Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента образования
и науки города Москвы
от 17 сентября 2021 г. N 500
Приложение
к приказу Департамента образования
города Москвы
от 4 мая 2012 г. N 275
Правила
проведения контрольного мероприятия
1. Общие положения
1.1. Правила проведения контрольного мероприятия (далее - Правила) определяют общие принципы организации и порядок осуществления Департаментом образования и науки города Москвы (далее - Департамент), Государственным казенным учреждением города Москвы Службой финансового контроля Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГКУ СФК ДОНМ) контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью государственных образовательных и иных организаций, подведомственных Департаменту, образовательных организаций Троицкого и Новомосковского административного округов города Москвы (в части средств, предоставляемых Департаментом образовательным организациям, подведомственным внутригородским муниципальным образованиям указанных округов) а также государственных образовательных организаций высшего образования и частных образовательных организаций, получающих субсидии из бюджета города Москвы (далее - образовательные организации).
1.2. Правила разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, регулирующим вопросы контрольно-ревизионной работы в установленной сфере деятельности.
1.3. Правила регулируют порядок организации и проведения контрольных мероприятий.
1.4. Основные определения и термины, используемые в настоящих Правилах:
контрольное мероприятие - организационная форма осуществления контрольно-ревизионной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий ГКУ СФК ДОНМ в сфере внутреннего финансового контроля (контроля учредителя);
инициатор контрольного мероприятия - руководитель Департамента, по поручению которого проводится контрольное мероприятие;
ревизор - проверяющий - работник ГКУ СФК ДОНМ, непосредственно осуществляющий контрольное мероприятие;
объект контроля - юридическое лицо, в отношении которого ГКУ СФК ДОНМ осуществляется контрольное мероприятие;
представитель объекта контроля - должностное лицо, на которое возложены функции единоличного исполнительного органа объекта контроля (руководитель) или лицо, его замещающее, а также заместители руководителя, главный бухгалтер, иные должностные лица объекта контроля, включая представителя, выступающего на основании доверенности;
заявитель - юридическое и/или физическое лицо, заявившее об обстоятельствах, подлежащих проверке.
Предметом контрольного мероприятия являются:
1. Средства бюджета города Москвы, главным распорядителем которых является Департамент, в том числе:
- субсидии, предоставляемые из бюджета города Москвы образовательным и иным организациям, подведомственным Департаменту, на выполнение государственного задания и на иные цели;
- субсидии, предоставляемые из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения;
- субсидии, предоставляемые из бюджета города Москвы федеральным государственным образовательным организациям высшего образования;
- межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета города Москвы муниципальным образованиям в части расходов на образование;
2. Собственность города Москвы, в том числе имущество, переданное в оперативное управление государственным образовательным и иным организациям, подведомственным Департаменту;
3. Иные бюджетные средства и имущество города Москвы, переданное в оперативное управление объекту контроля, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;
4. Средства, полученные государственными образовательными и иными организациями, подведомственными Департаменту, от приносящей доход деятельности;
При проведении контрольного мероприятия проверяются документы и иные материалы, содержащие данные о предмете контрольного мероприятия.
Объектами контроля являются:
- государственные образовательные и иные организации, подведомственные Департаменту;
- частные образовательные организации в части контроля за соблюдением условий договоров о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения;
- федеральные государственные образовательные организации высшего образования в части контроля за соблюдением условий договора о предоставлении субсидии;
- иные получатели субсидий из бюджета города Москвы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Правительства Москвы в установленной сфере деятельности.
Контрольные мероприятия в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач классифицируются по следующим видам финансового контроля:
ревизия финансово-хозяйственной деятельности;
проверка финансово-хозяйственной деятельности (либо отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности);
тематическая проверка;
проверка эффективности;
мониторинг;
обследование;
аудит эффективности.
К ревизии финансово-хозяйственной деятельности относятся контрольные мероприятия по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде финансовых и хозяйственных операций объектом контроля, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
К проверке финансово-хозяйственной деятельности относятся контрольные мероприятия по документальной проверке достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности, целевого и эффективного использования финансовых средств, иного имущества и проверке соответствия документации, отражающей финансовые и хозяйственные операции требованиям законодательства и локальных нормативных правовых актов.
К тематической проверке относятся контрольные мероприятия, целью которых является проверка фактов по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по фактам, изложенным в обращениях граждан и юридических лиц.
К проверке эффективности относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение эффективности использования имущества, находящегося в оперативном управлении объекта контроля и полученных им средств бюджета города Москвы и субсидий, направленных на достижение запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.
Мониторинг представляет собой постоянный контроль за показателями деятельности объекта контроля;
Аудит эффективности - контроль за эффективным расходованием средств бюджета города Москвы, главным распорядителем которых, является Департамент, в целях повышения результативности и социально-экономической эффективности бюджетных расходов.
В случае если в контрольном мероприятии сочетаются цели, относящиеся к разным типам финансового контроля, данное мероприятие классифицируется как комплексное контрольное мероприятие.
Цели контрольного мероприятия - определение законности, целевого характера, и эффективности использования средств бюджета города Москвы, средств от приносящей доход деятельности и других внебюджетных источников, имущества, находящегося в оперативном управлении объекта контроля, средств межбюджетных трансфертов, поступивших в местные бюджеты из бюджета города Москвы на образовательные цели, а также эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций, подведомственных Департаменту.
Задачи контрольного мероприятия - проверка финансовых и хозяйственных операций по основным направлениям деятельности объекта контроля, в соответствии с вопросами, предусмотренными программой контрольного мероприятия (включая типовые программы) ГКУ СФК ДОНМ, в том числе:
- соответствие осуществляемой деятельности объекта контроля учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет доходов и расходов, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности;
- использование средств бюджета города Москвы, обоснованность затрат;
- поступление и расходование средств от приносящей доход деятельности;
- обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в государственной собственности и оперативном управлении;
- использование государственного имущества, находящегося в оперативном управлении, поступление в бюджет города Москвы неналоговых доходов от распоряжения городской собственностью;
- правильность ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
- соблюдение законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- соблюдение условий гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- полнота выполнения государственного задания;
- другие направления деятельности в соответствии с целями проверки.
По форме проведения контрольные мероприятия подразделяются на:
- выездные;
- камеральные (представление документов по запросу в контрольный орган (в том числе в электронном виде));
- комбинированные (проводятся как по месту нахождения объекта контроля, так и по месту нахождения ГКУ СФК ДОНМ).
При проведении контрольного мероприятия применяются различные методы финансового контроля, включающие проверку, ревизию, обследование и другие методы, конкретное сочетание которых зависит от типа финансового контроля и целей контрольного мероприятия.
Акт - документ, составленный группой ревизоров ГКУ СФК ДОНМ по итогам проведенного контрольного мероприятия.
2. Организация контрольного мероприятия
2.1. Контрольные мероприятия осуществляются в плановом и внеплановом порядке.
2.1.1. Основанием для проведения плановых контрольных мероприятий являются планы проведения Департаментом мероприятий по обеспечению контроля учредителя (далее - план), размещаемые в открытых источниках сети "Интернет" по адресу: http://sfk.dogm.mos.ru/.
2.1.2. Основанием для проведения внеплановых контрольных мероприятий являются поручение руководителя Департамента.
2.2. Проведение контрольного мероприятия оформляется приказом руководителя ГКУ СФК ДОНМ или лица, его замещающего.
В приказе о проведении контрольного мероприятия указываются:
- основание проведения контрольного мероприятия;
- полное наименование объекта контроля (проверяемой организации) с указанием его организационно-правовой формы;
- наименование контрольного мероприятия: планового в соответствии с формулировкой плана; внепланового - в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом 2.1.2 настоящих Правил;
- проверяемый период (за исключением контрольных мероприятий, проводимых по обращениям граждан и (или) организаций, тематических проверок и мониторинга);
- срок проведения контрольного мероприятия;
- фамилии, инициалы, должности ревизоров, которым поручается проведение контрольного мероприятия с указанием руководителя группы ревизоров, а также фамилии, инициалы, должности (членство в общественной родительской организации) лиц, привлекаемых к проведению контрольного мероприятия (экспертов, представителей экспертных организаций, представителей родительской общественности, других лиц) (при необходимости).
