Решение Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2023 г. по делу N 3а-130/2023
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Яцкевич Т.В., с участием прокурора Савельевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "Красный маяк" о признании недействующими пунктов 70, 76, 82 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга N 158-П от 23.12.2022 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
установил:
Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года N 158-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень), указанный акт размещен на веб-сайте Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 23 декабря 2022 года, электронная копия бумажного документа опубликована на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга "дата".
В пункты 70, 76, 82 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год включено нежилое здание - объект недвижимости с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес" (далее - Объект 1, Здание 1), и расположенное в этом здании помещение 1-Н с кадастровым номером N... далее - Объект 2, Помещение); а также нежилое здание - объект недвижимости с кадастровым номером "адрес", расположенный по адресу: "адрес" далее - Объект 3, Здание 2).
Акционерное общество "Красный Маяк" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 70, 76, 82 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года N 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 года", ссылаясь на то, что Здание 1 и расположенное в нем Помещение, Здание 2 не обладают признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций". Фактически помещения в Зданиях используются в производственно-складских целях, а кабинеты занимаемые сотрудниками арендаторов, которым помещения сданы преимущественно под складские и производственные цели, а также сотрудниками административного истца, и используются для обслуживания помещений на производственно-складской площадке. Самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности в смысле ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ в помещениях не ведется; указанные объекты находятся на производственно-складской площадке по адресу: "адрес" где организован пропускной режим на территорию, что исключает свободный доступ третьих лиц в Здания. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца как налогоплательщика на имущество, поскольку незаконно возлагает на общество обязанность по уплате налога в существенно большем размере.
Представитель административного истца, в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга поддержал в судебном заседании письменные возражения Комитета, согласно которым обследование Объектов для определения вида фактического использования с целью включения в Перечень не осуществлялось; Здания и Помещение в одном из них включены в Перечень на основании сведений, представленных Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу, согласно которым Здания имели наименование "Административное (учрежденческое"), что свидетельствовало о наличии достаточного условия, предусмотренного пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для отнесения спорных объектов недвижимости по смыслу статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации к административно-деловому центру.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьей 1-1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в отношении, в том числе таких видов недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
При этом налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 и последующих годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень), утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года N 158-п, размещен на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 23 декабря 2022 года, в виде электронной копии бумажного документа опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 27 января 2023 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода. Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, Здания включены в Перечень как административно-деловой центр по их наименованию в Едином государственном реестре недвижимости - "Административное (учрежденческое)", поскольку Здание 1 было безусловно обосновано определено административно-деловым центром, то входящее в его состав Помещение также было включено в Перечень
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно, если здание:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний в Перечень как административно-деловой центр подлежат включению такие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Согласно сведениям Единого государственного реестра принадлежащее административному истцу на праве собственности с 09.09.2003 г. нежилое здание с кадастровым номером N.., площадью "..." кв. м, расположенное по адресу: "адрес" имеет назначение "нежилое", наименование "административное (учрежденческое)" (л.д.34-44 т.1), расположено на принадлежащем административному истцу с "дата". на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N... с видом разрешенного использования "для размещения промышленных объектов" (л.д.18-33 т.1). Расположенное в этом здании помещение 1-Н с кадастровым номером N.., площадью "..." кв. м, расположенное на этажах 1, 2, 3 здания, имеет назначение и наименование - "нежилое помещение" (л.д.55-57 т.1). На этом же земельном участке находится и принадлежащее административному истцу с "дата". на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N.., площадью "..." кв. м, расположенное по адресу: "адрес" которое, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, имеет назначение "нежилое", наименование "административное (учрежденческое)" (л.д.45-54 т.1).
В состав Здания 1 также входят еще 4 помещения, состоящие на самостоятельном кадастровом учете, в отношении которых отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, которые имеют назначение - "нежилое помещение", данные о наименовании отсутствуют.
В состав Здания 2 также входят 3 помещения, состоящие на самостоятельном кадастровом учете, в отношении которых отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, которые имеют назначение - "нежилое помещение", данные о наименовании отсутствуют.
