Принят Курской областной Думой 28 сентября 2023 года
Внести в приложение к Закону Курской области от 14 декабря 2020 года N 100-ЗКО "О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года" (официальный сайт Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru от 17 декабря 2020 года; сетевое издание "Региональное информационное агентство "Курск" https://riakursk.ru от 23 декабря 2022 года; от 4 мая 2023 года) следующие изменения:
1) абзац пятнадцатый раздела 1 "Введение" изложить в новой редакции:
"Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";
2) в разделе 16 "Целевые индикаторы Стратегии":
а) в таблице N 1 "Основные целевые индикаторы консервативного сценария развития Курской области":
строку:
"8 |
Экспорт - всего, млн. долл. США |
622,2 |
702,0 |
697 |
750" |
заменить строкой:
"8 |
Экспорт - всего, млн. долл. США |
622,2 |
702,0 |
997,0 |
1056,0"; |
строку:
"8.1 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн. долл. США |
334,9 |
374,0 |
464,0 |
584,0" |
заменить строкой:
"8.1 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн. долл. США |
334,9 |
374,0 |
492,0 |
505,0"; |
б) в таблице N 2 "Основные целевые индикаторы базового сценария развития Курской области":
строку:
"8 |
Экспорт - всего, млн. долл. США |
622,2 |
704,0 |
833 |
1000" |
заменить строкой:
"8 |
Экспорт - всего, млн. долл. США |
622,2 |
704,0 |
1094,0 |
1228,0"; |
строку:
"8.1 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн. долл. США |
334,9 |
437,0 |
719,0 |
1072,0"; |
заменить строкой:
"8.1 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн. долл. США |
334,9 |
437,0 |
566,0 |
639,0"; |
в) в таблице N 3 "Основные целевые индикаторы целевого сценария развития Курской области":
строку:
"8 |
Экспорт - всего, млн. долл. США |
622,2 |
730 |
955 |
1250" |
заменить строкой:
"8 |
Экспорт - всего, млн. долл. США |
622,2 |
730 |
1162,0 |
1408,0"; |
строку:
"8.1 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн. долл. США |
334,9 |
442,0 |
854,0 |
1710,0" |
заменить строкой:
"8.1 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн. долл. США |
334,9 |
442,0 |
587,0 |
732,0"; |
3) в приложении N 5 к Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года "Экспортная стратегия Курской области":
а) в разделе 1 "Текущее состояние экспорта Курской области":
таблицу N 1 "Объем экспорта Курской области и доля региона в экспорте Российской Федерации" в подразделе 1.1 "Экспортная деятельность региона" изложить в новой редакции:
"Таблица N 1
Объем экспорта Курской области и доля региона в экспорте Российской Федерации
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Экспорт Курской области, млн. долл. США |
696,0 |
577,3 |
396,4 |
452,9 |
622,3 |
683,5 |
793,2 |
704,0 |
1631,4 |
Экспорт Российской Федерации, млрд. долл. США |
526,0 |
497,4 |
343,5 |
285,5 |
357,3 |
449,6 |
426,3 |
338,6 |
493,3 |
Доля Курской области в экспорте Российской Федерации, % |
0,13% |
0,12% |
0,12% |
0,16% |
0,17% |
0,15% |
0,19% |
0,21% |
0,33% |
Несырьевой неэнергетический экспорт Курской области, млн. долл. США |
346,5 |
299,6 |
293,8 |
324,0 |
334,9 |
378,1 |
367,6 |
437,0 |
555,3 |
Несырьевой неэнергетический экспорт Российской Федерации, млрд. долл. США |
142,0 |
139,3 |
116,8 |
108,6 |
132,4 |
154,3 |
154,4 |
337,3 |
493,1 |
Доля Курской области в несырьевом неэнергетическом экспорте Российской Федерации, % |
0,24 |
0,22 |
0,25 |
0,30 |
0,25 |
0,25 |
0,24 |
0,13 |
0,29 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, млн. долл. США |
69,3 |
59,9 |
67,6 |
74,5 |
90,4 |
94,5 |
146,9 |
135,4 |
141,0 |
Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта, % |
20,0 |
20,0 |
23,0 |
23,0 |
27,0 |
25,0 |
40,0 |
31,0 |
25,4 |
Источник: Данные таможенной статистики внешней торговли Федеральной таможенной службы России, http://stat.customs.ru; расчет АО "Альянс Консалтинг", Аналитический центр группы АО "Российский экспортный центр", 2021 год";
в абзаце тринадцатом подраздела 1.3 "География экспорта Курской области" слова "К числу стран" заменить словами "По итогам анализа за 2016 - 2018 годы к числу стран";
в подразделе 1.5 "Основные выводы":
абзац второй дополнить словами "за счет расширения производственных мощностей действующих предприятий и инвестиций в новые производства по выпуску несырьевой неэнергетической промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью";
дополнить абзацами следующего содержания:
