В целях реализации пункта 11 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в соответствии с пунктом 4.1.4 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 4, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза и перечней стандартов к ним.
2. Настоящее Решение вступает в силу с даты вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 31 марта 2022 г., но не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования настоящего Решения.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения
М. Григорян
От Республики Беларусь
И. Петришенко
От Республики Казахстан
С. Жумангарин
От Кыргызской Республики
А. Касымалиев
От Российской Федерации
А. Оверчук
УТВЕРЖДЕН
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 27 сентября 2023 г. N 100
ПОРЯДОК
проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза и перечней стандартов к ним
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и определяет правила проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза (далее соответственно - технические регламенты, Союз), перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее соответственно - научно-технический уровень, перечни стандартов), в целях мониторинга актуальности, обоснованности и перспективности установленных в них требований к безопасности продукции, выпускаемой в обращение на едином рынке Союза.
2. Целью обязательной периодической оценки научно-технического уровня является обеспечение соответствия технического регулирования в рамках Союза уровню экономического развития государств - членов Союза (далее - государства-члены) и уровню научно-технического развития отраслей экономики государств-членов.
3. Научно-технический уровень определяет степень соответствия требований к объектам технического регулирования, установленных в техническом регламенте или содержащихся (в случаях, предусмотренных пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору)) в стандартах, включенных в перечни стандартов к нему:
а) требованиям к таким объектам, в том числе процедурам оценки соответствия таким требованиям, установленным в международных стандартах (правилах, директивах, рекомендациях и иных документах, принятых международными организациями по стандартизации), региональных документах (регламентах, директивах, решениях, стандартах, правилах и иных документах), в том числе в национальных документах и стандартах третьих стран (далее - международные документы), с учетом перспективных направлений развития таких требований (планов мероприятий по их установлению);
б) уровню экономического развития государств-членов и уровню научно-технического развития соответствующих отраслей экономики государств-членов;
в) требованиям ясности, недвусмысленности и согласованности правовых норм, обеспечивающих их единообразное понимание и применение.
4. Критериями обязательной периодической оценки научно-технического уровня являются:
а) полнота требований, установленных в техническом регламенте или содержащихся (в случаях, предусмотренных пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору)) в стандартах, включенных в перечни стандартов к нему, по сравнению с международными документами (достаточность, недостаточность или избыточность установленных требований);
б) сравнительный уровень количественных показателей, установленных в техническом регламенте или содержащихся (в случаях, предусмотренных пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору)) в стандартах, включенных в перечни стандартов к нему, по сравнению с количественными показателями, установленными в международных документах;
в) степень актуальности стандартов, включенных в перечни стандартов, и их соответствие международным (региональным) стандартам;
г) степень соответствия требований, установленных в техническом регламенте или содержащихся (в случаях, предусмотренных пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору)) в стандартах, включенных в перечни стандартов к нему, уровню научно-технического развития (перспективам развития) соответствующих отраслей экономики государств-членов;
д) степень обеспеченности требований, установленных в техническом регламенте или содержащихся (в случаях, предусмотренных пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору)) в стандартах, включенных в перечни стандартов к нему, методами исследований (испытаний) и измерений и испытательной базой, необходимой для оценки соответствия продукции требованиям технического регламента, в каждом государстве-члене;
е) степень неопределенности и (или) неоднозначности требований, установленных в техническом регламенте или содержащихся (в случаях, предусмотренных пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору)) в стандартах, включенных в перечни стандартов к нему, а также понятийного аппарата и определений понятий, применяемых в техническом регламенте;
ж) возможность обеспечения установления соответствия продукции требованиям технического регламента с использованием методов исследований (испытаний) и измерений;
з) достаточность (избыточность) и обоснованность схем и форм оценки соответствия, предусмотренных техническим регламентом.
II. Организация проведения оценки научно-технического уровня
5. Оценка научно-технического уровня проводится не реже 1 раза в 5 лет.
