Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Чебаркульского городского округа
от 5 октября 2023 г. N 746
Положение
"О порядке образования и использования муниципальными учреждениями культуры Чебаркульского городского округа средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц и иной, приносящей доход деятельности"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует бюджетные правоотношения, возникающие между участниками бюджетного процесса муниципального образования "Чебаркульский городской округ" в процессе получения доходов и использовании средств от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, и иной приносящей доход, деятельности.
1.2. Положение разработано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации; Бюджетным Кодексом Российской Федерации; иными актами бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-1 (в ред. от 29.12.2006 г.) "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Законом Челябинской области от 28.10.2004 г. N 1413 "О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области; Федеральным Законом "О библиотечном деле" N 78-ФЗ от 29.12.1996 г.; Федеральным Законом РФ "О некоммерческих организациях"; Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1; Письмом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17.03.2005 г. N 7-01-16/08 "Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства РФ"; Положением "Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 23.12.2002 г. N 919 п. 22 и определяет порядок зачисления и расходования средств, полученных от внебюджетной деятельности муниципальных учреждений культуры Чебаркульского городского округа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 1413" имеется в виду "N 296-ЗО"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 23.12.2002 г. N 919" имеется в виду "от 26.06.1995 г. N 609"
1.3. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении:
- услуги - полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности потребителей, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме, на которую могли бы распространяться права собственности;
- платные услуги - услуги, предоставляемые исполнителем на возмездной основе, не предусмотренные соответствующими государственными и муниципальными программами и стандартами, финансируемыми из средств бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов;
- оказание платных услуг - это производимая по заказу потребителей деятельность на возмездной основе, приводящая к изменению местоположения или состояния принадлежащих потребителю предметов, либо к изменению состояния самого потребителя;
- потребитель - организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие платные услуги для себя или несовершеннолетних граждан;
- исполнитель - муниципальные учреждения культуры, оказывающие дополнительные платные услуги, сверх предусмотренных государственными и муниципальными программами и стандартами;
- целевые средства - средства, полученные из бюджетов других уровней, а также безвозмездные средства, полученные от юридических и физических лиц на определенные цели;
- цена услуги - это сумма денежных средств, которую уплачивает потребитель за предоставляемую исполнителем услугу;
- пожертвование - дарение вещи или права в общеполезных целях;
- благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования.
1.4. К внебюджетной деятельности муниципальных учреждений культуры относится самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение дохода от выполнения работ, оказания услуг, указанная в Уставе учреждений и не противоречащая целям его создания.
1.5. Платные услуги муниципальных учреждений культуры являются составляющей частью доходов, полученных от уставной деятельности этих учреждений, и не могут быть оказаны в рамках основной деятельности, финансируемой из средств местного бюджета и должны оказываться учреждениями сверх установленных программ и муниципальных гарантий.
1.6. В соответствии с действующим законодательством правила, определяющие порядок и условия предоставления учреждениями платных услуг, включая информацию о перечне платных услуг и прейскуранте цен, доводятся до сведения потребителей путем размещения информации в учреждениях в удобном для обозрения месте, а также на сайтах учреждений в сети интернет.
1.7. Деятельность учреждений культуры по реализации предусмотренных уставом работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данном учреждении на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.
1.8. Учредитель учреждения вправе приостановить его предпринимательскую деятельность, если она наносит ущерб уставной деятельности учреждения, до решения суда по этому вопросу.
1.9. Учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации могут производиться добровольные пожертвования юридических и физических лиц.
1.10. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
II. Основные цели и задачи деятельности учреждений культуры по предоставлению платных услуг
2.1. Всестороннее удовлетворение культурных потребностей населения города.
2.2. Развитие платных услуг в сфере культуры.
2.3. Привлечение внебюджетных источников финансирования на культурную деятельность и укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
2.4. Создание условий для свободной культурной деятельности и реализации потребителями своих потенциальных возможностей.
2.5. Совершенствование экономического регулирования деятельности в области культуры, защиты прав потребителей культурных услуг.
III. Порядок оказания платных услуг
3.1. Учреждения культуры, по согласованию с управлением культуры, определяют перечень платных услуг и сроки их введения.
