Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета
народных депутатов
Камешковского района
от 25.09.2023 N 389
Положение
о порядке сдачи в аренду муниципального имущества муниципального образования Камешковский район
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- решением Совета народных депутатов Камешковского района от 13.03.2017 N 207 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Камешковского района";
- иными нормативно-правовыми актами.
1.2. Настоящее Положение распространяется на отношения, возникающие при передаче муниципального имущества Камешковского района в аренду.
1.3. Настоящее Положение регулирует:
- порядок сдачи в аренду объектов муниципальной собственности муниципального образования Камешковский район;
- расчет арендной платы за пользование муниципальным имуществом;
- порядок сдачи объектов муниципальной собственности в субаренду (поднаем);
- учет и контроль за перечислением арендной платы.
1.4. В Положении используются следующие термины и определения:
1.4.1. Аренда - временное владение и пользование или временное пользование муниципальным имуществом на условиях, предусмотренных договором аренды, заключенным "Арендатором" и "Арендодателем", без перехода права собственности или иного вещного права на это имущество (далее по тексту - договор аренды).
1.4.2. "Арендодатель" - юридическое лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо муниципальное образование Камешковский район, от имени которого действует отдел имущественных и земельных отношений администрации Камешковского района (далее - Отдел), в отношении имущества закрепленного в казне Камешковского района и подписывающее договор аренды на стороне Арендодателя.
1.4.3. "Арендатор" (наниматель) - физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, принимающий за плату во временное владение и пользование или временное пользование муниципальное имущество на основании соответствующим образом оформленного договора аренды.
1.4.4. Муниципальные преференции - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий.
1.5. К объектам муниципальной собственности относятся муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, встроено - пристроенные и отдельно стоящие нежилые помещения (здания, строения, сооружения), оборудование, транспортные средства, ценные бумаги, другое движимое и недвижимое имущество, и иные материальные ценности, находящееся в муниципальной собственности Камешковского района и подлежащее учету в Реестре муниципального имущества в соответствии с требованиями норм действующего законодательства Российской Федерации.
1.6. Контроль за использованием по назначению арендуемых объектов муниципальной собственности и выполнением условий договора аренды осуществляет орган, уполномоченный в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Камешковский район, администрация Камешковского района, в лице Отдела.
1.7. Доходы от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности поступают в бюджет Камешковского района.
1.8. Действия настоящего Положения не распространяются на отношения по сдаче в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов, являющихся муниципальной собственностью, а также жилищного фонда.
2. Порядок сдачи объектов движимого и недвижимого муниципального имущества в аренду
2.1. Сдача в аренду объектов муниципальной собственности осуществляется в следующих формах:
- на аукционе;
- по конкурсу;
- без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- без проведения торгов в случае предоставления указанного имущества в виде муниципальной преференции в порядке, установленном главой 3 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- без проведения торгов в случаях оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям при соблюдении требований, установленных статьей 31.1 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
2.1.1. Аукцион - способ определения Арендатора, при котором победителем на торгах становится соискатель, предложивший наивысшую цену за право заключения договора аренды либо наивысшую ставку арендной платы.
2.1.2. Конкурс - способ определения Арендатора, при котором победителем становится соискатель, предложивший лучшие условия по отношению к арендуемому объекту с максимальной выгодой для собственника.
2.1.3. Муниципальная преференция путем передачи муниципального имущества предоставляется на основании правовых актов органа местного самоуправления муниципального образования Камешковский район исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением предоставления муниципальной преференции в случаях, указанных в части 3 статьи 19 указанного Федерального закона).
2.2. Органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении объектов муниципальной собственности в аренду является Отдел.
2.3. Организатором торгов на право заключения договоров аренды являются:
2.3.1. Отдел - в отношении имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
2.3.2. Муниципальные унитарные предприятия - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, с согласия Отдела;
2.3.3. Муниципальные учреждения - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления с согласия Отдела.
