Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Минусинского района
от 01.08.2023 N 689-п
Межведомственная муниципальная программа
"Укрепление общественного здоровья в Минусинском районе на 2022 - 2024 годы"
Паспорт Межведомственной муниципальной программы "Укрепление общественного здоровья в Минусинском районе на 2022 - 2024 годы"
1 |
Наименование межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
"Укрепление общественного здоровья в Минусинском районе на 2022 - 2024 годы" |
2 |
Основания для разработки межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
Конституция Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ; Устав Минусинского района; федеральный и региональный проекты "Укрепление общественного здоровья" |
3 |
Ответственный исполнитель межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
Отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района |
4 |
Соисполнители межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница" Управление образования администрации Минусинского района, МБУК МЦКС "Факел" МБУ МЦ "Тонус" МБУ ДО "СШ Минусинского района" филиал N 3 КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 1" (КГБУЗ ККПНД N 1) КГБУ КЦСОН "Минусинский" КГБУ СО Центр семьи "Минусинский" Главы сельсоветов |
5 |
Перечень основных мероприятий межведомственной муниципальной программы Минусинского района, сгруппированных по целевым направлениям (приложение N 2 к межведомственной муниципальной программе Минусинского района) |
"Организация межведомственного взаимодействия в создании условий для профилактики неинфекционных заболеваний" "Активное долголетие" "Формирование и мотивирование населения к ведению здорового образа жизни" "Развитие инфраструктуры здоровьесбережения" "Сохранение здоровья мужчин" "Здоровые зубы" |
6 |
Цель межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, благодаря формированию окружающей среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни; мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью посредством информационно-коммуникационной компании, а также вовлечению граждан, некоммерческих организаций и работодателей в мероприятия по укреплению здоровья |
7 |
Задачи межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
1. Создание условий для привлечения жителей района к занятиям физической культурой, увеличению двигательной и творческой активности населения путем создания комфортной среды обитания, увеличения количества информационных и агитационных мероприятий, направленных на продвижение принципов здорового образа жизни. 2. Профилактика развития неинфекционных заболеваний (НИЗ). 3. Снижение уровня стоматологической заболеваемости. 4. Сохранение репродуктивного здоровья населения. 5. Развитие партнёрства в области применения здоровьесберегающих технологий между предприятиями и организациями района. 6. Развитие физкультурно-оздоровительной деятельности среди населения. 7. Усиление взаимодействия с учреждениями здравоохранения Минусинского района, направленное на совместное информирование жителей о факторах риска для здоровья и важности выявления заболевания на ранней стадии развития посредством прохождения диспансеризации и профилактических осмотров. |
8 |
Этапы и сроки реализации межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
2022 - 2024 годы без деления на этапы |
9 |
Перечень целевых показателей и показатель результативности межведомственной муниципальной программы Минусинского района с расшифровкой плановых показателей по годам ее реализации, значения целевых показателей на долгосрочный период |
Целевые показатели и показатель результативности межведомственной муниципальной программы Минусинского района с расшифровкой плановых показателей по годам ее реализации, значения целевых показателей на долгосрочный период представлены в приложении N 2 к паспорту межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
10 |
Информация по ресурсному обеспечению межведомственной муниципальной программы Минусинского района, в том числе в разбивке по источникам финансирования по годам реализации программы |
Мероприятия межведомственной муниципальной программы Минусинского района реализуются за счет средств иных муниципальных программ администрации Минусинского района |
11 |
Ожидаемые конечные результаты реализации межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
Реализация межведомственной муниципальной программы Минусинского района обеспечит достижение следующих результатов: - создание системы мониторинга уровня здоровья населения Минусинского района; - создание системы информирования населения Минусинского района о факторах риска и профилактики заболеваний; - повышение уровня культуры здоровья населения; - совершенствование инфраструктуры, направленной на увеличение двигательной активности жителей; - увеличение мероприятий спортивного и культурного направления, нацеленные на вовлечение населения в активный отдых; - вовлечение в процесс поддержки здоровья сотрудников предприятий и организаций района; - увеличение показателей по диспансеризации и профосмотрам; - создание условий для улучшения демографической ситуации, увеличения продолжительности жизни населения, снижения преждевременной смертности, заболеваемости. |
12 |
Система контроля исполнения межведомственной муниципальной программы Минусинского района |
Заместитель главы района по социальным вопросам. |
1. Общая характеристика Минусинского района
Минусинский район является муниципальным районом Красноярского края, расположен на юге региона, на правом берегу реки Енисей. На севере район граничит с Краснотуранским и Курагинским районами, на западе - с Республикой Хакасия, на востоке и на юге - с Каратузским и Шушенским районами. Большая часть территории района расположена в зоне лесостепи Минусинской котловины. Районный центр, город Минусинск, удален от краевой столицы, города Красноярска, на расстояние 433 км.
Через Минусинский район проходит федеральная автомобильная дорога Р257 "Енисей". Кроме того, район расположен на железнодорожном кольце Абакан - Саянская - Уяр - Красноярск - Ачинск - Абакан.
Водные ресурсы Минусинского района представлены реками Енисей, Минусинка, Лугавка, Тесинка и Ничка. На территории района также расположены озера Кутужеково, Сухое, Пресное, Большой и Малый Кызыкуль, лечебное озеро Тагарское. Средняя температура зимы составляет -20 °С, характерны устойчивые морозы и ветра. Лето, как правило, жаркое: средняя температура июля колеблется от +13 до 33 °С, в отдельные дни может подниматься до +40 °С. Район получает тепла не меньше, чем южные области Украины. По количеству солнечных дней в году (289) его приравнивают к Крыму.
Большинство известных месторождений и проявлений полезных ископаемых района относятся к группе нерудных строительных материалов: глины, суглинки, песчано-гравийные материалы. В настоящее время на территории Минусинского района находится 19 гидротехнических сооружений в бассейнах рек Туба и Енисей.
Площадь района составляет 3,192 тыс. кв. км.
2. Муниципально-территориальное устройство
На территории Минусинского района расположены 39 населенных пунктов, которые образуют 13 сельских поселений: Большеничкинский, Городокский, Жерлыкский, Знаменский, Кавказский, Лугавский, Маломинусинский, Новотроицкий, Прихолмский, Селиванихинский, Тесинский, Тигрицкий и Шушенский сельские советы.
Селиванихинский сельсовет.
Образован в 1975 году. Общая площадь сельсовета около 16727 гектаров. На территории сельсовета расположены четыре населенных пункта: с. Селиваниха, п. Топольки, д. Солдатово, п. Опытное поле.
Административным центром Селиванихинского сельсовета является село Селиваниха.
Граничит с Новотроицким, Маломинусинским, Знаменским, Лугавским, Большеничкинским сельсоветами, республикой Хакасии.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 5 км.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: река Енисей, протока р. Енисей.
Социальные учреждения, расположенные в с. Селиваниха:
- МБУЗ Селиванихинская врачебная амбулатория;
- МКДОУ Селиванихинский детский сад комбинированного вида;
- МБОУ Енисейская СОШ N 3 имени Валерия Сергиенко;
- Районный Дом культуры;
- Библиотека;
- Почтовое отделение.
Социальные учреждения, расположенные в п. Топольки:
- МКДОУ Селиванихинский детский сад комбинированного вида, филиал "Тополькинский детский сад";
- Клуб
- Фельдшерско-акушерский пункт.
- Социальные учреждения, расположенные в д. Солдатово:
- Фельдшерско-акушерский пункт.