6. Оценка научно-технического уровня включает в себя следующие этапы (процедуры):
а) подготовка и принятие распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) о плане мероприятий по оценке научно-технического уровня (далее - план оценки), о внесении в него изменений;
б) проведение оценки научно-технического уровня;
в) подготовка на основании результатов оценки научно-технического уровня предложений по внесению изменений в технический регламент (при необходимости), внесению изменений в перечни стандартов (при необходимости), внесению изменений в программу по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям этого технического регламента (далее - программа) (при необходимости), и представление их в Комиссию.
7. План оценки принимается на 5 лет в целях обеспечения координации работ по оценке научно-технического уровня и системного подхода к обеспечению соответствия технического регулирования в рамках Союза уровню экономического развития государств-членов и уровню научно-технического развития соответствующих отраслей экономики государств-членов.
План оценки формируется по согласованию с государствами-членами на основании предложений, представленных в Комиссию уполномоченными органами государственной власти государств-членов в сфере технического регулирования, и предложений Комиссии.
8. Очередность проведения мероприятий по оценке научно-технического уровня при формировании плана оценки устанавливается с учетом следующих приоритетов:
а) технические регламенты, с даты принятия которых прошло более 10 лет;
б) технические регламенты, с даты внесения последних изменений в которые прошло более 5 лет;
в) технические регламенты, с даты принятия которых прошло более 5 лет и внесение изменений в которые не предусмотрено планом разработки технических регламентов и внесения в них изменений, утверждаемым Комиссией (далее - план разработки);
г) предложения государств-членов, в том числе при наличии большого количества обращений по разъяснению применения технических регламентов с учетом правоприменительной практики.
9. Срок проведения оценки научно-технического уровня устанавливается в плане оценки в соответствии с предложениями государств-членов и не должен превышать 1 год.
Сроком окончания работ по оценке научно-технического уровня является дата направления в Комиссию результатов этой оценки.
10. Изменения в план оценки вносятся на основании предложений, представленных в Комиссию уполномоченными органами государственной власти государств-членов в сфере технического регулирования, и предложений Комиссии.
11. В плане оценки указываются следующие сведения:
а) наименование технического регламента;
б) государство-член, ответственное за проведение оценки научно-технического уровня;
в) сроки начала и окончания работ по оценке научно-технического уровня.
12. По предложению Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - Консультативный комитет) оценка научно-технического уровня отдельных технических регламентов, не включенных в план оценки, может быть проведена в рамках научно-исследовательских работ, предусмотренных планом научно-исследовательских работ Комиссии.
В этом случае требования к техническим характеристикам научно-исследовательской работы (техническое задание) формируются Комиссией на основе работ, предусмотренных разделами III - V настоящего Порядка.
Результаты научно-исследовательской работы и итоговый отчет рассматриваются на заседании Консультативного комитета.
13. В течение 30 календарных дней с даты вступления в силу распоряжения Совета Комиссии о плане оценки или о внесении в него изменений:
а) государство-член, ответственное за проведение оценки научно-технического уровня, представляет в Комиссию информацию об органе государственной власти, ответственном за проведение работ по оценке научно-технического уровня (далее - ответственный исполнитель);
б) остальные государства-члены представляют в Комиссию информацию об органах государственной власти, участвующих в проведении работ по оценке научно-технического уровня (далее - соисполнители).
14. Комиссия размещает на пунктом 13 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней с даты ее получения.
15. Организация и финансирование работ, предусмотренных разделами III и IV настоящего Порядка, осуществляются государствами-членами в соответствии с их законодательством.
16. При организации работ по оценке научно-технического уровня и рассмотрении их результатов ответственный исполнитель и соисполнители могут привлекать организации, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли экономики и имеющие необходимую компетенцию в соответствии с законодательством государств-членов, а также представителей профильных научных организаций, отраслей промышленности, бизнес-сообществ и иных экспертов государств-членов.