Приказ оформляется на бланке ГКУ СФК ДОНМ, печатью не заверяется.
2.3. Контрольное мероприятие проводится в соответствии с программой его проведения (включая типовые программы проверок и/или чек-листы), утвержденной руководителем ГКУ СФК ДОНМ и содержащей вопросы контрольного мероприятия. При проверке по обращению граждан и организаций программой проверки являются вопросы (факты), изложенные в обращении.
Чек-лист - перечень вопросов или/и пошаговых последовательных действий, которые необходимо проверить/выполнить, чтобы достичь цели и выполнить задачи контрольного мероприятия. Как правило является рабочей документацией для формирования акта контрольного мероприятия и оформляется приложением к акту.
2.4. Проведение контрольного мероприятия включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
- подготовка к контрольному мероприятию;
- проведение контрольного мероприятия;
- оформление результатов контрольного мероприятия.
2.5. На этапе подготовки к контрольному мероприятию проводится предварительное изучение его предмета и объекта, по итогам которого определяются методы и сроки его проведения, численность и состав группы ревизоров, формируется программа контрольного мероприятия.
Результатом данного этапа является издание приказа ГКУ СФК ДОНМ, содержащего в себе сведения в соответствии с пунктом 2.2 настоящих Правил.
2.6. Этап проведения контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки и анализе фактических данных и информации, полученных по запросам ГКУ СФК ДОНМ, непосредственно на объекте контроля, в автоматизированных информационных системах и из открытых источников необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия и обоснования выявленных фактов нарушений и недостатков.
Продолжительность проведения данного этапа определяется в период подготовки контрольного мероприятия и зависит от типа осуществляемого финансового контроля и особенностей объекта контроля. В случае выявления в ходе проведения контрольного мероприятия обстоятельств, требующих дополнительного изучения, срок проведения контрольного мероприятия, установленный приказом, может быть продлен. При этом общий срок проведения контрольного мероприятия не может превышать 60 календарных дней. При необходимости данный срок может быть увеличен только по решению руководителя Департамента.
2.7. На этапе оформления результатов контрольного мероприятия осуществляется составление акта контрольного мероприятия и подписание его представителями объекта контроля, составление объектом контроля возражений (разногласий) при их наличии, а также подготовка краткого письма инициатору проверки и заявителю (при наличии поручения о подготовке письма заявителю), содержащего основные выводы по результатам контрольного мероприятия.
Оформление акта и вручение его объекту контроля осуществляется в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания контрольного мероприятия, установленной приказом руководителя ГКУ СФК ДОНМ на проведение контрольного мероприятия.
2.8. Непосредственное руководство проведением контрольного мероприятия и координацию действий ревизоров, в том числе на объекте контроля, осуществляет руководитель группы ревизоров - работник ГКУ СФК ДОНМ.
Численность группы ревизоров, осуществляющих контрольное мероприятие на объекте контроля, должна быть не менее двух человек.
2.9. Формирование группы ревизоров для проведения контрольного мероприятия должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов, исключались ситуации, когда личная заинтересованность ревизора может повлиять на исполнение им должностных обязанностей в процессе проведения контрольного мероприятия.
В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие работники ГКУ СФК ДОНМ, состоящие в родственной связи с работниками объекта контроля. Работники ГКУ СФК ДОНМ обязаны заблаговременно заявить о наличии таких обстоятельств. Запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии работника ГКУ СФК ДОНМ, если он в проверяемом периоде состоял в трудовых и/или гражданско-правовых отношениях (был привлеченным экспертом) с объектом контроля, либо состоит в таковых отношениях в момент проведения контрольного мероприятия.
2.10. Ревизор обязан соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от объекта контроля информации.
2.11. В случае возникновения в ходе контрольного мероприятия конфликтных ситуаций ревизор должен в устной или письменной форме изложить руководителю группы ревизоров или непосредственному руководителю суть данной ситуации, а в случае конфликта с самим руководителем группы ревизоров - непосредственному руководителю в соответствии с действующей структурой подчиненности ГКУ СФК ДОНМ для принятия решения.
2.12. К проведению контрольного мероприятия для выполнения конкретного вида и определенного объема работ могут привлекаться отдельные специалисты и аудиторские организации (далее - внешние эксперты). Привлечение может производиться на безвозмездной основе или путем заключения государственного контракта или гражданско-правового договора.
Привлечение внешних экспертов к проведению контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с приказом руководителя ГКУ СФК ДОНМ посредством включения внешних экспертов в состав группы ревизоров для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок.
Проверка может проводиться также с привлечением независимых консультантов, экспертов, по результатам которой эксперты составляют справку в произвольной форме, в которой отражается информация о проверенных и изученных вопросах, выявленных нарушениях и замечаниях, выводы и рекомендации.
2.13. В ходе проведения контрольного мероприятия формируется рабочая документация, в состав которой включаются документы и материалы, полученные в результате выполнения каждого этапа контрольного мероприятия, а также документы и материалы, послужившие основанием для анализа и формирования выводов по вопросам контрольного мероприятия. К рабочей документации относятся документы (их копии, заверенные в установленном порядке) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контроля и третьих лиц, а также документы (расчеты, аналитические записки, чек-листы и т.п.), подготовленные ревизорами самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.
По завершении контрольных процедур формируется дело контрольного мероприятия со сроком хранения 5 (пять) лет, в которое включается рабочая документация. В деле рабочая документация должна быть систематизирована в порядке, отражающем последовательность выполнения этапов и отдельных контрольных процедур контрольного мероприятия.
3. Проведение контрольного мероприятия
Проведение контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки объекта контроля в соответствии с целями и задачами контрольного мероприятия, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств результатов контрольного мероприятия.
3.1. Проведение контрольного мероприятия, в том числе выход группы ревизоров на объект контроля осуществляется без предварительного уведомления должностных лиц объекта контроля.
3.2. Должностным лицам объекта контроля руководителем группы ревизоров представляется копия приказа ГКУ СФК ДОНМ о проведении контрольного мероприятия на объекте контроля. Приказ оформляется на бланке ГКУ СФК ДОНМ (печатью не заверяется). Копия приказа может быть направлена в организацию посредством электронной почты.
3.3. В случае проведения выездного контрольного мероприятия должностные лица объекта контроля обязаны создать условия для проведения контрольного мероприятия, в том числе обеспечить ревизоров:
- помещением с оборудованными мебелью рабочими местами по числу ревизоров, принимающих участие в контрольном мероприятии;
- доступом к имеющейся копировально-множительной технике;
- компьютерной техникой с доступом в Интернет (по возможности);
- доступом ко всем программным продуктам (в режиме просмотра с запретом редактирования данных), посредством которых объектом контроля осуществляется ведение бухгалтерского учета, а также по запросу ревизоров - к иным базам и программам, используемым объектом контроля.
3.4. При исполнении должностных обязанностей при проведении контрольных мероприятий ревизоры имеют право беспрепятственно проходить в помещения объекта контроля, требовать в необходимых случаях опечатывания кассы и кассовых помещений, складов, кладовых, проведения инвентаризации денежных средств, материальных ценностей и расчетов, требовать и получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении контрольного мероприятия.
3.5. При проведении тематических контрольных мероприятий, в том числе по обращениям граждан (организаций), ревизоры имеют право запрашивать у объекта контроля информацию и документы, напрямую не относящуюся к теме контрольного мероприятия. Содержание и объем запрашиваемой информации определяется руководителем группы ревизоров.
3.6. При проведении контрольного мероприятия в форме выездной проверки информация и документы могут запрашиваться руководителем группы ревизоров у представителей объекта контроля как устно, так и в форме письменного запроса, который может быть направлен по электронной почте, либо посредством системы электронного документооборота.
При проведении контрольного мероприятия в форме камеральной проверки информация и документы запрашиваются также посредством электронной почты, системы электронного документооборота. Запрос оформляется по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящим Правилам.
В запросе в обязательном порядке перечисляются необходимые для представления документы, а также указываются сроки представления объектом контроля запрошенных документов.
Указанные в письменном запросе сроки представления документов обязательны для соблюдения объектом контроля.
В ходе проведения контрольного мероприятия ревизорами может передаваться представителям объекта контроля неограниченное количество устных и письменных запросов.
