Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Приказу
от 23.06.2022 года N 28 о/д
Руководство
по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора)
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет) в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Карелия (далее - жилищный надзор) разработано в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и имеет своей целью предотвращение нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
1. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора)
1.1. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 912/пр (далее - Приказ N 912/пр) утвержден перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, со ссылками на положения нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательных требований.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Комитетом издан приказ от 23.06.2022 г. N 27 о/д "Об утверждении перечней нормативных правовых актов, содержащих требования, оценка соблюдения которых осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в рамках контрольной (надзорной) деятельности", которым утвержден перечень нормативных правовых актов Республики Карелия, содержащих требования, оценка соблюдения которых осуществляется Комитетом в рамках жилищного надзора.
Приказ N 912/пр, а также приказ Комитета от 23.06.2022 г. N 27 о/д размещены на официальном сайте Комитета в сети Интернет https://inspect.gov.karelia.ru.
Нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия осуществления жилищного надзора:
1) Федеральный закон N 248-ФЗ;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)";
3) постановление Правительства Республики Карелия от 25.10.2021 N 489-П "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Карелия".
2. Объекты регионального государственного жилищного контроля (надзора)
2.1. Объектами жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:
товариществ собственников жилья;
жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
ресурсоснабжающих организаций;
региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Объектом жилищного надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
3. Региональный государственный жилищный контроль (надзор)
3.1. Комитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным осуществлять жилищный надзор в пределах компетенции, определенной Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 368-П, а также Положением об осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2021 N 489-П (далее - Положение N 489-П).
3.2. Предметом жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система);
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
3.3. Должностными лицами, уполномоченными на проведение жилищного надзора в Республике Карелия являются:
Председатель - Главный государственный жилищный инспектор Республики Карелия;
первый заместитель Председателя - первый заместитель Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия;
заместитель Председателя - заместитель Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия;
начальник управления нормативно-контрольной деятельности и лицензирования;
заместитель начальника управления нормативно-контрольной деятельности и лицензирования;
главный специалист - юрисконсульт управления нормативно-контрольной деятельности и лицензирования;
ведущий специалист - юрисконсульт управления нормативно-контрольной деятельности и лицензирования;
начальник отдела формирования фондов капитального ремонта и ведения реестра лицензий;
главный специалист отдела формирования фондов капитального ремонта и ведения реестра лицензий;
главный специалист - юрисконсульт отдела формирования фондов капитального ремонта и ведения реестра лицензий;
ведущий специалист - юрисконсульт отдела формирования фондов капитального ремонта и ведения реестра лицензий;
начальник управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля;
заместитель начальника управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля;
главный специалист управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля;
ведущий специалист управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля;
начальник отдела надзора и контроля платы;
главный специалист отдела надзора и контроля платы;
ведущий специалист отдела надзора и контроля платы.
Примечание. Должностные лица Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, включенные в настоящий Перечень, являются государственными жилищными инспекторами.
3.4. При осуществлении жилищного надзора в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) его объекты подлежат отнесению к категориям высокого, среднего, умеренного, низкого риска (далее - категории риска) в соответствии с критериями, установленными Положением N 489-П.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований, перечень которых утвержден приложением N 3 к Положению N 489-П.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Комитет в целях выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований использует сведения, полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведений, содержащихся в информационных ресурсах.
Контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом Комитет осуществляет на плановой и внеплановой основе.
При осуществлении жилищного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
Частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска, установлена Положением N 489-П.
При проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий Комитет применяет проверочные листы.
По окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
Акт, выданное на основании акта предписание, а также приложенные к акту составленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) направляются контролируемому лицу в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона N 248-ФЗ, или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
Комитет вправе обратиться в суд с заявлениями:
-) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
-) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
-) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
-) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
-) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ;
-) о понуждении к исполнению предписания.
Анализ правоприменительной практики Комитета в рамках осуществления жилищного надзора показывает, что наиболее часто выявляемые нарушения обязательных требований жилищного законодательства носят следующий характер:
- нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений;
- нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами;
- неразмещение, либо не полное размещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
- непредставление или несвоевременное представление в Комитет предусмотренных законом сведений;
- воспрепятствование законной деятельности должностных лиц Комитета.
4. Административная ответственность
Ссылки на положения нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется Комитетом в рамках жилищного надзора отражены в Приказе Минстроя России от 30.12.2020 N 912/пр, который размещен на официальном сайте Комитета в сети Интернет https://inspect.gov.karelia.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.