Порядок привлечения организаций к проведению работ по оценке научно-технического уровня и рассмотрению их результатов определяется в соответствии с законодательством государств-членов.
17. Оценка научно-технического уровня предусматривает проведение следующих работ:
анализ соответствия требований технического регламента требованиям, установленным в международных документах;
анализ практики применения технического регламента в государствах-членах в целях установления соответствия требований технического регламента уровню экономического развития государств-членов и уровню научно-технического развития соответствующих отраслей экономики государств-членов, а также требованиям ясности, недвусмысленности и согласованности правовых норм, обеспечивающих их единообразное понимание и применение;
оценка фактического воздействия технического регламента и перечней стандартов к нему на условия ведения предпринимательской деятельности.
Работы, предусмотренные абзацами вторым и третьим настоящего пункта, выполняются одновременно.
Срок проведения предусмотренных настоящим пунктом работ не должен превышать 180 календарных дней с даты размещения на пунктом 14 настоящего Порядка.
18. Работы по оценке научно-технического уровня завершаются формированием итогового отчета и рассмотрением результатов этой оценки на заседании Консультативного комитета.
19. Государства-члены принимают необходимые меры по обеспечению соблюдения сроков, установленных планом оценки и настоящим Порядком.
20. Комиссия осуществляет мониторинг выполнения плана оценки на основе отчетных материалов с результатами оценки научно-технического уровня, направляемых в Комиссию ответственным исполнителем.
Результаты мониторинга выполнения плана оценки ежегодно рассматриваются на заседании Консультативного комитета.
III. Анализ соответствия требований технического регламента требованиям, установленным в международных документах
21. В целях анализа соответствия требований технического регламента требованиям, установленным в международных документах, ответственный исполнитель осуществляет следующие работы:
а) формирование перечней объектов (групп объектов) технического регулирования и перечней требований, в том числе процедур оценки соответствия таким требованиям, установленных к каждому объекту (группе объектов) в техническом регламенте, в том числе установление номенклатуры оцениваемых характеристик и их значений для каждого объекта (группы объектов) технического регулирования с учетом анализа актуальных на дату проведения оценки перечней стандартов к техническому регламенту;
б) анализ законодательства третьих стран и интеграционных объединений, определяющих формирование и развитие мирового рынка продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, а также международных документов в целях определения обязательных требований к продукции, являющейся аналогом объектов (групп объектов) технического регулирования технического регламента, в том числе процедур оценки соответствия таким требованиям, определения номенклатуры характеристик и их значений для каждой группы продукции, выявления перспектив и направлений развития таких требований, а также объектов (групп объектов) технического регулирования, которые не включены в область применения технического регламента. Перечень третьих стран и интеграционных объединений, определяющих формирование и развитие мирового рынка продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, а также международных документов формируется ответственным исполнителем по согласованию с соисполнителями;
в) сравнительный анализ обязательных требований к продукции (в том числе процедур оценки соответствия таким требованиям), установленных в техническом регламенте, или характеристик, установленных в стандартах, включенных в перечни стандартов, и обязательных требований к такой продукции, в том числе процедур оценки соответствия таким требованиям, определенных в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
г) подготовка рекомендаций по изменению обязательных требований к отдельным видам продукции, установленных в техническом регламенте, в том числе процедур оценки соответствия, с учетом итогов сравнительного анализа, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта (при необходимости);
д) анализ базы межгосударственных и национальных стандартов, не включенных в перечни стандартов, и подготовка рекомендаций по актуализации перечней стандартов, обеспечивающих реализацию технического регламента, в том числе с учетом рекомендаций, указанных в подпункте "г" настоящего пункта (при необходимости). К проведению указанных работ могут быть привлечены соответствующие межгосударственные и национальные технические комитеты по стандартизации;
е) подготовка рекомендаций по разработке межгосударственных стандартов, обеспечивающих реализацию технического регламента, или по внесению изменений (пересмотру) в межгосударственные стандарты, включенные в перечни стандартов, в том числе с учетом рекомендаций, указанных в подпункте "г" настоящего пункта (при необходимости).
