Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к совместному приказу
Управления по делам молодежи
и спорта города Севастополя и
Департамента здравоохранения
города Севастополя
от 10.10.2023 N 1060/530
Стратегия развития спортивной медицины и врачебно-физкультурной службы в городе федерального значения Севастополе на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия развития спортивной медицины и врачебно-физкультурной службы в городе федерального значения Севастополе на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы, направленные на обеспечение интересов и реализацию приоритетов в данной области.
Стратегия разработана в целях реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
Стратегия определяет видение развития спортивной медицины и врачебно-физкультурной службы в городе Севастополе в рамках поставленных задач Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации: повышения здоровья нации и достижения Европейских и мировых стандартов обеспечения профессионального спорта и спорта высших достижений.
Также Стратегия определяет приоритетные направления развития системы медицинского и медико-биологического обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, членов спортивных сборных команд города Севастополя и профессиональных спортсменов Севастополя (далее - Спортсменов).
Создание системы медицинского медико-биологического и научно-методического обеспечения физической культуры и спорта в городе Севастополе является одной из приоритетных задач Стратегии развития физической культуры и спорта в российской Федерации до 2030 года. (Концепция подготовки спортивного резерва до 2025 года, Концепция развития детско-юношеского спорта и т.д.).
В задачи входит создание межотраслевой системы комплексного научно-технического сопровождения и научно-методического, медико-биологического, медицинского и антидопингового обеспечения физической культуры и спорта города Севастополя.
Разработка и реализация Стратегии основаны на следующих ценностях физической культуры, спорта и спортивной медицины:
- ориентированность на человека - формирование навыков и умений рационального' использования средств и методов физической культуры и спорта для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного долголетия;
- доступность - медицинский контроль для максимального удовлетворения всех категорий граждан, занимающихся физической культурой и спортом;
- партнерство - проектирование и создание на региональном уровне межведомственного кластера медицинского, медико-биологического и научно-методического обеспечения физической культуры и спорта, между Департаментом здравоохранения города Севастополя, Управлением по делам молодёжи и спорта города Севастополя, Департаментом образования города Севастополя, Департаментом цифрового развития города Севастополя, направленного: на формирование согласованных интересов и сотрудничества в целях устойчивого развития физической культуры, спорта и спортивной медицины в городе Севастополе;
- прозрачность - свободный доступ к своей медицинской информации, открытые двусторонние коммуникации между пациентом и медицинским работником;
- устойчивое экономическое развитие сферы спортивной медицины.
Развитие спортивной медицины на территории города Севастополя основано на следующих принципах:
- соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;
- межведомственный подход в решении важнейших задач развития спорта и спортивной медицины города Севастополя;
- профилактическая и предиктивная направленность спортивной медицины, обеспечивающие максимальное сохранение здоровья и выбор спортивного амплуа для самореализации;
- обеспечение качества медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов, направленных на повышение показателей здоровья и увеличения трудоспособности;
- удовлетворенность Спортсменов условиями организации оказания медицинской помощи (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий);
- совершенствование методов и технологий медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов с максимальным использование^ достижений науки;
- антидопинговая направленность спортивной медицины.
Правовую основу Стратегии составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р "Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 3615-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года";
- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.05.2018 N 288н "Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации";
- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2020 N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях";
- Закон города Севастополя от 05.08.2014 N 54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя";
- Закон города Севастополя от 20.07.2015 N 166-ЗС "О физической культуре и спорте в городе Севастополе";
- Постановление Правительства Севастополя от 28.12.2021 N 697-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие здравоохранения в городе Севастополе";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 23 декабря 2021 г."
- Постановление Правительства Севастополя от 29.12.2021 N 724-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие физической культуры и спорта. Молодежная политика в городе Севастополе";
- Постановление Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 284-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя";
- Приказ Департамента здравоохранения города Севастополя от 29.12.2020 N 1454 "Об организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий), включая лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в городе Севастополе".
Стратегия направлена на формирование и реализацию скоординированной политики в области спортивной медицины. Ведущим вектором Стратегии является межведомственное и межотраслевое взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, субъектов сферы физической культуры и спорта.
II. Тенденции развития спортивной медицины и врачебно-физкультурной службы в городе Севастополе
Физическая культура и массовый спорт являются эффективным средством всестороннего развития личностных качеств человека и здоровье сберегающих систем организма, решающим коррекционные и оздоровительные задачи физического развития, рекреационного удовлетворения, социализации личности, укрепления положения человека в социальной среде. В связи с этим физическая культура и массовый спорт являются ведущими направлениями для достижения к 2030 году 70% показателя вовлеченности населения к занятиям всеми видами физической активности.
В отличие от физической культуры и массового спорта, которые не требуют организации спортивно-медицинских мероприятий, высокоинтенсивные нагрузки в системе спортивной подготовки и профессионального спорта предъявляют к организму Спортсмена повышенные требования к работоспособности, а здоровье является лишь одним из условий достижения высшего спортивного результата. Спортсмены входят в группу повышенного риска тренировочных перегрузок, психоэмоционального выгорания, заболеваемости и травматизма, вследствие чего подлежат обязательному медицинскому обеспечению, предназначенному для систематического контроля здоровья, и медико-биологическому обеспечению, предназначенному для восстановления работоспособности и повышению резервного потенциала организма.
Таким образом, представленная в Стратегии служба спортивной медицины является отдельной специфической областью здравоохранения, отвечающей за медицинское и медико-биологическое обеспечение подготовки Спортсменов города Севастополя, и объединяет медицинские организации города Севастополя, имеющие в своем составе соответствующие подразделения и кадровый потенциал.
