Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу управления образования и науку
"О развитии сети школьных информации
библиотечных центров в рамках реализаций
мероприятия 4 государственной программы:
"Развитие образования" Липецкой области по
модернизации технологий и содержания
обучения в соответствии с новым федеральным
государственным образовательным стандартом
посредством разработки концепций модернизации
конкретных областей, поддержки региональных
программ развития образования и поддержки
сетевых методических объединений"
Концепция
региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Липецкой области
Общие положения
Настоящая Концепция определяет стратегию развития региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Липецкой области и направлена на совершенствование информационного обслуживания участников образовательного процесса.
В основу Концепции положена научно-практическая идея разработки модели сетевого взаимодействия информационно-библиотечных центров Липецкой области. Концепция задает ориентиры развития школьных информационно-библиотечных центров Липецкой области и определяет цели, приоритеты и инструменты для решения практических задач, обеспечивающих реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) общего образования на 2019 - 2021 гг.
ФГОС общего образования ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (далее ИБЦ).
Выполняя требования ФГОС, современная школьная библиотека обеспечена:
- учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью,
- учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы,
- фондом дополнительной литературы, который включает отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
В библиотеке организован доступ:
- к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе,
- коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях,
- к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио видео материалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Анализ деятельности школьных библиотек Липецкой области показал, что далеко не все они соответствуют требованиям ФГОС. Был выявлен ряд проблем, таких как недостаточный уровень:
- компетентности школьных библиотекарей в области современных образовательных технологий, в том числе ИКТ;
- понимания места (роли) школьной библиотеки в современном образовательном процессе;
- проработанности нормативно-правовой базы деятельности библиотек образовательных организаций;
- автоматизации процессов информационно-библиотечного обслуживания (18% школьных библиотек используют в работе различные автоматизированные информационно-библиотечные системы (АИБС);
- готовности библиотек для сетевого взаимодействия (обмен ресурсами, совместная разработка информационно-образовательных ресурсов, обмен эффективными практиками работы).
Учитывая требования ФГОС и реальное состояние школьных библиотек, необходимо осуществить модернизацию школьных библиотек Липецкой области преобразуя их в современные информационно-библиотечные центры (ИБЦ).
Основными факторами развития школьных библиотек как информационно - библиотечных центров являются:
- развитие организационной базы для развития деятельности ИБЦ;
- развитие ресурсной базы ИБЦ;
- развитие системы обслуживания: ассортимента услуг и продукции, средств, каналов продвижения, оценки эффективности;
- формирование и развитие информационной культуры участников образовательной деятельности (способность и готовность персонала и пользователей к эффективному использованию ресурсов и технологий).
Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требования ФГОС, т.е. обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио видео материалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Человечество вступило в эпоху приоритета информации над всеми остальными ресурсами, современное информационное общество определяет вызовы системе образования, диктуя новые требования к качеству подготовки выпускника. Определяющим становится умение работать с информацией - искать, критически оценивать, систематизировать, предъявлять умение самостоятельно добывать необходимые знания для профессионального и личностного развития.
Ведущая идея Концепции - сетевое взаимодействие школьных ИБЦ для реализации ФГОС, достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Сетевое взаимодействие предполагает горизонтальную и вертикальную интеграцию через создание региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций.
Учитывая, что серьезным ограничением в деятельности библиотек образовательных организаций является конечность ресурсов каждой отдельной библиотеки, работа региональной сети школьных ИБЦ позволит:
- преодолеть ограниченные возможности доступа к ресурсам образовательного назначения для отдельно взятой библиотеки;
- создать условия для удовлетворения информационно-образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса;
- объединить усилия в разработке и продвижении информационно-образовательных ресурсов;
- расширить возможности для профессиональной коммуникации сотрудников библиотек в целях обмена успешными практиками организации деятельности.
Необходимым условием успешного функционирования региональной сети школьных ИБЦ является наличие регионального информационно-библиотечного центра (РИБЦ), осуществляющего научно-методическую и информационную поддержку ИБЦ образовательных организаций. РИБЦ должен координировать деятельность школьных ИБЦ, аккумулировать лучшие практики их деятельности, обеспечивать распространение эффективного опыта работы, поддерживать ведение регионального электронного каталога образовательных ресурсов, проводить мониторинг актуальных потребностей школьных ИБЦ в методическом, информационном и ином сопровождении.