IV. Анализ практики применения технического регламента в государствах-членах
22. Анализ практики применения технического регламента в государствах-членах и формирование соответствующих выводов и рекомендаций осуществляются ответственным исполнителем и соисполнителями на основе результатов мониторинга применения технического регламента за последние 3 года, проводимого в соответствии с порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов, утверждаемым Комиссией, и результатов анкетирования субъектов предпринимательской деятельности, потребителей, органов по оценке соответствия (далее - анкетирование).
23. Информация о результатах мониторинга применения технического регламента формируется ответственным исполнителем и соисполнителями с учетом анализа следующих факторов:
а) предпосылки для возникновения барьеров и ограничений в связи с применением требований технического регламента;
б) полнота правового регулирования положений технического регламента и коллизии его норм;
в) наличие в техническом регламенте отсылочных норм на законодательство государств-членов и их реализация;
г) наличие в тексте технического регламента ошибок юридико-технического характера;
д) искажение смысла норм технического регламента;
е) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении технического регламента;
ж) наличие единообразной практики применения технического регламента;
з) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения положений технического регламента;
и) количество и характер зафиксированных нарушений требований технического регламента;
к) количество органов по сертификации и испытательных лабораторий в государствах-членах;
л) обеспеченность технического регламента стандартами и методиками, необходимыми для его реализации, своевременность актуализации перечней стандартов.
24. Соисполнители в течение 60 рабочих дней с даты размещения на пунктом 14 настоящего Порядка направляют ответственному исполнителю информацию о результатах мониторинга применения технического регламента и (при наличии) предложения о внесении в технический регламент, перечни стандартов, программу изменений, обеспечивающих устранение выявленных проблем применения технического регламента.
25. Анкетирование осуществляется по следующим вопросам применения обязательных требований технического регламента, в том числе вызывающих затруднения при их реализации:
а) достаточность (избыточность), ясность (точность) понятий, используемых в техническом регламенте, для однозначного понимания его требований и положений;
б) корректность определения области применения технического регламента;
в) достаточность (избыточность) и обоснованность требований к продукции, в том числе в части обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения;
г) обеспеченность показателей, установленных в техническом регламенте, методами исследований (испытаний) и измерений;
д) достаточность (избыточность) требований к маркировке продукции, в том числе в части предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;
е) достаточность (избыточность) схем и форм оценки соответствия, предусмотренных техническим регламентом;
ж) обеспеченность необходимой испытательной базой;
з) затруднения с поставками продукции, в том числе в третьи страны, обусловленные отличающимися обязательными требованиями к данной продукции в третьих странах;
и) содержащиеся в техническом регламенте отсылочные нормы на законодательство государств-членов, создающие препятствия для свободного движения товаров в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств-членов;
к) иные вопросы, включенные в анкету ответственным исполнителем в зависимости от специфики технического регламента.
26. В целях обеспечения проведения анкетирования в государствах-членах ответственный исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты размещения на пунктом 14 настоящего Порядка подготавливает анкету, содержащую указанные в пункте 25 настоящего Порядка вопросы (далее - анкета), направляет ее соисполнителям и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием информации о сроке проведения анкетирования, в течение которого принимаются анкеты, а также о способе (с использованием соответствующего сервиса, на бумажных носителях по указанному в анкете адресу и (или) в электронном виде по указанному в анкете адресу электронной почты) и адресе представления заполненной анкеты.
27. Соисполнители в течение 5 рабочих дней с даты получения анкеты размещают ее на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием информации, предусмотренной пунктом 26 настоящего Порядка.
