Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к муниципальной программе
"Улучшение жилищных условий
отдельных категорий граждан"
на 2024-2030 годы
Подпрограмма
"Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций" (далее - подпрограмма)
I. Паспорт Подпрограммы "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций"
Куратор подпрограммы |
Заместитель Мэра Города Томска по социальной политике |
||||||||||||||
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление молодежной политики администрации Города Томска |
||||||||||||||
Соисполнители |
|
||||||||||||||
Участники |
|
||||||||||||||
Цель и задачи подпрограммы |
Цель. Улучшение жилищных условий и социальная поддержка работников социально значимых и иных организаций |
||||||||||||||
Задача 1. Социальная поддержка работников социально значимых муниципальных организаций для оплаты найма жилого помещения | |||||||||||||||
Задача 2. Оказание социальной поддержки в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на частичное возмещение процентной ставки, частичную оплату первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи в рамках проекта "Губернаторская ипотека на территории Томской области" | |||||||||||||||
Показатели цели подпрограммы, единицы измерения |
год разработки программы |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
|||||||
|
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
|
Цель. Улучшение жилищных условий и социальная поддержка работников социально значимых и иных организаций | |||||||||||||||
Показатель 1. Количество получателей социальных выплат в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций", чел. |
16 |
15 |
0 |
15 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
Показатели задач подпрограммы, единицы измерения |
год разработки программы |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
|||||||
|
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
|
Задача 1. Социальная поддержка работников социально значимых муниципальных организаций для оплаты найма жилого помещения | |||||||||||||||
Показатель 1. Количество получателей социальных выплат на цели возмещения затрат по найму жилых помещений, в т.ч. молодых специалистов, чел. |
8 |
8 |
0 |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Задача 2. Оказание социальной поддержки в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на частичное возмещение процентной ставки, частичную оплату первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи в рамках проекта "Губернаторская ипотека на территории Томской области" | |||||||||||||||
Показатель 1. Количество получателей социальных выплат на цели частичного возмещения процентной ставки, частичной оплаты первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи, чел. |
8 |
7 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
Объемы и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) |
Годы: |
всего по источникам |
местный бюджет |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|||||
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
план |
|
|
|
|
||
2024 год |
34360,0 |
0,0 |
2360,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2000,0 |
0,0 |
30000,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
2025 год |
34360,0 |
0,0 |
2360,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2000,0 |
0,0 |
30000,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
2026 год |
32760,0 |
0,0 |
760,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2000,0 |
0,0 |
30000,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
2027 год |
32760,0 |
0,0 |
760,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2000,0 |
0,0 |
30000,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
2028 год |
32760,0 |
0,0 |
760,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2000,0 |
0,0 |
30000,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
2029 год |
32760,0 |
0,0 |
760,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2000,0 |
0,0 |
30000,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
2030 год |
32760,0 |
0,0 |
760,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2000,0 |
0,0 |
30000,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
Итого: |
232520,0 |
0,0 |
8520,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
14000,0 |
0,0 |
210000,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
Сроки реализации подпрограммы |
2024-2030 годы |
||||||||||||||
Укрупненный перечень мероприятий (основные мероприятия) и ведомственных целевых программ (при наличии) |
основное мероприятие 1) Улучшение жилищных условий и социальная поддержка работников социально значимых и иных организаций |
||||||||||||||
Организация управления подпрограммой и контроль за ее реализацией: |
|
||||||||||||||
- управление подпрограммой осуществляет |
Управление молодежной политики администрации Города Томска |
||||||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют |
Управление молодежной политики администрации Города Томска |
II. Анализ текущей ситуации
Стратегической целью развития Города Томска, определенной в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 N 224, является создание комфортной городской среды, одним из основных векторов достижения которой является обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, в том числе посредством разнообразия форм жилой застройки, отвечающей предпочтениям и платежеспособному спросу различных групп населения, включая создание рынка комфортного арендного жилья.
В рамках реализации Подпрограммы планируется активизировать привлечение новых инвестиций в жилищное строительство, обеспечить возможность заключения отдельными категориями граждан ипотечных жилищных кредитных договоров на более выгодных условиях, чем могут предложить кредитные организации, создав таким образом более широкие возможности для улучшения гражданами своих жилищных условий и повышения уровня привлекательности жизни в городе для молодых специалистов.
В целях проведения работы по улучшению жилищных условий жителей Томской области посредством приобретения гражданами квартир во вновь построенных жилых домах, создания механизма стимулирования строительной отрасли в ситуации когда осуществляется плановый отказ от участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, в целях минимизации рисков появления новых "обманутых дольщиков", Администрацией Томской области был разработан проект "Губернаторская ипотека на территории Томской области" (далее - Проект).
Финансирование расходов по реализации данного Проекта предусмотрено за счет областного бюджета, а также за счет софинансирования из бюджета муниципального образования, на территории которого проект реализуется, в т.ч. муниципального образования "Город Томск" и средств застройщика в следующих пропорциях:
50% - за счет средств областного бюджета;
25% - за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск";
не менее 25% - за счет средств застройщика.
Проект предусматривает оказание социальной поддержки гражданам, имеющим право на частичное возмещение процентной ставки, частичную оплату первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи в рамках Проекта в одной из форм (по выбору):
- частичного возмещения процентной ставки из расчета стоимости квартиры не более 43000 рублей за 1 кв. м в размере не менее 4% (2% - областной бюджет, 1% - местный бюджет, не менее 1% - застройщик) в течение 3 лет, но не более срока действия ипотечного жилищного кредитного договора, если таковой заключен на срок менее 3 лет;
- частичной оплаты первоначального взноса в размере 10% от стоимости квартиры, рассчитанной из условия стоимости за 1 кв. м не более 43000 рублей.
Реализация проекта "Губернаторская ипотека на территории Томской области" на территории муниципального образования "Город Томск" осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 25.09.2019 N 337а "Об утверждении государственной программы "Жилье и городская среда Томской области" (5% - областной бюджет, 2,5% - местный бюджет, 2,5% - застройщик).
В рамках реализации настоящей Подпрограммы будут реализованы мероприятия, которые позволят выполнить одновременно несколько задач:
1) оказать помощь гражданам, проживающим на территории муниципального образования "Город Томск", в улучшении жилищных условий;
2) оказать содействие в привлечении в строительную отрасль инвестиций;
3) привлечь в бюджет муниципального образования "Город Томск" средства бюджета Томской области на цели реализации данной Подпрограммы.
Сравнительный анализ мероприятий Подпрограммы муниципального образования "Город Томск" с показателями основных административных центров Сибирского федерального округа не представляется возможным ввиду отсутствия подобных программ в этих субъектах.
Подпрограмма определяет прогнозное количество участников, которые улучшат свои жилищные условия, а также необходимый объем финансирования мероприятий Подпрограммы. Принципы и цели Подпрограммы, механизм ее реализации определены на основе анализа существующей ситуации.
При реализации муниципальной программы для достижения поставленных целей и задач необходимо учитывать следующие возможные риски:
- мероприятие Подпрограммы, в частности реализация проекта "Губернаторская ипотека на территории Томской области" на территории муниципального образования "Город Томск", предусматривает софинансирование расходов по данному Проекту. Для случаев, когда гражданами будет выбрана форма поддержки в виде частичного субсидирования части процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору, для заключения ипотечного жилищного кредитного договора (договора займа) в таких случаях гражданам требуются гарантии администрации Города Томска о финансировании указанных мероприятий в последующие годы;
- одним из условий реализации проекта является софинансирование части расходов за счет привлеченных средств коммерческих организаций - застройщиков, участвующих в реализации Проекта. Невозможность финансирования застройщиком в своей части расходов, предусмотренных в рамках Подпрограммы, является возможным риском при реализации Проекта.
III. Цели, задачи, показатели Подпрограммы
Цель Подпрограммы - улучшение жилищных условий и социальная поддержка работников социально значимых и иных организаций.
