Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Примерная рабочая программа учебной дисциплины "Общественный проект "Обучение служением"
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Важнейшим свойством проектной деятельности студентов является выход за пределы образовательной организации и взаимодействие с внешними партнерами. Таким образом данная деятельность носит ключевой характер для развития у студентов навыков практической работы с людьми (работы в коллективе, проведения переговоров, управления проектами и т.д.). В развитии этих навыков нуждаются все студенты университета, вне зависимости от профессиональной специализации, а проектная деятельность, реализуемая во взаимодействии с внешними партнерами, является главным механизмом формирования и развития у студентов образовательной организации необходимых компетенций для последующего активного участия в жизни общества. При этом необходимо развивать и усовершенствовать имеющиеся форматы работы со студентами в рамках образовательной деятельности.
Проектная деятельность в соответствии с подходом "Обучение служением" реализуется для развития гражданственности путем реализации социально-ориентированного проекта с использованием профильных знаний и умений, полученных в учебном процессе. Таким образом, обучение служением как педагогическая технология интегрирует обучение и воспитание, академические знания и практический опыт их применения ради позитивных социальных изменений.
Реализация модуля предполагает последовательное решение следующих задач.
1. Проведение обучающимися анализа ситуации в реальных социальных условиях для выявления актуальной проблемы, требующей проектного решения.
2. Постановка проблемы путем фиксации обучающимися содержания проблемы, выявления субъекта проблемы, а также всех заинтересованных сторон в данной ситуации. Определение требований и ожиданий заинтересованных сторон с учетом социального контекста.
3. Разработка обучающимися паспорта проекта с учетом компетенций студенческой команды, имеющихся ресурсов, а также самоопределения участников проекта по отношению к решаемой проблеме.
4. Реализация проекта в условиях ресурсных, нормативных и этических ограничений, регулярного проведения рефлексивных мероприятий в целях развития гражданственности и профессионализма участников проекта.
5. Подготовка отчета о ходе и результатах реализации проекта. Выполнение обучающимися защиты проекта. Проведение итоговой рефлексии проекта в целях осознания участниками проекта глубоких взаимосвязей между профессиональными компетенциями, гражданской ответственностью и социальными изменениями во благо общества.
Ключевым результатом изучения дисциплины для студента является реализованный общественный проект в поддержку региона и/или некоммерческой организации. Итоговый проект обсуждается с педагогом и представителями партнерской организации, на базе которого был реализован студенческий проект. Реализация проекта предполагается как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Целью освоения дисциплины является формирование следующих компетенций и достижение следующих результатов обучения.
Профессиональные компетенции указываются самостоятельно образовательной организацией высшего образования согласно общей характеристике образовательной программы, в рамках которой осваивается дисциплина на основе предложенных индикаторов достижения компетенций. Данный набор индикаторов достижения профессиональных компетенций не является исчерпывающим и не должен рассматриваться в качестве ограничения для разработки перечня профессиональных компетенций по конкретным направлениям подготовки.
Профессиональная компетенция |
Индикаторы достижения компетенции |
Планируемые результаты обучения |
ПК-ХХ. Образовательная организация высшего образования формулирует самостоятельно. |
И.1 Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение. Определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач. |
Знания: знает виды проектной документации и их структуру, принципы формирования проектной документации. Умения: умеет формулировать цели и задачи проекта, прогнозировать результаты и риски проекта, планировать ресурсы проекта и план-график. Навыки: может использовать полученные знания для разработки проектной документации. |
ПК-ХХ. Образовательная организация высшего образования формулирует самостоятельно. |
И.2 Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений. |
Знания: 1. Знает принципы и подходы к управлению проектами. 2. Знает и четко представляет основы управления деятельностью. Умения: проводить исследования для достижения цели, решая задачи; анализировать; управлять ресурсами. Навыки: выработка и принятие проектных решений. |
ПК-ХХ. Образовательная организация высшего образования формулирует самостоятельно. |
И.3 Решает конкретные задачи проекта заявленного качества и за установленное время. |
Знания: 1. Знает и может воспроизвести основные принципы и подходы к управлению проектами. 2. Знает специфику управления проектами в различных сферах. 3. Знает принципы тайм-менеджмента. Умения: 1. Может представить проект в виде стандартного описания (в расширенной и краткой форме). 2. Может выявлять и оценивать проектные возможности, определять риски проекта, анализировать возможные финансовые источники для реализации проекта и вести работу по их привлечению Навыки: обладает навыками планирования проекта и его реализацией, в т.ч. в условиях возникновения рисков проектов. |
