г. Краснодар |
|
21 марта 2020 г. |
Дело N А32-19133/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Савельевой А.Ю. (доверенность от 31.01.2020), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "ННН - Теплый Дом" (ИНН 2348021243, ОГРН 1022304546450), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А32-19133/2019, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ННН - Теплый Дом" (далее - общество) 967 918 рублей субсидии.
Решением суда от 08.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2019, департаменту отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что непредставление обществом в установленный срок предусмотренной договором субсидирования отчетности, при документальном подтверждении целевого использования денежных средств, не влечет обязанность по возврату субсидии. Правовым основанием для возврата бюджетных средств и их взыскания в судебном порядке является нецелевое использование средств либо их расходование без оформления документов, либо с нарушением установленного порядка. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие нецелевое использование обществом субсидии, без документального подтверждения, с нарушением установленного порядка и, как следствие, свидетельствующие о наличии оснований для возврата субсидии.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился департамент с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что до настоящего времени общество не представило отчетные документы, предусмотренные договором субсидирования, а именно: документы, свидетельствующие о переходе права собственности на предмет лизинга.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя департамента, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках реализации подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"", между департаментом и обществом заключен договор субсидирования от 23.12.2014 N 100/14С, предметом которого является предоставление обществу бюджетных средств в форме субсидий для возмещения обществом как субъектом предпринимательства части затрат на уплату первого взноса по 16 договорам финансовой аренды (лизинга), в т. ч. договорам с ОАО "ВЭБ-лизинг" от 04.06.2014 N Р14-17249-ДЛ, Р14-17250-ДЛ, Р14-17251-ДЛ, Р14-17252-ДЛ, Р14-17253-ДЛ.
Платежным поручением от 29.12.2014 N 390654 на расчетный счет общества перечислено 2 931 177 рублей субсидии.
Как установлено пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования (приложение N 2 к подпрограмме "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика""), условием предоставления субсидии является предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом департамента от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы"" (далее - приказ N 167).
Подпунктом 1.1 пункта 1 приказа N 167 и пунктом 4.2 договора субсидирования установлено, что субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 приказа N 167 и пункте 4.2 договора субсидирования, представляет в департамент копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга); копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем; копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга; копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины.
Письмом от 12.12.2018 N 333-7649/18-04-06 департамент уведомил общество о необходимости возвратить 967 918 рублей субсидии (далее - спорные денежные средства) в связи с тем, что в установленный срок общество не предоставило отчетность по договорам финансовой аренды от 04.06.2014 N Р14-17249-ДЛ, Р14-17250-ДЛ, Р14-17251-ДЛ, Р14-17252-ДЛ, Р14-17253-ДЛ.
В связи непредставлением в установленные сроки и на момент обращения в суд отчетных документов по договорам лизинга и невозвратом обществом спорных денежных средств в добровольном порядке, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением об их принудительном взыскании.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали департаменту в удовлетворении требований, правомерно исходя из того, что целью возложения на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов является осуществление контроля за использованием предоставленных денежных средств, и неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий.
Суды правильно указали, что по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии), а также при нецелевом использовании средств субсидирования.
Иные основания для отказа в предоставлении и возврате субсидии федеральный законодатель не предусмотрел.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Суды указали, что общество не представило в департамент отчетные документы, установленные пунктом 4.2 договора субсидирования и пунктом 1.1 приказа N 167 по договорам лизинга от 04.06.2014 N Р14-17249-ДЛ, Р14-17250-ДЛ, Р14-17251-ДЛ, Р14-17252-ДЛ, Р14-17253-ДЛ и свидетельствующие о переходе права собственности на предмет лизинга применительно к вышеуказанным договорам.
Однако, как видно из материалов дела и установлено судами, общество выполнило необходимые условия для предоставления субсидии, им достигнута цель, на которую субсидия предоставлена - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства. Договоры финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми предоставлена субсидия, не признаны недействительными, условия договоров лизинга, указанные в пункте 1.4. Порядка субсидирования не изменялись.
Суды указали, что согласно информации, представленной Главным Управлением Министерства внутренних дел по Краснодарскому краю (письмо от 05.08.2019 N 7/10-42-11197), в июле 2018 года обществу перешло право собственности на предметы лизинга по договорам от 04.06.2014 N Р14-17249-ДЛ, Р14-17250-ДЛ, Р14-17251-ДЛ, Р14-17252-ДЛ, Р14-17253-ДЛ, а именно: автобус ПАЗ 320412-05, 2014 года, VIN ХIМ3204CRE0000636 (по договору от 04.06.2014 N Р14-17250-ДЛ), автобус ПАЗ 320412-05, 2014 года, VIN XIM3204CRE0000554 (по договору от 04.06.2014 N Р14-17252-ДЛ), автобус ПАЗ 320412-05, 2014 года, VIN XIM320CRE0000635 (по договору от 04.06.2014 N Р14-17249-ДЛ), автобус ПАЗ 320412-05, 2014 года, VIN X1M3204CRE0000552 (по договору лизинга от 04.06.2014 N Р14-17253-ДЛ), автобус ПАЗ 320412-05, VIN X1M3204CRE000625 (по договору лизинга от 04.06.2014 N Р14-17251-ДЛ).
Доказательства обратного департамент не представил.
Таким образом, в материалы дела представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования обществом субсидии по договору финансовой аренды (лизинга) и переход права собственности от лизингодателя обществу на транспортные средства. Доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, а также о ее выдаче лицу, не имеющему права на получение субсидии, в материалы дела не представлены. Факт целевого использования обществом полученной субсидии департамент не опроверг.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованные выводы о том, что само по себе нарушение получателем субсидии обязательств по предоставлению отчетности не является достаточным и безусловным основанием для истребования суммы субсидии, при условии доказанности целевого использования субсидии, и об отсутствии предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации оснований для возврата выданной обществу субсидии в доход бюджета Краснодарского края. Непредставление обществом отчетности в установленный договором субсидирования срок не влечет обязанности последнего возвратить субсидию.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы департамента отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А32-19133/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства обратного департамент не представил.
Таким образом, в материалы дела представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования обществом субсидии по договору финансовой аренды (лизинга) и переход права собственности от лизингодателя обществу на транспортные средства. Доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, а также о ее выдаче лицу, не имеющему права на получение субсидии, в материалы дела не представлены. Факт целевого использования обществом полученной субсидии департамент не опроверг.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованные выводы о том, что само по себе нарушение получателем субсидии обязательств по предоставлению отчетности не является достаточным и безусловным основанием для истребования суммы субсидии, при условии доказанности целевого использования субсидии, и об отсутствии предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации оснований для возврата выданной обществу субсидии в доход бюджета Краснодарского края. Непредставление обществом отчетности в установленный договором субсидирования срок не влечет обязанности последнего возвратить субсидию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2020 г. N Ф08-759/20 по делу N А32-19133/2019