Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 22 марта 2023 г. N 237-р
"Об утверждении Концепции развития водного туризма в Республике Марий Эл на период до 2025 года"
22 декабря 2023 г.
В целях создания условий для развития водного туризма в Республике Марий Эл:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития водного туризма в Республике Марий Эл на период до 2025 года.
Пункт 2 изменен с 25 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 декабря 2023 г. N 649
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл - министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
Председатель Правительства |
Ю. Зайцев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Республики Марий Эл
от 22 марта 2023 г. N 237-р
Концепция
развития водного туризма в Республике Марий Эл на период до 2025 года
I. Общие положения
Концепция развития водного туризма в Республике Марий Эл на период до 2025 года (далее - Концепция) определяет стратегическое планирование, цели, задачи, ресурсы, проблемы, приоритетные направления и меры поддержки развития рынка услуг водного туризма в Республике Марий Эл до 2025 года в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.
Концепция разработана на основе Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Марий Эл от 17 декабря 2015 г. N 55-З "О стратегическом планировании в Республике Марий Эл" и учитывает положения:
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;
государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2439;
Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 117-р;
индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 927-р;
Стратегии развития туризма в Республике Марий Эл на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2018 г. N 330-р.
Понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 117-р, ГОСТ Р 57805-2017 "Туристские услуги. Водный туризм. Общие требования", ГОСТ Р 56221-2014 "Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования", ГОСТ Р ЕН 13809-2012 "Туристские услуги. Туроператоры и турагенты. Терминология".
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, круизный туризм назван в числе приоритетных направлений внутреннего и въездного туризма в России, а в Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 117-р, определено, что основными ее задачами являются совершенствование круизного туризма и соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечение доступности услуг круизного туризма, разработка предложений по привлечению иностранных туристов, выработка мер государственной поддержки предприятий, участвующих в создании инфраструктуры круизного туризма и круизных туристских продуктов, развитие инфраструктуры круизного туризма, разработка программы продвижения и увеличение рынка круизного туризма, кадровое обеспечение круизного туризма.
В соответствии со Стратегией развития туризма в Республике Марий Эл на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2018 г. N 330-р, и в рамках формирования туристских маршрутов международного и всероссийского уровней в Приволжском федеральном округе ведется работа по реализации крупного проекта "Большая Волга". Его участниками являются субъекты Российской Федерации, по территориям которых протекают реки Кама и Волга. Проект нацелен на развитие круизного туризма в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Приволжского федерального округа, в том числе в Республике Марий Эл, включенной в федеральный проект "Великий Волжский путь" - межрегиональный маршрут, охвативший 14 субъектов Российской Федерации.
Концепция направлена на комплексное развитие водного туризма, его приоритетных и перспективных направлений и центров, совершенствование инфраструктурного, информационного, материального и кадрового обеспечения индустрии водного туризма, вовлечение природного и историко-культурного наследия региона в туристскую деятельность, формирование, продвижение и реализацию качественного и конкурентоспособного регионального туристского продукта (речных круизов и яхтинга) на внутреннем и международном туристских рынках, обеспечение доступности услуг водного туризма, повышение эффективности государственно-правового регулирования в сфере водного туризма.
II. Современное состояние и тенденции развития водного туризма в Республике Марий Эл
Согласно ГОСТ Р 57805-2017 "Туристские услуги. Водный туризм. Общие требования" водный туризм классифицируют по способу организации - на самодеятельные и организованные водные туры); продолжительности - на однодневные (экскурсионно-прогулочные) и многодневные водные туры; целям (видам) - на водноспортивные, промысловые водные, круизные (морские и речные), экстремальные водные туры, активный отдых на воде, прочие (отдельные/самостоятельные) виды водного туризма.
Водный туризм является одним из наиболее активно растущих сегментов российского туристского рынка, а наибольшими ресурсами и возможностями в плане его развития являются территории Российской Федерации, через которые проходят крупнейшие реки страны: Волга, Ока, Кама, Лена, Обь, Иртыш, Енисей, Амур. По состоянию на начало 2023 года круизными маршрутами охвачены 143 города в 36 субъектах Российской Федерации, задействованы 87 речных портов и причалов. В навигацию 2022 года в речные круизы отправились 320 тыс. туристов, а в экскурсионно-прогулочные поездки - 1,7 млн. человек, при этом общий рост туристского потока составил 30 - 35 процентов по сравнению с 2021 годом. Российский водный туризм характеризуется изменением географии туристских потоков в направлении восточных регионов страны, "омоложением" целевого потребителя, увеличением запросов на тематические речные круизы и программы со значительной береговой активностью, ростом уровня качества сервиса, ориентиром на региональную природную и историко-культурную специфику.
Наибольшее распространение в Республике Марий Эл получил речной круизный туризм, так как большинство круизных маршрутов Волжского водного пути проходит через территорию Республики Марий Эл. Для круизных маршрутов Республики Марий Эл характерны их линейная организация (регион является транзитным для всех речных круизных маршрутов, точек входа и выхода туристов на территории Республики Марий Эл, то есть начальных и конечных пунктов многодневных круизных маршрутов, сегодня нет) и различная тематическая направленность (экскурсионно-познавательная, событийная, экспедиционная, этническая и т.д.), что в значительной степени влияет на специфику обслуживания пассажиров и выбор класса круизных судов.