"4) усиление санкционного давления в отношении Российской Федерации со стороны недружественных стран негативно влияет на инвестиционные планы компаний, планирующих строительство/расширение производственных комплексов с экспортной продукцией в сегменте несырьевого неэнергетического экспорта (далее - ННЭ): удорожание капитальных затрат проектов в связи с ростом цен на строительно-монтажные работы (далее - СМР), отсутствие поставок импортного оборудования, волатильность цен на экспортную продукцию на мировом рынке, разрыв логистических цепочек, потеря части рынков сбыта, снижение рентабельности, увеличение сроков окупаемости проектов приводит к отказу предприятий от инвестиционных планов. Поэтому для развития экспорта региона необходимо обеспечить комфортные условия бизнесу и предусмотреть комплекс мер за счет организации производственной кооперации на базе создаваемых производственных комплексов других экспортоориентированных компаний и действующих экспортеров Курской области, привлечения новых инвесторов на площадки;
5) нераскрытый потенциал субъектов малого и среднего предпринимательства, обусловленный недостаточностью мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - действующих и потенциальных экспортеров на региональном уровне, а также усиливающимся санкционным давлением, кризисом системы международного регулирования приводит к невозможности увеличения несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в Курской области. Необходимо создание комплексной системы поддержки, учитывающей интересы экспортеров и экономико-политическую ситуацию в мире: обеспечить совершенствование региональных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Курской области;
6) сокращение географии экспорта в связи с введением санкций создает угрозу снижения объема экспорта Курской области. Необходимо развивать сотрудничество с дружественными странами.";
б) в разделе 2 "Анализ перспективных экспортных рынков":
в подразделе 2.1 "Отраслевые точки роста несырьевого неэнергетического экспорта Курской области":
абзац сороковой признать утратившим силу;
в абзаце сорок пятом слова "К 2023 году" заменить словами "К 2024 году";
в подразделе 2.2 "Расширение географии экспортных поставок":
в абзаце третьем слова "В отношении стран," заменить словами "На основании статистических данных за 2016 - 2018 годы были сделаны следующие выводы. В отношении стран,";
после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"Учитывая начавшиеся в 2022 году изменения внешней среды, обусловившие необходимость переориентации экспортных поставок на новые рынки, перспективными являются страновые рынки СНГ (Беларусь, Армения, Киргизия, Азербайджан, Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Молдова), Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Индонезия, Филиппины, Малайзия), Африки (Эфиопия, ЮАР, Судан, Ангола, Зимбабве), Латинской Америки (Куба, Венесуэла, Уругвай, Колумбия, Мексика).";
в абзаце десятом слово "Нидерландов," исключить;
в абзаце одиннадцатом слова "и Украины" исключить;
в абзаце четырнадцатом слова "Основным импортером Курской области" заменить словами "По итогам анализа за 2016 - 2018 годы основным импортером Курской области";
в абзаце шестнадцатом слова "привлекательными являются рынки" заменить словами "привлекательными по итогам анализа за 2016 - 2018 годы являлись рынки";
абзац семнадцатый изложить в новой редакции:
"На долю экспорта Курской области безводных красок и лаков на основе прочих полимеров приходится 6,2% общего экспорта Российской Федерации по данной товарной группе. Поставки осуществлялись в 2 страны - Украину и Узбекистан. При этом доля Украины составляла 99,88%. У других регионов Центрального федерального округа диверсификация экспортного портфеля по данному товару более высокая - у Московской области основным импортером являлась Германия (24,6% экспорта), у Ярославской и Белгородской областей - Беларусь (39,3 и 35,4% экспорта соответственно). Для Курской области возможен выход на рынки Казахстана, Беларуси, Киргизии, Индии, Монголии, Армении, Молдовы, Таджикистана.";
в абзаце восемнадцатом слова "и Украина (доля страны в экспорте Курской области 2,6% при средней доле в экспорте Российской Федерации 10,9%)" исключить;
в абзаце двадцатом слова "Украины и Грузии" заменить словами "дружественных стран";
абзац двадцать первый изложить в новой редакции:
