Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
администрации Ярковского
муниципального района
Тюменской области
от 28 сентября 2023 г. N 869
Муниципальная программа
"Основные направления развития отрасли "Социальная политика" в Ярковском районе на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 гг."
10 ноября 2023 г.
Паспорт изменен. - Распоряжение Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области от 10 ноября 2023 г. N 1084
Паспорт
муниципальной программы "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" в Ярковском районе на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 гг."
Ответственный разработчик программы |
МАУ "КЦСОН Ярковского района" |
Соисполнители программы |
Администрация Ярковского муниципального района; управление образования; отдел по спорту и молодежной политике; отдел культуры; ОСЗН Ярковского района; МАУ "КЦСОН Ярковского района"; МАУ "Культура", МАУ ДО "ДЮСШ Ярковского муниципального района", МАУ "МЦ Ярковского муниципального района", ГБУЗ ТО ОБ N 24 (с. Ярково); образовательные учреждения; Ярковская общественная организация Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов (далее - Районный Совет ветеранов); Ярковское общество инвалидов. |
Цели Программы |
Содействие повышению социальной обеспеченности и социального благополучия населения Ярковского района |
Задачи Программы |
1. Повышение уровня жизни. 2. Обеспечение доступности социальных услуг. 3. Укрепление института семьи и сохранение традиций семейных отношений. Демографическое развитие. 4. Подпрограмма "Ветеран" 5. Подпрограмма "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (Доступная среда) в Ярковском муниципальном районе в 2024 - 2026 годах" |
Сроки реализации Программы |
2024 - 2026 годы |
Объем и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Всего 147 689,0 тыс. руб., в т. ч. по годам: 2024 г. - 48 522,2 тыс. руб.; 2025 г. - 49 210,0 тыс. руб.; 2026 г. - 49 957,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Повышение социальной обеспеченности и социального благополучия населения Ярковского района в соответствии с приложением N 2 Программы |
Паспорт
подпрограммы "Ветеран" муниципальной программы "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" в Ярковском районе на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 гг."
Ответственный разработчик подпрограммы |
МАУ "КЦСОН Ярковского района" |
Соисполнители подпрограммы |
Администрация Ярковского муниципального района; управление образования; отдел по спорту и молодежной политике; отдел культуры; ОСЗН Ярковского района; МАУ "КЦСОН Ярковского района"; МАУ "Культура", МАУ ДО "ДЮСШ Ярковского муниципального района", МАУ "МЦ Ярковского муниципального района", ГБУЗ ТО ОБ N 24 (с. Ярково); образовательные учреждения; Ярковская общественная организация Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов (далее - Районный Совет ветеранов). |
Цели подпрограммы |
Повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения путем укрепления их здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни |
Задачи подпрограммы |
1. Совершенствование системы социального обслуживания граждан старшего возраста с учетом их потребностей, в том числе развитие современных форм социального обслуживания, обеспечения доступности социальных услуг. 2. Создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения: организация их досуга, обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам, вовлечение в культурную жизнь общества, поддержка их физической активности. 3. Развитие общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения, информирование населения о программа и проектах по популяризации системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения. |
Сроки реализации подпрограммы |
2024 - 2026 годы |
Объем и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам) |
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет ожидаемого перевыполнения бюджета района. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Повышение социальной обеспеченности и социального благополучия, активной жизненной позиции пожилых людей Ярковского района в соответствии с приложением N 2 Программы |
Раздел 1. Приоритеты и цели политики Ярковского муниципального района в сфере улучшение положения и качества жизни пожилых людей
Подпрограмма "Ветеран" муниципальной программы "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" в Ярковском районе на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 гг." Ярковского муниципального района (далее - Подпрограмма) разработана в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296;
- Региональной программой Тюменской области "Повышение качества жизни пожилых людей в Тюменской области "Старшее поколение", утвержденная распоряжением Правительства Тюменской области от 31.08.2018 N 1072-рп.
Цель подпрограммы - повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения путем укрепления их здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.