В настоящее время существующие российские программы речных круизных маршрутов предусматривают остановку только в г. Козьмодемьянске, где продолжительность стоянки составляет 2 - 4 часа. Потенциальными объектами речного круизного туризма в Республике Марий Эл являются Замок Шереметева в пгт Юрино, восстановленная набережная р. Волги и муниципальное бюджетное учреждение культуры "Звениговский районный краеведческий музей" в г. Звенигово, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы конца XVIII века в с. Кокшайск и 160 памятников истории и культуры в г. Волжске, в окрестностях которого находится интересный для туристов национальный парк "Марий Чодра".
Большое внимание уделяется развитию речного круизного туризма в Республике Марий Эл в рамках проекта "Великий Волжский путь". В сентябре 2022 г. впервые под брендом "Великий Волжский путь" состоялся речной круиз компании "Мостурфлот", программа которого предусматривала стоянку круизного судна в г. Козьмодемьянске. Помимо компании "Мостурфлот", ведущими федеральными круизными туроператорами являются компании "Созвездие", "Водоходъ", "Гама", "Донинтурфлот", "ВолгаWolga", "Инфофлот".
В навигацию 2023 года компания "Водоходъ" предлагает 295 речных круизных маршрутов по Волжскому бассейну, программами 16 маршрутов (99 рейсов) из них в г. Козьмодемьянске предусмотрена стоянка со средней продолжительностью не более 3 часов. Из 350 круизных рейсов, предлагаемых компанией "Мостурфлот", остановка в г. Козьмодемьянске предусмотрена только программами двух речных круизов по маршрутам "Москва - Уфа" и "Москва - Уфа - Москва" (продолжительность стоянки - 4 часа).
Ежегодно г. Козьмодемьянск посещают более 120 тыс. туристов и экскурсантов, а пассажиропоток городского речного порта составляет до 200 тыс. человек в год. В период навигации в среднем осуществляется более 200 судозаходов в г. Козьмодемьянск с туристской целью, а количество круизных туристов составляет 35 - 40 тыс. человек. С 30 апреля 2022 г. запущены два четырехпалубных круизных теплохода "Михаил Фрунзе" и "Дмитрий Фурманов", работавшие в навигацию 2022 года по однодневному экскурсионному маршруту "Нижний Новгород - Козьмодемьянск - Нижний Новгород".
Одной из разновидностей водного (в том числе и круизного) туризма являются экскурсионно-прогулочные рейсы (регулярные и нерегулярные) и яхтинг (прогулки и круизы на парусных судах). В 2022 году был реализован проект водного кольцевого экскурсионно-прогулочного маршрута "В усадьбу Шереметевых" ("Нижний Новгород - Юрино"), проект водного регулярного линейного маршрута "Нижний Новгород - Козьмодемьянск", проект маршрутов судов на воздушной подушке "Чебоксары - Козьмодемьянск" и речного судна "Чувашия" "Чебоксары - Юрино - Чебоксары". В навигацию 2022 года на маршрут "Нижний Новгород - Козьмодемьянск" было реализовано более 800 билетов, а на маршрут "Нижний Новгород - Юрино" - 4500 билетов, что демонстрирует значительный и устойчивый спрос на данные направления.
Туристский потенциал Республики Марий Эл предопределяет следующие тенденции развития водного (в том числе круизного) туризма в Республике Марий Эл:
дальнейшее укрепление береговой линии, формирование и развитие береговой инфраструктуры: речных пристаней, терминалов, причальных стенок - в с. Кокшайск, пгт Юрино и г. Звенигово для приема круизных судов разного класса, оборудованной береговыми и плавучими навигационными средствами;
увеличение туристского потока на водных круизных и экскурсионно-прогулочных маршрутах в условиях реализации стратегии импортозамещения и ограничений, связанных с совершением зарубежных туристских поездок, с последующим "дроблением" маршрутов и сокращением их продолжительности; будет нарастать популярность однодневных междугородних и межрегиональных водных экскурсионно-прогулочных маршрутов;
переход к более индивидуализированному обслуживанию пассажиров на речных круизных маршрутах, что связано с активным использованием менее крупных круизных судов, предусматривающих наличие более просторных и комфортных кают, качественное и безопасное обслуживание;
появление региональных круизных операторов или судовладельцев с формированием собственной агентской сети по продвижению и реализации круизного туристского продукта и отдельных услуг водного туризма и использование механизмов их государственной поддержки;
относительная близость г. Йошкар-Олы к таким потенциальным центрам речного круизного туризма, как с. Кокшайск (56 км) и г. Звенигово (90 км), позволяет в процессе стоянок круизных судов организовать автобусные экскурсионные маршруты в г. Йошкар-Олу и сформировать региональный туристский продукт, одной из составных частей которого станет водный линейный или кольцевой экскурсионно-прогулочный маршрут, связывающий с. Кокшайск с пгт Юрино и г. Козьмодемьянском;
реализация возможностей Республики Марий Эл для организации зеленых стоянок круизных судов с последующим укреплением береговой линии, оборудованием причальных стенок, формированием инфраструктуры, связанной с организацией питания туристов, внесением круизными операторами соответствующих изменений в программы туристского обслуживания;
создание отдельных баз стоянок для маломерных судов и развитие маломерного речного судоходства с использованием колесных судов, катеров и парусных яхт, что активизирует потенциал региона для целей активного, спортивного, познавательного, этногастрономического и экологического туризма.
