Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Ставрополя
от 10.10.2023 N 2242
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов разработаны с учетом положений указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 30 августа 2023 г. N 520-рп, основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 30 августа 2023 г. N 519-рп, Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2035 года, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 26 марта 2021 г. N 547, Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета города Ставрополя и сокращению муниципального долга города Ставрополя на 2023 - 2025 годы, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.10.2023 N 2238, а также с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики города Ставрополя в предшествующем периоде.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, основных подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Ставрополя, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов сохраняют свою преемственность в отношении определенных ранее приоритетов социально-экономического развития города Ставрополя и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики города Ставрополя является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости городского бюджета, решение текущих и перспективных задач наиболее эффективным способом.
Бюджетная политика в области муниципальных заимствований в предстоящем бюджетном цикле будет направлена на поддержание объема муниципального долга города Ставрополя на экономически безопасном уровне, минимизацию затрат на его обслуживание, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.
Основные направления налоговой политики города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Налоговая политика города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов сохраняет направленность на достижение сбалансированности бюджета города Ставрополя, поддержание экономической и социальной стабильности.
Основными направлениями налоговой политики города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов являются:
1) осуществление мер налогового стимулирования инвестиционной активности на территории города Ставрополя.
В целях обеспечения привлекательности экономики города Ставрополя для инвесторов продолжится применение мер налогового стимулирования, направленных на поддержку и реализацию инвестиционных проектов, в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 11 ноября 2005 года N 149 "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя" (далее - решение N 149) в виде освобождения от уплаты земельного налога в полном объеме:
юридических лиц в отношении земельных участков, предоставленных в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 16 июня 2015 г. N 305 "О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
юридических лиц, земельные участки которых заняты индустриальными (промышленными) парками, внесенными в реестр индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, соответствующих требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков", в отношении земельных участков, находящихся в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, на период до 31 декабря 2028 года;
резидентов региональных парков, созданных на территории города Ставрополя, осуществляющих реализацию инвестиционных (инновационных) проектов в соответствии с соглашением о ведении деятельности резидента регионального парка, в отношении земельных участков, расположенных на территории региональных парков, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок, но не более срока действия соглашения о ведении деятельности резидента регионального парка;
2) оценка эффективности налоговых расходов.
Оценка эффективности налоговых расходов города Ставрополя проводится в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 11.06.2020 N 847 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" с учетом общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796.
Решением N 149 на 2022 год государственная поддержка в виде налоговых льгот по земельному налогу установлена для 16 категорий налогоплательщиков, 8 из которых - физические лица.
По информации налоговых органов объем налоговых расходов в 2022 году составил 104 136 тыс. рублей, что на 28 284 тыс. рублей, или на 37,3 процента, больше, чем за 2021 год. Их доля в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города Ставрополя составила 1,64 процента.
В 2021 году объем налоговых расходов составил 75 852 тыс. рублей, что на 41 862 тыс. рублей, или в 2,2 раза, больше, чем за 2020 год. Их доля в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города Ставрополя составила 1,35 процента.
В случае выявления несоответствия налоговых расходов города Ставрополя целям муниципальных программ города Ставрополя и (или) целям социально-экономической политики города Ставрополя, не относящимся к муниципальным программам, востребованности плательщиками предоставленных льгот, кураторами налоговых расходов осуществляется подготовка предложений по их отмене, уточнению либо изменению условий их предоставления.
По результатам проведенной оценки эффективности налоговых расходов за 2022 год следующие налоговые расходы города Ставрополя признаны нецелесообразными и неэффективными и подлежат отмене:
льгота в виде освобождения от налогообложения организаций в отношении земельных участков, занятых муниципальными автомобильными дорогами общего пользования (не востребована в течение последних шести лет);
налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога спортивных детско-юношеских общественных организаций в отношении земельных участков, занятых стрельбищами (тирами) (не востребована с 2022 года).