Подпрограмма включают в себя направления поддержки и социального обслуживания граждан старшего поколения. Программа носит межведомственный характер. Ответственным исполнителем программы определен МАУ "КЦСОН Ярковского района", осуществляющий функции в сфере социального обслуживания населения. Соисполнителями программы выступают учреждения Ярковского муниципального района социальной сферы, органы местного самоуправления, некоммерческие организации.
Для решения обозначенной цели мероприятия подпрограммы Ветеран" сформированы по наиболее приоритетным направлениям в рамках 3 задач:
1. Совершенствование системы социального обслуживания граждан старшего возраста с учетом их потребностей, в том числе развитие современных форм социального обслуживания, обеспечения доступности социальных услуг.
2. Создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения: организация их досуга, обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам, вовлечение в культурную жизнь общества, поддержка их физической активности.
3. Развитие общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения, информирование населения о программе и проектах по популяризации системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.
Определены показатели и их целевые значения, план мероприятий, за счет реализации которых предполагается достичь намеченных результатов.
Мероприятия Программы включают в себя различные виды и формы поддержки граждан старшего поколения, направленных на повышение качества их жизни, сохранение привычных для них условий проживания за счет применения стационарозамещающих технологий, продление их активного долголетия, а также обеспечение более эффективного использования потенциала пожилых людей и их участия в жизни общества.
Определены целевые категории получателей поддержки: граждане старшего поколения, проживающие на территории Ярковского муниципального района.
Раздел 2. Система основных мероприятий подпрограммы "Ветеран" муниципальной программы Ярковского муниципального района
В рамках реализации Подпрограммы предусматривается комплекс следующих мероприятий по поставленным задачам:
Задача 1. Совершенствование системы социального обслуживания граждан старшего возраста с учетом их потребностей, в том числе развитие современных форм социального обслуживания, обеспечения доступности социальных услуг.
- Актуализация межведомственных соглашений о сотрудничестве между МАУ "КЦСОН Ярковского района" и ГБУЗ ТО ОБ N 24 (с. Ярково);
- Организация информационного обмена между организациями социального обслуживания и медицинскими организациями в отношении граждан с выраженными нарушениями функций организма, полностью или частично утративших способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться и нуждающихся в медико-социальной помощи и уходе;
- Реализация стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг, в том числе в рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
- Реализация инновационных технологий и методик работы, направленных на повышение качества предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста, в том числе в рамках системы долговременного ухода, а также обеспечение поддержки лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста:
1. Поддержка лиц, обеспечивающих уход за гражданами старшего поколения в семье:
- реализация технологии "Приемная семья для пожилых и инвалидов";
- совершенствование работы "Школ по уходу за тяжелобольными гражданами".
2. Обеспечение доступности адресной, своевременной помощи для нуждающихся в ней граждан старшего поколения;
3. Обеспечение доступа граждан старшего поколения, проживающих в сельских и удаленных населенных пунктах района, к социальным, культурным, медицинскими и другим услугам, в т.ч.:
- реализация мероприятий по повышению эффективности работы участковых служб центра социального обслуживания населения и мобильных "мультидисциплинарных" бригад;
- функционирование мобильных бригад для доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.
Задача 2. Создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения: организация их досуга, обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам, вовлечение в культурную жизнь общества, поддержка их физической активности.
- Вовлечение добровольцев (волонтеров) из числа граждан старшего поколения в сферу социального обслуживания в рамках реализации мероприятий по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия;
- Развитие услуг по формированию у граждан старшего поколения функциональной грамотности (правовой, предпринимательской (самообеспечение), в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других видов грамотности) и повышение уровня финансовой грамотности граждан старшего поколения с участием специализированных организаций и служб;
- Привлечение граждан старшего поколения к обучению компьютерной грамотности (в т.ч. программа "Расширяя горизонты") и участию в региональном чемпионате компьютерной грамотности среди пожилых людей, участию во Всероссийском чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров;
- Обеспечение доступности физкультурно-спортивных услуг для граждан старшего поколения. Пропаганда физической культуры и спорта среди граждан старшего поколения;
- Вовлечение граждан старшего поколения в культурную жизнь общества, в том числе за счет обеспечения доступности мероприятий в сфере культуры, направленных на удовлетворение творческих потребностей граждан старшего поколения.