ПК-ХХ. Образовательная организация высшего образования формулирует самостоятельно. |
И.4 Публично представляет результаты решения конкретной задачи проекта. |
Знания: знает техники вербальной и невербальной коммуникации. Умения: 1. Может правильно расставлять акценты во время представления проекта. 2. Может доносить информацию до слушателей, подготовить правильно речь и презентацию проекта. Навыки: 1. Публичное выступление перед большой аудиторией. 2. Проведение презентации проекта партнерам. |
ПК-ХХ. Образовательная организация высшего образования формулирует самостоятельно. |
И.5 Эффективно использует стратегии командного сотрудничества для достижения поставленной цели, понимает ролевую структуру команды, умеет определять свою роль в команде. |
Знания: знает принципы стратегического менеджмента по части выстраивания партнерских взаимоотношений. Умения: может выстроить партнерские отношения с индивидом/командой/организацией. Навыки: обладает навыками составления стратегии сотрудничества. |
ПК-ХХ. Образовательная организация высшего образования формулирует самостоятельно. |
И.6 Учитывает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности. |
Знания: знание основ психологии общения с людьми. Умения: 1. Может сформировать команду. 2. Может определить роли в команде. Навыки: Навык работы в команде, отвечая за свою зону ответственности. |
ПК-ХХ. Образовательная организация высшего образования формулирует самостоятельно. |
И.7 Прогнозирует результаты (последствия) собственных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата, роста и развития коллектива. |
Знания: знает технологии риск-менеджмента. Умения: умеет прогнозировать результаты, риски проекта и деятельности команды по проекту. Навыки: навык составления риск-плана и плана по устранению наступивших рисков. |
ПК-ХХ. Образовательная организация высшего образования формулирует самостоятельно. |
И.8 Взаимодействует с другими членами команды, участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, участвует в презентации результатов работы команды. |
Знания: знает ролевые модели команды. Умения: умеет работать в команде на результат. Навыки: навык организации процесса передачи опыта. |
2. Структура и содержание дисциплины
Структура дисциплины
Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение в социальное проектирование
1. Социально-ориентированные НКО и специфика взаимодействия с ними. Значение социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) в решении социальных проблем и улучшении благосостояния общества, достижения социальных целей и улучшения качества жизни различных групп людей. Особенности социально ориентированных НКО: миссия и цели, безвозмездность, зависимость от донорской поддержки, волонтерство и гражданская активность, сотрудничество и партнерство НКО, использование инноваций и технологий.
2. Социальный проект и особенности социально-ориентированного проектирования. Социально ориентированный проект имеет свои особенности, которые отличают его от других типов проектов: решение социальных проблем или улучшение благосостояния определенной группы людей, сообщества или общества в целом; учет интересов и потребностей различных стейкхолдеров и заинтересованных сторон; сотрудничество с другими НКО, государственными учреждениями, бизнес-сектором и проч.; измерение и оценка социального воздействия; гибкость и адаптивность; коммуникация и информирование общественности.
3. Выявление актуальных социальных проблем и разработка социального проекта - важный процесс, который включает несколько ключевых шагов: исследование социального окружения, определение целей и задач, выявление заинтересованных сторон, разработка стратегии и плана действий, привлечение ресурсов, разработка системы оценки и мониторинга. Разработка социального проекта требует тщательного анализа и планирования. Важно помнить, что каждый проект уникален и требует индивидуального подхода.
4. Ресурсное обеспечение социального проекта включает следующие виды ресурсов: финансовые ресурсы - гранты, спонсорство, пожертвования; человеческие ресурсы - команда проекта, волонтеры, партнеры; материальные ресурсы - оборудование, расходные материалы и инфраструктура; информационные ресурсы - Интернет, соц. сети, образовательные организации.
5. Планирование социального проекта: методы реализации, инструменты проектной деятельности и ожидаемые результаты.
- Методы реализации: участие заинтересованных сторон, командная работа, обмен знаниями и опытом.
- Инструменты проектной деятельности: проектный цикл, план проекта и графики работ, матрица ответственности, мониторинг и оценка.
- Ожидаемые результаты: решение или улучшение конкретной социальной проблемы или потребности в сообществе; улучшение качества жизни или благосостояния целевой аудитории; развитие компетенций участников проекта, изменение отношения в обществе к социальным проблемам и запросам.
Раздел 2. Анализ ситуации и постановка проблемы
Раздел "Анализ ситуации и постановка проблемы" в проекте обучения служением является шагом, который помогает студентам полноценно понять сложившуюся общественную ситуацию и определить главную проблему, с которой они будут работать в рамках проекта. На этом этапе студентам предстоит провести исследование, проанализировать данные и взаимодействовать с заинтересованными сторонами для полного понимания ситуации.