В целях реализации мер социальной поддержки граждан военнослужащие, мобилизованные граждане и добровольцы, участвующие в специальной военной операции, освобождены от уплаты земельного налога. Указанным категориям граждан планируется продлить действие льготы по земельному налогу на налоговой период 2023 года.
Сохранены меры поддержки категории "обманутых дольщиков" в виде пролонгации льготы по уплате земельного налога на период до 31 декабря 2025 года.
Новые налоговые расходы города Ставрополя устанавливаются на ограниченный период времени;
3) повышение эффективности управления муниципальными активами.
В данном направлении будет продолжена работа:
по инвентаризации объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ставрополя, регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя;
по организации и проведению торгов по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества города Ставрополя и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах города Ставрополя;
по разграничению и оформлению земельных участков в муниципальную собственность города Ставрополя;
по осуществлению мероприятий по реорганизации муниципальных унитарных предприятий города Ставрополя до 01.01.2025 года в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции";
по осуществлению мероприятий по дополнительной мобилизации доходов в бюджет города Ставрополя путем приватизации муниципального имущества.
Продолжение проведения работы на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (с учетом положений статьи 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В период с 2022 года и по настоящее время проводилась государственная кадастровая оценка земельных участков, зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства и машиномест. Кадастровая оценка, утвержденная в 2022 и 2023 годах, для целей налогообложения будет применяться с 2024 года;
4) совершенствование налогового администрирования.
Повышению качества налогового администрирования будет способствовать безусловное выполнение главными администраторами доходов бюджета города Ставрополя бюджетных полномочий в части обеспечения ими точности планирования и контроля за поступлением в бюджет города Ставрополя администрируемых налогов и сборов. Утверждение регламентов реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним будет способствовать усилению претензионно-исковой работы с неплательщиками и принятию мер принудительного взыскания задолженности, что позволит повысить собираемость налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Ставрополя;
совершенствование института "единого налогового платежа" в целях повышения ритмичности поступления доходов в бюджет города Ставрополя;
осуществление эффективного взаимодействия с налоговыми органами в целях улучшения информационного обмена, повышения уровня собираемости налоговых доходов в бюджет;
проведение заседаний консультативного совета по налоговой и бюджетной политике при администрации города Ставрополя, созданного постановлением администрации города Ставрополя от 21.07.2011 N 1986, и городской межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций в сфере оплаты труда, легализации заработной платы в городе Ставрополе, созданной постановлением администрации города Ставрополя от 08.07.2011 N 1860;
осуществление контроля в отношении налогоплательщиков, являющихся поставщиками и подрядчиками-контрагентами по муниципальным контрактам (договорам), с целью пресечения фактов неисполнения обязательств по уплате налогов в бюджет города Ставрополя.
При определении общих параметров объема доходной части бюджета города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов необходимо учесть следующие основные изменения законодательства:
увеличение размера социальных налоговых вычетов и упрощение порядка их предоставления;
предоставление права получения стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными;
установление в целях освобождения от налогообложения компенсационных выплат дистанционным работникам, связанным с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции;
освобождение от налогообложения доходов в виде суточных при командировках или полевого довольствия работников, работающих в полевых условиях;
продление "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную систему налогообложения, работающих в производственной, социальной, научной сферах, а также в сферах бытовых услуг, и предоставление мест временного проживания до 01.01.2025 года;
предоставление в 2024 - 2026 годах налоговых преференций по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде установления пониженных ставок для аккредитованных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
отнесение доходов граждан, работающих дистанционно по трудовым договорам с российскими организациями или подразделениями иностранных компаний, зарегистрированных в Российской Федерации, к доходам от источников в Российской Федерации;
индексация ставок акцизов на нефтепродукты с 01.01.2024 года;
индексация размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности на коэффициент-дефлятор.
Изменен порядок уменьшения упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на страховые взносы: индивидуальные предприниматели могут уменьшить налог по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на страховые взносы за себя до их фактической уплаты.