III. Целевая аудитория потребителей услуг водного туризма в Республике Марий Эл
Целевую аудиторию потребителей услуг водного туризма для целей позиционирования и продвижения водного (в том числе круизного и яхтенного) туристского продукта необходимо определять и сегментировать по следующим критериям: полу, возрасту, способу организации, цели путешествий, средней продолжительности путешествий, стоимости услуг.
Соотношение мужчин и женщин на речных круизных маршрутах стабильно сохраняется в пропорции 40 на 60 процентов, на экскурсионно-прогулочных речных рейсах соотношение изменяется в сторону увеличения доли женщин до 65 - 70 процентов. Напротив, по активным видам водного туризма (например, сплавы по рекам Республики Марий Эл) соотношение значительно меняется в пользу мужчин (до 75 процентов). Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и ограниченными физическими возможностями не превышает 10 процентов в отношении граждан Российской Федерации и 20 процентов в отношении иностранных граждан.
За 2018 - 2022 годы аудитория водного туризма помолодела в среднем на 5 - 8 лет - с 55 до 49 лет у мужчин и с 58 до 50 лет у женщин. Туристы в возрасте старше 60 лет являются основными потребителями водно-круизного туристского продукта, реализуемого в период начала (май и начало июня) и конца (сентябрь - октябрь) периода речной навигации. Дети в возрасте до 18 лет составляют примерно 20 процентов от общего туристского потока на речных круизных и экскурсионно-прогулочных маршрутах, а 40 - 50 процентов потребителей услуг водного туризма в летний сезон путешествуют семьями (2 - 3 человека), преобладают пожилые семейные пары с внуками младшего школьного возраста (до 12 - 13 лет). Основными потребителями услуг яхтинга и активного водного туризма являются молодые туристы в возрасте от 25 до 40 лет.
Увеличение доли туристов молодого возраста (до 30 лет) связано со следующими факторами:
переориентация туристских потоков с международных на внутренние направления;
улучшение качества предоставляемых услуг;
увеличение количества и качества тематических программ водного туризма;
разнообразие программ берегового обслуживания и присутствие активного компонента в программах речных круизов и яхтинг-туров;
реализация программы туристского кешбэка и демократизация цен;
повышение внимания к организации активных форм отдыха на акваториях: яхтинга, сплава по рекам и т.д.
Применительно к способам организации туристских поездок можно говорить о существовании организованных и неорганизованных (индивидуальных) туристов, соотношение между которыми в части водного туризма относительно неизменно и составляет, соответственно, 10 на 90 процентов. В то же время указанное соотношение изменяется в обратную сторону (80 на 20 процентов) в тех случаях, когда речь идет о водноспортивных (активных) направлениях. Для организации водноспортивного туризма и активных туристских занятий на акваториях потребители в большинстве случаев обращаются не к туроператорам и турагентам, а в специализированные спортивные и водные клубы. В связи с этим учет в Республике Марий Эл количества таких туристов и их сегментирование по вышеназванным критериям представляет существенные сложности.
Более 70 процентов туристов, отдающих предпочтение водному туризму, выбирают линейные (65 процентов) или кольцевые (35 процентов) маршруты с целью посещения культурно-исторических достопримечательностей и интересных в природном отношении мест Республики Марий Эл. Для экскурсионно-прогулочных рейсов на маломерных судах и яхтинга потребителям интересны акватории рек Волга, Ветлуга, Сура, доступных весь период навигации, а также рек Большая Кокшага, Малая Кокшага, Илеть, Юшут, Большой Кундыш, Малый Кундыш и др.
Российский круизный рынок отличается значительным количеством предложений (более 700 речных круизных маршрутов) продолжительностью от одного до 26 дней, из которых порядка 450 маршрутов проходят по территории Республики Марий Эл. Средняя продолжительность речных круизных маршрутов составляет 7 - 8 дней и варьируется в зависимости от предложений конкретных круизных компаний - от 5 - 6 дней в компаниях "Гама" и "Мостурфлот", до 9 - 12 дней в компаниях "Инфофлот" и "Водоходъ". Средняя продолжительность экскурсионно-прогулочных маршрутов и яхтинг туров в Республике Марий Эл составляет 1 - 2 дня, а сплавов по рекам Республики Марий Эл - от 1 до 7 дней.
При уровне дохода среднестатистического "водного" туриста в размере 52 300 рублей средняя стоимость речных круизных маршрутов, проходящих через Республику Марий Эл, составляет 54 600 рублей, стоимость водных экскурсионно-прогулочных маршрутов колеблется от 1 500 до 2 900 рублей, активных водных маршрутов (сплавов по рекам) - от 1 700 до 7 300 рублей, яхтинг-туров и однодневных водных яхтинг-прогулок - от 2 500 до 5 900 рублей.