Социальные учреждения, расположенные в п. Опытное поле:
- МКДОУ Селиванихинский детский сад комбинированного вида, филиал "Детский сад п. Опытное поле";
- Клуб;
- Фельдшерско-акушерский пункт.
Действующие предприятия:
- ОПХ "Минусинское" - филиал Федерального исследовательского центра "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук";
- ООО "Минусинская гидрогеологическая партия";
- ООО "Аэробизнес";
- ООО "Бальзам";
- Оздоровительный центр "Клеопатра";
- ООО "Енисей".
- Оздоровительный комплекс "Клеопатра".
Тесинский сельсовет.
Образован в 1919 году. Общая площадь сельсовета 36719,2 гектаров.
На территории сельсовета расположены пять населенных пунктов: с. Тесь, д. Малая Иня, с. Большая Иня, п. Кызыкульский, д. Малый Кызыкуль.
Административным центром Тесинского сельсовета является село Тесь.
Граничит с Шошинским, Жерлыкским, Большеничкинским, Маломинусинским, Прихолмским, Кавказским сельсоветами, Курагинским районом.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 54 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения гравия, плитняка.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: река Туба, озеро Малый Кызыкуль, озеро Большой Кызыкуль.
Социальные учреждения, расположенные в с. Тесь:
- КГБУЗ "Минусинская МБ" филиал N 1 "Тесинская врачебная амбулатория";
- Аптечный пункт ГПКК "Губернские аптеки" филиал ЦРА N 356;
- МКДОУ "Тесинский детский сад";
- МБОУ "Тесинская средняя школа" СОШ N 10 им. П.И. Колмакова;
- Сельский Дом культуры;
- Библиотека;
- Почтовое отделение;
- МБУК Тесинский художественный музей.
Социальные учреждения, расположенные в с. Большая Иня:
- МБОУ "Большеинская средняя школа" СОШ N 6 им. А.П. Назарова;
- МКДОУ "Большеинский детский сад";
- Сельский Дом культуры;
- КГБУЗ "Минусинская МБ" филиал N 1 "Большеинская врачебная амбулатория";
- КГБУЗ "Минусинская МБ" филиал N 1 "Большеинская участковая больница.
Социальные учреждения, расположенные в д. Малая Иня:
- КГБУЗ "Минусинская МБ" Большинская УБ филиал N 1 "Малоинский Фельдшерско-акушерский пункт";
- Сельский клуб;
- Библиотека.
Действующие предприятия:
- ЗАО "Искра Ленина" (сельхозтоваропроизводитель);
- КГАУ СОЦ "Тесь" (лечебно - оздоровительно предприятие);
- ООО "Тесинская мука" (сельхозпереработка);
- ООО "Внутрирайонная пассажирская транспортная кампания" (осуществляет пассажирские перевозки);
- ООО "Виктория" (предприятие торговли);
- Пекарня "Семь хлебов";
- ООО "Империя вкуса";
- ТСЖ "Тесь" (предприятие ЖКХ);
- ГПКК "Центр развития коммунального комплекса" участок с. Тесь;
- Тесинский участок филиала ОАО МРСК "Сибири" - Красноярскэнерго Минусинский РЭС (предприятие энергоснабжения);
- ООО "Агат-1" (сельхозтоваропроизводитель);
- ООО "Иня" (сельхозтоваропроизводитель);
- Инское лесничество Минусинского филиала КГАУ "Красноярсклес";
Городокский сельсовет.
Образован в 1919 году. Общая площадь сельсовета около 32000 гектаров.
На территории сельсовета расположены два населенных пункта: с. Городок, с. Николо-Петровка.
Административным центром Городокского сельсовета является село Городок.
Граничит с Кавказским, Прихолмским и Новотроицким сельсоветами.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 25 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения гравия.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: река Туба.
Социальные учреждения, расположенные в с. Городок:
- КГБУ СО "Центр семьи "Минусинский" стационарное отделение социально реабилитационный центр для несовершеннолетних "Городок";
- МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения";
- КГБУЗ Минусинская межрайонная больница, филиал N 3 "Городокская участковая больница";
- ГПКК "Губернские аптеки", филиал центральной районной аптеки N 356, аптечный пункт N 154;
- МКДОУ "Городокский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей";
- МКОУ "Городокская средняя общеобразовательная школа N 2 имени героя Советского Союза Григория Семеновича Корнева";
- МБУ МЦ "Тонус";
- Сельский Дом культуры;
- Поселенческая библиотека;
- Почтовое отделение с. Городок "Почта России";
Социальные учреждения, расположенные в с. Николо-Петровка:
- МКОУ Городокская СОШ N 2 имени Героя Советского Союза Г.С. Корнева, филиал "Николо-Петровская ООШ";
- МКОУ Городокская СОШ N 2 имени Героя Советского Союза Г.С. Корнева, филиал "Николо-Петровская ООШ", дошкольная ступень;
- Сельский Дом культуры;
- Фельдшерско-акушерский пункт.
Действующие предприятия:
- Городокское отделение ОАО "Искра Ленина" сельхозтоваропроизводитель);
- Городокский участок ГПКК "Центр развития коммунального комплекса";
- ООО "Мельник" (сельхозпереработка);
- ООО "Татьяна" (предприятие торговли).
Большеничкинский сельсовет
Образован в 1975 году. Общая площадь сельсовета 13757 гектаров.
На территории сельсовета расположены четыре населенных пункта:
с. Большая Ничка, с. Малая Ничка, д. Коныгино, п. им. Крупской.
Административным центром Большеничкинского сельсовета является село Большая Ничка.
Граничит с Жерлыкским, Лугавским, Знаменским сельсоветами.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 45 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения песка, глины.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: речка Ничка, пруды.
Социальные учреждения, расположенные в с. Большая Ничка:
- МУЗ "Большеничкинская врачебная амбулатория";
- МДОУ "Большеничкинский детский сад";
- МКОУ "Большеничкинская средняя школа";
- Сельский Дом культуры;
- Библиотека;
- Почтовое отделение.
Социальные учреждения, расположенные в с. Малая Ничка:
- МОУ "Малоничкинская основная школа";
- МДОУ "Малоничкинский детский сад";
- Клуб;
- Фельдшерско-акушерский пункт.
Социальные учреждения, расположенные в д. Коныгино:
- Клуб;
- Фельдшерско-акушерский пункт.
- Социальные учреждения, расположенные в п. им. Крупской:
- Клуб;
- Фельдшерско-акушерский пункт.
Действующие предприятия:
- ООО "Ничкинское" (сельхозтоваропроизводитель);
- СПК "Просторы Нички" (переработка масличных культур);
- ООО "Заря" (сельхозтоваропроизводитель);
- ООО "Возрождение" (сельхозтоваропроизводитель);
- ООО "Русь" (переработка древесины);
- Лугавское лесничество;
- Большеничкинский участок ООО "Энергоресурс" (предприятие ЖКХ).
Лугавский сельсовет.
Образован в 1919 году. Общая площадь сельсовета 27033 гектара.
На территории сельсовета расположены пять населенных пунктов: с. Лугавское, п. Кутужеково, п. Оз. Тагарское, п. Тагарский, с. Кривинское.
Административным центром Лугавского сельсовета является село Лугавское.
Граничит с Селиванихинским, Знаменским, Большеничкинским сельсоветами, Шушенским районом, Алтайским районом республики Хакасия.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 28 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения гравия, песка.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: озеро Тагарское, р. Енисей, р. Лугавка, р. Ничка.