Основные шаги раздела "Анализ ситуации и постановка проблемы" в проекте обучения служением:
1. Изучение контекста. На этом этапе обучающиеся должны понять и оценить широкий контекст, в котором существует проблема, с которой они будут работать. Это включает изучение социальных, экономических, политических, экологических и других аспектов. Обучающиеся могут проводить исследование источников информации, а также посещать территории или организации, связанные с проблемой.
2. Идентификация проблемы. На основе изучения контекста обучающиеся определяют главную проблему, с которой они будут работать в рамках своего проекта. Проблема должна быть ясно сформулирована и связана с интересами или потребностями местного сообщества или определенной группы людей. Это поможет студентам сосредоточить свое исследование и действия на решении конкретной проблемы.
3. Сбор данных и анализ. На этом шаге обучающиеся собирают необходимые данные, чтобы лучше понять проблему. Они могут использовать разнообразные методы исследования, такие как опросы, интервью, наблюдения или анализ статистических данных. Анализ данных поможет студентам получить более глубокое понимание проблемы, выявить ее причины, идентифицировать основные заинтересованные стороны и потенциальные решения.
4. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Обучающиеся проводят взаимодействие и беседы с заинтересованными сторонами, такими как представители сообществ, организаций или групп, на которых влияет проблема. Это помогает им получить разные точки зрения, понять потребности и предпочтения заинтересованных сторон.
5. Постановка проблемы. После анализа и исследования обучающиеся формулируют ключевой вопрос, который будет их направлять в ходе проекта. Формулировка проблемы должна быть ясной, конкретной и быть связанной с конкретными субъектами. Это помогает студентам сфокусироваться и ориентироваться на поиск решения в ходе своей работы.
Анализ ситуации и постановка проблемы важны для определения направления и разработки стратегии действий в рамках обучения служением. Подробное понимание контекста и основной проблемы помогает студентам сосредоточиться на создании эффективных и релевантных решений в дальнейшем.
Раздел 3. Выработка гипотезы проектного решения и ее проверка
Раздел "Выработка гипотезы проектного решения и ее проверка" в проекте обучения служением - это этап, на котором обучающиеся разрабатывают гипотезу или предположение о том, какое решение может быть наиболее эффективным для решения проблемы, поставленной на предыдущем этапе, и затем проверяют свое предположение на практике.
Основные шаги раздела "Выработка гипотезы проектного решения и ее проверка" в проекте обучения служением:
1. Создание гипотезы. На основе исследования и анализа данных обучающиеся формулируют гипотезу о том, какое решение может быть наиболее подходящим для решения проблемы. Гипотеза должна быть конкретной, измеримой и проверяемой. Она должна включать в себя описание предлагаемого решения и предсказание о том, как это решение может повлиять на проблему.
2. Планирование эксперимента. Здесь обучающиеся разрабатывают план эксперимента, который поможет проверить их гипотезу на практике. Они определяют, какие шаги, ресурсы и меры понадобятся для реализации плана и получения данных, которые помогут оценить эффективность предполагаемого решения.
3. Реализация и оценка. Приступая к реализации плана эксперимента и тестированию гипотезы на практике, обучающиеся собирают данные, оценивают результаты и проводят анализ эффективности предложенного решения, сравнивают полученные результаты с гипотезами и оценивают, насколько успешным оказалось решение.
4. Анализ и заключение. Обучающиеся анализируют полученные результаты и делают выводы относительно гипотезы и эффективности предложенного решения, анализируют сильные и слабые стороны подхода и обсуждают дальнейшие шаги. При необходимости, уточняют гипотезу или возвращаются к этапу разработки гипотезы.
Этот этап помогает студентам проверить и подтвердить свою гипотезу на практике и оценить, насколько успешно и эффективно они могут справиться с решением проблемы. Этот этап также является возможностью для обучения на опыте и корректировки своего подхода на основе полученных данных и результатов.
Раздел 4. Разработка и защита паспорта проекта
Раздел "Разработка и защита паспорта проекта" в проекте обучения служением включает создание документа, который содержит ключевую информацию о проекте, его целях, задачах, ресурсах и планируемых результатах. Процесс разработки паспорта проекта и его последующей защиты является важным шагом для обеспечения ясного понимания проекта как у самой команды, так и у заинтересованных сторон.
Основные шаги раздела "Разработка и защита паспорта проекта" в проекте обучения служением:
1. Определение общих целей. Обучающиеся определяют цели проекта и направления, в которых планируют достичь перемен. Цели проекта должны быть описаны конкретно, ясно, с обоснованием их важности и ценности.
2. Выработка описания проекта. Обучающиеся разрабатывают детальное описание проекта, которое содержит информацию о его сущности, предполагаемых работах и результатах. Здесь должно быть указано, что планируется сделать, как это будет осуществлено и какие ресурсы и инструменты будут использованы.