При принятии решений в сфере налоговой политики, в том числе и при реализации мероприятий по повышению собираемости налогов, следует учитывать их долгосрочные последствия для экономики города Ставрополя, организаций социальной сферы и доходной части бюджета города Ставрополя. Реализация налоговой политики будет способствовать росту налогового потенциала и созданию условий социально-экономического развития муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
Основные направления бюджетной политики города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Бюджетная политика города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов будет ориентирована на обеспечение финансовой стабильности, сбалансированности параметров бюджета с учетом эффективного управления имеющимися ресурсами, безусловное исполнение всех взятых обязательств в экономике и социальной сфере, улучшение качества жизни и благосостояния населения города Ставрополя, обеспечение содержания и развитие города Ставрополя как административного, делового и культурного центра Ставропольского края.
Основными направлениями бюджетной политики города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов являются:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Ставрополя.
Муниципальные программы города Ставрополя, как и прежде, являются ключевым механизмом программно-целевого планирования, с помощью которого формируется целостная система стратегического и бюджетного планирования.
Формирование бюджета на трехлетний период в рамках муниципальных программ (более 90 процентов) позволит обеспечить детальную приоритизацию расходов бюджета, оценить исполнение бюджета города Ставрополя не только с точки зрения исполнения финансовых показателей, но и соизмерить затраты и результаты выполнения программных мероприятий, оценить степень достижения поставленных целей и задач.
Будет продолжена реализация Программы оздоровления муниципальных финансов города Ставрополя на 2018 - 2024 годы, утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2018 N 2638, мероприятия которой направлены на увеличение роста доходов, оптимизацию расходов бюджета города Ставрополя, сокращение муниципального долга и расходов по обслуживанию муниципального долга города Ставрополя.
В целях обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости бюджета города Ставрополя необходимо и в дальнейшем обеспечить проведение ответственной бюджетной политики, направленной на максимально эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов, обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств, финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации.
Важная роль в обеспечении устойчивости бюджета города Ставрополя отводится снижению рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств.
Четкая приоритизация расходов в совокупности с политикой эффективного использования бюджетных средств позволит при любом развитии событий обеспечить полноту и своевременность выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, предоставление всех мер социальной поддержки населению города Ставрополя, бесперебойное финансирование мероприятий, направленных на достижение целей, показателей и результатов проектов (программ), входящих в состав национальных проектов;
2) достижение показателей национальных целей и задач путем реализации мероприятий муниципальных программ города Ставрополя.
Основным инструментом достижения национальных целей развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономического развития города Ставрополя являются муниципальные программы, включающие в себя региональные проекты, реализуемые в рамках национальных проектов. Программный бюджет является важнейшим инструментом управления финансами, обеспечивающим расходование бюджетных средств в увязке с конкретным результатом.
Достижение национальных целей в социально-культурной сфере будет обеспечено за счет реализации следующих направлений:
в сфере образования:
обеспечение доступности и повышение качества дошкольного, общего и дополнительного образования детей в городе Ставрополе (развитие учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений города Ставрополя, расширение доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставление социального сертификата на получение муниципальной услуги в социальной сфере);
модернизация школьных систем образования для создания современных условий обучения, а также расширение возможностей получения образования (совершенствование материально-технической базы, проведение капитального ремонта общеобразовательных учреждений города Ставрополя);
обеспечение поддержки детей и их семей, нуждающихся в особой защите государства;
создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором;
в сфере культуры и молодежной политики:
проведение на территории города Ставрополя культурных, зрелищных мероприятий и программ, массовых праздников, конкурсов, митингов;
укрепление материально технической базы и модернизация муниципальных учреждений культуры;
сохранение объектов культуры и культурного наследия;
создание благоприятных условий для всестороннего развития, успешной социализации и самореализации молодежи, содействие реализации молодежных инициатив и развитию молодежных общественных организаций;
воспитание патриотизма и активной гражданской позиции у молодежи города Ставрополя, развитие лидерских качеств у подрастающего поколения, формирование условий для полноценного включения молодежи в общественно-политическую жизнь города Ставрополя;
