Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ОДОБРЕНЫ
постановлением Правительства Республики Коми
от 6 октября 2023 г. N 470
(приложение)
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" с учетом оценки налоговых расходов Республики Коми и итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 году и в первом полугодии 2023 года.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (далее - Программа оздоровления), и Плана мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления, утвержденного Главой Республики Коми 18 марта 2022 года.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2022 год и первое полугодие 2023 года
2022 год стал годом новых вызовов не только для Республики Коми, но и для всей Российской Федерации. Вместе с тем проводимая в стране ответственная макроэкономическая политика позволила сохранить финансовую стабильность республики и страны в целом.
Основные задачи бюджетной и налоговой политики Правительству Республики Коми удалось выполнить, в том числе обеспечить сбалансированность бюджетной системы региона и финансирование всех социальных расходов в полном объеме.
Завершение 2022 года с профицитом позволило республике сократить объем государственного долга Республики Коми на 1,8 млрд рублей. На 1 января 2023 года он составил 32,6 млрд рублей, или 30,3% от налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, проведена оптимизация структуры государственного долга республики, и более дорогие коммерческие заимствования заменены бюджетными кредитами из федерального бюджета. Это позволило снизить расходы на обслуживание государственного долга Республики Коми, которые в 2022 году составили 1 млрд рублей при утвержденном объеме в 2,6 млрд рублей. В результате по итогам 2022 года Минфином России республика отнесена к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости. Объем государственного долга Республики Коми на 1 июля 2023 года составил 33,1 млрд рублей.
В целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация одноименной Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам исполнения ее мероприятий в 2022 году составил 1,6 млрд рублей (108% от планового значения), а установленные на 1 июля 2023 года значения выполнены на 26,9% (0,4 млрд рублей).
В консолидированном бюджете Республики Коми объем безвозмездных поступлений по сравнению с прошлым годом вырос на 3,2 млрд рублей, или на 16,5%, и составил 22,9 млрд рублей. При этом в республиканском бюджете безвозмездные поступления составили 20 млрд рублей или 15%. Основной объем увеличения (2,4 млрд рублей) приходится на безвозмездные поступления от государственных организаций, из которых порядка 2 млрд рублей составляет рост поступлений от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Рост поступлений из федерального бюджета составил 0,5 млрд рублей, в том числе за счет увеличения субсидий на 3,2 млрд рублей и снижения иных межбюджетных трансфертов на 2,7 млрд рублей. Вместе с тем безвозмездные поступления из республиканского бюджета составили 35,2 млрд рублей, или 71% от общего объема доходов муниципальных бюджетов.
Республика Коми как и в предыдущие годы обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2022 году с территории Республики Коми было собрано 526,5 млрд рублей налоговых доходов, что на 155,1 млрд рублей, или в 1,4 раза, больше поступлений 2021 года.
Доля консолидированного бюджета Республики Коми в общем объеме налогов, собранных с территории республики и администрируемых налоговыми органами, составила 23,1%, или 121,7 млрд рублей. Увеличение объема поступлений по сравнению с предыдущим годом составило 22,7 млрд рублей, или 22,9%. При этом в республиканский бюджет поступило 109,7 млрд рублей.
Доля поступления налогов с территории республики в федеральный бюджет в 2022 году соответственно увеличилась по сравнению с прошлогодним уровнем на 3,6 процентных пункта и составила 76,9%, что обусловлено в основном увеличением поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в связи с ростом ставок налога, связанным с ростом цены на нефть и увеличением курса доллара к рублю.
В год геополитических противоречий объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики сложился под влиянием следующих основных факторов:
введение экономических и финансовых санкций западными странами;
рост цены на нефть марки "Urals", курса доллара по отношению к рублю;
снижение экономического потенциала страны вследствие разрыва устоявшихся хозяйственных связей.
Тем не менее поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми в 2022 году составило 122,0 млрд рублей и по сравнению с уровнем 2021 года увеличилось на 23,0 млрд рублей, или на 23,3%. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 94,1%.
Основными источниками формирования налоговых доходов по-прежнему остаются налог на прибыль организаций (42,5%), налог на доходы физических лиц (26,3%), налоги на имущество (22,7%).
