Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика потребительского рынка Ялуторовского района
1.1 Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли района.
Состояние, структура, тенденции и динамика развития потребительского рынка отражают социально-экономическое положение в регионе в целом. Сектор торговли является конечным звеном любой производственной цепочки и от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию страны, региона, района товары достигают своего потребителя. Таким образом, стимулируя качественное развитие сферы торговли, можно способствовать созданию необходимых условий для продвижения товаров различных отраслей, что положительно скажется на экономике района и региона в целом, а также для обеспечения населения всеми необходимыми товарами и услугами.
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам: |
||
2021 факт |
2022 факт |
2023 оценка |
||
1. |
Оборот розничной торговли (млн. руб.) |
1286,12 |
1384,74 |
1519,38 |
2. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,3 |
93,3 |
105,3 |
3. |
Индекс дефлятора оборота розничной торговли % к предыдущему году |
106,3 |
115,4 |
104,2 |
4. |
Оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, в ценах соответствующих лет (млн. руб.) |
1283,62 |
1382,05 |
1516,42 |
5. |
Оборот розничной торговли по торговым сетям в ценах соответствующих лет (млн. руб.) |
68,5 |
73,75 |
80,92 |
6. |
Продажа на розничных рынках и ярмарках |
2,5 |
2,69 |
2,95 |
Основным показателем в оценке социально-экономического развития района является показатель благосостояния населения. В районе наблюдается рост среднемесячной заработной платы, в 2023 году (январь-июль) она составляет 45 772 рублей.
Увеличение денежных доходов населения района положительно влияет на динамику роста показателей потребительского рынка. В Ялуторовском районе в сфере розничной торговли трудится около 200 человек, что составляет более 10% всего работающего населения. Оборот розничной торговли за 2022 год составил 1450,2 млн. рублей и в сопоставимой оценке увеличился на 8%. (2020 г. - 1353 млн. рублей). Сеть предприятий торговли Ялуторовского района состоит из 82 торговых точек площадью 3484,69 м2.
Сеть предприятий общественного питания состоит из 6 закусочных и кафе, а также 17 столовых при школах и одна столовая сезонной сети.
1.2 Состояние торговой инфраструктуры на территории района.
Рынок Ялуторовского района создает хорошую базу для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса. В последние годы одним из положительных направлений развития потребительского рынка является совершенствование инфраструктуры розничной торговли, связанное, прежде всего, с укрупнением и специализацией торговых предприятий, постепенным переходом преимущественно на магазинные формы торговли. Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный Закон) определяет формирование современной рациональной торговой инфраструктуры и повышение доступности товаров и услуг для населения.
По состоянию на 1 января 2023 года уровень обеспеченности населения района торговыми площадями составил 218 кв. метров в расчете на 1000 жителей.
В целом итоги развития потребительского рынка Ялуторовского района свидетельствуют о наличии предпосылок для его дальнейшего роста на среднесрочную перспективу.
Обеспеченность торговыми площадями населения в разрезе сельских поселений по состоянию на 01.01.2023 г составляет:
N пп |
Наименование сельских поселений |
Общая площадь, кв. метров. |
Площадь торговых залов, кв. метров |
1 |
Асланинское сельское поселение |
478,4 |
344,7 |
2 |
Беркутское сельское поселение |
734,0 |
326,8 |
3 |
Заводопетровское сельское поселение |
301,7 |
224,5 |
4 |
Зиновское сельское поселение |
342,1 |
124,1 |
5 |
Ивановское сельское поселение |
296,8 |
139,5 |
6 |
Карабашское сельское поселение |
355,15 |
212,25 |
7 |
Киевское сельское поселение |
814,3 |
458,5 |
8 |
Коктюльское сельское поселение |
158,9 |
101,3 |
9 |
Новоатьяловское сельское поселение |
302,5 |
146,3 |
10 |
Памятнинское сельское поселение |
947,8 |
474,6 |
11 |
Петелинское сельское поселение |
439,2 |
210,9 |
12 |
Ревдинское сельское поселение |
64,0 |
16,0 |
13 |
Сингульское сельское поселение |
172,4 |
93,5 |
14 |
Старокавдыкское сельское поселение |
214,3 |
140,94 |
15 |
Хохловское сельское поселение |
369,80 |
174,50 |
16 |
Трасса Тюмень-Ишим-Омск |
503,8 |
296,3 |
Мониторинг обеспеченности торговыми площадями позволят определить "проблемные зоны" района: где недостаточно, а где переизбыток объектов торговли. Проведение данной работы позволит установить основные приоритеты развития инфраструктуры торговли: где строить новые, а где реконструировать или перепрофилировать имеющиеся объекты.
В сельской местности данный вопрос стоит особенно остро. Отдалённые и труднодоступные территории характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. В Ялуторовском районе 11 труднодоступных населённых пунктов, из которых только в 62% имеются торговые объекты, и задача органов местного самоуправления обеспечить население в данных населённых пунктах товарами первой необходимости через оказание помощи предпринимателям, которые возьмут на себя такие функции.
Существует проблема организации розничной торговли в отдалённых малонаселенных пунктах района, где проживают, в основном, люди, старше трудоспособного возраста.
