г. Краснодар |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А63-19233/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истцов - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993) - Владимировой О.В. (доверенность от 06.09.2019) и Лысенко С.А. (доверенность от 24.01.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Арго+" (ИНН 2626033609, ОГРН 1052600113830) - Акопджанова Д.Ю. (доверенность от 18.12.2018),в отсутствие истца - государственного казенного учреждения Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арго+" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А63-19233/2017, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) и ГКУ Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения" (далее - учреждение) обратились в арбитражный суд с иском к ООО "Арго+" (далее - общество) о расторжении государственного контракта от 30.06.2005 N 19/1 и взыскании 478 135 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2019 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Решением от 11.10.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 23.12.2019, исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с общества в пользу министерства штраф в размере 478 135 тыс. рублей за невыполненные работы, государственный контракт от 30.06.2005 N 19/1 расторгнут.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает на то, что продление срока действия контракта вызвано недостаточным финансированием со стороны заказчика, вина подрядчика в неисполнении контракта отсутствует. Суды сделали ошибочный вывод об отсутствии согласования дополнительных работ с заказчиком, а также о том, что необходимость выполнения дополнительных работ возникла в связи с нарушением обществом срока выполнения работ. Суды не выполнили указания суда кассационной инстанции в части исследования дополнительных доказательств.
В отзыве на жалобу министерство просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, министерство (государственный заказчик), ГУП СК "Ставропольский центр государственного мониторинга природных ресурсов" (заказчик-застройщик) и общество (подрядчик) заключили государственный контракт от 30.06.2005 N 19/1 (далее - контракт) на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту "Противопаводковые мероприятия по реке Бугунта в г. Ессентуки"
Стоимость работ и затрат составила в базовых ценах 2001 года 129 086 тыс. рублей, в том числе НДС 18% (пункт 2.1 контракта). Лимит на 2005 год в текущих ценах определен в размере 530 354 рублей 34 копеек, из которых затраты заказчика составляют 522 399 рублей 34 копеек, затраты заказчика-застройщика - 7955 рублей (1,5% от стоимости строительно-монтажных работ).
Контрактом предусмотрено, что стоимость строительства может быть изменена сторонами путем составления дополнительного соглашения в случае изменения действующих цен и тарифов, законодательства или выхода новых нормативных документов в процессе действия контракта (пункт 2.2 контракта). Оплата выполненных работ производится на основании счетов-фактур и актов приемки выполненных работ формы N КС-2 и КС-3 (пункт 7.2 контракта).
Работы по государственному контракту должны производиться в соответствии с графиком производства работ (приложение N 1 к государственному контракту). В случае, если в процессе выполнения работ возникает необходимость внесения в график работ изменений, вызывающих увеличение срока строительства, такие изменения должны вноситься по согласованию сторон в письменной форме (пункт 3.2).
Срок начала работ определен в государственном контракте - с момента подписания, срок окончания работ - 30.12.2009.
Дополнительным соглашением от 15.12.2014 N 26 к государственному контракту от 30.06.2005 N 19/1 пункт 3.5 раздела 3 "Сроки строительства" установлен срок - по 31.12.2015, по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Истцы провели анализ выполнения работ по контракту и установили следующее.
Первый пусковой комплекс объекта построен в соответствии с проектной документацией, получено разрешение на эксплуатацию.
Второй пусковой комплекс: ПК 9+10,195 - ПК 15+33 (секции 50 - 86) - 36 штук протяженностью 622,805 м. По состоянию на 16.01.2016 смонтирована 21 секция водопроводящего лотка (секция 50 - 71): ПК 9+10,2 - ПК 12+845, не смонтировано 15 секций протяженностью 248,5 м (секции 72 - 86).