Задача 3. Развитие общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения, информирование населения о программа и проектах по популяризации системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.
- Обеспечение работы по дальнейшему развитию и укреплению сети первичных ветеранских организаций, повышению их активности в решении социально - бытовых проблем ветеранов, формирование активной жизненной позиции у граждан старшего поколения.
- Формирование позитивного и уважительного отношения к людям старшего поколения, в том числе проведение информационных кампаний, направленных на пропаганду роли семьи в жизни граждан старшего поколения, сохранение традиций, преемственности поколений, предотвращение мошенничества и жестокого обращения в отношении граждан старшего поколения.
- Развитие благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан старшего поколения.
- Проведение для отдельных категорий граждан, мероприятий, посвященных праздничным датам:
- День пожилого человека (приобретение подарков пенсионерам, не имеющих организацию поздравителя) и районной акции "Пусть осень жизни будет золотой", приуроченной к Международному дню пожилых людей, в том числе приобретение подарков первичным ветеранским организациям в рамках районного слета для граждан пожилого возраста "55+это здорово!".
- Проведение для отдельных категорий граждан, мероприятий, посвященных праздничным датам:
- День Победы (ветераны ВОВ, вдовы погибших (умерших) участников ВОВ, вдовы погибших (умерших) инвалидов ВОВ).
- Проведение для отдельных категорий граждан, мероприятий, посвященных праздничным датам:
- Поздравление ветеранов ВОВ с юбилейными датами 90, 95, 100 лет.
Раздел 3. Финансовое обеспечение подпрограммы "Ветеран"
Подпрограмма имеет целевую направленность, ориентированный общий объём её финансирования за счет ожидаемого перевыполнения бюджета района
Раздел 4. Ожидаемые конечные результаты и показатели подпрограммы "Ветеран"
Реализация Программы позволит повысить уровень и качество жизни пожилых людей, степень их социальной защищенности, а также активизировать участие пожилых людей в жизни общества
Система показателей представлена в приложении N 2 муниципальной программы Ярковского района.
Раздел 5. Оценка неблагоприятных факторов реализации подпрограммы "Ветеран" муниципальной программы Ярковского муниципального района
Неблагоприятные факторы реализации Подпрограммы:
- Увеличение численности граждан пожилого возраста, в том числе тяжелобольных, что требует внедрения инновационных технологий в сфере социального обслуживания;
- Территориальные особенности района (протяженность, заболотье), не позволяющие в полном объеме оказывать необходимые услуги различными ведомствами гражданам пожилого возраста;
- Возникновение неблагоприятных факторов повлечет снижение эффективности оказание социальных, медицинских, досуговых, оздоровительных и других услуг.
Паспорт
подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (Доступная среда) в Ярковском муниципальном районе в 2024 - 2026 годах"
Ответственный разработчик подпрограммы |
МАУ "КЦСОН Ярковского района" |
Соисполнители подпрограммы |
Администрация Ярковского муниципального района; Районное общество ВОИ, ОСЗН Ярковского района; управление образования; образовательные учреждения; отдел по спорту и молодежной политике; отдел культуры; МАУ "КЦСОН Ярковского района"; МАУ "Культура", МАУ ДО "ДЮСШ Ярковского муниципального района", МАУ "Молодежный центр ЯМР", ГБУЗ ТО ОБ N 24 (с. Ярково), АУ СОН ТО "Ярковский дом-интернат для пожилых и инвалидов", ГАУ ТО Центр занятости и другие приоритетные учреждения и организации в сфере жизнедеятельности инвалидов. |
Цели подпрограммы |
Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) в Ярковском муниципальном районе Тюменской области. |
Задачи подпрограммы |
1. Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта в Ярковском районе. 2. Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми; |
Сроки реализации подпрограммы |
2024 - 2026 гг. |
Объем и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам) |
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет ожидаемого перевыполнения бюджета района. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов Ярковского района; |
Раздел 1. Приоритеты и цели политики Ярковского муниципального района в сфере жизнедеятельности инвалидов "Доступная среда"
По оценке государственной статистики численность постоянного населения в Ярковском районе составляет по состоянию на 01.01.2022 года 23,2 тыс. человек.
