Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Верхнесалдинского городского округа
от 24.07.2023 N 1571
"О внесении изменений
в муниципальную программу
"Развитие культуры
в Верхнесалдинском городском
округе", утвержденную
постановлением администрации
Верхнесалдинского городского округа
от 15.10.2019 N 2916"
"Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния сферы культуры Верхнесалдинского городского округа
Сфера культура Верхнесалдинского городского округа представлена сетью учреждений культуры различных форм собственности по таким видам культурной деятельности, как: музыкальное, хореографическое, изобразительное искусство, музейное и библиотечное дело, культурно - досуговая деятельность. На территории городского округа функционирует 7 муниципальных учреждений культуры, из них в типе бюджетных осуществляют свою деятельность - 4, автономных - 3. Муниципальная сеть учреждений культуры составляет 22 единицы, 8 из них расположены в сельской местности - это клубы и библиотеки в деревнях Нелоба, Никитино, Северная, поселке Басьяновский. В сфере культуры работает 221 человек, из них специалистов - 154, с высшим образованием 61 процент.
На 01 января 2023 года сеть учреждений состоит из 6 муниципальных учреждений культуры, из них в типе бюджетных осуществляют свою деятельность - 3, автономных - 3. Муниципальная сеть учреждений культуры составляет 21 единицу, 8 из них расположены в сельской местности - это клубы и библиотеки в деревнях Нелоба, Никитино, Северная, поселке Басьяновский. В сфере культуры работает 141 человек, из них специалистов - 105, с высшим образованием 64 процентов.
В 2018 году на основании постановления администрации Верхнесалдинского городского округа от 12.07.2018 N 1932 "О реорганизации муниципального автономного учреждения культуры "Центр культуры, досуга и кино" и приказа Управления культуры администрации Верхнесалдинского городского округа "О мерах по реализации постановления администрации Верхнесалдинского городского округа от 12.07.2018 N 1932 "О реорганизации муниципального автономного учреждения культуры "Центр культуры, досуга и кино" от 12.07.2018 N 77-ОД, проведена реорганизация муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр художественного творчества" (далее - МБУК "ЦХТ) путем присоединения к муниципальному автономному учреждению культуры "Центр культуры, досуга и кино" (далее - МАУК "ЦКДК"). После реорганизации в состав МАУК "ЦКДК" вошли 5 структурных подразделений прекратившего деятельность МБУК "ЦХТ": клуб деревни Северная, клуб деревни Никитино, клуб деревни Нелоба, Центр культуры "Современник" поселок Басьяновский, Городской Дом культуры.
С 01 января 2021 года на территории Верхнесалдинского городского округа произошло уменьшение сети муниципальных учреждений культуры, на основании постановления Правительства Свердловской области от 17.12.2020 N 952-ПП "О приеме в государственную собственность Свердловской области муниципальных учреждений дополнительного образования" и приказа Министерства культуры Свердловской области от 24.12.2020 N 539 "О переименовании Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Верхнесалдинская детская школа искусств" и утверждении его устава" Верхнесалдинская детская школа искусств передана в государственную собственность Свердловской области.
Здания муниципальных учреждений культуры и детских школ искусств нуждаются в проведении ремонтных работ. Решение проблемы неудовлетворительного состояния зданий муниципальных учреждений культуры потребует увеличения расходов на данные цели.
Снижение доступности культурных форм досуга для населения сопровождается ухудшением качества предоставляемых услуг, обусловленного как устареванием применяемых технологий и форм культурно - досуговой работы, так и материально - технического оснащения муниципальных учреждений культуры. Так, парк музыкальных инструментов в детских школах искусств, Дворце культуры имени Гавриила Дмитриевича Агаркова изношен в среднем на 70-80 процентов, требует обновления специальное оборудование культурно - досуговых учреждений и книжные фонды общедоступных муниципальных библиотек городского округа.
Актуальность решения обозначенных вопросов, направленных на улучшение культурной составляющей качества жизни населения Верхнесалдинского городского округа, определяется основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации и Свердловской области.
Отрасль культуры Верхнесалдинского городского округа сегодня - это широкий спектр досуговых, воспитательно-образовательных и информационных услуг населению.