в сфере социальной защиты населения:
повышение уровня и качества жизни граждан города Ставрополя, нуждающихся в социальной поддержке;
повышение комфортности и доступности городской среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
в сфере физической культуры и спорта:
организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня среди различных категорий населения на территории города Ставрополя, а также пропаганда здорового образа жизни в целях привлечения населения города Ставрополя к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
укрепление материально-технической базы муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования, реализующих дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
расширение сети муниципальных учреждений дополнительного образования, реализующих дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта (открытие филиалов и отделений действующих учреждений);
в сфере национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства:
формирование комфортной городской среды для проживания граждан путем предоставления поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий;
повышение уровня благоустройства территорий города Ставрополя;
развитие жилищно-коммунального хозяйства города Ставрополя;
устойчивое развитие улично-дорожной сети города Ставрополя;
улучшение эстетического облика территории города Ставрополя;
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе;
развитие и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе;
3) повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
С целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов будут проведены следующие мероприятия:
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств;
безусловное соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса;
повышение эффективности предоставления субсидий, предоставляемых из бюджета города Ставрополя, посредством мониторинга достижения показателей результативности их предоставления;
реализация мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств;
недопущение установления расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления городского округа;
недопущение принятия расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
перераспределение средств на новые приоритеты, не затрагивая первоочередных обязательств;
повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
совершенствование управления ликвидностью бюджета города Ставрополя в целях эффективного использования бюджетных средств;
планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;
осуществление муниципальных закупок путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, обеспечивающими наименьшие затраты при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ, услуг;
недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в том числе по заработной плате и социальным выплатам;
активное привлечение муниципальными учреждениями города Ставрополя внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
совершенствование процедур внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок, применение риск-ориентированного подхода к выбору объектов контроля, исполнение единых федеральных стандартов и иных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок;
направление инвестиционных расходов бюджета города Ставрополя в первую очередь на завершение работ по переходящим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта муниципальной собственности;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, имеющие высокую степень готовности, включенные в национальные проекты (программы), государственные программы и обеспеченные софинансированием из федерального и (или) краевого бюджетов;
принятие участия в государственных проектах (программах) и грантовых конкурсах (проектах) в целях привлечения дополнительных средств в бюджет города Ставрополя в максимально возможном объеме;
реализация инициативных проектов в целях прямого вовлечения жителей города Ставрополя в решение приоритетных вопросов местного значения;
4) обеспечение прозрачности и открытости бюджета города Ставрополя и бюджетного процесса для граждан.
Открытость бюджетных данных, характеризующих прозрачность бюджетного процесса города Ставрополя, как способ повышения эффективности бюджетных расходов реализуется за счет:
проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Ставрополя и годовому отчету о его исполнении с целью вовлечения населения города Ставрополя в осуществление бюджетного процесса;
размещения на официальном сайте администрации города Ставрополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, касающейся планирования бюджета города Ставрополя, его исполнения, правового регулирования бюджетного процесса в городе Ставрополе;
повышения информационной открытости бюджетного процесса города Ставрополя в социальных сетях в целях информирования граждан по вопросам формирования и исполнения бюджета города Ставрополя, а также вовлечения граждан в процедуру обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений;
размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе и иных сведений, определяемых Министерством финансов Российской Федерации;
официального опубликования муниципальных правовых актов города Ставрополя в газете "Вечерний Ставрополь".