Для Республики Марий Эл наиболее приоритетными направлениями работы с целевой аудиторией потребителей услуг водного туризма являются:
увеличение степени включенности туристских центров региона и мест организации зеленых стоянок в систему речных круизных маршрутов по р. Волге;
диверсификация берегового обслуживания и обслуживания на экскурсионно-прогулочных турах и маршрутах активного водного туризма;
персонализация (индивидуализация) и повышение качества берегового и путевого обслуживания при организации водных маршрутов;
формирование и продвижение комплексного туристского продукта для потребителей услуг водного туризма с вовлечением новых туристских центров (г. Йошкар-Ола, с. Кокшайск, г. Звенигово, г. Волжск, пгт Сернур и т. д.);
информационное обеспечение работы с потребителями, предпочитающими экскурсионно-прогулочные маршруты и активный отдых на воде и проживающими в соседних субъектах Российской Федерации (Нижегородская область, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Кировская область).
IV. Природные и инфраструктурные ресурсы водного туризма в Республике Марий Эл
Территория Республики Марий Эл относится к Единой глубоководной системе европейской части России и Волжскому речному бассейну, обладает значительной сетью малых рек (Ветлуга, Сура, Большая Кокшага, Малая Кокшага, Илеть, Юшут, Кундыш и др.). Большой потенциал для развития водного туризма определяется тем, что по территории Республики Марий Эл на протяжении 155 км протекает р. Волга, а реки Илеть, Большая Кокшага, Ишут# и Кундыш относятся к наиболее экологически чистым рекам Европы.
Основными реками Республики Марий Эл, активно используемыми для организации сплавов и активных видов отдыха на воде, являются Большая Кокшага, Малая Кокшага, Большой Кундыш, Малый Кундыш, Ветлуга, Илеть, Ировка, Лаж, Люнда, Немда, Рутка, Юронга, Юшут и др. Наиболее популярны сплавы по р. Большая Кокшага, самым протяженным (116 км) из которых является маршрут "По Большой Кокшаге на байдарках" продолжительностью 7 дней. Самым протяженным в регионе (197 км) является маршрут комбинированного речного сплава "Ировка - Илеть - Волга".
Главным преимуществом активного водного туризма по малым рекам Республики Марий Эл является возможность его сочетания с познавательным, экологическим и детским туризмом. Практически все малые реки Республики Марий Эл являются равнинными, характеризуются отсутствием порогов и перекатов и, соответственно, пригодны для организации водных маршрутов в активной форме для любых категорий туристов, семей с детьми, молодежи.
Сплавы по рекам Илеть и Малая Кокшага предусматривают возможность включения в программы посещений национального парка "Марий Чодра" и г. Йошкар-Олы.
Активные водные путешествия (сплавы) по малым рекам возможны с середины апреля до конца сентября. Однако по многим рекам Республики Марий Эл (например, Малый Кундыш, Немда, Рутка, Юшут) сплавы невозможны в летнее время в связи с обмелением и заболачиванием рек, образованием завалов и обносов, отсутствием возможностей для оборудования стоянок и лагерей. Период навигации (круизного судоходства) по крупным рекам Республики Марий Эл (Волга и Ветлуга) составляет в среднем 5 месяцев - с конца апреля до конца сентября.
Для организации различных видов водного отдыха особым ресурсным потенциалом обладают озера, которых в Республике Марий Эл насчитывается более 200. Наибольший интерес для развития как организованного, так и неорганизованного (самодеятельного) туризма представляют озера Яльчик, Чуркан, Карась, Большой Мартын, Нужъяр, Соленое, Шап, Табашинское, Таир, Карасьяр, Глухое, Кичиер. Сезон активного туризма на озерах Республики Марий Эл ограничен периодом с начала июня до середины сентября. Судоходство круизных и маломерных судов на озерах республики невозможно.
Пять крупных населенных пунктов Республики Марий Эл расположены на р. Волге (г. Козьмодемьянск, г. Звенигово и г. Волжск, пгт Юрино, с. Кокшайск), но на всем ее протяжении в границах Республики Марий Эл отсутствуют речные порты и отдельные портовые сооружения. Первый в Республике Марий Эл пассажирский причал на р. Волге планируют построить до 2024 года в г. Козьмодемьянске. Проект стоимостью 300 млн. рублей будет реализован в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 927-р.
Участие Республики Марий Эл в проекте "Великий Волжский путь" определяет необходимость развития водных пассажирских перевозок и инфраструктуры водного транспорта путем проектирования и строительства пассажирских причалов, приобретения быстроходных речных судов, проведения работ по берегоукреплению. По состоянию на начало 2023 года условия для приема маломерных судов имеются в г. Козьмодемьянске, г. Звенигово и г. Волжске, пгт Юрино.
