Во исполнение положений главы 10 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1002 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2023 год и плановый период 2024, 2025 годов.
2. Управлению аккредитации и контрольно-надзорной деятельности, Управлению аккредитации и государственного контроля, Управлению аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, Управлению работы с реестрами и аналитики, Управлению правового обеспечения и международного взаимодействия обеспечить исполнение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2023 год и плановый период 2024, 2025 годов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации М.Б. Залазаева.
Руководитель |
Н.В. Скрыпник |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Росаккредитации
от 30 декабря 2022 г. N 289
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении Федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2023 год и плановый период 2024, 2025 годов
Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2023 год и плановый период 2024, 2025 годов (далее - профилактические мероприятия, Программа) разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1002 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц" (далее - Положение).
Программа призвана обеспечить в 2023 году создание условий для снижения случаев нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в национальной системе аккредитации (далее - аккредитованные лица), обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц, установленных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, повышения результативности и эффективности контроля за деятельностью аккредитованных лиц, формирования заинтересованности аккредитованных лиц в соблюдении обязательных требований.
В то же время содержание большинства планируемых профилактических мероприятий ориентировано на всех лиц, заинтересованных в вопросах обеспечения безопасности охраняемых законом ценностей в рамках осуществления деятельности по оценке соответствия.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля
Согласно Положению предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение аккредитованными лицами обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц и результатам их деятельности, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации), установленных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, а также требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями (далее - обязательные требования).
В соответствии с пунктом 6 Положения, государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
Профилактические мероприятия ориентированы на следующих аккредитованных лиц:
- органы по сертификации продукции, услуг;
- органы по сертификации систем менеджмента;
- органы по сертификации, проводящие сертификацию персонала;
- испытательные лаборатории (центры);
- органы инспекции;
- органы по валидации и верификации парниковых газов;
- провайдеры программ проверки квалификации;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений, включая аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверку средств измерений, обязательную метрологическую экспертизу стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимую в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, калибровку средств измерений;
- юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а также на всех иных лиц, заинтересованных в вопросах обеспечения безопасности охраняемых законом ценностей в рамках осуществления деятельности по подтверждению соответствия.
Результаты анализа проведенных Федеральной службой по аккредитации и ее · органами в 2021 - 2022 годах проверок в отношении аккредитованных лиц, имеющих риск несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, позволили выявить наиболее серьезные и распространенные нарушения, к числу которых относятся:
- нарушение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности - технических регламентов, правил выполнения работ по сертификации;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в частности - правил выполнения работ по поверке, методик поверки;
- отсутствие у испытательных лабораторий (центров) испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов в соответствии с заявленной областью аккредитации. Данное нарушение, влекущее предоставление недостоверных и необъективных результатов испытаний (исследований), а фактически - выдачу протоколов испытаний (исследований) без проведения необходимых процедур, в конечном итоге приводит к выпуску в обращение на российский рынок продукции, не соответствующей требованиям безопасности, и создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан;
- нарушение аккредитованными лицами обязательных требований, в том числе несоответствие критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации".
Несмотря на то, что проведенные Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами в 2021 - 2022 годах контрольные (надзорные) мероприятия привели к сокращению недобросовестных аккредитованных лиц, в ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий фиксируются случаи грубых нарушений законодательства Российской Федерации об аккредитации и об обеспечении единства измерений. Это обуславливает увеличение количества объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований представляет собой профилактическую меру, направленную на сокращение числа внеплановых проверок аккредитованных лиц при условии обеспечения необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей.
В данной связи очевидна необходимость комплексной профилактической работы в подконтрольной сфере, в ходе которой будут выявлены и устранены ключевые проблемы соблюдения аккредитованными лицами обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений, в том числе при осуществлении оценки соответствия; а также обусловленные недостаточным пониманием обязательных требований и особенностей применения риски причинения вреда публично значимым интересам, а также угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
План мероприятий программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2023 год, а также проект плана мероприятий программы профилактики нарушений обязательных требований в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2024 и 2025 годы, проводимых Федеральной службой по аккредитации, содержатся в приложении к настоящей программе.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа
Федеральной службой по аккредитации издан и опубликован на официальном сайте приказ от 28 декабря 2022 г. N 285 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц", который предназначен для информирования аккредитованных лиц об актуальных обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц.
Наиболее значимыми рисками в деятельности аккредитованных лиц являются:
- нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства в связи с отрицательными последствиями, связанными с заведомо незаконной выдачей аккредитованными лицами разрешительных документов;
- причинение или угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В целях предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований проводятся профилактические мероприятия, предусмотренные планом мероприятий программы профилактики нарушений обязательных требований в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц на 2023 год.