Поступление налога на прибыль организаций в 2022 году значительно возросло относительно прошлогоднего уровня и составило 48,8 млрд рублей, объем налога увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,9 млрд рублей, или в 1,4 раза.
Значительный рост поступлений налога на прибыль обусловлен главным образом увеличением поступлений от крупнейших налогоплательщиков газовой и нефтедобывающей отраслей, в том числе входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), которое связано с ростом цен на нефть марки Urals и курса доллара к рублю. Кроме того, значительно увеличились поступления налога на прибыль от организации лесоперерабатывающей отрасли, не входящей в КГН.
Также в 2022 году увеличились поступления в консолидированный бюджет Республики Коми налога на доходы физических лиц. Объем поступлений налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) составил 30,2 млрд рублей, что на 1,8 млрд рублей, или на 6,4%, превышает уровень 2021 года. Это адекватно темпу роста начисленной заработной платы по республике.
Кроме того, увеличилось относительно уровня 2021 года поступление налогов на имущество, которые поступили в 2022 году в объеме 26,1 млрд рублей, что на 3,8 млрд рублей, или на 17,3%, выше прошлогоднего уровня. Основное увеличение произошло по налогу на имущество организаций - на 3,7 млрд рублей, или на 18,2%, в связи с ростом налогооблагаемой базы по основному плательщику налога в связи с переоценкой стоимости основных средств по состоянию на 31 декабря 2021 года.
Основными плательщиками налоговых доходов консолидированного бюджета республики остаются организации нефтегазовой и лесной отраслей. Свыше 54% поступающих налогов приходится на данные отрасли.
В целях пополнения и укрепления собственной доходной базы местных бюджетов на территории Республики Коми с 2023 года увеличился норматив отчислений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в бюджеты городских округов и муниципальных районов в Республике Коми с 50 до 100 процентов согласно Закону Республики Коми от 4 июля 2022 г. N 53-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" и приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми".
Таким образом, УСН, который ранее поровну распределялся между республиканским бюджетом Республики Коми и местными бюджетами, с 2023 года полностью зачисляется в местные бюджеты Республики Коми, что дополнительно повышает заинтересованность органов местного самоуправления в проведении работы по развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований.
Вышеуказанная мера повлияла на рост поступлений в текущем году в местные бюджеты УСН - на 0,8 млрд рублей, или в 2,2 раза, по сравнению с данными на 1 июля 2022 года.
При этом по состоянию на 1 июля 2023 года в местные бюджеты поступило 7,1 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 0,5 млрд рублей, или на 7,1%, больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Также на рост доходов муниципальных образований повлиял рост поступлений по налогу на доходы физических лиц - на 0,2 млрд рублей, или на 5,8%, что адекватно темпу роста фонда начисленной заработной платы.
В то же время республиканский бюджет подвергается негативному влиянию макроэкономической и геополитической ситуации, что отрицательно сказывается на доходной части бюджета. По состоянию на 1 июля 2023 года сложилась отрицательная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет относительно прошлогоднего уровня. Поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет за 1 полугодие 2023 года снизилось на 4,0 млрд рублей, или на 7,3%, относительно уровня поступлений за аналогичный период прошлого года.
Основным фактором снижения является уменьшение поступлений налога на прибыль организаций - на 5,3 млрд рублей, или на 18,6%. Уменьшение поступлений произошло в результате отмены института КГН и изменения порядка уплаты данного налога с 1 января 2023 года бывшими участниками КГН, а также в связи со снижением среднего уровня цен нефти, введением ограничения (потолка) цен на нефть, экспортируемую из России, снижением экспорта газа, санкциями, ограничивающими экспорт в страны Европейского союза лесоматериалов.