"По объему экспорта легковых автомобилей от 2500 куб. см Курская область является вторым регионом в Центральном федеральном округе. В 2016 - 2018 годы основными рынками сбыта данной продукции являлись Германия, Китай и США. Потенциальными рынками сбыта с большими объемами закупок являются Белоруссия и Казахстан.";
в абзаце двадцать втором слово "Венгрия," исключить;
абзац двадцать четвертый изложить в новой редакции:
"По итогам анализа за 2017 год Курская область экспортировала низковольтные электрораспределительные устройства в сборках в 6 стран, при этом доля Украины составляла 76,3%. Экспорт лидера Центрального федерального округа - Московской области по данной товарной группе более диверсифицирован - продукция поставлялась в 42 страны с наибольшей долей Беларуси 46,6%. В объеме экспорта Курской области доля Беларуси достигала 2,84%. Возможен рост экспорта за счет рынков Узбекистана, Китая, Индии, Монголии, Армении.";
абзац двадцать пятый изложить в новой редакции:
"Экспорт прочих низковольтных переключателей в 2017 году составлял 1,67 млн. долл. США (4,28% суммарного экспорта Российской Федерации) при поставках в 8 стран. Экспорт Курской области в сравнении с лидерами Центрального федерального округа был высоко концентрирован, в то время как география экспорта Рязанской области насчитывала 24 страны (Гонконг и Китай - наиболее крупные импортеры), Московская область поставляла продукцию в 43 страны (наибольшая доля приходится на Казахстан и Белоруссию). Для Курской области возможен выход на рынки стран Китая, Индии, а также Гонконга как основного импортера прочих низковольтных переключателей из Российской Федерации.";
абзац двадцать шестой признать утратившим силу;
абзац двадцать седьмой признать утратившим силу;
таблицу N 15 "Ренкинг РЭЦ привлекательности зарубежных страновых рынков" признать утратившей силу;
после таблицы N 15 "Ренкинг РЭЦ привлекательности зарубежных страновых рынков" дополнить абзацами следующего содержания:
"Страны, в которых целесообразно обеспечить присутствие Курской области
Исходя из приведенного анализа, в перспективе целесообразно обеспечить присутствие Курской области в следующих странах: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Китай, Узбекистан, Республика Молдова, Индия.";
в) абзац второй подраздела 3.2 "Ограничения в связи с географическим положением региона" раздела 3 "Барьеры и ограничения для развития экспорта" изложить в новой редакции:
"В связи с ухудшением отношений между Россией и Украиной ограничены товарные потоки между двумя странами. Курская область практически потеряла один из крупнейших рынков сбыта с наработанными связями и перспективами расширения. Свертывание приграничного сотрудничества Курской области со стороны России и Сумской области со стороны Украины уже привело к выпадению существенной части доходов из общего объема экспортных поступлений региона. В сложившейся ситуации высоки риски замещения украинскими потребителями продукции курских производителей продукцией из других стран. Это, прежде всего, уже отразилось на предприятиях промышленности Курской области, в первую очередь нефтехимии, поскольку доля промышленных товаров в общем объеме регионального экспорта на Украину составляла 70%.";
г) раздел 4 "Цели и задачи Курской области по развитию экспорта" изложить в новой редакции:
"4. Цели и задачи Курской области по развитию экспорта
Приоритетами в развитии экспортной деятельности Курской области на период до 2030 года являются:
1) развитие имеющейся специализации региона и использование преимуществ, проявленных как на российском, так и на мировом рынках. Успешность Курской области на внешних рынках связана с развитием предприятиями региона уникальных компетенций, которые составляют основу их конкурентных преимуществ. Выявленная отраслевая и географическая специализация региона определяет зоны, в отношении которых можно говорить о конкурентоспособности Курской области. Укрепление и дальнейшее развитие конкурентных позиций в данных зонах будет способствовать расширению экспортных поставок продукции региона;
2) диверсификация экспортной корзины как в разрезе товарных групп, так и по страновым рынкам. Экономика Курской области высоко диверсифицирована относительно других регионов Центрального федерального округа и Российской Федерации, что не нашло своего отражения в структуре экспорта. Регион обладает неиспользуемыми возможностями для наращивания экспортных объемов за счет изменений структуры экспорта в товарном разрезе и в разрезе географических рынков. Кроме этого, диверсификация экспорта позволит снизить негативное воздействие факторов мировой рыночной конъюнктуры на внешнеторговый оборот Курской области;