Число инвалидов на 01.01.2023 г составило 1276 человек или 5,5% от общей численности населения района, в том числе 151 ребенок-инвалид, что составляет 2,3% от общего числа детского населения Ярковского района.
Сегодня в районе - 1% инвалидов особо нуждаются в создании безбарьерной среды. Это, прежде всего люди, страдающие нарушениями двигательных функций (колясочники), инвалиды по зрению и инвалиды по слуху.
В Ярковском районе с 2013 года реализуется муниципальная программа "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (Доступная среда) в Ярковском районе" включающая мероприятия по решению проблем во всех приоритетных сферах жизнедеятельности людей с инвалидностью, в том числе:
- с 2017 года - подпрограмма "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (Доступная среда) в Ярковском районе" муниципальной программы" Основные направления развития отрасли "Социальная политика" в Ярковском районе" (далее - подпрограмма "Доступная среда").
Мероприятия подпрограммы "Доступная среда" направлены на обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ярковском районе.
Подпрограмма "Доступная среда" разработана во исполнение:
- Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
- Закона Тюменской области от 08.12.2015 N 132 "О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области";
- Закона Тюменской области от 23.03.2017 N 16 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам".
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", Распоряжением Правительства Тюменской области от 5 июля 2021 г. N 583-рп "Об утверждении региональной программы Тюменской области "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (Доступная среда)" и о признании утратившими силу некоторых правовых актов"; Распоряжением администрации Ярковского муниципального района от 30 сентября 2016 г. N 051 "Об утверждении порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ярковского муниципального района" и включает основные мероприятия и показатели региональной программы Тюменской области "Доступная среда".
В муниципальном районе Тюменской области создана и действует межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов, в состав которой входят руководители органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов.
На заседаниях межведомственных комиссий приоритетно рассматриваются вопросы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, развития и комплексной реабилитации инвалидов, эффективности работы, направленной на снижение первичной инвалидности.
Продолжена работа по совершенствованию доступа людей с ограниченными возможностями к приоритетных сферам жизнедеятельности, по паспортизации и оборудованию элементами доступности объектов и услуг.
Решение вопросов по соблюдению прав инвалидов и их финансовое обеспечение реализуется также в рамках отраслевых государственных/муниципальных программ в социальной сфере.
Органами местного самоуправления в настоящее время предпринимаются достаточные меры по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН социально-значимых объектов.
Так, в сфере строительства доступность обеспечивается при строительстве и реконструкции объектов.
В соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства обеспечивается строительство объектов жилья и соцкультбыта с приспособлениями указанных объектов для доступа к ним инвалидов и других МГН, а также их использования.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов и других МГН, обеспечивают согласно действующей нормативно-технической документации.
Сегодня актуальным остается вопрос обеспечения доступности для инвалидов и МГН жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов.
Вопросы адаптации жилищно-бытовых условий инвалидов в регионе урегулированы Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", статьями 3 - 5, 32 которого предусмотрена возможность установления дополнительных мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями (иным имуществом), в том числе разработки и реализации областных программ в сфере социальной поддержки населения.
В рамках Дорожной карты выполнение мероприятий по обеспечению доступа инвалидам к объектам жилого фонда будет продолжено, в том числе в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". Во вновь построенных многоквартирных домах требования доступности для инвалидов и других МГН соблюдаются.
Сегодня в районе формирование безбарьерной среды и адаптация объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, несмотря на проводимые мероприятия, остается наиболее актуальным вопросом.
В Ярковском районе имеется 1 автовокзал, который оборудован с учетом обеспечения доступности для МГН. В залах ожиданий имеется кнопка вызова дежурного диспетчера, разработаны и действуют специальные технологии обслуживания пассажиров, имеющих ограниченные возможности передвижения, разработана памятка о правилах взаимодействия и оказания помощи инвалидам для использования работниками частных охранных предприятий и старшими кассирами автовокзала.