3.2. Учреждения культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, в соответствии со ст. 52. "Основ законодательства Российской Федерации о культуре".
3.3. Учреждения культуры ведут учет предоставляемых платных услуг в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.
3.4. Учреждения культуры предлагают потребителям перечень планируемых платных услуг в сфере культуры.
3.5. Управление культуры осуществляет контроль за качеством оказываемых услуг.
3.6. Платные услуги могут предоставляться физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности.
3.7. Учреждения культуры вправе заключать договоры (при необходимости) с юридическими лицами на оказание платных услуг, неотъемлемой частью договора является смета расходов. Выполнение работ, оказание услуг в отношении юридических лиц осуществляются исключительно на договорной основе.
3.8. Учреждения культуры вправе производить расчёты с потребителями услуг посредством реализации входных билетов, через лицевой счёт или кассу централизованной бухгалтерии управления культуры.
3.9. При организации платных услуг учреждение культуры вправе самостоятельно устанавливать льготы для отдельных категорий населения: детей дошкольного возраста, детей воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, для детей-сирот, учащихся из малообеспеченных семей, из многодетных семей, для инвалидов и военнослужащих срочной службы.
3.10. Поступление средств из внебюджетных источников, не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований учреждений культуры (Положение "Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", утв. Постановлением Правительства РФ 23.12.02 г. N 919).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 23.12.2002 г. N 919" имеется в виду "от 26.06.1995 г. N 609"
IV. Порядок оформления оплаты и учёта платных услуг
4.1. Размер оплаты за оказание платных услуг устанавливается и изменяется в зависимости:
- от себестоимости работы;
- от уровня инфляции;
- от уровня подготовки участников творческих коллективов, принимающих участие в оказании услуг;
- от выполнения особых условий (срочности, приоритетности, сложности и т.п.).
4.2. Оплата за услуги, физическими лицами, производится как непосредственно в кассу учреждения культуры с применением бланков строгой отчётности или кассовых машин, так и по безналичному расчёту.
4.3. В услуги учреждений культуры включается оплата населением входных билетов на киносеансы, на посещение культурно-просветительных, культурно-развлекательных мероприятий и др.
4.4. Учёт и контроль ведения билетного хозяйства осуществляется в соответствии с "Инструкцией о едином порядке ведения билетного хозяйства кино-видео-зрелищными предприятиями, осуществляющими платную публичную демонстрацию кино и видеофильмов на территории Российской Федерации", утверждённой приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.02.2001 г. N 86.
4.5. Учреждение культуры обязано выдавать потребителю документ, подтверждающий приём наличных денег (билет, бланк строгой отчётности (квитанция), или кассовый чек).
4.6. Муниципальные учреждения культуры, финансируемые за счёт средств местного бюджета согласно расчёта на выполнение муниципального задания и выделяемых по смете доходов и расходов учреждения, а также получающие доходы от иных источников (в том числе от оказания платных услуг и добровольных пожертвований), в целях налогообложения обязаны вести раздельный учёт доходов и расходов:
а) полученных (произведённых) в рамках целевого финансирования;
б) полученных (произведённых) за счёт иных источников.
4.7. Муниципальные учреждения культуры, осуществляющие платную и иную, приносящую доход деятельность, в учётной политике должны отражать:
а) виды предоставляемых платных услуг, работ;
б) порядок распределения накладных расходов;
в) метод определения выручки от реализации работ, услуг;
г) момент определения налоговой базы при реализации (передаче) работ, услуг.
V. Порядок оформления оплаты и учёта пожертвования и дарения
5.1. Право учреждения культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.
5.2. Учреждение культуры, принимающее пожертвование (дар), ведет обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества или средств.
5.3. Благотворительные денежные средства, полученные целевым назначением, расходуются в соответствии с обозначенной благотворителем целью. Если цель расходов не обозначена, учреждения самостоятельно определяют направления и очередность использования средств.
5.4. Оплата услуг и внесение гражданами добровольных денежных пожертвований может осуществляться в безналичном порядке на лицевой счет учреждения или за наличный расчёт через кассу учреждения. Приём наличных денег учреждениями культуры, при осуществлении расчётов с населением, производится посредством выдачи соответствующих бланков строгой отчётности.