К ресурсным и инфраструктурным возможностям развития водного туризма в Республике Марий Эл можно отнести следующие:
значительные природные и историко-культурные ресурсы Республики Марий Эл для расширения сети круизных и экскурсионно-прогулочных маршрутов, развития яхтинга и активных видов отдыха на воде;
близость крупных центров генерации туристских потоков (г. Казань, г. Нижний Новгород, г. Чебоксары) определяет возможности для развития яхтинга, экскурсионно-прогулочного туризма, различных форм активного отдыха;
незначительная удаленность г. Йошкар-Олы и других туристских центров Республики Марий Эл от Волжского водного пути создает оптимальные предпосылки для развития комбинированных водно-экскурсионных туров и сочетания круизных маршрутов с существующими автобусными туристскими и экскурсионными маршрутами ("Три столицы", "Край звонких гуслей", "Чудеса земли Марийской", "Легенды Замка Шереметевых" и т. д.);
малые реки Республики Марий Эл в силу высокой их природно-эстетической ценности и аттрактивности имеют большой потенциал для развития малого судоходства, что стимулирует развитие яхтинга, речных сплавов, активных видов отдыха в сочетании с экологическим, познавательным, сельским туризмом.
Развитие водного туризма в Республике Марий Эл (в том числе в круизной и активной его формах) ограничивается следующими факторами:
зависимость водного туризма от влияния фактора сезонности, природно-климатических условий и продолжительности периода навигации;
ограничение развития водного туризма режимом и водным балансом рек, зависящим от условий и режима наполнения водохранилищ;
недостаточное развитие или отсутствие инфраструктуры маломерного судоходства, причальной и береговой инфраструктуры на р. Волге, путевых и береговых объектов по маршруту следования круизных судов;
ограниченность пропускной способности причальной и береговой инфраструктуры, невысокая устойчивость природных и историко-культурных объектов Республики Марий Эл к значительным рекреационным нагрузкам;
отсутствие инфраструктуры делает невозможной организацию в регионе зеленых стоянок по программам действующих речных круизных маршрутов;
незначительное использование ресурсного и инфраструктурного потенциала региона при формировании, продвижении и реализации экскурсионно-прогулочных маршрутов, яхт-круизов, активных видов отдыха на воде;
отсутствие точек входа и выхода круизных туристов в границах Республики Марий Эл является препятствием для развития комбинированных туристских маршрутов.
V. Рынок услуг водного туризма в Республике Марий Эл
В Единой глубоководной системе европейской части России наибольший потенциал рынка услуг водного туризма концентрируется в Волго-Камском бассейне, к которому относятся и малые реки Республики Марий Эл. Практически 90 процентов речных круизных маршрутов по Волжскому водному пути начинаются и заканчиваются в г. Москве, г. Нижнем Новгороде, г. Самаре и г. Казани. Республика Марий Эл является транзитным регионом для 32 укрупненных круизных маршрутов (более 500 рейсов в навигацию) по направлению в г. Казань, г. Пермь, г. Уфу, г. Самару, г. Саратов, г. Волгоград, г. Астрахань и г. Ростов-на-Дону.
Современное состояние рынка услуг круизного туризма в Республике Марий Эл связано только с туристскими возможностями г. Козьмодемьянска, включенного в программы 29 круизных маршрутов (более 150 рейсов), начинающихся или заканчивающихся в г. Санкт-Петербурге, г. Москве, г. Нижнем Новгороде, г. Казани, г. Перми, г. Самаре, г. Саратове, г. Волгограде, г. Астрахани и г. Ростове-на-Дону. Программы, включающие обзорную экскурсию всех круизных маршрутов, предусматривают типовое береговое обслуживание в г. Козьмодемьянске, в том числе посещение музея Остапа Бендера или Художественно-исторического музея.
На региональном туристском рынке на протяжении 2020 - 2022 годов предлагаются:
два речных круиза выходного дня: "По следам Остапа Бендера" (Нижний Новгород - Козьмодемьянск - Нижний Новгород, 2 дня) и "Край ста тысяч песен" (Нижний Новгород - Козьмодемьянск - Чебоксары - Нижний Новгород, 3 дня);
один речной нерегулярный кольцевой экскурсионно-прогулочный маршрут "В усадьбу Шереметевых" (Нижний Новгород - Юрино - Нижний Новгород);
два речных линейных регулярных маршрута: "Нижний Новгород - Козьмодемьянск", "Козьмодемьянск - Нижний Новгород";
два экскурсионно-прогулочных туристских маршрута: "Чебоксары - Юрино - Чебоксары" и "Чебоксары - Козьмодемьянск - Чебоксары".
Приоритетными для Республики Марий Эл центрами генерации туристов, предпочитающих водные туристские продукты, являются г. Казань, г. Киров, г. Чебоксары, г. Нижний Новгород, г. Ижевск и г. Набережные Челны, а перспективными - г. Ульяновск, г. Пенза, г. Саранск, г. Уфа и г. Самара. Основными туристскими дестинациями, генерирующими значительный поток потребителей услуг водного экскурсионно-прогулочного туризма в Республике Марий Эл, являются г. Нижний Новгород и г. Чебоксары, а потребителей активных водных туров - г. Казань, г. Нижний Новгород, г. Чебоксары и г. Киров.