В муниципальном районе функционирует Служба транспортного обслуживания "Социальное такси". Услуги службы предоставляются инвалидам, детям-инвалидам без ограничения количества поездок к социально значимым объектам. Ежегодно услугами служб пользуются около 40 инвалидов, детей-инвалидов. Также на базе АУ СОН ТО "Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" имеется спецтранспорт, обеспечивающий доставку к социально-значимым объектам инвалидов, проживающих в данном учреждении.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач в сфере образования Тюменской области и Ярковского района.
По состоянию на 01.09.2023 в Ярковском районе 263 детей с ОВЗ, в том числе 243 - ребенка школьного возраста, 20 - детей дошкольного возраста.
Дети с нарушениями в развитии посещают комбинированные группы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность как по основной, так и по адаптированной программам дошкольного образования. Режим пребывания ребенка в образовательном учреждении определяется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Для родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития, создана возможность пользоваться услугами консультационно-методических пунктов, организованных на базе образовательных учреждений, а также выездными формами предоставления образовательной услуги ребенку на дому.
Учитывая рост численности детей с нарушениями речи, увеличивается количество детских садов, оказывающих квалифицированную логопедическую помощь. Так, на сегодня в 3 дошкольных организациях (МАДОУ "ЦРР - детский сад "Солнышко", МАДОУ "ЦРР - детский сад" Рябинушка", МАОУ "Староалександровская СОШ") функционируют логопедические кабинеты, оснащенные современным оборудованием. С 1 сентября 2023 работают логопедические кабинеты в филиале МАОУ "Староалександровская СОШ" "Новокаишкульская СОШ, в филиале МАОУ "Ярковская СОШ" "Покровская СОШ". Учителя - дефектологи осуществляют деятельность в МАОУ "Ярковская СОШ", в филиале МАОУ "Староалександровская СОШ" "Новокаишкульская СОШ", в филиале МАОУ "Ярковская СОШ" "Покровская СОШ".
Вместе с тем, в области реализуется модель инклюзивного образования, суть которой заключается в овладении педагогами детских садов коррекционными методами и способами формирования индивидуальных образовательных маршрутов с учетом патологий развития и здоровья детей. В программы курсовой подготовки и переподготовки педагогов дошкольных учреждений, реализуемые Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования, включены модули по освоению способов работы с детьми, имеющими нарушения развития и здоровья.
Кроме того, доступность к образованию детей с ОВЗ обеспечивается предоставлением дистанционного обучения, индивидуальных учебных планов. Так, в 2021 - 2022 учебном году обучались использованием дистанционных технологий 2 ребенка - инвалида на территории Ярковского муниципального района, в 2022 - 2023 учебном году - 2 ребенка - инвалида, что составляет 100% от общего количества детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для дистанционного обучения.
С целью обеспечения равного доступа детей с ОВЗ ко всем видам образования и реализации инклюзивного образования в рамках подпрограммы "Доступная среда" формируется сеть базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Работа по повышению доступности приоритетных объектов образования осуществляется ежегодно в плановом порядке.
В соответствии с порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере занятости населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, в Центре занятости населения созданы условия (установлены пандусы, поручни, установлена портативная информационная индукционная система для слабослышащих граждан "Исток" А2, специалисты прошли обучение сурдопереводу, дублирование необходимой для инвалидов информации рельефно-точечным шрифтом Брайля, индукционная панель с бегущей строкой) для беспрепятственного доступа граждан с инвалидностью и других МГН. Также организована работа по оказанию ситуационной помощи гражданам с инвалидностью (при поступлении сигнала с кнопки вызова сотрудник Центра занятости населения оказывает необходимую помощь гражданину, имеющему инвалидность, в доступе в здание для получения государственных услуг, в том числе с использованием кресло-коляски организации).
С целью обеспечения условий доступности для инвалидов с нарушениями умственного развития в Центре занятости населения организована работа по оказанию ситуационной помощи также для такой категории граждан.
В 2022 году на учет в центр занятости населения, как нуждающихся в трудоустройстве обратилось 77 инвалидов. Трудоустроено 67 инвалида, в том числе по направлению центра занятости 67 гражданина. В счет квоты в 2022 году трудоустроено 5 инвалида. На конец 2022 года на учете состояло 2 гражданина с инвалидностью.