Развитие воспитательно-образовательных услуг реализуют муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Верхнесалдинская детская школа искусств" (далее - МБУ ДО "Верхнесалдинская ДШИ") и муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств "Ренессанс" (далее МАУ ДО "ДШИ "Ренессанс"), в которых обучается 640 детей, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" (далее - МБУ ДО ЦДТ), в котором обучается 807 детей. Муниципальные учреждения дополнительного образования обеспечивают музыкальное и художественное воспитание по программам предпрофессионального и образовательного характера, различающихся по количеству часов и по продолжительности обучения детей, предоставляя уникальную возможность выявлять и развивать одаренных детей на уровне предпрофессионального образования. Учащиеся ежегодно принимают участие в городских, региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, выставках.
С 2021 года услуги дополнительного образования предоставляют два муниципальных учреждения МАУ ДО "ДШИ "Ренессанс", в котором обучается 100 детей и МБУ ДО ЦДТ, в котором обучается 807 детей.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Верхнесалдинский краеведческий музей (далее - МБУК ВСКМ) реализует целевые образовательные программы по музейной педагогике.
Над созданием условий по расширению потребительского рынка услуг в сфере культурного досуга осуществляют свою деятельность МАУК "ЦКДК", МБУ ДО ЦДТ. Данными учреждениями обеспечивается показ концертов, спектаклей, выставок, образовательных игровых программ, мастер-классов, а также городские массовые праздники. Значимым в деятельности этих учреждений является создание условий для реализации творческого потенциала жителей округа в кружках, творческих любительских объединениях, студиях, коллективах самодеятельного искусства, клубов по интересам.
Деятельность муниципального автономного учреждения культуры "Кинотеатр "Кедр" (далее - МАУК "Кинотеатр "Кедр") направлена на удовлетворение развлекательной и культурно-просветительной потребности населения городского округа, основной целью которого является максимально большее привлечение кинозрителей к просмотру максимально большего количества фильмов разнообразных жанров и тематик, для развлечения кинозрителей и оказания на них культурно-научно-просветительского воздействия.
В области развития информационного пространства оказывают услуги МБУК ВСКМ и муниципальное бюджетное учреждение культуры Централизованная библиотечная система (далее - МБУК ЦБС).
В 2018 году МБУК ЦБС сократилась на 1 сетевую единицу, для привидения к нормативу согласно Модельному стандарту деятельности муниципальной библиотеки Свердловской области. Помещения, занимаемые муниципальными библиотеками, нуждаются в проведении ремонтных работ, что потребует увеличения расходов на данные цели.
Для увеличения доступности к информации, улучшения качества предоставляемых библиотечных, библиографических и информационных услуг необходимо обновление и оснащение новыми материально-техническими средствами, обновление библиотечного фонда общедоступных муниципальных библиотек. Библиотеки оказывают услуги в области развития и обеспечения доступа к информационному пространству.
Из-за недостаточного финансирования комплектования библиотечных фондов новыми изданиями не выполняется один из основных показателей - обслуживание читателей, число зарегистрированных пользователей от проживающих в городском округе за 2018 год составляет 24,2 процента (норматив 30 процентов).
Норма пополнения библиотечного фонда ежегодно составляет 200-250 экземпляров в расчете на 1000 жителей, что составляет 10150 экземпляров в год. По факту в 2016 году закуплено 2310 экземпляров (на 1000 жителей 51 экземпляр), в 2017 году - 513 экземпляров (на 1000 жителей 11,4 экземпляров), в 2018 году - 1491 экземпляр (на 1000 жителей 33 экземпляра). Вопросы комплектования фондов общедоступных библиотек, в том числе электронными ресурсами являются приоритетными направлениями, реализуемыми в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Для решения проблемы комплектования библиотечных фондов необходимо задействовать программно-целевой метод финансирования.
В последние годы значительно активизировались процессы информатизации в библиотеках, это связано с реализацией государственных задач, направленных на развитие информационного общества, переходом на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, развитием электронных библиотек. Сегодня на 100 процентов библиотеки оснащены компьютерной техникой. Все муниципальные библиотеки подключены к сети Интернет и имеют точки доступа к Национальной электронной библиотеке (далее - НЭБ).
В целях преодоления культурного разрыва между областным центром и Верхнесалдинским городским округом развивается спектр оказания виртуальных услуг, поддерживая новые и уже реализуемые проекты, среди которых "Виртуальный концертный зал Свердловской государственной академической филармонии". В рамках его реализации в 2018 году состоялось 14 виртуальных концертов, которые посетило 338 человек.