Социальные учреждения, расположенные в с. Лугавское:
МКОУ "Лугавская СОШ N 19, дошкольная ступень";
МКОУ "Лугавская СОШ N 1";
МУЗ "Лугавская врачебная амбулатория";
Сельский Дом культуры;
Библиотека;
Почтовое отделение;
Сберкасса.
Социальные учреждения, расположенные в п. Кутужеково:
МДОУ "Кутужековский детский сад";
Фельдшерско-акушерский пункт;
Клуб.
Социальные учреждения, расположенные в п. Озеро Тагарское:
МДОУ "Тагарский детский сад";
Фельдшерско-акушерский пункт;
Клуб;
КГУЗ "Красноярская краевая специализированная больница внелегочных форм туберкулеза".
Действующие предприятия:
ЗАО "Тагарское" (сельхозтоваропроизводитель);
Лугавский участок ООО "Энергоресурс" (предприятие ЖКХ);
Завод по производству минеральной воды и безалкогольной продукции;
ООО "Санаторий Сосновый Бор" (лечебно-оздоровительное предприятие).
Знаменский сельсовет.
Образован в 1919 году.
Общая площадь сельсовета 1559 гектаров.
На территории сельсовета расположены пять населенных пунктов: с. Знаменка, п. Пригородный, п. Сухое Озеро, с. Восточное, с. Верхняя Коя.
Административным центром Знаменского сельсовета является село Знаменка.
Граничит с Тигрицким, Лугавским, Большеничкинским, Жерлыкским, Селиванихинским сельсоветами, Шушенским районом.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 25 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения гравия, песка.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: р. Лугавка, пруды.
Социальные учреждения, расположенные в с. Знаменка:
МКДОУ Знаменский детский сад "Радуга";
МБДОУ Знаменский детский сад "Светлячок";
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Знаменская средняя общеобразовательная школа N 1 имени кавалера ордена Красной Звезды Сергея Курочкина;
ГПКК "Губернские аптеки";
МБУЗ "Знаменская участковая больница";
Сельский Дом культуры;
Библиотека;
Почтовое отделение;
Сберкасса.
Социальные учреждения, расположенные в с. Восточное:
МКДОУ Восточенский детский сад;
МКОУ Восточенская основная общеобразовательная школа N 11;
Фельдшерско-акушерский пункт;
Клуб;
Почтовое отделение.
Социальные учреждения, расположенные в с. Верхняя Коя:
МКДОУ Верхнекойский детский сад;
МКОУ Верхнекойская основная общеобразовательная школа N 17;
Фельдшерско-акушерский пункт;
Дом культуры.
Социальные учреждения, расположенные в п. Сухое Озеро:
МБДОУ Знаменский детский сад "Светлячок", филиал Сухоозерский детский сад;
Клуб;
Фельдшерско-акушерский пункт.
Социальные учреждения, расположенные в п. Пригородный:
МБДОУ Знаменский детский сад "Светлячок", филиал Сухоозерский детский сад;
Клуб;
Фельдшерско-акушерский пункт.
Действующие предприятия:
ООО "Знаменское" (сельхозтоваропроизводитель),
Знаменский, Восточенский, Верхнекойский участки ООО "ЖКХ",
Знаменское отделение КГАУ "Красноярсклес".
Маломинусинский сельсовет.
Образован в 1919 году. Общая площадь сельсовета 28908 гектаров.
На территории сельсовета расположены два населенных пункта: с. Малая Минуса, п. Суходол.
Административным центром Маломинусинского сельсовета является село Малая Минуса.
Граничит с Прихолмским, Новотроицким, Тесинским, Большеничкинским сельсоветами.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 5 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения плитняка.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: речка Минусинка.
Социальные учреждения, расположенные в с. Малая Минуса:
Муниципальное дошкольное учреждение развивающего вида "Маломинусинский детский сад";
МКОУ "Маломинусинская средняя общеобразовательная школа N 7 имени Героя Советского Союза Н.И. Михайлова";
КГБУЗ ММБ Большеинская УБ "Маломинусинская врачебная амбулатория";
МБУК МЦКС "Факел" Сельский Дом культуры;
МБУК МБС Минусинского района Маломинусинская поселенческая Библиотека;
Почтовое отделение;
Социальные учреждения, расположенные в п. Суходол:
Фельдшерско-акушерский пункт;
МБУК МЦКС "Факел" Сельский Клуб п. Суходол.
Действующие предприятия:
Подсобное хозяйство Минусинского сельхозколледжа (сельхозтоваропроизводитель);
Маломинусинский участок ООО "Энергоресурс" (предприятие ЖКХ);
ИП С.М. Сабиров (овощеводство).
Прихолмский сельсовет.
Образован в 1975 году. Общая площадь сельсовета 19466 гектаров.
На территории сельсовета расположены два населенных пункта: п. Прихолмье, п. Притубинский.
Административным центром Прихолмского сельсовета является поселок Прихолмье.
Граничит с Городокским, Маломинусинским, Новотроицким, Тесинским, Кавказским сельсоветами.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 25 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения плитняка, глины.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: речка Тесинка.
Социальные учреждения, расположенные в п. Прихолмье:
- Фельдшерско-акушерский пункт;
- МКОУ Прихолмская СОШ N 4, дошкольная ступень;
- МКОУ Прихолмская СОШ N 4;
- Сельский Дом культуры;
- Библиотека;
- Почтовое отделение.
Социальные учреждения, расположенные в п. Притубинский:
- МКОУ Притубинская ООШ N 22;
- МКДОУ Притубинский детский сад;
- Клуб;
- Фельдшерско-акушерский пункт.
Действующие предприятия:
- ООО "Агрокомплекс Минусинский" (сельхозтоваропроизводитель);
- Прихолмский участок Государственного предприятия Красноярского края "Центр развития коммунального комплекса" (предприятие ЖКХ).
Шошинский сельсовет.
Образован в 1986 году. Общая площадь сельсовета 12464 гектара.
На территории сельсовета расположены два населенных пункта: с. Шошино, ст. Жерлык.
Административным центром Шошинского сельсовета является село Шошино.
Граничит с Жерлыкским, Тесинским сельсоветами, Курагинским районом.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 56 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения песка, гравия, глины.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: р. Туба.
Социальные учреждения, расположенные в с. Шошино:
- Фельдшерско-акушерский пункт;
- МКДОУ "Шошинский детский сад";
- МКОУ "Шошинская средняя общеобразовательная школа N 13 имени Героя Советского Союза Михаила Поликарповича Хвастанцева";
- МБУК "МЦКС "Факел" СДК с. Шошино;
- Шошинская поселенческая библиотека;
- Отделение почтовой связи "Шошино".
Тигрицкий сельсовет.
Образован в 1924 году. Общая площадь сельсовета 25383 гектара.
На территории сельсовета расположен один населенный пункт: с. Тигрицкое.
Граничит с Жерлыкским, Знаменским сельсоветами, Шушенским, Каратузским районами.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 70 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения плитняка.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: пруды.
Социальные учреждения, расположенные в с. Тигрицкое:
- МУЗ Тигрицкая врачебная амбулатория;
- МКОУ Тигрицкая средняя общеобразовательная школа N 9 имени Героя Советского Союза Михаила Ивановича Сотниченко, дошкольная ступень;
- МКОУ Тигрицкая средняя общеобразовательная школа N 9 имени Героя Советского Союза Михаила Ивановича Сотниченко;
- Сельский Дом культуры;
- Библиотека;
- Почтовое отделение.
- Действующие предприятия:
- ООО "Тигрицкое" (сельхозтоваропроизводитель);
- Государственное предприятие Красноярского края "Центр развития коммунального комплекса".
Новотроицкий сельсовет.
