Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методические рекомендации по организации курсового проектирования в соответствии с подходом "Обучение служением"
1.1. Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления, защиты и оценивания курсовых проектов студентов, обучающихся по программам высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры) в соответствии с подходом "Обучение служением". Положения, определяющие требования к содержанию, объему и оформлению курсовых проектов с учетом специфики конкретных направлений подготовки/специальностей разрабатываются отдельно образовательной организацией высшего образования, а при необходимости, с учетом специфики структурного подразделения образовательного учреждения высшего образования (институт/факультет) на основе данных методических рекомендаций и утверждаются в установленном в образовательной организации высшего образования порядке.
1.2. Курсовой проект в соответствии с подходом "Обучение служением" является одним из видов учебной работы обучающихся, который выполняется студентом в соответствии с учебным планом в рамках учебной дисциплины, относится к виду самостоятельной работы и представляет собой исследования социально значимой проблемы общества, проводимые ими самостоятельно под руководством преподавателя по определенным темам дисциплин (модулей), в результате которого выполняется общественный проект, направленный на позитивные социальные изменения в обществе, которые достигаются путем применения профессиональных навыков студента, осваиваемых в рамках его основной образовательной программы. Курсовой проект выполняется студентом в обязательном порядке.
1.3. Курсовой проект в соответствии с подходом "Обучение служением" - документально оформленный результат самостоятельной работы обучающегося, целью и содержанием которой является развитие умений и навыков, осваиваемых в рамках его основной образовательной программы путем решения научных, экономических, технологических, художественных и иных социально значимых задач, а также достижение образовательных результатов: командная работа и лидерство, гражданская идентичность и солидарность, развитие убеждений и ценностных ориентаций, рефлексивность и осознанность, коллективизм и созидательный труд, профессионализм и ответственность. Особенностью курсового проекта, созданного в соответствии с подходом "Обучение служением", является наличие обоснованной проектной части с ожидаемым результатом, направленной на социальные изменения, представляющей собой результат изучения обучающимся определенной учебной дисциплины (модуля).
1.4. Целью выполнения курсовых проектов является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач, которые имеют позитивное социальное воздействие на общество, формирование компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных).
1.5. Задачами выполнения курсовых проектов являются:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков по учебным дисциплинам (модулям), в рамках которой выполняется курсовой проект;
- овладение методами решения социально-значимых задач с применением знаний, умений и навыков из будущей профессиональной деятельности обучающихся;
- формирование умений и навыков научно-исследовательской работы: работы со специальной и нормативной литературой, овладение современными методами поиска, обработки и использования информации;
- проведение обучающимися анализа ситуации в реальных социальных условиях для выявления актуальной проблемы, требующей проектного решения;
- постановка проблемы путем фиксации обучающимися содержания проблемы, выявления субъекта проблемы, а также всех заинтересованных сторон в данной ситуации;
- разработка обучающимися паспорта общественного проекта для решения выявленной проблемы;
- подготовка к написанию выпускной квалификационной работы (материалы курсовых работ могут входить в дипломную работу, которая будет реализовываться в соответствии с подходом "Обучение служением" в формате общественного проекта).
1.6. Курсовой проект рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (модулю) и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. Наименование дисциплин (модулей), по которым они предусматриваются, определяется учебным планом. В течение учебного года обучающийся может выполнить не более одного курсового проекта, если иное не предусматривается образовательным стандартом (при наличии) по соответствующему направлению подготовки/специальности.
1.7. Курсовые проекты рассматриваются как форма промежуточной аттестации с формой итогового контроля - дифференцированный зачет. Полные названия курсовых проектов и оценки вносятся в экзаменационные ведомости, зачетные книжки обучающихся и в приложения к дипломам.
1.8. В рамках выполнения курсового проекта обучающиеся демонстрируют достижение следующих образовательных результатов:
- Обучающиеся проявляют способность к совместной проектной деятельности на благо общества, отдельных сообществ и граждан, учитывая социальный контекст и действуя с учетом целей общественного развития; понимают важность лидерства и развивают навыки эффективного лидерства, способные влиять на позитивные изменения в обществе (УК-1, УК-2, УК-3).
- Обучающиеся осознают свою гражданскую идентичность - чувствуют принадлежность к государству, обществу, культурному и языковому пространству страны, осознают свою ответственность за будущее страны; проявляют активную гражданскую позицию и гражданскую солидарность (УК-3, УК-5).
- Обучающиеся обнаруживают развитие собственных взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, благодаря реализации проектов, направленных на общественное развитие, процветание страны и ее граждан; выражают приверженность традиционным российским ценностям (УК-2, УК-3, УК-5).