Задачи Подпрограммы:
Задача 1 - социальная поддержка работников социально значимых муниципальных организаций для оплаты найма жилого помещения.
Задача 2 - Оказание социальной поддержки в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на частичное возмещение процентной ставки, частичную оплату первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи в рамках проекта "Губернаторская ипотека на территории Томской области"
Показатели цели, задач и мероприятий Подпрограммы указаны в приложении 1 к настоящей Подпрограмме.
IV. Перечень мероприятий и экономическое обоснование
Перечень мероприятий и ресурсное обеспечение Подпрограммы представлены в приложении 2 к настоящей Подпрограмме.
Ресурсное обеспечение, стоимость мероприятий определяются:
1) на цели возмещения затрат по найму жилых помещений с учетом:
- количества получателей социальных выплат на цели возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилых помещений (максимальное количество получателей, в разрезе каждого года приведено в таблице приложения 1 к подпрограмме "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций". Допускается сокращение фактической численности получателей социальных выплат в течение планового периода по объективным причинам;
- численного состава семей получателей социальных выплат (семья либо отдельный гражданин);
- максимального размера социальной выплаты, предусмотренного для возмещения затрат в зависимости от арендуемого жилого помещения (1-, 2-комнатная квартира и т.д.)
- среднемесячного размера средств, необходимых для предоставления социальных выплат на цели возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилых помещений. Средний размер предоставляемой социальной выплаты составляет 6000 рублей максимальный размер возмещения затрат за найм 1-комнатной квартиры).
При расчете потребности предусматривается возможность увеличения размера предоставляемых социальных выплат по различным основаниям, предусмотренным условиями Подпрограммы. Объем средств, предусматриваемых при расчете потребности на возможное увеличение размера предоставляемой социальной выплаты составляет не более 2% от плановой потребности;
2) на цели частичной оплаты первоначального взноса, частичного возмещения процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи с учетом:
- прогнозируемого количества получателей социальных выплат на (в случае выбора гражданами такой формы поддержки) (максимальное количество получателей, в разрезе каждого года приведено в таблице приложения 1 к подпрограмме "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций"). Допускается сокращение фактической численности получателей социальных выплат в течение планового периода;
- прогнозируемого размера социальных выплат на цели частичного возмещения процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи, направляемых на условиях софинансирования за счет средств местного бюджета, рассчитанного исходя из суммы кредита, определяемой в соответствии с условиями государственной программы "Жилье и городская среда Томской области". После утверждения списка получателей таких выплат и начала их предоставления расчет будет осуществляется исходя из фактических данных о количестве и ежемесячной потребности в средствах;
- среднемесячной плановой потребности в средствах, необходимых для обеспечения выплат их получателям, предоставляемых на условиях софинансирования за счет средств местного бюджета;
- 3-летнего периода получения выплат в разрезе по каждому получателю;
- прогнозируемой потребности в средствах для предоставления социальных выплат на цели частичной оплаты первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи;
- прогнозируемого количества получателей социальных выплат на цели частичной оплаты первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи (в случае выбора гражданами такой формы поддержки);
- прогнозируемой потребности в средствах для предоставления социальных выплат на цели частичной оплаты первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи. Данный расчет осуществляется исходя из площади приобретаемого жилого помещения в размере 60 кв. м и стоимости 1 кв. метра, установленного для определения расчетной стоимости жилья - 43000 рублей;
- планируемых объемов софинансирования за счет областного бюджета и средств застройщика.
В соответствии с требованиями Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального образования "Город Томск", их формирования, реализации, корректировки, мониторинга и контроля, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 15.07.2014 N 677, приложением 5 к муниципальной программе утвержден Порядок определения критериев приоритетности мероприятий муниципальной программы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан".
V. Механизмы управления и контроля Подпрограммой
В рамках реализации Подпрограммы управление молодежной политики администрации Города Томска выполняет следующие функции:
- организует и координирует реализацию подпрограммы, осуществляет общий контроль за ходом выполнения подпрограммы;
- текущий контроль эффективности выполнения мероприятий Подпрограммы, достижения запланированных целевых показателей;
- формирование прогноза объема финансового обеспечения реализации Подпрограммы;
- осуществляет функции уполномоченного органа, предусмотренные настоящей Подпрограммой.
1. Основные понятия, используемые для целей настоящей Подпрограммы:
1.1. Семья - супруги, состоящие в зарегистрированном браке, и лица, находящиеся у них на иждивении (при наличии), либо родитель, не состоящий в зарегистрированном браке, и лица, находящиеся у него на иждивении. Для целей настоящей Подпрограммы под лицами, находящимися на иждивении, понимаются дети в возрасте до 18 лет; инвалиды 1, 2 группы, проживающие совместно с родителями (родителем).
1.2. Отдельный гражданин - гражданин, не состоящий в зарегистрированном браке и не имеющий лиц, находящихся у него на иждивении.
1.3. Социально значимые организации - муниципальные образовательные организации, созданные муниципальным образованием "Город Томск" /муниципальные предприятия, созданные муниципальным образованием "Город Томск" (далее - предприятие).
1.4. Иные организации - организации, осуществляющие предпринимательскую и иные виды деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, зарегистрированные на территории Томской области (далее также - организация).
1.5. Молодой специалист - отдельный гражданин в возрасте до 28 лет включительно, поступивший на работу в муниципальную образовательную организацию муниципального образования "Город Томск" не позднее трех месяцев со дня окончания обучения в профессиональной образовательной организации либо образовательной организации высшего образования и проработавший в муниципальной образовательной организации муниципального образования "Город Томск" не более трех лет/либо состоящий на дату окончания обучения в трудовых отношениях с муниципальной образовательной организацией муниципального образования "Город Томск", при условии, что данное место работы является основным, и имеющий совокупный стаж работы в такой(-их) организации(-ях) на указанную дату не более 3-х лет и проработавший, после окончания обучения, в муниципальной образовательной организации муниципального образования "Город Томск" не более трех лет.
Для целей настоящей Подпрограммы допускается наличие периода между окончанием обучения в профессиональной образовательной организации либо образовательной организации высшего образования и трудоустройством в муниципальную образовательную организацию муниципального образования "Город Томск" более трех месяцев по следующим причинам:
а) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву, по данному основанию в период между окончанием обучения в профессиональной образовательной организации либо образовательной организации высшего образования и трудоустройством в муниципальную образовательную организацию муниципального образования "Город Томск";
б) отпуск по беременности и родам (период беременности и родов, равный аналогичному периоду отпуска по беременности и родам, предусмотренному законодательством);
в) отпуск по уходу (период осуществления ухода) за ребенком до достижения им возраста трех лет;
г) временная нетрудоспособность лица;
д) признание лица безработным в установленном законодательством порядке;
е) отказ муниципальной образовательной организации муниципального образования "Город Томск" в трудоустройстве молодого специалиста, который по договору с данной образовательной организацией обучался в профессиональной образовательной организации либо образовательной организации высшего образования;
ж) обучение в магистратуре либо аспирантуре по очной форме обучения.
Максимальный период между окончанием обучения в профессиональной образовательной организации либо образовательной организации высшего образования и трудоустройством в муниципальную образовательную организацию муниципального образования "Город Томск" по основаниям, указанным в подпунктах "а" - "ж", не может превышать сумму периода существования (наличия) таких оснований и 3-х календарных месяцев. При этом 3-месячный период определяется путем сложения количества календарных дней, предшествующих наступлению оснований, указанных в подпунктах "а" - "ж" настоящего пункта, и календарных месяцев после прекращения таких оснований.