Вместе с тем наблюдается положительная динамика поступлений по налогу на имущество организаций, поступление которого в республиканский бюджет за 6 месяцев текущего года выросло на 0,9 млрд рублей, или 7,6%. При этом в соответствии с Законом Республики Коми от 4 июля 2022 г. N 54-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми по вопросам налогообложения" на 2022 - 2025 годы установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, в отношении пассажирских и грузовых воздушных судов, находящихся в собственности данных организаций (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
На 0,8 млрд рублей, или на 8,5%, увеличилось поступление по НДФЛ.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в Российской Федерации с 1 января 2023 года введен институт единого налогового счета (далее - ЕНС), которым предусмотрено обязательное применение организациями и индивидуальными предпринимателями порядка уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП). В первые месяцы 2023 года наблюдалось нестабильное поступление доходов в республиканский и в местные бюджеты Республики Коми в связи с организационными и техническими процессами переходного периода в ФНС России и в УФК по Тульской области (уполномоченный орган Федерального казначейства по ведению ЕНС). Но уже начиная с апреля текущего года ситуация с поступлением налогов в бюджеты в рамках механизма ЕНС и ЕНП стабилизировалась, что положительно сказалось и на динамике поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Коми.
В целях стимулирования муниципальных образований городских (муниципальных) округов и муниципальных районов, принимающих меры по увеличению базы доходов местного бюджета, в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Республики Коми от 21 апреля 2016 г. N 208 "О грантах на поощрение муниципальных образований городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов в Республике Коми, достигших наилучших результатов по увеличению базы доходов местного бюджета", по итогам 2022 года проведена очередная оценка, по результатам которой в 2023 году гранты в общем объеме 40 млн рублей перечислены муниципальным образованиям, попавшим в пятерку лидеров: МР "Удорский", МО "Инта", МО "Ухта", МР "Усть-Куломский", МР "Прилузский".
В 2022 году в целях предупреждения невыполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства перечень обязательств муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, заключающих соглашения с Министерством финансов Республики Коми в рамках постановления Правительства Республики Коми от 17 декабря 2019 г. N 605 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств республиканского бюджета Республики Коми", дополнен обязательством начиная с 2023 года направлять в Министерство финансов Республики Коми на согласование параметры проектов решений о внесении изменений в решение о местном бюджете, а также обязательство не принимать проект решения, параметры которого не согласованы Министерством. Также введена мера ответственности за неисполнение муниципальным образованием условий указанных соглашений в отчетном году в виде сокращения на 1% объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов), предусмотренной на текущий финансовый год, но не более 1% налоговых и неналоговых доходов бюджета за отчетный год (применяется, начиная с соглашений, заключаемых на 2023 год).
Общий объем расходов консолидированного бюджета Республики Коми в 2022 году увеличился по сравнению с 2021 годом на 12,3%, составив 130,1 млрд рублей, что в условиях значительного роста налоговых и неналоговых доходов позволило завершить 2022 год с профицитом в размере 14,7 млрд рублей при плановом дефиците консолидированного бюджета Республики Коми, превышающем 12 млрд рублей.
Сформированный на основании консервативного прогноза УФНС по Республике Коми поступлений налоговых доходов республиканский бюджет на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов был утвержден с предельным дефицитом на 2023 год, размер которого составил 12,2 млрд рублей, или 15% от запланированного объема налоговых и неналоговых доходов, и несколько меньшим дефицитом на 2024 и 2025 годы в размере 10,8 и 11,8 млрд рублей соответственно.
Проект закона о республиканском бюджете рассматривался Государственным Советом Республики Коми в двух чтениях на разных заседаниях, тогда как в предыдущие годы бюджет принимался на одном заседании Государственного Совета Республики Коми.
Крупнейшими направлениями расходования средств республиканского бюджета являются образование, здравоохранение и социальная политика. Общий объем средств, направляемых на решение социальных задач, составляет порядка 70% всех бюджетных расходов.
В консолидированном бюджете Республики Коми доля расходов на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда остается высокой - порядка 35 - 40%, также значительную долю занимают выплаты на социальное обеспечение (включающие финансовое обеспечение мероприятий в сфере обязательного медицинского страхования) - 20,6%.
Указанные соотношения свидетельствуют, с одной стороны, о ярко выраженном социальном характере регионального бюджета, а с другой, из-за значительной доли первоочередных, обязательных расходов, о его недостаточной гибкости.
Продолжена работа по обеспечению сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в Республике Коми в соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года N Пр-294.
