г. Краснодар |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А32-18781/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Прокофьевой Т.В.,
судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Найденко Олега Федоровича - Баранова А.Г. (доверенность от 24.09.2019), от заинтересованного лица - Министерства финансов Краснодарского края - Михайловского Владислава Александровича (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии Красноармейского района", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Найденко Олега Федоровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А32-18781/2019,
установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Найденко Олег Федорович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства финансов Краснодарского края (далее - Министерство), выразившееся в неприостановлении расходования средств государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии Красноармейского района" (далее - Управление ветеринарии) на оплату услуг охраны в сумме 284 рублей 66 копеек, 32 075 рублей 94 копеек 27.09.2018, на оплату электроэнергии в сумме 2 177 рублей 13 копеек, 652 рублей 63 копеек, 53 788 рублей 08 копеек 27.09.2018, 719 рублей 66 копеек, 12 966 рублей 74 копеек, 1 995 рублей 60 копеек 23.11.2018.
Решением суда от 26.08.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Судебные акты мотивированы тем, что приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа. В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств, взыскатель вправе отозвать исполнительный документ и предъявить его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Осуществляемые органами федерального казначейства функции по списанию денежных средств бюджетополучателей во исполнение актов судебных органов нельзя рассматривать как принудительное исполнение актов судебных органов. Органы федерального казначейства не являются органами принудительного исполнения, поэтому к ним неприменим предусмотренный Правилами порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам и нормы, регулирующие принудительный порядок исполнения судебных актов. Законодательством Российской Федерации не урегулирована очередность оплаты исполнительных документов и решений налогового органа, одновременно находящихся на исполнении в финансовом органе субъекта Российской Федерации, должником по которым является один и тот же получатель бюджетных средств, государственное бюджетное (автономное) учреждение, лицевой счет которого открыт в финансовом органе. Министерство не является кредитной организацией и, соответственно, не осуществляет открытие банковских счетов. Следовательно, очередность по исполнительным документам, установленная статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, не распространяется на Министерство. Бюджетное учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.08.2019 и постановление апелляционной инстанции от 02.12.2019 по делу, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что приостановление операций по расходованию средств должника является прямым следствием нарушения им сроков исполнения исполнительных документов. Законодательная связь между неисполнением исполнительных документов и приостановлением иных расходных операций предназначена для ограничения экономической активности неисправного должника в целях стимуляции к надлежащему исполнению исполнительных документов. Суд, отвергая предложенную заявителем аналогию закона, не применил ту норму права, которая, по его мнению, регулирует сходные отношения. Фактически суд устранился от контроля за справедливостью исполнения на данной стадии. Должник нарушил календарную очерёдность исполнения исполнительных документов и беспрепятственно обошёл законодательные ограничения на использование денежных средств для хозяйственных расчётов. При этом, Министерство, как орган, обязанный приостановить расходные операции на всех лицевых счетах должника, такую обязанность не выполнил -позволил должнику оплатить исполнительные документы за услуги охраны и электроэнергию, поступившие на исполнение позднее, чем исполнительный документ заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Министерства в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, предприниматель, являясь взыскателем по исполнительным документам - исполнительным листам серии ФС N 013214911 и 019437136, выданным Арбитражным судом Краснодарского края по делам N А32-16220/2014 и А32-24627/2018 соответственно, где должником является Управление ветеринарии, обратился с данными исполнительными документами в Министерство 10.10.2017 и 03.09.2018 соответственно.
Поскольку на момент обращения в суд денежные средства по указанным выше исполнительным листам предпринимателю не поступили, он обратился в арбитражный суд с заявлением.
Из материалов дела следует, что должником в предъявленных в Министерство к исполнению исполнительных листах серии ФС N 013214911 и N 019437136 является Управление ветеринарии.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Порядок исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений установлен статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
В соответствии с частью 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 5 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 указанной части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
В силу подпункта "в" пункта 3 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ.
В целях обеспечения контроля исполнения требований исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, в соответствии с частью 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ, частью 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" приказом ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений (далее - Порядок).
Суды процитировали определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2002 N КАС 02-51 о том, что органы федерального казначейства не являются органами принудительного исполнения, поэтому предусмотренный Правилами организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджет, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.05.2001 N 36н, (далее - Правила) порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам носит добровольный характер и нормы, регулирующие принудительный порядок исполнения судебных актов, к нему неприменимы. Поэтому осуществляемые органами федерального казначейства функции по списанию денежных средств бюджетополучателей во исполнение актов судебных органов нельзя рассматривать как принудительное исполнение актов судебных органов.
Правила утратили силу в связи с изданием Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 146н, применяемыми в рассматриваемом деле являются положения части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ.
В силу пунктов 6 - 7 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа или решения налогового органа направляет бюджетному учреждению-должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя или уведомление о поступлении решения налогового органа.
