Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Департамента Смоленской
области по образованию и науке
от 01.09.2023 N 751-ОД
Положение
об Аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по образованию и науке
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об Аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - Положение) разработано в соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и определяет порядок создания и деятельности Аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) по аттестации педагогических работников областных государственных, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий (первой, высшей, "педагог-методист", педагог-наставник") осуществляется непосредственно Аттестационной комиссией, формируемой Департаментом.
1.3. Основной задачей Аттестационной комиссии является организация и проведение аттестации педагогических работников на основе принципов коллегиальности, гласности, открытости, обеспечивающих объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимости дискриминации при проведении аттестации.
1.4. Аттестационная комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам аттестации педагогических работников, настоящим Положением.
2. Порядок формирования Аттестационной комиссии
2.1. Аттестационная комиссия создается приказом Департамента.
2.2. Количественный и персональный состав Аттестационной комиссии утверждается приказом начальника Департамента.
2.3. Аттестационная комиссия в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа работников Департамента, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, представителя профессионального союза, научных организаций и общественных объединений, коллегиальных органов образовательных организаций, работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В состав аттестационной комиссии входит не менее 7 человек. Председателем аттестационной комиссии является начальник Департамента.
2.4. Работа заместителя председателя и членов Аттестационной комиссии оплачивается согласно смете расходов, утверждаемой начальником Департамента.
2.5. При Аттестационной комиссии приказом Департамента создаются экспертные группы по предмету (профилю) деятельности для проведения всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения.
2.6. Деятельность экспертных групп регламентируется Положением об экспертных группах при Аттестационной комиссии Департамента.
2.7. Состав Аттестационной комиссии и экспертных групп формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения.
2.8. Графики работы Аттестационной комиссии и экспертных групп утверждаются ежегодно приказом Департамента. Центр экспертизы государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО СОИРО) составляет и предоставляет секретарю Аттестационной комиссии ежегодно до 15 ноября график заседания экспертных групп на следующий календарный год.
3. Функции Аттестационной комиссии
3.1. Аттестационная комиссия:
- организует проведение аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории;
- рассматривает заявления педагогических работников о проведении аттестации;
- определяет конкретный срок проведения аттестации или принимает решение об отказе в проведении аттестации в случае наличия соответствующих оснований;
- принимает решение об изменении сроков проведения аттестации педагогического работника;
- осуществляет письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации;
- привлекает специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (далее - эксперты);
- рассматривает экспертные заключения;
- принимает решение об установлении педагогическим работникам квалификационных категорий: первой, высшей, "педагог-методист", "педагог-наставник" или об отказе в их установлении.
Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих показателей их профессиональной деятельности:
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией;
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих показателей их профессиональной деятельности:
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией;
достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
выявления и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Проведение аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у педагогических работников наград, званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах.
При аттестации педагогических работников, участвующих в реализации программ спортивной подготовки, учитываются государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, полученные за достижения в спортивной подготовке лиц, ее проходящих, а также результаты конкурсов профессионального мастерства.
Квалификационная категория "педагог-методист" устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:
руководства методическим объединением педагогических работников образовательной организации и активного участия в методической работе образовательной организации;
руководства разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации;
методической поддержки педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
участия в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов;
передачи опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и (или) учебно-методических разработок.
Квалификационная категория "педагог-наставник" устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:
руководства практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования;
наставничества в отношении педагогических работников образовательной организации, активного сопровождения их профессионального развития в образовательной организации;
содействия в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
распространения авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации.
3.2. Функции председателя Аттестационной комиссии:
- руководит деятельностью Аттестационной комиссии;
- проводит заседания Аттестационной комиссии;
- распределяет обязанности между членами Аттестационной комиссии, в том числе назначает своих заместителей.
3.3. Функции заместителя (-ей) председателя Аттестационной комиссии:
- вносит предложения по распределению обязанностей между членами комиссии, персональному и количественному составу членов экспертных групп;
- проводит заседания Аттестационной комиссии в отсутствии председателя;
- дает поручения секретарю и членам комиссии.
3.4. Функции секретаря Аттестационной комиссии:
- ведет делопроизводство Аттестационной комиссии;
- регистрирует заявления педагогических работников на аттестацию;
- готовит проекты приказов Департамента на основании решения Аттестационной комиссии;
- осуществляет письменное (по факсу, или почтовой связью, или электронной почте) уведомление педагогического работника о сроке и месте проведения Аттестации в течение 3 календарных дней с момента утверждения соответствующего приказа Департамента;
- направляет график аттестации в Центр экспертизы ГАУ ДПО СОИРО в электронном виде и осуществляет размещение приказа "Об утверждении графика аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на первую (высшую), "педагог-методист", "педагог-наставник" квалификационные категории" на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- осуществляет прием экспертных заключений по проведению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников от сотрудников Центра экспертизы ГАУ ДПО СОИРО (в журнале регистрации заявлений педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Смоленской области, в целях установления квалификационной категории сотрудником Центра экспертизы ставится отметка о дате сдачи экспертного заключения и подпись по каждому педагогическому работнику);
- формирует аттестационные дела;
- организует размещение приказов Департамента об установлении педагогическим работникам первой (высшей), "педагог-методист", "педагог-наставник" квалификационных категорий на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- уведомляет педагогических работников об отказе в установлении первой (высшей), "педагог-методист", "педагог-наставник" квалификационных категорий в течение 3 календарных дней с момента принятия решения Аттестационной комиссией;
- составляет смету расходов по оплате труда членов Аттестационной комиссии.
4. Регламент работы Аттестационной комиссии
4.1. Руководство работой Аттестационной комиссии осуществляет ее председатель.
4.2. Заседание Аттестационной комиссии проводятся во второй и последний вторник каждого месяца в соответствии с графиком, утвержденным приказом Департамента. Об изменении сроков проведения заседания Аттестационной комиссии её члены информируются не позднее, чем за три дня.
4.3. Заседание Аттестационной комиссии проводится под руководством председателя, либо его заместителя.
4.4. Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.
4.5. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании Аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание Аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
4.6. Решение Аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов Аттестационной комиссии.
При равенстве голосов Аттестационная комиссии принимает решение об установлении педагогическому работнику квалификационной категории.
4.7. Результаты Аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании Аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
4.8. Решение Аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.
4.9. Секретарь Аттестационной комиссии на основании решения Аттестационной комиссии готовит проект приказа Департамента об установлении педагогическим работникам первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории, квалификационной категории "педагог-методист", квалификационной категории "педагог-наставник" со дня вынесения решения Аттестационной комиссией, который размещается на сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании указанных распорядительных актов работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности.
4.10. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой, высшей), квалификационно категории "педагог-методист" или "педагог-наставник" педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.11. Квалификационные категории (первая, высшая, "педагог-методист", "педагог-наставник"), установленные педагогическим работникам, сохраняются при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, а также являются основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.
5. Требования к членам Аттестационной комиссии
5.1. К членам Аттестационной комиссии устанавливаются следующие требования:
- наличие высшего образования, стажа педагогической работы не менее 5 лет, высшей квалификационной категории (для практикующих педагогических работников образовательных организаций);
- наличие высшего образования, стажа работы не менее 5 лет (для представителей исполнительных органов, профессиональных союзов и т.д.);
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.