При направлении ревизорами запросов в иные учреждения и организации, в том числе выступавшие контрагентами объекта контроля, в запросе следует указать, что документы и справки, направляемые в ответ, должны быть заверены подписями ответственных должностных лиц этих учреждений и организаций.
В случае непредставления запрошенных документов в установленный в письменном запросе срок (в повторном запросе, направленном по электронной почте) непредставленные документы признаются отсутствующими, о чем в акте контрольного мероприятия делается соответствующая запись, а также может быть составлен акт о противодействии проведению контрольного мероприятия.
3.7. При проведении всех видов контрольных мероприятий по решению руководителя группы ревизоров могут быть проведены следующие процедуры:
- проверка остатков денежных средств в кассе объекта контроля;
- проведение выборочной или сплошной (на усмотрение руководителя группы ревизоров) инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств;
- осмотр (выборочный или сплошной) помещений объекта контроля и (или) его территории;
- проверка фактического присутствия в организации (объекте контроля) обучающихся, сверка фактических данных с учетными;
- проверка фактического присутствия работников на рабочих местах в соответствии с графиком работы;
- проверка соответствия установленной нагрузки графикам работы (расписаниям) и фактической отработке рабочего времени работниками объекта контроля;
- опрос родителей (законных представителей, родственников) обучающихся на предмет незаконного сбора представителями объекта контроля денежных средств, а также по другим вопросам в соответствии с предметом контрольного мероприятия, его целями и задачами. При необходимости ревизоры получают письменные подтверждения результатов опросов.
- опрос работников объекта контроля (в том числе уволенных) в соответствии предметом контрольного мероприятия, его целями и задачами;
- опрос совершеннолетних обучающихся в соответствии с предметом контрольного мероприятия, его целями и задачами;
- опрос иных лиц в соответствии с предметом контрольного мероприятия, его целями и задачами;
- прочие контрольные процедуры.
3.7.1. Процедуры проверки остатков денежных средств в кассе объекта контроля и проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств (выборочной и сплошной) проводятся на основании приказа объекта контроля об их проведении. Процедуры, за исключением опросов, проводятся уполномоченными приказом лицами объекта контроля в присутствии ревизоров.
Результаты проверки остатков денежных средств в кассе документируются промежуточными актами, которые подписываются представителями объекта контроля, проводившими данную проверку и присутствовавшими при этом ревизорами. Результаты инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей оформляются инвентаризационными описями (сличительными ведомостями), которые подписываются представителями объекта контроля и ревизорами, присутствовавшими при инвентаризации.
При проведении контрольного мероприятия по проверке выполнения работ по ремонту и благоустройству (как тематического, так и в составе иного контрольного мероприятия) результаты контрольных процедур на объекте контроля оформляются промежуточными актами или актами контрольного обмера, которые подписываются ревизорами, присутствовавшими при проведении контрольной процедуры, проводившими ее представителями объекта контроля и подрядной организации.
Объектами контрольных обмеров могут являться объемы работ, выполненных в рамках государственного заказа на проведение ремонтных работ текущего и капитального характера, а также работ, выполненных в рамках строительства и реконструкции зданий и сооружений. Контрольные обмеры могут проводиться сплошным или выборочным методом.
К задачам контрольного обмера относится подтверждение:
- выполнения работ в предусмотренных условиями государственного контракта (договора) объемов;
- соответствия примененных материалов и оборудования, предусмотренным проектной документацией (сметой);
- соответствие выполненных работ строительным нормам и правилам, в том числе по качественным показателям;
- правильность применения расценок, норм и цен;
- отсутствия фактов повторного предъявления к оплате (оплата) элементов прямых затрат и накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен, расценок и других подобных фактов.
При контрольном обмере выполнения объемов скрытых работ проверяются акты освидетельствования скрытых работ. При отсутствии таких актов, фото или видео фиксации, скрытые работы могут быть проверены путем их вскрытия.
О необходимости проведения контрольного обмера, его времени и месте руководитель группы ревизоров письменно извещает руководителя объекта контроля (лицо его замещающее или ответственного за контроль за проведением работ, выполнение которых подлежит обмеру) в сроки достаточные для извещения организации-исполнителя работ и определении должностного лица (лиц) объекта контроля для проведения контрольного обмера. Достаточным, в данном случае, сроком является срок, не превышающий двое суток со дня извещения руководителем группы ревизоров о проведении контрольного обмера.
Извещение составляется в двух экземплярах в произвольной форме и передается под роспись представителю объекта контроля.
В случае неприбытия на объект контрольного обмера представителя объекта контроля (заказчика) контрольный обмер не проводится и составляется акт о противодействии проведению контрольного мероприятия по форме приложения 4 к настоящим Правилам.
В случае неприбытия на объект контрольного обмера официально уведомленных представителей исполнителя, контрольный обмер проводится без их участия, о чем в акте контрольного обмера делается запись.
При проведении контрольного обмера могут применяться измерительные инструменты и специальные измерительные приборы.
При несогласии с актом контрольного обмера, исполнитель вправе представить заказчику пояснения и замечания в письменной форме. Направление исполнителем пояснения и замечаний по акту контрольного обмера не является основанием для приостановления оформления группой ревизоров ПСУ СФК ДОНМ материалов контрольного мероприятия. Обоснованные пояснения и замечания исполнителя могут быть включены объектом контроля в пояснения и возражения к акту контрольного мероприятия.
Ответственность за объективность результатов контрольного обмера лежит на заказчике.
Результаты контрольного обмера оформляются актом контрольного обмера по форме приложения 8 к настоящим Правилам. При необходимости составления по результатам контрольного обмера ведомости пересчета объемов и стоимости выполненных работ, ведомость оформляется по форме приложения 9 к настоящим Правилам.
Формы приложений 8 и 9 могут быть использованы также при оформлении результатов контрольных осмотров и других подобных контрольных мероприятий с учетом необходимости внесения соответствующих изменений текст форм.
По окончании контрольного мероприятия на объекте контроля, в случае, если отдельные контрольные процедуры оформлялись промежуточными актами, оформляется итоговый (сводный) акт.
3.7.2. Опросы проводятся с учетом требований действующего законодательства в части соблюдения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Опросы совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и работников (в том числе уволенных) проводятся без издания приказа по объекту контроля и в отсутствие представителей объекта контроля.
В случае необходимости к проведению телефонных опросов совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и работников объекта контроля и иных лиц могут привлекаться работники ГКУ СФК ДОНМ, не включенные в группу ревизоров, осуществляющих контрольное мероприятие. В этом случае результаты опросов оформляются и подписываются работниками ГКУ СФК ДОНМ, принимавшими непосредственное участие в проведении данной процедуры.
Результаты опросов совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и работников, включая уволенных, оформляются собственноручно написанными опрошенными лицами заявлениями и/или пояснениями и/или заполненными опросными листами. Результаты устных опросов, включая телефонные, фиксируются ревизорами в рабочем документе (ведомости опроса), составленном в произвольной форме и содержащим перечень вопросов, задаваемых опрашиваемым, перечень опрашиваемых, краткие ответы на поставленные вопросы и иные сведения, включаемые в ведомость по решению руководителя группы ревизоров. Результаты прочих указанных в настоящем подпункте контрольных процедур оформляются промежуточными актами, составленными в произвольной форме, которые подписываются ревизорами, присутствовавшими при проведении контрольной процедуры, и проводившими ее представителями объекта контроля.
3.8. При выявлении в ходе контрольного мероприятия фактов нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов руководитель группы ревизоров обязан отразить в акте по результатам контрольного мероприятия факты выявленных нарушений, размер причиненного ущерба (при возможности его определения в момент оформления акта), а также принятые руководством объекта контроля меры по устранению нарушений в ходе контрольного мероприятия (при их наличии).
3.9. В процессе контрольного мероприятия ревизоры имеют право получать письменные пояснения и объяснения работников объекта контроля по вопросам, возникающим в ходе проверки. Факт отказа работника объекта контроля от представления письменных пояснений и (или) объяснений отражается в акте контрольного мероприятия.
3.10. При выявлении нарушений и недостатков ревизоры определяют и отражают в акте их причины, ответственных должностных лиц и исполнителей (при наличии возможности их установить в рамках контрольного мероприятия), вид и размер ущерба, причиненного объекту контроля или бюджету города Москвы.