Вместе с тем, в районе остаются нерешенными проблемы, отсутствие специализированных предприятий для инвалидов, отсутствие специальных рабочих мест на предприятиях для инвалидов
В сфере здравоохранения, также ведется активная работа по обеспечению доступности объектов. Однако, основной фонд районного учреждения здравоохранения для взрослых и детей, обеспечивающий до 80% общего числа посещений, состоит из зданий, построенных в 60-80-е годы по типовым проектам, которые не позволяют в полной мере обеспечить необходимые условия доступности для МГН. В целях оптимизации финансовых затрат, при условии ограниченной возможности формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН на объектах здравоохранения, осуществляются мероприятия в рамках "разумного приспособления" объектов. Медицинской организацией осуществляется маршрутизация оказания медицинской помощи пациентам из числа МГН, с учетом вида расстройств функций организма, предусматривающая механизм оказания медицинской помощи путем ситуационной помощи или медицинской помощи в рамках "одного окна". Кроме этого, оказание медицинской помощи инвалидам и другим МГН, как услуги, осуществляется медицинской организацией на дому по инициативе пациента при вызове врача на дом или по инициативе медицинского работника при патронажном посещении. Охват данной группы населения в предоставлении медицинской помощи составляет 100%.
В период пандемии в регионе оказание плановой медицинской помощи было организовано преимущественно на дому, в дистанционной форме (в том числе консультации по телефону, обзвона пациентов, телемедицинских консультаций и пр.).
Организована работа мобильных медицинских комплексов по осмотру граждан, состоящих на диспансерном наблюдении.
Осуществляется доставка лекарственных препаратов по месту жительства льготной категории граждан.
Полученный опыт и опробованные методики планируется реализовывать в дальнейшем для целей повышения доступности медицинских услуг населению, уделяя особое внимание МГН.
В поликлинике открыта и функционирует "Школа здоровья" для обучения лиц, страдающих сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца, гипертонией, самоконтролю и неотложным мерам по устранению острых осложнений.
В детском отделении больницы, детям-инвалидам предоставляется медикаментозная реабилитация, физиолечение.
Комплексная реабилитация детей-инвалидов осуществляется согласно индивидуальным программам реабилитации, индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (далее - ИПР, ИПРА), в ГБУЗ ТО "Областная больница N 24", в отделениях реабилитации на базе МАУ "КЦСОН Ярковского района", а также в соответствии с рекомендациями дети-инвалиды, инвалиды проходят реабилитацию в областных Центрах реабилитации.
Значимую роль в успешной интеграции инвалидов в общество играет социальная реабилитация инвалидов.
С целью единого учета инвалидов, детей-инвалидов, проживающих в Тюменской области функционирует межведомственный банк данных инвалидов, детей-инвалидов, который позволяет вести персонифицированный учет инвалидов, детей-инвалидов, осуществлять оперативный обмен информацией между ведомствами, координацию и контроль за своевременной корректировкой и реализацией ИПР, ИПРА инвалидов, детей-инвалидов.
Ежегодно в службе реабилитации и социализации МАУ "КЦСОН Ярковского района" и Областных центрах реабилитации инвалидов обслуживается более 300 инвалидов, детей-инвалидов.
В рамках курса реабилитации инвалиды, дети-инвалиды, обучаются навыкам самообслуживания, персональной сохранности, поведения в быту и общественных местах, ориентации, общения и пользования техническими средствами реабилитации, оказывается психологическая помощь и поддержка, логопедическая помощь, проводятся творческие и спортивные занятия. Применяются компьютерные технологии. Задействованное оборудование для всех категорий получателей услуг многообразно. Это различные многофункциональные интерактивные комплексы, тактильный песочный комплекс, музыкальные наборы, интерактивные панели, игрушки, книжки. Интерактивные комплексы для проведения занятий, различные виды тренажеров, балансировочная платформа, гимнастическая палка, гантели, различные виды мячей, Оборудование для приготовления и приема пищи, захват для надевания обуви Приспособление для застегивания пуговиц и молний, надевание одежды, ручной захват для подбирания предметов с пола, надевания носков, тренажер "винтовое вращение", тренажер с резиновыми тягами для каждого пальца руки. Чемоданчик логопеда "Основной набор", набор дары Фребеля, подвижная настольная тележка для разработки локтевого сустава, бизиборды.