5.5. Оплата услуг и внесение добровольных денежных пожертвований юридическими лицами производится в безналичном порядке на лицевые счета учреждений, в любых формах расчётов, предусмотренных действующим законодательством.
5.6. Использование пожертвованного имущества учреждениям может быть обусловлено благотворителем этого имущества по определённому назначению и в определённом порядке. При отсутствии такого условия пожертвование имущества считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Учреждение, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определённое назначение, должно вести обособленный учёт всех операций по, использованию пожертвованного имущества.
5.7. Использование пожертвованного имущества не в соответствии, с указанным благотворителем назначением, даёт право благотворителю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.
VI. Перечень платных услуг
6.1. Демонстрация: кинофильмов, слайдов, видеопрограмм.
6.2. Проведение киновечеров.
6.3. Показ спектаклей, концертов, цирковых представлений.
6.4. Проведение дискотек, видеотек.
6.5. Работа игротек, комнат досуга и отдыха, танцзалов, танцплощадок.
6.6. Организация и проведение выставок-продаж печатной продукции, картин профессиональных и самодеятельных художников, изделий прикладного творчества, фотовыставок и др.
6.7. Организация и проведение выставок музейных коллекций.
6.8. Организация ярмарок народного творчества.
6.9. Посещение музеев.
6.9. Организация передвижных выставок музейных коллекций, картин, изделий прикладного творчества и др.
6.10. Прокат музейных экспонатов, консультационно-справочное обслуживание по фондам музея.
6.11. Прокат и реализация концертных костюмов, сценической обуви, оборудования, реквизита, бутафории, постижёрных и иных принадлежностей.
6.12. Разработка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий (книг, буклетов каталогов), копий видеоматериалов и фонограмм.
6.13. Реализация сопутствующих услуг, предоставляемых посетителям мероприятий библиотек, музеев и других учреждений культуры.
6.14. Изготовление копий (с возможным увеличением) с музейных экспонатов, документов из фондов музеев.
6.15. Оказание платных услуг библиотекой: ксерокопирование, сканирование, ламинирование, печать, брошюровка.
6.16. Оказание компьютерных услуг (набор текста на компьютере, создание презентаций, макета книги и др.).
6.17. Поиск информации в сети Интернет специалистом библиотеки для читателя.
6.18. Проведение: театрализованных праздников, массовых гуляний, карнавалов, концертных программ, дискотек, новогодних мероприятий, конкурсов, юбилейных торжеств, корпоративных праздников, балов, обрядов.
6.19. Организация концертов и спектаклей профессиональных коллективов.
6.20. Выдача в прокат настольных игр, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря.
6.21. Копирование, редакционно-издательская деятельность.
6.22. Оказание возмездных образовательных услуг в школе искусств за рамками основных образовательных программ, утвержденных Управлением культуры:
- игре на всех видах музыкальных инструментов,
- пению, вокальному и хоровому искусству,
- всем видам хореографического искусства.
- изобразительному искусству, скульптуре, истории искусства,
- всем видам декоративно-прикладного искусства.
- организация просветительской, выставочной, концертной и методической работы.
6.23. Обучение в платных кружках, студиях, на курсах: игре на музыкальных инструментах, пению, актёрскому мастерству, танцам, изобразительному и декоративно - прикладному искусству.
6.24. Организация любительских клубов и объединений: художественных, коллекционеров, по профессиям, семейного отдыха, знакомств и др.
6.25. Туристские и экскурсионные услуги.
6.26. Оказание методической, консультативной помощи по проведению мероприятий различным учреждениям и организациям.
6.27. Разработка сценариев мероприятий для юридических и физических лиц.
6.28. Проведение лекций, организация консультаций специалистов: педагогов, психологов, юристов и др.
6.29. Сдача помещений учреждений культуры в краткосрочную аренду юридическим и физическим лицам по согласованию с Управлением муниципальной собственности.
6.30. Иная деятельность, не противоречащая действующему законодательству.
VII. Порядок формирования доходов и расходов муниципальных учреждений культуры по деятельности, приносящей доход
7.1. Средства, полученные муниципальными учреждениями культуры от платной и иной приносящей доход деятельности, после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, в соответствии с действующим законодательством, направляются на обеспечение деятельности учреждений.