При определении общих параметров расходов бюджета города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов должны учитываться следующие подходы:
исполнение в 2024 - 2026 годах публичных нормативных обязательств и иных социальных выплат населению города Ставрополя исходя из численности потребителей и нормативов затрат с учетом итогов инвентаризации мер социальной поддержки, пособий, компенсаций и других социальных выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан, установленным муниципальными правовыми актами города Ставрополя, на основе принципа нуждаемости и адресности;
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации);
обеспечение выплаты работникам муниципальных учреждений заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда";
обеспечение оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, за исключением отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом индексации с 01 октября 2023 года на 4,0 процента;
расходы на оплату труда работников органов местного самоуправления города Ставрополя, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя учитывают изменения их структуры и штатных расписаний, внесенные изменения в отдельные нормативные правовые акты города Ставрополя и индексацию с 01 октября 2023 года на 4,0 процента;
обеспечение расходов на питание в муниципальных учреждениях социальной сферы;
индексация расходов на оплату коммунальных услуг с учетом прогнозируемого роста тарифов;
привлечение средств из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий муниципальных программ;
приоритетное планирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции) муниципальной собственности города Ставрополя с учетом принятых решений в отношении объектов капитального строительства, создание которых осуществляется в рамках национальных проектов, объектов капитального строительства, включенных в государственные программы Российской Федерации и Ставропольского края, иных социально значимых объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в планируемом периоде.
Основные направления долговой политики города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Долговая политика города Ставрополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика) будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета города Ставрополя путем сохранения объема муниципального долга города Ставрополя (далее - муниципальный долг) на безопасном уровне и минимизации расходов на обслуживание муниципального долга.
Начиная с 2012 года, бюджет города Ставрополя формируется с дефицитом, что связано с недостатком собственных доходов для исполнения расходных обязательств муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
По итогам 2020 - 2022 годов бюджет города Ставрополя был исполнен с профицитом, муниципальный долг снизился на 135,4 млн рублей и по состоянию на 01 января 2023 года составил 1 989,9 млн рублей, или 31,4 процента к объему доходов бюджета города Ставрополя, без учета безвозмездных поступлений за 2022 год.
В общем объеме долговых обязательств города Ставрополя в размере 1 989,9 млн рублей практически всю сумму составляют обязательства по кредитам, полученным от кредитных организаций - 1 989,0 млн рублей (99,96 процента), и незначительную долю - 0,9 млн рублей (0,04 процента) составляет задолженность по гарантиям по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах сельскохозяйственным организациям всех организационно-правовых форм и другим организациям агропромышленного комплекса Ставропольского края, организациям потребительской кооперации (далее - гарантии по централизованным кредитам).
В полугодии 2023 года удалось сохранить объем муниципального долга на уровне 2022 года и заместить весь объем кредитов, полученных в кредитных организациях, бюджетными кредитами от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджетные кредиты).
В 2023 году исполнение бюджета города Ставрополя запланировано без привлечения заемных средств.
Динамика и структура показателей муниципального долга приведены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика и структура показателей муниципального долга в 2020 - 2023 годах
N |
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||||
сумма (млн руб.) |
удельный вес в объеме муниципального долга (%) |
сумма (млн руб.) |
удельный вес в объеме муниципального долга(%) |
сумма (млн руб.) |
удельный вес в объеме муниципального долга(%) |
сумма (млн руб.) |
удельный вес в объеме муниципального долга(%) |
||
1. |
Кредиты кредитных организаций |
2122,6 |
99,96 |
2097,6 |
99,96 |
1989 |
99,96 |
1989 |
100,00 |
2. |
Муниципальные гарантии |
0,9 |
0,04 |
0,9 |
0,04 |
0,9 |
0,04 |
0,0 |
0,00 |
|
Всего |
2123,5 |
100,00 |
2098,5 |
100,00 |
1989,9 |
100,00 |
1989 |
100,00 |
Муниципальные гарантии в 2020 - 2022 годах не предоставлялись.
В соответствии с приказом министерства финансов Ставропольского края от 17 июля 2023 г. N 162 "О списании в 2023 году задолженности по денежным обязательствам перед Ставропольским краем" произведено списание задолженности по гарантиям по централизованным кредитам, выданным предприятиям агропромышленного комплекса в 1992 - 1994 годах, в сумме 945,51 тыс. рублей.
В 2023 году предоставление муниципальных гарантий также не планируется.
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерством финансов Ставропольского края проведена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Ставропольского края.
В соответствии с приказом министерства финансов Ставропольского края от 22.09.2023 г. N 224 город Ставрополь в 2023 году отнесен к числу заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
По итогам исполнения бюджета города за 2023 год также планируется обеспечить высокий уровень долговой устойчивости города Ставрополя.