Статус молодого специалиста сохраняется за лицом в случае его увольнения из муниципальной образовательной организации муниципального образования "Город Томск", в которой это лицо имело статус молодого специалиста, при условии:
- поступления на работу в иную муниципальную образовательную организацию муниципального образования "Город Томск" в течение 3 месяцев со дня увольнения;
- отсутствия в период (в течение 3 месяцев со дня увольнения) трудовых отношений индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, не подпадающими под определение муниципальной образовательной организации муниципального образования "Город Томск";
- соблюдения требования к возрасту молодого специалиста, установленного абзацем первым настоящего пункта;
- отсутствия оснований увольнения из муниципальной образовательной организации муниципального образования "Город Томск", исключающих возможность увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 5 - 8, 11 части первой статьи 81, статьей 336 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статус молодого специалиста сохраняется на срок, который в сумме с отработанным временем в предыдущей(-их) муниципальной(-ых) образовательной(-ых) организации(-ях) муниципального образования "Город Томск" составляет не более трех лет.
В случае вынужденного перерыва в работе молодого специалиста, вызванного нахождением в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, статус молодого специалиста сохраняется при соблюдении требования к возрасту молодого специалиста, установленному абзацем первым настоящего пункта, на срок, который в сумме со временем работы в муниципальной образовательной организации муниципального образования "Город Томск" до наступления вышеуказанных отпусков составляет не более трех лет.
1.6. Претендовать на участие в Подпрограмме для целей предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом 2.1.1 пункта 2 настоящего раздела, может:
1) отдельный гражданин при соответствии следующим требованиям:
а) наличие гражданства Российской Федерации;
б) наличие на день подачи в уполномоченный орган документов о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, регистрация по месту жительства на территории муниципального образования "Город Томск" либо на территории иного муниципального образования, находящегося на территории Российской Федерации, при условии работы не менее 6 месяцев в учреждении, предприятии, организации, зарегистрированном(ой) на территории муниципального образования "Город Томск" либо иного муниципального образования Российской Федерации при условии фактического осуществления учреждением, предприятием, организацией деятельности на территории муниципального образования "Город Томск";
в) признанный малообеспеченным в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего раздела;
г) возраст до 35 лет (включительно);
д) наличие трудовых отношений с муниципальным предприятием при условии, что данное место работы является основным;
е) нуждающийся в улучшении жилищных условий;
2) семья при соответствии следующим требованиям:
а) супруги, родитель в неполной семье являются(-ется) гражданином Российской Федерации;
б) супруги, родитель в неполной семье на день подачи в уполномоченный орган документов о признании нуждающимся(мися) в улучшении жилищных условий зарегистрированы по месту жительства на территории муниципального образования "Город Томск" либо на территории иного муниципального образования, находящегося на территории Российской Федерации, при условии работы супругов, родителя в неполной семье не менее 6 месяцев в учреждении, предприятии, организации, зарегистрированном(ой) на территории муниципального образования "Город Томск" либо иного муниципального образования Российской Федерации при условии фактического осуществления учреждением, предприятием, организацией деятельности на территории муниципального образования "Город Томск". Для целей участия в настоящей Подпрограмме допускается наличие регистрации у одного из супругов на территории муниципального образования "Город Томск", а у второго из супругов на территории иного муниципального образования, находящегося на территории Российской Федерации, при условии работы такого супруга не менее 6 месяцев в учреждении, предприятии, организации, зарегистрированном(ой) на территории муниципального образования "Город Томск" либо иного муниципального образования Российской Федерации при условии фактически осуществляемой деятельности на территории муниципального образования "Город Томск";
в) признанная малообеспеченной в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего раздела;
г) наличие у одного из супругов (супругов, родителя в неполной семье) трудовых отношений с муниципальным учреждением/предприятием при условии, что данное место работы является основным;
д) возраст одного из супругов/родителя в неполной семье, имеющего трудовые отношения с муниципальным учреждением/предприятием (при условии, что данное место работы является основным), не превышает 35 лет на момент признания участником Подпрограммы;
е) нуждающаяся в улучшении жилищных условий;
3) молодой специалист при соответствии следующим требованиям:
а) указанным в пункте 1.6 настоящего раздела;
б) наличие гражданства Российской Федерации;
в) наличие на день подачи в уполномоченный орган документов о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий регистрации по месту жительства на территории муниципального образования "Город Томск" либо на территории иного муниципального образования, находящегося на территории Российской Федерации;
г) наличие трудовых отношений с муниципальной образовательной организацией муниципального образования "Город Томск";
д) нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий для целей предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом 2.1.1 пункта 2 настоящего раздела, понимаются:
- граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не более 14,0 квадратных метров;
- граждане, имеющие основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При установлении нуждаемости в улучшении жилищных для целей настоящей Подпрограммы состав членов семьи определяется в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом в рамках настоящей Подпрограммы для целей предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом 2.1.1 пункта 2 настоящего раздела, для граждан, членов семьи, имеющих регистрацию по месту жительства на территории иного муниципального образования Российской Федерации, обеспеченность жилыми помещениями по месту жительства, возникающая на основании договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо на основании отнесения к членам семьи нанимателя таких помещений либо на основании отнесения к членам семьи собственника жилых помещений, при установлении нуждаемости в улучшении жилищных условий не учитывается.
1.7. Кредитор (далее - Кредитор) - кредитная организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или иное юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предметом деятельности которого является организация и координация первичного рынка долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, рефинансирование ипотечных кредитов в соответствии с действующим законодательством, привлечение средств инвесторов в сферу жилищного кредитования, заключившее на возмездной основе с гражданами, признанными участниками подпрограммы "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций", ипотечный жилищный кредитный договор, принимающее участие в реализации Подпрограммы посредством заключения трехстороннего соглашения с администрацией Города Томска и Участником (далее - Соглашение).
1.8. Заемщик - отдельный гражданин/семья, с которым(-и) Кредитором заключен ипотечный жилищный кредитный договор (далее - Заемщик).
1.9. Работник муниципального учреждения/предприятия - гражданин, соответствующий следующим критериям:
а) занимает штатную должность на основании заключенного на неопределенный срок с работодателем трудового договора;
б) работа в муниципальном предприятии является основным местом работы.
1.10. Участник Подпрограммы - отдельный гражданин, семья, в отношении которого(ой) Комиссией принято соответствующее решение.
1.11. Компенсация расходов по оплате за найм жилого помещения - средства бюджета муниципального образования "Город Томск" по компенсации расходов по оплате по договору найма жилого помещения, предоставляемые в форме бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат гражданам.
1.12. Ипотечный жилищный кредитный договор - договор, заключенный с Кредитором.
1.13. Застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в результате строительной, инвестиционной или иной законной деятельности которого осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома, в котором расположено приобретенное участниками подпрограммы "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций" жилое помещение.
1.14. Жилое помещение - жилое помещение, приобретенное участниками подпрограммы "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций" на 2024-2030 годы".
1.15. Расчетная стоимость жилого помещения - стоимость жилого помещения, определяемая для расчета субсидирования части процентной ставки по формуле:
РСтЖ = Н x S, где:
Н - норматив расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых помещений, определяемой исходя из средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по отдельным регионам Сибирского федерального округа для Томской области за квартал, предшествующий расчетному, по информации Федеральной службы государственной статистики по Томской области, но не более фактической стоимости 1 квадратного метра общей площади приобретаемого жилого помещения, в случае, если она меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений, определяемой исходя из средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по отдельным регионам Сибирского федерального округа для Томской области.
Для расчетов используется норматив расчетной стоимости 1 кв. м общей площади жилых помещений, действующий на момент подачи заявления отдельным гражданином, семьей в Комиссию для признания участником Подпрограммы;
S - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии со следующими нормативами:
33 квадратных метра на одинокого гражданина;
42 квадратных метра на семью из 2 человек;
18 квадратных метров на 1 члена семьи для семей составом 3 и более человек.
1.16. В целях реализации Подпрограммы малообеспеченными признаются отдельный гражданин, семья, в отношении которого(ой) Комиссией принято соответствующее решение в порядке, установленном пунктом 7 настоящего раздела.
1.17. Уполномоченный орган администрации Города Томска - управление молодежной политики администрации Города Томска (далее - уполномоченный орган).