Стратегической задачей государственной политики в области спортивной подготовки и спорта высших достижений в последние годы стало возвращение лидирующих позиций нашей страны на международной арене. На субъекты Российской Федерации возложена задача, учитывая национальные, исторические традиции и территориальные условия, сформировать систему комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва, включающую диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, технической, психической, тактической подготовленности, в том числе методики восстановления и повышения резервного потенциала спортсмена, способствующие сохранению здоровья и повышению эффективности тренировочного процесса.
В настоящее время в Российской Федерации достигнуты определенные успехи в организации научно обоснованной системы спортивной медицины, определены основные направления развития в данной области: имеется сеть врачебно-физкультурных диспансеров, центров спортивной медицины и реабилитации, центров профилактики и здоровья; проводятся научные исследования, "относящиеся к раннему выявлению, профилактике и лечению патологических состояний у спортсменов. Развитие генетики позволило заложить основы научного спортивного отбора спортивно-одаренных детей и индивидуализации их подготовки, учитывающей наследственные задатки и предрасположенности. Кроме того, научно обосновано создание и реализация ряда новых методик спортивной реабилитации при заболеваниях и травмах. Имеющиеся научные разработки в области спортивной медицины и спорта охватывают также вопросы спортивной психофизиологии в области спортивных мотиваций и стрессоустойчивости.
Современные тенденции развития мирового спорта и новые вызовы показывают, что достигнутых показателей в области медико-биологического обеспечения спорта высших достижений недостаточно для возвращения лидирующих позиций нашей страны в мировую тройку лидеров. Внимание акцентируется на совершенствовании системы региональной спортивной подготовки, что в ряде случаев диктует необходимость пересмотра сложившихся методик и подходов.
На заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 06.11.2012 Президент Российской Федерации В.В. Путин дал поручение о восстановлении сети врачебно-физкультурных диспансеров в регионах страны и развитии спортивной науки, включая создание и внедрение инновационных медико-биологических технологий в спорте.
На расширенном заседании рабочей группы по развитию спортивной медицины Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 10.12.2020 отмечена актуальность тесного взаимодействия ведомств в части научных исследований и реализации комплексного плана научных исследований в области медико-биологического обеспечения спорта высших достижений. На всероссийском совещании 08.12.2022 по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации "отмечено отсутствие развития врачебно-физкультурной инфраструктуры в ряде субъектов Российской Федерации, недостаточное техническое оснащение, недостаточное кадровое обеспечение, отсутствие информационной системы во врачебно-физкультурной службе.
Таким образом, ведущим вектором стратегии развития спортивной медицины до 2030 года должен стать межведомственный подход. Это необходимо для возвращения России в тройку мировых спортивных лидеров. Отмечены ключевые вопросы кадровой трансформации спорта и спортивной медицины, в том числе подготовки специалистов в области спортивной медицины и биомедицины. Кроме того, определена необходимость создания вертикальной интегрированной информационной системы спортивной медицины, региональных сегментов, медицинского и медико-биологического паспортов - структурных составляющих электронного профиля спортсмена.
Вопрос важности использования в максимальной степени передовых информационных технологий в процессе спортивной подготовки на современном этапе, в том числе обеспечение формирования национальной системы спортивного резерва с его цифровизацией, неоднократно обсуждался Министерством спорта Российской Федерации. Актуальность цифровизации спортивного резерва города Севастополя также обсуждалась на межведомственных совещаниях Департамента здравоохранения города Севастополя и Управления по делам молодежи и спорта города Севастополя. Данные факты освещения высшими должностными лицами существующих проблем в области спортивной медицины, науки и педагогики свидетельствуют о большом внимании государства к развитию этой отрасли. Однако, большое число противоречий в спорте и спортивной медицине не позволяет воплотить их в жизнь без существенных идеологических, экономических, организационных и структурных изменений в данных отраслях.
III. Анализ текущего состояния развития спортивной медицины и врачебно-физкультурной службы в городе Севастополе
По данным Федеральной службы государственной статистики на 01.01.2023 численность населения города Севастополя составила 558,3 тыс. человек, из них взрослое население 452,6 тыс. чел (81,1%), детское население 105,6 тыс. чел 18,9%. Прирос населения к 2018 году составил 121603 человек (128%).
Диаграмма
Численность населения города Севастополя
Диаграмма
Возрастной состав населения с распределением по медицинским организациям
По данным ежегодного федерального статистического наблюдения (5-ФК, 1-ФК), численность населения города Севастополя систематически занимающегося физической культурой и спортом, в том числе по дополнительным образовательным программам в области физической культуры и спорта и по программе спортивной подготовки имеет тенденцию к увеличению и представлена в таблице 1.
Таблица 1
Численность населения города Севастополя, систематически занимающегося физической культурой и спортом
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2023/2019 (%) |
Численность населения, в том числе детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
84 446 |
1 17 869 |
182 976 |
217 282 |
233 578 |
276 |
Численность населения, проходящих подготовку по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта |
8 108 |
9618 |
8 184 |
10 527 |
10 948 |
135 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
численность лиц, проходящих спортивную подготовку |
3 997 |
5038 |
4 355 |
4418 |
4 944 |
123,7 |
Охват населения систематическими занятиями физической культурой и спортом, программами дополнительного образования детей и взрослых в области физкультуры и спорта, программами спортивной подготовкой по видам спорта представлен в таблице 2.
