Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Настоящая программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Ирафский район на 2024 год (далее - Программа, Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2021 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Ирафский район.
Администрация местного самоуправления муниципального образования Ирафский район (далее - контрольный орган) в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования Ирафский район (далее - Положение), утвержденным Решением Собрания представителей МО Ирафский район от 24.09.2021 г. N 31/3, осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением:
- обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков, в том числе использования земельных участков лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
- обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- обязательных требований, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
- обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, в пределах их компетенции.
- соблюдением порядка передачи права пользования землей, исключающего самовольную уступку права пользования землей, а также самовольную мену земельными участками;
- предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;
- выполнением обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или по приобретению таких земельных участков в собственность;
- соблюдением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
- своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
- выполнением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, и отходами производства и потребления;
- выполнением иных требований законодательства.
Объектом муниципального земельного контроля являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков) в границах муниципального образования Ирафский район, (далее - земельные участки).
Подконтрольными субъектами при осуществлении муниципального земельного контроля являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, использующие земли, земельные участки, части земельных участков на территории муниципального образования Ирафский район при ведении хозяйственной или иной деятельности, в ходе которой могут быть допущены нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990, утверждена "Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образовании Ирафский район на 2023 год" (далее - Программа).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые и внеплановые проверки по муниципальному земельному контролю на территории МО Ирафский район в 2023 г. не проводились.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществлялись в формате выездного обследования земельных участков. Всего за 2023 год проведено 3 обследования с выездом на обследуемую территорию. По итогам контрольных мероприятий выдано 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Контрольным (надзорным) органом в рамках реализации Программы в первом полугодии 2023 г. регулярно публиковалась информация в сфере муниципального земельного контроля в средствах массовой информации (газета "Ираф"), проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований земельного законодательства.
На сайте АМС Ирафского района создан раздел "Муниципальный контроль", в котором аккумулируется необходимая поднадзорным субъектам информация в части муниципального земельного контроля.
Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами основной части нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выявляемых контрольным (надзорным) органом, являются:
1. Низкие знания правообладателей земельных участков, предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации о порядке, способах и ограничениях использования земельных участков.
Решением данной проблемы является активное проведение должностными лицами контрольного органа профилактических мероприятий по вопросам соблюдения обязательных требований и разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального земельного контроля.
2. Использование земель и земельных участков не по целевому назначению, в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) видом разрешенного использования.
Правообладатели земельных участков помимо прав имеют и обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их категорией и (или) разрешенным видом использования. Проблема заключается в том, что имеются правообладатели земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон), изначально не планировавшие использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения по его прямому назначению.
Выявить таких правообладателей, и провести с ними профилактические мероприятия, возможно только при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
В качестве решения данной проблемы может быть использована организация первостепенной профилактической работы (мероприятий) с правообладателями земельных участков на основе сведений, полученных от органа осуществляющего государственную регистрацию, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.