12,3 |
11,9 |
12,0 |
4 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
8,2 |
8,0 |
6,8 |
6,8 |
6,9 |
6,9 |
7,0 |
7,1 |
7,2 |
5 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
22,6 |
17,7 |
15,9 |
16,0 |
15,9 |
15,9 |
15,6 |
15,8 |
15,7 |
6 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-14,6 |
-9,7 |
-9,4 |
-9,5 |
-8,8 |
-9,2 |
-8,6 |
-8,9 |
-8,3 |
7 |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел |
-0,57 |
-0,43 |
-0,40 |
-0,40 |
-0,37 |
-0,38 |
-0,36 |
-0,36 |
-0,34 |
2. |
Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) |
млн. руб. |
64 320,1 |
71 007,9 |
70 056,0 |
70 733,0 |
71 723,4 |
72 298,5 |
73 343,6 |
73 901,6 |
74 971,7 |
9 |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
89,5 |
109,1 |
93,1 |
95,3 |
97,5 |
97,3 |
98,3 |
96,4 |
97,4 |
10 |
Добыча полезных ископаемых: |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
55 991,3 |
60 511,4 |
58 611,0 |
59 197,1 |
60 076,3 |
60 677,0 |
61 578,2 |
62 194,0 |
63 117,6 |
11 |
Добыча сырой нефти и природного газа (01) |
тыс.тонн |
1 737,9 |
1 780,8 |
1 816,5 |
1 817,2 |
1 821,9 |
1 824,5 |
1 829,2 |
1 833,6 |
1 836,6 |
12 |
Добыча газа природного и попутного (02) |
млн. куб. м |
565,9 |
545,1 |
533,3 |
535,4 |
540,8 |
542,9 |
551,1 |
550,5 |
560,4 |
13 |
Обрабатывающие производства |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
1 134,8 |
1 362,5 |
1 218,6 |
1 221,0 |
1 222,3 |
1 225,9 |
1 228,4 |
1 230,8 |
1 234,5 |
14 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
6 918,7 |
8 848,2 |
9 870,0 |
9 958,8 |
10 068,4 |
10 038,5 |
10 179,1 |
10 118,8 |
10 260,6 |
15 |
Производство электроэнергии |
млрд.кВт.ч. |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,4 |
3,3 |
3,4 |
3,4 |
3,5 |
16 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
275,3 |
285,8 |
356,4 |
356,0 |
356,5 |
357,0 |
357,9 |
358,0 |
359,0 |
3. |
Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Продукция сельского хозяйства |
млн. руб. |
176,0 |
180,0 |
186,0 |
186,0 |
190,0 |
187,0 |
190,0 |
188,0 |
190,0 |
18 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
89,5 |
94,3 |
93,9 |
90,9 |
94,6 |
95,8 |
96,2 |
94,8 |
95,2 |
4. |
Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет; млн. руб. |
|
211,3 |
220,0 |
235,4 |
240,1 |
247,3 |
264,6 |
267,3 |
278,0 |
20 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м. в общей площади |
1,4 |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
0,9 |
0,7 |
0,9 |
5. |
Торговля и услуги населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Оборот розничной торговли* (без субъектов малого предпринимательства) |
млрд. рублей |
5,5 |
6,1 |
6,9 |
7,1 |
7,2 |
7,2 |
7,3 |
7,5 |
7,6 |
6. |
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
1 204 |
1 205 |
1 201 |
1 200 |
1 205 |
1 200 |
1 210 |
1 205 |
1 210 |
23 |
Темп роста среднесписочной численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства), чел. |
% г/г |
92,4 |
98,1 |
99,1 |
99,2 |
99,9 |
100,7 |
100,7 |
100,0 |
100,0 |
7. |
Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования - всего |
млн. рублей |
5 429,3 |
7 531,7 |
8 007,9 |
8 088,0 |
8 168,1 |
8 128,4 |
8 249,7 |
8 177,2 |
8 332,2 |
25 |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал |
% г/г |
85,3 |
138,7 |
106,3 |
101,0 |
102,0 |
100,5 |
101,0 |
100,6 |
101,0 |
8. |
Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Численность занятых в экономике |
тыс. чел |
14,63 |
14,35 |
14,22 |
14,10 |
14,20 |
14,20 |
14,30 |
14,20 |
14,30 |
27 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
руб/мес |
71 656,0 |
80 476,0 |
91 865,0 |
97 279,2 |
96 778,1 |
101 423,8 |
101 098,6 |
106 495,0 |
106 659,0 |
28 |
Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
% г/г |
104,8 |
112,3 |
114,2 |
105,9 |
105,3 |
104,3 |
104,5 |
105,0 |
105,5 |
29 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
0,62 |
0,39 |
0,40 |
0,40 |
0,35 |
0,38 |
0,34 |
0,37 |
0,33 |
30 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн.руб. |
12 582,3 |
13 861,9 |
15 675,8 |
16 459,6 |
16 491,0 |
17 282,6 |
17 348,5 |
18 146,7 |
18 302,7 |
31 |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
% г/г |
103,2 |
110,2 |
113,1 |
105,0 |
105,2 |
105,0 |
105,2 |
105,0 |
105,5 |
Пояснительная записка
по основным параметрам прогноза социально-экономического развития муниципального района "Печора" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Общая оценка социально-экономической ситуации в муниципальном района "Печора" за отчетный период
Прогноз социально-экономического развития муниципального района "Печора" на 2024 год и на период до 2026 года (далее - прогноз) представлен в двух вариантах - базовый и целевой.
