Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления жилищного надзора, описание текущего развития профилактической деятельности Комитета, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет) является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории республики региональный государственный жилищный надзор (далее - государственный жилищный надзор, жилищный надзор).
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного надзора Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на 2023 год (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)", Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2021 N 489-П "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Карелия" в целях предупреждения нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, соблюдение которых оценивается Комитетом при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Карелия, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
Контролируемыми лицами государственного жилищного надзора являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, на которых возложена обязанность по исполнению обязательных требований, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Объектами государственного жилищного надзора является деятельность граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в рамках которой должны соблюдаться требования, установленные жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в том числе деятельность:
1) товариществ собственников жилья;
2) жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
3) ресурсоснабжающих организаций;
4) региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
5) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
6) организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
7) организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования) в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Государственный жилищный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категория риска) согласно Положению об осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2021 N 489-П "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Карелия".
Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении жилищного надзора, устанавливаются жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Учет объектов контроля осуществляется с использованием ГИС ЖКХ посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, размещаемой в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Также Комитет осуществляет учет объектов контроля и мониторинг показателей контрольно-надзорной деятельности с использованием ГИС "Акцент" посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений, размещаемых в системе.
По состоянию на 01 декабря 2022 года Комитетом достигнуты следующие результаты проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
По результатам работы за 11 месяцев 2022 года в рамках жилищного надзора рассмотрено 1211 обращений граждан и организаций, проведено 29 внеплановых проверок, выдано 26 предписаний об устранении выявленных нарушений, рассмотрено 54 дела об административных правонарушениях.
В целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Комитетом объявлено 194 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемым лицам.
В 2022 году Комитетом выполняются мероприятия, предусмотренные Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Карелия на 2022 год, утвержденной приказом от 17.12.2021 г. N 83 о/д.
Комитет проводит информационно-разъяснительную работу с контролируемыми лицами на постоянной основе. Специалисты надзорного ведомства оказывают консультативную помощь, разъясняют вопросы соблюдения обязательных требований, в том числе в устной форме.
На официальном сайте Комитета и в социальной сети ВКонтакте на постоянной основе осуществляется публикация новостей по вопросам изменения жилищного законодательства, осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, привлечения контролируемых лиц к административной ответственности, а также формирующейся судебной практике и мерах, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения нарушений обязательных требований.
В целях профилактики нарушений обязательных требований текущем году специалисты Комитета провели и приняли участие в 57 публичных мероприятиях, на официальном сайте опубликовано 68 пресс-релизов, подготовлено и размещено на официальной странице Комитета в социальной сети ВКонтакте 20 программ "Жилинспектор разъясняет" (в формате передач и видеороликов). Подготовлена к изданию и опубликована в открытом доступе информационная брошюра "Порядок взаимодействия собственников помещений многоквартирных домов с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами".
Опыт работы в условиях моратория на проверки учтен Комитетом при организации работы в текущем году. Публичные мероприятия проводились как в формате прямого взаимодействия с участниками, так и посредством использования видео-конференц-связи.
На публичных мероприятиях обсуждались вопросы по работе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, вопросы прохождения осенне-зимнего периода 2021/2022 и подготовки многоквартирных домов к отопительному периоду 2022/2023, особенности осуществления госконтроля в 2022 году, а также иные вопросы, связанные с изменениями действующего законодательства. Информация о проведении мероприятий опубликована на официальном сайте Комитета и в социальных сетях.
Комитет осуществляет обобщение практики регионального государственного жилищного надзора с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений и размещение ее на официальном сайте в сети "Интернет".
Комитет также осуществляет информирование граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об изменениях, вносимых в действующие нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования законодательства, о сроках и порядке вступления их в действие используя возможности рассылки информационных писем, путем размещения информации на официальном сайте в сети "Интернет", а также в ходе консультаций и иных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.