Образован в 1983 году. Общая площадь сельсовета 26264 гектара.
На территории сельсовета расположены три населенных пункта: с. Новотроицкое, д. Быстрая, д. Комарково.
Административным центром Новотроицкого сельсовета является деревня Быстрая.
Граничит с Городокским, Маломинусинским, Прихолмским сельсоветами.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 6 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения гравия, нефть, природный газ.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: река Енисей.
Социальные учреждения, расположенные в с. Новотроицкое:
- Фельдшерско-акушерский пункт;
- МДОУ "Новотроицкий детский сад";
- МОУ "Новотроицкая средняя школа";
- Сельский Дом культуры;
- Библиотека;
- Почтовое отделение.
Социальные учреждения, расположенные в д. Быстрая:
- МОУ "Быстрянская средняя школа";
- МДОУ "Быстрянский детский сад";
- Сельский Дом культуры;
- МУЗ "Быстрянская врачебная амбулатория".
Действующие предприятия:
д. Быстрая:
- нет
с. Новотроицкое":
- ООО "Заря" (перерабатывающее предприятие).
Жерлыкский сельсовет.
Образован в 1919 году. Общая площадь сельсовета 15046,4 гектаров.
На территории сельсовета расположены три населенных пункта:
с. Жерлык, с. Колмаково, д. Майское Утро.
Административным центром Жерлыкского сельсовета является село Жерлык.
Граничит с Шошинским, Большеничкинским сельсоветами, Каратузским, Курагинским районами.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 65 км.
В пределах границ муниципального образования имеются месторождения глины.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы: пруды.
Социальные учреждения, расположенные в с. Жерлык:
- МКОУ Жерлыкский СОШ N 20 имени Героя Советского союза А.Л. Журавлева, дошкольная ступень;
- МКОУ Жерлыкская СОШ N 20 имени Героя Советского союза А.Л. Журавлева;
- Фельдшерско-акушерский пункт;
- Сельский Дом культуры;
- Сельская поселенческая библиотека имени Героя Советского союза И.Ф. Котляра;
- Почтовое отделение.
Социальные учреждения, расположенные в с. Колмаково:
- МКОУ Жерлыкская СОШ N 20 имени Героя Советского союза А.Л. Журавлева, филиал "Колмаковская ООШ";
- Фельдшерско-акушерский пункт;
- Сельский клуб;
- Сельская поселенческая библиотека.
Действующие предприятия:
- СПК Колхоз "Прогресс" (сельхозтоваропроизводитель);
- Государственное предприятие Красноярского края "Центр развития коммунального комплекса" ЖКХ.
Кавказский сельсовет.
Образован в 1919 году.
Общая площадь сельсовета 23820,98 гектаров.
На территории сельсовета расположен один населенный пункт:
с. Кавказское.
Административным центром Кавказского сельсовета является село Кавказское.
Граничит с Тесинским, Городокским, Прихолмским сельсоветами.
Транспортная удаленность административного центра от г. Минусинска составляет 45 км.
В пределах границ муниципального образования отсутствует разведение месторождения полезных ископаемых.
На территории муниципального образования имеются в наличии следующие водно-биологические ресурсы:
река Туба; река Инза; река Дичес; протока Рытвина; протока Малая Рытвина; озеро Скотское; река Диссос; озеро Долгое; протока Володиха.
Наиболее крупным объектом является - река Туба.
Социальные учреждения, расположенные в с. Кавказское:
- Фельдшерско-акушерский пункт;
- МКОУ Кавказская СОШ N 8;
- МКОУ Кавказский детский сад;
- Сельский Дом культуры;
- Библиотека;
- Почтовое отделение;
- КГКУ "Минусинский отдел ветеринарии".
Действующие предприятия:
- ООО "Кавказское" (Выращивание зерновых культур);
- Кавказский участок Государственного предприятия Красноярского края "Центр развития коммунального комплекса" (предприятие ЖКХ);
- СПК "Енисей" (Торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем).
3. Мониторинг состояния здоровья населения Минусинского района за 2018 - 2020 годы
Численность населения Минусинского района на 01 января 2020 года составила 25669 человек или 0,9% от общей численности населения Красноярского края (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю), что практически не отличается от уровня 2019 года (25660 человек), табл. N 1.
Численность населения муниципального образования Минусинского района по данным сельсоветов - 27275 человек, в том числе:
д. Малая Иня - 326 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 89 человек;
с. Тесь - 2434 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 432 человек;
с. Большая Иня - 947 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 219 человек;
д. М. Кызыкуль - 17 человек; в т.ч. детей до 14 лет - 2 человека;
п. Кызыкульский - 36 человек; в т.ч. детей до 14 лет - 6 человек.
в Большеничкинском сельском поселении - 1603 человек, в т. ч. детей до 14 лет - 302 человек, в том числе:
д. Коныгино - 75 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 6 человек;
п. Крупской - 135 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 15 человек;
с. Большая Ничка - 898 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 182 человек;
с. Малая Ничка - 496 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 99 человек.
в Городокском сельском поселении - 2641 человек, в т. ч. детей до 14 лет - 486 человек, в том числе:
с. Николопетровка - 529 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 104 человека;
с. Городок - 2112 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 382 человека.
в Жерлыкском сельском поселении - 913 человек, в т. ч. детей до 14 лет - 181 человек, в том числе:
с. Жерлык - 597 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 119 человек;
с. Колмаково - 312 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 62 человека;
д. Майское утро - 4 человека.
в Знаменском сельском поселении - 3847 человек, в т. ч. детей до 14 лет - 779 человека, в том числе:
с. Знаменка - 2466 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 487 человек.
с. Восточное - 647 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 122 человека.
с. Верхняя Коя - 343 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 87 человек;
п. Сухое Озеро - 273 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 55 человека;
п. Пригородный - 141 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 24 человека;
в Кавказском сельском поселении - 1130 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 126 человек.
с. Кавказское - 1130 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 126 человек.
в Лугавском сельском поселении -2032 человека, в т. ч. детей до 14 лет - 344 человека, в том числе:
с. Лугавское - 1351 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 223 человек;
п. Оз. Тагарское - 374 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 47 человек;
п. Кутужеково - 245 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 56 человек;
с. Кривинское - 5 человек;
п. Тагарский - 123 человек; в т.ч. детей до 14 лет - 36 человек.
в Маломинусинском сельском поселении - 2460 человек, в т. ч. детей до 14 лет - 551 человек, в том числе:
с. Малая Минуса - 2063 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 469 человека;
п. Суходол - 390 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 82 человека;
д. Родники - 7 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 0 человек.
в Прихолмском сельском поселении - 1441 человек, в т. ч. детей до 14 лет - 271 человек, в том числе:
п. Притубинский - 439 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 74 человек;
п. Прихолмье - 1002 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 197 человек.
в Селиванихинском сельском поселении - 3859 человек, в т. ч. детей до 14 лет - 1005 человек, в том числе:
с. Селиваниха - 2306 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 439 человек;
д. Солдатово - 296 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 44 человек;
п. Топольки - 658 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 140 человек;
п. Опытное поле - 386 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 51 человек;
п. Топольки 1 - 123 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 36 человек;
Дачи - 783 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 245 человек.
в Тигрицком сельском поселении - 908 человек, в т.ч. детей до 14 лет 198 человек.
с. Тигрицкое - 908 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 198 человек.
в Новотроицком сельском поселении - 2029 человек, в т. ч. детей до 14 лет - 380 человек, в том числе:
д. Быстрая - 1202 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 212 человек;
д. Комарково - 3 человека;
с. Новотроицкое - 824 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 168 человек.