Базовый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся объемы промышленного производства, инвестиций в основной капитал, что является следствием текущих экономических процессов, в том числе с учетом геополитической обстановки в мире.
Целевой вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируются экономическая конъюнктура, активизируется инвестиционная деятельность.
На территории муниципального района "Печора" в течение 2022 года была обеспечена относительная экономическая и социальная стабильность:
- обеспечено бесперебойное функционирование муниципальных учреждений социальной сферы;
- обеспечен достойный уровень оплаты труда работников учреждений социальной сферы, своевременно осуществляется им выплата заработной платы;
- обеспечена реализация поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596-606 и от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Так, по сравнению с уровнем аналогичного периода 2021 года увеличились:
- оборот розничной торговли;
- объемы отгруженной продукции (промышленное производство);
- объем инвестиций в основной капитал;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций.
При этом отмечено снижение:
- численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения;
- численности населения;
- объема ввода в действие жилых домов.
Население
(Демография)
За 2022 год среднегодовая численность постоянного населения муниципального района "Печора" сократилась и составила 43,2 тыс. В отчетном году наблюдалась тенденция снижения численности населения по причине естественной убыли населения и миграционного оттока.
В прогнозном периоде численность населения будет ежегодно уменьшаться в среднем на 600-800 человек.
Среднегодовая численность постоянного населения прогнозируется в 2024 году на уровне - 41,9 - 42,2 тыс. чел., в 2025 году 41,1 - 41,6 тыс. чел., 2026 году - 40,4 - 40,9 тыс. чел.
В текущем году сохраняется тенденция к сокращению численности населения за счет миграционного оттока и естественной убыли населения. За январь-июнь 2023 года прибыло 644 чел., выбыло - 657 чел., в результате миграционный отток составил -13 чел.; родилось 145 детей, умерло - 340 чел., естественная убыль составила -195 чел.
Под влиянием сложившихся процессов в демографической ситуации, оценка численности населения на конец 2023 года составит 42,7 тыс. человек.
Демографическая ситуация в 2024 - 2026 годах будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения. Реализация государственной политики по стимулированию рождаемости, мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (повышение качества и доступности медицинской помощи населению, проведение диспансеризации работающего населения, развитие профилактического направления, оснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием, внедрение современных технологий диагностики и лечения заболеваний, оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи) будут способствовать в прогнозном периоде стабилизации демографической ситуации. Реализация мероприятий муниципальной программы МО МР "Печора" "Социальное развитие" будет дополнительной мерой улучшения демографии в муниципальном районе.
Промышленное производство
Производство товаров и услуг
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по видам экономической деятельности (добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений) по итогам 2022 года в муниципальном районе составил 71 007,9 млн. рублей, по оценке в 2023 году составит 70 056,0 млн рублей, к 2026 году возрастет до 73 901,6 - 74 971,7 млн рублей.
В 2022 году удельный вес муниципального района "Печора" в общем объеме отгруженных в Республике Коми товаров собственного производства составил 9,4%. Основной объем отгруженных товаров - 60 511,4 млн. рублей или 85,2% - приходится на добывающие производства; объем отгруженных товаров обрабатывающих производств составил 1 362,5 млн рублей (1,9%); объем обеспечения электроэнергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - 8848,2 млн рублей (12,5%); водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 285,8 млн руб. (0,40%).
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых включает в себя добычу нефти и природного газа.
В 2022 году добыча нефти на территории муниципального района "Печора", включая газовый конденсат, составила 1,78 млн тонн. На муниципальный район "Печора" приходится 12,4% от добытой нефти в Республике Коми (14,4 млн. тонн).
Добыча нефти в 2023 году планируется на уровне 1,82 млн. тонн, что на 2% выше уровня 2022 года. В прогнозном периоде среднегодовой объем добычи нефти, включая газовый конденсат, останется на уровне 2023 года и увеличится незначительно.