В целях обеспечения сохранения достигнутых показателей заработной платы труда отдельных категорий работников бюджетной сферы Республики Коми (в том числе в рамках предоставления субсидий и субвенций местным бюджетам), в 2022 году дважды проведена индексация расходов на оплату труда: с 1 января 2022 года на 5% и с 1 июля 2022 года на 10%.
Среднегодовые темпы роста фондов оплаты труда работников бюджетной сферы (110,2%) коррелируются с фактическим темпом роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Республике Коми в 2022 году (111,3%). Достижение показателей заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы по итогам 2022 года планировалось в пределах допустимого пятипроцентного отклонения (к прогнозному показателю среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Республике Коми). Вместе с тем показатели по педагогам общего образования, врачам, работникам учреждений культуры, педагогам учреждений для детей-сирот, преподавателям в высшем профессиональном образовании сложились ниже установленных.
Также в 2022 году дважды проиндексированы и расходы на оплату труда работников государственных учреждений, не относящихся к указанным категориям: с 1 января 2022 года на 4% и с 1 июля 2022 года на 10%.
Обеспечен рост минимальных гарантий в оплате труда в части увеличения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, на федеральном уровне принято решение об увеличении с 1 января 2023 года минимального размера оплаты труда на 6,3% с учетом северного и районного коэффициентов.
В ходе заседания Президиума Государственного Совета по вопросам социальной поддержки граждан Президент Российской Федерации В.В. Путин анонсировал увеличение прожиточного минимума с 1 июня 2022 года на 10%, в связи с чем на уровне Республики Коми было принято постановление Правительства Республики Коми от 30 мая 2022 г. N 258 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2021 г. N 438 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Коми на 2022 год". Рост размера прожиточного минимума в Республике Коми повлек за собой увеличение части пособий и выплат, что стало дополнительным подспорьем для многих семей с детьми, малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан.
Учитывая сложную геополитическую обстановку, в 2022 году были выделены дополнительные бюджетные ассигнования республиканского бюджета (в том числе в рамках софинансирования федеральных средств) на меры поддержки экономики в условиях санкций и участников (а также членов их семей) в специальной военной операции.
Также в 2022 году в соответствии с разработанным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", Указом Главы Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет" от 18 апреля 2022 г. N 43 значительные дополнительные средства республиканского бюджета были направлены на софинансирование расходов по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, а также на погашение просроченной кредиторской задолженности учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования, в связи с недостаточностью субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемой в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий.
Реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки населению, в том числе новых, семьям с детьми, а также участникам специальной военной операции продолжена в 2023 году.
Кроме того, в 2023 году Республике Коми Федеральным казначейством предоставлены бюджетные кредиты в целях:
строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность);
опережающего финансирования расходов на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности (в том числе в рамках реализации национальных проектов (программ), в объеме межбюджетных трансфертов и иных расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на 2024 год;
приобретения подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга).
Для обеспечения более оперативного реагирования на изменения социально-экономической ситуации было значительно расширено использование механизма резервирования бюджетных средств в резервном фонде Правительства Республики Коми. Фактический объем расходов, профинансированных в 2022 году за счет средств резервного фонда Правительства Республики Коми, составил 3,5 млрд рублей. Плановый объем резервного фонда Правительства Республики Коми на 2023 год с учетом принятых в первом полугодии 2023 года решений о его увеличении составил 4,5 млрд рублей.
В целях повышения инвестиционной и промышленной политики в Республике Коми реализуются следующие мероприятия:
возмещение затрат на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры, подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" и приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2023 г. N 349, на которое могут претендовать 12 новых инвестиционных проектов Республики Коми;
в 2023 году возобновлен механизм заключения специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК) на региональном уровне без участия Российской Федерации (СПИК 1.0) в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2017 г. N 627 "Об утверждении Порядка заключения Республикой Коми специального инвестиционного контракта" в редакции от 23 марта 2023 г.; в соответствии с Законом Республики Коми от 4 июля 2022 г. N 54-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми по вопросам налогообложения" введены налоговые льготы участникам региональных СПИК 1.0 в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в ходе реализации СПИК 1.0; введена мера стимулирования участников СПИК 1.0 в части стабилизации условий ведения хозяйственной деятельности в период действия СПИК 1.0 в соответствии с Законом Республики Коми от 27 апреля 2022 г. N 31-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О некоторых вопросах в сфере промышленной и инновационной политики в Республике Коми".
Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрено к реализации четыре проекта создания объектов инфраструктуры Республики Коми - строительство транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры до 2025 года на общую сумму 3,4 млрд рублей;
продлен механизм применения на территории Республики Коми инвестиционного налогового вычета до 31 декабря 2025 года, а также установлено право его применения для организаций, осуществляющих деятельность в сфере телекоммуникаций, в соответствии с Законом Республики Коми от 30 июня 2023 г. N 55-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О применении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций на территории Республики Коми";
утвержден порядок соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК) в целях создания благоприятных условий реализации инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2022 г. N 593 "О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений";
разработана система поддержки новых инвестиционных проектов, включающая формирование регионального инвестиционного стандарта, состоящего из пяти инструментов взаимодействия с инвесторами (инвестиционная декларация, агентство развития, инвестиционный комитет, свод инвестиционных правил, инвестиционная карта региона) во исполнение подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 апреля 2021 года N Пр-1096;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Перечень поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина N Пр-1096 имеет дату "26 июня 2021 года"
для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми действуют следующие налоговые льготы: снижение налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет (в размере 5% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, и 10% в течение следующих пяти налоговых периодов); освобождение от уплаты налога на имущество организаций; установление пониженных налоговых ставок при применении УСН (1%, если объектом налогообложения являются доходы, и 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов); нормативными правовыми актами ГО "Воркута", МО "Инта", МО "Усинск" и МР "Усть-Цилемский" предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога;
функционирование территории опережающего развития "Емва", государственная поддержка резидентов которой осуществляется в виде предоставления налоговых льгот (налог на имущество организаций 0% (обычная ставка 2,2%); налог на прибыль (0% - первые 5 лет, 10% - с 6 по 10 год (обычная ставка 20%); налог на землю 0% (обычная ставка 1,5%), продлено на 2 года (до 2029 года), пониженные тарифы страховых взносов применяются при получении статуса резидента до 31 декабря 2024 года включительно;
освобождение от уплаты налога на имущество организаций за налоговый период 2022 года в отношении объектов недвижимого имущества для организаций, осуществляющих экспорт товаров, по видам деятельности "Распиловка и строгание древесины", "Производство фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесных плит из древесины и других одревесневших материалов", "Производство прочих деревянных изделий" согласно Закону Республики Коми от 22 декабря 2022 г. N 116-РЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Республики Коми "О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Закон Республики Коми от 22 декабря 2022 г. N 116-РЗ имеет дату "22 декабря 2022 г."
Правительством Республики Коми в течение 2022 года, а также в первом полугодии 2023 года введен ряд дополнительных мер, направленных на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, в том числе с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес в Республике Коми:
до конца 2023 года сохранены на уровне 2021 года пониженные в два раза налоговые ставки УСН (3%, если объектом налогообложения являются доходы, и 7,5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов);
пролонгированы до 1 января 2025 года "налоговые каникулы" для новых индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения;
установлена величина годовой арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Республики Коми, в размере 554 рубля за 1 кв. м в год для социальных предпринимателей;
введена новая услуга по содействию в транспортировке продукции, предназначенной для экспорта на внешние рынки (услуга предоставляется Центром поддержки экспорта на конкурсной основе на условиях софинансирования от субъекта МСП не менее 20% при наличии у субъекта МСП заключенного экспортного контракта, размер субсидии на одного субъекта МСП составляет не более 500 тыс. рублей);
установлены с 2023 по 2027 годы включительно пониженные налоговые ставки УСН (1% с объектом налогообложения "доходы" и 5% с объектом налогообложения "доходы минус расходы") для социальных предприятий, сведения о признании которых социальными предприятиями содержатся в едином реестре субъектов МСП по состоянию на 31 декабря года, являющегося соответствующим налоговым периодом.