3. Определение задач и плана работы. Обучающиеся определяют необходимые задачи, которые необходимо выполнить в рамках проекта. Разрабатывают план работ, который включает этапы, сроки, ответственных лиц, ресурсы и ожидаемые результаты.
4. Оценка необходимых ресурсов. Обучающиеся определяют ресурсы, необходимые для реализации проекта, включая человеческие ресурсы, финансовые средства, оборудование, материалы и другие ресурсы.
5. Защита паспорта проекта. Паспорт проекта требуется защитить путем презентации его представителям партнерской организации, сообщества, заинтересованного в реализации проекта, наставнику проекта и другим заинтересованным сторонам. На защите требуется описать основные аспекты проекта, продемонстрировать содержательную согласованность документа, рассказать о значимости проекта, его потенциальных результатах и о том, как планируется достижение целей.
Защита паспорта проекта позволяет команде проекта представить свое видение и план действий, получить обратную связь и рекомендации. Защита паспорта проекта также обеспечивает понимание и поддержку со стороны заинтересованных сторон и помогает обеспечить успешное выполнение проекта.
Рекомендуется проект, который был защищен, размещать на платформу ДОБРО.РФ:
1. На сайте выбрать себе кейс и связаться с партнерской организацией.
2. На платформе завести проект по решению кейса, для этого нужно:
- завести аккаунт образовательной организации если еще нет на ДОБРО.РФ, став организатором (dobro.ru/kb/category/16);
- создать проект от имени образовательной организации, проект по решению кейса (dobro.ru/kb/article/41);
- создать мероприятие ("Доброе дело"), чтобы зарегистрировать студентов, которые войдут в команду проекта (dobro.ru/kb/article/25);
- связать мероприятие с проектом (dobro.ru/kb/article/79);
- студентам разослать ссылку на регистрацию на мероприятие "Доброе дело" и одобрить заявки тех, кто попадет в команду и после проставить им часы (dobro.ru/kb/article/11).
Также рекомендуется посмотреть отдельный записанный вебинар по работе с платформой - dobro.ru/kb/article/139.
Раздел 5. Реализация общественного проекта
Раздел "Реализация общественного проекта" является ключевым шагом, на котором команда проекта разрабатывает и реализует конкретное решение проблемы, с которой они работают. В этот период обучающиеся используют свои навыки, знания и опыт, полученные в ходе обучения, для достижения поставленных целей проекта и позитивных изменений в обществе.
Основные шаги раздела "Реализация общественного проекта" в проекте обучения служением:
1. Прототипирование. На этапе прототипирования команда создает прототип или модель продукта или решения. Прототип может быть физическим, виртуальным или концептуальным, он служит для тестирования функциональности, оценки эргономики и сбора обратной связи. Усовершенствование прототипа происходит на основе полученных результатов, и он служит основой для создания финального продукта.
2. Разработка и реализация. На этой стадии команда приступает к разработке и реализации решения или продукта. Разработка может включать программирование, дизайн, создание материалов или любые другие действия, необходимые для создания конечного продукта. Команда выполняет свои задачи, собирает данные и обеспечивает координацию для качественной реализации решения.
3. Тестирование и улучшение. Созданный продукт или решение подвергаются тестированию. Это позволяет команде проверить функциональность, эффективность и соответствие гипотезе, которая была выдвинута на предыдущих этапах. Обнаруженные недочеты или проблемы решаются, а продукт или решение улучшаются в соответствии с полученной обратной связью.
4. Оценка. После завершения разработки команда оценивает полученный результат и сравнивает его с изначальными целями проекта. Обосновывается эффективность и значимость продукта или решения, а также фиксируется вся необходимая документация для последующего использования.
Команда также должна оценить эффективность продукта или решения на основе обратной связи от заинтересованных сторон. Участники проекта исправляют ошибки, если они есть, и вносят улучшения, чтобы максимизировать пользу и эффективность продукта или решения.
Раздел 6. Подведение итогов и рефлексия деятельности
Подведение итогов реализации общественного проекта обучения служением и подготовка соответствующего отчета позволяют оценить выполненную работу, отрефлексировать опыт, поделиться результатами.
Основные шаги раздела "Подведение итогов и рефлексия деятельности" в проекте обучения служением:
1. Анализ выполненных целей. Обучающиеся должны оценить, насколько успешно достигнуты поставленные цели проекта; рассмотреть, какие результаты были достигнуты и соотнести их с начальными целями.
2. Оценка достигнутых результатов. Обучающиеся должны проанализировать достигнутые результаты и определить их значимость для целевой аудитории; разобраться в основных изменениях или преимуществах, которые проект принес сообществу.