Из 40 населённых пунктов района в шести населенных пунктах отсутствуют стационарные торговые точки. Это населённые пункты: д. Малый Карабаш (с численностью населения 89 человек); ж/дорожный разъезд Кавдык (с численностью населения 2 человек); д. Сосновка (с численностью населения 39 человека); д. Соснина (с численностью населения 50 человека); р-зд Тугарский (с численностью населения 6 человек).
В целях выравнивания условий жизни городского и сельского населения и во исполнение Закона Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления наделены полномочием по поддержке отдалённых труднодоступных территорий. В районном бюджете предусматриваются целевые субвенции на обеспечение населения труднодоступных населенных пунктов товарами первой необходимости.
Согласно Постановления Правительства Тюменской области от 20.02.2007 N 26-п в Ялуторовском районе 11 труднодоступных населенных пунктов: д. Озерная, п. Беркутский, д. Менгарская, д. Черемушки, д. Соснина, д. Сосновка, д. Малый Карабашок, д. Малая Тихвина, п. Тугарский, д. Криволукская, д. Кулики.
В 2022 году организациям и индивидуальным предпринимателям Ялуторовского района были компенсированы расходы по доставке товаров первой необходимости в труднодоступные населённые пункты в сумме 255 тыс. рублей, в 2023 году выделено 277,54 тыс. рублей. За счет указанных средств возмещается часть транспортных расходов по доставке продуктов первой необходимости, часть затрат по коммунальным услугам. На 2024 - 2026 гг. запланировано выделение 945,00 тыс. рублей.
В целях упорядочения размещения объектов мелкой розницы в Ялуторовском районе разработана Схема размещения нестационарных объектов торговли, которая утверждена постановлением Администрации района N 1882-п от 09.11.2016 г. Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 г. N 361-п. Порядок предусматривает критерии, которые учтены при разработке Схемы, установлен единый перечень информации, содержащейся в Схеме размещения временных объектов.
1.3. Продвижение продукции местных товаропроизводителей
Предприятия сельскохозяйственной отрасли, производственные предприятия пищевой промышленности, индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства, представители личных подсобных хозяйств принимают активное участие в выставках - презентациях сельскохозяйственных районов области, сельскохозяйственные ярмарках, проводимых в городе Ялуторовске и Тюменской области.
С 2013 года торговым центром "Гулливер" открыт рынок на территории города Ялуторовска. Производителям сельхозпродукции Ялуторовского района было предложены торговые точки. Ежегодно проводятся ярмарки, где также производители сельхозпродукции Ялуторовского района принимали участия в торговле.
В целях дальнейшей реализации проекта "Покупаем Тюменское", и популяризации конкурса "Лучшие товары и услуги Тюменской области", плакаты, ценники с логотипом проекта размещены в торговых залах предприятий розничной торговли в каждом сельском поселении Ялуторовского района.
Информация о проведении акции на территории Ялуторовского района доведена организациям торговли и местным сельхозтоваропроизводителям.
Проведённый опрос среди жителей района об акции "Покупаем Тюменское" показал, что взаимоотношения бизнеса и населения взаимовыгодны. Предприятия - производители продукции нашего региона способны предоставить для потребления качественную, безопасную и доступную по цене продукцию, сохраняя и создавая при этом рабочие места. "Своё Фермерство" - это онлайн-платформа, объединяющая современные решения для фермеров: продажа и покупка товаров, модернизация бизнеса, поиск сотрудников, льготное финансирование. Это развитие сельского хозяйства через внедрение цифровых технологий. Площадка для эффективного ведения бизнеса в сельском хозяйстве.
1.4. Мониторинг ценообразования на потребительском рынке района
В Ялуторовском районе проводится мониторинг цен на рынке продовольственных товаров в ежемесячном режиме.
Цель мониторинга - провести анализ данных, ориентированный на соблюдение прав и обеспечение экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов и для представления информационно - аналитических материалов о причинах изменения цен на продовольственные товары первой необходимости и ситуации на продовольственных рынках юга области.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
1. определяется степень удорожания (удешевления) отдельных продуктов питания;
2.определяются продукты питания, требующие приоритетного внимания региональных и муниципальных властей;
3. выявляются причины увеличения цен в цепи "производитель - торговля".
В результате обработки ценовых данных устанавливается степень зависимости изменения цен от изменения уровня торговой надбавки, уровня цен поставщиков, категории поставщиков.
1.5 Защита прав потребителей
Основной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественных доступных товаров и услуг. Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей необходимо учитывать изменения на рынке товаров, которые неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных действующим законодательством.
1.6 Кадровый потенциал в торговле
Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами более 6 процентов занятых в экономике области. Однако в отрасли наблюдается дефицит кадров и недостаточная их квалификация, которые вызваны, главным образом, невысоким социальным престижем низко квалифицированных работ в сфере торговли, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в учебных заведениях.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с невысоким уровнем оплаты труда, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии, недостаточным качеством подготовки выпускников учебных заведений, обучающихся торговым специальностям.
Задача по снижению дефицита кадров также является непосредственной задачей предпринимателей. Основными инструментами снижения дефицита персонала для компаний малого и среднего бизнеса, является повышение мотивации сотрудников посредством повышения заработной платы, создания благоприятных условий труда. Это снизит текучесть кадров и привлечет в отрасль дополнительные трудовые ресурсы.
Кроме того, должна быть сформирована система переподготовки и повышения квалификации работников торговли, а также их аттестации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.