Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Основные направления долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Долговая политика автономного округа определяет приоритеты деятельности Правительства автономного округа в сфере управления государственным долгом автономного округа для поддержания его объема на безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени платежей, связанных с государственным долгом автономного округа, в целях снижения влияния долговой нагрузки на бюджет автономного округа.
Основные направления долговой политики автономного округа сформированы с учетом положений пункта 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Итоги реализации долговой политики автономного округа в 2022 - 2023 годах
Долговая политика автономного округа предыдущих лет способствовала поддержанию долговой нагрузки автономного округа на низком уровне.
По состоянию на 1 января 2023 года государственный долг автономного округа сократился на 234,6 млн рублей по сравнению с 1 января 2022 года и составил 7 065,4 млн рублей или 2,8% от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений.
Государственный долг автономного округа представлен обязательствами по государственным облигациям автономного округа и бюджетным кредитам из федерального бюджета.
Расходы на обслуживание долговых обязательств автономного округа за 2022 год составили 660,4 млн рублей или 0,2% от расходов бюджета автономного округа, за исключением объема расходов, которые осуществлялись за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.
Погашение и обслуживание долговых обязательств автономного округа в 2022 году осуществлялось в установленный срок и в полном объеме.
По итогам исполнения бюджета автономного округа за 2022 год ограничения по уровню государственного долга и расходам на его обслуживание, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, соблюдены.
По уровню долговой нагрузки среди субъектов Российской Федерации автономный округ улучшил свои позиции с 7 места по итогам 2021 года до 4 места по итогам 2022 года.
В 2022 году автономный округ получил бюджетный кредит из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов автономного округа в объеме 3 665,4 млн рублей со сроком погашения в 2024 - 2037 годах и процентной ставкой в размере 3% годовых.
Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2024 года прогнозируется на уровне порядка 19,5% от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений.
В 2023 году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг автономного округа наивысшего уровня по национальной шкале "ААА(RU)", прогноз "Стабильный", впервые присвоенный региону в 2017 году. Кредитный рейтинг облигационных выпусков автономного округа 2016 и 2017 годов соответствует кредитному рейтингу региона.
Наивысший уровень кредитного рейтинга автономного округа обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета автономного округа и низкой долговой нагрузкой.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики автономного округа на 2024 - 2026 годы
Долговая политика автономного округа определяется спецификой развития экономики автономного округа и Российской Федерации, размером дефицита бюджета автономного округа, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Для обеспечения финансирования дефицита бюджета автономного округа в 2024 году и плановом периоде 2025 - 2026 годах планируется привлечение заемных средств. Исходя из этого, приоритеты долговой политики автономного округа будут сохранены и направлены на:
поддержание объема государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 50% от общего годового объема доходов бюджета автономного округа, без учета объема безвозмездных поступлений;
поддержание суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 13% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета автономного округа и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
поддержание объема расходов на обслуживание государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 5% от общего объема расходов бюджета автономного округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
сохранение финансовой устойчивости бюджета автономного округа;
сохранение репутации автономного округа как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего финансовые обязательства (поддержание высокого кредитного рейтинга);
обеспечение доступности информации о государственном долге автономного округа.
Цель и задачи долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 - 2026 годы
Долговая политика автономного округа на 2024 - 2026 годы направлена на эффективное управление государственным долгом автономного округа, обеспечивающее сбалансированность бюджета автономного округа при сохранении высокой степени долговой устойчивости, своевременное и полное исполнение долговых обязательств автономного округа, а также сохранение объема государственного долга автономного округа на безопасном уровне.
Для достижения цели необходимо обеспечить:
повышение эффективности государственных заимствований;
привлечение заемного финансирования для решения социально-экономических задач развития автономного округа с сохранением безопасного уровня государственного долга и исключением рисков неисполнения долговых обязательств;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных форм заимствований;
минимизацию расходов на обслуживание государственного долга автономного округа;
доступность и открытость управления государственным долгом автономного округа путем раскрытия информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике.
Инструменты реализации долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2024 - 2026 годах
Основными инструментами реализации долговой политики автономного округа являются:
мониторинг конъюнктуры долгового рынка;
мониторинг соответствия параметров государственного долга автономного округа ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и долговой политикой автономного округа;
осуществление заимствований и проведение операций с долговыми обязательствами, направленных на оптимизацию структуры государственного долга и сокращение расходов на его обслуживание;
организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом, исполнение долговых обязательств в соответствии с платежным графиком;
контроль и оценка рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом.
В качестве источников финансирования дефицита бюджета автономного округа в планируемом периоде будут рассматриваться заимствования:
кредиты кредитных организаций с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит при нехватке бюджетных средств привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки с целью минимизировать процентные платежи по коммерческим кредитам;
государственные ценные бумаги, основным преимуществом которых является возможность гибкого управления государственным долгом в установлении объемов и графиков платежей при среднесрочном планировании.
бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатков средств на едином счете бюджета, специальные казначейские кредиты).
Расходные обязательства автономного округа по обслуживанию государственного долга автономного округа в 2024 - 2026 годах будут определяться на основании действующих долговых обязательств, планируемого объема и структуры заимствований, прогнозного уровня доходности государственных облигаций автономного округа и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.
Анализ рисков для бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возникающих в процессе управления государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
При осуществлении долговой политики, привлечении заимствований необходимо учитывать возможные риски, представляющие собой вероятность возникновения финансовых потерь бюджета автономного округа в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее предопределены.
К основным рискам, которые могут возникнуть при управлении государственным долгом автономного округа, относятся:
процентный риск - вероятность увеличения стоимости заимствований и объема расходов бюджета автономного округа на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок;
риск ликвидности - сложность исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленный срок в виду роста задолженности расходных и долговых обязательств автономного округа;
операционный риск - технические сбои информационных и иных систем, некорректное оформление эмиссионной документации, кредитных соглашений, чрезвычайные ситуации, обстоятельства непреодолимой силы.
Основной целью управления финансовыми рисками является их минимизация в результате проведения мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры по исключению или снижению отрицательных последствий их наступления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.