7.2. Муниципальные учреждения культуры осуществляют операции с указанными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов по деятельности, приносящей доход.
7.3. Смета доходов и расходов по средствам, полученным от платной и иной, приносящей доход деятельности - документ, составляемый получателем средств на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем, и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств.
Расходы по смете не могут превышать суммы, предусмотренной доходной частью сметы.
7.4. Смета составляется на текущий финансовый год, подписывается руководителем учреждения, главным бухгалтером и утверждается главным распорядителем бюджетных средств. Действие утвержденных смет доходов и расходов прекращается 31 декабря текущего финансового года. Средства от платной и иной, приносящей доход деятельности, полученные и не использованные учреждением в текущем году, используются на основании сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности следующего финансового года.
7.5. Утвержденная смета учреждения в течение финансового года может уточняться. При этом учреждения письменно обращаются к главному распорядителю бюджетных средств, с просьбой о необходимости внесения изменений в смету (с обоснованием данных изменений).
7.6. Учреждения самостоятельно определяют направления и очередность использования средств, полученных от оказания платных услуг, в том числе:
- на оплату труда и материальное стимулирование работников (не более
60 % поступлений),
- на функционирование и развитие учреждения, обеспечение его текущей деятельности, на приобретение предметов хозяйственного пользования,
- проведение творческих вечеров для участников художественной самодеятельности и работников учреждений культуры, в связи с профессиональными праздниками;
- поощрение молодых специалистов по итогам за первый год работы,
- поощрение ветеранов труда, а также работников, проработавших в учреждениях культуры не менее 5-и лет, и в связи с юбилейными датами - 40 лет и далее через пять лет;
- приобретение ценных подарков ветеранам труда - пенсионерам, ранее работавшим в учреждениях культуры, в связи с юбилейными и праздничными датами;
- на оказание материальной помощи работникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (по решению трудового коллектива).
Средства, полученные учреждениями культуры Чебаркульского городского округа от внебюджетной деятельности, могут быть израсходованы по следующим статьям расходов:
1) заработная плата;
2) прочие выплаты (транспортные расходы, суточные, проживание);
3) выплата премий;
4) начисления на оплату труда;
5) приобретение услуг связи (сумма сверх утверждённых лимитов в муниципальном задании);
6) приобретение транспортных услуг;
7) приобретение коммунальных услуг (в соответствии с п. 7.9. настоящего Положения);
8) приобретение прочих услуг (обучение, оргвзносы и др.);
9) прочие расходы;
10) увеличение стоимости основных средств;
11) увеличение стоимости материальных запасов.
7.7. Приоритетными направлениями расходования средств, полученных от
платных услуг являются:
- дополнительная оплата труда, премирование работников, оказывающих платные услуги и содействующих оказанию этих услуг (на основании Положения об оплате труда);
- укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры;
- выплаты социального характера.
7.8. Расходование учреждением средств от деятельности, приносящей доход, до утверждения сметы главным распорядителем бюджетных средств не допускается.
7.9. Расходы учреждения на оплату коммунальных услуг распределяются между бюджетными средствами и средствами от оказания платных услуг пропорционально доле платных услуг в общей смете расходов учреждения (ст. 321.1. НК РФ).
VIII. Ответственность и контроль
8.1. Установленный настоящим Положением порядок использования учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц и иной, приносящей доход деятельности действует до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями данных источников дохода.
8.2. В соответствии с настоящим Положением учреждения вносят предложения в Управление культуры для утверждения в установленном порядке перечня платных услуг населению, прейскуранта цен, правил предоставления платных услуг, положения об оплате труда работников, оказывающих платные услуги и обеспечивающих их развитие.
8.3. Ответственность за организацию и качество платных услуг, взимание и учёт денежных средств несут директора Муниципальных учреждений культуры Чебаркульского городского округа.
8.4. Ответственность за своевременный и правильный учёт поступлений и расходование средств от платных услуг населению несёт главный бухгалтер централизованной бухгалтерии Управления культуры.
8.5. За нарушение настоящего Положения, а также неосуществление должного контроля за порядком предоставления платных услуг, качеством платных услуг, учётом средств, должностные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
8.6. Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет Управление культуры администрации Чебаркульского городского округа, централизованная бухгалтерия Управления культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.