1.18. Комиссия - комиссия по реализации подпрограммы "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций" муниципальной программы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" на 2024-2030 годы (далее - Комиссия) созданная в целях решения вопросов, отнесенных к ее компетенции в соответствии с муниципальными правовыми актами администрации Города Томска.
2. Общие условия Подпрограммы.
2.1. В рамках настоящей Подпрограммы осуществляется предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в следующих формах и размерах:
2.1.1. Возмещение расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения гражданам, семьям, отвечающим требования настоящей Подпрограммы (далее - возмещение расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения). Мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения, оказывается в соответствии с условиями, установленными пунктом 7 настоящего раздела.
2.1.2. Частичное возмещение процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, взятым на приобретение вновь построенного жилья у застройщиков по договорам купли-продажи, осуществляется в соответствии с условиями, установленными нормативными правовыми актами Томской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск".
2.2. Предоставление мер социальной поддержки осуществляется при условии признания Участником Подпрограммы.
Информация о предоставлении социальных выплат, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего раздела, семьям/гражданам подлежит размещению в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО).
2.3. Формирование списка Участников Подпрограммы в целях получения социальных выплат в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения гражданам, осуществлялось Комиссией в установленном порядке, по мере поступления заявлений граждан на участие в Подпрограмме, в период с 01.01.2017 по 20.12.2017 в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Томск" на соответствующий период на цели возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения.
2.4. Участниками Подпрограммы не могут быть признаны семьи, отдельные граждане, которые приняли участие (принимают участие) в других государственных, региональных и муниципальных программах/подпрограммах по улучшению жилищных условий, финансируемых из бюджетов различных уровней, и(или) получившие средства социальной поддержки на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджетов различных уровней.
2.5. Участие супругов в составе семьи в настоящей Подпрограмме исключает возможность их повторного участия в Подпрограмме даже при прекращении брака в установленном порядке.
2.6. В случае если гражданин состоит в зарегистрированном в установленном порядке браке, его участие в настоящей Подпрограмме возможно только в составе семьи.
2.7. Наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий устанавливается на момент подачи документов в уполномоченный орган для установления нуждаемости в улучшении жилищных условий.
3. Предоставление средств субсидирования процентной ставки осуществляется на основании решения Комиссии о признании отдельного гражданина, семьи Участниками Подпрограммы, утвержденного муниципальным правовым актом администрации Города Томска.
3.1. Статус Участника Подпрограммы, учитываемый при определении расчетной стоимости жилого помещения, подлежит изменению в следующих случаях:
- статус отдельного гражданина заменяется на статус семьи по решению Комиссии на основании поданного гражданином заявления с приложением документов, свидетельствующих о произошедшем изменении статуса отдельного гражданина на статус семьи, с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение статуса отдельного гражданина на статус семьи;
- численный состав семьи увеличивается/сокращается по решению Комиссии на основании поданного семьей заявления с приложением документов, свидетельствующих о произошедшем увеличении/сокращении численного состава семьи Участника Подпрограммы, с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение состава семьи Участника Подпрограммы;
- статус семьи может заменяться на статус гражданина/неполной семьи по решению Комиссии на основании поданного гражданином заявления с приложением документов, свидетельствующих об утрате семьей Участника Подпрограммы статуса таковой, с месяца, следующего за месяцем, в котором произошла утрата семьей своего статуса.
На основании указанного решения Комиссии вносятся соответствующие изменения в муниципальный правовой акт администрации Города Томска, которым утвержден список Участников Подпрограммы.
4. Размер субсидирования процентной ставки Участнику Подпрограммы.
4.1. Субсидирование процентной ставки Участникам Подпрограммы осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований и(или) бюджетных обязательств, утвержденных решением о бюджете муниципального образования "Город Томск" на очередной финансовый год и плановый период.
4.2. Размер субсидирования процентной ставки Участникам Подпрограммы рассчитывается исходя из расчетной стоимости жилого помещения и положений настоящего раздела.
4.3. Субсидирование процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору осуществляется ежемесячно в период, указанный в муниципальном правовом акте, которым утвержден список участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций", но не более срока действия ипотечного жилищного кредитного договора, заключенного Участником, в случае если таковой заключен на срок менее 3 лет.
4.3.1. В случае если размер расчетной стоимости жилого помещения, определенный в соответствии с положениями настоящего раздела, превышает основной долг из ипотечного жилищного кредитного договора, расчет размера субсидирования процентной ставки осуществляется исходя из размера основного долга.
4.3.2. В случае если размер расчетной стоимости жилого помещения, определенный в соответствии с положениями настоящего раздела, менее размера основного долга и ипотечного жилищного кредитного договора, расчет размера субсидирования процентной ставки осуществляется исходя из размера расчетной стоимости жилого помещения.
4.3.3. В случае наступления событий, указанных в подпункте 3.1 пункта 3 настоящего раздела, размер расчетной стоимости жилого помещения подлежит пересчету исходя из измененной численности семьи/изменения статуса семьи/гражданина с месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения.
5. Порядок субсидирования процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам.
5.1. Средства муниципального образования "Город Томск", в том числе поступившие в виде субсидии из областного бюджета на цели софинансирования мероприятий Подпрограммы, предоставляются Участникам Подпрограммы:
- в целях субсидирования части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам в соответствии с условиями заключенного Соглашения - ежемесячно в безналичной форме путем их зачисления на банковский счет гражданина, открытый в кредитной организации в установленном действующим законодательством порядке.
5.2. Кредитор по итогам расчетного периода (при этом под расчетным периодом понимается период времени, определяемый в соответствии с правилами, действующими у Кредитора) представляет в уполномоченный орган реестр граждан, уплативших проценты за пользование кредитными средствами, и расчет суммы субсидирования процентной ставки в соответствии с Соглашением. Перечисление субсидирования процентной ставки осуществляется администрацией Города Томска на основании Соглашения и реестра Участников, уплативших проценты за пользование кредитными средствами, представленными Кредитором.
5.3. В случае досрочной выплаты Заемщиком суммы основного долга по ипотечному жилищному кредитному договору размер субсидирования процентной ставки подлежит перерасчету в соответствии с суммой процентов, уплаченных Заемщиком в текущем месяце.
5.4. Выплата субсидирования процентной ставки производится при условии своевременного погашения суммы основного долга в соответствии с условиями ипотечного жилищного кредитного договора и полной своевременной оплаты Заемщиком процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору. В случае несвоевременного и (или) неполного погашения суммы основного долга и (или) процентов за пользование кредитными средствами в соответствии с условиями ипотечного жилищного кредитного договора средства субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору за расчетный период, в который была допущена просрочка, не предоставляются.
5.5. Субсидирование процентной ставки не предоставляется для возмещения сумм процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности.
5.6. Субсидирование процентной ставки осуществляется ежемесячно в период, указанный в муниципальном правовом акте, которым утвержден список участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий работников социально значимых и иных организаций", но не более срока действия ипотечного жилищного кредитного договора Участника Подпрограммы, в случае если указанный договор заключен на срок менее 3 лет.
6. Приостановление субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору.
6.1. Приостановление субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору осуществляется по следующим основаниям:
а) несвоевременное и (или) неполное погашение суммы основного долга и (или) процентов за пользование кредитными средствами в соответствии с условиями ипотечного жилищного кредитного договора;
б) невыполнение иных обязательств, принятых Участником Подпрограммы в соответствии с заключенным Соглашением.
6.2. Приостановление субсидирования процентной ставки осуществляется на основании решения Комиссии и осуществляется:
- с месяца, в котором была допущена просрочка. Средства субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору с указанного месяца до месяца, в котором субсидирование процентной ставки возобновлено, не предоставляются;
- с месяца, в котором Участник допустил нарушение условий заключенного Соглашения (при условии, что указанные нарушения не являются основаниями для прекращения субсидирования). Средства субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору с указанного месяца до месяца, в котором субсидирование процентной ставки возобновлено, не предоставляются.
