г. Краснодар |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А53-15644/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при ведении протокола помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Акопяна С.Л. (доверенность от 09.11.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН 6155923838, ОГРН 1056155023044), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А53-15644/2019, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Коммунальщик-1" (после смены наименования - ООО "Вектор"; далее - общество) о взыскании 58 744 рублей 61 копейки долга за сверхнормативное потребление в сентябре - декабре 2018 года и январе 2019 года электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН), а также 3936 рублей 32 копеек неустойки, начисленной с 17.10.2018 по 30.06.2019, с последующим начислением по день уплаты долга.
Решением от 21.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.12.2019, иск удовлетворен; распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что оплата электроэнергии, поставленной в многоквартирные дома (далее - МКД) на ОДН сверх установленного норматива, является обязанностью общества, обслуживающего общедомовое имущество МКД; отсутствие заключенного в письменном виде ресурсоснабжающей организацией (РСО) с обществом соответствующего договора не освобождает последнего от оплаты поставленного сверх установленного норматива объема электроэнергии, поскольку ответчик, будучи фактически исполнителем названной коммунальной услуги, уклонился от заключения такого договора.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указывает, что общество не является управляющей организацией и не имеет соответствующей лицензии, основным видом деятельности его является комплексное обслуживание общедомового имущества МКД, а также выполнение ремонтно-строительных работ. Собственниками помещений МКД выбран способ непосредственного управления. Общество по заданию собственников помещений выступает в качестве обслуживающей организации. Ответчик не является потребителем коммунальной услуги.
В отзыве на кассационную жалобу компания указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителя компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, компания осуществляет поставку электроэнергии гражданам, проживающим в МКД, находящимся на обслуживании общества.
Собственниками помещений данных домов и компанией заключены прямые договоры энергоснабжения, что подтверждается сторонами спора.
С 01.01.2017 общество не обратилось в ресурсоснабжающую организацию с целью заключения договора энергоснабжения.
3 марта 2017 года компания направила обществу оферту договора на поставку сверхнормативного ОДН N 270101025, от заключения которого последнее уклонилось.
Ссылаясь на то, что в сентябре - декабре 2018 года и январе 2019 года в обслуживаемые ответчиком МКД поставлена электроэнергия на ОДН сверх установленного норматива на сумму 58 744 рубля 61 копейка, которая обществом не оплачена, компания обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 12, 309, 310, 330, 333, 539, 540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 156, 161, 162, 164, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика, который исходя из содержания заключенных им с собственниками жилых помещений МКД договоров, осуществляет управление этими домами, от обязанности по оплате сверхнормативного потребления электроэнергии, поставленной истцом на ОДН.
Обращаясь в суд, истец полагал, что в отношении спорных МКД исполнителем услуг по содержанию общего имущества является ответчик.
Однако общество наличие указанного статуса оспаривало, ссылаясь на выбор жильцами непосредственного способа управления МКД и привлечение ответчика в качестве обслуживающей, но не управляющей организации.
Особенности непосредственного способа управления установлены в части 8 статьи 155, частях 2.1 и 9.1 статьи 161, пунктах 1 и 3 части 8 статьи 161.1, части 10 статьи 162, статье 164 Жилищного кодекса Российской Федерации из которых следует, что собственники как потребители коммунальных услуг вступают в прямые непосредственные правоотношения с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими в многоквартирные дома коммунальные ресурсы. В отличие от опосредованных способов управления каждый собственник помещения в многоквартирном доме является стороной договора с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичным образом собственники вступают в непосредственные отношения с лицом, выполняющим работы (услуги) по содержанию общедомового имущества.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Указанные в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры являются договорами на оказание отдельных видов услуг (например, уборка мест общего пользования и придомовой территории, техническое обслуживание инженерных коммуникаций и пр.), выполнение отдельных видов работ (ремонт и замена коммуникаций, текущий ремонт мест общего пользования и пр.) более узкого содержания, предполагающими привлечение специализированных исполнителей для решения конкретных задач, даже если таковые будут привлечены на определенный период. По смыслу приведенной нормы права условия взаимодействия с таким исполнителем должны каждый раз согласовываться с собственниками помещений.
В свою очередь статус управляющей организации предполагает решение всего круга вопросов, возникающих в ходе управления домом, что исключает необходимость для собственников помещений непосредственно участвовать в разрешении каждого конкретного вопроса.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как указано апелляционным судом, специфическими чертами такого договора являются, в том числе длительность срока действия, особенность порядка ценообразования (без учета фактического объема работ и услуг, но исходя из предполагаемого согласованного перечня типичных для данного вида деятельности применительно к уровню благоустройства дома работ и услуг), отсутствие необходимости в приемке результатов отдельных видов работ и услуг, но наличие обязанности периодически отчитываться перед собственниками.