Филармоническое собрание города Верхняя Салда в 2022 - 2023 годах увеличило число входящих в его состав слушателей различной целевой аудитории. Стоит отметить, что все больше молодежи стало интересоваться филармоническими концертами. На сегодняшний день основной состав участников Филармонического собрания Верхней Салды 72 человека. В филармоническом сезоне 2022-2023 состоялось 48 виртуальных концертов, которые посетило 1778 человек.
На сегодняшний день библиотека деревни Никитино располагается в холле сельского клуба, что негативно сказывается на качестве оказываемых библиотекой услуг. Необходимо строительство нового помещения для библиотеки, либо решить вопрос путем приобретения помещения.
За последние годы достигнуты результаты:
частично обновлен парк компьютерной техники в муниципальных библиотеках;
расширился спектр услуг, оказываемых общедоступными библиотеками на базе новых информационных технологий;
все общедоступные муниципальные библиотеки подключены к сети Интернет и НЭБ;
увеличилась заработная плата у работников библиотек.
Не решенные проблемы:
не налажен механизм финансирования обновления библиотечных фондов в соответствии с Модельным стандартом деятельности общедоступной библиотеки;
устаревает парк компьютерной техники;
помещения муниципальных библиотек нуждаются в ремонте;
требуется помещение для библиотеки деревни Никитино.
Реализация программы позволит:
обеспечить работу муниципальных библиотек согласно Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки - создание интеллектуальных центров, площадок общения и общественной активности, оснащенных скоростным Интернетом, доступом к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, к оцифрованным ресурсам периодической печати;
организовать современное библиотечное пространство; создать точки доступа к различным электронным ресурсам, регулярное комплектование библиотечного фонда документами на традиционных носителях и мультимедийными ресурсами;
комплектование библиотечного фонда на носителях информации, выпущенных в форматах, доступных для инвалидов по зрению;
создание дискуссионных клубов, консультационных пунктов и лекторий для всех возрастных групп;
повысить эффективность работы библиотек, в том числе посещаемость не менее чем на 15%.
Музей как учреждение культуры стремится к обеспечению качественных показателей и результативности деятельности. Для этого разработана долгосрочная программа действий, адекватная конъюнктуре рынка, конкуренции, собственным ресурсным возможностям. Такая программа отражает стратегию музея. Профиль музея - краеведческий. Музей занимается изучением истории родного края, сохранением культурных и исторических памятников.
Для достижения основных целей краеведческого музея духовно-нравственное развитие жителей городского округа в духе патриотизма, формирование ценностных основ личности, максимально полное использование своих потенциальных возможностей, бережное сохранение историко-культурного наследия, укрепление имиджа и туристической привлекательности территории, необходимо сохранить и реставрировать здание краеведческого музея, которое является памятником регионального значения первой половины 19 века. С 2018 года начались ремонтно-реставрационные работы, которые включают в себя ремонт крыши, восстановление фасада и благоустройство территории, реставрация внутренних помещений. На 01 января 2023 года завершены работы по ремонту крыши, восстановлению фасада и благоустройству территории краеведческого музея.
Активизация интереса населения к музею напрямую связана с развитием выставочной деятельности. Несмотря на наметившийся рост посещаемости музея в последние годы, проблема обеспечения доступности и повышения качественного показателя остаются актуальными. В силу специфики политического, экономического и социокультурного развития города определилась новая концепция экспозиции. За 23 года была проведена большая научно-исследовательская работа сотрудниками музея, комплектование фондов для расширения и создания новой экспозиции. На 01 января 2019 года фонды музея составляют 7048 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фондов, имеется огромная база библиотечного и архивного фондов. Сотрудники музея освоили и работают с Государственным каталогом Музейных фондов Российской Федерации. На 01 января 2023 года фонды музея составляют 8718 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фондов.
Особое внимание сегодня должно быть уделено созданию и организации передвижных музейных выставок. В свете реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, особую актуальность приобретает музейная деятельность по созданию электронных каталогов, оцифровке музейных предметов, презентация музейных коллекций в сети Интернет, создание виртуальных экскурсий и экспозиций, осуществление научно-исследовательской, просветительной и образовательной деятельности. В планах администрации намечено приобретение здания бывшего заводского госпиталя, входящего в состав единого комплекса "Демидовский квартал". В данном здании планируется разместить необходимые для продолжения деятельности музея помещения: фондохранилища, административное помещение и выставочные залы. В 2000 году Нижнетагильским музеем-заповедником Горнозаводского дела Среднего Урала была разработана концепция музейного комплекса города Верхняя Салда.