4. Порядок приостановки и возобновления контрольного мероприятия
4.1. Проведение контрольного мероприятия может быть приостановлено руководителем ГКУ СФК ДОНМ в следующих случаях:
- отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета, на объекте контроля. Проведение контрольного мероприятия приостанавливается на срок, необходимый для восстановления бухгалтерского (бюджетного) учета (срок определяется ГКУ СФК ДОНМ и должен быть разумным);
- направления ГКУ СФК ДОНМ запроса по темам, относящимся к предмету контрольного мероприятия, в компетентные органы власти и/или в правоохранительные органы. Проведение контрольного мероприятия приостанавливается до получения ответа из соответствующих компетентных органов;
- противодействия или создания должностными лицами объекта контроля помех в проведении контрольного мероприятия (отказ в допуске ревизоров на объект контроля или в его отдельные здания и помещения, непредставление требуемой документации или предоставление неполного комплекта документации, другое противодействие);
- необходимости получения и исследования документов, находящихся вне места нахождения объекта контроля;
- наличия иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия по причинам, не зависящим от ревизоров ГКУ СФК ДОНМ.
На время приостановки контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
4.2. Решение о приостановке контрольного мероприятия оформляется приказом ГКУ СФК ДОНМ на основании служебной записки руководителя группы ревизоров, согласованной с начальником управления ГКУ СФК ДОНМ, проводящего контрольное мероприятие и заместителем руководителя ГКУ СФК ДОНМ, курирующим деятельность этого управления.
4.3. После устранения причин, послуживших основанием для приостановки контрольного мероприятия, объект контроля обязан в течение 3 (трех) рабочих дней известить об этом ГКУ СФК ДОНМ.
4.4. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановки контрольного мероприятия руководитель ГКУ СФК ДОНМ принимает решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия.
5. Формирование доказательств
5.1. Доказательства представляют собой достоверные и достаточные фактические, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в ведении объектом контроля финансово-хозяйственной деятельности или их отсутствие.
5.2. Процесс получения доказательств включает следующие этапы:
- сбор фактических данных в ходе проведения контрольного мероприятия, определение их полноты, приемлемости и достоверности;
- анализ собранных фактических данных на предмет их достаточности для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия;
- проведение дополнительного сбора фактических данных в случае их недостаточности для формирования доказательств.
Сбор фактических данных осуществляется путем получения информации из автоматизированных информационных систем Департамента, города Москвы и иных автоматизированных информационных систем, сайта объекта контроля в сети Интернет, средств массовой информации и других открытых источников, письменных запросов к должностным лицам объекта контроля и к третьим лицам, а также письменных и устных опросов работников объекта контроля, родителей (законных представителей, родственников) совершеннолетних обучающихся и иных лиц в целях получения:
документов, включая полученные от третьих лиц;
статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов, других материалов и информации в соответствии с целями и задачами контрольного мероприятия.
Доказательства получаются путем:
- проверки документов, полученных от объекта контроля;
- сверки данных электронных реестров и информационных баз с документами объекта контроля;
- пересчета арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов;
- проведения осмотра, фото и видеофиксации, инвентаризации, контрольных обмеров;
- письменных и устных опросов;
- подтверждения, представляющего процедуру направления запроса и получения от независимой (третьей) стороны письменного сообщения, содержащего необходимую информацию;
- анализа и оценки полученной информации, в том числе из источников, указанных в абзаце 2 настоящего пункта Правил, изучения финансовых показателей объекта контроля, мер, принятых для обеспечения сохранности имущества, бесперебойной эксплуатации зданий, обеспечения безопасности участников образовательного процесса с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения;
- прочими мероприятиями.
5.3. В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть относящимися к делу, достаточными и достоверными.
Доказательства, используемые для подтверждения выводов, считаются относящимися к делу, если они имеют логическую разумную связь с такими выводами.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в акте о результатах проведенного контрольного мероприятия.
Доказательства являются достоверными, если они точно и объективно отражают те или иные обстоятельства, отраженные в акте по результатам контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что наиболее надежными являются доказательства, собранные непосредственно ревизорами, полученные из внешних источников и представленные в форме документов.
Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом фиксируются в актах и рабочей документации, являющихся основой для подготовки акта о его результатах.
6. Оформление результатов контрольного мероприятия
6.1. После завершения контрольных действий в отношении объекта контроля составляется акт не менее чем в двух экземплярах, имеющий следующую структуру:
6.1.1. Вводная часть, которая включает следующую информацию:
- основание проведения контрольного мероприятия (план, поручение руководителя ДОНМ);
- фамилии, инициалы, должности руководителя и членов группы ревизоров с указанием срока фактического участия (при необходимости);
- проверяемый период деятельности объекта контроля;
- срок проведения контрольного мероприятия;
- сведения об объекте контроля:
юридический и фактический адрес (при необходимости);
полное и сокращенное наименование согласно уставу (положению) объекта контроля;
код общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП); основной регистрационный номер (ОГРН), код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города Москвы (при наличии) (при необходимости);
- фамилии, имена, отчества руководителя (в случае если в проверяемом периоде руководители менялись - с указанием периода, за который несет ответственность каждый из руководителей) со ссылкой на приказ о назначении на должность руководителя организации, сведения об аттестации;
- дату проведения ГКУ СФК ДОНМ предыдущей проверки по предмету настоящей проверки (при необходимости);
- краткая характеристика объекта контроля - лицензии, аккредитации, другие сведения (при необходимости);
- по решению руководителя группы ревизоров иные данные, необходимые для полной характеристики объекта контроля.
6.1.2. Описательная часть, которая включает результаты контрольных действий по каждому проверенному вопросу программы контрольного мероприятия.
6.1.3. Заключительная часть, которая в акте по результатам ревизии (проверки) финансово хозяйственной деятельности и (или) проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности содержит информацию об объеме финансирования отдельно по каждому из источников финансирования за проверяемый период, объеме проверенных средств, выявленных финансовых нарушениях (при наличии).
Заключительная часть акта по результатам контрольного мероприятия, задачей которого не является проверка финансовой деятельности, в том числе опосредованно, содержит информацию об основных выводах по результатам контрольного мероприятия в соответствии с его целью.
Заключительная часть акта, составляемого по результатам контрольного мероприятия, проведенного в частных образовательных организациях, получающих субсидии из бюджета города Москвы, содержит также сроки устранения выявленных нарушений. Указанные сроки устанавливаются ГКУ СФК ДОНМ и могут составлять от 14 (четырнадцати) до 45 (сорока пяти) календарных дней. В отдельных случаях могут быть установлены более продолжительные сроки устранения выявленных нарушений.
6.1.4. Неотъемлемой частью акта являются приложения: надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих полномочия представителя объекта контроля, подписавшего акт; фотоматериалы, документы (их копии) и расчеты, чек-листы, подтверждающие выявленные нарушения (за исключением собственноручно написанных опрошенными лицами заявлений и/или пояснений, опросных листов и сводных данных об информации, полученной путем устных опросов); справки, содержащие информацию о выявленных нарушениях в суммовом выражении и иных нарушениях.
Собственноручно написанные опрошенными лицами заявления и/или пояснения, опросные листы и сводные данные об информации, полученной путем устных опросов, не подлежат раскрытию объекту контроля, приобщаются к рабочей документации (материалам) контрольного мероприятия и представляются контрольным органом по поручению руководителя Департамента (лица его замещающего), а также в установленном законом порядке по запросам компетентных органов (правоохранительных органов, судов и т.д.).
6.2. По результатам контрольных мероприятий, проводимых в частных образовательных организациях, получающих субсидии из бюджета города Москвы, ревизорами составляется акт, именуемый Актом проверки соблюдения условий предоставления субсидии.
6.3. При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
- объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия;
- четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
- логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
- изложение фактических данных только на основе данных соответствующих документов, проверенных ревизорами, при наличии исчерпывающих ссылок на них;
- структура, в том числе описательной части, должна строго соответствовать программе проведения контрольного мероприятия либо перечню вопросов, изложенных в поручении, запросе, обращении.
В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия на объекте контроля по всем рассмотренным группой ревизоров вопросам.