В 2022 году на территории муниципального района "Печора" добыто 545,1 млн куб. м. газа, доля муниципального района "Печора" в общереспубликанском объеме добытого газа (3 505,7 млн куб. м.) составляет 15,6%. В 2023 году объем добычи газа прогнозируется на уровне 533,3 млн. куб. м.
Для развития нефтегазового комплекса необходимо геологическое изучение перспективных площадей углеводородного сырья на территории муниципального района.
Структурных изменений в экономике не предполагается, основной удельный вес по-прежнему будет приходиться на нефтегазовый комплекс.
Объем произведенной в 2022 году на территории муниципального района "Печора" электроэнергии в общереспубликанском объеме составил 31,4%. Потребление Печорского энергоузла в основном приходится на нефте- и газодобывающие, нефте- и газотранспортные предприятия.
Основным производителем электрической энергии является филиал "Печорская ГРЭС" ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация".
Производство электроэнергии в 2024 - 2026 гг. прогнозируется ежегодно в объеме 3,2-3,4 млрд. кВт. ч.
Сельское хозяйство
В муниципальном районе "Печора" сельскохозяйственным производством заняты ООО "АгроВиД", крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства.
Основной объем сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах населения, основной возделываемой культурой растениеводства является картофель, объем которого в 2022 году составил 3,7 тыс. тонн (2021 г. - 2,5 тыс. тонн). Объем производства овощей в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил порядка 0,47 тыс. тонн (2021 год - 0,53 тыс. тонн).
В 2022 году была предоставлена финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидирования части затрат, понесенных при осуществлении деятельности в сфере "сельское хозяйство":
- приобретен погрузчик;
- ванна длительной пастеризации.
Резервом развития сферы сельскохозяйственного производства является наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского хозяйства.
Производство сельхозпродукции хозяйствами всех производств в 2023 году по оценке составит 186 млн. руб. Объем производства сельхозпродукции к 2026 году прогнозируется на уровне 188-190 млн. руб.
Строительство
За январь-июль 2023 года ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования составляет 531 квадратный метр общей площади (далее - кв. м общ. пл.), в т.ч. построенных населением 531 кв. м общ. пл. (за 2022 год - 681 кв. м общ. пл.).
Потребительский рынок
(Торговля и услуги населению; малое и среднее предпринимательство)
Рынок товаров и услуг
Ситуация на потребительском рынке на территории муниципального района "Печора" в 2022 году характеризуется увеличением оборота розничной торговли, общественного питания и объемов платных услуг по сравнению с уровнем 2021 года.
Оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства) за 2022 год составил 6 130,7 млн руб., что на 12,4% выше оборота соответствующего периода 2021 года (в 2021 году - 5 454,3 млн руб.).
В 2024 - 2026 годы среднегодовой рост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 101,4-104,2%. Достижение прогнозной величины оборота розничной торговли в указанные периоды планируется при условии восстановления потребительского спроса населения, роста реально располагаемых доходов населения, снижения темпов инфляции, замедления миграционного оттока населения.
В целях совершенствования профессионального мастерства, обмена опытом среди специалистов рынка услуг проводятся различные бесплатные мастер - классы, бизнес-тренинги, конференции, различные обучающие семинары, организованные АНО РК "Центр развития предпринимательства", Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми посредством видеоконференцсвязи. Данные направления будут развиваться и в прогнозном периоде.
В 2024 году оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства) составит 7 100 - 7 200 млн рублей. В прогнозном периоде оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства) составит в 2025 году 7 200 - 7 300 млн рублей, в 2026 году - 7 500 - 7 600 млн рублей.
Малое и среднее предпринимательство
Наибольший объем субъектов малого и среднего предпринимательства по-прежнему занимает розничная и оптовая торговля, которая составляет 35% в общем числе индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности. На начало 2023 года малое и среднее предпринимательство в МО МР "Печора" представляют 1205 хозяйствующих субъектов, из них: 1 среднее предприятие (2021 год - 1 единица), 36 малых предприятий (2021 год - 40 единиц), 1168 микро предприятий (2021 год - 1163 единиц).
На начало сентября 2023 года численность индивидуальных предпринимателей составила - 953 человека (2022 года - 894 человека), численность зарегистрированных самозанятых граждан - 1952 человека (в 2022 году - 1 469 человек, 2021 год - 960 человек).
В рамках реализации подпрограммы "Малое и среднее предпринимательство" муниципальной программы МО МР "Печора" "Развитие экономики" оказывается финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка субъектам малого бизнеса.
Расходы в 2022 году за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района "Печора" по данному направлению составили 860,6 тыс. рублей, в 2023 году на поддержку субъектов малого бизнеса направлено 1 197,7 тыс. рублей.
По вопросам поддержки и развития малого бизнеса на территории муниципального района "Печора" при главе муниципального района - руководителе администрации создан Координационный Совет по малому и среднему предпринимательству.