За три года реализации Программы разработаны и успешно реализуются пешеходные экскурсии "Демидовский квартал", "С чего начинался город", "Тайны старой площади", "История Храма Иоанна Богослова", "Парк Труда и Победы - место воинской славы салдинцев", автобусная экскурсия по городу "Верхняя Салда - наша малая Родина". В ходе реализации культурно-образовательной программы "Наше наследие" с целью сотрудничества с образовательными учреждениями города музеем организуются мультимедийные лекции, мастер-классы, интерактивные игры с выходом в школы. Охват мероприятий составил 6213 человек, из них 1466 детей из образовательных учреждений города.
При решении выше поставленных задач музей может стать брендом территории, динамично развивающимся учреждением культуры, а также социокультурным и музейно-образовательным центром, предоставляющим населению широкий спектр качественных музейных продуктов и услуг.
Работа МАУК "Кинотеатр "Кедр" направлена на удовлетворение развлекательной и культурно-просветительной потребности населения городского округа. Для улучшения качества оказываемых услуг МАУК "Кинотеатр "Кедр" населению Верхнесалдинского городского округа особое внимание необходимо обратить:
на улучшение материально-технической базы учреждения, сделать объект более привлекательным, соответствующим современным стандартам, провести модернизацию здания в 2023 - 2024 году;
в 2020 году, принять участие в конкурсе на софинансирование субтитрирование и тифлокомментирование для зрителей с ограниченными возможностями;
внедрение в деятельность МАУК "Кинотеатр "Кедр" новых форм и технологий, направленных на привлечение деятельности подрастающего поколения: создание музея кино, реализация проекта "Город в кадре талантов";
участие МАУК "Кинотеатр "Кедр" в международных и всероссийских конкурсах;
расширить партнерскую базу.
Кинотеатр "Кедр" в 2021 году поучаствовал в конкурсных отборах, проводимых в рамках Национального проекта "Культура", регионального проекта "Культурная среда" и победил в отборах по оснащению кинотеатров необходимым оборудованием для осуществления кинопоказов с тифлокомментированием и на создание условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населенных пунктах Российской Федерации с численностью населения до 500 тыс. человек, в результате реализации проектов был открыт третий кинозал, оборудованный системами тифлокомментирования.
За время реализации Программы Кинотеатром "Кедр" проведены ремонтные работы фасада здания, кровли, части внутренних помещений, восстановлена система вентиляции и дымоудаления, произведена замена радиаторов отопления за счет добровольных пожертвований ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".
Такой формат работы МАУК "Кинотеатр "Кедр" с населением, привлечёт внимание и откроет новые возможности в реализации Муниципальной программы "Развитие культуры в Верхнесалдинском городском округе".
МАУК "ЦКДК" - самое большое учреждение культуры Верхнесалдинского городского округа. МАУК "ЦКДК" является самым крупным и разноплановым по наличию творческих коллективов и созданию культурных продуктов, учреждением культуры города. В состав МАУК "ЦКДК" входят 7 структурных подразделений: Дворец культуры имени Г.Д. Агаркова, клуб "Дружба", клуб деревни Северная, клуб деревни Никитино, клуб деревни Нелоба, Центр культуры "Современник" поселка Басьяновский, Городской Дом культуры. Благодаря высококвалифицированному и талантливому коллективу учреждение с успехом проводит все массовые городские мероприятия. Творческие коллективы МАУК "ЦКДК" неоднократно становились лауреатами на городских, областных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. За последние годы учреждением реализуются несколько долгосрочных социальных проектов: арт-проект "Открытая площадка", проект молодежных культур #СалдаСтартАрт, проект "Дворцовая площадь" в рамках федеральной программы "Комфортная городская среда". МАУК "ЦКДК" проводит в год более 1400 разноплановых мероприятий, которые посещают более 160 тысяч человек. В 76 кружках и студиях занимается более 800 детей до 14 лет и более 150 подростков. В учреждении 5 коллективов носят звания "Народный" и 3 коллектива звание "Образцовый".
Учреждение нуждается в укреплении материально-технической базы и текущем ремонте зданий, а также создании благоприятных и безопасных условий посещения культурно-досуговых учреждений, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья.
За время реализации Программы во Дворце культуры им. Г.Д. Агаркова проведены ремонтные работы части фасада, кровли, мужского туалета, части внутренних помещений, произведена замена системы водоснабжения пожарного водопровода, отремонтирована кровля гаражей, в клубе "Дружба" восстановлена эвакуационная лестница, отремонтированы туалеты за счет добровольных пожертвований ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".