В Республике Марий Эл 9 туроператоров внесены в Единый федеральный реестр туроператоров по сфере туроператорской деятельности "внутренний туризм", но в то же время в Республике Марий Эл отсутствуют туроператорские организации, занимающиеся формированием круизного туристского продукта и экскурсионно-прогулочных маршрутов. Продвигаемые на региональном рынке экскурсионно-прогулочные и регулярные однодневные маршруты формируют туристские организации г. Москвы и г. Нижнего Новгорода. Продвижением и реализацией услуг, связанных с организацией активных видов отдыха на воде (например, сплавов по рекам), занимаются 4 туристские организации, 3 специализированных водноспортивных клуба, а также более 15 туристских организаций и клубов г. Нижнего Новгорода, г. Кирова, г. Чебоксары и г. Казани.
В Республике Марий Эл туристскую деятельность ведут более 40 турагентств, но при этом отсутствуют специализированные туристские агентства, продвигающие и реализующие круизные туристские продукты, яхтинг-туры и услуги активного отдыха на акваториях Республики Марий Эл. Указанная ситуация связана с тем, что в настоящее время нет речных круизных маршрутов, начинающихся или заканчивающихся на территории Республики Марий Эл, равно как нет приоритетных и перспективных точек входа и выхода туристов.
Продвижение услуг водного туризма в Республике Марий Эл ведется посредством печатной и интернет-рекламы, рекламы на онлайн-площадках, реализации круизного туристского продукта через туристские агентства на основании агентских соглашений. Порядка 80 процентов речных круизов и билетов на экскурсионно-прогулочные и регулярные водные маршруты приобретаются напрямую у круизных туроператоров и судовладельцев. Продвижение услуг водного туризма на выставочно-ярмарочных мероприятиях не ведется, так как в Республике Марий Эл нет специализированных туроператоров и турагентов, формирующих и реализующих круизные туристские продукты и отдельные услуги водного туризма (не включая услуги организации сплавов по рекам).
VI. Кадровое обеспечение водного туризма в Республике Марий Эл
Особенности организации подготовки экипажей судов, осуществляющих речные круизные и экскурсионно-прогулочные рейсы, формирования состава экскурсоводов и гидов-переводчиков на водных маршрутах, подготовки кадров для водного (круизного и яхтенного) туризма определены в Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 117-р.
В Республике Марий Эл подготовка кадров по направлениям высшего образования 43.03.02 "Туризм" и 43.03.01 "Сервис" (уровень "бакалавриат"), 43.04.02 "Туризм" (уровень "магистратура") осуществляется в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Поволжский государственный технологический университет".
По направлениям высшего образования 43.03.01 "Сервис" и 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" (уровень "бакалавриат"), 43.04.01 "Сервис" (уровень "магистратура") осуществляется подготовка кадров в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Марийский государственный университет".
На базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл "Торгово-технологический колледж" осуществляется подготовка специалистов по туризму в рамках специальности 43.02.10 "Туризм".
Ежегодно осуществляется повышение квалификации специалистами организаций сферы туризма и гостеприимства на базе образовательных организаций Республики Марий Эл и Российской Федерации; отдельные образовательные семинары, вебинары и мастер-классы для специалистов туристской отрасли проводятся федеральными и региональными органами исполнительной власти, туристскими информационными центрами, ведущими туроператорскими и турагентскими организациями Республики Марий Эл и других субъектов Российской Федерации.
С 2022 года в Республике Марий Эл на основании пункта 1 статьи 4.4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. N 833 "Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков" осуществляется аттестация экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков.
Основные направления совершенствования системы кадрового обеспечения водного туризма в Республике Марий Эл:
выработка комплекса профориентационных мер по привлечению выпускников общеобразовательных учреждений для обучения по направлениям "Туризм", "Сервис", "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм";
введение в учебные планы образовательных организаций региона по направлениям "Туризм", "Сервис", "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" дисциплин, по которым осуществляется подготовка специалистов в области водного и круизного туризма;
активизация и повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл, образовательных и научных организаций, предприятий и учреждений индустрии туризма и гостеприимства;
проведение научно-образовательных мероприятий (конференций, круглых столов, мастер-классов, обучающих семинаров, тренингов) с участием круизных операторов, судовладельцев, уполномоченных агентств, их привлечение к подготовке образовательных программ и учебных материалов;
разработка и реализация программ повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки для специалистов, осуществляющих практическую деятельность в сфере оказания услуг водного туризма;
развитие системы повышения квалификации руководителей туристских организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, педагогических кадров, работающих в сфере туризма и гостеприимства;
формирование региональной системы аттестации и переаттестации персонала организаций сферы туризма, образовательных организаций;
создание условий для проведения профессиональных соревнований и конкурсов в сфере туризма, выявления лучших туристских практик, в том числе связанных с развитием водного туризма;
подготовка кадров для оказания услуг водного туризма лицам с ограниченными возможностями здоровья и ограниченными физическими возможностями, иностранным гражданам, детям и молодежи.
