Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждено
постановлением Администрации
Городского округа Пушкинский
Московской области
от 09.10.2023 N 4459-ПА
Положение
об оповещении населения Городского округа Пушкинский Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оповещении населения Городского округа Пушкинский Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - Положение) определяет состав, назначение и основные задачи систем оповещения населения Городского округа Пушкинский Московской области, а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения Городского округа Пушкинский Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мероприятия по их поддержанию в постоянной готовности на территории Городского округа Пушкинский Московской области (далее - Городской округ Пушкинский).
1.2. Системы оповещения населения Городского округа Пушкинский создаются:
- на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО). Создается на региональном уровне на территории субъекта Российской Федерации за счет бюджетов субъекта Российской Федерации;
- на муниципальном уровне - муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения (далее - МСО), являющиеся сегментами РАСЦО. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления;
- на объектовом уровне - локальные системы оповещения (далее - ЛCO). Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
1.3. Системы оповещения населения Городского округа Пушкинский должны технически и программно сопрягаться, в том числе с региональной системой оповещения.
1.4. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
II. Основные понятия
2.1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
- оповещение - доведение в минимально короткие сроки сигналов оповещений и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до органов управления и сил гражданской обороны, территориального звена Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТЗ МОЧС) и населения Городского округа Пушкинский;
- система оповещения - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил гражданской обороны, Т3 МОСЧС и населения Городского округа Пушкинский;
- зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
- региональная автоматизированная система централизованного оповещения - система оповещения предназначена для своевременного информирования органов управления, сил и средств гражданской обороны, населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и опасностях, возникающих при ведении военных действий;
- муниципальная система оповещения - система оповещения населения, расположенная на территории Городского округа Пушкинский, включающая в себя специальные технические средства оповещения населения, которые осуществляют прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
- локальная система оповещения - система оповещения населения, создаваемая на потенциально опасных объектах в порядке, установленном законодательством Российская Федерации;
- комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - элемент МСО или ЛСО, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управлении ТЗ МОСЧС и до населения Городского округа Пушкинский округа в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
III. Назначение, состав и основные задачи систем оповещения
3.1. Системы оповещений населения предназначены для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления и сил гражданской обороны, ТЗ МОСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, информирования о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятии по его защите.
3.2. В состав систем оповещения населения Городского округа Пушкинский входят:
- РАСЦО;
- МСО;
- ЛСО;
- КСЭОН
3.3. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и Российской государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГО и РСЧС) субъекта Российской Федерации;
- органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее - территориального органа МЧС России);
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
- сил ГО и РСЧС субъекта Российской Федерации;
- людей, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
3.4. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;
- сил ГО и РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории Городского округа Пушкинский.
3.5. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- единых дежурно-диспетчерских служб Городского округа Пушкинский, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
- людей, находящихся в границах зоны действия локальной систем.
IV. Порядок оповещения органов управления и сил гражданской обороны, ТЗ МОСЧС и населения
4.1. Основной способ оповещения населения Городского округа Пушкинский - передача сигналов оповещения и экстренной информации по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется по каналам связи операторов связи, сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети уличных громкоговорителей проводного вещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
4.2. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.
4.3. Решение на задействование региональных, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно:
- высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
- руководителями органов местного самоуправления;
- руководителями организаций и предприятий, расположенных на территории Городского округа Пушкинский.
4.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется: - на муниципальном уровне - ЕДДС Городского округа Пушкинский;
- на объектном уровне - дежурным персоналом организаций (объектов) с немедленным информированием ЕДДС Городского округа Пушкинский.
Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
4.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
4.6. Передачу речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия уполномоченными должностными лицами организаций телерадиовещания и операторов связи.
4.7. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача сигналов оповещения и экстренной информации непосредственно с рабочих мест дежурного персонала органов повседневного управления ТЗ МОСЧС способом прямой передачи или с использованием электронных носителей с заранее подготовленным текстом.
4.8. В населенных пунктах, не охваченных МСО и ЛСО, сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводятся с помощью специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных цветовых и звуковых сигналов (с помощью мобильных комплексов информирования и оповещения населения, сигнальных громкоговорящих установок, размещенных на подвижных транспортных средствах), ручных механических сирен и электромегафонов.
4.9. Оповещение руководящего состава ГО и РСЧС Городского округа Пушкинский осуществляется дежурным персоналом органов повседневного управления ТЗ МОСЧС с использованием специальной аппаратуры оповещения по заранее определенному списку абонентов путем передачи речевой информации или посредством SMS-рассылки.
4.10. Органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4.11. О случаях задействования систем оповещения населения Городского округа Пушкинский, в том числе и несанкционированного, организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, телерадиовещания, операторы связи немедленно извещают органы управления ТЗ МОСЧС.
V. Мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения
Мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения осуществляются в соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения".
VI. Финансовое обеспечение деятельности систем оповещения населения
Финансирование создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения Городского округа Пушкинский, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Законом Московской области от 26.04.2019 N 71/2019-ОЗ "О гражданской обороне на территории Московской области" и Законом Московской области от 04.05.2005 N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.