Третий пусковой комплекс: ПК 15+33 - ПК 22 + 55 (секции 87 - 129) - 42 штуки протяженностью 722 м. По состоянию на 16.01.2016 смонтировано 12 секций водопроводящего лотка (секции 91 94): ПК 15+99,6 - ПК 16+60 длиной 60,4 м; (секции 118 - 126): ПК 20+60 - ПК 22+05,3 - длиной 145,3 м. Всего на 3-м пусковом комплексе смонтировано 205,7 м водопроводящего лотка. По состоянию на 01.12.2016 не смонтирована 31 секция протяженностью 516,3 м (секции 87 - 90, секции 95 - 117, секции 127 - 129).
Четвертый пусковой комплекс: ПК 22 + 55 - ПК 29+60,63 (секции 130 - 171) - 41 штука протяженностью 705,63 м. Смонтировано 24 секции водопроводящего лотка протяженностью 426,03 м (секции 131 - 147): ПК 22+76 - ПК25+50 - длиной 274 м; (секции 163 - 171) ПК 28+08.6 - ПК29+60,63 - длиной 152,03 м. По состоянию на 01.12.2016 не смонтировано 17 секций протяженностью 279,6 м (секции 130, секции 147 - 162).
Пятый пусковой комплекс: ПК 29+60 - ПК 48+11 (секции 172 - 279) смонтированы. На всем протяжении железобетонного водопроводящего лотка должны быть смонтированы 4 автодорожных моста и 12 пешеходных. По состоянию на 01.12.2016 построено 2 автомобильных моста: ул. Октябрьская (ПК 7+80) и на ПК 5+22.
Согласно акту обследования от 01.12.2016 остались невыполненными следующие работы, предусмотренные проектной документацией:
1) не построены 1044,4 погонных метров водопроводящего 5 лотка; общество не приступало к строительству автомобильных мостов на ул. Гаевского (ПК 15+61) и ул. Кисловодской (ПК 26+80);
2) не выполнены работы по устройству пешеходных мостов: ПК 13+42 пер. Володарского, ПК 14+52,5 ул. Горького, ПК 17+00 ул. Подкумская, ПК 18+50,5 ул. 9 Января, ПК 20+68,5 ул. Кольцевая, ПК 22+19,5 ул. Бол. Боргустанская, ПК 25+70,7 пер. Луначарского;
3) не выполнен переход газопровода среднего давления в районе ул. Гаевского (пивзавод);
4) водопроводящий лоток на своем пути в 4-х местах пересекает существующие канализационные коллекторы (по улицам Октябрьская, Чапаева, 9 Января и Кисловодская) и водопроводы в 13-ти местах;
5) не построен канализационный коллектор (КК) по ул. 9 Января (ПК 18+58,5) - 3-й пусковой комплекс ПК15+33 - ПК 22+55, а так же водопроводы (В): ул. Подкумская (ПК 17+02), ул. 9 Января (ПК 18+64,5), ул. Б. Боргустанская (ПК 22+14,5);
6) на 4-ом пусковом комплексе (ПК 22+55 - ПК 29+60,63) не построены водопроводы пересекаемые лотком: ул. Кольцевая (ПК 23+95), пер. Луначарского (ПК 25+73), ул. Кисловодская (ПК 26+92,5).
По состоянию на 01.01.2016 стоимость выполненных работ и затрат в ценах 2001 года составила 141 994 600 рублей и оплачена заказчиком в полном объеме.
Полагая, что общество принятые на себя обязательства по контракту надлежащим образом не исполнило, в согласованный срок работы в полном объеме не выполнило, министерство и учреждение направили ответчику претензии от 14.09.2017 N 01/10-6656 и от 15.09.2017 N 01-7-424 с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон и уплатить неустойку за просрочку исполнения обязательства.
Претензии оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения министерства и учреждения с иском в арбитражный суд.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статьи 740 Гражданского кодекса по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса установлено, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 766 Гражданского кодекса или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Оплата выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса - после окончательной сдачи результата работы, при условии, что последняя выполнена надлежащим образом и в согласованный срок (статья 746 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусмотрены дополнительные ограничения возможности изменения государственного или муниципального контракта. Причем эти ограничения установлены как для подрядчика, так и для государственного (муниципального) заказчика и обусловлены тем, что заключению государственного или муниципального контракта предшествует выбор исполнителя по конкурсу, при проведении которого участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.
