г. Краснодар |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А32-26570/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии от Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Прокопенко А.В. (доверенность от 19.03.2020), в отсутствие администрации муниципального образования Отрадненский район (ИНН 2345003133, ОГРН 102304448396), извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А32-26570/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования Отрадненский район (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (переименовано в Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; далее - управление) от 17.05.2019 N 07-25-78Н-1 (далее - предписание).
Решением от 07.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2020, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Заявитель ссылается на то, что администрация наделена полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля и функциями по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем обязана провести работы по ликвидации несанкционированной свалки. В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), действовавшего на момент обнаружения правонарушения, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. В соответствии с пунктом 2 названного Закона таким правом в отношении спорного земельного участка обладает именно орган местного самоуправления муниципального образования Отрадненский район.
В отзыве администрация просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.04.2019 N 01-04-20/187 должностными лицами управления проведена проверка соблюдения администрацией требований природоохранного законодательства.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.05.2019 N 07-25-78Н. Администрации выдано предписание от 17.05.2019 N 07-25-78Н-1 об устранении до 15.11.2019 нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. На администрацию возложена обязанность провести работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (ТКО) и рекультивации нарушенных земель под телом свалки в границах земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район, ст. Отрадная, 50 м на юго-запад от ул. Урупская, 212Д (место с координатами 44.353609, 41.540147), граничащего с земельным участком с кадастровым номером 23:23:0505382:88.
Считая предписание управления незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статьям 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Судебные инстанции сочли, что материалами дела подтверждено наличие указанных условий недействительности предписания и при принятии судебных актов руководствовались следующим.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьями 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Судами установлено, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, является неразграниченным. Согласно действующему законодательству предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.
В силу пунктов 1 и 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 6 Закона N 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В свою очередь подпунктом 14 пункта 1 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации указанной деятельности на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно статье 8.1 Закона N 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами могут быть перераспределены между ними в предусмотренном Законом N 131-ФЗ порядке.
С учетом действующего нормативного регулирования, по мнению судов, административным органом не представлено доказательств обоснованности предписания в части возложения на орган местного самоуправления (районную администрацию) обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Суды также сослались на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 13.10.2015 N 26-П, от 26.04.2016 N 13-П, о недопустимости возложения на органы местного самоуправления несения финансовых затрат на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО за счет средств местного бюджета без учета полномочий и объема финансовых обязательств органов местного самоуправления в области обращения с отходами и без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями. Одновременно суды в противоречие с названными выводами в обоснование решения по спору сослались на вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции о возложении обязанности устранить аналогичные нарушения на администрацию Отрадненского сельского поселения Отрадненского района.
На основании изложенного суды удовлетворили заявление администрации.
Вместе с тем суды не учли следующего.
Предметом оспариваемого предписания являются не обязанности из правоотношений по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, а обязанности по соблюдению законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 3.3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Согласно пункту 2 статьи 3.3 названного Закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенном использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу пунктов 3 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Согласно части 1 статьи 51 названного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, на органы местного самоуправления муниципального района, как и на органы местного самоуправления сельского поселения, возложены обязанности по обеспечению охраны окружающей среды на спорном земельном участке.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суды не учли, что она сформулирована в отношении несанкционированных свалок на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации), когда возложение на органы иного уровня обязанностей по их содержанию (ликвидации свалок) должно сопровождаться соответствующим финансированием. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорная несанкционированная свалка, причинявшая вред окружающей среде, образовалась до возложения законодательством на владельца земельного участка и одновременно органа местного самоуправления обязанностей по обеспечению требований охраны окружающей среды на данном земельном участке. В случае выявления администрацией лиц, допускавших незаконный вывоз отходов на несанкционированную свалку, она вправе применить к ним соответствующие меры реагирования.
Из материалов дела видно, что после вынесения оспариваемого предписания органы местного самоуправления устранили нарушения.
При изложенных обстоятельствах решение и постановление надлежит отменить, в удовлетворении заявления администрации - отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А32-26570/2019 отменить.
В удовлетворении заявления администрации муниципального образования Отрадненский район о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17.05.2019 N 07-25-78Н-1 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 3 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Согласно части 1 статьи 51 названного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
...
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суды не учли, что она сформулирована в отношении несанкционированных свалок на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации), когда возложение на органы иного уровня обязанностей по их содержанию (ликвидации свалок) должно сопровождаться соответствующим финансированием. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорная несанкционированная свалка, причинявшая вред окружающей среде, образовалась до возложения законодательством на владельца земельного участка и одновременно органа местного самоуправления обязанностей по обеспечению требований охраны окружающей среды на данном земельном участке. В случае выявления администрацией лиц, допускавших незаконный вывоз отходов на несанкционированную свалку, она вправе применить к ним соответствующие меры реагирования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июня 2020 г. N Ф08-3041/20 по делу N А32-26570/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3041/20
27.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23450/19
07.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26570/19
11.06.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26570/19