Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 сентября 2023 г. N 03-03-06/1/87303
Департамент налоговой политики рассмотрел обращения и сообщает следующее.
Согласно положениям статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Концепцией Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) предусматривается обеспечение в целях выполнения задач, стоящих в настоящее время перед государством, в том числе обязательств социального характера поступлений дополнительного дохода в федеральный бюджет посредством установления налога разового характера - налога на сверхприбыль, подлежащего уплате крупнейшими российскими, а также иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
Так, налог на сверхприбыль распространяется на тех налогоплательщиков (организации), у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась больше 1 млрд рублей.
В своей основе, обязанность по уплате налога на сверхприбыль возникает у тех организаций, совокупная налоговая прибыль которых за период 2021-2022 годов составила более 2 млрд рублей и, которые имеют соответствующие финансовые возможности.
При этом законодателем установлен перечень организаций, которые не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль (часть 4 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ).
Предложение о распространении налога на сверхприбыль на налогоплательщиков (организаций), у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась больше 100 млн рублей, противоречит концепции Федерального закона N 414-ФЗ.
Кроме того, реализация указанного предложения приведет к увеличению налоговой нагрузки для большого количества налогоплательщиков и, как следствие, к потере доверия к государству со стороны бизнес-сообщества.
В связи с изложенным вышеуказанное предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налог на сверхприбыль распространяется на организации, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021-2022 гг. составляет более 1 млрд руб. При этом, установлен перечень организаций, не являющихся плательщиками данного налога.
По мнению Минфина, предложение о распространении налога на сверхприбыль на организации со средней арифметической величиной прибыли за 2021-2022 гг. более 100 млн руб. противоречит концепции Закона о налоге на сверхприбыль. Кроме того, реализация этого предложения приведет к увеличению налоговой нагрузки для большинства налогоплательщиков и, как следствие, к потере доверия к государству со стороны бизнес-сообщества.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 сентября 2023 г. N 03-03-06/1/87303
Опубликование:
-