Закон N 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства; эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования; обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного Закона.
Статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что Закон N 94-ФЗ утратил силу с 01.01.2014 в связи со вступлением в силу Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ указанный Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, то есть после 01.01.2014.
Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) определено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.
В случае уменьшения соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны государственного контракта должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. При этом подрядчику предоставлено право требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (статья 767 Гражданского кодекса).
Таким образом, изменение государственного контракта возможно лишь при наличии определенных законом обстоятельств.
В соответствии с пунктом 30 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию" сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с привлечением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета. Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 01.01.2000.
По решению Правительства Российской Федерации осуществляется разработка и применение индивидуальных сметных нормативов в случаях, когда в проектной документации предусмотрены технология производства работ, условия труда и поставка ресурсов, отсутствующие или отличные от технологий, которые учтены в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов.
Суды установили, что решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2009 по делу N А63-17185/2009 пункт 2.1 контракта, на основании которого определялась цена работ, изложен в новой редакции: Стоимость работ и затрат по строительству договорного объекта согласно проектно-сметной документации в базовых ценах 2001 года составляет 129 086 тыс. рублей, в том числе НДС 18 %. Лимит на каждый год на строительно-монтажные работы определяется в текущих ценах с учетом применения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рассчитанных Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Министерства регионального развития Российской Федерации в части финансирования из федерального бюджета и Государственным учреждением архитектуры и градостроительства Ставропольского края в части финансирования из краевого бюджета.
Оплата за выполненные подрядные работы согласно пункту 2.1 контракта в редакции дополнительного соглашения N 25 от 01.09.2014 установлена в базовых ценах 2001 года в сумме 141 994 тыс. рублей, что предполагает при определении стоимости выполненных работ в целях их оплаты применение текущих индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ.
Пунктом 2.2 контракта предусмотрено, что стоимость строительства может быть изменена сторонами путем составления дополнительного соглашения в случае изменения действующих цен и тарифов, законодательства или выхода новых нормативных документов в процессе действия контракта. Срок начала работ определен в государственном контракте - с момента его подписания, срок окончания работ - 30.12.2009.
Дополнительным соглашением от 22.09.2005 N 1 установлено, что стоимость работ и затрат по строительству объекта согласно проектно-сметной документации в базовых ценах 2001 года составляет 192 473 200 рублей, лимит на 2005 год на строительно-монтажные работы - 9 449 878 рублей 24 копейки. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета.
Дополнительным соглашением от 28.04.2006 N 2 установлено, что стоимость работ и затрат по строительству объекта согласно проектно-сметной документации в базовых ценах 2001 года составляет 192 473 200 рублей, лимит на 2006 год на строительно-монтажные работы - 50 млн рублей из средств федерального бюджета.
Дополнительным соглашением от 29.04.2006 N 3 установлено, что стоимость работ и затрат по строительству объекта согласно проектно-сметной документации в базовых ценах 2001 года составляет 129 086 тыс. рублей, лимит на 2005 год - 9 449 878 рублей 24 копейки, финансирование осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации.
Лимит на 2006 год на строительно-монтажные работы - 50 420 тыс. рублей, из них - 50 млн рублей из средств федерального бюджета, 420 тыс. рублей из краевого бюджета.
Государственный заказчик оплачивает выполненные подрядчиком работы, финансируемые за счет средств краевого бюджета, принятые заказчиком-застройщиком; заказчик-застройщик оплачивает выполненные подрядчиком работы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Дополнительным соглашением от 04.09.2006 N 4 стоимость выделенных из краевого бюджета лимитов снижена до 410 тыс. рублей.
Дополнительным соглашением от 21.03.2007 N 5 установлено, что лимит на 2007 год составляет 74 млн рублей, финансирование осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации.