Цель Концепции
Целью Концепции является создание условий формирования и развития региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций как одного из механизмов реализации ФГОС.
Задачи Концепции
- создать условия для повышения профессиональной компетентности школьных команд, в том числе сотрудников библиотек образовательных организаций;
- обеспечить научно-методическое сопровождение функционирования и развития региональной сети школьных ИБЦ;
- создать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность региональной сети школьных ИБЦ;
- обеспечить информационное сопровождение деятельности региональной сети школьных ИБЦ;
- разработать механизм сетевого взаимодействия субъектов (участников) сети;
- определить технико-технологические условия функционирования региональной сети школьных ИБЦ.
Общеобразовательные организации становятся участниками сети на основании конкурсного отбора образовательных организаций по направлению "Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек".
Реализация Концепции требует следующего ресурсного обеспечения: кадрового, научно-методического, нормативно-правового, информационного и технико-технологического.
Основные направления реализации Концепции
Координацию деятельности школьных ИБЦ области и развития библиотек общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность реализующих основные общеобразовательные программы, призван обеспечивать созданный на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкой области "Институт развития образования" (далее - ИРО) региональный информационно-библиотечный центр (далее - РИБЦ).
РИБЦ осуществляет методическое сопровождение функционирования информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций Липецкой области в целях обеспечения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательных практик.
В функции РИБЦ также входит:
- координация инновационных: практик информационно библиотечных центров, направленных на организацию эффективной деятельности ИБЦ различного уровня;
- мониторинг и распространение лучших практик деятельности ИБЦ; управление дистанционным доступом ИБЦ к электронным библиотекам в соответствии с их информационными запросами;
- организация мероприятий методического характера федерального и регионального уровней при участии школьных ИБЦ с целью распространения передового опыта функционирования информационно-библиотечных центров различного уровня;
- оказание консультативной, информационно-библиографической поддержки в решении задач, возникающих в профессиональной или познавательной деятельности, организации доступа к электронным библиотекам.
Нормативно-правовое обеспечение
Обновление нормативно-правовой базы является необходимым условием изменений в деятельности школьных ИБЦ, расширения его функций, функционирования региональной сети ИБЦ.
Для функционирования школьных и регионального ИБЦ должен быть разработан пакет нормативных документов, включающий положение об ИБЦ, должностные инструкции сотрудников на основе профессионального стандарта "Педагог-библиотекарь". Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных ИБЦ также должно включать акты, относящиеся к функционированию и развитию информационно-образовательной среды образовательной организации, требования к которой определены в ФГОС.
Кроме локальных документов для обеспечения функционирования региональной сети необходима разработка регламентов о сетевом взаимодействии, в том числе разработка соглашения о сотрудничестве участников сети, обмене информационно-образовательными ресурсами, дистанционными курсами, библиографической информацией. Документ должен иметь рамочный характер и определять направления взаимодействия сторон.
Кадровое обеспечение Для успешной реализации настоящей Концепции в образовательных Организациях Липецкой области необходимо формирование рабочей группы, В состав которой должны входить администраторы образовательных Организаций, педагоги, библиотекари. Учитывая задачи, стоящие перед школьной библиотекой и выявленные дефициты, члены рабочей группы Должны обладать компетенциями, необходимыми для успешной реализации новых функций, определенных в Концепции развития школьных Информационно-библиотечных центров.
Приоритетными направлениями работы школьных рабочих групп становятся: школьная информационно-образовательная среда; программные средства для организации коллективной работы и дистанционного обучения; автоматизированные информационные системы, в том числе библиотечные; методы командной работы; современные педагогические технологии, направленные на получение метапредметных и личностных результатов.