Бюджетное учреждение-должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение-должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением-должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым пункта 7, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам бюджетного учреждения-должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным учреждением-должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа или решения налогового органа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа об отсрочке или о рассрочке исполнения решения налогового органа.
На основании изложенного суды правильно указали, что приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Федеральный закон N 83-ФЗ возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, путем приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения, а именно до предоставления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежного документа на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа, по которому истекли сроки исполнения такой обязанности.
Установленное в пункте 3 Порядка право взыскателя в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств отозвать исполнительный документ и предъявить его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", является альтернативой, применяемой по волеизъявлению взыскателя, не может быть поставлено ему в обязанность и не отменяет установленную для органа федерального казначейства обязанность приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения.
Суды установили, что должнику и учредителю направлено уведомление от 05.12.2017 N 10 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа, что предприниматель не оспаривает.
Согласно пункту 11 части 20 Федерального закона N 83-ФЗ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения-должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
Суды установили, что во исполнение этой обязанности Министерство проинформировало взыскателя письмом от 12.01.2018 N 205-11.01-08-7431/18 о невозможности осуществления взыскания денежных средств с должника. В письме от 12.01.2018 сообщалось о том, что взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Тот факт, что Министерство в установленные сроки с 05.12.2017 приостановило операций по расходованию средств Управления ветеринарии в связи с неисполнением требований исполнительных документов предпринимателя, предприниматель не оспаривает.
С этого момента допустимо исполнение операций по исполнению исполнительных документов, к которым, как настаивает предприниматель, не относятся оплата услуг охраны (284 рубля 66 копеек, 32 075 рублей 94 копейки 27.09.2018), оплата электроэнергии (2 177 рублей 13 копеек, 652 рублей 63 копеек, 53 788 рублей 08 копеек 27.09.2018, 719 рублей 66 копеек, 12 966 рублей 74 копеек, 1 995 рублей 60 копеек 23.11.2018).
Отказывая в удовлетворении заявления, суды учли, что в Министерстве в период приостановления операции по расходованию средств Управления ветеринарии одновременно находились на исполнении несколько исполнительных документов, должником по которым являлось Управление ветеринарии, лицевой счет которого открыт в министерстве.
Буквальное содержание данного абзаца пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ позволяет финансовому органу в этот период осуществлять списание по любым исполнительным документам, находящимся на исполнении независимо от того, что они не являлись основанием для приостановления расходования средств по счетам.
Законодательством Российской Федерации не урегулирована очередность оплаты исполнительных документов и решений налогового органа, одновременно находящихся на исполнении в финансовом органе субъекта Российской Федерации, должником по которым является один и тот же получатель бюджетных средств, государственное бюджетное (автономное) учреждение, лицевой счет которого открыт в финансовом органе, соответственно не возлагается на финансовый орган обязанность контролировать очередность их исполнения.
Согласно части 1 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных, к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, нормы, установленные статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут применяться к рассматриваемым финансовым отношениям.
Кроме того, предметом регулирования главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которую входит статья 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются вопросы, связанные с ведением банковского счета, открытого в кредитной организации клиенту.
Финансовый орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не является кредитной организацией и, соответственно, не осуществляет открытие банковских счетов. Следовательно, очередность по исполнительным документам, установленная статьей 855 Гражданского кодекса российской Федерации, не распространяется на такой финансовый орган.
Списание Министерством с лицевого счета Управления ветеринарии по исполнительным листам в погашение задолженности за услуги охраны (284 рубля 66 копеек, 32 075 рублей 94 копейки 27.09.2018), за электроэнергию (2177 рублей 13 копеек, 652 рублей 63 копеек, 53 788 рублей 08 копеек 27.09.2018, 719 рублей 66 копеек, 12 966 рублей 74 копеек, 1 995 рублей 60 копеек 23.11.2018) не признано незаконным, поскольку на финансовый орган после приостановления операций по расходованию средств Управления ветеринарии не возложена обязанность по проверке очередности исполнения должником исполнительных документов, одновременно находящихся на исполнении.
Выводы судебных инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не нашли своего документального подтверждения, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А32-18781/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, нормы, установленные статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут применяться к рассматриваемым финансовым отношениям.
Кроме того, предметом регулирования главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которую входит статья 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются вопросы, связанные с ведением банковского счета, открытого в кредитной организации клиенту.
Финансовый орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не является кредитной организацией и, соответственно, не осуществляет открытие банковских счетов. Следовательно, очередность по исполнительным документам, установленная статьей 855 Гражданского кодекса российской Федерации, не распространяется на такой финансовый орган."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2020 г. N Ф08-2246/20 по делу N А32-18781/2019