Дополнительным соглашением от 20.06.2008 N 6 установлено, что лимит на 2008 год в текущих ценах составляет 7 млн рублей, финансирование осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края.
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 6 сроки выполнения работ определены - июль 2008 года.
Дополнительным соглашением от 11.07.2008 N 7 установлено, что лимит на 2008 год в текущих ценах составляет 21 млн рублей, в том числе стоимость строительно-монтажных работ 19 267 327 рублей, стоимость прочих затрат (страхование строительных рисков) - 1 732 673 руб., финансирование - за счет средств бюджета Ставропольского края.
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 7 сроки выполнения работ определены: июль 2008 года - работы на сумму 7 млн рублей, август 2008 года - 13 500 тыс. рублей, сентябрь 2008 года - 500 тыс. рублей.
Дополнительным соглашением от 03.09.2008 N 8 установлено, что лимит на 2008 год в текущих ценах составляет 116 млн рублей, в том числе из средств бюджета Ставропольского края 36 млн рублей, стоимость строительно-монтажных работ - 34 267 327 рублей. За счет средств бюджета Ставропольского края на основании соглашения от 11.08.2008 РХ-03-47/40 лимит на 2008 год в текущих ценах составляет 80 млн рублей.
Государственный заказчик при получении средств из бюджета Российской Федерации и бюджета Ставропольского края перечисляет аванс в размере 30% от стоимости работ и затрат с последующим удержанием его в размере 30% от суммы выполненных работ по актам формы N КС-2 и КС-3.
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 8 сроки выполнения работ определены следующим образом: краевой бюджет 36 000 тыс. рублей в июле 2008 года - работы на сумму 7 млн рублей, в августе 2008 года - 13 500 тыс. рублей, в сентябре 2008 года - 15 500 тыс. рублей, краевой бюджет по соглашению РХ-03-47/40 - 80 млн рублей, в сентябре 2008 года - 95 500 тыс. рублей.
Дополнительным соглашением от 28.10.2008 N 9 установлено, что лимит на 2008 год в текущих ценах составляет 136 млн рублей, в том числе за счет средств бюджета Ставропольского края на основании соглашения от 11.08.2008 РХ-03-47/40 лимит на 2008 год в текущих ценах составляет 100 млн рублей.
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 9 определены новые сроки выполнения работ: краевой бюджет 36 000 тыс. рублей июль 2008 года - работы на сумму 7 млн рублей, август 2008 года - 13 500 тыс. рублей, сентябрь 2008 года - 13 500 тыс. рублей, ноябрь 2008 года - 2 млн рублей; краевой бюджет (по соглашению РХ-03-47/40 - 100 млн рублей, сентябрь 2008 года - 80 млн рублей, ноябрь 2008 года - 20 млн рублей).
Дополнительным соглашением от 19.12.2008 N 10 установлено, что лимит на 2008 год в текущих ценах составляет 142 440 896 рублей 08 копеек, в том числе за счет средств бюджета Ставропольского края 42 440 896 рублей 08 копеек.
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 10 уточнены суммы стоимости работ, на ноябрь стоимость работ не предусмотрена, на декабрь - за счет средств краевого бюджета 8 440 896 рублей, по соглашению РХ-03-47/40 - в декабре 20 млн рублей.
Дополнительным соглашением от 29.09.2009 N 11 лимит на 2009 год в текущих ценах установлен в размере 95 882 326 рублей 29 копеек, из них - 59 400 тыс. рублей за счет субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъекта, 36 482 326 рублей - за счет средств бюджета Ставропольского края.
Пунктом 3 соглашения установлено, что лимиты бюджетных ассигнований на очередной финансовый год подлежат освоению подрядчиком в срок до 18.12.2009.