в Шошинском сельском поселении - 652 человека: в т.ч. детей до 14 лет - 116 человек.
с. Шошино - 582 человека, в т.ч. детей до 14 лет - 97 человек.
п. ст. Жерлык - 70 человек, в т.ч. детей до 14 лет - 19 человек.
Естественные процессы движения населения Минусинского района за период 2018 - 2020 гг. характеризуются превышением смертности над рождаемостью, обеспечивая высокий коэффициент естественной убыли на уровне -4,3.. .-5,8, в отличие от Красноярского края в целом, где регистрируемый с 2018 года коэффициент естественной убыли ниже и составляет -0,7.. .-4,2 (табл. N 2).
Показатели рождаемости в Минусинском районе находятся на уровне чуть ниже краевых показателей и составляют: 9,0...9,8 и 10,1... 11,7 на 1000 населения соответственно. Уровень смертности среди населения Минусинского района имеет более высокие, чем в Красноярском крае, уровни - 13,6... 15,6 и 12,2... 14,3 случаев на 1000 населения соответственно.
Динамика естественного движения населения сказывается на возрастной структуре населения Минусинского района, как и в целом населения Красноярского края. Соотношение доли лиц в возрасте "50 лет и старше" и доли детского населения "0-14 лет" в возрастной структуре определяет тип населения.
В Минусинском районе возрастная структура имеет "регрессивный" тип. Доля лиц в возрасте "50 лет и старше" превышает 30,0% и на протяжении 2019 - 2020 гг. стабильно составляет 38,0%, при этом почти в 2 раза превышает долю детского населения "0-14 лет". Доля детского населения "0-14 лет" снижается с 20,5% в 2018 году до 19,8% в 2020 году. Удельный вес населения в возрасте "15-49 лет" не достигает 50,0% и при стабилизации на протяжении 2018 - 2019 гг. на уровне 42,0%, увеличился в 2020 году до 42,2% (табл. N 3).
Основными причинами смертности населения Минусинского района в структуре причин смерти на протяжении 2018 - 2020 гг. остаются болезни системы кровообращения - 45,4.. .50,4% случаев, новообразования - 15,1.. .20,4% случаев и внешние причины (несчастные случаи, травмы, отравления, убийства, самоубийства) - 10,3... 13,9% случаев (табл. N 4).
В структуре основных внешних причин смерти среди населения Минусинского района в 2020 году регистрировались случаи смерти от самоубийств - 14,6% случаев, транспортных травм (всех видов) - 12,2% случаев, убийств -- 9,8% случаев; случайных отравлений алкоголем - 7,3% случаев (табл. N 5).
Сравнительные данные об уровнях смертности населения Минусинского района и Красноярского края в целом в разрезе основных причин и в динамике за период 2016 - 2020 гг. представлены в табл. N 6.
Уровень смертности населения Минусинского района по данным 2020 года в 1,2 раза превышает средний показатель по Красноярскому краю по смертности от болезней системы кровообращения, характеризуя район как территорию "риска".
В 2020 году в Минусинском районе уровень смертности населения оценивается (по А.М. Меркову) как выше среднего (13-15 случаев на 1000 человек). Стандартизованный показатель смертности, полученный косвенным методом стандартизации, когда повозрастной уровень смертности населения района такой же, как в целом по Красноярскому краю (принятый за стандарт), в Минусинском районе составляет 13,0 случаев на 1000 населения, что ниже фактического показателя (15,6 на 1000 населения), свидетельствуя о влиянии на уровень анализируемого явления (смертность) возрастного состава населения, при этом стандартизованный показатель ниже среднего показателя по Красноярскому краю (14,3 случаев на 1000 населения).
В Минусинском районе регистрируемые изменения к росту или снижению показателей смертности населения в разрезе основных причин как в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, так и в динамике за многолетний период наблюдения (2016 - 2020 гг.), носят статистически недостоверный характер. Исключением является достоверный рост в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, показателя смертности населения Минусинского района от болезней системы кровообращения (на 27,3%).
Младенческая смертность, являясь важнейшим маркером санитарно-гигиенической ситуации, в Минусинском районе за период 2018 - 2020 гг. характеризуется нестабильностью показателей, превышающих средние показатели в целом по Красноярскому краю в 2,6 раза только в 2019 году (табл. N 7).
Уровень младенческой смертности в 2020 году, по сравнению с прошлым годом, в Минусинском районе вырос в 4,2 раза. В Красноярском крае уровень младенческой смертности в 2020 году, по сравнению с прошлым годом, уменьшился на 18,8%.
Уровень общей заболеваемости (распространенности заболеваний) и впервые выявленной заболеваемости среди населения Минусинского района, в сравнении с показателями по Красноярскому краю, в 2020 году ниже как для всего населения, так и по отдельным возрастным группам (табл. N 8).
В структуре впервые выявленной заболеваемости населения Минусинского района в 2020 году из всех классов болезней МКБ-10 пересмотра, без учета вновь введенного класса болезней COVID-19, в число лидирующих входят болезни органов дыхания, на долю которых приходится 73,2% случаев (краевой показатель - 43,3% случаев), травмы и отравления - 4,4% случаев (краевой показатель - 13,7% случаев), болезни системы кровообращения - 3,6% случаев (краевой показатель - 3,8% случаев и 5 место), рис. N 1.
В Красноярском крае, помимо лидирующих болезней органов дыхания, травм и отравлений, третье место занимают болезни костно-мышечной системы - 4,69% случаев. Следует отметить, в Минусинском районе в 2020 году с учетом вновь введенного класса болезней изменилась причинная структура: COVID-19 занимает второе ранговое место, и его доля составляет 8,8% случаев.
Сравнительные данные об уровнях впервые выявленной заболеваемости среди населения Минусинского района и Красноярского края в целом в разрезе классов болезней и в динамике за период 2016 - 2020 гг. представлены в табл. N 9
Уровень впервые выявленной заболеваемости среди населения Минусинского района по данным 2020 года не превышает средние показатели по Красноярскому краю.
Уровень первичной заболеваемости населения Минусинского района в 2020 году, по сравнению с прошлым годом, достоверно снизился по классам: инфекционных и паразитарных болезней (на 31,7%), болезней крови и кроветворных органов (на 51,7%), нервной системы (на 72,1%), эндокринной системы (на 93,4%), глаза и его придаточного аппарата (на 68,8%), органов пищеварения (на 85,0%). Достоверный рост показателей заболеваемости отмечен в 2020 году, по отношению к 2019 году, по классам болезней системы кровообращения (на 48,9%) и органов дыхания (на 5,3%).
В Минусинском районе по данным многолетнего периода наблюдения (2016 - 2020 гг.) отмечается тенденция роста впервые выявленной заболеваемости населения по строке "всего" со среднегодовым темпом прироста на 1,7%, в том числе болезнями: органов дыхания (среднегодовой темп прироста на 3,2%), органов пищеварения (среднегодовой темп прироста на 28,2%), травмами и отравлениями (среднегодовой темп прироста на 6,0%). По данным многолетнего периода наблюдения (2016 - 2020 гг.) в Минусинском районе тенденция снижения заболеваемости населения характерна для болезней нервной системы (среднегодовой темп снижения на 22,9%), системы кровообращения (среднегодовой темп снижения на 19,4%), эндокринной системы (среднегодовой темп снижения на 14,7%), глаза и его придаточного аппарата (среднегодовой темп снижения на 8,9%), кожи и подкожной клетчатки (среднегодовой темп снижения на 11,0%), мочеполовой системы (среднегодовой темп снижения на 70,1%), уха и сосцевидного отростка (среднегодовой темп снижения на 22,6%). По другим классам болезней регистрируемые изменения показателей заболеваемости имеют статистически недостоверный характер.
