Решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2023 г. по делу N 3а-150/2023
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 августа 2023 г. N 66а-740/2023 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А., при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Савельевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губановой Елены Сергеевны о признании недействующим пункта 5384 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 29 декабря 2020 года издан приказ N 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень).
В пункт 5384 Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N... - нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" площадью "..." кв. м, (далее - Помещение, Объект).
Губанова Елена Сергеевна обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня с момента принятия нормативного правового акта, ссылаясь на то, что принадлежащее ей на праве общей долевой собственности Помещение не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является административно-деловым или торговым центром и не используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом 20% критерия, установленного пп.2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ. Фактически только 8,6% от общей площади Помещения занимает торговый зал.
Представители административного истца в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, пояснив, что в Помещении имеется часть помещения, в котором находится кафе площадью 33 кв. м, что составляет 2% от общей площади Объекта; в иных частях помещения находятся кабинеты сотрудников, осуществляющих хозяйственную и управленческую деятельность; торговая деятельность в Помещении не ведется.
Представитель административного ответчика представил возражения на заявленные требования, согласно которым Помещение включено в Перечень на 2021 год по результатам фактического обследования Помещения в 2020 году, в ходе которого установлено, что более 20% площади Объекта используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения, а именно, для размещения офисов, магазина одежды, кафе.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленный административный иск поддержала.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 399 НК РФ). В силу пункта 2 этой же нормы, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 2, пунктом 6 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" (в редакции на день определения Перечня на 2021 год) предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2021 году - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" на веб-странице административного ответчика 30.12.2020 года, на сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе официального опубликования нормативных правовых актов 11.01.2021 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке до начала соответствующего налогового периода.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно, если здание:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, в том числе, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2 статьи 1-1).
По смыслу приведенных предписаний в соответствующий перечень подлежит включению объект недвижимости, который отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу и заинтересованному лицу на праве общей долевой собственности Объект имеет площадь "..." кв. м, учтен в Едином государственном реестре недвижимости с назначением и наименованием - "нежилое помещение", расположен на 1, 2, 3, 4 этажах, мансарде шестиэтажного здания, имеющего назначение "многоквартирный дом", площадью 1923,9 кв. м, находящегося на земельном участке с видом разрешенного использования - "для размещения жилого дома (жилых домов)" (л.д.95-101, 106-128, 129-133), не являющегося условием включения Помещения в Перечень.
Согласно техническому паспорту на Помещение филиала ГУП "ГУИОН" - ПИБ Центрального района по состоянию на 03.10.2016 г. (л.д.134) помещение общей площадью "..." имеет назначение "нежилое", использование - учрежденческое. Согласно ведомости помещений и их площадей части помещения имеют наименования "тамбур", "вестибюль", "зал торговый", "лестница", "кабинет", "совмещенный санузел", "коридор", "кладовая", "комната охраны", "мастерская", "комната", "комната отдыха", "подсобное помещение", из которых части помещения с наименованием "зал торговый" занимают 109,1 кв. м.(л.д.138).
Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование Помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, не предусматривает размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при том, что назначение Помещения как "учрежденческое" и наименование частей помещений "кабинет" не тождественно понятиям "офисное", "офис", а площадь частей помещений, которые могут быть отнесены к торговым, составляет 8,5% от общей площади Объекта, т.е. менее 20 процентов от общей площади Помещения.
Согласно пояснениям представителя Комитета Помещение включено в Перечень в связи с установлением фактического использования его для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р установлен Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пунктам 3.1 и 3.2 которого формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов; мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пункту 1.2 Порядка проведения обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного указанным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р (далее - Порядок проведения обследования), вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета; результаты обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения по установленной форме (пункты 3.4 и 3.5 данного Порядка).
В соответствии с Порядком проведения обследований в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела, Комитетом для определения вида фактического использования Помещения в 2020 году произведено обследование с обеспечением доступа на объект, о чем составлен акт обследования от 17.09.2020 N 188-ВФИ/Ю/2020, согласно которому более двадцати процентов площади Помещения используется для размещения офисов, делового и административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания. По указанной в акте дополнительной информации обследование проводилось с использованием поэтажных планов, размещенных в региональной информационной системе "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" до формирования Объекта, согласно которым в состав Объекта входят помещения 7-Н, 8-Н. Часть объекта площадью 613,8 кв. м (48,14% от общей площади) используется под офисы, магазин одежды, кафе, часть Объекта не используется, фотофиксация Объекта ограничена пользователями.
Оценивая представленный административным ответчиком акт обследования Объекта, суд принимает во внимание, что вопреки требованиям пункта 3.5 Порядка проведения обследований конкретные признаки, свидетельствующие об использовании под офисы, объекты общественного питания и торговые объекты помещений площадью более 20 процентов от общей площади Помещения, в акте не отражено; приложенные к акту фотографии и копии поэтажных планов не позволяют достоверно установить такое использование помещений и их площадь.
Приложенные к указанному акту обследования 11 фотографий не позволяют сделать однозначный вывод об использовании более 20 процентов площади Помещения под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, поскольку фотографии не поименованы, на фотографии под N 1 изображена часть фасада дома с расположенной на ней адресной таблицей; фотография N 2 изображает нанесенные на окна здания надписи "KOFE", "Булки Десерты Кофе"; на фотографии N 3 изображена стеклянная дверь либо витрина с размытым отображением; на фотографиях N 7, 9 зафиксированы двери в помещения; на фотографии N 6 и N 8 - лестницы; на фотографии N 11 - нежилое помещение, в котором складированы доски и части мебели; изображенные на фотографиях N 4, 5 помещения не позволяют с очевидной достоверностью определить их назначение и фактическое использование.
В целом, указанные фотографии отражают состояние отдельных частей помещений, однако, не позволяют определить какие именно и какой площади части помещений они отражают обозначенные на поэтажных планах здания, в отношении которых установлено фактическое использование под офисы, кафе и торговлю согласно представленному административным ответчиком расчету нежилых помещений, используемых под офисы, кафе, торговлю общей площадью 613,8 кв. м.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка проведения обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р, в случае отказа в обеспечении доступа на объект, вид фактического использования такого объекта определяется на основании данных его внешнего визуального осмотра, сведений, содержащихся в открытых источниках информации, включая сведения, содержащиеся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также информации, полученной Комитетом из ЕГРН, документах технического учета (инвентаризации)
Вместе с тем, доказательств ограничения фиксации административным ответчиком Помещения с целью определения фактического использования частей помещений Объекта, суду не представлено.
Какие-либо иные документы, касающиеся фиксации обстоятельств, подтверждающих выводы, сделанные в акте, или указание на эти обстоятельства, в акте отсутствуют, иных доказательств того, что более 20 процентов площади Помещения фактически в рассматриваемый период использовалось для целей, указанных в пункте 5 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, полученные из открытых источников информации, включая сведения, содержащиеся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд не может признать предоставленный административным ответчиком акт обследования 17.09.2020 N 188-ВФИ/Ю/2020 достоверным доказательством того, что Объект отвечает условиям, позволяющим включить его в Перечень на 2021 год, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов площади Помещения в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли и объектов общественного питания; иных доказательств указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено при том, что в силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Объект на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта обладал признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемое положение подлежит признанию недействующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части со дня принятия.
руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Губановой Елены Сергеевны об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 5384 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год"
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Санкт-Петербургского |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2023 г. по делу N 3а-150/2023
Опубликование:
-