Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки М.М. Рогачевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка М.М. Рогачева оспаривает конституционность абзаца пятого (ошибочно указанного в жалобе как абзац 4) подпункта "з" пункта 23 Основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 630, утратившим силу с 1 января 2023 года), предусматривающего в качестве основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более зданий с назначением "нежилое", помещений с назначением "нежилое", сооружений (за исключением хозяйственных построек, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых земельных участках, а также объектов недвижимого имущества, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, объектов недвижимого имущества, являющихся имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества).
По мнению заявительницы, оспариваемое положение, примененное при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 7, 17 (части 1 и 3), 18, 19, 38 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, исключает право лиц, имеющих детей, на получение мер социальной поддержки, в виде ежемесячной денежной выплаты, при наличии у них в собственности 2 и более зданий с назначением "нежилое", помещений с назначением "нежилое", сооружений, находящихся под арестом, тогда как наличие находящихся под арестом 2 и более зданий с назначением "жилое", "жилое строение" и "жилой дом" не является основанием для отказа в назначении указанной выплаты.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы и объем социальной защиты для тех или иных категорий граждан. Введение конкретных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, согласно статье 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации относится к сфере законодательного усмотрения.
При этом, по смыслу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, поддержка семьи осуществляется с учетом целей социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также достигнутого ею уровня экономического развития и финансовых возможностей государства (постановления от 8 июля 2014 года N 21-П, от 20 июня 2018 года N 25-П и др.).
В целях повышения доходов семей, имеющих детей, Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей" (утратил силу с 1 января 2023 года), с 1 апреля 2022 года устанавливалась ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации; Правительству Российской Федерации поручалось утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, предусмотрев возможность установления особенностей определения таких порядка и условий уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 и абзац второй подпункта "б" пункта 6).
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 9 апреля 2022 года N 630 (утратило силу с 1 января 2023 года) утвердило в том числе основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, в которых закрепило основания для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, в частности связанные с наличием в собственности 2 и более помещений (зданий) различного назначения (абзацы первый - пятый подпункта "з" пункта 23). Следовательно, оспариваемое нормативное положение, являлось элементом правового механизма, направленного на повышения доходов семей, имеющих детей, и в настоящее время утратило силу.
В соответствии с действующим правовым регулированием с 1 января 2023 года нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации, предоставляется право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (статья 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). При этом в установленных Правительством Российской Федерации основаниях для отказа в назначении указанного ежемесячного пособия предусмотрена возможность исключения из учитываемых объектов недвижимого имущества (их частей), имеющихся в собственности у заявителя и (или) членов его семьи, в том числе находящихся под арестом, зданий с назначением "нежилое", помещений с назначением "нежилое", сооружений (абзацы первый и пятый подпункта "з" пункта 31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных Постановлением от 16 декабря 2022 года N 2330).
Согласно пункту 4 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия. Таким образом, оспариваемая норма, утратившая силу, не может выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рогачевой Марины Михайловны, поскольку акт, конституционность которого оспаривается, утратил силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2023 г. N 1885-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рогачевой Марины Михайловны на нарушение ее конституционных прав абзацем пятым подпункта "з" пункта 23 Основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-