На заседаниях обсуждаются вопросы, связанные с деятельностью субъектов малого бизнеса, а также социально-экономического развития муниципального района "Печора" в целом.
Дальнейшая поддержка малого и среднего бизнеса будет осуществляться в рамках реализации муниципальной программы МО МР "Печора" "Развитие экономики".
В прогнозном периоде значительного изменения количества малых и средних предприятий не предполагается.
Основными факторами, негативно влияющими на развитие малого и среднего предпринимательства, являются:
- неблагоприятные экономические условия, при которых наиболее уязвимыми являются именно субъекты малого бизнеса (рост тарифов на энергоносители, на грузоперевозки, затраты по маркировке товаров, большая нагрузка по бухгалтерской отчетности и т.д.), в том числе ухудшение ситуации на финансовых рынках, в системе организации производства и поставок продукции, вызванное санкционным давлением и др.;
- снижение реальных денежных доходов населения;
- сокращение численности населения на территории муниципального района "Печора", являющегося основным потребителем товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса.
Инвестиции
В 2022 году инвестиции в экономику муниципального района "Печора" (без субъектов малого предпринимательства) составили 7 531,7 млн рублей или 138,7% к соответствующему периоду 2021 (в 2021 году - 5 429,3 млн рублей), а за 6 месяцев 2023 года - 4 214,7 млн руб.
Основной объем инвестиций приходится на организации, работающие в сфере добычи нефти и газа, трубопроводного транспорта, энергетики, строительства. Также увеличился объем инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств, и составил за 2022 год 288,8 млн. руб. (в 2021 году - 127,8 млн руб.). Удельный вес бюджетных ассигнований в общем объеме инвестиций в основной капитал составил 3,8%.
В жилищно-коммунальном хозяйстве инвестиции направляются на замену физически устаревшего оборудования, а также на реконструкцию наружных инженерных коммуникаций.
Инвестиции в 2024 - 2026 годах прогнозируются в объеме 8 088,0 - 8 332,2 млн руб.
В среднесрочном периоде инвестиционная деятельность организаций будет продолжать зависеть от общеэкономической ситуации. При этом в муниципальном районе "Печора" будут проводиться мероприятия по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата.
Привлечение инвестиций в социальную сферу планируется в рамках республиканских и муниципальных программ.
В 2024 - 2026 годах на территории муниципального района "Печора" продолжится реализация мероприятий муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды", что положительно отразится на инвестиционном климате и развитии района.
Уровень жизни населения
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2022 году составила 80 746 рублей или 112,3% к уровню 2021 года (в 2021 году - 71 656 рублей).
В 2024 - 2026 гг. будет продолжена работа по совершенствованию системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений отраслей "Образование" и "Культура" - поэтапное повышение оплаты труда в соответствии с утвержденными планами мероприятий "дорожными картами" по отраслям в рамках реализации майских Указов Президента Российской Федерации.
Фонд начисленной заработной платы работников организаций в 2022 году составил 13 861,9 млн рублей, в 2023 году прогнозируется в объеме 15 675,8 млн рублей.
В прогнозном периоде фонд заработной платы работников организаций (без учета субъектов малого бизнеса) составит: в 2024 году 16 459,6 - 16491,0 млн рублей, в 2025 году 17 282,6 - 17348,5 млн рублей, в 2026 году 18 146,7 - 18 302,7 млн рублей.
Реализация майских Указов Президента Российской Федерации продолжится в прогнозном периоде.
Труд и занятость
На 1 января 2023 года численность безработных составляла 362 человека, уровень безработицы 1,5% (на 01.01.2022 - 548 человек, уровень безработицы - 2,2%).
В 2023 году на рынке труда также наблюдается тенденция снижения численности официально зарегистрированных безработных. На 1 сентября 2023 года численность безработных составила 310 человека, уровень безработицы 1,3%.
В рамках "активной политики занятости" в 2022 году направлено на профессиональное обучение 167 человек. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 135 человек (в 2021 году - 118 чел.). На временные работы трудоустроено 32 безработных гражданина, испытывающих трудности в поиске работы (2021 год - 41 человек). На квотируемые рабочие места трудоустроено 2 человека.
За январь-сентябрь 2023 года направлено на профессиональное обучение 130 человек. В общественных работах приняли участие 114 человек. Из категории "испытывающие трудности в поиске работы" трудоустроено 24 человека, на общественные работы трудоустроено 89 человек.
Прогнозируемая численность зарегистрированных безработных в 2024 году составит 350 - 400 человек, в 2025 году 340 - 380 человек, в 2026 году - 330 - 370 человек.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Печора" Республики Коми от 28 сентября 2023 г. N 1676 "Об одобрении прогноза... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.