Таблица 2
Охват населения города Севастополя систематическими занятиями физической культурой и спортом
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Численность населения |
443 212 |
449 138 |
509 992 |
522 057 |
558 273 |
Доля населения, в том числе детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
19,1 |
26,2 |
35,9 |
41,6 |
41,8 |
Доля населения, проходящего подготовку по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта |
1,8 |
2,1 |
1,6 |
2,0 |
2,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
доля лиц, проходящих спортивную подготовку |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
Город Севастополь включает 4 муниципальных района. Плотность населения, распределение численности населения и количество систематически занимающихся спортом по районам представлена в таблице 3.
Таблица 3
Распределение населения и лиц, занимающихся спортом по муниципальным районам города Севастополя
N |
Муниципальный район |
Плотность населения (чел./кв. м) |
Численность населения |
Численность занимающихся спортом |
Доля лиц, занимающихся спортом % |
1 |
Гагаринский |
2 956 |
192 362 |
1 889 |
0,98 |
2 |
Ленинский |
5 111 |
139 677 |
1 746 |
1,25 |
3 |
Нахимовский |
501 |
149 422 |
1 714 |
1,15 |
4 |
Балаклавский |
118 |
76 812 |
1 196 |
1,56 |
Картография
Распределение лиц, занимающихся спортом, и их доля в численности населения по муниципальным районам города Севастополя
Первичная амбулаторная сеть представлена четырьмя медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную в амбулаторных условиях по территориальному принципу согласно таблице.
Таблица 4
Численность обслуживаемого населения по медицинским организациям города Севастополя
Медицинская организация |
Всего |
Взрослые 18+ |
Детей 0-17 |
Доля обслуживаемой территории % |
Доля обслуживаемого населения взрослого - детского % |
|
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" |
335 522 |
335 522 |
0 |
13 |
74 |
|
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Городская больница N 4" |
66 201 |
54 356 |
11 845 |
28 |
12 |
11,2 |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" |
79 738 |
0 |
79 738 |
13 |
|
75 |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Севастопольская городская больница N 9" |
76 812 |
62 749 |
14 063 |
59 |
13,9 |
13,3 |
Всего |
558 273 |
452 627 |
105 646 |
|
|
|
Картография
Распределение обслуживания медицинскими организациями населения по муниципальным районам города Севастополя
Спортивная отрасль города Севастополя является одним из важнейших направлений деятельности и развития региона: растет число спортивных направлений, увеличивается количество спортивных объектов, повышается частота проведения спортивных соревнований регионального, всероссийского и международного уровня, ежегодно увеличивается число людей, выбирающих спортивную профессиональную деятельность. В настоящее время город Севастополь является субъектом Российской Федерации с сохраненной структурой спортивной медицины. Профильным учреждением спортивной медицины в городе Севастополе является Государственное автономное учреждение Севастополя "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" (далее - ГАУЗС "ЦЛФИСМ"), расположенное в городе Севастополе, проводит медицинские осмотры (обследований) и допуск лиц к занятиям физической культурой и спортом, а также к тренировочным мероприятиям и участию в спортивных соревнованиях.
Число лиц, систематически занимающихся спортом и прошедших медицинский осмотр в ГАУЗС "ЦЛФИСМ" в 2022 году составляет 8,5 тысяч человек (1,5% населения), в том числе 135 человек с ограниченными возможностями здоровья. В сборные команды города Севастополя входят 1615 спортсменов.
В первичной амбулаторной сети для осуществления контроля за лицами, занимающимися спортом, кабинеты спортивной медицины не организованы.
В состав ГАУЗС "ЦЛФИСМ" с 2019 года передано 9 медицинских кабинетов, расположенных в 8 учреждениях, подведомственных Управлению по делам молодежи и спорта города Севастополя, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по соответствующим видам спорта (далее - спортивные школы), где осуществляется медицинское сопровождение учебно-тренировочных мероприятий и врачебно-педагогические наблюдения (Таблица 5).
Таблица 5
Перечень медицинских кабинетов в спортивных школах в городе Севастополе с численностью занимающихся
N п/п |
Полное наименование физкультурно-спортивной организации |
Адрес объекта, в котором работает медицинский кабинет |
Численность занимающихся спортом |
1 |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Спортивная школа олимпийского резерва N 1" |
г. Севастополь, ул. Вакуленчука, 7 |
564 |
2 |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Спортивная школа олимпийского резерва N 2" |
г. Севастополь, ул. Н. Островской, 19 |
608 |
3 |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Спортивная школа N 3 по футболу" |
г. Севастополь, набережная парка Победы, 2 |
648 |
4 |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Спортивная школа олимпийского резерва N 4 по боксу" |
г. Севастополь, ул. Большая Морская, 11 |
228 |
5 |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Спортивная школа N 5" |
г. Севастополь, ул. Симферопольская, 22 |
586 |
6 |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Спортивная школа N 6" |
г. Севастополь ул. Щорса, 6 |
568 |
7 |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Спортивная школа N 7" |
г. Севастополь, ул. Коли Пищенко, 17 |
953 |
8 |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Спортивная школа олимпийского резерва N 8" |
г. Севастополь, ул. Аллы Оношко, 48-А |
657 |
г. Севастополь, ул. Симонок, 53 | |||
9 |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Спортивная адаптивная школа - Центр "Инваспорт" |
Медицинский кабинет отсутствует, учебно-тренировочный процесс осуществляется по адресам, указанным в пунктах 1-8 настоящей таблицы |
135 |
В указанных спортивных школах есть и иные адреса осуществления деятельности по реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, но медицинские кабинеты там не организованы, штаты медицинских работников не предусмотрены, и медицинская деятельность по сопровождению учебно-тренировочного процесса не осуществляется. Медицинские осмотры обучающихся, (спортсменов) по допуску к учебно-тренировочным мероприятиям и спортивным соревнованиям проходят в ГАУЗС "ЦЛФИСМ".