3) развитие промышленного экспорта и экспорта продукции АПК посредством обеспечения комфортных условий бизнесу;
4) вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность посредством усиления региональных мер поддержки в условиях усиливающегося санкционного давления, что позволит снизить издержки по экспорту продукции и повысить ее конкурентоспособность, освоить новые рынки сбыта в дружественных странах;
5) укрепление зарубежных экономических связей на региональном уровне с дружественными странами. В условиях негативного фона в отношении российского бизнеса со стороны недружественных зарубежных стран ключевым для расширения экспорта Курской области становится установление партнерских отношений с дружественными странами и регионами, в том числе с теми странами, предприятия которых имеют деловые связи с курскими компаниями. Опираясь на устоявшиеся связи бизнеса в этих регионах и активно продвигая на этих территориях свои интересы, Курская область может расширять перечень экспортируемой продукции в масштабах соответствующих стран.
Основные направления развития экспорта Курской области учитывают стратегические ориентиры, определенные в рамках основного направления стратегического развития "Международная кооперация и экспорт", и точки прорывного роста, обозначенные Президентом Российской Федерации, и включают в себя:
1) расширение несырьевого неэнергетического экспорта;
2) вовлечение малых и средних предприятий в экспортную деятельность;
3) повышение эффективности системы поддержки экспорта.
В период до 2024 года Курская область является участником национального проекта "Международная кооперация и экспорт", реализуя региональные проекты - "Развитие экспорта продукции АПК Курской области" и "Системные меры развития международной кооперации и экспорта". Кроме этого, на территории Курской области реализуется региональный проект "Развитие экспорта медицинских услуг в Курской области" как составляющая национального проекта "Здравоохранение". Данные проекты направлены на достижение национальных целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В целях ускорения динамики прироста объемов экспорта определяются следующие отрасли и секторы, которые станут приоритетными точками роста экономики Курской области:
1) агропромышленный сектор;
2) химическая промышленность;
3) фармацевтическое производство;
4) производство запасных частей для автомобилей.
Развитие экспортной деятельности Курской области в период до 2030 года осуществляется в соответствии с целевыми показателями, определенными Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также указанными в паспортах национальных проектов, и будет направлено на достижение следующих целей:
1) рост объема несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 году по сравнению с 2020 годом на 70%;
2) увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса на 70% к 2030 году;
3) увеличение количества предприятий-экспортеров из числа малого и среднего предпринимательства к 2030 году в 1,6 раза по сравнению с 2020 годом;
4) поддержание опережающих темпов роста экспорта в приоритетных отраслях экономики (производство агропромышленной продукции, по сравнению со среднероссийским уровнем).
Задачи, решение которых необходимо для достижения целей развития экспорта Курской области на период до 2030 года, включают в себя:
1) реализацию Региональной программы развития экспорта Курской области до 2030 года, утвержденной Губернатором Курской области от 19 декабря 2022 года (далее - Программа), включающей в себя три региональных проекта: "Развитие несырьевого неэнергетического экспорта промышленной продукции Курской области", "Развитие несырьевого неэнергетического экспорта продукции агропромышленного комплекса Курской области", "Развитие экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства и увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства за счет услуг Центра поддержки экспорта".
Программой предусмотрены мероприятия и контрольные точки с указанием ответственных за исполнение и сроков, направленные на решение задач и результатов проектов для достижения целевых показателей.