28. Ответственный исполнитель и соисполнители информируют об адресе размещения анкеты, сроке проведения анкетирования, а также о способе и адресе представления заполненной анкеты, каждый в своем государстве-члене:
координаторов от бизнес-сообщества, определенных Деловым советом Евразийского экономического союза;
представителей бизнес-сообщества, союзов потребителей, органов по оценке соответствия, научных и общественных организаций, иных независимых экспертов.
Срок анкетирования составляет не менее 40 рабочих дней с даты информирования указанных лиц о проведении анкетирования.
29. Информация о проведении анкетирования (с приложением анкеты и указанием информации, предусмотренной пунктом 26 настоящего Порядка) направляется ответственным исполнителем в Комиссию.
Комиссия в течение 5 рабочих дней с даты поступления указанной информации размещает ее на официальном сайте Союза.
Не позднее планируемой даты завершения анкетирования Комиссия направляет ответственному исполнителю информацию о практике применения технического регламента в государствах-членах, в том числе о поступивших в Комиссию за последние 3 года запросах юридических и физических лиц, органов государственной власти государств-членов о разъяснении положений технического регламента (при наличии) с приложением поступивших в Комиссию заполненных анкет, а также сводки отзывов по проекту технического регламента (проекту изменений в технический регламент) (при наличии) и результаты оценки регулирующего воздействия, проведенной Комиссией в отношении проекта технического регламента (проекта изменений в технический регламент) (при наличии).
30. Ответственный исполнитель и соисполнители, каждый в своем государстве-члене, формируют сводную информацию о результатах анкетирования и предложениях, поступивших в ходе анкетирования, по форме согласно приложению N 1 (далее - сводная информация).
31. Соисполнители в течение 30 рабочих дней с даты завершения анкетирования направляют ответственному исполнителю сводную информацию с приложением поступивших анкет.
32. На основе анализа информации о результатах мониторинга применения технического регламента, предусмотренной пунктом 23 настоящего Порядка, и сводной информации ответственный исполнитель формирует выводы по вопросам применения обязательных требований технического регламента, вызывающих затруднения при их реализации.
V. Оценка фактического воздействия технического регламента на условия ведения предпринимательской деятельности
33. В целях подготовки заключения об оценке фактического воздействия технического регламента на условия ведения предпринимательской деятельности (далее - заключение об оценке фактического воздействия) ответственный исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты получения от последнего соисполнителя сводной информации в соответствии с пунктом 31 настоящего Порядка направляет в Комиссию анкеты, предусмотренные указанным пунктом, и сводную информацию.
34. Подготовка заключения об оценке фактического воздействия осуществляется Комиссией.
В целях подготовки заключения об оценке фактического воздействия департамент Комиссии, к сфере деятельности которого отнесены вопросы технического регулирования, в течение 10 рабочих дней с даты поступления материалов, указанных в пункте 33 настоящего Порядка, направляет их в департамент Комиссии, к сфере деятельности которого отнесены вопросы, касающиеся условий ведения предпринимательской деятельности.
Департамент Комиссии, к сфере деятельности которого отнесены вопросы, касающиеся условий ведения предпринимательской деятельности, при участии ответственного исполнителя и департамента Комиссии, к сфере деятельности которого отнесены вопросы технического регулирования, в течение 15 рабочих дней с даты поступления материалов, указанных в пункте 33 настоящего Порядка, осуществляет подготовку заключения об оценке фактического воздействия.
Заключение об оценке фактического воздействия подписывается руководителем рабочей группы по проведению оценки регулирующего воздействия проектов решений Комиссии, а в его отсутствие - заместителем руководителя.
35. Департамент Комиссии, к сфере деятельности которого отнесены вопросы, касающиеся условий ведения предпринимательской деятельности, в течение 3 рабочих дней с даты подписания заключения об оценке фактического воздействия направляет копию этого заключения в департамент Комиссии, к сфере деятельности которого отнесены вопросы технического регулирования.