6.3. Возобновление субсидирования процентной ставки осуществляется на основании решения Комиссии в следующем порядке:
- возобновление субсидирования процентной ставки осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором Участником Подпрограммы была погашена просроченная задолженность, в случае если приостановление субсидирования процентной ставки произошло по основаниям, предусмотренным в подпункте "а" пункта 6.1 настоящего раздела;
- возобновление субсидирования процентной ставки осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором Участником Подпрограммы были выполнены обязательства по заключенному Соглашению, в случае если приостановление субсидирования процентной ставки произошло по основаниям, предусмотренным в подпункте "б" пункта 6.1 настоящего раздела.
6.4. Прекращение субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору.
Решение об окончательном прекращении субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору принимается Комиссией. На основании соответствующего решения Комиссии принимается муниципальный правовой акт администрации Города Томска об исключении из списка Участников Подпрограммы.
6.4.1. Прекращение субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору осуществляется по следующим основаниям:
6.4.1.1. установление факта неполноты и (или) недостоверности сведений, представленных заявителем в целях назначения мер социальной поддержки, при условии, что наличие указанных данных стало бы основанием для отказа в их назначении;
6.4.1.2. прекращение обязательств из ипотечного жилищного кредитного договора в период субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору (за исключением случая досрочного выполнения Заемщиком всех обязательств из ипотечного жилищного кредитного договора);
6.4.1.3. внесение в период субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору по соглашению сторон изменений в ипотечный жилищный кредитный договор в отношении:
а) увеличения суммы кредита (денежных средств, предоставляемых кредитором в соответствии с заключенным ипотечным жилищным кредитным договором);
б) характеристики объекта, в целях приобретения которого осуществлялось кредитование (площадь, адрес места нахождения);
6.4.1.4. расторжение договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома (договора уступки прав требования из договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома), прекращение права требования/собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного жилищного кредитного договора, в период субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору.
6.5. В случае прекращения субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору по основаниям, предусмотренным подпунктами 6.4.1.1 - 6.4.1.4 пункта 6.4 настоящего раздела, денежные средства, полученные Участником Подпрограммы в виде субсидирования части процентной ставки по ипотечному кредиту и первоначального взноса, подлежат возврату в бюджет муниципального образования "Город Томск" в полном объеме в течение 30 календарных дней с даты принятия Комиссией соответствующего решения.
6.6. По соглашению сторон могут быть изменены в период субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору следующие условия договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома (договора уступки прав требования из договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома):
а) адреса объекта долевого строительства (за исключением случаев присвоения нового адреса объекту капитального строительства в установленном порядке);
б) площади (за исключением уточнения площади по результатам проведенной в установленном порядке технической инвентаризации объекта капитального строительства).
6.7. Изменение по соглашению сторон в период субсидирования процентной ставки по ипотечному жилищному кредитному договору цены и (или) предмета договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома (договора уступки прав требования из договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома)/договора купли-продажи жилого помещения не допускается.
7. Для получения меры социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения (подпункта 2.1.1 пункта 2 настоящего раздела) (далее по тексту допускается использование общей формулировки "денежная компенсация"), отдельный гражданин/семья представляет(-ют) в уполномоченный орган следующие документы:
1) копии всех страниц паспорта (копии всех страниц паспортов супругов), в том числе чистых;
2) копия свидетельства о заключении брака (при наличии);
3) копия свидетельства о рождении ребенка (документ, подтверждающий усыновление ребенка / копия всех страниц паспорта (в том числе чистых) ребенка (при наличии), а при нахождении у семьи на иждивении совершеннолетнего инвалида 1, 2 группы, проживающего совместно с родителем (родителями), - копии всех страниц паспорта (в том числе чистых) указанного лица;
4) сведения о нахождении на иждивении совершеннолетнего инвалида 1, 2 группы, проживающего совместно с родителем (родителями) (отдельное заявление в свободной форме за подписью заявителя);
5) копия диплома об образовании (для молодых специалистов);
6) заверенную копию трудовой книжки. В случае предоставления трудовой книжки только одним из супругов второй супруг представляет следующие документы:
- справку из учреждения, уполномоченного на постановку на учет безработных граждан и выплат им пособий о его нахождении на учете в указанной организации (справка берется по месту регистрации);
- расписка об информированном согласии о необходимости предоставления достоверных сведений о наличии трудовых отношений / ведении предпринимательской деятельности для целей получения социальной выплаты в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения;
7) копия договора найма жилого помещения;
8) реквизиты счета, на который будут ежемесячно перечисляться средства компенсации (в форме отдельного заявления за подписью заявителя);
9) документы, подтверждающие доходы членов семьи или отдельного гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения (данное требование не распространяется на молодых специалистов);
10) расписка с указанием отсутствия использованного права на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной поддержки из бюджетов различных уровней либо иной формы государственной, муниципальной поддержки за счет бюджетов соответствующих уровней;
11) акт (по форме согласно приложению 3 к Подпрограмме), подтверждающий факт проживания заявителя в арендуемом жилом помещении. Акт, подтверждающий либо не подтверждающий факт проживания гражданина, всех членов семьи в арендуемом жилом помещении, составляется и подписывается членами комиссии по обследованию жилых помещений. Порядок формирования, состав комиссии по обследованию жилых помещений, а также порядок деятельности определяются муниципальным правовым актом руководителя органа администрации Города Томска, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, руководителем отраслевого органа администрации Города Томска в отношении муниципального унитарного предприятия (в зависимости от места работы заявителя).
Для получения акта, подтверждающего факт проживания в арендуемом жилом помещении гражданин, родитель в неполной семье, супруг (если в составе семьи только один супруг является работником муниципального учреждения/предприятия), супруги, претендующий/претендующие на получение меры социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения либо уже получающий/получающие меру социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения, обращается(-ются) в орган администрации Города Томска, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, в котором работает заявитель (отраслевой орган администрации Города Томска в отношении муниципального унитарного предприятия, в котором работает заявитель), с заявлением в письменной форме о проведении обследования его жилищных условий по месту проживания в арендуемом жилом помещении:
- для получения акта, подтверждающего факт проживания в арендуемом жилом помещении в целях его дальнейшего представления в уполномоченный орган для признания участником подпрограммы и получения меры социальной поддержки в виде возмещения затрат по найму жилых помещений, - однократно;
- после признания участником подпрограммы и получения мер социальной поддержки в виде возмещения затрат по найму жилых помещений для получения акта, подтверждающего факт проживания в арендуемом жилом помещении в целях его дальнейшего предоставления в уполномоченный орган, - ежеквартально.
Копии документов, указанных в подпунктах 1-3, 5, 7 пункта 7 настоящего раздела Подпрограммы, представляются заявителями в уполномоченный орган вместе с оригиналами документов для сверки.
В целях проверки сведений об инвалидности лица, находящегося на иждивении, представленных в соответствии с подпунктом 4 пункта 7 настоящего раздела Подпрограммы, уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня их предоставления запрашивает сведения об инвалидности из федеральной информационной системы - федерального реестра инвалидов.
При отсутствии соответствующих сведений об инвалидности в федеральном реестре инвалидов уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня получения информации из федерального реестра инвалидов об отсутствии сведений об инвалидности лица, находящегося на иждивении, направляет запрос семье о предоставлении документа, подтверждающего указанные сведения. Срок для предоставления документа, подтверждающего наличие инвалидности лица, находящегося на иждивении в семье, устанавливается уполномоченным органом в запросе, но не может превышать 3 рабочих дней с даты получения запроса.
В случае непоступления запрашиваемого документа в указанный в запросе срок, расчет среднедушевого дохода семьи осуществляется без учета дохода лица, находящегося у семьи на иждивении, являющегося совершеннолетним инвалидом 1, 2 группы, проживающего совместно с родителем (родителями).