Пунктом 4 дополнительного соглашения N 11 в связи с недостаточным финансированием срок контракта продлен до 30.12.2012, а по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 11 суммы стоимости работ распределены между федеральным (октябрь - 46 520 тыс. рублей, ноябрь - 12 880 тыс. рублей) и краевым бюджетами (октябрь - 10 944 697 рублей 89 копеек, ноябрь - 25 537 628 рублей 04 копейки).
Дополнительным соглашением от 19.11.2009 N 12 лимит на 2009 год в текущих ценах установлен в размере 136 445 157 рублей 88 копеек, из них 100 млн рублей за счет субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства, 36 445 157 рублей 88 копеек - за счет средств бюджета Ставропольского края.
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению суммы стоимости работ распределены: федеральный бюджет - 100 млн рублей, из них в октябре 40 526 020 рублей 03 копейки, в ноябре 59 473 979 рублей 07 копеек; краевой бюджет - 36 445 157 рублей 88 копеек (ноябрь 2009 года).
Дополнительным соглашением от 21.12.2009 N 13 лимит на 2009 год в текущих ценах установлен в 136 905 868 рублей 37 копеек, из них 100 млн рублей за счет субсидий из федерального бюджета и 36 905 868 рублей 37 копеек за счет средств бюджета Ставропольского края.
Дополнительным соглашением от 25.06.2010 N 14 лимит на 2009 год в текущих ценах установлен в размере 113 409 633 рубля 19 копеек, из них 76 503 764 рубля 82 копейки за счет субсидий из федерального бюджета, 36 905 868 рублей 37 копеек за счет средств бюджета Ставропольского края. Лимит на 2010 год в текущих ценах установлен в размере 123 496 235 рублей 18 копеек, из них 100 млн рублей субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации - 23 496 235 рублей 18 копеек. Соответствующие изменения по суммам внесены в календарный план. Указано, что лимиты бюджетных ассигнований на очередной финансовый год подлежат освоению подрядчиком в сроке до 30 декабря очередного финансового года.
Дополнительным соглашением от 12.10.2010 N 15 изменен календарный план выполнения работ.
Дополнительным соглашением от 29.11.2010 N 16 лимит на 2010 год в текущих ценах установлен в размере 132 885 641 рубль 88 копеек.
Дополнительным соглашением от 15.08.2011 N 17 раздел 1 дополнен пунктом 1.3 "Государственный заказчик обязуется своевременно оплатить выполненные работы подрядчику в порядке и на условиях, определенных контрактом"; пунктом 1.4 "Место выполнения работ: Ставропольский край, в пределах административной границы г. Ессентуки в зоне горно-санитарной охраны Ессентукского месторождения минеральных вод". Лимит на 2011 год в текущих ценах установлен в 83 342 тыс. рублей субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем является Федеральное агентство водных ресурсов бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства.
Дополнительным соглашением от 20.07.2012 N 18 функции заказчика-застройщика переданы государственному казенному учреждению Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения", г. Ставрополь. Лимит на 2012 год в текущих ценах установлен в размере 143 956 700 рублей субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, включенных в федеральную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".
Дополнительным соглашением от 23.11.2012 N 19 лимит на 2012 год в текущих ценах установлен в размере 156 328 210 рублей 10 копеек.
Дополнительным соглашением от 27.12.2012 N 20 установлено, что контракт действует по 31.12.2013, а по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Дополнительным соглашением от 11.04.2013 N 21 лимит на 2013 год в текущих ценах установлен в размере 194 801 тыс. рублей.
Дополнительным соглашением от 30.11.2013 N 22 лимит на 2013 год в текущих ценах установлен в размере 249 957 726 рублей 57 копеек.
Дополнительным соглашением от 31.12.2013 N 23 установлено, что контракт действует по 31.12.2014, а по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Дополнительным соглашением от 03.04.2014 N 24 лимит на 2014 год в текущих ценах установлен в размере 150 005 700 рублей.
Дополнительным соглашением от 15.12.2014 N 26 установлено, что контракт действует по 31.12.2015, а по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств. Лимит на 2015 год в текущих ценах установлен в 2 126 663 рубля 71 копейка.
