Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 10 октября 2023 года N 242
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Адыгея
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Адыгея, в том числе подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта Республики Адыгея, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта Республики Адыгея, устанавливающего обязательные требования.
2. Для целей настоящего Порядка под регулирующим органом понимается орган исполнительной власти Республики Адыгея, осуществляющий нормативное правовое регулирование, государственный контроль (надзор) в соответствующей сфере общественных отношений, в которой действуют обязательные требования.
3. Регулирующие органы устанавливают обязательные требования и проводят оценку их применения с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Закон об обязательных требованиях).
II. Порядок установления обязательных требований
1. При установлении обязательных требований должны быть определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
а) осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
б) лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
в) результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности);
5) органы исполнительной власти Республики Адыгея, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
2. Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта.
3. Положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, могут вступать в силу в иные, чем указано в пункте 2 настоящего раздела сроки, если регулирующим органом установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
4. Нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня вступления его в силу.
5. Решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия принимается на срок не более шести лет в порядке, определенном разделом III настоящего Порядка.
6. В отношении проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, проводится оценка регулирующего воздействия в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 декабря 2014 года N 310 "О некоторых вопросах проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Адыгея и экспертизы нормативных правовых актов Республики Адыгея" (с последующими изменениями).
III. Порядок оценки применения обязательных требований
1. Целями оценки применения обязательных требований являются комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
2. Процедура оценки применения обязательных требований включает следующие этапы:
1) формирование и утверждение перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке (далее - перечень);
2) проведение оценки достижения целей введения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, включенных в перечень, а также целей, предусмотренных пунктом 1 настоящего раздела, подготовка и рассмотрение доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад);
3) принятие решения о продлении срока действия нормативного правового акта Республики Адыгея, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта Республики Адыгея, устанавливающего обязательные требования.
3. Регулирующий орган в целях оценки применения обязательных требований ежегодно по каждой сфере общественных отношений, в которой действуют обязательные требования и реализуются его полномочия, формирует проект перечня в следующем порядке:
1) нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от четырех до шести лет, включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за три года до окончания срока действия;
2) нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от трех до четырех лет, включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за два года до окончания срока действия;
3) нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет менее трех лет, включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за один год до окончания срока действия.
4. Регулирующий орган в целях публичного обсуждения проекта перечня не позднее 1 сентября, предшествующего году подготовки проекта доклада, размещает на Интернет-странице регулирующего органа официального Интернет-сайта органов исполнительной власти Республики Адыгея (www.adygheya.ru) (далее - официальный сайт) проект перечня с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения и срока публичного обсуждения проекта перечня.
5. Одним из способов подачи предложений должно быть предусмотрено направление предложений на адрес электронной почты регулирующего органа.
6. Срок публичного обсуждения проекта перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
7. Регулирующим органом в целях публичного обсуждения проекта перечня при необходимости проводятся совещания, мероприятия с участием контролируемых лиц, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Адыгея.
8. Регулирующий орган в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения рассматривает все поступившие предложения и формирует по каждому предложению мотивированное заключение об их учете (в том числе частичном) или об отклонении и размещает на официальном сайте результаты публичного обсуждения, включающие перечень предложений и мотивированные заключения об их учете (в том числе частичном) или об отклонении.
9. В срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году подготовки проекта доклада, доработанный с учетом результатов публичных слушаний и утвержденный руководителем регулирующего органа перечень размещается регулирующим органом на официальном сайте.
10. Регулирующий орган в срок не позднее 25 февраля года, следующего за годом утверждения перечня, проводит оценку достижения целей введения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, включенных в перечень, а также целей, предусмотренных пунктом 1 настоящего раздела, и готовит проект доклада, включающий комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, предусмотренных перечнем, по соответствующей сфере общественных отношений.
11. Источниками информации для подготовки проекта доклада являются:
1) результаты мониторинга в установленной сфере деятельности, проводимого регулирующим органом;
2) результаты анализа осуществления контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности;
3) результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
4) обращения, предложения и замечания контролируемых лиц, поступившие в том числе в рамках публичного обсуждения проекта перечня;
5) иные сведения, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить результаты применения обязательных требований.
12. В проект доклада включается следующая информация:
1) общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
2) результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта;
3) выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту.
13. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
1) перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требований, в том числе источники официального опубликования нормативных правовых актов;
2) сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
3) период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
4) общая характеристика общественных отношений, включая сферу осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группы общественных отношений), на регулирование которых направлена система обязательных требований;
5) нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений;
6) цели введения обязательных требований (группы обязательных требований) для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков).
14. Результаты оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать следующую информацию о системе обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, в том числе для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта:
1) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Законом об обязательных требованиях;
2) информация о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
3) сведения об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
4) количество и анализ содержания обращений контролируемых лиц в регулирующие органы, связанных с применением обязательных требований;
5) количество и анализ содержания вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
6) иные сведения, которые позволяют оценить применение обязательных требований и достижение целей их установления.
15. Выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту один из следующих выводов:
1) о целесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) без внесения изменений в нормативный правовой акт;
2) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт (с описанием предложений);
3) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений.
16. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт формулируется при выявлении одного из следующих случаев:
1) несоответствие системы обязательных требований или отдельных обязательных требований принципам Закона об обязательных требованиях, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу;
2) недостижение обязательными требованиями целей их введения;
3) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая, в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов контролируемых лиц на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
4) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
5) наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
6) наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
7) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
17. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости отмены (признании утратившим силу) нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, его отдельных положений может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 16 настоящего раздела, а также при выявлении хотя бы одного из следующих случаев:
1) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких или одном нормативном правовом акте;
2) отсутствие у регулирующего органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
18. В целях публичного обсуждения проекта доклада регулирующий орган не позднее 1 марта, следующего за годом утверждения перечня, размещает проект доклада на официальном сайте с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения и срока публичного обсуждения проекта доклада.
19. Публичное обсуждение проекта доклада осуществляется в порядке, установленном пунктами 5 - 8 настоящего раздела для публичного обсуждения проекта перечня.
20. Регулирующий орган до 1 июня года, следующего за годом утверждения перечня, дорабатывает (при необходимости) доклад с учетом предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения проекта доклада, размещает доработанный доклад на официальном сайте и направляет его для рассмотрения в общественный совет, образуемый регулирующим органом.
21. Общественный совет в течение 15 рабочих дней со дня поступления доклада рассматривает его на своем заседании и принимает по каждому отраженному в докладе нормативному правовому акту, содержащему обязательные требования, решение о необходимости продления срока его действия, внесения в него изменений, отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений либо о проведении в отношении указанного нормативного правового акта оценки фактического воздействия.
22. Общественный совет направляет решение, указанное в пункте 21 настоящего раздела, в регулирующий орган в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.
23. В случае принятия общественным советом в соответствии с пунктом 21 настоящего раздела решения о необходимости продления срока действия нормативного правового акта, внесения в него изменений, отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений, регулирующий орган в течение 3 месяцев со дня принятия общественным советом указанного решения издает соответствующий нормативный правовой акт с соблюдением требований пунктов 3, 5 раздела II настоящего Порядка.
24. В случае принятия общественным советом в соответствии с пунктом 21 настоящего раздела решения о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, регулирующий орган проводит указанную оценку в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.