Технический паспорт на Здание 1, составленный 10.02.2011 г. Филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ "адрес", содержит сведения о назначении здания - "нежилое", использование - "Административное (учрежденческое), складское, торговое, общественного питания" (л.д.58-68). Кадастровый паспорт Здания 1 от 04.05.2011 г. содержит сведения о назначении и наименовании объекта недвижимости - нежилое (л.д.69-71). Согласно кадастровой выписке по состоянию на 23.03.2015 г. назначение Здания 1 - "нежилое", наименование - "Административное (учрежденческое)" (л.д.72-76 т.1).
Согласно Ведомости помещений и их площадей, составленной 10.02.2011 года филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района в отношении Здания 1, в нежилых помещениях Здания имеются части помещений с наименованием: "лестница", "кладовая", "кабинет", "туалет", "тамбур", "умывальная", "подсобное помещение", "коридор", "склад", "зал" (л.д.77-78 т.1).
Технический паспорт на Здание 2, составленный 26.02.2009 г. Филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района, содержит сведения о назначении здания - "нежилое", использование - "административное (учрежденческое)" (л.д.81-90 т.1). Кадастровый паспорт Здания 2 от 02.10.2010 г. содержит сведения о назначении - нежилое, наименовании объекта недвижимости - нежилое здание (л.д.91-93 т.1).
Согласно Ведомости помещений и их площадей, составленной 26.02.2009 года филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района в отношении Здания 2, в нежилых помещениях Здания имеются части помещений с наименованием: "лестница", "кладовая", "кабинет", "туалет", "тамбур", "умывальная", "хозяйственное помещение", "коридор", "зал", "склад", "холл" (л.д.94-95 т.1).
Таким образом, из представленных документов следует, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание 1, Здание 2 не предусматривает размещения на нем перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов, в Зданиях отсутствуют помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то есть по указанным характеристикам Здания не могут быть отнесены к объектам, указанным в статье 378.2 НК РФ, в том числе, административно-деловому центру. При этом следует учитывать, что указание в техническом паспорте наименования некоторых помещений как "кабинет" однозначно не свидетельствует об использовании их под офис и сопутствующую офисную инфраструктуру, поскольку понятие "кабинет" и "офис" не являются тождественными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что сведений о разрешенном использовании помещений в Зданиях в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) не имеется, то Здание 1, Здание 2 могут быть включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при установлении фактического использования более 20 процентов его общей площади для целей, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При этом, вопреки доводам административного ответчика, наименование Здания 1, Здания 2 - "Административное (учрежденческое)" не является идентичным наименованию "офисное здание административного назначения" и федеральным налоговым законодательством как условие определение объекта в целях статьи 378.2 НК РФ не предусмотрено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и Уставу основным видом деятельности акционерного общества "Красный Маяк" является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (л.д.129-165 т.1).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737 (в редакции от 22.03.2018 года), в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
То обстоятельство, что мероприятия по обследованию Здания 1, Здания 2 с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечень не осуществлялись, административным ответчиком не оспаривается.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов помещений в Здании 1, Здании 2 в целях размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры административным ответчиком суду не представлено.
Согласно пояснениям административного истца большая часть помещений в Зданиях 1 и 2 передана в аренду преимущественно под складские и производственные цели с предоставлением кабинетов в Зданиях арендаторам для размещения сотрудников различных подразделений и отделов с целью обслуживания арендованных помещений, в подтверждение чего административным истцом представлены копии договоров аренды и субаренды, заключенных в период с 27.10.2021 г. по 01.08.2022 г. с различными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях размещения производств и складов (л.д.42-169 т.2).
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов помещений в Зданиях, а равно в Помещении административного истца, в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), административным ответчиком суду не представлено.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие Здания и Помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения Объектов в Перечень, не представлено, что является основанием для удовлетворения для признания недействующими пунктов 70, 76, 82 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербургу от 23 декабря 2022 N 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", как противоречащего положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление АО "Красный маяк" об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункты 70, 76, 82 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 N 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу АО "Красный маяк" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Санкт-Петербургского |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2023 г. по делу N 3а-130/2023
Опубликование:
-