Программа связана с государственными программами Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области", "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области", "Развитие промышленности в Курской области и повышение ее конкурентоспособности";
2) развитие компетенций действующих экспортеров для повышения их конкурентоспособности на зарубежных рынках. Перечень целевых стран-импортеров будет формироваться на основании результатов анализа географии экспорта Курской области, рекомендаций АО "Российский экспортный центр" (далее - РЭЦ) и ревизии существующей структуры экспорта региона и Российской Федерации в разрезе отдельных товарных групп для выделения страновых рынков с наивысшей средней стоимостью импортируемых товаров. По каждой стране будут сформированы ключевые требования к импортируемой продукции (по товарным группам), выявлены имеющиеся разрывы с уровнем компетенций предприятий Курской области и определены мероприятия по ликвидации выявленных разрывов. Данные мероприятия лягут в основу плана по расширению межрегионального сотрудничества Курской области с зарубежными странами и будут учитываться при предоставлении финансовой и организационно-коммуникационной поддержки предприятиям-экспортерам и проведении образовательных мероприятий участниками системы поддержки экспорта;
3) создание кластеров для ускоренного развития экспортного потенциала Курской области в следующих отраслях:
химия (на базе ООО "Курскхимволокно");
фармацевтическое производство (на базе ОАО "Фармстандарт-Лексредства");
животноводство (на базе ООО "Мираторг-Курск");
машиностроение (на базе АО "Курский электроаппаратный завод");
4) формирование пакета инвестиционных проектов, способствующих реализации основных направлений развития экспорта Курской области. В отношении проектов, вошедших в пакет, со стороны Правительства Курской области будет проводиться постоянный мониторинг хода реализации и оказываться поддержка, в том числе продвижение на федеральном уровне;
5) создание условий для сокращения стоимостных и временных затрат предприятий-экспортеров на сертификацию продукции. Необходимо подготовить информацию о требованиях зарубежных рынков в части сертификации ввозимых товаров максимально прозрачной и удобной к применению бизнесом. Совместно с органами сертификации возможна разработка стандартов процесса сертификации продукции, оптимизированных по срокам и стоимости с учетом обеспечения требуемых параметров качества и безопасности продукции;
6) создание региональной инфраструктуры хранения и транспортировки продукции агропромышленного комплекса для обеспечения потребностей малых и средних производителей в складских и транспортных мощностях и минимизации расходов предприятий-экспортеров при поставке продукции на зарубежные рынки. При планировании размещения объектов инфраструктуры и их мощности будут учитываться прогнозные показатели развития производства и экспорта продовольственных товаров;
7) организация межрегионального центра содействия продвижению продукции Курской области и прилегающих регионов (Воронежская, Белгородская, Брянская, Орловская и Липецкая области) на рынки "дружественных" стран. В условиях ограниченного финансирования инфраструктуры поддержки экспорта совместная организация деловых миссий, проведения выставок и конференций, обмена информацией, использования услуг и инфраструктуры РЭЦ повысит эффективность предоставляемых экспортерам услуг. Центр будет организован как сетевой проект, объединит центры поддержки экспорта, действующие в регионах, и его функционирование не потребует дополнительного финансирования;
8) создание инновационно-образовательного медицинского центра на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Курский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - КГМУ) и медицинских учреждений Курска. Одной из форм создания данного центра может быть кластер, в рамках которого будут развиваться новые бизнесы и исследовательские проекты. Помимо сотрудничества с иностранными образовательными учреждениями, КГМУ будет активно участвовать в совместных проектах с зарубежными исследовательскими центрами и лабораториями, а также создаст на своей площадке условия для развития малых предприятий в инновационном сегменте.";
д) в разделе 5 "Прогноз экспортных показателей региона на период до 2030 года":
после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"5) кризисом системы международного регулирования.";
подраздел 5.1 "Сценарии развития экспорта Курской области до 2030 года" изложить в новой редакции:
"5.1. "Сценарии развития экспорта Курской области до 2030 года"
Оптимистический сценарий
Оптимистический сценарий характеризуется интенсивным развитием экспорта как сырьевых, так и несырьевых товаров до 2030 года. Объем несырьевого неэнергетического экспорта вырастет в 1,5 раза к 2024 году, после чего интенсивный рост продолжится до 2030 года. Темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта на 2024 - 2030 годы прогнозируются на уровне 11% и 3,1% в год соответственно.