36. Комиссия не позднее 7 рабочих дней с даты подписания заключения об оценке фактического воздействия размещает его на официальном сайте Союза и направляет его копию ответственному исполнителю и соисполнителям для учета при подготовке итогового отчета о результатах оценки научно-технического уровня (далее - итоговый отчет).
VI. Формирование итогового отчета и рассмотрение результатов оценки научно-технического уровня
37. По итогам работ, предусмотренных разделами III - V настоящего Порядка, ответственный исполнитель составляет итоговый отчет в соответствии со структурой согласно приложению N 2.
38. Итоговые рекомендации для включения в итоговый отчет формируются с учетом рекомендаций, предусмотренных подпунктами "г" и "е" пункта 21 настоящего Порядка, выводов по вопросам применения обязательных требований технического регламента, вызывающих затруднения при их реализации, предусмотренных пунктом 32 настоящего Порядка, и заключения об оценке фактического воздействия.
39. Ответственный исполнитель направляет итоговый отчет в Комиссию в электронном виде и на бумажном носителе для организации его рассмотрения в государствах-членах.
40. Комиссия в течение 30 рабочих дней с даты поступления итогового отчета рассматривает его и при отсутствии выявленных несоответствий в его содержании и структуре направляет итоговый отчет соисполнителям для рассмотрения и согласования.
В случае если в ходе рассмотрения поступившего итогового отчета Комиссией выявлено его несоответствие структуре, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Порядку, Комиссия подготавливает заключение и направляет его ответственному исполнителю с целью доработки и последующего представления в Комиссию в течение 30 рабочих дней с даты получения заключения.
41. Соисполнители в течение 30 рабочих дней с даты получения итогового отчета осуществляют его рассмотрение и направление в Комиссию позиции о возможности рассмотрения итогового отчета на заседании Консультативного комитета, а при наличии замечаний представляют их в Комиссию.
При необходимости Комиссия совместно с ответственным исполнителем организует проведение согласительного совещания с участием соисполнителей для рассмотрения представленных замечаний по итоговому отчету, по результатам которого ответственный исполнитель дорабатывает итоговый отчет и представляет его в Комиссию не позднее 30 рабочих дней с даты проведения совещания для рассмотрения на заседании Консультативного комитета.
42. Итоговый отчет рассматривается на очередном заседании Консультативного комитета.
По итогам рассмотрения Консультативным комитетом принимается решение о возможности его опубликования на официальном сайте Союза, которое оформляется протоколом.
При необходимости ответственным исполнителем в течение срока, установленного Консультативным комитетом, осуществляются доработка итогового отчета и его направление в Комиссию.
Комиссия размещает итоговый отчет на официальном сайте Союза.
43. Ответственный исполнитель в течение 60 рабочих дней с даты опубликования итогового отчета на официальном сайте Союза при наличии в нем соответствующих рекомендаций осуществляет подготовку и направление в Комиссию:
а) предложения государства-члена о внесении в план разработки изменений, предусматривающих разработку проекта изменений в технический регламент, в соответствии с порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов;
б) предложения государства-члена о внесении изменений в перечни стандартов, обеспечивающих реализацию технического регламента, в соответствии с порядком разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утверждаемым Комиссией;
в) предложения государства-члена о внесении изменений в программу с учетом порядка координации работ в области стандартизации в рамках Союза, определяемого Комиссией.