Заболеваемость злокачественными новообразованиями среди суммарного населения города Минусинска и Минусинского района, при отсутствии технической возможности представления раздельных сведений по городу и району, по данным 2020 года составляет 337,9 случаев на 100 тысяч населения, что достоверно ниже на 28,3% уровня прошлого года, как и ниже на 5,3% аналогичного среднего показателя по Красноярскому краю (табл. N 10).
Динамика показателей впервые выявленной онкологической заболеваемости среди населения города Минусинска и Минусинского района (суммарно) за период 2016 - 2020 гг. характеризуется статистически достоверной тенденцией снижения со среднегодовым темпом снижения на 5,3%.
В структуре впервые выявленной онкологической заболеваемости населения города Минусинска и Минусинского района (суммарно) в 2020 году преобладают злокачественные новообразования предстательной железы - 10,4% случаев, трахеи, бронхов, легкого - 10,1% случаев, молочной железы - 9,8% случаев, далее по частоте регистрации следуют злокачественные новообразования желудка и другие новообразования кожи - по 7,1% случаев каждой локализации (табл. N 11).
Уровень впервые выявленной заболеваемости болезнями щитовидной железы среди суммарного населения города Минусинска и Минусинского района в 2020 году составил 146,1 случаев на 100 тысяч человек, что на 36,5% ниже аналогичного средне-краевого показателя (табл. N 12).
Анализ структуры нозологических форм, составляющих болезни щитовидной железы, по городу Минусинску и Минусинскому району показывает, что в 2020 году уровень впервые выявленной заболеваемости в разрезе всех нозологических форм не превышает соответствующие краевые показатели, за исключением заболеваемости эндемическим зобом, связанным с йодной недостаточностью - 54,9 случаев на 100 тыс. человек против 44,1 случаев на 100 тыс. человек в крае.
В городе Минусинске и Минусинском районе в 2020 году, по отношению к 2019 году, показатель впервые выявленной заболеваемости болезнями щитовидной железы среди суммарного населения достоверно снизился на 53,1%. Динамика показателей заболеваемости болезнями щитовидной железы среди населения города Минусинска и Минусинского района (суммарно) характеризуется достоверной тенденцией снижения со среднегодовым темпом снижения на 36,7%.
При ранжировании территорий Красноярского края по среднемноголетнему показателю заболеваемости населения, обусловленной воздействием факторов окружающей среды, за длительный период осреднения (2011 - 2020 гг.), Минусинский район входит в число территорий, где уровень заболеваемости населения достоверно ниже среднемноголетних краевые показателей по всем классам болезней.
4. Социально-экономическое положение
Уровень и образ жизни населения (материально-бытовые условия, условия труда, и др.) входят в перечень факторов, определяющих состояние здоровья человека.
В Минусинском районе в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, социально-экономическое положение, несмотря на уменьшение инвестиций в основной капитал на душу населения (на 5111,0 руб.) и рост величины прожиточного минимума (на 505,0 руб.), характеризовалось увеличением среднемесячной номинальной начисленной заработной платы у работающих (на 2769,9 руб.) и среднедушевого дохода населения (на 1113,2 руб./чел.), табл. N 13.
Среднедушевые денежные доходы жителей Минусинского района в 2020 году при тенденции, аналогичной краевым показателям, ежегодно увеличиваясь, в 1,7 раза ниже среднего показателя по Красноярскому краю (19361,2 и 32449,9 руб./чел. соответственно).
Данные Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга за 2020 год свидетельствуют о том, что в Минусинском районе величина показателя - обеспеченность населения средним медицинским персоналом, составляющим 3,9 на 1000 населения, ниже соответствующего показателя по Красноярскому краю (край - 9,2 средних медработников на 1000 населения). Обеспеченность населения врачами всех специальностей в районе по данным 2020 года составляет 1,0 на 1000 населения, что ниже (в 3,8 раза) среднего показателя по Красноярскому краю, составляющего 3,8 на 1000 населения.
Нуждаемость населения в госпитализации, выраженная числом лиц, поступивших в больничные учреждения, в Минусинском районе в 2020 году уменьшилась на 51.6% (с 47,7 до 23,1 на 1000 населения) и остается ниже среднего показателя по краю - 148,2 на 1000 населения.
Показатели благоустройства населенных пунктов Минусинского района в 2020 году характеризуются достаточно низкой, по отношению к Красноярскому краю, степенью благоустройства: удельный вес площади, не оборудованной водопроводом, составляет 25,7%, а в крае - 18,0%; удельный вес площади, не оборудованной канализацией - 56,3%, в крае - 24,8%; удельный вес площади, оборудованной отоплением - 33.6%, тогда как в целом по краю - 78,5%.
Таким образом, в формирование здоровья населения Минусинского района, наравне с прочими факторами, вносят вклад и социально-экономические факторы риска (доходы населения, обеспеченность медицинской помощью, благоустройство территории, др.).
При этом в Минусинском районе существует ряд объективных предпосылок для формирования комфортной среды обитания. К ним относятся природные ресурсы, наличие земельных участков для развития территории и создания зеленых зон, развитая сеть объектов социальной инфраструктуры, природно-рекреационные возможности района.
Популярным среди жителей и гостей района является озеро Тагарское. Об уникальных целебных свойствах лечебной воды и грязи озера Тагарское было известно еще в XVII в. На лечение приезжали с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов дыхания, ЛОР органов, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, гинекологическими и кожными заболеваниями. В лечебных целях используются илистые отложения и минеральная вода источников озера. В грязях встречаются минеральные вещества, включающие соединения кальция, магния, алюминия, железа, серы, калия, фосфора, натрия, углерода, сероводорода, гуминовые кислоты и другие микрокомпоненты. Минеральная вода по составу сульфатно-хлоридная, магниево-натриевая с нейтральной средой. В ней обнаружены йод, бром, фтор, серебро, свинец, цинк, медь, ванадий, титан, стронций, бор, марганец, сурьма, железо и другие элементы.
С южной стороны водоема расположен Кривинский сосновый бор, где среди кустарников произрастает дикая черешня, яблоня и черемуха. На берегу оз. Тагарское расположен санаторий "Сосновый бор", в котором лечат внелегочный туберкулез, сопутствующие заболевания и недуги костной системы: остеохондрозы, остеоартрозы, остеомиелиты и последствия различных травм. При подъезде к озеру с правой стороны от Минусинска, недалеко от центральной дороги, расположен минеральный источник воды "Тагарская", очень популярной среди жителей Красноярского края.
В 36 км от города Минусинска в пределах Инского бора располагаются Большое и Малое Кызыкульские озера. Они являются одними из наиболее известных и посещаемых озер юга Красноярского края. Окрестности Кызыкульских озер весьма примечательны - холмистый рельеф, густой бор, окружающий озера со всех сторон, тихие уголки нетронутой природы вдали от шума современной цивилизации, придают им особое очарование. Здесь много солнца, разнообразная и пышная растительность, хорошее место для купания, рыбной ловли, сбора ягод и грибов. А наполненный ароматом хвои и душистых трав чистый воздух врачи признают целебным.
На правом берегу Енисея расположен двуглавый Тепсей - святая гора хакасского народа. Тубинский залив Красноярского моря находится в 18 км от г. Минусинска и в 10 км от Черногорска. Тубинский залив образован водами Красноярского водохранилища, при впадении реки Тубы в Енисей. Некоторые туристы зачастую называют место отдыха на Тубинском заливе - Тепсеем, по названию горы, которая расположена на противоположном берегу.