Анализ пункта 4 указанных Правил N 416 позволяет определить следующие обязанности управляющей компании, которые не свойственны обычному исполнителю либо подрядчику, привлекаемому для содержания и ремонта общего имущества:
- прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в порядке, установленном названными Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров;
- подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Суды установили, что в соответствии с имеющимися договорами об оказании услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД ответчик принял на себя обязательства по:
- содержанию общего имущества, его инженерного оборудования, придомовой территории, и элементов благоустройства;
- выполнению функций по обслуживанию общим имуществом, в том числе распорядителя по общим вопросам по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома;
- обеспечению изготовления и доставки платежного документа пользователям жилого помещения в многоквартирном доме;
- оказанию услуг по снятию показаний прибора учета в многоквартирном доме;
- обеспечению хранения копий договоров, правоустанавливающих документов, лицевых, счетов по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги, организационные работы по выдаче пользователю необходимых справок в пределах своих полномочий и т.д.;
- оказанию услуги по ведению регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания (пункт 2.2 договоров).
Кроме того, названным пунктом предусмотрена обязанность по периодической отчетности, установлена особенность ценообразования путем утверждения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на 1 кв. м жилья, закреплена обязанность ответчика планировать и осуществлять свою деятельность в пределах такой суммы.
Из материалов дела видно, что общество деятельность по приему платежей физических лиц осуществляет не самостоятельно, а через привлеченного агента (ООО "Центр коммунальных услуг"). Данное обстоятельство подтверждает заявленную природу заключенного с собственниками помещений договора как договора на оказание комплексной услуги по управлению многоквартирными домами. Суды учли, что в выставляемые собственникам помещений счета на оплату, общество выставляет к оплате не стоимость отдельных видов работ и услуг, а плату за содержание и ремонт помещений.
На основании изложенного судами сделан обоснованный вывод о том, что заключенные ответчиком с собственниками помещений спорных МКД договоры по содержанию общего имущества и текущему ремонту являются договорами, заключаемыми при выборе способа управления управляющей организацией.
Ответчик ошибочно полагает, что действующее законодательство позволяет заключать подобные договоры в рамках непосредственного управления многоквартирными домами.
До 01.09.2014 такая модель управления многоквартирными домами - непосредственное управление с привлечением организации-подрядчика - действительно допускалась нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1.2 статьи 164), однако впоследствии исключена законодателем в связи с введением требования об обязательном лицензировании деятельности управляющих компаний.
Сохранение в такой ситуации ранее действовавшего порядка нивелировало бы введенное законодателем требование о лицензировании, позволяя осуществлять деятельность по управлению домами без получения лицензии, поэтому сохранение ранее заключенных договоров как договоров на техническое обслуживание, не возлагающих на управляющую компанию функции исполнителя коммунальных услуг противоречит нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции, оценив содержание представленных решений общих собраний собственников помещений и условия заключенных с ответчиком договоров, пришел к выводу о том, что действительная воля собственников помещений на момент принятия решения была направлена именно на привлечение ответчика для управления домом.
Таким образом, несмотря на указание в протоколах общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов на выбор непосредственной формы управления, фактически собственники согласовали выбор управляющей организации и реализовали данный способ управления.
Следовательно, на ответчика как на управляющую компанию собственниками помещений многоквартирных домов возложен статус исполнителя услуги по содержанию и текущему ремонту спорных многоквартирных домов. Направление истцом ответчику оферты на заключение договора энергоснабжения повлекло признание данного договора заключенным спустя 30 дней по правилам абзаца 2 пункта 11 Правил N 124.
Учитывая, что в отношении спорных домов реализован способ управления посредством привлечения управляющей организации, оплата за коммунальные услуги, вменяемая в обязанность граждан, не включает в себя плату за коммунальные услуги на содержание общего имущества многоквартирного дома. Названная обязанность отнесена правилами статей 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за содержание и текущий ремонт помещения.
С учетом предмета иска (взыскание сверхнормативного ОДН) истец уменьшил полученный результат путем вычитания из показаний ОДПУ совокупного объема показаний ИПУ на объем электроэнергии на общедомовые нужды в пределах норматива.
Ответчик произведенный истцом расчет не оспорил, контррасчет не представил.
Довод об отсутствии у общества лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получил надлежащую правовую оценку.
Поскольку материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате электроэнергии, суды правомерно взыскали неустойку, размер которой также не оспорен.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к обоснованию выбора собственниками жилых помещений спорных МКД непосредственного способа управления и оспариванию выводов судов об обратном со ссылкой на судебную практику по другим делам, принятым по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору, подлежат отклонению, как относящиеся к фактическим обстоятельствам спора, полномочиями по исследованию и установлению которых суд кассационной инстанции не наделен.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А53-15644/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализ пункта 4 указанных Правил N 416 позволяет определить следующие обязанности управляющей компании, которые не свойственны обычному исполнителю либо подрядчику, привлекаемому для содержания и ремонта общего имущества:
- прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в порядке, установленном названными Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
...
До 01.09.2014 такая модель управления многоквартирными домами - непосредственное управление с привлечением организации-подрядчика - действительно допускалась нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1.2 статьи 164), однако впоследствии исключена законодателем в связи с введением требования об обязательном лицензировании деятельности управляющих компаний.
...
Учитывая, что в отношении спорных домов реализован способ управления посредством привлечения управляющей организации, оплата за коммунальные услуги, вменяемая в обязанность граждан, не включает в себя плату за коммунальные услуги на содержание общего имущества многоквартирного дома. Названная обязанность отнесена правилами статей 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за содержание и текущий ремонт помещения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июня 2020 г. N Ф08-844/20 по делу N А53-15644/2019