Реабилитационные мероприятия проводятся с максимальным вовлечением в реабилитационный процесс членов семей инвалидов, детей-инвалидов. Центры оснащены реабилитационным оборудованием, что позволяет эффективно проводить занятия с инвалидами, детьми - инвалидами, в том числе по технологии "Реабилитационный центр на дому".
В центре медицинской и социальной реабилитации "Пышма" осуществляется комплексная реабилитация слепых и слабовидящих инвалидов, детей - инвалидов, детей с нарушением зрения, патологией речи, слухоречевой патологией. По окончанию курса реабилитации специалистами центра оказывается постреабилитационное сопровождение семей, дети которых прошли реабилитацию в центре. Ежегодно в центре "Пышма" курс реабилитации проходят около 16 инвалидов, детей-инвалидов, детей с ослабленным зрением и нарушением речи.
В Областном реабилитационном центре "Родник" комплексную реабилитацию проходят дети с психическими заболеваниями, заболеваниями нервной системы, в т.ч. с ДЦП, врожденными аномалиями, болезнями внутренних органов, костно-мышечной системы, лор-органов и члены их семей. Ежегодно в центре "Родник" курс реабилитации проходят более 50 детей-инвалидов.
На территории Ярковского района функционирует автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области "Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Дом-интернат предназначен для постоянного, временного (до 6 месяцев) проживания инвалидов.
В интернате созданы соответствующие условия для осуществления необходимых социально-реабилитационных мероприятий: предусмотрены помещения для трудовых мастерских, занятий по физической культуре, досуговых и культурных мероприятий, социально-бытового и медицинского обслуживания. Необходимые изделия медицинского назначения, средства ухода и реабилитации, тематический инвентарь имеются в полном объеме. Учреждение укомплектовано необходимой мебелью, реабилитационным оборудованием.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в отношении всех инвалидов, проживающих в доме-интернате, разработаны ИПР, ИПРА. Реабилитационная работа с инвалидами осуществляется в соответствии с рекомендациями ИПР, ИПРА и по итогам ежегодно проводимой диспансеризации.
В доме-интернате успешно реализуется программа медицинской реабилитации, мероприятия которой позволяют своевременно и в полном объеме оказывать инвалидам необходимые медицинские услуги.
Для проведения медицинской реабилитации дом-интернат располагает необходимыми специалистами, средним медицинским персоналом и набором медицинских кабинетов, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Врачебный, сестринский персонал своевременно проходит обучение на курсах повышения квалификации.
Для оказания социальной реабилитации дом-интернат располагает необходимыми квалифицированными специалистами, имеющими высшее, среднее образование, (психологи, специалисты по социальной работе, воспитатели и др. специалисты).
Ежегодно реабилитационные услуги получают около 400 инвалидов.
В рамках подпрограммы "Доступная среда" уделяется внимание и созданию условий для самореализации инвалидов посредством физической культуры, спорта.
В целях привлечения инвалидов к систематическим занятиям физической культурой и спортом в Ярковском районе ежегодно проводится районная спартакиада инвалидов, ярковчане принимают участие в слете туристов-инвалидов "Робинзонада".
Кроме того, спортсмены с ОВЗ принимают участие в соревнованиях по различным видам спорта, проводимых в соответствии с календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в том числе областных: днях здоровья; всероссийских массовых мероприятиях.
Основной целью в реализации прав населения с ОВЗ в сфере культуры является создание условий для их вовлечения наравне с другими в культурную жизнь, для организации и проведения содержательного досуга, а также обеспечение доступности к объектам культуры.
На приоритетных объектах сферы культуры создаются максимально возможные условия для беспрепятственного доступа инвалидов и МГН.
В целях расширения спектра и повышения уровня оказываемых библиотечных услуг в области проводилась работа по оснащению библиотек компьютерным оборудованием. В настоящее время компьютерным оборудованием с выходом в Интернет оснащены 100% библиотек Ярковского района.