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Основными целями профилактических мероприятий являются:
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям аккредитованными лицами обязательных требований;
- повышение уровня правовой грамотности аккредитованных лиц в сфере аккредитации;
- формирование единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий в Федеральной службе по аккредитации и ее территориальных органах в установленной сфере регулирования и порядка их исполнения;
- снижение административной нагрузки на аккредитованных лиц.
Задачами проведения профилактических мероприятий являются:
- предупреждение и сокращение количества нарушений аккредитованными лицами обязательных требований;
- предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- разъяснение аккредитованным лицам и обеспечение доступности информации об обязательных требованиях;
- повышение прозрачности деятельности по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц.
Раздел 3. Профилактические мероприятия, сроки (периодичность) их проведения
Пунктом 13 Положения предусмотрены следующие профилактические мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора):
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) самообследование.
Реализация программы осуществляется путем исполнения профилактических мероприятий в соответствии с планом проведения мероприятий, содержащих сроки (периодичность) их проведения (Приложение к программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2023 год и плановый период 2024, 2025 годов).
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий определяются Федеральной службой по аккредитации самостоятельно и должны учитываться при определении ключевых показателей эффективности и результативности федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц.
Аналитическая часть программы
Согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1002 (далее - Положение) предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение более девятью тысячами аккредитованных лиц обязательных требований предъявляемых к деятельности аккредитованных лиц и результатам их деятельности, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации), установленных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, а также требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями (далее - обязательные требования).
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами.
Территориальные органы Федеральной службы по аккредитации осуществляют государственный контроль (надзор) в пределах федеральных округов, определенных положениями о таких территориальных органах.
В соответствии с пунктом 6 Положения государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно положениям пункта 12 Положения Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Пунктом 13 Положения предусмотрены следующие профилактические мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора):
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) самообследование.
Федеральная служба по аккредитации регулярно получает сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или нарушений обязательных требований, при этом отсутствовали подтвержденные данные о том, что нарушения обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в связи с чем в 2022 году аккредитованным лицам объявлено более пятидесяти предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Пунктом 29 Положения федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) документарная проверка;
в) инспекционный визит;
г) выездная проверка.
Результаты анализа проверок проведенных Федеральной службой по аккредитации в 2022 году в отношении аккредитованных лиц, имеющих признаки несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации предъявляемым к деятельности аккредитованных лиц, предусмотренные требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"; приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации"; приказа Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. N 704 "Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации", позволили выявить наиболее серьезные и распространенные нарушения, а также выявить риски и последствия к которым могут привести данные нарушения:
нарушение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности - технических регламентов, правил выполнения работ по сертификации, а фактически риски выдачи протоколов испытаний (исследований) без проведения необходимых процедур, в конечном итоге могут привести к выпуску в обращение на российский рынок продукции, не соответствующей требованиям безопасности, и создает угрозу причинения серьезного вреда жизни, здоровью и имуществу граждан;
отсутствие у испытательных лабораторий (центров) испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов в соответствии с заявленной областью аккредитации. Данное нарушение, влекущее предоставление недостоверных и необъективных результатов испытаний (исследований), влекут риски непроведения/неполного проведения испытаний, а также выдачи протоколов без проведения фактических испытаний;
отсутствие у аккредитованных лиц записей по определению требований к персоналу в части наличия профильного образования и опыта работы, соответствующего области аккредитации, а также отсутствие копии документов об образовании/повышении квалификации/профессиональной переподготовке; документов, подтверждающих опыт сотрудника при проведении испытаний - влекут за собой риски некорректного проведения испытаний, не проведения исследований (испытаний) и измерений по всем стандартам, включенным в область аккредитации;
нарушение правил и методов при проведении испытаний (исследований) - риск некорректной/неполной оценки соответствия продукции;
нарушение правил оформления протоколов испытаний (исследований) - создает риски предоставления некорректной/неполной информации заказчику по результатам проведенных испытаний (исследований) и измерений.
Результатом проведенных в 2022 году контрольных мероприятий является сокращение количества аккредитованных лиц за счет выявленных недобросовестных аккредитованных лиц, допустивших случаи наиболее грубых нарушений законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, всего в 2022 году прекращено действие аккредитации более двухсот аккредитованных лиц.
В данной связи очевидна необходимость комплексной профилактической работы в подконтрольной сфере, в ходе которой будут выявлены и устранены ключевые проблемы соблюдения аккредитованными лицами обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений, в том числе при осуществлении оценки соответствия; а также обусловленные недостаточным пониманием обязательных требований и особенностей применения риски причинения вреда публично значимым интересам, а также угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
План мероприятий на 2023 год, а также проект плана мероприятий на 2024 и 2025 год, проводимых Федеральной службой по аккредитации, содержатся в приложении к настоящей программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по аккредитации от 30 декабря 2022 г. N 289 "Об утверждении программы профилактики рисков причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2023 год и плановый период 2024, 2025 годов"
Опубликование:
-