Дополнительным соглашением от 17.12.2014 N 27 лимит на 2014 год в текущих ценах установлен в 214 327 116 рублей 10 копеек.
Дополнительным соглашением от 18.12.2014 N 28 лимит на 2014 год в текущих ценах установлен в 239 839 945 рублей 72 копейки.
Дополнительным соглашением от 08.06.2015 N 29 лимит на 2015 год в текущих ценах установлен в 44 000 321 рубль 01 копейку.
Дополнительным соглашением от 25.12.2015 N 30 лимит на 2015 год в текущих ценах установлен в 46 126 984 рубля 72 копейки.
Таким образом, в дополнительных соглашениях к контракту на выполнение работ по объекту "Противопаводковые мероприятия на р. Бугунта в г. Ессентуки" определены лимиты финансирования строительства, его сроки. Последние изменения относительно сроков строительства внесены дополнительным соглашением от 15.12.2014 N 26, действие контракта установлено по 31.12.2015, а по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 3.5 раздела 3 "Сроки строительства").
Соглашение о предоставлении в 2016 году из федерального бюджета субсидий бюджету Ставропольского края на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации ФЦП по направлению "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" (строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений)" по объекту "Противопаводковые мероприятия на р. Бугунта в г. Ессентуки" Правительством Ставропольского края и Федеральным агентством водных ресурсов не заключено; предусмотренные по данному мероприятию денежные средства исключены из бюджетной росписи министерства Законом Ставропольского края от 07.11.2016 N 98-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2016 год".
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 N 451-п "Об утверждении краевой адресной инвестиционной программы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы" и от 19.04.2012 N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" по мероприятию "Противопаводковые воды на р. Бугунта в г. Ессентуки" на 2017 - 2019 годы средства не предусмотрены.
Кроме освоенных в полном объеме денежных средств, выделенных из бюджетов, в пользу общества с заказчика взыскана задолженность за выполненные по контракту работы, исходя из разработанных индивидуальных индексов сметной стоимости СМР.
Так, по делу N А63-11208/2011 в пользу общества взыскано 38 387 497 рублей.
По делу N А63-837/2013 в пользу общества взыскано 45 598 722 рубля 41 копейка.
По делу N А63-14229/2013 в пользу общества взыскано 44 000 321 рубль 01 копейка.
По делу N А63-10247/2012 в пользу общества взыскано 60 274 365 рублей 82 копейки.
По делу N А63-3934/2014 в пользу общества взыскано 2 691 003 рублей.
По делу N А63-2451/2014 в пользу общества взыскано 129 563 410 рублей 59 копеек.
По делу N А63-10449/2016 в пользу общества взыскано 53 741 389 рублей 24 копеек.
По делу N А63-5485/2014 общество обратилось с иском к министерству о взыскании 199 580 896 рублей 30 копеек стоимости дополнительно выполненных работ. Решением от 13.04.2015 в иске отказано. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 решение отменено, иск удовлетворен. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.11.2015 постановление апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Постановлением апелляционного суда от 25.02.2016 иск удовлетворен. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2016 постановление апелляционного суда от 25.02.2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд. Определением от 12.10.2016 апелляционным судом удовлетворены ходатайства общества и министерства о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы, производство по делу приостановлено. Постановлением апелляционного суда от 06.06.2018 решение от 13.04.2015 отменено, с министерства в пользу общества взыскано 199 580 896 рублей 30 копеек стоимости выполненных работ. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа постановление апелляционного суда от 06.06.2018 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Однако, как установили суды и не оспаривает ответчик, подрядчик не выполнил все предусмотренные государственным контрактом работы в соответствии с согласованной документацией и не сдал объект заказчику в срок, предусмотренный контрактом; работы по строительству объекта с 2015 года подрядчиком не ведутся.
Рабочая документация с уточнением и детализацией конструктивных решений, согласно которой подрядные работы выполнялись обществом, разработана для обеспечения реализации принятых в проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ в 2007 году.