3. Рефлексия и уроки, извлеченные из проекта. Обучающиеся должны проанализировать проект и свой опыт в рамках обучения служением; рассмотреть, что обучающиеся узнали о себе, своих навыках, проблемах, с которыми столкнулись, и какие уроки они извлекли из выполненной работы.
4. Оценка собственного вклада. Обучающиеся должны оценить свой собственный вклад в проект и взаимодействие с командой и целевой аудиторией; рассмотреть, какие навыки или качества они развили, на какие проблемы обратили внимание, и как работа сказалась на результатах проекта.
5. Обратная связь и рекомендации. Обучающиеся должны подготовить рекомендации для будущих участников проекта, основанные на полученном опыте, обсудить, что можно улучшить, какие советы можно предложить для достижения лучших результатов в будущем.
После подведения итогов необходимо составить отчет по проекту. Ключевые элементы отчета могут включать:
1. Введение. Вводная часть, в которой резюмируются цели проекта и его контекст.
2. Описание проекта. Подробное описание проекта, включая его цели, задачи, методы работы и изменения, предпринятые в ходе реализации.
3. Результаты и достижения. Отчет о достигнутых результатах, связанных с поставленными целями проекта. Сюда необходимо включить конкретные численные и качественные данные, примеры или иллюстрации, чтобы визуально продемонстрировать результаты.
4. Анализ и оценка. Рефлексия над выполненной работой, оценка значимости проекта и его результатов, анализ успешных стратегий и проблемных ситуаций.
5. Уроки и рекомендации. Извлечение уроков из проекта и рекомендации для возможных будущих участников. Обсуждение того, что можно улучшить и какие рекомендации дать для успешной реализации подобных проектов.
6. Заключение. Заключительные мысли и благодарности участникам, и организациям, вовлеченным в проект.
Составление отчета поможет обучающимся усвоить и оценить свою работу, а также поделиться результатами и опытом с другими. Отчет также служит как ориентир и руководство для будущих участников проектов обучения служением.
3. Оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
В контексте деятельностного подхода, к которому относится обучение служением, рекомендуется применять критериально-ориентированное оценивание результатов обучения. Порядок оценки в рамках общественного проекта обучения служением определяется содержанием этапов реализации общественного проекта.
Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации используются следующие оценочные средства:
- Самооценка студентов.
- Взаимооценка студентов.
- Оценка наставником.
- Оценка со стороны сообщества.
- Рефлексия.
- Защита проекта.
- Отчет по проекту.
4. Фонды оценочных средств
В соответствии с критериально-ориентированным подходом ниже представлены критерии для оценки различных сторон общественного проекта обучения служением.
Самооценка обучающихся
Самооценка является одним из наиболее важных инструментов формирующего оценивания при осуществлении образовательного процесса в условиях реализации проекта по методике обучения служением. Проводя самооценку, обучающиеся могут оценить свой прогресс, определить свои сильные и слабые стороны, а также разработать стратегии для улучшения своих знаний и навыков.
Критерии самооценки в обучении служением могут варьироваться в зависимости от конкретного проекта или направления подготовки.
1. Достижение целей. Обучающиеся могут поставить перед собой определенные цели, связанные с учебными достижениями, опытом служения, личностным ростом и т.д. Проводя самооценку, они могут оценить, насколько успешно достигнуты цели и что нужно сделать, чтобы их достичь.
2. Оценка вклада. Обучающиеся могут оценить свой вклад, используя критерии, связанные с количеством часов, качеством работы, влиянием на сообщество и т.д. Это поможет им понять, какие аспекты своей деятельности они выполнили хорошо, а где у них есть возможности для улучшений.
3. Обратная связь от наставника. Обучающиеся могут использовать обратную связь, полученную от наставника проекта, чтобы провести самооценку. Они могут оценить свой прогресс, основываясь на комментариях и рекомендациях, которые им были даны в процессе обучения служением.
4. Рефлексия и самоанализ. Важной частью самооценки является рефлексия и самоанализ. Обучающиеся могут задавать себе такие вопросы, как "Что я сделал хорошо?", "Что могу сделать лучше?", "Какие уроки я извлек из своего опыта?". Ответы на эти вопросы помогут студентам осознать свое развитие и определить области для улучшения.
В конце самооценки обучающиеся могут разработать план действий для достижения своих целей и улучшения в необходимых областях. Важно помнить, что самооценка - это процесс, поэтому обучающиеся должны быть готовы к непрерывной рефлексии и развитию своих навыков на протяжении всего проекта.