VII. Проблемы, стратегические задачи и меры по поддержке развития водного туризма в Республике Марий Эл
Ключевой проблемой, сдерживающей развитие рынка услуг водного туризма в регионе, является недостаточное развитие или отсутствие необходимой причальной и береговой инфраструктуры в г. Козьмодемьянске, г. Звенигово и г. Волжске, пгт Юрино, с. Кокшайск, путевой инфраструктуры по маршруту следования, регионального флота круизных и маломерных судов.
Основными стратегическими задачами в части развития водного туризма и преодоления проблемы инфраструктурной обеспеченности являются:
строительство пассажирского причала и терминала в г. Козьмодемьянске с перспективным пассажирооборотом 75 тыс. пассажиров в год;
устройство территорий активного отдыха, обустройство пешеходной набережной и прибрежной акватории в г. Козьмодемьянске и Горномарийском муниципальном районе Республики Марий Эл;
строительство причальной инфраструктуры, проведение дноуглубительных работ, проектирование и строительство подъездных путей в пгт Юрино и г. Волжске;
берегоукрепление р. Волги, строительство пассажирского причала и ремонт подъездных путей к нему в г. Звенигово;
проектирование и строительство грузопассажирского причала в с. Кокшайск;
оборудование зеленой стоянки круизных судов в районе с. Кокшайск с проектированием и строительством причальной стенки, развитием инфраструктуры берегового обслуживания для предоставления услуг питания;
приобретение речных судов "Метеор-1" и "Валдай-2", оборудование соответствующей инфраструктуры для их отстоя и обслуживания;
создание отдельных баз стоянок для маломерных судов на р. Волге и малых реках с последующим развитием водного туризма в активных его формах.
Еще одной значимой проблемой является отсутствие в Республике Марий Эл точек входа и выхода круизных туристов, а сам регион выполняет исключительно транзитные функции для круизных маршрутов продолжительностью более 4 дней. Это создает объективные препятствия для комплексного использования имеющихся туристских ресурсов региона, формирования и реализации регионального туристского продукта, создания специализированной инфраструктуры водного (круизного, активного и яхтингового) туризма.
Приоритетными задачами в вышеуказанном направлении являются:
создание круизного логистического центра в г. Козьмодемьянске с перспективой организации комбинированных туристско-экскурсионных маршрутов в г. Йошкар-Олу и по территории Республики Марий Эл;
увеличение продолжительности стоянок круизных судов в г. Козьмодемьянске минимум до 3 часов и вовлечение в систему круизного туризма других туристских центров Республики Марий Эл (пгт Юрино, с. Кокшайск);
разработка комплекса мер, направленных на повышение уровня заинтересованности и поддержку бизнеса в целях расширения количества туристских аттракций в местах приема туристов (г. Козьмодемьянск, пгт Юрино);
выработка мер по активизации и стимулированию развития водного туризма с учетом имеющихся природных, историко-культурных и инфраструктурных ресурсов в некоторых муниципальных образованиях в Республике Марий Эл (Горномарийский, Волжский, Звениговский и Юринский муниципальные районы).
Региональный рынок услуг водного туризма отличается незначительной степенью сформированности, так как в Республике Марий Эл нет специализированных круизных туристских организаций, спортивных клубов и судовладельцев и отсутствуют предложения собственных комбинированных туров с одновременным использованием (наряду с водным) других видов транспорта, экскурсионно-прогулочных маршрутов и прогулок на маломерных судах.
Основными задачами, направленными на формирование рыночного предложения услуг водного туризма в Республике Марий Эл, являются:
организация туристско-экскурсионных маршрутов в г. Йошкар-Олу и однодневных речных круизов по территории республики при условии строительства причальной стенки и береговой инфраструктуры в с. Кокшайск;
организация экскурсионно-прогулочных водных маршрутов "Козьмодемьянск - Кокшайск", "Юрино - Кокшайск - Звенигово - Волжск", в том числе с использованием маломерных и быстроходных судов, при условии создания причальной и береговой инфраструктуры в туристских центрах региона;
определенные перспективы связаны с организацией круизов выходного дня по маршрутам "Волжск - Козьмодемьянск - Волжск" и "Козьмодемьянск - Волжск - Козьмодемьянск" для потребителей санаторных услуг в Республике Татарстан и Нижегородской области и возможностью его комбинирования с туристско-экскурсионной поездкой в г. Йошкар-Олу;
вовлечение в водно-круизное обслуживание инфраструктуры и туристских ресурсов заповедника "Большая Кокшага" и национального парка "Марий Чодра" с последующей организацией экскурсий природной, экологической, историко-культурной и иной тематической направленности;
создание возможностей для заключения агентских договоров с федеральными круизными операторами и судовладельцами по организации круизных и экскурсионно-прогулочных маршрутов с более продолжительными стоянками в туристских центрах Республики Марий Эл (г. Козьмодемьянск, пгт Юрино, с. Кокшайск), событийных (например, речные круизы с посещением фестиваля "Бендериада") и тематических (этнических, гастрономических, образовательных и др.) круизов;
включение водно-круизной составляющей (прежде всего, в форме однодневных или двухдневных круизов выходного дня) в брендовые туристские маршруты, проходящие по территории Республики Марий Эл.