В случае реализации оптимистического сценария совокупный объем экспорта Курской области в 2030 году составит 1408 млн. долларов США, что в 1,7 раза превосходит уровень 2020 года. Средний темп ежегодного прироста экспорта за период 2020 - 2030 годов составит 5,0%. Объем несырьевого неэнергетического экспорта Курской области к 2030 году достигнет уровня 732 млн. долларов США, что эквивалентно 52% совокупного экспорта и превосходит соответствующий показатель 2020 года в 2,0 раза.
Базовый сценарий
Базовый сценарий характеризуется стабильным развитием экспорта сырьевых и несырьевых товаров до 2030 года. Процент роста объема несырьевого неэнергетического экспорта региона к 2030 году по сравнению с 2020 годом соответствует темпу роста данного показателя, обозначенному в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Объем несырьевого неэнергетического экспорта вырастет в 1,5 раза к 2024 году, после чего его рост продолжится до 2030 года. Поддержание экспортных связей с действующими партнерами в сегменте сырьевых товаров обеспечивает сохранение темпов роста сырьевого экспорта на уровне 3,0 - 2,2% в год.
В случае реализации базового сценария совокупный объем экспорта Курской области в 2030 году составит 1228 млн. долларов США, что в 1,5 раза превосходит уровень 2020 года. Средний темп ежегодного прироста экспорта за период 2020 - 2030 годов составит 3,9%. Объем несырьевого неэнергетического экспорта Курской области в 2024 году превысит 550 млн. долларов США, а к 2030 году достигнет уровня 639 млн. долларов США, что эквивалентно 52% совокупного экспорта и превосходит соответствующий показатель 2020 года в 1,7 раза.
Пессимистический сценарий
Пессимистический сценарий характеризуется устойчивым развитием экспорта несырьевых товаров, по которым наиболее выгодна специализация. Специализация по этим товарным группам будет достигнута к 2030 году. Развитие экспорта в сегменте сырьевых товаров соответствует инновационному сценарию прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года Министерства экономического развития Российской Федерации.
В случае реализации пессимистического сценария совокупный объем экспорта Курской области к 2030 году составит 1056 млн. долларов США, что превосходит уровень 2020 года на 27%. Средний темп ежегодного прироста экспорта за период 2020 - 2030 годов составит 2,4%. Объем несырьевого неэнергетического экспорта Курской области к 2030 году достигнет 505 млн. долларов США, что эквивалентно 48% совокупного экспорта и превосходит соответствующий показатель 2020 года на 35%.
Основные показатели прогноза экспортных показателей Курской области на 2024 - 2030 годы приведены в таблице N 16.
Таблица N 16
Прогноз основных экспортных показателей Курской области на 2024 - 2030 годы
Показатель |
Сценарий |
2020 - 2024 годы |
2024 - 2030 годы |
|||
Ежегодный темп прироста сырьевого экспорта, % |
Оптимистический |
4,9% |
3,3% |
|||
Базовый |
3,0% |
2,2% |
||||
Пессимистический |
2,0% |
1,7% |
||||
Ежегодный темп прироста несырьевого неэнергетического экспорта, % |
Оптимистический |
11% |
3,1% |
|||
Базовый |
10% |
2,6% |
||||
Пессимистический |
6,9% |
0,5% |
||||
Ежегодный темп прироста несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства Курской области, % |
Оптимистический |
6,8% |
4,3% |
|||
Базовый |
5,1% |
2,4% |
||||
Пессимистический |
1,4% |
1,2% |
||||
Ежегодный темп прироста экспорта услуг, % |
Оптимистический |
11% |
3,1% |
|||
Базовый |
9% |
2,5% |
||||
Пессимистический |
6,9% |
0,5% |
||||
Объем экспорта Курской области за год на конец периода, млн. долларов США |
Оптимистический |
1 126 |
1 408 |
|||
Базовый |
1 068 |
1 228 |
||||
Пессимистический |
987 |
1 056 |
||||
Объем сырьевого экспорта Курской области за год на конец периода, млн. долларов США |
Оптимистический |
556 |
676 |
|||
Базовый |
517 |
589 |
||||
Пессимистический |
497 |
551 |
||||
Объем несырьевого неэнергетического экспорта Курской области за год на конец периода, млн. долларов США |
Оптимистический |
570 |
732 |
|||
Базовый |
551 |
639 |
||||
Пессимистический |
490 |
505 |
||||
Объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства Курской области за год на конец периода, млн. долларов США |