2.4. Учет арендной платы, фактически перечисленной арендатором в бюджет района, ведение реестра договоров аренды муниципального имущества, взыскание задолженности по арендной плате с арендаторов осуществляет Отдел.
2.5. Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества определяется Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67.
2.6. Порядок предоставления муниципальной преференции определяется статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.7. Сдача в аренду оборудования, приборов, транспортных средств, инженерных сетей с предоставлением права пользования ими рассматривается как сдача в аренду движимого имущества.
2.8. Взаимоотношения между Арендодателем и Арендатором оформляются договором аренды. По договору аренды Арендодатель обязуется предоставить Арендатору муниципальное имущество за плату во временное владение и пользование или временное пользование.
Плоды, продукция и доходы, полученные Арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
2.9. Договор аренды муниципального имущества заключается в письменной форме путем подписания его сторонами.
2.10. Договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
2.11. Муниципальное имущество может быть сдано в аренду индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным (зарегистрированным в Российской Федерации в установленном законодательством порядке):
2.11.1. От имени юридического лица заявление о предоставлении муниципального имущества в аренду могут подавать лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами без доверенности, либо представители, действующие на основании доверенности или договора.
2.11.2. От имени физического лица и индивидуального предпринимателя заявление о предоставлении муниципального имущества в аренду может подаваться ими лично или их представителями, действующими на основании надлежаще оформленной доверенности.
2.12. Заявления на аренду муниципального имущества подаются в уполномоченный орган или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Камешковского района с указанием цели использования муниципального имущества, площади, места расположения и других характеристик объекта.
2.13. Рассмотрение заявлений на аренду муниципального имущества и принятие по ним решений производится в 30-дневный срок.
2.14. К заявлению прилагаются:
- копии учредительных документов для юридических лиц, правоустанавливающий документ, подтверждающий правомочность лица на подписание договора аренды;
- паспорт или свидетельство предпринимателя для физических лиц;
- документы, подтверждающие право на заключение договора аренды без проведения торгов в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В случае передачи муниципального имущества в аренду в качестве муниципальной преференции Заявители дополнительно предоставляют:
- заверенные нотариально копии учредительных документов;
- бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не предоставляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документацию;
- перечень видов деятельности, осуществляемых хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную помощь, в течение двух лет, предшествующих дню подачи ходатайства, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуется специальное разрешение;
- наименование видов продукции, объем продукции, произведенной и реализованной хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную помощь, в течение двух лет, предшествующих дню подачи ходатайства, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции;
- перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную помощь, с указанием оснований для вхождения таких лиц в эту группу.
Перечень документов, необходимых для заключения договоров аренды муниципального имущества по результатам проведенных торгов, устанавливается конкурсной или аукционной документацией.
2.15. По результатам рассмотрения представленных документов уполномоченный орган принимается одно из следующих решений:
- о сдаче в аренду (по итогам проведенных торгов либо без проведения торгов);
- отказ в предоставлении имущества в аренду с указанием причин.
2.16. Основным документом, регулирующим отношения Арендатора и Арендодателя, является договор аренды, заключаемый в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2.17. Договор аренды имущества, подлежащий государственной регистрации, если иное не установлено законом, вступает в силу с момента его регистрации в установленном законом порядке.
2.18. Оплата коммунальных услуг и техническое обслуживание арендуемых объектов муниципальной собственности производится на основании отдельно заключенных договоров.
2.19. Передача имущества в аренду осуществляется уполномоченным органом по передаточному акту, который включает в себя техническое описание объекта, его индивидуальные признаки, позволяющие идентифицировать объект, и является неотъемлемой частью договора.
2.20. При сдаче в аренду нежилых помещений, являющихся памятниками истории и культуры, неотъемлемой частью договора аренды является охранное обязательство, согласованное между Арендатором и органом государственной власти Владимирской области. Право пользования объектом осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
2.21. Текущий ремонт арендуемого объекта производится Арендатором за свой счет, если иное не оговорено договором аренды, и в сроки, согласованные с уполномоченным органом.