В целях признания Участником Подпрограммы уполномоченный орган в соответствии с методикой расчета малообеспеченности, предусмотренной настоящей Подпрограммой, принимает решение о малообеспеченности семьи/гражданина. Решение уполномоченного органа о признании/непризнании заявителя малообеспеченным оформляется муниципальным правовым актом руководителя уполномоченного органа в течение 7 рабочих дней с даты получения уполномоченным органом документов, указанных в подпункте 9 пункта 7 настоящего раздела.
При расчете среднедушевого дохода семьи/гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи/гражданина, полученных в денежной форме.
Доходы каждого члена семьи/гражданина учитываются за вычетом налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В состав семьи при расчете среднедушевого дохода включаются супруги/родитель в неполной семье, их несовершеннолетние дети и иные иждивенцы при наличии документов, свидетельствующих о наличии у заявителя(-ей) иных иждивенцев. В случае если одиноко проживающий гражданин представит документы о нахождении у него на иждивении иного лица, то при расчете среднедушевого дохода такое лицо, находящееся на иждивении у гражданина, равно как и доходы, получаемые на его содержание гражданином, будут учитываться.
Среднедушевой доход семьи/гражданина при решении вопроса о признании ее/его малообеспеченной(-ым) рассчитывается по формуле:
СрД = (Д / 3 - ОНЖ) / N;
СрД - среднедушевой доход;
Д - суммарный доход семьи/гражданина за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором осуществляется расчет среднедушевого дохода;
ОНЖ - размер ежемесячного платежа, предусмотренного договором найма жилого помещения (за исключением стоимости коммунальных услуг), предоставленного согласно подпункту 7 пункта 7 настоящего раздела, но не более:
- 10000 рублей для одиноко проживающего гражданина;
- 12000 рублей для семьи из двух человек (в том числе и гражданин с иждивенцем);
- 15000 рублей для семьи из 3-х человек;
- 18000 рублей для семьи из 4-х человек;
- 21000 рублей для семьи из 5 человек;
N - количество членов семьи (включая иждивенцев), учитываемых при расчете среднедушевого дохода.
В случае если среднедушевой доход семьи или гражданина, рассчитанный по данной формуле, менее 1,5 размера прожиточного минимума на душу населения, установленного на территории Томской области распоряжением Губернатора Томской области на момент подачи документов в целях признания Участником Подпрограммы, такая семья или гражданин признается малообеспеченной(-ым) для целей настоящей Подпрограммы.
Мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения, предоставляется в случае заключения договора найма жилого помещения в письменной форме с физическим лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Для целей назначения и предоставления меры социальной поддержки не допускается заключение договора найма жилого помещения с физическим лицом/индивидуальным предпринимателем/юридическим лицом, который/участник которого является супругом(-ой), ребенком, родителем гражданина/одного из супругов либо зарегистрирован по месту жительства заявителя.
Документы, указанные в подпунктах 1 - 8, 10 - 11 пункта 7 настоящего раздела, и решение Уполномоченного органа о признании/непризнании заявителя малообеспеченным для целей настоящей Подпрограммы передаются Уполномоченным органом на рассмотрение в Комиссию в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов, указанных в подпунктах 1 - 10 пункта 7 настоящего раздела, в Уполномоченный орган. Срок принятия Комиссией решения о признании/непризнании гражданина/семьи Участником Подпрограммы в целях получения меры социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения, не может превышать 10 рабочих дней с даты получения от Уполномоченного органа указанных документов. Предоставление меры социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения, осуществляется на основании решения Комиссии о признании отдельного гражданина, семьи Участниками Подпрограммы в целях получения указанной меры социальной поддержки. Комиссия определяет размер предоставляемой меры социальной поддержки исходя из положений настоящего раздела. Решение Комиссии утверждается муниципальным правовым актом администрации Города Томска.
7.1. Предоставление меры социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с наймом жилого помещения, предоставляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" в течение:
а) 10 лет с месяца, следующего за месяцем, в котором Комиссией принято решение о назначении настоящей меры социальной поддержки гражданину, признанному малообеспеченным в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего раздела, в возрасте до 35 лет (включительно), являющемуся работником муниципального учреждения/предприятия, или семье, признанной малообеспеченной в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего раздела, один из супругов которой (супруги, родитель в неполной семье) в возрасте до 35 лет (включительно) является(-ются) работником(-ами) муниципального предприятия, но не более периода действия Подпрограммы, а также не более периода, указанного в заявлении;
б) 3-х лет с месяца, следующего за месяцем, в котором Комиссией принято решение о назначении настоящей меры социальной поддержки молодому специалисту, являющемуся работником муниципальной образовательной организации муниципального образования "Город Томск", но не более периода действия Подпрограммы, а также не более периода, указанного в заявлении.
Для целей настоящей программы допускается получение указанных мер социальной поддержки молодыми специалистами после утраты оснований для признания таковыми либо окончанием 3-летнего периода и возникновения иных оснований для получения мер социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с наймом жилого помещения. При этом общий суммарный срок получения таких мер не может превышать 10 лет и не превышать период действия Подпрограммы.
В случае утраты оснований для получения мер социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с наймом жилого помещения молодым специалистом, и наличия намерения получения указанных мер в дальнейшем гражданин/семья, претендующие на получение таких мер социальной поддержки, обращаются в порядке, предусмотренном пунктом 7, в уполномоченный орган.
Предоставление меры социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения, осуществляется на основании решения Комиссии о признании отдельного гражданина, семьи Участниками Подпрограммы в целях получения указанной меры социальной поддержки. Комиссия определяет размер предоставляемой меры социальной поддержки исходя из положений настоящего раздела. Решение Комиссии утверждается муниципальным правовым актом администрации Города Томска.
7.1.1. Статус Участника Подпрограммы (за исключением Участника Подпрограммы - молодого специалиста), учитываемый при определении размера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения, подлежит изменению в следующих случаях:
1) статус отдельного гражданина изменяется на статус семьи по решению Комиссии на основании поданного гражданином заявления с приложением документов, свидетельствующих о произошедшем изменении статуса отдельного гражданина на статус семьи и соответствия такой семьи требованиям абзацев 10 - 13, 15, 16 подпункта 1.6 настоящего раздела Подпрограммы. При этом соответствие требованию, указанному в абзаце 11 подпункта 1.7 настоящего раздела, устанавливается на момент изменения статуса отдельного гражданина на статус семьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзаце 11 подпункта 1.7" имеется в виду "абзаце 11 подпункта 1.6"
Статус отдельного гражданина изменяется на статус семьи с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение такого статуса;
2) численный состав семьи изменяется (увеличивается/сокращается) по решению Комиссии на основании поданного семьей заявления с приложением документов, свидетельствующих о произошедшем изменении (увеличении/сокращении) численного состава семьи Участника Подпрограммы, с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение состава семьи Участника Подпрограммы и при условии соответствия семьи требованиям абзацев 10 - 13, 15, 16 подпункта 1.6 настоящего раздела Подпрограммы. При этом соответствие требованию, указанному в абзаце 11 подпункта 1.6 настоящего раздела, устанавливается на момент изменения статуса отдельного гражданина на статус семьи;
3) статус семьи изменяется на статус отдельного гражданина по решению Комиссии на основании поданного гражданином заявления с приложением документов, свидетельствующих об изменении у Участника Подпрограммы статуса семьи на статус отдельного гражданина, с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло указанное изменение и при условии соответствия отдельного гражданина требованиям абзацев 3 - 8 подпункта 1.6 настоящего раздела Подпрограммы.
На основании указанного решения Комиссии вносятся соответствующие изменения в муниципальный правовой акт администрации Города Томска, которым утвержден список Участников Подпрограммы в целях получения мер социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения.
7.2. Выплата денежной компенсации производится ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявитель осуществил оплату по договору найма жилого помещения и представил документы, подтверждающие факт произведенной оплаты, путем перечисления на банковский счет, указанный в заявлении заявителя.