Картография
Территориальное расположение медицинских кабинетов по объектам спорта относительно основного адреса ГАУЗС "ЦЛФИСМ"
3.1. Медицинское обеспечение физической культуры и спорта в городе Севастополе
Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2020 N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" (далее - приказ N 1144н), на основании которого разработан и утвержден приказ Департамента здравоохранения города Севастополя от 29.12.2020 N 1454 "Об организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и выполнять нормативы испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и бороне" (ГТО) в городе Севастополе" (далее приказ - N 1454)
Предполагается в рамках Стратегии разделить контингенты на лиц, занимающихся, физической культурой и массовым спортом, и лиц, занимающихся спортом (спортсменов). К спортсменам отнесены лица, проходящие спортивную подготовку по этапам спортивной подготовки (их численность в городе Севастополе составляет около 10,5 тысяч человек, включая членов сборных команд города Севастополя и лиц с ограниченными возможностями здоровья), и спортсменов, занимающихся в профессиональных спортивных клубах города Севастополя. Медицинские обследования и диспансерное наблюдение за спортсменами продолжится на базе профильного учреждения ГАУЗС "ЦЛФИСМ". В противоположность этому физическая культура и массовый спорт представляют собой виды физической активности, улучшающие показатели здоровья. В этой связи лица, относящиеся к данным категориям, не нуждаются в углубленных медицинских обследованиях. Оформление медицинских допусков для физической культуры и массового спорта проводится по итогам ежегодных профилактических осмотров и диспансеризации в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по территориальному признаку.
В целях оперативного контроля состояния здоровья спортсменов и динамики адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам проводятся предварительные и углубленные медицинские обследования (далее - УМО). Объемы и кратность УМО зависят от этапа спортивной подготовки. В отношении отдельных спортсменов, допущенных до учебно-тренировочного процесса, но требующих динамического контроля, осуществляются текущие медицинские наблюдения.
Медицинские обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом, проводятся в ГАУЗС "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины", в соответствии с п. 12 приказа N 1144н и лиц с 1 и 2 группами здоровья.
Таблица 6
Количество лиц, проходящих спортивную подготовку в городе Севастополе, прошедших в 2022 году медицинское обследование в ГАУЗС "ЦЛФИСМ"
Лица, проходящие спортивную подготовку по этапам спортивной подготовки (чел.) | |||||
Всего |
СОЭ |
ЭНП |
ТЭ |
ЭССМ |
ВСМ |
8 458 |
360 |
4 911 |
2 864 |
249 |
74 |
Ежегодно увеличивается количество лиц, занимающихся физической культурой и спортом, прошедших медицинское обследование с оформлением допуска к учебно-тренировочным мероприятиям и спортивным соревнованиям в ГАУЗС "ЦЛФИСМ". Улучшается контроль за состоянием здоровья спортсменов. Ведется непрерывная профилактическая работа по информированию спортсменов и специалистов физкультурно-спортивных организаций и учреждений дополнительного образования важности медицинского сопровождения.
Таблица 7
Количество лиц, занимающихся спортом, прошедших медицинское обследование в ГАУЗС "ЦЛФИСМ"
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Динамика 2021/2018,% |
Динамика 2022/2021, % |
6 750 |
7 951 |
8 656 |
8 406 |
8 458 |
+24,5 |
+0,6 |
Прирост показателей связан с созданием спортивной инфраструктуры на территории города Севастополя, вводом новых спортивных объектов, комфортных условий для занятий физкультурой и спорта детей, подростков, молодежи и взрослого населения.
В течение последних четырех лет можно отметить позитивные изменения в развитии службы спортивной медицины. С 2019 года учреждение осуществляет свою деятельность на праве оперативного управления в приспособленном после ремонта помещении площадью 417,7 кв. м., расположенном в цокольном этаже жилого дома. Проведена модернизация оснащения, расширен спектр диагностических исследований, усовершенствована система доступности и качества медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, разработан алгоритм допуска лиц к занятиям физической культурой и спортом (таблица 8).
Таблица 8
Количество диагностических исследований в рамках медицинских обследований, текущих и этапных осмотров
Вид исследований |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Динамика 2022/2020, % |
ЭКГ исследования |
12 198 |
12 555 |
11 301 |
15 841 |
17 773 |
57,3 |
УЗД исследований |
|
3 982 |
4 813 |
6 752 |
5 048 |
4,9 |
Исследования по Холтеру |
|
18 |
84 |
167 |
173 |
в 2 раза |
Исследования СМАД |
|
4 |
22 |
74 |
76 |
в 3,5 раза |
Исследование внешнего дыхания |
|
|
|
359 |
756 |
в 2,1 раза |
Расширены технические возможности для восстановительного лечения. В ЦЛФ организованы зал ЛФК, физиокабинет и кабинет массажа. Площадь зала ЛФК (32 кв. м.) существенно ограничивает пропускную возможность.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 8
Количество спортсменов, прошедших восстановительное лечение
|
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Динамика 2022/2020, % |
ЛФК |
315 |
312 |
864 |
619 |
98,4 |
Физиотерапия |
700 |
428 |
1 010 |
973 |
127,3 |
Массаж |
402 |
240 |
348 |
390 |
62,5 |
Основной контингент лиц, прошедших восстановительное лечение - это спортсмены с нарушением опорно-двигательного аппарата. Причинами травм является асимметричностью нагрузки при занятиях определенными видами спорта, врожденные или приобретенные изменения, которые являются препятствием для выполнения требуемых физических нагрузок. ЛФК при изменениях ОДА позволяет научить спортсмена правильно перераспределить нагрузку, восстанавливает физиологические параметры тела, что способствует сохранению человека в спорте и достижению лучших спортивных результатов.