Если в ходе контрольного мероприятия по каким-либо вопросам нарушений и недостатков не установлено в акте делается запись "Проверкой (выборочной проверкой) (указываются: наименование проверенных вопросов, период проверки, названия проверенных первичных документов и объем их выборки, проверенная сумма расходов (доходов)) нарушений не установлено".
Если на объекте контроля ранее контрольными (надзорными) органами проводились контрольные мероприятия, по результатам которых были выявлены нарушения, в акте по решению руководителя группы ревизоров отражается краткая информация об установленных ранее нарушениях, принятых мерах по их устранению, а также указываются нарушения, которые не были устранены.
Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документально.
В акте не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц объекта контроля, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение".
В случаях установления в ходе контрольного мероприятия фактов противоправных деяний (наличия в штате объекта контроля лиц, фактически не осуществляющих трудовую деятельность, незаконных сборов денежных средств с работников объекта контроля и (или) родителей (законных представителей) обучающихся и т.п.), данные нарушения включаются в акт проверки вне зависимости от суммы нарушения.
6.4. Акт составляют и подписывают ревизоры, проводившие контрольное мероприятие на объекте контроля за исключением лиц, находящихся на момент подписания акта в отпуске, отсутствующих по болезни и по другим уважительным причинам, которые подтверждены документально.
6.5. Акт по результатам контрольного мероприятия на объекте контроля представляется для ознакомления представителю объекта контроля, на срок не более 5 (пяти) рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем вручения акта. При этом в акте должностным лицом объекта контроля делается отметка о получении акта на ознакомление с указанием даты получения.
В случае невозможности вручения акта в печатном виде, акт может быть направлен посредством электронной почты. В таком случае объектом контроля направляется отметка о получении акта.
В случае отказа должностных лиц объекта контроля принять акт для ознакомления, акт, составленный по итогам контрольного мероприятия, в срок не более 3 (трех) рабочих дней с момента завершения оформления акта направляется объекту контроля посредством электронной почты. Датой вручения акта объекту контроля признается дата отправки. В указанные сроки акт также может быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением в получении. В этом случае датой вручения акта объекту контроля признается дата сдачи акта в почтовое отделение, определяемая по почтовому штампу.
По истечении срока, установленного для ознакомления с актом, должностное лицо объекта контроля (его представитель) обязано подписать акт и направить его в контрольный орган в срок, установленный для ознакомления с актом, с приложением приказа о мерах по устранению нарушений (при наличии).
В случае, если в установленный срок должностные лица объекта контроля не направили в ГКУ СФК ДОНМ подписанный акт, акт считается подписанным.
В случае несогласия объекта контроля с фактами, изложенными в акте, он вправе представить возражения к акту и подписать акт с указанием на наличие возражений. Возражения излагаются объектом контроля в произвольной письменной форме, подписываются уполномоченным должностным лицом объекта контроля и направляются в ГКУ СФК ДОНМ в срок, не превышающий временной период, установленный для ознакомления с актом.
Представленные объектом контроля возражения к акту регистрируются ГКУ СФК ДОНМ и принимаются к рассмотрению для подготовки Заключения по установленной настоящими Правилами форме (Приложение 3 к настоящим Правилам).
Разногласия к акту контрольного мероприятия представляются объектом контроля единожды. К возражениям должны быть приложены документы (их копии), на которые имеется ссылка в возражениях или на которых объект контроля основывает свои выводы или замечания к акту контрольного мероприятия.
После подписания акта без указания на наличие возражений, возражения ГКУ СФК ДОНМ к рассмотрению не принимаются.
Возражения, представленные в ГКУ СФК ДОНМ с нарушением установленного срока, к рассмотрению не принимаются. В этом случае акт считается подписанным без возражений.
В случае отказа должностных лиц объекта контроля подписать акт, в том числе с указанием на наличие возражений, ГКУ СФК ДОНМ составляется акт об отказе подписания результатов контрольного мероприятия по форме, приведенной в Приложении 2 к настоящим Правилам, а акт, составленный по итогам контрольного мероприятия, считается подписанным.
В случае поступления письменных возражений ГКУ СФК ДОНМ в срок до 20 (двадцати) рабочих дней с даты поступления возражений готовит заключение на представленные объектом контроля возражения. Заключение утверждается руководителем ГКУ СФК ДОНМ или его заместителем.
Письменные возражения, представленные объектом контроля, и заключение на возражения ГКУ СФК ДОНМ включаются в материалы контрольного мероприятия.
Должностному лицу объекта контроля (его представителю) выдается на руки один экземпляр акта и заключения (при наличии возражений).
6.6. Контрольное мероприятие завершается подписанием акта представителями объекта контроля, рассмотрением возражений в случае их наличия, подготовкой краткого письма руководителю Департамента, содержащего основные выводы по результатам контрольного мероприятия, а также предложения по устранению установленных нарушений, по принятию управленческих решений, другие предложения (при необходимости).
Не допускается представление для ознакомления должностным лицам объекта контроля (их представителям) проекта акта, не подписанного ревизорами.
Внесение в подписанный ревизорами акт каких-либо изменений на основании представленных объектом контроля возражений и дополнительно представленных материалов не допускается.
В случаях, требующих внесения изменений или уточнений в подписанный представителем объекта контроля акт, ГКУ СФК ДОНМ составляется дополнение к акту контрольного мероприятия в произвольной форме, которое подписывается руководителем ГКУ СФК ДОНМ (лицом его замещающим). Дополнение оформляется в двух экземплярах, один экземпляр приобщается к материалам контрольного мероприятия, другой - передается объекту контроля под роспись.
6.7. В ходе контрольного мероприятия также могут оформляться следующие виды актов:
- акт по фактам противодействия ГКУ СФК ДОНМ в проведении контрольного мероприятия;
- акт по факту опечатывания ревизорами касс, кассовых и служебных помещений, складов на объекте контроля;
- акт изъятия документов;
- акт вскрытия опечатанных ревизорами касс, кассовых и служебных помещений, складов на объекте контроля;
- иные акты.
6.8. Акт о противодействии проведению контрольного мероприятия составляется в случае отказа должностных лиц объекта контроля (их представителей) в:
- допуске группы ревизоров на объект контроля (отдельное помещение объекта контроля);
- создании нормальных условий для работы ревизоров;
- представлении информации по запросу ГКУ СФК ДОНМ, а также в случае задержки с представлением данной информации;
- в иных случаях.
При возникновении указанных случаев руководитель группы ревизоров:
- устно уведомляет должностных лиц объекта контроля о создании ими препятствий в проведении контрольного мероприятия;
- незамедлительно оформляет соответствующий акт в двух экземплярах с указанием даты, времени, места, данных работника, допустившего указанные действия, и иной необходимой информации, один из которых передается представителю объекта контроля.
Акт в течение суток с момента его составления должен быть направлен в ГКУ СФК ДОНМ на имя руководителя.
Образец оформления акта по фактам противодействия проведению контрольного мероприятия приведен в Приложении 4 к настоящим Правилам.
6.9. Акт по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов составляется в случае обнаружения в документах объекта контроля признаков подделок, подлогов и других злоупотреблений при использовании средств, являющихся предметом контрольного мероприятия.
Акт по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов на объекте контроля составляется в двух экземплярах, один из которых представляется под роспись представителю объекта контроля.
Образец оформления акта по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов приведен в Приложении 5 к настоящим Правилам.
Акт изъятия документов составляется при обнаружении в документах объекта контроля признаков подделок, подлогов и других злоупотреблений при использовании средств, являющихся предметом контрольного мероприятия, а также наличия угрозы уничтожения и/или утраты этих документов.
Решение об изъятии принимает руководитель Департамента по предложению руководителя ГКУ СФК ДОНМ. Изъятие осуществляется в присутствии представителей объекта контроля, при этом у объекта контроля остаются копии изъятых документов, а также экземпляр акта изъятия и опись изъятых документов. Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету контрольного мероприятия.
Акт изъятия документов составляется в двух экземплярах и представляется для ознакомления под роспись представителю объекта контроля.
Образец оформления акта изъятия документов на объекте контроля приведен в Приложении 6 к настоящим Правилам.
6.10. Акт по факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов составляется незамедлительно по выявлению данного факта. Образец оформления акта по факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов приведен в Приложении 7 к настоящим Правилам.