Оптимистический |
176 |
220 |
|||
Базовый |
165 |
190 |
||||
Пессимистический |
143 |
154 |
||||
Доля несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства Курской области в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта, % |
Оптимистический |
31% |
32% |
|||
Базовый |
30% |
30% |
||||
Пессимистический |
29% |
30% |
||||
Доля несырьевого неэнергетического экспорта Курской области в валовом региональном продукте региона на конец периода, % |
Базовый |
3,8% |
3,6% |
|||
Пессимистический |
3,5% |
2,5% |
||||
Объем экспорта услуг Курской области за год на конец периода, млн. долларов США |
Оптимистический |
59 |
71 |
|||
Базовый |
55 |
64 |
||||
Пессимистический |
51 |
53 |
||||
Количество малых и средних компаний-экспортеров Курской области, ед. |
Оптимистический |
239 |
331 |
|||
Базовый |
230 |
300 |
||||
Пессимистический |
205 |
225 |
||||
Ежегодный прирост количества малых и средних компаний-экспортеров, % |
Оптимистический |
5,6% |
5,6% |
|||
Базовый |
4,6% |
4,6% |
||||
Пессимистический |
1,6% |
1,6% |
||||
Число иностранных государств, закупающих продукцию Курской области, ед. |
Оптимистический |
106 |
112 |
|||
Базовый |
102 |
105 |
||||
Пессимистический |
90 |
91 |
Источник: Данные таможенной статистики внешней торговли Федеральной таможенной службы России, http://stat.customs.ru; "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России); отчет по экспорту, подготовленный аналитической системой АО "Российский экспортный центр";
е) в разделе 6 "Деятельность органов исполнительной власти Курской области по развитию экспорта":
после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"6) внедрение инструментов Регионального экспортного стандарта 2.0 на территории Курской области.";
в абзаце двадцать первом слова "будут включать" заменить словом "включают";
абзац двадцать восьмой изложить в новой редакции:
"vii. заслушивание и утверждение протоколом заседания Экспортного совета отчетов по итогам работы структурного подразделения, ответственного за координацию мер поддержки экспорта в регионе (далее - РОИВ-координатор), не реже одного раза в полгода, при этом отчет может быть внесен на рассмотрение Экспортного совета только после согласования заместителем председателя Экспортного совета от предпринимательского сообщества;";
абзац двадцать девятый изложить в новой редакции:
"viii. заслушивание и утверждение протоколом заседания Экспортного совета отчетов по итогам работы инфраструктуры поддержки экспорта в Курской области.";
абзац тридцатый признать утратившим силу;
абзац тридцать первый изложить в новой редакции:
"Основные компетенции РОИВ-координатора включают в себя:".
Губернатор |
Р. Старовойт |
г. Курск
6 октября 2023 г.
N 73-ЗКО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с внесенными изменениями увеличены показатели основных целевых индикаторов консервативного, базового и целевого сценария развития Курской области по экспорту и объему несырьевого неэнергетического экспорта. Кроме того, пересмотрены цели и задачи Курской области по развитию экспорта, а также сценарии развития экспорта Курской области до 2030 года. Так, к приоритетам в развитии экспортной деятельности Курской области на период до 2030 года добавились развитие промышленного экспорта и экспорта продукции АПК посредством обеспечения комфортных условий бизнесу и вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность посредством усиления региональных мер поддержки в условиях усиливающегося санкционного давления, что позволит снизить издержки по экспорту продукции и повысить ее конкурентоспособность, освоить новые рынки сбыта в дружественных странах.
Закон Курской области от 6 октября 2023 г. N 73-ЗКО "О внесении изменений в приложение к Закону Курской области "О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года"
Вступает в силу с 17 октября 2023 г.
Опубликование:
сетевое издание "Региональное информационное агентство "Курск" (riakursk.ru) 6 октября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 11 октября 2023 г. N 4600202310110018
Курская правда, 12 октября 2023 г. N 122