Культурная политика Верхнесалдинского городского округа имеет свою специфику, которая определяется многими факторами, в том числе традициями, состоянием самодеятельного творчества, интересами различных социальных групп, уровнем готовности населения к личному участию в жизни своего поселения.
Традиционными являются мероприятия, связанные со значимыми и памятными датами, общероссийскими праздниками - День Победы, День защиты детей, День памяти, День России, день города и другие.
Приоритетными выбраны те мероприятия, работа по которым обеспечит создание условии для успешной социализации и эффективной самореализации населения. Принципами определения перечня мероприятий стало наличие анализа работы учреждений культуры и планирования их дальнейшей деятельности, а также необходимость в первоочередном внимании к наиболее уязвимым сферам культурной жизни городского округа.
Организация и проведение различных по форме и тематике культурных массовых мероприятий включает в себя проведение мероприятий, имеющих историческую, социально-культурную, общественно-политическую значимость и ценность в жизни Верхнесалдинского городского округа. Подпрограмма предусматривает проведение мероприятий, направленных на развитие самодеятельного художественного творчества, пропаганду традиций авторской песни, создание условий для участия молодых поэтов и прозаиков из числа талантливых людей.
Целью проведения культурно-массовых мероприятий является создание условий самореализации культурной жизни жителей Верхнесалдинского городского округа через реализацию задач: формирование и развитие системы культурно-массовых мероприятий с населением округа, социализации детей и молодежи, социальной поддержки пожилых людей, формирование устойчивой связи поколений, сохранение культурных традиций городского округа.
В результате реализации комплекса мероприятий будут созданы условия для выявления талантов, их творческой деятельности, развития творческих способностей, мотивации к самообразованию, включения в социально полезную деятельность, профессиональное и личностное самоопределение, самореализации и самовоспитания, адаптации к жизни в обществе, организации содержательного досуга и занятости.
С целью успешной социализации детей и молодежи, приоритетными направлениями в деятельности учреждений культуры является патриотическое воспитание, профилактика асоциальных явлений, укрепление института семьи, формирование у молодежи активной гражданской позиции, информационное обеспечение, поддержка талантливых людей.
Кроме того использование инновационных форм работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи будет способствовать увеличению количества военно-патриотических объединений, участников в них, числа участников мероприятий патриотической направленности.
Вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь городского округа будут способствовать снижению количества молодых людей, совершивших общественно-опасные правонарушения. Поддержка и реализация проектов, направленных на развитие и популяризацию в молодежной среде идей толерантности и содействие людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, улучшит их положение и укрепит статус в обществе.
Реализация поставленных задач путем организации и проведения мероприятий позволит рационально использовать имеющиеся ресурсы, поспособствует благоприятной поддержке и развитию у молодежи участия в культурных проектах, и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
В творческих объединениях МБУ ДО ЦДТ занимаются дети из общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений города. В МБУ ДО ЦДТ принимаются все желающие в возрасте от 4 до 18 лет без предварительного отбора, так как при планировании и проведении занятий педагоги учитывают особенности развития каждого воспитанника.
В настоящее время ситуативные изменения, инновации являются необходимым элементом устойчивого функционирования МБУ ДО ЦДТ, позволяя учреждению быть конкурентоспособным в непрерывно - изменяющихся условиях внешней среды при прогнозировании и удовлетворении социального запроса ребенка и его семьи.
Успех стратегических изменений в деятельности МБУ ДО ЦДТ в перспективе будет зависеть от трех основных обстоятельств: правильно выбранной стратегии управления, готовности педагогического коллектива к инновациям и наличием достаточной информации о направлении и сроках предстоящих изменений.
Система образования детей МБУ ДО ЦДТ достаточно развита, имеет достижения, на которые можно опираться при осуществлении модернизации дополнительного образования.
МБУ ДО ЦДТ является важнейшей составляющей дополнительного образовательного пространства городе Верхняя Салда.
За время существования МБУ ДО ЦДТ значительно увеличился качественный состав педагогов, расширился охват кружковой работы. В настоящее время МБУ ДО ЦДТ дает дополнительное образование и воспитание детям города Верхняя Салда и Верхнесалдинского городского округа по 23 образовательным программам. Многие обучающиеся объединений МБУ ДО ЦДТ добились высоких результатов на конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях разного уровня.