Указанный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается под роспись представителю объекта контроля с требованием представить письменные объяснения по установленному факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов.
В случае отказа должностных лиц объекта контроля от письменного объяснения по установленному факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов или от получения экземпляра указанного акта в нем делаются соответствующие записи.
6.11. В качестве заключения о результатах контрольного мероприятия руководителем группы ревизоров оформляется и подписывается справка, содержащая информацию о выявленных нарушениях в денежном выражении. Форма справки приведена в Приложении 11 к настоящим Правилам.
7. Реализация материалов контрольного мероприятия
7.1. По завершении контрольного мероприятия (при необходимости - ранее) руководителем группы ревизоров оформляется письмо руководителю Департамента, содержащее краткие результаты и выводы по результатам проведенного контрольного мероприятия.
В случае если контрольное мероприятие проводилось по фактам, изложенным в обращении гражданина (организации) и Департаментом дано поручение подготовить ответ заявителю, оформляется и направляется в Департамент два документа:
- краткое письмо руководителю Департамента о результатах контрольного мероприятия;
- проект письма ответственного должностного лица Департамента заявителю с информацией о результатах проверки фактов, изложенных в обращении. В случае подтверждения фактов, изложенных в обращении, в письме указываются принятые к устранению нарушений и к ответственным должностным лицам меры (при наличии такой информации).
7.2. На основе результатов контрольного мероприятия формируются выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков.
7.3. Копии (подлинники) актов и информация о результатах контрольных мероприятий предоставляются контрольным, надзорным, правоохранительным органам, органам государственной власти и иным организациям, наделенным правом запроса указанных данных, по поручению Департамента или с уведомлением Департамента.
8. Реализация мер по устранению выявленных нарушений и возмещению причиненного ущерба
8.1. В случае выявления нарушений в ходе контрольного мероприятия объект контроля в течение месяца с момента истечения установленного срока для ознакомления с актом (либо с момента получения заключения на возражения от ГКУ СФК ДОНМ, в случае, если объектом контроля представлялись возражения к акту) обязан сообщить в ГКУ СФК ДОНМ о принятых мерах к устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных должностных лиц, с приложением копии приказа о порядке устранения выявленных нарушений, других распорядительных, а также платежных документов, подтверждающих перечисление в бюджет города Москвы (восстановление на лицевом счете) сумм, подлежащих возмещению и (или) восстановлению по результатам контрольного мероприятия.
8.2. В случаях если по результатам контрольного мероприятия ГКУ СФК ДОНМ объекту контроля предъявлены суммы, подлежащие восстановлению на счете организации или (и) подлежащие возмещению в бюджет города Москвы (далее - восстановлению/возмещению) руководитель объекта контроля обязан принять меры к восстановлению/возмещению предъявленных средств в порядке, предусмотренным Алгоритмом действий руководителей образовательных и иных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по восстановлению - на лицевом счете/возмещению в бюджет города Москвы денежных средств по итогам актов контрольных мероприятий ГКУ СФК ДОНМ (далее - Алгоритм) (приложение 10 к настоящим Правилам), в рекомендуемые Алгоритмом сроки.
8.3. Информация о возмещении/восстановлении денежных средств и устранении иных нарушений, выявленных контрольными мероприятиями ГКУ СФК ДОНМ, представляется в ГКУ СФК ДОНМ в сроки и порядке, предусмотренными абзацем 4 п. 6.5 настоящих Правил и Алгоритмом и должна включать:
- полную и объективную информацию о выполнении предложений ГКУ СФК ДОНМ, данных по результатам контрольного мероприятия;
- заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих возмещение ущерба;
- материалы служебных проверок по фактам выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности;
- копии приказов о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных и иных лиц, допустивших финансовые нарушения.
8.4. Руководитель объекта контроля несет персональную ответственность в случае, если меры по устранению выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц не приняты, либо приняты не в полном объеме.
Приложение 1
к Правилам*)
Запрос
о предоставлении информации
"__" __________ 20__г.
Должность
руководителя
объекта контроля
наименование объекта
контроля ФИО
Уважаемый, (имя отчество)!
В настоящее время в возглавляемом Вами учреждении
__________________________________________________________________
ГКУ СФК ДОНМ проводится контрольное мероприятие
__________________________________________________________________.
(наименование контрольного мероприятия)
Прошу до "___" ___________ 20__ года представить следующие документы (материалы, данные или информацию):
1._______________________________________________________________.
(указываются наименования конкретных документов или формулируются вопросы, по которым необходимо представить соответствующую информацию)
2. _______________________________________________________________.
3. _______________________________________________________________.
Руководитель группы ревизоров |
личная подпись |
инициалы и фамилия |
______________________
*) Оформляется на бланке ГКУ СФК ДОНМ
Приложение 2
к Правилам*)
Акт
об отказе подписания результатов контрольного мероприятия
"___" ____________ 20___ г.
В возглавляемом Вами учреждении _______________________________
(наименование учреждения)
проведено контрольное мероприятие ______________________________________
(наименование контрольного мероприятия)
______________________________________________________________
По результатам контрольного мероприятия составлен акт на _____ листах, представленный на ознакомление (указать должность, ФИО лица, получившего акт) "___" ____________ 20__ года.
Должностными лицами _______________________________________
(наименование объекта контроля,
__________________________________________________________________
должность, ФИО лиц)
"___" ___________ 20__ года представлены возражения к акту по результатам контрольного мероприятия на ____ листах.
ГКУ СФК ДОНМ вышеуказанные возражения рассмотрены, по результатам подготовлено соответствующее заключение (указывается при необходимости).
Должностными лицами _______________________________________
(наименование объекта контроля,
__________________________________________________________________
должность, ФИО лиц)
созданы препятствия ревизорам ГКУ СФК ДОНМ _______________________
__________________________________________________________________
(должность, ФИО ревизоров)
в соблюдение процедуры проведения контрольного мероприятия, выразившееся в
__________________________________________________________________.
(указываются конкретные факты создания препятствий для проведения контрольного мероприятия - отказ в подписании акта, отказ в подписании акта с возражениями и другие)
Настоящий Акт составлен в двух экземплярах, один из которых вручен направлен для ознакомления __________________________________________.
(должностное лицо объекта контроля, ФИО)
Руководитель группы ревизоров
|
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Один экземпляр акта получил: должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
"___" ___________ 20__ г. (указывается дата получения акта) |
|
|
|
|
______________________
*) Оформляется на бланке ГКУ СФК ДОНМ
Приложение 3
к Правилам
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
(должность утвердившего лица)
___________________________
(И.О.Ф)
"___" ___________ 20__ г.
Заключение
на возражения ____________________________________________________
(полное наименование объекта контроля)
к акту по результатам ______________________________________________
(наименование контрольного мероприятия)
Текст в акте по результатам контрольного мероприятия |
Текст возражений |
Решение, принятое по итогам рассмотрения возражений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Должностное лицо ГКУ СФК ДОНМ
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и ФИО |
Заключение получил:
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и ФИО |
Приложение 4
к Правилам
Акт
о противодействии проведению контрольного мероприятия
"___" ____________ 20___ г.
В ходе проведения ГКУ СФК ДОНМ ___________________________
__________________________________________________________________
(наименование контрольного мероприятия)
должностными лицами ______________________________________________
(наименование объекта контроля,
__________________________________________________________________
должности, ФИО)
оказано противодействие (созданы препятствия) ревизорам ГКУ СФК ДОНМ
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование контрольного органа, должности,
__________________________________________________________________
ФИО ревизоров)
в проведении указанного контрольного мероприятия, выразившееся в
__________________________________________________________________
(указываются конкретные факты создания препятствий в проведении контрольного мероприятия отказ ревизорам в допуске на объект контроля, непредставление информации, другие факты)
Настоящий акт составлен в двух экземплярах, один из которых вручен (направлен) для ознакомления __________________________________________________.
(должностное лицо объекта контроля, фамилия и инициалы)
Руководитель группы ревизоров
|
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Один экземпляр акта получил: должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
"___" ___________ 20__ г. (указывается дата получения акта) |
|
|
|
|
Приложение 5
к Правилам
АКТ
по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов
"___" ____________ 20___ г.