В целях формирования культурно-творческих начал, активизации привлечения людей с ограниченными физическими возможностями к творческой деятельности и самореализации ежегодно проводятся мероприятия, направленные на развитие духовного, творческого, художественного и интеллектуального потенциала инвалидов, в том числе детей и молодежи. В учреждениях сферы молодежной политики стали традиционными дни открытых дверей, где презентуется работа кружков и секций, в которых могут заниматься дети-инвалиды. В учреждениях сферы молодежной политики размещаются специализированные стенды с информацией об услугах, оказываемых учреждениями для детей и молодежи с особенностями здоровья.
Деятельность по социокультурной реабилитации осуществляют учреждения культуры, организации дополнительного образования сферы молодежной политики.
Эффективной формой социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья стало вовлечение данной категории людей в работу клубных объединений. Ежегодно проводится открытый Кубок КВН среди молодежи с ограниченными возможностями. Где принимают участие и инвалиды нашего района.
Профессиональная реабилитация инвалидов занимает ведущее место в системе реабилитации, так как является решающим условием для интеграции инвалидов в общество. С целью обеспечения доступности занятости должны быть сформированы условия, обеспечивающие конкурентоспособность инвалидов на рынке труда.
В Ярковском районе функционирует районная общественная организация инвалидов, деятельность которой направлена на социальную адаптацию и реабилитацию инвалидов и их семей. Активно участвуют в формировании без барьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Принимают активное участие в совместно-проводимых мероприятиях по социокультурной реабилитации инвалидов, спортивных и культурно-массовых мероприятиях.
Раздел 2. Система основных мероприятий Подпрограммы
Целью подпрограммы "Доступная среда" является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ярковском муниципальном районе Тюменской области.
В соответствии с указанной целью определены основные задачи подпрограммы "Доступная среда":
Задача 1. Мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, мероприятия, направленные на определение уровня доступности, а также мероприятия по обустройству и приспособлению (далее - адаптация) указанных объектов и услуг (путем ремонта, дооборудования техническими средствами адаптации, а также путем организации альтернативного формата предоставления услуг (дистанционная форма предоставления услуг, изменения режима работы и др.)
В рамках задачи намечено выполнение следующих мероприятий:
- Актуализация перечня приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Ярковского района;
- Актуализация паспортов доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Ярковского района;
- Актуализация сведений на "Карте доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения Тюменской области";
- Обеспечение доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и прилегающей к ним территории для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН;
- Организация оказания ситуационной помощи инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, психическими расстройствами на объектах социальной, транспортной инфраструктуры, а также на объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом их нужд;
- Организация служб транспортного обслуживания для инвалидов, детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения, психическими расстройствами;
- Строительство (реконструкция) зданий и сооружений, оборудование их в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других МГН;
- Проведение обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования.
Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей Подпрограммы, представлен в приложении N 1 к Программе.
Задача 2. Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров.
В рамках задачи намечено выполнение следующих мероприятий:
- Организация обучения сотрудников, предоставляющих услуги населению, по вопросам оказания услуг инвалидам в доступных для них форматах;
- Информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- Проведение для отдельных категорий граждан, мероприятий, посвященных праздничным датам: Международный день инвалидов;
- Формирование толерантного отношения общества к проблемам людей с ОВЗ.
Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей Подпрограммы, представлен в приложении N 1 к Программе.
Мероприятия подпрограммы "Доступная среда" нацелены на увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности за счет организаций различной организационно-правовой формой.
Раздел 3. Финансовое обеспечение подпрограммы
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет ожидаемого перевыполнения бюджета района.
Раздел 4. Ожидаемые конечные результаты и показатели подпрограммы
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Ярковского района;
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов Ярковского района;
- увеличение доли инвалидов, детей-инвалидов, получивших мероприятия по социальной реабилитации или абилитации, в общей численности инвалидов, детей-инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации.
Раздел 5. Оценка неблагоприятных факторов реализации подпрограммы
Проблемы в части обеспечения жизнедеятельности инвалидов и других МГН:
- низкий уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
- равнодушное отношение общества к инвалидам, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.