Цель образовательной организации: развитие мотивации личности к познанию и творчеству, посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Работа МБУ ДО ЦДТ в настоящее время направлена на создание условий для творческого развития личности детей и подростков, удовлетворение их потребностей, приобщение к культурным и духовным ценностям, создание условий для творческой самореализации.
Для достижения этих целей, в образовательный процесс включены образовательные программы, имеющие социально-педагогическую, художественную, физкультурно-спортивную и военно-патриотическую направленность, внедрение современных методик обучения и воспитания детей, диагностика уровня усвоения знаний обучающихся, их умений и навыков.
МБУ ДО ЦДТ выполняет воспитательную, методическую, социально-педагогическую, развивающую и досуговую функции.
В МБУ ДО ЦДТ задачи дополнительного образования решаются посредством работы творческих объединений, воспитательных массовых мероприятий с детьми.
На основе изучения интересов детей, их родителей и других социальных заказчиков, педагогический коллектив учреждения работает по следующим перспективным направлениям:
1) организация необходимых условий для удовлетворения интересов и потребностей населения;
2) развитие творческой ориентации детей дошкольного и школьного возраста;
3) организация деятельности обучающихся. Учет индивидуальных особенностей, формирование способностей и качеств личности с учетом природных задатков, склонностей, развитие индивидуальных интересов в процессе сотворчества обучающегося и педагога, а также самостоятельного творчества ребенка;
4) личностно-нравственное и профессиональное самоопределение детей на основе их трудовой занятости.
5) организация индивидуальной работы с одаренными детьми, детьми-инвалидами, а также с детьми из многодетных и малообеспеченных семей.
Осуществить поставленные задачи можно при создании единой системы работы, затрагивающей все компоненты деятельности учреждения.
Большое значение в образовательном процессе педагоги Центра детского творчества придают трем составляющим: предметно-информационной, деятельно-коммуникативной, ценностно-ориентационной, которые способствуют реализации знаний и умений, стимулирующих познавательную мотивацию обучающих через различные формы занятий.
Главными критериями в оценивании и эффективности образовательной деятельности являются показатели уровня освоения обучающимися образовательных программ и сохранность контингента.
Результат обучения детей предполагает:
развитие индивидуальных способностей у учащихся по выбранному направлению деятельности;
личностное самоопределение учащихся в изменяющихся условиях жизни в обществе;
участие в выставках, концертах, фестивалях, соревнованиях, конкурсах различного уровня.
В 2017 году МБУ ДО "Верхнесалдинская ДШИ" стала Победителем Общероссийского конкурса "50 лучших детских школ искусств".
МБУ ДО "Верхнесалдинская ДШИ" реализует творческие проекты 3 уровней.
1) городской: открытый городской конкурс по академическому рисунку и живописи "Учебный натюрморт" для обучающихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств (ежегодный, 2018 год);
2) территориальный: Открытый территориальный фестиваль-конкурс детского творчества "Музыкальные забавы" (1 раз в два года, с 2009 года);
3) всероссийский: Всероссийский детский фестиваль-конкурс "Музыкальная шкатулка" (1 раз в два года, с 2010 года).
Ежегодно учащиеся школ искусств становятся лауреатами и дипломантами областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
За последние годы в городе произошли позитивные изменения в развитии учреждений дополнительного образования детей сферы культуры. Проводятся работы по капитальному ремонту в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования - МБУ ДО ЦДТ и МБУ ДО "Верхнесалдинская ДШИ".
Обновляется парк музыкальных инструментов в детских школах искусств, изношенность которых в среднем составляет 70-80 процентов. Требуется обновление и специального оборудования.
В 2021 году на средства муниципального задания МАУ ДО "ДШИ "Ренессанс" приобрели 3 синтезаторы, в результате чего изношенность парка инструментов составила 40 процентов.
В рамках проектов инициативного бюджетирования за 2022 год учреждениями дополнительного образования реализовано 3 проекта. МАУ ДО "ДШИ "Ренессанс" реализовала проект "Поющие голоса", приобретены вокальные радиосистемы. МБУ ДО ЦДТ реализовал проекты "Патриот" и "Мир танца", приобретено оборудование и военная форма, и танцевальная обувь.
Принятые меры позволяют создавать условия для достижения учреждениями дополнительного образования детей определенных показателей их деятельности.