Кроме того, для IT-компаний установлены на трехлетний период (2022 - 2024 годы) минимально возможные налоговые ставки при применении УСН: до 1% (объект налогообложения - "доходы") и 5% (объект налогообложения - "доходы минус расходы").
Для повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета в 2022 году и первом полугодии 2023 года также осуществлена следующая работа.
Внедрены новые подходы к реализации государственных программ (выделены процессные и проектные части, введен новый тип - комплексная программа), обеспечивающие учет в Республике Коми норм и положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации". В проектную часть государственных программ Республики Коми в 2022 году вошли 44 региональных проекта, а в 2023 году - 42.
Общий объем средств, направленных на реализацию национальных проектов в 2022 году, составил 11,8 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 6,2 млрд рублей. В 2023 году на их реализацию предусмотрено 14,3 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4,9 млрд рублей. При этом исполнение за первое полугодие 2023 года составило 32,9%, или 4,7 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 2,2 млрд рублей.
В целях предупреждения нецелевого использования бюджетных средств внедрена новация бюджетного законодательства Российской Федерации в части применения механизма казначейского сопровождения государственных контрактов. В соответствии со статьей 242.26 БК РФ в Законе Республики Коми от 5 декабря 2022 г. N 104-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" установлена норма о казначейском сопровождении и определен перечень средств, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Коми, подлежащих такому сопровождению.
В 2022 - 2023 годах продолжена планомерная работа по повышению степени централизации закупок в регионе, которая позволяет сократить количество нарушений по сравнению с закупками, проводимыми заказчиками самостоятельно. Кроме того, неоспоримым преимуществом централизованных закупок является повышение юридического качества проводимых процедур, оптимизация работы квалифицированных специалистов в сфере закупок и экономия бюджетных средств за счет оптимального формирования лотов. Продолжается работа по расширению применения практики совместных закупок, при проведении которых в 2022 году экономия на региональном уровне составила 5,1% и 11,8% - на муниципальном.
Продолжается внедрение региональной информационной системы в сфере закупок, что обеспечивает прозрачность закупочного процесса в регионе, откроет возможности контроля за ним и автоматизирует решения по использованию полученной экономии на приоритетные направления. Также позволит увеличить централизацию закупок, что в свою очередь приведет к экономии средств республиканского бюджета за счет укрупнения лотов, уменьшению асимметрии цен по продовольственным торгам, уменьшению количества совершаемых ошибок со стороны заказчиков в закупочном процессе, единству толкования законодательства в сфере закупок, соответственно уменьшению жалоб.
В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, оптимизации процесса получения гражданами государственных и муниципальных услуг в 2022 году было принято решение об участии ГАУ РК "МФЦ" в реализации Концепции трансформации услуг в формат 24/7 на территории Республики Коми согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 837-р о Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан.
Республика Коми в целях реализации принципов бюджетной системы "прозрачности (открытости)" и "участия граждан в бюджетном процессе" продолжает достигать значительных результатов.
Так, по итогам 2022 года Республика Коми была отмечена как регион с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных. А в Докладе о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях был отмечен передовой опыт Республики Коми в части обучения участников инициативного бюджетирования финансовой грамотности, многообразия новых муниципальных практик. При этом на реализацию инициативного бюджетирования из республиканского бюджета в 2022 году было выделено 451,5 млн рублей, результатом их использования стала реализация 752 различных проектов с участием граждан. На 2023 год предусмотрено на 39,8 млн рублей больше, общий объем финансирования составит 491,3 млн рублей, что позволит реализовать новую практику инициативного бюджетирования в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 14 декабря 2022 г. N 628 "Об инициативных проектах в Республике Коми, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми". В 2023 году впервые распределены средства республиканского бюджета в общей сумме 19,1 млн рублей на реализацию 20 инициативных проектов муниципальных образований.
II. Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в предстоящий трехлетний период с учетом необходимости реализации целей национальных проектов на территории Республики Коми и развития экономики в условиях негативного прогноза по налоговым доходам в 2024 - 2026 годах станет обеспечение сбалансированности бюджетной системы Республики Коми, в том числе за счет:
сохранения условий роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета и местных бюджетов;
сдерживания роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, не обеспеченного увеличением доходов и (или) оптимизацией расходов;
совершенствования системы управления общественными финансами Республики Коми;
сохранения объема государственного долга Республики Коми на безопасном уровне и обеспечения ликвидности республиканского бюджета.