2.22. Для проведения Арендатором капитального ремонта или реконструкции объекта муниципальной собственности необходимо письменное согласование Отдела (если объект муниципального имущества является памятником архитектуры, истории или культуры - также с уполномоченным органом государственной власти Владимирской области).
2.23. При прекращении договора аренды Арендатор обязан вернуть Арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
2.24. Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором аренды.
2.25. С целью обеспечения сохранности муниципальной собственности, сдаваемой в аренду, восстановления и придания первоначальных свойств, компенсации убытков, причиненных в результате аварийных и непредвиденных событий, при заключении договоров все юридические и физические лица обязаны оформить договор страхования арендованного муниципального имущества (за исключением Арендаторов, финансируемых из бюджетов всех уровней). В качестве Страхователя выступает Арендатор, в качестве Выгодоприобретателя - собственник муниципального имущества.
3. Порядок заключения договоров субаренды
3.1. Арендатор вправе с согласия Отдела сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) с учетом требований, установленных статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3.2. Для получения согласия Отдела на сдачу арендованного имущества в субаренду (поднаем) Арендатор обращается в адрес Отдела с письменным заявлением, в котором содержится описание объекта, предполагаемого к передаче в субаренду (место нахождения, площадь, а если к передаче в субаренду предполагается часть помещения, здания, строения или сооружения - то с указанием этой части).
Решение Отдела по вопросу сдачи имущества в субаренду направляется Арендатору в письменной форме в течение 5 дней с момента поступления заявления Арендатора.
3.3. Требования к договору субаренды:
3.3.1. Имущество в субаренду предоставляется на срок, не превышающий срока аренды, на условиях договора аренды имущества.
3.3.2. Договор субаренды подписывается Арендатором и Субарендатором в трех экземплярах, один из которых предоставляется в Отдел.
3.4. В договорах аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности, Арендодателем предусматривается условие о том, что Арендатор обязан предоставить один подлинный экземпляр договора субаренды в Отдел для учета и контроля в течение 5 (пяти) дней с даты его заключения.
3.5. Ответственность за нарушение условий субаренды несет основной Арендатор в соответствии с действующим законодательством.
4. Арендная плата
4.1. Устанавливаемая в договоре аренды муниципального имущества величина арендной платы может быть определена следующими способами:
- в соответствии с Порядком расчета годовой арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, находящимися в муниципальной собственности Камешковского района (далее - Порядок расчета), (приложение N 1 к настоящему Положению);
- на основании результатов торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества;
- на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости арендной платы объекта муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
4.2. Порядок расчета и размер арендной платы.
4.2.1. Устанавливаемая в договоре арендная плата за пользование муниципальным недвижимым имуществом определяется в соответствии с Порядком расчета согласно приложению N 1 к нему.
4.2.2. При сдаче в аренду движимого имущества арендная плата устанавливается в соответствии с Порядком расчета (приложение N 2 к настоящему Положению).
4.3. Порядок перечисления арендной платы.
4.3.1. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества в полном объеме перечисляются в бюджет муниципального образования Камешковский район.
4.4. Учет и контроль за перечислением арендных платежей.
4.4.1. Отдел осуществляет контроль за своевременным поступлением арендной платы в бюджет Камешковского района в размере, установленном договором аренды, проводит взыскание задолженности по арендной плате с Арендаторов.
5. Заключительные положения
5.1. Муниципальное имущество, закрепленное за юридическими лицами - на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или иного договора, сдаваемое ими в пользование (аренду) другим физическим или юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям в нарушение настоящего Положения, изымается Отделом в порядке, предусмотренном нормами действующего законодательства.
5.2. Договор аренды может быть расторгнут досрочно по требованию Арендодателя или Арендатора по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.