Взаимная оценка студентов
Взаимная оценка студентов - это процесс, при котором обучающиеся оценивают работу и вклад своих коллег по проектной команде. Это важный аспект образовательного процесса, так как он способствует развитию коллективного сотрудничества, саморефлексии и улучшению работы каждого участника проекта.
Критерии взаимной оценки студентов:
1. Сотрудничество и коммуникация. Обучающиеся должны оценить, насколько эффективно и созидательно каждый участник проекта взаимодействовал и общался с остальными участниками. Это может включать способность слушать и уважать мнение других, делиться своими идеями и способность совместно решать проблемы.
2. Качество работы. Один из критериев для взаимной оценки - это качество работы, выполненной каждым участником. Обучающиеся могут оценить, насколько точно был выполнен проект, насколько хорошо были реализованы предложенные идеи и предложения, а также насколько ценен вклад каждого члена группы.
3. Участие и активность. Взаимная оценка также может включать оценку активности и участия каждого участника в групповой работе. Обучающиеся оценивают, насколько участник был активным, вовлеченным и готовым работать в команде.
4. Надежность и ответственность. Важный аспект взаимной оценки - это надежность и ответственность каждого участника проекта. Обучающиеся могут оценить, насколько каждый участник выполнял свои обязанности и соблюдал сроки, а также насколько можно было положиться на каждого участника.
После взаимной оценки обучающиеся могут обсудить результаты и дать обратную связь своим коллегам для дальнейшего роста и улучшения. Важно помнить, что взаимная оценка должна быть объективной, справедливой и конструктивной для максимальной пользы каждого участника.
Оценка наставником
В методике обучения служением важную роль играет наставник, который ориентирует и поддерживает студентов в процессе их участия в общественном проекте. Оценка студентов наставником имеет значение, так как помогает им в определении своих сильных и слабых сторон, поощрении развития и взаимодействии с командой.
Критерии, по которым наставник может оценивать студентов в общественном проекте:
1. Профессиональное поведение. Наставник может оценить, насколько обучающиеся демонстрируют культуру профессионального поведения во время реализации общественного проекта. Эта оценка включает такие аспекты, как ответственность, пунктуальность, рабочую этику, уважение к правилам и нормам проекта.
2. Работа в команде. Наставник может оценить, насколько активно обучающиеся взаимодействуют и вносят вклад в работу команды, в достижение целей проекта. Работа в команде может включать способность эффективно коммуницировать, сотрудничать и решать проблемы вместе с другими членами команды.
3. Развитие навыков. Наставник может оценить, насколько успешно обучающиеся развивают свои навыки и компетенции в процессе реализации общественного проекта. Это может быть связано с улучшением навыков руководства, аналитического мышления и других навыков, которые являются образовательными целями проекта.
4. Участие и вовлеченность. Наставник может оценить уровень участия и вовлеченность студентов в реализацию проекта. Он может обратить внимание на то, насколько обучающиеся активно и плодотворно участвуют во всех аспектах проекта, начиная от планирования и заканчивая рефлексией и обратной связью.
5. Постановка целей и достижение результатов. Наставник может оценить, насколько обучающиеся успешно ставят себе цели и достигают результатов в процессе проектной деятельности. Эта оценка включает оценку прогресса по отношению к целям, продуктивности работы и достижению результатов.
Важно отметить, что оценка наставника должна быть объективной, справедливой и основываться на конкретных показателях и наблюдениях. Это обратная связь для развития студентов и помощи им в их обучении и росте.
Оценка со стороны сообщества
Оценка со стороны сообщества также важна для проектов обучения служением. Ниже приведены некоторые критерии, которые могут использоваться для оценки со стороны сообщества.
1. Эффективность для сообщества. Способствовал ли проект улучшению качества жизни в сообществе или решению конкретной проблемы? Удовлетворены ли потребности сообщества?
2. Взаимодействие с сообществом. Насколько активно сообщество участвовало в процессе реализации проекта? Была ли у сообщества возможность влиять на ход реализации проекта? Способствовал ли проект улучшению отношений между учащимися и сообществом или между различными группами внутри сообщества?
3. Долгосрочный эффект. Существуют ли планы или перспективы для продолжения проекта или его влияния на будущее? Хороший проект обучения служением должен оставить устойчивый след в сообществе.
4. Развитие студентов. Сообщество также может оценить вклад опыта в обучение и развитие студентов. Смогли ли обучающиеся развить свои знания, навыки и понимание сообщества и общественных проблем?
Оценка со стороны сообщества играет ключевую роль во всесторонней оценке эффективности и влияния проекта.
Оценка паспорта проекта
Паспорт проекта в рамках реализации общественного проекта "Обучение служением" представляет собой документ, который содержит основные характеристики проекта, его цели, задачи, ресурсы и ожидаемые результаты. Критериальная оценка паспорта проекта помогает студенческой проектной команде понять, насколько хорошо задуман и спланирован проект.