В перспективе рынок услуг водного туризма в Республике Марий Эл должен быть представлен многодневными речными круизными маршрутами, проходящими по территории Республики Марий Эл (со стоянками в г. Козьмодемьянске и пгт Юрино, зеленой стоянкой в окрестностях с. Кокшайск); региональными и межрегиональными круизными маршрутами выходного дня "Чебоксары - Юрино - Козьмодемьянск", "Нижний Новгород - Козьмодемьянск - Юрино", "Волжск - Козьмодемьянск - Юрино - Кокшайск - Волжск"; комбинированными автобусно-круизными маршрутами с посещением г. Йошкар-Олы; однодневными экскурсионно-прогулочными маршрутами, связывающими туристские центры региона, расположенные на р. Волге; активными водными маршрутами (сплавами), предлагаемыми туристскими организациями региона в качестве туристского продукта.
Требует своего разрешения и проблема преодоления значительной зависимости регулирования, функционирования и развития регионального рынка услуг водного туризма от конъюнктуры рынка, сложившейся в туристских дестинациях соседних регионов, генерирующих основной туристский поток в республику. Так, более 80 процентов целевого и потенциального рынка услуг водного туризма в Республике Марий Эл контролируют туристские и спортивные организации г. Нижнего Новгорода, г. Казани, г. Кирова и г. Чебоксары, формирующие туристский продукт и оказывающие услуги по речному сплаву и прогулкам, а также отдельные физические лица, зачастую не являющиеся аттестованными экскурсоводами и инструкторами-проводниками и не обеспечивающие должный уровень качества и безопасности оказываемых услуг.
В указанной ситуации первостепенными задачами становятся:
выработка комплекса мер по снижению зависимости регионального рынка водного туризма от ситуации, складывающейся в соседних субъектах Российской Федерации;
активизация предпринимателей с целью формирования, продвижения и реализации регионального туристского продукта на рынке водного туризма;
развитие системы информационного обеспечения мероприятий по формированию и продвижению регионального туристского продукта и услуг водного туризма;
разработка механизма контроля за исполнением организаторами водных туров возложенных на них обязанностей по информированию о прохождении активных маршрутов, получению необходимых разрешений и допусков.
Концепцией развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 117-р, предусмотрен комплекс мер формирования и поддержки устойчивого рынка круизного туризма в стране. Настоящая Концепция предусматривает следующие меры поддержки рынка водного туризма на региональном уровне:
совершенствование системы нормативно-правового регулирования и управления развитием рынка услуг водного туризма в Республике Марий Эл;
создание условий для развития речного флота, совершенствования причальной и береговой инфраструктуры, трансформации существующих и формирования новых туристских продуктов и услуг водного туризма, расширения программ берегового и наземного экскурсионного обслуживания;
выработка комплекса мероприятий и мер по активизации и поддержке хозяйствующих субъектов, формирующих круизный туристский продукт и оказывающих отдельные услуги в сфере водного туризма;
налаживание сотрудничества региональных органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл с образовательными организациями, ведущими подготовку специалистов для сферы туризма, участие в разработке программ профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;
формирование программы продвижения туристских продуктов и услуг на рынке водного туризма и информирование потребителей о продуктах и услугах водного туризма с использованием современных каналов продвижения и сбыта.
VIII. Реализация Концепции
Реализация Концепции осуществляется в два этапа:
на первом этапе (2023 год) предусматриваются: формирование и исполнение плана мероприятий ("дорожной карты"), направленных на реализацию положений настоящей Концепции; корректировка Стратегии развития туризма в Республике Марий Эл на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2018 г. N 330-р, с учетом основных направлений реализации настоящей Концепции и складывающихся тенденций развития водного туризма в России, субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Приволжского федерального округа; разработка и корректировка программ региональных и межрегиональных туристских маршрутов с использованием водных путей и акваторий; идентификация участников рынка услуг водного туризма и выработка мер их поддержки;
на втором этапе (2024 - 2025 годы) предусматриваются: совершенствование мер государственной и региональной поддержки индустрии водного туризма и участников регионального туристского рынка, в том числе реализация скорректированных мероприятий утвержденной в регионе "дорожной карты"; развитие инфраструктуры водного туризма и формирование системы информационного и кадрового обеспечения водного туризма; мероприятия по продвижению и реализации маршрутов и услуг водного туризма; анализ промежуточных итогов реализации настоящей Концепции.
IX. Финансовое обеспечение
Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и на плановый период на указанные цели органам исполнительной власти Республики Марий Эл.
Необходимый объем финансирования во исполнение положений настоящей Концепции с разбивкой по годам, мероприятиям и ответственным исполнителям, а также показатели эффективности по результатам реализации мероприятий предусматриваются отдельным планом мероприятий по реализации настоящей Концепции, утвержденным Правительством Республики Марий Эл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 22 марта 2023 г. N 237-р "Об утверждении Концепции развития водного туризма в Республике Марий Эл на период до 2025 года"
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 декабря 2023 г. N 649
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2023 г.