На берегу реки Туба в центре Минусинской котловины расположено "Краевое государственное учреждение "Центр социального обслуживания "Тесь" (Санаторно-оздоровительный комплекс круглогодичного действия "Солнечный")". Санаторный комплекс и включает в себя: отделение для взрослых и родителей с детьми на 70 мест с реабилитационным отделением, детский санаторный лагерь круглогодичного действия на 320 мест, бальнеологическую лечебницу и медсанчасть со стационарным и поликлиническим отделением. К услугам отдыхающих и всех желающих функционирует современный оздоровительный комплекс с бассейном.
Значительную роль в укреплении общественного здоровья и популяризации здорового образа жизни играют учреждения культуры, спорта, туризма и молодежной политики
На территории Минусинского района действуют 31 учреждение МБУК "Межпоселенческая централизованная клубная система "Факел", 25 филиалов МБУК "Межпоселенческая библиотечная система", МБУ "Молодежный центр "Тонус", МБУ "Комплексная спортивная школа Минусинского района", которые организуют мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни среди различных групп населения.
В сельских домах культуры, сельских клубах планомерно проводятся профилактические мероприятия. Вовлечение несовершеннолетних в досуговую деятельность, во внеурочную занятость является эффективной профилактикой правонарушений, наркомании, табакокурения и употребления психотропных веществ. В условиях пандемии COVID-19 учреждения культуры организуют в том числе дистанционные мероприятия в социальных группах сельских домов культуры и сельских клубов сети Интернет. Мероприятия профилактического характера проводятся согласно годовому календарному плану.
Так например, за 2020 год для несовершеннолетних проведено 115 мероприятий только антинаркотической направленности в офлайн-формате с количеством участников 3079 и порядка 300 мероприятий в онлайн-формате.
Регулярно в муниципальных учреждениях проводятся Дни открытых дверей, где представляется деятельность учреждений. Специалисты организуют обзорные беседы с несовершеннолетними о деятельности клубов, приглашают школьников, в том числе несовершеннолетних "группы риска" к участию в кружках, спортивных секциях, подростковых клубах по различным направлениям.
В рамках районной профилактической акции "Молодежь выбирает жизнь" проводятся профилактические мероприятия: видеолектории, интерактивные мероприятия, конкурсы детского творчества, спортивные программы, тематические информационные часы.
Работа библиотек Минусинского района по формированию здорового образа жизни носит системный характер. Эта долговременная, целенаправленная деятельность строится на основе планов работы. Хорошо организованная досуговая деятельность библиотек является значительным фактором улучшения профилактики вредных привычек, формирования здорового образа жизни. Библиотекари занимаются организацией клубов по интересам, кружков, творческих формирований. По библиотечной системе работает 26 клубов по интересам, из них 2 семейных клуба.
С целью популяризации ЗОЖ в библиотеках проходят Дни периодики. При подписке приобретается издания о важности сохранения здоровья, оформляются выставки печатных изданий о формировании здорового образа жизни, о нравственных поисках своего "Я", жизненных навыках и преодолении жизненных проблем, спорте и спортсменах, профилактике заболеваний и др.
Особая роль в формировании здорового образа жизни отводится учреждениям спорта и молодежной политики. В рамках деятельности муниципального штаба краевой флагманской программы "Мы достигаем" организуются и проводятся мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни среди несовершеннолетних и их родителей. В 17 селах района работают спортивные клубы по месту жительства, выполняя роль отделений молодёжного центра. Клубы оснащены силовыми и кардио-тренажерами, а также инвентарем для организации занятий по волейболу, баскетболу, теннису и бильярду для всех возрастных групп.
В рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" для всех категорий и групп населения в районе создаются условия для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, ведется работа по повышению уровня обеспеченности населения объектами спорта. За 2018 - 2021 года в эксплуатацию введено 6 плоскостных спортивных сооружений: современные площадки ГТО в с. Селиваниха и с. Тесь, футбольные поля в с. Городок и с. Лугавское, игровые универсальные площадки в с. Шошино и с. Тесь.
В районе функционирует Центр тестирования ВФСК "ГТО", который по итогам 2020 года стал лучшим в развитии массового спорта среди муниципальных районов Красноярского края. За 2020 год центром проведено 33 мероприятия, приняты нормативы у 506 жителей и выдано 411 знаков отличия.
Всего за 2020 на территории района проведено 147 спортивных мероприятий в клубах по месту жительства, 47 районных мероприятий по 11 видам спорта и 4 спартакиады. 82 спортсмена района приняли участие в 8 региональных турнирах, 6 краевых, 4 Всероссийских и 1 международном соревновании.
Наиболее значимые и масштабные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни - Лыжня России 2021, декада спорта и здоровья, чемпионаты Минусинского района по волейболу среди мужских и женских команд, спартакиады ветеранов, турниры по настольному теннису и дартсу, массовые катания на коньках, оздоровительные массовые зарядки, соревнования по дисциплинам функционального тренинга и т.д. Ежегодно в районе проводятся Фестивали ВФСК ГТО среди трудовых коллективов, среди семейных команд, Летний Фестиваль ВФСК ГТО среди обучающихся общеобразовательных школ для III - IV ступени, Зимний Фестиваль ВФСК ГТО среди взрослого населения. Также Минусинский район принимает участие в краевых этапах фестивалей ГТО.
Совокупность таких факторов как: экологически благоприятная обстановка, удачное сочетание природного территориального расположения и транспортной доступности, наличие богатых природных ресурсов для лечения и отдыха, повышение качества жизни населения Минусинского района за счет бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения, социальной стабильности, стабильно выстроенная работа социально значимых учреждений в значительной степени оказывает влияние на формирование комфортной среды для проживания в Минусинском районе.
5. Ресурсы здравоохранения в Минусинском районе
В соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности N ло-24-01-002409 от 19.06.2014 года и с целью реализации Программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница" осуществляется медицинская помощь в условиях дневного и круглосуточного стационаров.
Помощь в амбулаторных условиях осуществляется по акушерству и гинекологии, вакцинации, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, детской кардиологии, клинической лабораторной диагностике, колопроктологии, лабораторной диагностике, лечебной физической культуры и спортивной медицины, лечебному делу, медицинскому массажу, неврологии, нейрохирургии, неотложной помощи, нефрологии, общей врачебной практике, общей практике, онкологии, ортодонтии, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, пульмонологии, рентгенологии, сердечно-сосудистой хирургии, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, стоматологии, стоматологии детской, стоматологии общей практики, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, фтизиатрии, функциональной диагностики, хирургии, эндокринологии.
Профилактическая помощь населению осуществляется отделением медицинской профилактики, в состав которого входит "Центр здоровья", действующий с целью информирования населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах; пропаганды здорового образа жизни; оценки функциональных адаптивных резервов организма; прогноза состояния здоровья обратившихся в центр граждан и формирования у них ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких. Среди задач центра - формирование у граждан принципов ответственного родительства; обучение взрослых и детей гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включая помощь в отказе от потребления алкоголя и табака; обучение населения эффективным методам профилактики заболеваний; консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физической культурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда и отдыха; разработка индивидуальных рекомендаций по сохранению здоровья; организация в зоне ответственности Центра, в том числе в сёлах Минусинского района, мероприятий по формированию здорового образа жизни и мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.
КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница" имеет 32 структурных подразделения в Минусинском районе: 3 участковых больницы, 7 амбулаторий, 22 фельдшерско-акушерских пункта.
6. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Состояние здоровья - это важный показатель социального, экономического и экологического благополучия, показатель качества жизни населения Минусинского района.
Проблема здоровья населения Минусинского района носит социально-экономический характер: во-первых, качество здоровья непосредственно влияет на производительность труда жителей; во-вторых, за счет увеличения количества неработающего населения возрастает нагрузка на трудоспособное население, что становится причиной социальной напряженности, приводит к снижению доходов и уровня жизни работающих людей.
Причины неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения связаны со сформировавшимся образом жизни, состоянием окружающей природной и социальной среды, уровнем развития организаций здравоохранения и профилактики заболеваний. Эти факты подтверждаются результатами многочисленных социологических исследований.
Повысить уровень здоровья живущего и будущих поколений населения возможно через формирование ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих.
С целью укрепления общественного здоровья населения Минусинского района необходимо применить комплексный подход, объединив усилия различных ведомств, организаций всех форм собственности и гражданского общества, направленные на построение устойчивой системы целенаправленного и согласованного взаимодействия в целях решения проблем здоровья населения.
Успешная реализация мероприятий Программы приведет к улучшению медико-демографической ситуации в Минусинском районе. Усилится межведомственное взаимодействие и социальное партнерство всех организаций, заинтересованных в укреплении общественного здоровья.
Программные мероприятия будут способствовать формированию ответственного отношения жителей района к своему здоровью, созданию условий для ведения здорового образа жизни, сохранения и развития человеческого потенциала в районе.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья жителей будет осуществляться на трех уровнях:
- социальном: пропаганда в средствах массовой информации, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль);
- личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
7. Цель и задачи Программы
Целью Программы является увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, благодаря формированию окружающей среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни; мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью посредством информационно-коммуникационной компании, а также вовлечению граждан, некоммерческих организаций и работодателей в мероприятия по укреплению здоровья.
Задачи Программы:
1. Создание условий для привлечения жителей района к занятиям физической культурой, увеличения двигательной и творческой активности населения путем создания комфортной среды обитания, увеличения количества информационных и агитационных мероприятий, направленных на продвижение принципов здорового образа жизни.
2. Профилактика развития неинфекционных заболеваний (НИЗ).
3. Снижение уровня стоматологической заболеваемости.
4. Сохранение репродуктивного здоровья населения.
5. Развитие партнёрства в области применения здоровьесберегающих технологий между предприятиями и организациями района.
6. Развитие физкультурно-оздоровительной деятельности среди населения.
7. Усиление взаимодействия с учреждениями здравоохранения Минусинского района, направленное на совместное информирование жителей о факторах риска для здоровья и важности выявления заболевания на ранней стадии развития посредством прохождения диспансеризации и профилактических осмотров.
8. Система программных мероприятий
Предусмотренные Программой мероприятия (приложение N 3 к Программе) направлены на достижение заявленной цели, реализацию поставленных задач и включают в себя:
1) мероприятия, сгруппированные по следующим целевым направлениям:
"Организация межведомственного взаимодействия в создании условий для профилактики неинфекционных заболеваний"
"Активное долголетие"
"Формирование и мотивирование населения к ведению здорового образа жизни"
"Развитие инфраструктуры здоровьесбережения"
"Сохранение здоровья мужчин"
"Здоровые зубы"
Целевое направление "Организация межведомственного взаимодействия в создании условий для профилактики неинфекционных заболеваний" предусматривает мероприятия, направленные на проведение социологического исследования по оценке влияния факторов на общественное здоровье, проведение обучающих семинаров для специалистов, координирующих работу по Программе от структурных подразделений администрации Минусинского района, формирование фонда методической литературы, банка фото - и видеоматериалов по проблеме здорового образа жизни.
Целевое направление "Активное долголетие" предусматривает мероприятия, направленные на создание условий для привлечения жителей района старшего возраста к занятиям физической культурой, повышение уровня доступности объектов для занятий разными видами двигательной и творческой активности.
Целевое направление "Формирование и мотивирование населения к ведению здорового образа жизни" включает мероприятия направленные на создание информационного пространства Минусинского района в сфере здоровьесбережения и пропаганды здорового образа жизни среди сельского населения; реализацию комплекса мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организацию просветительской деятельности учреждений культуры, образования и здравоохранения по формированию здорового образа жизни и проведение мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности.
Целевое направление "Развитие инфраструктуры здоровьесбережения" предусматривает мероприятия, направленные на благоустройство района с учетом потребности в ведении здорового образа жизни, повышение уровня развития районной среды обитания, позволяющей создать благоприятные условия для сохранения здоровья населения района, на укрепление материально-технической базы физической культуры.
Целевое направление "Сохранение здоровья мужчин" предусматривает мероприятия, направленные на повышение информированности населения района, прежде всего молодого возраста, связанного с вопросами репродуктивного здоровья, повышение ответственного отношения мужчин к своему здоровью, повышению родительской ответственности, сохранению семейных ценностей, совместного детско-отцовского досуга.
Целевое направление "Здоровые зубы" предусматривает организацию мероприятий, направленных на создание у населения устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, в том числе здоровья зубов, а также сформировать у детей дошкольного и младшего возраста представление о необходимости регулярного правильного ухода за зубами.
9. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств иных муниципальных программ Минусинского района:
- муниципальная программа Минусинского района "Развитие культуры и туризма в Минусинском районе", постановление администрации Минусинского района от 31.10.2013 N 884-п";
- муниципальная программа Минусинского района "Развитие образования Минусинского района", постановление администрации Минусинского района от 08.11.2019 N 811-п;
- муниципальная программа Минусинского района "Молодежь Минусинского района", постановление администрации Минусинского района от 08.11.2019 N 819-п;
- муниципальная программа Минусинского района "Развитие физической культуры, спорта и спортивного туризма", постановление администрации Минусинского района от 08.11.2019 N 817-п;
- муниципальная программа Минусинского района "Профилактика преступлений и предупреждение правонарушений", постановление администрации Минусинского района от 09.11.2020 N 1006-п;
- муниципальная программа Минусинского района "Обеспечение безопасности населения Минусинского района", постановление администрации Минусинского района от 08.11.2019 N 808-п.
10. Механизм реализации Программы
Программа выполняется на основе сотрудничества между исполнителями и участниками Программы.
Общее руководство Программой осуществляет заместитель главы по социальным вопросам Минусинского района.
Формирование стратегии, принципов и основных направлений реализации Программы осуществляется путем изучения и анализа существующего опыта, консультаций со специалистами здравоохранения, изучения общественного мнения населения по различным аспектам здоровья.
Участниками Программы выступают различные группы населения: работающие жители, подростки, молодые семьи, предприниматели, пенсионеры, учащиеся, люди, испытывающие проблемы со здоровьем и др.
Программа предлагает механизм координации деятельности органов местного самоуправления, общественности, средств массовой информации и населения Минусинского района.
11. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе совокупности целевых индикаторов и показателей Программы, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики.
Успешное достижение целевых индикаторов и показателей Программы к 2024 году позволит обеспечить:
- создание новой системы межведомственных взаимоотношений, способствующей сохранению и улучшению состояния здоровья населения Минусинского района;
- создание системы мониторинга уровня здоровья населения Минусинского района;
- усиление системы информирования населения Минусинского района о факторах риска и профилактике заболеваний;
- увеличение количества инициатив граждан, общественных объединений, организаций, связанных с профилактикой заболеваний и формированием здорового образа жизни;
- создание условий для улучшения демографической ситуации, увеличения средней продолжительности жизни граждан, снижения преждевременной смертности, заболеваемости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.