В ходе ____________________________________________________
(наименование контрольного мероприятия)
на объекте ________________________________________________________
(наименование объекта контроля)
ревизорами ГКУ СФК ДОНМ _________________________________________
(должности, ФИО ревизоров)
опечатаны: ________________________________________________________
(перечень опечатанных объектов)
Настоящий акт составлен в двух экземплярах, один из которых вручен
__________________________________________________________________
(должностное лицо объекта контроля, ФИО)
Руководитель группы ревизоров
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Один экземпляр акта получил: должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
"___" ___________ 20__ г. (указывается дата получения акта) |
|
|
|
|
Приложение 6
к Правилам
АКТ
изъятия документов
"___" ____________ 20___ г.
В ходе ____________________________________________________
(наименование контрольного мероприятия)
в ________________________________________________________________
(наименование объекта контроля)
ревизорами ГКУ СФК ДОНМ изъяты для проверки следующие документы:
1. _______________________________________________________ на ____ листах (дело N ___, листы ____).
2. _______________________________________________________ на ____ листах (дело N ___, листы ____).
Изъятие документов произведено в присутствии должностного лица (лиц)
_________________________________________________________________.
(наименование объекта контроля, должность, фамилии и инициалы)
Настоящий акт составлен в двух экземплярах, один из которых вручен (направлен)
_________________________________________________________________.
(должностное лицо объекта контроля, ФИО)
Руководитель группы ревизоров
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Подписи других ревизоров, проводивших изъятие документов | ||||
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Один экземпляр акта получил: должность
|
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
"___" ___________ 20__ г. (указывается дата получения акта) |
Приложение 7
к Правилам
АКТ
по факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов
"___" ____________ 20___ г.
В ходе ____________________________________________________
(наименование контрольного мероприятия)
на объекте _______________________________________________________
(наименование объекта контроля)
ревизорами ГКУ СФК ДОНМ ________________________________________
(должности, ФИО)
установлен факт вскрытия опечатанного помещения: ___________________
_________________________________________________________________
(перечень вскрытых опечатанных объектов)
Настоящий акт составлен в двух экземплярах, один из которых вручен
_________________________________________________________________.
(должностное лицо объекта контроля, фамилия и инициалы)
Руководитель группы ревизоров должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Один экземпляр акта получил: должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
"___" ___________ 20__ г. (указывается дата получения акта) |
|
|
|
|
Приложение 8
к Правилам
АКТ
контрольного обмера объемов выполненных работ по адресу ___________ ул., дом N ___
(могут быть указаны и другие данные, уточняющие место проведения контрольного обмера либо иные данные, идентифицирующие место проведения обмера (владение, территория и т.п.)
"___" ____________ 20___ г.
Представителем заказчика
_________________________________________________________________,
(должность, фамилия, инициалы должностного лица объекта контроля)
действующего на
основании ________________________________________________________
(указывается документ, подтверждающий полномочия должностного лица (устав, приказ, доверенность)
и представителем исполнителя (подрядной организации, ИП) ____________,
_________________________________________________________________,
(указываются должность, фамилия, инициалы представителя исполнителя)
действующего на основании ________________________________________
(указывается документ, подтверждающий полномочия представителя исполнителя (устав, доверенность) *)
в присутствии представителей ГКУ СФК ДОНМ ________________________
_________________________________________________________________,
(указываются фамилии, инициалы членов группы ревизоров, присутствующих при проведении контрольного обмера) **)
действующих на основании приказа ГКУ СФК ДОНМ
_________________________________________________________________
(указываются реквизиты приказа ГКУ СФК ДОНМ о проведении контрольного мероприятия в объекте контроля)
составлен настоящий акт контрольного обмера объемов выполненных и оплаченных (предъявленных к оплате) работ
_________________________________________________________________
(указывается наименование работ)
по государственному контракту (договору) ____________________________.
(указываются реквизиты контракта (договора)
Всего выполнено работ (указать каких) согласно актам приемки выполненных работ на сумму _____________ рублей.
Настоящим контрольным обмером проверено работ (указать каких) на сумму __________________ рублей.
Контрольным обмером установлено: __________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
(указываются результаты контрольного обмера с учетом задач контрольного обмера, указанного в пп. 2.6.1 настоящих Правил. В случае отсутствия фактов завышения фактически выполненных объемов работ, других несоответствий условиям государственного контракта (договора, сметы), делается запись: фактов завышения объемов выполненных работ по (указывается вид работ в отношении выполнения которых проводился контрольный обмер) не установлено)
В случае установления некачественного выполнения работ, этот факт фиксируется в акте контрольного обмера и может быть квалифицирован как завышение объемов выполненных работ или невыполнение работ в полном объеме.
Приложение:
Ведомость пересчета стоимости выполненных работ (при необходимости) на _____ л. в 1 экз.
Настоящий акт составлен в ___________ экземплярах.
_________________________________________________________________
(количество экземпляров акта и приложений к ним определяется исходя из количества организаций, представители которых принимали участие в проведении контрольного обмера)
Представитель заказчика (объекта контроля) | ||||
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Представитель исполнителя (подрядной организации, ИП) | ||||
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Представители ГКУ СФК ДОНМ | ||||
должность
|
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Экземпляр акта получили: Представитель заказчика (объекта контроля) | ||||
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
"___" ___________ 20__ г. (указывается дата получения акта) |
|
|
|
|
Представитель исполнителя (подрядной организации, ИП) | ||||
должность
|
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
"___" ___________ 20__ г. (указывается дата получения акта) |
|
|
|
|
______________________
*) представитель исполнителя в лице руководителя организации может принимать участие в контрольном обмере, на основании документов, подтверждающих его статус и предъявления паспорта или документа его подтверждающего, в том числе удостоверения с фотографией. Другие представители исполнителя кроме указанных выше документов должны предъявить доверенность, оформленную в установленном порядке. В противном случае они к проведению контрольного обмера не допускаются.
**) со стороны ГКУ СФК ДОНМ при проведении контрольного обмера должны присутствовать не менее двух представителей, которые, при необходимости, оформляют ведомость пересчета стоимости выполненных работ.