Особое внимание в период 2020 - 2023 годов уделялось минимизации расходов на обслуживание муниципального долга. Для этого были реализованы следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета города Ставрополя под 0,1 процента годовых;
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из бюджета Ставропольского края на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города Ставрополя, и на пополнение остатков средств на счете бюджета города Ставрополя под 0,1 процента годовых;
привлечены временно свободные средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города Ставрополя;
проведены аукционы в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях рефинансирования действующих кредитов кредитных организаций, в том числе:
в 2020 году - 10 аукционов по муниципальным контрактам (процентные ставки снизились от диапазона 6,77-8,25 процента годовых до диапазона 5,07-5,25 процента годовых);
в 2021 - 2023 годах - 36 аукционов по муниципальным контрактам (процентные ставки не более уровня ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, действующей в соответствующем периоде, увеличенной на 1 процент годовых).
Проведенные в 2020 - 2023 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов денежные средства в сумме 487,9 млн рублей.
В 2024 - 2026 годах долговая политика не претерпит кардинальных изменений в части осуществления муниципальных заимствований.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами бюджета города Ставрополя;
рост расходных обязательств города Ставрополя, направленных на реализацию Указа N 204;
необходимость ежегодной индексации расходов бюджета города Ставрополя на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг.
В качестве инструментов долговой политики будут использоваться кредиты, полученные от кредитных организаций, и бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальные заимствования в кредитных организациях планируется осуществлять, в основном, на среднесрочный период сроком до 3 лет в виде возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Такой подход позволит более гибко управлять долговыми обязательствами города Ставрополя, перераспределять долговую нагрузку на среднесрочный период и минимизировать расходы бюджета города Ставрополя на обслуживание муниципального долга.
Основными целями долговой политики являются:
поддержание объема муниципального долга на безопасном уровне, обеспечивающем отнесение города Ставрополя к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.
Для достижения поставленных целей в 2024 - 2026 годах необходимо обеспечить решение следующих задач:
обеспечение размера дефицита бюджета города Ставрополя в 2024 - 2026 годах на уровне не более 2,0 процента от суммы доходов бюджета города Ставрополя без учета объема безвозмездных поступлений в соответствующем году (значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета города Ставрополя, которые в рамках разработки проекта решения Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период не были учтены, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности);
замещение кредитов, полученных от кредитных организаций, на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Достижение поставленных целей и реализация задач долговой политики будут осуществляться путем выполнения следующих мероприятий:
поддержание сбалансированности бюджета города Ставрополя по доходам и расходам;
мониторинг и прогнозирование кассового исполнения бюджета города Ставрополя по доходам и расходам в целях своевременного определения оптимального объема и сроков привлечения муниципальных заимствований для финансирования дефицита бюджета города Ставрополя и кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета;
привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
осуществление мониторинга процентных ставок на рынке заимствований в целях эффективного расходования средств, предусмотренных в бюджете города Ставрополя на обслуживание муниципального долга;
проведение закупок конкурентными способами в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами, а также в связи с окончанием срока действия кредитных линий;
проведение анализа объемов и сроков погашения действующих муниципальных заимствований с целью выявления пиков платежей для обеспечения равномерного распределения средств бюджета города Ставрополя, необходимых для погашения и обслуживания муниципального долга;
привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики.
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств города Ставрополя;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств города Ставрополя означает невозможность осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств. Снижение данного риска возможно в случае предоставления бюджетных кредитов из бюджета Ставропольского края, а также путем оптимизации расходов бюджета города Ставрополя.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет возникновение дополнительных расходов бюджета города Ставрополя, связанных с обслуживанием муниципального долга. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств бюджета города Ставрополя в пользу расходов по обслуживанию муниципального долга за счет иных расходных обязательств в пределах расходов, утвержденных решением Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на текущий финансовый год и плановый период.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Ставрополя от 10 октября 2023 г. N 2242 "Об утверждении основных направлений бюджетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.