Потребность разработки данной Подпрограммы обусловлена необходимостью решения приоритетных задач в сфере дополнительного образования детей, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, финансово-экономических механизмах.
Перед учреждениями дополнительного образования сферы культуры стоят сложные задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов и на этой основе - к повышению качества образовательных услуг.
Подпрограмма "Развитие образования в сфере культуры" разработана в целях сохранения и дальнейшего развития отечественной системы художественного образования, сложившейся к середине XX века и не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве, с учетом реализации основных направлений стратегических документов в области образования и воспитания подрастающего поколения.
Подпрограмма направлена на решение следующих задач:
повышения значимости детских школ искусств по видам искусств в социокультурном пространстве города и региона, в том числе духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения;
позиционирования школ искусств как центров художественного образования и просветительства;
развития школ искусств как первого уровня трехуровневой системы художественного образования (школа искусств - училище - творческий вуз) посредством методического и творческого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования отрасли культуры с целью повышения качества подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры;
сохранения и развития отечественных традиций по выявлению и обучению одаренных детей по предпрофессиональным образовательным программам в области искусств и создание условий для их дальнейшего профессионального становления;
модернизацию материально-технической базы школ искусств; повышения кадрового потенциала работников школ искусств. Перспективные направления, включают в себя:
создание условий для формирования в школах искусств творческой среды, способствующей раннему выявлению одаренных детей, развитию детских творческих коллективов, просветительской деятельности, обеспечение доступности школ искусств для различных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
увеличение количества одаренных детей, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств, обеспечение сохранности контингента обучающихся в школах искусств и качества подготовки выпускников школ искусств, развитие взаимодействия школ искусств с другими образовательными организациями отрасли культуры;
повышение качества проводимых школами искусств творческих и просветительских мероприятий для одаренных детей (фестивалей, конкурсов, творческих школ, выставок и др.);
повышение кадрового потенциала школ искусств, в том числе посредством целевой подготовки кадров в подведомственных Минкультуры России образовательных организациях;
формирование новых принципов финансового обеспечения деятельности школ искусств, в том числе посредством выделения средств со стороны субъектов Российской Федерации муниципальным школам искусств на реализацию предпрофессиональных программ в области искусств, что предусмотрено частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Реализация Подпрограммы позволит упрочить позиции многоуровневой системы художественного образования, повысить интерес граждан в приобщении детей к постижению различных видов искусств, а также создать благоприятные условия для выявления, воспитания и сопровождения талантливых детей и молодежи, обеспечения учреждений культуры высокопрофессиональными кадрами, формирования грамотной, заинтересованной широкой аудитории зрителей и слушателей концертных залов и театров, посетителей музеев и выставочных комплексов, ценителей классического, народного искусства и лучших образцов современного искусства.
Основные ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:
развитие интеллектуальных и творческих ресурсов общества посредством обеспечения талантливым детям доступа к культурным и историческим ценностям, приобщения наибольшего количества детей и подростков к творческой деятельности, формирования гармонично развитой личности, грамотной, заинтересованной аудитории зрителей и слушателей как части интеллектуально развитого российского общества;
повышение значимости школ искусств как социального института;
обеспечение стабильного развития отечественной трехуровневой системы подготовки творческих кадров;
обеспечение учреждений культуры и образовательных организаций отрасли культуры высокопрофессиональными кадрами;
повышение эффективности в управлении школами искусств.
На сегодняшний день достигнутый уровень заработной платы работников отрасли культуры еще не позволяет ей стать привлекательной сферой профессиональной деятельности, особенно для молодых специалистов.
На сегодняшний день здания ряда учреждений культуры нуждаются в капитальном ремонте - краеведческий музей, детские клубы "Чайка" и "Дружба", Верхнесалдинская детская школа искусств, Центр детского творчества, помещения и фасады библиотечной системы. Необходимо разработать проектно-сметную документацию на строительство клуба в деревне Никитино, либо решить вопрос путем приобретения помещений для клуба.
За три года реализации Программы из средств местного бюджета проведены ремонты:
МБУК ЦБС - замена оконных блоков, ремонт фасада и книгохранилища в Центральной городской библиотеке, замена оконных блоков в Детской библиотеке;
МАУК "Кинотеатр "Кедр" - ремонт крыльца, входной группы;
МАУК "ЦКДК" - ремонт системы отопления и входной группы в клубе деревни Северная;
МБУ ДО ЦДТ - ремонт перекрытия и потолка, замена оконных блоков в ЦДТ, замена оконных блоков, ремонт запасного выхода, фасада, крыльца и козырька в ЦДТ +, замена оконных блоков, ремонт кровли в клубе "Чайка".