Спортсмены, прошедшие восстановительное лечение после спортивных травм, составляют 10% от всех прошедших лечение. Все спортсмены, пролеченные после травм, вернулись к тренировочному процессу.
3.2. Медицинское сопровождение учебно-тренировочных мероприятий в медицинских кабинетах спортивных школ и спортивных соревнований
Настоящий подраздел представляет собой анализ существующих кабинетов врача спортивной медицины в организациях подготовки спортивного резерва (спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва) и в ГАУЗС "ЦЛФИСМ".
ГАУЗС "ЦЛФИСМ" осуществляет медицинское сопровождение обучающихся, спортсменов во время учебно-тренировочного процесса, на базе 9 медицинских кабинетов в физкультурно-спортивных организациях и учреждениях дополнительного образования, подведомственных Управлению по делам молодежи и спорта города Севастополя.
Количество мероприятий, участников и обращений за медицинской помощью во время учебно-тренировочного процесса, представлено в таблице 10.
Таблица 10
Год |
Всего обслужено мероприятий (ед.) |
Число участников (чел.) |
Число обращений за медицинской помощью (чел.) |
В том числе лиц, получивших спортивные травмы (чел.) |
2019 |
233 |
10 500 |
200 |
1 |
2020 |
448 |
8 055 |
995 |
1 |
2021 |
3 771 |
130 707 |
1 026 |
12 |
2022 |
4 985 |
128 848 |
1 615 |
11 |
Доля лиц, обратившихся за медицинской помощью, составляет не более 2%, а получивших спортивные травмы не более 0,009% от числа участников. Менее половины случаев спортивных травм потребовали госпитализации.
При увеличении количества врачей по спортивной медицине, появилась возможность проводить врачебно-педагогические наблюдения, корректировать совместно с тренерами уровень физической нагрузки.
Таблица 11
Количество проведенных врачебно-педагогических наблюдений
Проведено ВПН |
2021 год |
2022 год |
Динамика 2022/2021, % |
Количество врачебно-педагогических наблюдений |
1 421 |
1 520 |
6,97 |
Для организаций спортивной подготовки отсутствует обязательное нормативное требование создавать структурное подразделение от медицинской организации и лицензировать медицинскую деятельность. Приказом 1144н предусмотрена возможность предоставления медицинским организациям помещения для размещения медицинского пункта спортивного объекта. На практике такие отделения в спортивных школах города Севастополя отсутствуют по причине отсутствия должности в штатном расписании так и отделения спортивной медицины. Однако за счет учредителя организации подготавливают медицинские кабинеты, приобретают оборудование по стандарту оснащения медкабинета и безвозмездно предоставляют ГАУЗС "ЦЛФИСМ".
В настоящее время в физкультурно-спортивных организациях и спортивных школах, подведомственных Управлению по делам молодежи и спорта города Севастополя подготовлено, оснащено согласно и передано в пользование ГАУЗС "ЦЛФИСМ" 9 медицинских кабинетов. Медицинское сопровождение учебно-тренировочного процесса предоставляется на основании договора безвозмездного предоставления услуг.
В условиях реализации Закона 127-ФЗ о гармонизации законодательства возникли непроработанные вопросы финансового обеспечением спортивной подготовки в рамках дополнительного образования с учетом затрат на организацию медицинского обеспечения. Отсутствие нормативных затрат на спортивную подготовку с первичной медико-санитарной помощью, а также игнорирование статуса, прав, обязанностей, ответственности, режим работы, медработников в перспективе не обеспечивает качество спортивной подготовки. Дефицит врачей спортивной медицины врачебно-физкультурной службы города Севастополя (ГАУЗС "ЦЛФИСМ") не позволяет проводить на постоянной основе врачебно-педагогический контроль за тренировочным процессом.
За период 2018 - 2022 годов специалистами ГАУЗС "ЦЛФИСМ" была оказана услуга по медицинскому сопровождению от 153 до 513 спортивных соревнований и физкультурных мероприятий различного уровня в год. По сравнению с 2018 годом показатель увеличился в 2,5 раза. Медицинское обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурных мероприятий осуществляется ГАУЗС "ЦЛФИСМ". на основании договора возмездного оказания медицинских и дополнительных услуг (оказание первичной доврачебной помощи).
Количество мероприятий, участников и обращений представлена в таблице 12.
Таблица 12
Год |
Всего обслужено мероприятий (ед.) |
Количество участников (чел.) |
Количество обращений за медицинской помощью (чел.) |
В том числе лиц, получивших спортивные травмы (чел.) |
2018 |
153 |
12 507 |
302 |
3 |
2019 |
184 |
15 041 |
363 |
6 |
2020 |
195 |
14 209 |
546 |
76 |
2021 |
161 |
7 830 |
134 |
7 |
2022 |
513 |
54 296 |
1 549 |
40 |
3.3. Медико-биологическое обеспечение Спортсменов в Севастополе
Настоящий подраздел представляет собой анализ медицинского, медико-биологического и научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва спортивных сборных команд города Севастополя.
Во исполнение ч. 1 ст. 26 Закона города Севастополя от 20.07.2015 N 166-ЗС "О физической культуре и спорте в городе Севастополе" (далее - Закон N 166-ЗС) порядок медицинского обеспечения реализуется в соответствии с приказом N 1144н. Медицинские осмотры лиц, занимающихся спортом проводятся в профильном учреждении по спортивной медицине - ГАУЗС "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины".