44. Результаты оценки научно-технического уровня могут быть использованы в рамках проводимых работ по внесению изменений в технический регламент, предусмотренных планом разработки.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Порядку проведения
обязательной периодической оценки
научно-технического уровня
вступивших в силу технических
регламентов Евразийского
экономического союза и перечней
стандартов к ним
(форма)
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
о результатах анкетирования и предложениях, поступивших
в ходе анкетирования в рамках оценки научно-технического уровня
технического регламента Евразийского экономического союза
и перечней стандартов к нему
______________________________________________________________________
(наименование государства - члена Евразийского экономического союза)
________________________________________________________________________
(наименование технического регламента Евразийского экономического союза)
I. Информация по вопросам, содержащимся в анкете
Номер вопроса и его формулировка согласно анкете |
Содержание ответа |
Информация о лице, заполнившем анкету |
Комментарий по итогам рассмотрения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Информация по иным предложениям
Иные предложения, не предусмотренные анкетой |
Содержание предложения |
Информация о лице, заполнившем анкету |
Комментарий по итогам рассмотрения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
_________________________________ (должность уполномоченного должностного лица ответственного исполнителя (соисполнителя)) |
_________ (подпись) |
___________________ (инициалы, фамилия) |
"___"___________ 20__ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Порядку проведения
обязательной периодической оценки
научно-технического уровня
вступивших в силу технических
регламентов Евразийского
экономического союза и перечней
стандартов к ним
СТРУКТУРА
итогового отчета о результатах оценки научно-технического уровня технического регламента Евразийского экономического союза и перечней стандартов к нему
I. Содержание
Содержание включает в себя введение, номера и наименования всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и наименования приложений (при их наличии) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.
Номера и наименования подразделов приводятся с абзацного отступа, в 2 раза большего относительно строки с указанием разделов. Номера пунктов приводятся с абзацного отступа, в 4 раза большего относительно строки с указанием разделов.
При необходимости продолжение наименования раздела, подраздела, приложения на второй (последующей) строке выравнивается по первой строке этого наименования.
Если итоговый отчет состоит из 2 и более книг, в каждой из них приводится свое содержание. При этом в первой книге приводится содержание всего итогового отчета с указанием номеров книг, в последующих - только содержание соответствующей книги.
Допускается в первой книге вместо содержания последующих книг указывать их наименования.
II. Перечень сокращений
Перечень сокращений начинается со слов: "В настоящем итоговом отчете применяются следующие сокращения:".
Если в итоговом отчете используется более 3 условных обозначений, требующих пояснения (включая специальные сокращения слов и словосочетаний, обозначения единиц физических величин и другие специальные символы), составляется их перечень, в котором для каждого обозначения приводятся необходимые сведения.
Допускается определения и сокращения приводить в одном структурном элементе "Определения и сокращения".
Если в итоговом отчете используется менее 3 условных обозначений, отдельный перечень не составляется, а необходимые сведения указываются в тексте итогового отчета или в сносках при первом упоминании.
III. Введение
Введение содержит оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для выполнения работ, обоснование необходимости проведения работ. Во введении отражаются актуальность и новизна работы, связь данной работы с другими работами (при наличии).
IV. Основная часть итогового отчета
Основная часть итогового отчета содержит описание проведенных работ, предусмотренных разделами III - V Порядка проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза и перечней стандартов к ним, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 27 сентября 2023 г. N 100, а также полученные результаты и выводы по следующим пунктам итогового отчета:
перечни объектов (групп объектов) технического регулирования и требований, установленных к каждому объекту (группе объектов) в техническом регламенте Евразийского экономического союза (далее - технический регламент), и результаты анализа обеспеченности указанных требований стандартами, включенными в перечни стандартов к этому техническому регламенту, а также процедуры оценки соответствия, предусмотренные техническим регламентом;
номенклатура оцениваемых характеристик и их значений для каждого объекта (группы объектов) технического регулирования с учетом анализа актуальных на дату проведения оценки перечней стандартов к техническому регламенту;