В связи с затягиванием сроков строительства подрядчиком заказчик неоднократно получал новые разрешения на строительство, принял решение о выделении в составе объекта пяти пусковых комплексов для возможности поэтапного ввода в эксплуатацию законченных строительством частей объекта. Для реализации данного решения в 2010 году произведена корректировка рабочей документации, включающая в себя разделение объекта на пять пусковых комплексов с уточнением конструктивных решений и объемов по каждому пусковому комплексу.
В результате нарушения сроков строительства объекта и по истечению значительного периода времени с момента разработки проектной документации (2005 год) возникли дополнительные работы на общую стоимость более 360 млн рублей (без учета работ, предъявленных по направленному на новое рассмотрение делу N А63-5485/2014), выполнение которых не предусматривалось при заключении государственного контракта.
Необходимость выполнения дополнительных работ рассматривалась проектной организацией и на основании принятых ею решений вносились изменения в рабочую документацию. Однако дополнительные работы не носили безотлагательный характер, соглашение о проведении дополнительных работ в установленном законом порядке (на торгах) стороны не заключали.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
В пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что нарушение подрядчиком сроков окончания строительных работ является существенным нарушением условий договора и может служить основанием для расторжения договора в порядке статьи 450 Гражданского кодекса.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, учитывая, что выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, увеличение цены контракта, противоречат требованиям законодательства о государственных закупках (Закону N 94-ФЗ, а с 01.01.2014 - Закону N 44-ФЗ), предусматривающих в таких случаях заключение новых контрактов с соблюдением установленной процедуры - на конкурентной основе путем проведения торгов, однако для выполнения дополнительных видов работ отдельные конкурсные процедуры не проводились, безотлагательность какого-либо вида из работ, указанных обществом в качестве дополнительных, не обнаруживается, вероятная гибель (повреждение) объекта строительства без незамедлительного проведения этих работ не подтверждена, работы в полном объеме не выполнены, сроки строительства нарушены, дополнительные работы возникли по вине подрядчика (при этом доказательства невозможности выполнения работ по вине заказчика не представлены), ответчиком не опровергнут размер невыполненных им работ (956 270 тыс. рублей), суды, руководствуясь статьями 450, 329, 330, 425, 450, 452 и 715 Гражданского кодекса и пунктом 14.2 контракта, обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и правомерно ими отклонены, не опровергают выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по существу сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой арбитражными судами доказательств, представленных участвующими в деле лицами в материалы дела, в силу чего такие доводы подлежат отклонению, поскольку иная оценка доказательств и исследование фактических обстоятельств в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационных жалобах, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А63-19233/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, учитывая, что выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, увеличение цены контракта, противоречат требованиям законодательства о государственных закупках (Закону N 94-ФЗ, а с 01.01.2014 - Закону N 44-ФЗ), предусматривающих в таких случаях заключение новых контрактов с соблюдением установленной процедуры - на конкурентной основе путем проведения торгов, однако для выполнения дополнительных видов работ отдельные конкурсные процедуры не проводились, безотлагательность какого-либо вида из работ, указанных обществом в качестве дополнительных, не обнаруживается, вероятная гибель (повреждение) объекта строительства без незамедлительного проведения этих работ не подтверждена, работы в полном объеме не выполнены, сроки строительства нарушены, дополнительные работы возникли по вине подрядчика (при этом доказательства невозможности выполнения работ по вине заказчика не представлены), ответчиком не опровергнут размер невыполненных им работ (956 270 тыс. рублей), суды, руководствуясь статьями 450, 329, 330, 425, 450, 452 и 715 Гражданского кодекса и пунктом 14.2 контракта, обоснованно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2020 г. N Ф08-995/20 по делу N А63-19233/2017
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-995/20
23.12.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3813/18
11.10.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19233/17
20.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-288/19
24.10.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3813/18
13.07.2018 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19233/17