Критерии для оценки паспорта проекта в рамках обучения служением:
1. Цели и задачи. Оценка должна включать анализ целей и задач, определенных в паспорте проекта. Критерии оценки могут быть связаны с тем, насколько ясные, конкретные и достижимые поставлены цели, а также насколько хорошо определены задачи, которые должны быть выполнены для достижения этих целей.
2. Ресурсы и бюджет. Паспорт проекта должен содержать информацию о ресурсах, которые требуются для его реализации, и при необходимости о бюджете, выделенном на проект. Оценка паспорта проекта может включать анализ доступности и эффективного использования ресурсов, а также их соответствия запланированным задачам.
3. Методы и план работы. Паспорт проекта должен содержать описание методов и плана работы, которые будут использоваться для достижения целей. Оценка может включать анализ этих методов и плана работы на предмет их доступности, реалистичности и эффективности в контексте проекта. План работы должен включать план рефлексивных мероприятий.
4. Ожидаемые результаты и показатели. Паспорт проекта должен содержать ожидаемые результаты и показатели, чтобы определить, насколько успешно проект будет выполнен. Оценка может включать анализ ожидаемых результатов и показателей на предмет их ясности, измеримости и связи с поставленными целями. Оценка паспорта проекта может включать анализ воздействия проекта на целевую аудиторию или проблему, которую проект решает.
Важно, чтобы оценка паспорта проекта проводилась в контексте конкретной ситуации. Критерии оценки могут быть адаптированы и дополнены с учетом особенностей проекта и его целей.
Рефлексия
В целях проведения текущего мониторинга реализации проекта обучения служением можно включать для обсуждения следующие вопросы:
Что я узнал во время этого этапа реализации проекта (всего проекта)? Этот вопрос поможет студентам осознать те новые знания и навыки, которые они приобрели.
Как этот опыт связан с моим обучением? Этот вопрос поможет студентам глубже осознать значение приобретенного практического опыта и обеспечивает связь между учебными материалами и опытом.
Каково мое влияние на сообщество? Этот вопрос усиливает чувство личной гражданской ответственности и служения обществу.
Что было для меня самым трудным и как я справился с этими трудностями? Этот вопрос помогает студентам развивать навыки решения проблем и преодоления препятствий.
Смогу ли я применить полученные знания и опыт в будущих проектах?
Этот вопрос затрагивает ценность обучения служением для долгосрочного развития студентов.
Предложение студентам этих вопросов для рефлексии поможет им прочнее усваивать полученные знания, глубже понять свою будущую профессию и ее влияние на развитие общества.
Защита проекта
Во время публичной защиты результаты реализации общественного проекта следует оценивать по следующим критериям.
1. Соответствие целям обучения. Проект должен служить достижению определенных учебных целей и результатов. Оценка должна учитывать, насколько хорошо обучающиеся связывают свою работу с образовательной программой.
2. Вклад в сообщество. Проект должен иметь явные положительные последствия для сообщества. Насколько значительным был вклад и чем он был ценен для сообщества?
3. Рефлексия и критическое мышление. Обучающиеся должны демонстрировать способность к рефлексии и критическому мышлению, анализируя и оценивая свой опыт.
4. Межличностные и коммуникационные навыки. Оценка должна учитывать, насколько хорошо обучающиеся работали в команде, их способность управлять конфликтами, их навыки общения и взаимодействия с другими.
5. Личностный рост и развитие. Также важно оценивать, как опыт обучения служением способствовал личному росту и развитию студентов. Это может включать в себя лидерские качества, самостоятельность, принятие инициативы и ответственности.
6. Качество выполненной работы. Работа студентов должна быть оценена по отношению к поставленным в проекте целям и заданным требованиям к их достижению.
Установление целей и требований к их достижению является неотъемлемой частью начального этапа проекта, результаты которого фиксируются в паспорте проекта.
Все эти критерии помогут обеспечить всестороннюю оценку проектов обучения служением, учитывающую как учебные и общественные результаты, так и развитие навыков и качеств личности.
Оценка отчета по проекту
Отчет по проекту в рамках обучения служением является важным средством документирования и оценки выполненной работы. Он дает возможность студентам поделиться своим опытом, достижениями и уроками, извлеченными из проекта. При оценке отчета по проекту для более всесторонней оценки работы студента следует учитывать несколько критериев.
Критерии, которые можно использовать для оценки отчета по проекту в рамках обучения служением:
1. Полнота и структура. Оценка должна включать анализ полноты и структуры отчета. Отчет должен быть организован, понятен, содержать введение, описание проекта, методы, результаты, анализ и заключение. Критерии оценки могут включать ясность, последовательность и полноту представленной информации.