Во исполнение ч. 3 ст. 26 Закона N 166-ЗС в настоящее время разрабатывается порядок обеспечения спортсменов сборных команд города Севастополя лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами для питания с целью восстановления работоспособности и здоровья спортсменов спортивных сборных команд города Севастополя, в соответствии с приказом Федерального медико-биологического агентства от 29.12.2021 N 275 "Об утверждении Формуляра лекарственных средств, биологически активных добавок к пище и изделий медицинского назначения ФМБА России, используемых для медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации", с учетом Запрещенного списка РУСАДА на 2023 год. Для реализации данного направления планируется создание в ГАУЗС "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" кабинета медико-биологического обеспечения. Отсутствие профильных специалистов (фармакологов и нутрициологов) затрудняет формирование программ питания и фармакологического обеспечения.
В соответствии с приказом Минспорта России от 30.10.2015 N 999 медико-биологического обеспечение подготовки спортивного резерва должно проводится на всех этапах и во всех организациях спортивной подготовки (спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва. Центры спортивной подготовки спортивных сборных команд), которые являются заказчиком этих услуг для учреждений и подразделений спортивной медицины.
Комплексная оценка функционального состояния спортсменов и определение особенностей их адаптации к физическим нагрузкам на этапах спортивной подготовки (при проведении углубленного медицинского обследования), а также во время проведения учебно-тренировочных мероприятий и спортивных соревнований с применением неинвазивных интегральных технологий проводится ограниченно. До настоящего времени диагностика параметров работоспособности и восстановления спортсменов не структурирована, и в спортивных сборных командах города Севастополя отсутствует.
В целях сохранения роли ГАУЗС "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" как специализированного медицинского учреждения системы спортивной медицины приоритетом должно являться прикрепление контингента, проходящего спортивную подготовку и являющимся спортивным резервов сборных команд и медицинское сопровождение спортсменов спортивных сборных команд Севастополя.
3.4. Кадровое обеспечение спортивной медицины города Севастополя
Настоящий подраздел представляет собой анализ кадрового обеспечения ГАУЗС "ЦЛФИСМ" медицинских кабинетов спортивных учреждений, в соответствии с требованиями Приказа N 1144н.
На конец 2022 года штатная численность ГАУЗС "ЦЛФИСМ" составляла 81 ед., на 2023 год увеличена до 85,75 ставок, из них врачи по спортивной медицине 17, что на 50,0% больше в сравнении с 2018 годом (8 ставок); занято 12,25. Количество штатных единиц и врачей и среднего медицинского персонала не соответствует рекомендованным штатным нормативам в соответствии с Приказом 1144н, но в настоящее время и имеющиеся ставки не все заняты, ведется активная работа по привлечению медицинского персонала (таблица 13).
Таблица 13
Штатная численность ГАУЗС "ЦЛФИСМ"
|
Штатное расписание |
Занято ставок |
||||||||||
Занимаемая должность |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2022/2018 % |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2022/2018 % |
Врачи |
21,25 |
34,75 |
31,5 |
31,5 |
33,5 |
57,6 |
13,25 |
19,25 |
19,75 |
20,25 |
23 |
73,6 |
Врач по спортивной медицине в т.ч. |
8 < |
11 |
12 |
15 |
17 |
112,5 |
6 |
8 |
9 |
10,25 |
12,25 |
104,2 |
Средний медицинский персонал |
30г |
33 |
31 |
31 |
34,75 |
15,8 |
19,75 |
26,25 |
25 |
23,25 |
26 |
31,6 |
Прочий персонал |
17 |
25,5 |
18,50 |
18,5 |
17,5 |
2,9 |
7 |
18,5 |
14 |
13,5 |
16 |
128,6 |
|
68,25 |
93,25 |
81 |
81 |
85,75 |
25,6 |
40 |
64 |
58,75 |
57 |
65 |
62,5 |
Из 13 врачей по спортивной медицине все старше 30 лет, 5 человек пенсионного возраста, из них 4 человека старше 65 лет, что имеет определенный риск в обеспеченности врачами по спортивной медицине в перспективе.
1 врач по спортивной медицине имеет высшую квалификационную категорию, 1 - первую квалификационную категорию.
В 9 медицинских кабинетах спортивных школ в настоящее время работает 7 врачей по спортивной медицине и 10 медицинских сестер.
Имеющаяся утвержденная штатная численность медицинского персонала ГАУЗС "ЦЛФИСМ" не соответствует рекомендуемым штатным нормативам в соответствии с приложениями N 13 и 18 приказа N 1144н.
Минимальная необходимая потребность в медицинском персонале для надлежащей организации медицинского наблюдения и медицинского обеспечения в течение всего учебно-тренировочного процесса в часы работы спортивного объекта в 2023 году составляет 143,5 штатных ед. - в т.ч. врачей по спортивной медицине 38 шт. ед. и медицинских сестер 89 шт. ед. (из них для работы в медицинских кабинетах спортивных школ - врачей по спортивной медицине 38 шт. ед., медицинских сестер 55 шт. ед.).