- Обучающиеся эффективно применяют рефлексивные практики для осмысления результатов и присвоения опыта реализации общественных проектов; осознают взаимосвязь между академическими знаниями, гражданственностью и позитивными социальными изменениями; осознанно используют академические знания и умения для достижения целей общественного развития (УК-3, УК-5).
- Обучающиеся демонстрируют способность сочетать собственные интересы с общественными и государственными в рамках конструктивной деятельности; нацелены на получение общественно-полезного результата; осознают значимость созидательного труда для развития российского общества и государства; проявляют инициативное стремление к активной деятельности на благо государства и общества (УК-1, УК-2, УК-3).
- Обучающиеся способны использовать свой профессиональный потенциал и опыт во благо российского общества. Осознают свою профессиональную ответственности за развитие своей страны. Понимают значение будущей профессии для общественного развития.
Универсальные и профессиональные компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения курсового проекта определяются образовательной организацией высшего образования в соответствии с основной образовательной программой и общей характеристикой основной образовательной программы.
1.9. Тематика курсовых проектов разрабатывается и утверждается в установленном образовательной организацией порядке. Для формулирования тем курсовых проектов, выполняемых в соответствии с подходом "Обучение служением" необходимо привлечь партнерские для образовательной организации организации: муниципальные и региональные органы власти, бюджетные организации, выполняющие социально-значимые работы, некоммерческие организации различных видов, компании, реализующие программы корпоративной социальной ответственности, и другие организации. Партнерскими организациями также могут выступать добро.центры, ресурсные центры добровольчества.
1.10. Обучающий может выбрать тему курсового проекта из числа тем, предложенных образовательной организацией, а также может самостоятельно предложить тему курсового проекта с обоснованием ее целесообразности и вовлеченности в этот проект партнерской организации.
1.11. Для выполнения курсового проекта студенту назначается руководитель, который может быть:
- преподаватель, ведущий данную дисциплину (лекционные и/или практические занятия);
- преподаватель, не ведущий данную дисциплину, но обладает компетенциями в сфере курсового проекта;
- приглашенный специалист, в т.ч. из числа представителей партнерских организаций.
1.12. Руководитель совместно с обучающимся:
- составляет задание на курсовой проект и план-график выполнения курсового проекта в соответствии с подходом "Обучение служением" (в задании формулируется общественная ситуация и главная проблема, с которой обучающийся будет работать в рамках курсового проекта, партнерская организация, на базе которой будет выполнятся курсовой проект);
- организует систематические консультации с целью оказания организационной и методической помощи обучающемуся;
- следит за осуществлением выполнения работы в соответствии с планом-графиком,
- проверяет содержание завершенной работы,
- формирует отзыв на курсовой проект с учетом обратной связи от партнерской организации, на базе которой выполняется курсовой проект.
1.13. Курсовой проект имеет следующую структуру:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основной текст, в т.ч.:
- актуальность и значимость общественного проекта;
- детализация планирования общественного проекта;
- социальные изменения, к которым приведет реализация общественного проекта;
- заключение;
- список литературы;
- приложения (одно из обязательных приложений - паспорт общественного проекта)
1.14. Требования к текстовой части курсового проекта - введению, основному тексту, заключению - прописываются в положениях/методических рекомендациях, разработанных образовательной организацией, с учетом специфики направлений подготовки/специальностей.
1.15. Аттестация по курсовым проектам является элементом промежуточной аттестации обучающихся и осуществляется в соответствии с порядком организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся в образовательной организации.
1.16. Формой аттестации студента по результатам выполнения курсового проекта является дифференцированный зачет с оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
1.17. Аттестация по курсовым проектам производится в виде ее защиты проекта. Процедура защиты курсового проекта с учетом специфики конкретных специальностей и направлений подготовки высшего образования устанавливается образовательной организацией.
1.18. Критериями оценки курсового проекта являются:
- Актуальность: Оценивается, насколько проект соответствует потребностям целевой аудитории общественного проекта и решает актуальные проблемы общества.
- Цели и задачи: Оценивается ясность и конкретность поставленных целей и задач общественного проекта, а также их соответствие общественным потребностям и ожиданиям.
- Методология и подходы: Оценивается выбор и применение методологии, инструментов и подходов, используемых в проекте для достижения поставленных целей и решения задач.
- Результаты и достижения: Оценивается конкретные результаты и достижения общественного проекта, включая улучшение образовательных показателей, повышение качества образования или создание новых возможностей для обучения.
- Устойчивость и долгосрочность: Оценивается устойчивость и долгосрочность проекта, его потенциал для продолжения и развития после завершения курсового проекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.