2. Описание проекта и целей. Оценка должна учитывать ясность и точность описания замысла проекта и его целей. Отчет должен четко представлять задачи, контекст и ожидаемые результаты проекта. Критерии оценки могут включать понятность, конкретность и соответствие заданным целям.
3. Анализ результатов. Отчет должен содержать анализ достигнутых результатов, основанный на собранной информации и данных. Оценка может включать оценку глубины анализа, использованных методов и объективности оценки результатов. Критерии оценки также могут включать точность описания и четкость результатов.
4. Рефлексия и уроки, извлеченные из проекта. Важным аспектом отчета является рефлексия студентов и извлечение ими уроков и практических навыков из выполненного проекта. Оценка может включать анализ глубины рефлексии, применения полученного опыта и описания конкретных уроков и рекомендаций для будущей работы.
5. Связь с социальными изменениями. Оценка может учитывать, насколько хорошо отчет связан с целями позитивных социальных изменений. Эта оценка может включать описание внедренных изменений, их влияние на целевую аудиторию. Критерии оценки могут включать осознание связи академических знаний, гражданственности с социальными изменениями.
Критерии оценки могут варьироваться в зависимости от программы обучения и контекста проекта обучения служением, а также от поставленных целей проекта.
Оценивание в рамках промежуточной аттестации
Оценивание в рамках промежуточной аттестации рекомендуется проводить в форме дифференцированного зачета. При этом можно использовать традиционную или балльно-рейтинговую систему оценивания. Оценивание на промежуточной аттестации в рамках балльно-рейтинговой системы производится по 100-балльной шкале путем накопления баллов в течение реализации проекта с учетом применения приведенных выше инструментов текущего оценивания.
Оценивание по традиционной системе осуществляется, как правило, на основе результатов защиты проекта с применением шкалы "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено/не зачтено" для недифференцированного зачета.
Таблица соответствия балльно-рейтинговой системы и традиционной:
Диф. зачет |
Диф. зачет |
Зачет |
91-100 баллов |
отлично |
зачтено |
75-90 баллов |
хорошо |
зачтено |
60-74 балла |
удовлетворительно |
зачтено |
0-59 баллов |
неудовлетворительно |
не зачтено |
5. Перечень учебной литературы и дополнительных материалов, необходимых для освоения модуля
1. Обучение служением: Методическое пособие/Под редакцией О.В. Решетникова, С.В. Тетерского. - М.: АВЦ, 2020. - 216 с.
2. Гаете Сепулведа М.А. Обучение служением через проектно-прикладную деятельность Методические рекомендации для университетов/АНО "Агентство социальных инвестиций и инноваций", отв. ред. М.Ю. Славгородская. - М.: Грифон, 2022 г. - 90 с.
3. Белановский Ю.С., Ширшова И.В. Мир социального волонтерства. - М.: ГБУ города Москвы "Мосволонтёр", 2018. - 96 с.
4. Доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г./Д.И. Земцов, А.П. Метелев, А.В. Яшина [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023. - 24 с. - ISBN 978-5-7598-2788-7. - EDN QIPQVB.
5. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО: учебник/А.П. Метелев, Ю.С. Белановский, Н.И. Горлова и др.; отв. ред. И.В. Мерсиянова; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 456 с.
6. Проектное обучение: практики внедрения в университетах/Под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. - М., 2018. https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/376211321.pdf
7. Проектное обучение по образовательной программе "Организация работы с молодежью": учебное пособие/М.А. Бедулева, Л.Н. Боронина, Е.В. Зверева [и др.]; под общ. редакцией З.В. Сенук; М-во науки и высш. образования РФ. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. - 260 с. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/103650/1/978-5-7996-3300-4_2021.pdf
8. Основы проектной деятельности: учеб. пособие/C.Г. Редько [и др.]. - СПб., 2018. - 84с. https://elib.spbstu.ru/dl/2/s18-134.pdf/view
9. Применение проектного метода обучения в инженерном вузе: Учебное пособие/Павлова И.В., Шагеева Ф.Т., Хацринова О.Ю., Сангер Ф.А., Сунцова М.С. - В 2 частях, на русском и английском языке. - Казань: РИЦ "Школа", 2019. https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/276579/mod_resource/content/0/Учебное%20пособие_КНИТУ.pdf
10. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие/сост. И.М. Дудина; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2019. http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20190601.pdf
11. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО/Б.Р. Мандель. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018 https://rl.nubex.ru/s645-1e6/fl0872_9a/Основы%20проектной%20деятельности.pdf
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.