анализ законодательства третьих стран и интеграционных объединений, определяющих формирование и развитие мирового рынка продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, а также международных документов в целях определения обязательных требований к продукции, являющейся аналогом объектов (групп объектов) технического регулирования технического регламента, в том числе процедур оценки соответствия таким требованиям, определения номенклатуры характеристик и их значений для каждой группы продукции, выявления перспектив и направлений развития таких требований, а также объектов (групп объектов) технического регулирования, которые не включены в область применения технического регламента;
сравнительный анализ обязательных требований к продукции, в том числе процедур оценки соответствия таким требованиям, установленных в техническом регламенте, или характеристик, установленных в стандартах, включенных в перечни стандартов к техническому регламенту, и обязательных требований к такой продукции, в том числе процедур оценки соответствия таким требованиям, установленных в законодательстве третьих стран и интеграционных объединений, определяющих формирование и развитие мирового рынка продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, а также в международных документах с учетом перспективных направлений их развития. Приводятся рекомендации по изменению обязательных требований к отдельным видам продукции, установленных в техническом регламенте, в том числе процедур оценки соответствия (при необходимости);
анализ существующей базы межгосударственных и национальных стандартов, не включенных в перечни стандартов к техническому регламенту, в целях определения рекомендаций по изменению обязательных требований к отдельным видам продукции, установленных в техническом регламенте. Приводятся рекомендации по актуализации перечней стандартов к техническому регламенту, а также по разработке межгосударственных стандартов, обеспечивающих реализацию технического регламента, или по внесению изменений (пересмотру) в межгосударственные стандарты, включенные в перечни стандартов к техническому регламенту, в том числе с учетом рекомендаций по изменению обязательных требований к отдельным видам продукции, установленных в техническом регламенте (при необходимости);
анализ информации о мониторинге применения технического регламента в государствах - членах Евразийского экономического союза и поступивших предложений о внесении в технический регламент, перечни стандартов к нему, программу по разработке межгосударственных стандартов изменений, обеспечивающих устранение выявленных вопросов, касающихся применения технического регламента;
анализ сводной информации по результатам анкетирования субъектов предпринимательской деятельности, потребителей, органов по оценке соответствия;
анализ заключения об оценке фактического воздействия технического регламента и перечней стандартов к нему на условия ведения предпринимательской деятельности;
итоговые рекомендации по изменению обязательных требований к отдельным видам продукции, в том числе процедур оценки соответствия таким требованиям, установленных в техническом регламенте (при необходимости);
итоговые рекомендации по актуализации перечней стандартов, обеспечивающих реализацию технического регламента, в том числе с учетом предлагаемых изменений в технический регламент (при необходимости);
итоговые рекомендации по разработке межгосударственных стандартов, обеспечивающих реализацию технического регламента, или по внесению изменений (пересмотру) в межгосударственные стандарты, включенные в перечни стандартов к техническому регламенту, в том числе с учетом предлагаемых изменений в технический регламент (при необходимости).
V. Заключение
Заключение содержит краткие выводы о результатах выполненной работы, в том числе о достаточности (недостаточности) или избыточности требований технического регламента.
VI. Список использованных источников
Список содержит сведения об источниках, использованных при составлении итогового отчета. Список использованных источников включает в себя библиографические ссылки на документы, использованные при составлении отчета, которые оформляются арабскими цифрами в квадратных скобках.
VII. Приложения
В приложения включаются следующие материалы, дополняющие текст итогового отчета, связанные с выполненной работой, если они не могут быть включены в основную часть отчета:
дополнительные материалы к отчету (анкеты, сводная информация по результатам анкетирования, заключение об оценке фактического воздействия и т.п.);
таблицы, содержащие вспомогательные данные (в цифрах);
иллюстрации вспомогательного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В марте 2022 г. был подписан Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, которым, в частности, предусмотрена обязательная периодическая оценка научно-технического уровня вступивших в силу техрегламентов Союза и перечней стандартов к ним. Цель - обеспечение соответствия технического регулирования в рамках Союза уровню экономического развития государств-членов и уровню научно-технического развития.
Определен порядок оценки. Ее нужно проводить не реже 1 раза в 5 лет. Максимальный срок оценки - 1 год.
Решение вступает в силу с даты вступления в силу Протокола, но не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 27 сентября 2023 г. N 100 "О Порядке проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза и перечней стандартов к ним"
Вступает в силу с 12 февраля 2024 г.
Опубликование:
правовой портал Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (docs.eaeunion.org) 10 октября 2023 г.