7.3. Денежная компенсация назначается в размере оплаты услуг по найму жилого помещения, предусмотренном договором найма жилого помещения, но не более:
6000 рублей - в случае найма однокомнатной квартиры/комнаты в квартире;
8000 рублей - в случае найма двухкомнатной квартиры/жилого дома;
10000 рублей - в случае найма 3-, 4-комнатной квартиры/жилого дома.
При этом денежная компенсация гражданину или семье, состоящей из двух супругов, независимо от площади жилого помещения, занимаемого по договору найма жилого помещения, не может превышать размера денежной компенсации, предусмотренного настоящей Подпрограммой за найм 1-комнатной квартиры.
Денежная компенсация неполной семье, гражданину, имеющему иждивенца, или семье, состоящей из 3-х членов семьи, независимо от площади жилого помещения, занимаемого по договору найма жилого помещения, не может превышать размера денежной компенсации, предусмотренного настоящей Подпрограммой, в случае найма 2-комнатной квартиры/жилого дома. Денежная компенсация семье, состоящей из 4-х и более человек, независимо от площади жилого помещения, занимаемого по договору найма жилого помещения, не может превышать размера денежной компенсации, предусмотренного настоящей Подпрограммой, в случае найма 3-, 4-комнатной квартиры/жилого дома.
Размер компенсации не может быть больше размера оплаты найма жилого помещения, установленного договором найма жилого помещения. Расходы по оплате коммунальных услуг, содержанию и ремонту жилого помещения не компенсируются.
В случае наступления событий, указанных в подпункте 7.1.1 пункта 7.1 настоящего раздела Подпрограммы, размер денежной компенсации подлежит перерасчету исходя из положений настоящей Подпрограммы.
7.4. Выплата компенсации за неполный месяц производится пропорционально дням, в течение которых Участник Подпрограммы являлся нанимателем жилого помещения.
В случае изменения цены договора найма жилого помещения денежная компенсация в новом размере выплачивается получателю пропорционально со дня наступления такого изменения на основании письменного заявления Участника Подпрограммы с приложением документов, подтверждающих изменение цены договора, но не может превышать размеров, установленных подпунктом 7.3 пункта 7 настоящего раздела.
7.5. Выплата денежной компенсации устанавливается на срок действия договора найма жилого помещения, при этом общий период предоставления выплаты не может превышать срок действия Подпрограммы. В случае если договор найма расторгнут ранее срока, указанного в договоре, Участник Подпрограммы для дальнейшего получения денежной компенсации в срок, не превышающий 3 месяцев с даты расторжения/прекращения действия договора найма жилого помещения, представляет новый договор найма жилого помещения и акт (по форме согласно приложению 3 к Подпрограмме), подтверждающий факт проживания заявителя в арендуемом жилом помещении.
При досрочном расторжении/прекращении договора найма жилого помещения и непредставлении документов, указанных в абзаце первом подпункта 7.5 пункта 7 настоящего раздела, выплаты денежной компенсации прекращаются с момента расторжения/прекращения действия указанного договора.
7.6. Семья/гражданин/молодой специалист, признанные Участником Подпрограммы, в целях получения денежной компенсации ежегодно представляет(-ют) в уполномоченный орган следующие документы:
а) ежегодно, в период с 1 по 10 декабря текущего года:
- Участники подпрограммы, подпадающие под определение "молодой специалист", предусмотренное в рамках Подпрограммы, - документы, подтверждающие наличие нуждаемости в жилых помещениях;
- Участники подпрограммы - документы, подтверждающие наличие нуждаемости в жилых помещениях и малообеспеченности;
б) ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за кварталом:
- документы, подтверждающие наличие трудовых отношений с муниципальным предприятием;
- документы, указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 7 настоящего раздела;
- документы, указанные в подпункте 11 пункта 7 настоящего раздела;
в) документы, подтверждающие выполнение обязательств Участником Подпрограммы по оплате по договору найма жилого помещения, - ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена оплата.
7.7. Основаниями для отказа в назначении денежной компенсации являются:
а) несоответствие заявителя и представленных документов требованиям, предусмотренным Подпрограммой;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных настоящей Подпрограммой;
в) установление недостоверной информации в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной поддержки из бюджетов различных уровней либо иной формы государственной, муниципальной поддержки за счет бюджетов соответствующих уровней.
7.8. Для целей получения меры социальной поддержки, указанной в подпункте 2.1.1 пункта 2 настоящего раздела:
а) гражданин, один из супругов, родитель в неполной семье должны находиться в трудовых отношениях с муниципальным предприятием с момента подачи в уполномоченный орган документов о признании нуждающимся(-ися) в улучшении жилищных условий и находиться в трудовых отношениях с муниципальным учреждением/предприятием не менее 10 лет с момента признания в качестве Участника Подпрограммы либо не менее срока действия договора найма жилого помещения, в случае если указанный договор был расторгнут/прекращен ранее срока, на который он был заключен, и Участником Подпрограммы не представлены документы, указанные в абзаце первом подпункта 7.6 пункта 7 настоящего раздела;
б) молодой специалист должен находиться в трудовых отношениях с муниципальным учреждением с момента подачи в уполномоченный орган документов о признании нуждающимся(-ися) в улучшении жилищных условий и находиться в трудовых отношениях с муниципальным учреждением не менее 3-х лет с момента признания в качестве Участника Подпрограммы, подпадающего под определение "молодой специалист", либо не менее срока действия договора найма жилого помещения, в случае если указанный договор был расторгнут/прекращен ранее срока, на который он был заключен, и таким Участником Подпрограммы не представлены документы, указанные в абзаце первом подпункта 7.5 пункта 7 настоящего раздела.
7.9. Для целей участия в настоящей Подпрограмме допускается:
- прекращение трудовых отношений с муниципальным предприятием одним из супругов в семье при условии наличия у второго супруга трудовых отношений с муниципальным предприятием на условиях настоящей Подпрограммы;
- прекращение трудовых отношений с муниципальным предприятием гражданином, родителем в неполной семье, супругом в семье (в которой только один из супругов является работником муниципального предприятия), супругами при условии заключения в течение 3 месяцев с момента прекращения указанных трудовых отношений иного трудового договора с муниципальным предприятием на условиях, предусмотренных подпунктом 1.9 пункта 1 раздела V;
- прекращение трудовых отношений с муниципальным предприятием по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 статьи 81 ТК РФ, гражданином, родителем в неполной семье, супругом в семье (в которой только один из супругов является работником муниципального предприятия), обоими супругами при условии заключения иного трудового договора с муниципальным предприятием в течение 6 месяцев с момента прекращения прежних трудовых отношений на условиях, предусмотренных подпунктом 1.9 пункта 1 настоящего раздела;
- прекращение действия/расторжение договора найма жилого помещения при условии заключения иного договора найма жилого помещения, соответствующего условиям настоящей Подпрограммы.