Необходимо обновление музыкальных инструментов в детской школе искусств, специального оборудования культурно-досуговых учреждений и книжных фондов библиотек.
Наиболее важным результатом работы учреждений в последние годы является то, что на сегодняшний день в сложных финансовых условиях удается сохранить весь комплекс учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры. Кроме того, благодаря применению программных методов управления отраслью, финансированию из средств местного и областного бюджетов, достигнуты определенные положительные результаты: обновлен парк компьютерной техники в библиотеках округа; расширился спектр услуг, оказываемых учреждениями культуры на базе новых информационных технологий;
услуга в области художественного образования и эстетического воспитания детей востребована, численность учащихся детских школ искусств стабильна - 640 человек;
сохраняется доля работающих в отрасли специалистов с высшим образованием на уровне 61 процента.
На 01 января 2023 года численность учащихся детской школы искусств "Ренессанс" стабильна и составляет 100 человек. За период реализации Программы доля работающих в отрасли специалистов с высшим образованием увеличивается и на 01 января 2023 года составляет 64 процента.
В то же время, несмотря на предпринимаемые усилия, остались нерешенными проблемы:
снижается обеспеченность библиотечными фондами на 1 жителя округа; муниципальная сеть учреждений культуры по-прежнему нуждается в государственной поддержке, поскольку в силу особенностей городского округа, не высокой платежеспособности населения, отсутствия альтернативных поставщиков неприбыльных социальных услуг для отдельных категорий граждан она остается основным производителем услуг культуры и социально ориентированного досуга для жителей. Одновременно конкурировать с коммерческими формами организации досуга традиционным учреждениям крайне сложно из-за неудовлетворительного состояния материально-технической базы, препятствующей росту посещаемости населением, прежде всего молодежью, муниципальных учреждений культуры. Молодежь для получения некоторых видов услуг в сфере организации досуга выезжает в города Нижний Тагил, Екатеринбург.
Итогом реализации муниципальной программы "Развитие культуры в Верхнесалдинском городском округе" (далее - Программа) станет достижение качественно нового уровня предоставления услуг в области культуры. Реализация Программы позволит:
обеспечить развитие культурно-досуговых учреждений культуры; содействовать повышению качества работы муниципальных библиотек, внедрению в практику работы библиотек прогрессивных форм работы на основе новых технологий;
содействовать формированию системы продвижения одаренных детей, инициативной и талантливой молодежи;
укрепить материально-техническую базу муниципальных учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей;
повысить информированность населения о последствиях рискованного поведения и возможностях сохранения здоровья;
создать благоприятные условия для организации мероприятий более высокого уровня в городском округе;
расширить доступ жителей района к традиционным культурным ценностям;
сохранить и развить разнообразные виды и формы традиционного народного творчества;
развить потенциал населения путем самореализации в творческой деятельности через участие в выставках декоративно-прикладного творчества, фестивалях, праздниках;
содействовать социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развить социальную активность личности путем получения дополнительных профессиональных навыков через освоение новых и традиционных технологий народного творчества и изготовление сувенирной продукции к знаменательным датам, мероприятиям и праздникам;
расширить представления и знания широкого круга жителей городского округа о народных, государственных праздниках;
популяризировать музейный продукт посредством мероприятий массового характера, в том числе экскурсионной и просветительской направленности.
На решение задач и достижение целей Программы могут оказать влияние внутренние и внешние риски.
К внутренним рискам относится длительный срок реализации Программы.
Внешними рисками являются:
1) возможности снижения темпов экономического роста, усиление инфляции;
2) несовершенство нормативно-правового регулирования отдельных вопросов культурной и финансово-экономической деятельности;
3) финансовые риски, связанные с сокращением финансирования расходов по Программе вследствие возникновения бюджетного дефицита.
Внешние риски могут оказать существенное влияние на перспективы, объем и полноту реализации программных мероприятий, в связи с чем в процессе реализации Программы необходимо своевременное внесение соответствующих изменений в объемы и сроки реализации запланированных мероприятий.
Управление внешними рисками должно осуществляться через систематическое проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий Программы, совершенствование механизмов ее реализации, оперативное внесение изменений в Программу, нивелирующих или снижающих воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 24 июля 2023 г. N 1571 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.