По-видимому, в тексте формы допущена опечатка. Имеется в виду "в пп. 3.7.1 настоящих Правил"
Приложение 9
к Правилам
Ведомость
пересчета стоимости выполненных работ к акту контрольного обмера от ______________ 202__ года
N |
Наименование работ и адреса объектов |
Оплачено (предъявлено к оплате) |
Установлено контрольным обмером |
Выявлено завышение |
Примечание |
|||
|
|
Объем (количество) |
Сумма (руб.) |
Объем (количество) |
Сумма (руб.) |
Объем (количество) |
Сумма (руб.) |
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
Члены группы ревизоров ГКУ СФК ДОНМ | ||||
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Представитель заказчика (объекта контроля) | ||||
должность |
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
Представитель исполнителя (подрядной организации, ИП) | ||||
должность
|
|
личная подпись |
|
инициалы и фамилия |
дата составления "___" ___________ 20__ г. |
|
|
|
|
Приложение 10
к Правилам
Алгоритм
действий руководителей образовательных и иных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по восстановлению на лицевом счете/возмещению в бюджет города Москвы денежных средств предъявленных по итогам контрольных мероприятий ГКУ СФК ДОНМ
После получения образовательной и иной организацией, подведомственной Департаменту образования и науки города Москвы (далее - организация), акта контрольного мероприятия (далее - акт) ГКУ СФК ДОНМ (при наличии возражений - после получения заключения на возражения), содержащего суммы, предъявленные к восстановлению на лицевом счете или (и) к возмещению в бюджет города Москвы (далее - к восстановлению/возмещению), для определения виновных работников, действие (бездействие) которых привели к выявленным финансовым нарушениям необходимо произвести следующие действия:
N |
Ответственные лица и исполнители |
Действие |
Комментарий |
Рекомендуемый срок |
1 |
Директор (руководитель) |
Издание приказа о проведении служебной проверки и создании комиссии по ее проведению |
В приказе определить: - лицо, ответственное за проведение проверки (с учетом объема и сложности проверки), членов комиссии; - срок проведения проверки |
1 (один) рабочий день с момента получения акта контрольного мероприятия ГКУ СФК ДОНМ (заключения на возражения) |
2 |
Лицо, ответственное за проведение проверки, и члены комиссии, назначенные приказом |
Проведение служебной проверки |
В ходе проверки необходимо: 1. Установить обстоятельства, повлекшие финансовые нарушения, указанные в акте (не принятые в заключении на возражения), а также нанесенный в их результате ущерб, посредством сбора данных и письменных объяснений работников. В случае отказа или уклонения работника от предоставления объяснений составляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ). 2. Определить лицо (лиц), подлежащих привлечению к материальной ответственности и степень его (их) вины. 3. Письменно оформить заключение по результатам проверки с выводами и предложениями по порядку дальнейших действий в отношении работника (работников), подлежащего (подлежащих) привлечению к материальной ответственности. В случае если виновных два и более, следует принять решение о размере сумм восстановления/возмещения для каждого в зависимости от степени его вины. Письменно оформленные результаты проверки являются основанием для предъявления виновному работнику требования о восстановлении/возмещении начисленных сумм, в том числе для подачи искового заявления в суд, а также подтверждением принятия директором (руководителем) мер к восстановлению/возмещению сумм выявленных финансовых нарушений |
10 (десять) рабочих дней с момента издания приказа (в исключительных случаях срок проверки может быть продлен на период, необходимый для получения объяснений отсутствующих работников) |
3 |
Бухгалтерия |
Отражение суммы ущерба в регистрах бухгалтерского учета |
Внести данные в УАИС "Бюджетный учет" |
1 (один) рабочий день с момента фиксации суммы ущерба в материалах служебной проверки |
Алгоритм действий после определения комиссией суммы ущерба и виновных лиц | ||||
1 |
Директор (руководитель), кадровая служба |
Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка работника |
Издать приказ о возмещении ущерба из заработной платы работника (ст. 241 ТК РФ), довести приказ до работника под роспись. Приказ может быть издан не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба, причиненного работником (ст. 248 ТК РФ) |
2 (два) рабочих дня с момента завершения служебной проверки |
2 |
Директор (руководитель), кадровая служба |
Если сумма ущерба превышает средний месячный заработок работника, либо работник уволился до составления комиссией заключения |
Оформить и вручить работнику под роспись письменное предложение о добровольном возмещении ущерба. Уволившемуся работнику направить письмо с требованием возмещения ущерба |
Не более 2-х рабочих дней с момента завершения служебной проверки |
2.1 |
Директор (руководитель), кадровая служба |
Работником дано добровольное согласие на возмещение ущерба |
Заключить с работником соглашение о добровольном возмещении ущерба. Если работник не может единовременно восстановить/возместить полную сумму, то получить от работника письменное обязательство с указанием конкретных сроков и сумм платежей, подлежащих удержанию. Рекомендовать установить в обязательстве размер ежемесячных удержаний из заработной платы не ниже верхнего предела размера удержаний, установленного ст. 138.1 ТК РФ |
Не более 2-х рабочих дней с момента получения согласия работника |
2.2 |
Директор (руководитель) (заместитель по управлению ресурсами), юрист (при наличии), привлеченная юридическая компания |
Работником (в том числе бывшим) отказано в добровольном возмещении ущерба или работник заключил соглашение о добровольном восстановлении/возмещении, но впоследствии отказался, в том числе после увольнения |
Подготовить и направить в суд исковое заявление о взыскании задолженности (непогашенной части задолженности). Основание - письменно оформленные результаты служебной проверки, выписки из акта ГКУ СФК ДОНМ, включая поясняющие приложения с расчетами. При необходимости привлечение к судебному разбирательству на стороне Школы ГКУ СФК ДОНМ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Информировать ГКУ СФК ДОНМ о подаче иска и о результатах судебного рассмотрения |
3 (три) рабочих дня после установления факта отказа от добровольного возмещения средств, либо не получения ответа в течение 5 дней с даты окончания срока, установленного в письме в адрес бывшего работника. Не более 3-х рабочих дней после подачи в суд искового заявления и проведения судебного рассмотрения |
3 |
Бухгалтерия |
На основании соглашения о добровольном возмещении ущерба либо по решению суда произвести удержание из заработной платы работника. В случае наличия судебного решения, подать исполнительный лист, выданный судом, в ФССП по месту проживания должника |
Внести данные об удержании в информационную базу УАИС "Бюджетный учет" |
В день удержания |
4 |
Директор (руководитель) |
В случае наличия судебного решения |
Подать исполнительный лист, выданный судом, в ФССП |
В случае наличия исполнительного листа, исполнительный лист должен быть подан в ФССП в срок не более 3-х рабочих дней со дня получения его в суде. В эти же сроки информация о передаче исполнительного листа в ФССП направляется в ГКУ СФК ДОНМ |
5 |
Директор (руководитель) (заместитель по управлению ресурсами), бухгалтерия |
После начала возмещения ущерба виновными работниками |
Установить постоянный строгий контроль за осуществлением платежей (удержаний) с виновных лиц. Оперативно направлять в ГКУ СФК ДОНМ и инспектору округа (образовательными организациями) информацию о ходе возмещения/восстановления денежных средств виновными лицами с приложением копий подтверждающих документов |
Постоянно по мере осуществления платежей (удержаний) до полного погашения сумм, предъявленных к восстановлению/возмещению. Информацию в ГКУ СФК и инспектору округа направлять в срок не более 3-х рабочих дней со дня удержания средств |
Алгоритм действий при наличии объективных причин невозможности восстановить/возместить полностью или частично предъявленные ГКУ СФК ДОНМ денежные средства | ||||
N |
Ответственные лица и исполнители |
Действие |
Комментарий |
Срок |
1 |
Директор |
Направление обращения в Комиссию ГКУ СФК ДОНМ по оценке эффективности и достаточности мер, принимаемых образовательными и иными организациями, подведомственными ДОНМ, в целях восстановления на лицевом счете /возмещения в бюджет города Москвы денежных средств, предъявленных к восстановлению/возмещению по результатам контрольных мероприятий ГКУ СФК ДОНМ |
В обращении излагаются причины и обстоятельства, не позволяющие восстановить/возместить предъявленные денежные средства, с приложением документального обоснования приведенных причин и справки о принимавшихся мерах. Объективными причинами и обстоятельствами могут быть признаны: - вынесение судом акта, в соответствии с которым утрачивается возможность взыскания задолженности в связи с истечением срока исковой давности, в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока исковой давности; - должник (исполнитель по контракту, договору) ликвидирован/признан банкротом в соответствии с решением суда; - должник исключен из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующее юридическое лицо; - должник (физическое лицо) умер или признан умершим решением суда; - вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа; - другие причины и обстоятельства в случае возможности доказать и документально подтвердить их объективность. Обращение и документы (их копии, заверенные в установленном порядке) представляются в ГКУ СФК ДОНМ на бумажном носителе. Признание ГКУ СФК ДОНМ данных причин и обстоятельств объективными производится в том числе с учетом предоставление документального подтверждения своевременного принятия директором (руководителем) организации мер, предусмотренных настоящим Алгоритмом. |
В срок, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня выявления объективных причин и обстоятельств. не позволяющих восстановить/возместить предъявленные средства |
По-видимому, в тексте таблицы допущена опечатка. Имеется в виду Рекомендовать установить в обязательстве размер ежемесячных удержаний из заработной платы не ниже верхнего предела размера удержаний, установленного ст. 138 ТК РФ"
Приложение 11
к Правилам
СПРАВКА
о нарушениях, выявленных при проведении контрольного мероприятия
__________________________________________________________________
(указать форму проведения и тематику)
в ________________________________________________________________
(указать объект контроля, срок проведения контрольного мероприятия и проверяемый период)
__________________________________________________________________
(руб.)
N |
Код классификатора |
Нарушение |
Кол-во эпизодов |
Сумма нарушений по годам |
Общая сумма, подлежащая возмещению и восстановлению |
Общая сумма нарушений |
К возмещению |
К восстановлению |
К уменьшению размера субсидии |
Субсидия текущего учебного года для корректировки |
Возмещено |
Восстановлено |
Документы, подтверждающие обоснованность сумм нарушений, указанных в акте |
||
|
|
|
|
2019 |
2020 |
2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетная деятельность | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Приносящая доход деятельность | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Бухгалтерский учет | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Должность и Ф.И.О. составителя
Дата составления справки
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 17 сентября 2021 г. N 500 "О внесении изменений в приказ Департамента... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.