7.10. Основаниями приостановления выплаты денежной компенсации являются:
1) непредставление документа, подтверждающего оплату услуг найма жилого помещения по договору найма жилого помещения в течение 1 месяца с даты, установленной условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанных документов, при условии наличия объективных причин непредставления такого документа (болезнь, командировка и т.п. обстоятельства, имеющие документальное подтверждение);
2) непредставление документов, свидетельствующих о наличии трудовых отношений в течение 1 месяца с даты, установленной условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанных документов, при условии наличия объективных причин непредставления таких документов (болезнь, командировка и т.п. обстоятельств, имеющих документальное подтверждение);
3) прекращение действия/расторжение договора найма жилого помещения. Срок приостановления выплаты не может превышать 3 месяцев с даты расторжения/прекращения действия договора найма жилого помещения;
4) прекращение у гражданина, родителя в неполной семье, супруга (если в составе семьи только один супруг является работником муниципального предприятия), супругов трудовых отношений с муниципальным предприятием и незаключение в течение 3-х месяцев с момента прекращения указанных трудовых отношений иного трудового договора с муниципальным учреждением/предприятием (за исключением случаев прекращения трудовых отношений по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 статьи 81 ТК РФ). Приостановление выплаты денежной компенсации осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором были прекращены указанные трудовые отношения;
5) прекращение у гражданина, родителя в неполной семье, супруга (если в составе семьи только один супруг является работником муниципального предприятия), супругов трудовых отношений с муниципальным предприятием по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 статьи 81 ТК РФ, и незаключение в течение 6 месяцев с момента прекращения указанных трудовых отношений иного трудового договора с муниципальным учреждением/предприятием. Приостановление выплаты денежной компенсации осуществляется через 2 месяца с даты прекращения указанных трудовых отношений с муниципальным предприятием при условии отсутствия иных трудовых отношений в течение этого периода;
6) непредставление акта, свидетельствующего о проживании гражданина, родителя в неполной семье, супруга (если в составе семьи только один супруг является работником муниципального учреждения/предприятия), супругов в жилом помещении, занимаемом по договору найма жилого помещения, компенсация по найму которого осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск", в течение 1 месяца с даты, установленной условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанных документов, при условии наличия объективных причин непредставления таких документов, без уважительных причин (болезнь, командировка и т.п. обстоятельств, имеющих документальное подтверждение);
7) непредставление документов, подтверждающих оплату услуг найма жилого помещения по договору найма жилого помещения по истечении срока, установленного условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанных документов;
8) непредставление документов, свидетельствующих о наличии трудовых отношений по истечении срока, установленного условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанных документов.
7.11. Возобновление выплат денежной компенсации:
1) по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 подпункта 7.10 пункта 7 настоящего раздела в месяце, следующем за месяцем, в котором были представлены документы, указанные в данных пунктах, при условии их предоставления в течение 4-х месяцев после срока, установленного для представления данных документов. Выплата осуществляется за период, в течение которого выплата не предоставлялась по данным основаниям;
2) по основанию, предусмотренному подпунктом 3 подпункта 7.10 пункта 7 настоящего раздела в месяце, следующем за месяцем, в котором были представлены документы, указанные в абзаце первом подпункта 7.5 пункта 7 настоящего раздела, при условии их предоставления в течение 3-х месяцев с даты расторжения/прекращения действия договора найма жилого помещения;
3) по основанию, предусмотренному подпунктом 4 подпункта 7.10 пункта 7 настоящего раздела в месяце, следующем за месяцем, в котором возникли трудовые отношения на условиях настоящей Подпрограммы. За период, в котором отсутствовали трудовые отношения с муниципальным учреждением/предприятием, компенсация затрат по найму жилого помещения не осуществляется;
4) по основанию, предусмотренному подпунктом 5 подпункта 7.10 пункта 7 настоящего раздела в месяце, следующем за месяцем, в котором возникли трудовые отношения на условиях настоящей Подпрограммы;
5) по основанию, предусмотренному подпунктом 6 подпункта 7.10 пункта 7 настоящего раздела в месяце, следующем за месяцем, в котором был представлен акт, свидетельствующий о проживании гражданина/членов семьи в жилом помещении, занимаемом по договору найма жилого помещения, при условии его предоставления не позднее 2-х месяцев по истечении срока, установленного условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанных документов;
6) по основанию, предусмотренному подпунктом 7 подпункта 7.10 пункта 7 настоящего раздела в месяце, следующем за тем, в котором были представлены соответствующие документы, свидетельствующие об оплате услуг по найму жилого помещения, при условии их предоставления не позднее чем в течение 4-х месяцев после срока, установленного условиями настоящей Подпрограммы для представления данных документов. Выплата за период, в который она не осуществлялась по данным основаниям, не предоставляется;
7) по основанию, предусмотренному подпунктом 8 подпункта 7.10 пункта 7 настоящего раздела в месяце, следующем за тем, в котором были представлены документы, указанные в данном пункте, при условии их предоставления в течение 1 месяца после срока, установленного условиями настоящей Подпрограммы для представления данных документов. Выплата за период, в который она не осуществлялась по данным основаниям, не предоставляется.
7.12. Основаниями прекращения выплаты денежной компенсации являются:
1) непредставление документа, подтверждающего оплату по договору найма жилого помещения, в течение 4-х месяцев с даты, установленной условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанных документов, при условии отсутствия оснований, предусмотренных подпунктом 1 подпункта 7.10 пункта 7 настоящего раздела;
2) непредставление документов, свидетельствующих о наличии трудовых отношений, предусмотренных Подпрограммой, в течение 2-х месяцев с момента, установленного условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанных документов, при условии отсутствия оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 7.10 пункта 7 настоящего раздела;
3) расторжение/прекращение действия договора найма жилого помещения и непредставление в течение 3-х месяцев документов, указанных в абзаце первом подпункта 7.5 пункта 7 настоящего раздела;
4) утрата оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
5) утрата оснований для признания гражданина/семьи малообеспеченным(-ой);
6) прекращение у гражданина, родителя в неполной семье, супруга (если в составе семьи только один супруг является работником муниципального учреждения/предприятия), супругов трудовых отношений с муниципальным учреждением/предприятием и незаключение в течение трех месяцев с момента прекращения указанных трудовых отношений иного трудового договора с муниципальным учреждением/предприятием (за исключением случаев прекращения трудовых отношений по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 статьи 81 ТК РФ );
7) прекращение у гражданина, родителя в неполной семье, супруга (если в составе семьи только один супруг является работником муниципального учреждения/предприятия), супругов трудовых отношений с муниципальным учреждением/предприятием по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 статьи 81 ТК РФ, и незаключение в течение 6 месяцев с момента прекращения указанных трудовых отношений иного трудового договора с муниципальным учреждением/предприятием;
8) установление факта неполноты и (или) недостоверности сведений, представленных заявителем в целях назначения меры социальной поддержки при условии, что наличие указанных данных стало бы основанием для отказа в их назначении;
9) непредставление акта, свидетельствующего о проживании гражданина/членов семьи в жилом помещении, занимаемом по договору найма жилого помещения, в течение более чем 2-х месяцев с даты, установленной условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанного документа;
10) предоставление акта о неподтверждении факта проживания гражданина/членов семьи в жилом помещении, занимаемом по договору найма жилого помещения;
11) непредставление документа, подтверждающего оплату по договору найма жилого помещения, в течение 4-х месяцев с даты, установленной условиями настоящей Подпрограммы для предоставления указанных документов.
7.13. Выплата денежной компенсации прекращается:
а) по основаниям, предусмотренным абзацами 2 - 7 подпункта 7.12 пункта 7 настоящего раздела, - с даты возникновения таких оснований;
б) по основаниям, предусмотренным абзацем 8 подпункта 7.12 пункта 7 настоящего раздела, - через 2 месяца с даты возникновения таких оснований. Средства денежной компенсации подлежат возврату Участником Подпрограммы в бюджет муниципального образования "Город Томск" в полном объеме за весь период получения меры социальной поддержки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в срок не позднее 30 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств;
в) по основаниям, предусмотренным абзацем 9 подпункта 7.12 пункта 7 настоящего раздела, - с даты возникновения таких оснований.
г) по основаниям, предусмотренным абзацами 10 - 12 подпункта 7.12 пункта 7 настоящего раздела, - с даты возникновения таких оснований.
7.14. В случае получения денежной компенсации после сроков, указанных в подпункте 7.13 пункта 7 настоящего раздела, гражданин/семья обязан(-а) вернуть излишне выплаченные денежные средства на единый счет бюджета муниципального образования "Город Томск" в срок не позднее 15 календарных дней со дня наступления таких обстоятельств.
8. Средства из областного бюджета и внебюджетных источников привлекаются на условиях и в порядке, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.
9. В результате реализации Подпрограммы предусматривается создание условий, способствующих повышению уровня и качества жизни граждан - работников организаций/предприятий, привлечению молодых специалистов и решению проблемы дефицита специалистов в муниципальных учреждениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.