Основные направления налоговой политики Республики Коми на 2024 - 2026 годы сохраняют преемственность уже реализуемых мер по повышению эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического развития, увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Коми за счет стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона, оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот, в том числе путем:
создания оптимальных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности путем внедрения на территории Республики Коми новых форм господдержки инвесторов, в том числе в рамках реализации федерального законодательства (в том числе: защита и поощрение капиталовложений инвесторов через заключение соглашений (СЗПК), СПИК 1.0; создание объектов инфраструктуры за счет бюджетных инвестиций; предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов, поддержка резидентов территорий опережающего развития, а также субъектов МСП);
обеспечения стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми;
продолжения предоставления налоговых льгот в рамках заключенного СПИК;
продолжения поддержки субъектов МСП, в том числе посредством предоставления налоговых льгот, а также стимулирования их предпринимательской активности на территории Республики Коми в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы";
реализации мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику;
корректировки утвержденных размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности, указанным в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых применяется ПСН на территории Республики Коми, а также иных параметров ПСН с учетом внесенных изменений в Закон Республики Коми от 29 ноября 2012 г. N 87-РЗ "О введении в действие и применении патентной системы налогообложения на территории Республики Коми";
пролонгации действия пониженных налоговых ставок по УСН на 2024 - 2025 годы с поэтапным их увеличением: на 2024 год - продление действия пониженных в два раза ставок (в размере 3%, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 7,5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов); на 2025 год - установление пониженных в полтора раза ставок по УСН (в размере 4%, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 10%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов);
развития Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми с учетом установленных налоговых льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет, по налогу на имущество организаций, а также пониженных налоговых ставок УСН;
продолжения работы по совершенствованию механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Коми в части качественного администрирования доходных источников бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки;
совершенствования нормативно-правовой базы, методологии оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми и порядка формирования перечня налоговых расходов Республики Коми в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 г. N 1081 "О внесении изменений в общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", от 9 декабря 2022 г. N 2272 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
организации работы с кураторами налоговых расходов Республики Коми в целях проведения оценки эффективности налоговых льгот и пониженных налоговых ставок с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 14 октября 2019 г. N 477 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Республики Коми и оценки налоговых расходов Республики Коми";
оптимизации предоставляемых налоговых льгот и преференций.
Эффективная бюджетная политика будет осуществляться путем:
1) приоритизации расходов с целью обеспечения:
реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в Республике Коми;
обеспечения заработной платы не ниже МРОТ с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ежегодной индексации оплаты труда;
сохранения установленных мер социальной поддержки и их дальнейшего совершенствования;
2) оптимизации расходов на содержание органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми посредством:
соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Коми, установленного Правительством Российской Федерации;
установления Правительством Республики Коми нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной штатной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в муниципальных образованиях муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в Республике Коми, городских (сельских) поселений в Республике Коми;
3) оптимизации путем сокращения до 20% расходов, связанных с: закупками; ремонтами; командировочными расходами; субсидиями на иные цели автономных, бюджетных учреждений и других расходов, не относящихся к первоочередным;
4) совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми, в том числе посредством:
планирования обеспечения государственных нужд на основе принципа неразрывной связи с бюджетным процессом;
централизации полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми в отношении всех закупок, осуществляемых конкурентными способами, в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения количества нарушений при описании объектов закупок;
повышения уровня прозрачности процесса государственных и муниципальных закупок малого объема путем расширения практики определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основе принципов "электронного магазина" с предварительным размещением участниками закупок заявок-оферт и возможностью оперативного выбора между ними предложения с минимальными ценами;
расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции;
унификации подходов к осуществлению закупочной деятельности, включая разработку типовых требований к закупаемым товарам и исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами, стандартизации информации о закупке посредством применения описания позиции каталога товаров, работ, услуг, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок;