Открытым остается вопрос о содержании деятельности спортивных врачей и медицинского персонала. Режим работы, права, обязанности, ответственность, трудовые и социальные гарантиях медицинских работников не позволяет в установлении численности врачей по спортивной медицине в организации спортивной подготовки (ч. 13 ст. 2 Закона 323-ФЗ). В отличии от норм труда по врачам спортивной медицины для объекта спорта и ГАУЗС "ЦЛФИСМ" по медицинскому кабинету спортивной школы однозначных норм не выработано (приложение 14, 18 приказа Минздрава России N 1144н). Поэтому при наличии 1-2 врачей спортивной медицины или медицинской сестры в спортивной школе медицинское сопровождение учебно-тренировочного процесса не представляется выполнить без нарушения требований охраны труда. Также медицинский работник, руководствуясь лицензионными требованиями, должен сочетать в себе образование по "спортивной медицине", "педиатрии", пройти обучение в ординатуре или профессиональную переподготовку по лечебной физической культуре и спортивной медицине, а также получить аккредитацию или сертификат специалиста. Это снижает вероятность нахождения специалиста на должность врача по спортивной медицине.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В законе 323-ФЗ ч. 13 ст. 2 отсутствует
3.5. Инфраструктура и материально-техническое обеспечение спортивной медицины
Настоящий подраздел представляет анализ развития инфраструктуры для спортивной медицины в городе Севастополе.
С 2018 года проводилось оснащение ГАУЗС "ЦЛФИСМ" в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2020 N 1144н, в настоящее время оснащено на 95%. В течение второго квартала 2023 года проводится закупка недостающего оборудования по офтальмологии и для 7 медкабинетов спортивных школ, и лицензия будет получена по всем адресам осуществления медицинской деятельности.
В настоящее время для диагностических исследований используются комплекс аппаратно-программный анализа электрокардиограмм "Миокард-12", спирограф микропроцессорный, комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД, кардиорегистратор комплекса суточного мониторирования ЭКГ "МИОКАРД-ХОЛТЕР2", Аппарат ультразвуковой диагностический DC 8, плантограф.
Для восстановительного лечения используются физиоаппараты для магнитотерапии, лазеротерапии, УВЧ, амплипульс и диадинамотерапия, электролечения, УФО, ультразвука и дарсонвализации, стол медицинский массажный с электроприводом, тренажер для кинезиотерапии и опорно-двигательного аппарата МТБ-1, тренажеры для запястья и для верхних конечностей, различный спортивный инвентарь.
С переездом в новое помещение с полезной площадью практически в 2 раза больше, чем нынешнее, планируется приобретение оборудования для диагностики параметров работоспособности и восстановления спортсменов - велоэргометр и беговую дорожку с компьютерными станциями, спироанализатор, а также оборудование для восстановительного лечения (тренажеры для пассивной и активной разработки).
На сегодняшний день комплексная оценка функционального состояния спортсменов и определение особенностей их адаптации к физическим нагрузкам на этапах спортивной подготовки (при проведении углубленного медицинского обследования), а также во время проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований с применением неинвазивных интегральных технологий проводится весьма ограниченно. До настоящего времени диагностика параметров работоспособности и восстановления спортсмена не структурирована, и в спортивных сборных командах субъекта отсутствует. Это не позволяет сформировать физиологическую систему оценки выносливости, скорости, силы и тем самым объективизировать тренировочный процесс.
Несмотря на реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы спортивной медицины, существует необходимость дальнейшего совершенствования инфраструктурной и материально-технической базы спортивной медицины города Севастополя.
Формирование региональной модели развития спортивной медицины зависит от уровня системы здравоохранения, существующей нормативно-правовой базы, уровня взаимодействия объектов инфраструктуры спортивной медицины и организаций, осуществляющих спортивной подготовки, заинтересованной позицией органа управления в области физической культуры и спорта города Севастополя, наличия сети кабинетов спортивной медицины в спортивных организациях для проведения УМО спортсменов, их лечения и реабилитации с целью мониторинга функционального и психологического состояния занимающихся спортом.
Таким образом, несмотря на реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы спортивной медицины, существует необходимость дальнейшего совершенствования инфраструктурной и материально-технической базы спортивной медицины города Севастополя.
3.6. Информационное обеспечение спортивной медицины
С 2022 года в специализированную региональную информационную систему сбора статистических данных осуществляется внесение протоколов осмотра врачами-специалистами ГАУЗС "ЦЛФИСМ" при проведении медицинских врачебных осмотров.
В настоящее время в специализированной региональной информационной системе нет возможности для внесения особой информации о спортсмене - вид спорта, этап спортивной подготовки, спортивная организация и т.п. На 2023 - 2024 гг. запланирована работа:
- Департаментом здравоохранения города Севастополя по модернизации региональной медицинской информационной системы (далее - РМИС) в части разработки модуля спортивной медицины в соответствии с требованиями порядка оказания медицинской помощи по профилю "спортивная медицина" согласно приказу N 1144н;
- Департаментом цифрового развития города Севастополя по созданию региональной информационной системы "Физическая культура и спорт Севастополя" (далее - РИС ФКиСС). РИС ФКиСС позволит цифровизировать сферу физической культуры и спорта города Севастополя, а также передавать данные о спортсменах, тренерах, судьях, организациях, спортивных федерациях и спортивных объектов с учетом Поручений Президента Российской Федерации от 08.06.2022 N Пр-1005 пункт 5а и общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядок информационного взаимодействия в сфере физической культуры и спорта и оказания в электронном виде государственных (муниципальной) услуг с учетом Единых функциональных технических требований к интеграции региональных ведомственных информационных систем с формой-концентратором ЕПГУ:
- присвоение спортивных разрядов;
- присвоение квалификационных категорий спортивным судьям;
- государственная аккредитация региональных спортивных федераций.
В рамках реализации проектов планируется выполнить интеграцию РМИС с РИС ФКиСС в части:
- получения в РМИС списков спортсменов;
- передачи в РИС ФКиСС данных о прохождении медицинского освидетельствования.