внедрения региональной информационной системы Республики Коми в сфере закупок;
5) совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем его стандартизации на ведомственном уровне;
6) решение задач целевого использования бюджетных средств, обеспечения их сохранности, сокращения недобросовестных поставщиков в цепочке соисполнителей государственных контрактов, повышения финансовой дисциплины сторон контрактов путем применения норм статьи 242.26 БК РФ, предусматривающей казначейское сопровождение средств, предоставляемых из республиканского бюджета;
7) продолжения проведения работы по сокращению объемов затрат незавершенного строительства путем списания затрат в виде незавершенных капитальных вложений по не завершенным строительством объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, а также обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства;
8) привлечения в пределах имеющихся возможностей республиканского бюджета субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных проектов, а также получения иной поддержки из федерального бюджета в целях высвобождения бюджетных средств и направления их на финансирование других приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Коми;
9) продолжения применения механизма перечисления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств республиканского бюджета, в целях снижения объема неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов;
10) применения в целях повышения эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 6 сентября 2019 г. N 422;
11) обеспечения требования бюджетного законодательства об утверждении законом Республики Коми о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета (кроме субсидий, распределяемых на конкурсной основе, субсидий местным бюджетам за счет резервного фонда Правительства Республики Коми и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации), соблюдение предельных сроков заключения соглашений о предоставлении местным бюджетам целевых межбюджетных трансфертов;
12) повышения качества стратегического и бюджетного планирования за счет:
актуализации и совершенствования нормативной правовой и методической базы в сфере программно-целевого планирования, в том числе с учетом норм Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786;
корректировки государственных программ, в том числе: выстраивание новой системы целеполагания; инвентаризация действующих (определение новых) мероприятий (результатов) структурных элементов; утверждение в новом формате государственных программ и их структурных элементов;
использования информационных технологий в рамках управления государственными программами;
13) повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг через оптимизацию:
сети государственных и муниципальных учреждений;
процесса получения гражданами государственных и муниципальных услуг путем участия ГАУ РК "МФЦ" в реализации Концепции трансформации услуг в формат 24/7 на территории Республики Коми согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 837-р о Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан;
14) продолжение практики широкого использования механизма резервирования бюджетных средств в резервном фонде Правительства Республики Коми в целях более оперативного реагирования на изменения социально-экономической ситуации;
15) обеспечения реализации принципа "участия граждан в бюджетном процессе", путем вовлечения большего количества граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности посредством:
а) развития практик инициативного бюджетирования, в том числе путем:
поддержки инициативных проектов, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
реализации проекта "Народный бюджет";
поощрения в виде грантов муниципальным районам, муниципальным округам, городским округам за участие в проекте "Народный бюджет" и реализацию народных проектов в рамках проекта "Народный бюджет", направляемых на развитие народных инициатив;
реализации наказов избирателей депутатами;
б) проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, в том числе путем информирования населения через Портал финансовой грамотности в Республике Коми;
в) формирования и публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационных брошюр "Бюджет для граждан";
г) проведения оценки муниципальных образований в Республике Коми в части открытости бюджетных данных;
д) продолжения практики размещения годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми на официальных сайтах ответственных исполнителей государственных программ, а также заслушивания их на общественных советах при органах исполнительной власти;
ж) размещения и своевременной актуализации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в системе "Электронный бюджет") данных о формировании и исполнении республиканского бюджета и другой информации, связанной с реализацией бюджетного процесса информации;
16) достижения значений показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести Республику Коми к группе заемщиков с долговой устойчивостью не ниже среднего уровня, обеспечения соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям за счет:
проведения работы по диверсификации структуры долгового портфеля Республики Коми, ориентированной на равномерное распределение совокупных платежей по погашению и обслуживанию государственного долга во избежание "пиковых" нагрузок на республиканский бюджет;
отбора доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для республиканского бюджета условиями по срочности и стоимости.
Несмотря на внешние вызовы достижение национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024 - 2026 годы, на решение которой направлено повышение доходной базы и результативности расходов, и в целом - сохранение устойчивости бюджетной системы Республики Коми.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 6 октября 2023 г. N 470 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.