IV. Цель, задачи, направления реализации Стратегии
Цель Стратегии создание условий в городе Севастополе для реализации программ: медицинского, медико-биологического, научно-методического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Основными задачами реализации Стратегии являются:
- разработка и внедрение региональной модели врачебно-физкультурной службы и спортивной медицины;
- развитие базы основного учреждения - переезд ГАУЗС "ЦЛФИСМ" в новое помещение с возможностью расширения диагностической базы, оборудования для нагрузочного тестирования, расширение возможностей для восстановления работоспособности спортсменов после спортивных травм и заболеваний;
- развитие инфраструктуры спортивной медицины города Севастополя с открытием открытие кабинетов спортивной медицины в амбулаторно-поликлинической сети - 11 для взрослого и 10 для детского населения для охвата медицинской помощью лиц, занимающихся массовым спортом, допуска к ГТО, допуска к занятиям физкультурой и массовому спорту, повышение образовательного уровня педиатров и терапевтов в вопросах указанных компетенций;
- развитие сети медицинских кабинетов в спортивных школах и объектах спорта с соответствующим необходимым штатным и кадровым обеспечением для увеличения охвата спортсменов медицинским сопровождением во время учебно-тренировочных мероприятий и врачебно-педагогическими наблюдениями;
- разработка и внедрение региональной программы медицинского, медико-биологического и научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд города Севастополя;
- разработка порядка научно - методического обеспечения, в том числе деятельности комплексных научных групп организации комплексного контроля в спортивной школе с четким разграничением медицинской помощи: (МО и МБО) и НМО;
- внедрение современных технологий оперативного контроля и текущего обследования спортсменов на этапах спортивной подготовки;
- обеспечение межведомственное взаимодействие по вопросам формирования кадрового потенциала в области комплексного контроля подготовки спортивного резерва;
- создание информационной платформы для сбора, обработки и анализа результатов обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом с целью оценки адекватности нагрузок, корректировки учебно-тренировочного процесса, и контроля состояния их здоровья;
- создание системы медико-биологического обеспечения спортсменов сборных команд города Севастополя в части обеспечения спортсменов сборных команд города Севастополя лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами для питания с целью восстановления работоспособности и здоровья спортсменов спортивных сборных команд города Севастополя;
- разработка регионального проекта по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и организовать его реализацию в рамках межведомственной экспериментальной (инновационного) работы.
Для достижения цели и решения основных задач развития спортивной медицины в городе Севастополе необходимо двигаться по следующим приоритетным направлениям:
- базисное развитие спортивной медицины;
- развитие системы медицинского обеспечения Спортсменов;
- развитие системы медико-биологического обеспечения Спортсменов;
- развитие кадрового потенциала спортивной медицины;
- развитие инфраструктуры спортивной медицины;
- цифровизация спортивной медицины.
Реализация Стратегии в городе Севастополе в период с 2023 по 2030 гг. позволит на межведомственном уровне создать условия для развития региональной системы врачебно-физкультурной службы и спортивной медицины.
V. Ожидаемые результаты реализации Стратегии к 2030 году
- увеличение доступности спортсменам медицинской помощи по спортивной медицине;
- полный охват спортсменов к 2030 г. в систему периодических медицинских осмотров, текущих и этапных медицинский наблюдений;
- улучшение качества медосмотров и диспансерного наблюдения за спортсменами за счет расширения оснащения диагностических служб;
- развитие медицинской помощи по восстановлению работоспособности спортсменов, увеличение количество спортсменов, возвращенных в спорт;
- увеличение доступности медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и массовым спортом за счет организации кабинетов спортивной медицины в первичном амбулаторном звене;
- сохранение работоспособности спортсменов сборных команд города Севастополя за счет обеспечения спортсменов витаминами лекарственными препаратами и спортивным питанием;
- обеспечение медицинской помощью лиц, занимающихся физической культурой, и спортсменов во время учебно-тренировочных мероприятий в спортивных школах и объектах спорта;
- увеличение обеспеченности первичного амбулаторного звена и службы спортивной медицины профессиональными медицинскими кадрами в соответствие с рекомендованными штатными нормативами.
VI. Основные механизмы реализации Стратегии и ее финансовое обеспечение
Основой реализации настоящей Стратегии является принцип усиления межведомственного взаимодействия, объединяющий возможности и ресурсы структур, имеющих отношение к повышению доступности и качества медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.
Реализация Стратегии осуществляется Департаментом здравоохранения города Севастополя, Департаментом образования и науки города Севастополя, Управлением по молодежной политике и спорта города Севастополя, Департаментом цифрового развития Севастополя города Севастополя.
Функции координации реализации Стратегии выполняет Департамент здравоохранения города Севастополя.
Одним из основных механизмов является План мероприятий по реализации Стратегии развития спортивной медицины в городе Севастополе на период до 2030 года, предусматривающий перечень мер и мероприятий, направленных, в том числе, на повышение объема и качества оказания услуг здравоохранения, обеспечивающих развитие спортивной медицины в городе Севастополе и характеризуемых итоговыми показателями достижения стратегической цели, долгосрочных задач и приоритетных направлений Стратегии. Оценку достижения цели Стратегии планируется осуществлять, в том числе, посредством ежегодного мониторинга Целевых показателей согласно приложению к Стратегии.
Данные мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по развитию спортивной медицины, внесению в Правительство Севастополя предложений о корректировке Стратегии, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий по реализации Стратегии.
Финансовое обеспечение реализации Стратегии будет осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственной программе города Севастополя "Развития здравоохранения в городе Севастополе", Государственной программы города Севастополя "Развитие физической культуры и спорта. Молодежная политика в городе Севастополе", Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.