Информационное обеспечение Информационное обеспечение региональной сети школьных ИБЦ подразумевает создание единого информационного пространства региональной сети и ориентировано на обеспечении открытости её деятельности, а также обеспечение информационных потребностей всех участников сети. Кроме того, данная деятельность включает в себя всестороннее освещение через сайты образовательных организаций участников региональной сети. РИБЦ, выполняющий функцию координатора сети, должен отвечать за общее освещение деятельности сети.
В информационном обеспечении можно выделить следующие направления:
- ведение баз данных, в т.ч. каталогов;
- структурирование ИОР, размещаемых в региональной сети;
- обмен библиографической информацией;
- дистанционное консультирование, в т.ч. взаимоконсультирование через блоги и форумы;
- освещение деятельности через средства массовой информации;
- мониторинг реализации концепции региональной сети школьных ИБЦ.
Ведение баз данных имеет своей целью создание "путеводителей" по информационно-образовательным ресурсам, сокращающим время педагогов на поиск нужной информации. Содержание баз данных не должно ограничиваться ссылками на те, или иные информационные ресурсы, базы данных должны также содержать и конкретные материалы в помощь педагогу. Целевым ориентиром при создании баз данных является ФГОС общего образования. Базы данных должны быть организованы так, чтобы участники региональной сети могли принимать участие в их формировании, именно совместное ведение баз данных позволит повысить качество информационно-образовательных ресурсов. Также важным аспектом ведения баз данных является структурирование информации в соответствии с потребностями тех, кто будет использовать эту информацию. Важным аспектом считаем организацию обмена библиографической информацией между участниками региональной сети.
Использование современных информационных технологий, таких сервисов как блоги и форумы, позволяет вывести на новый уровень обсуждение актуальных для работников образования вопросов, организовать дистанционное консультирование и обмен опытом. Применение этих сервисов позволит усилить горизонтальные связи между участниками региональной сети.
Информационное обеспечение региональной сети школьных ИБЦ должно строиться на основе открытости деятельности, следовательно, участники сети должны взаимодействовать со средствами массовой информации, ведущую роль в этом должна быть за РИБЦ.
С целью реализации концепции создания региональной сети школьных ИБЦ необходимо РИБЦ организовать мониторинг, в том числе учёт фондообеспеченности (печатных и электронных изданий) школьных ИБЦ.
Материально-технического обеспечения
В рамках материально-технического обеспечения в каждом информационно - библиотечном центре образовательной организации необходимо:
- создавать мультимедийные и цифровые фонды, способствующие реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению разнообразных проектов, а также личностному росту читателей;
- предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов, которые должны быть оснащены одним или несколькими местами для получения мультимедийной информации на цифровых носителях, а также оборудованием для сканирования и печати;
- создавать условия для организации творческой и игровой деятельности;
- распространять технологии электронного обучения, поддержанные авторским электронным контентом;
- обеспечивать свободный доступ для участников образовательных отношений к ресурсам учебного назначения с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.
Таким образом, при оборудовании помещений ИБЦ необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства.
Узлами региональной сети являются РИБЦ и ИБЦ образовательной организации, при этом в каждом ИБЦ должны быть выделены функциональные зоны. При оборудовании этих зон необходимо учитывать, что требование к наличию зон исходит не из требования отдельных помещений и оборудования независимых зон, а из требования обеспечения организации различной деятельности. Ряд зон может располагаться в едином помещении и использовать комбинированный набор оборудования. Конкретная спецификация оборудования зон должна учитывать как имеющиеся площади, так и количество обучающихся в образовательной организации. Например, возможно расположение зон коллективной работы и презентационной в одном помещении.
Примерный функционал оборудования по зонам ИБЦ:
- зона для получения информационных ресурсов во временное пользование: мебель для хранения фонда и медиапродукции, рабочее место библиотекаря с АИБС;
- зона для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей: мебель для открытого доступа к литературе и периодике, места для индивидуальной работы (оборудованные компьютеры с доступом в интернет);
- зона для коллективной работы: посадочные места для групповой работы, оборудование для видеоконференций и коллективных сеансов дистанционного обучения;
- презентационная зона: выставочное оборудование, посадочные места в безопасном для детей исполнении, презентационное, а также интерактивное оборудование;
- рекреационная зона: посадочные места в безопасном для детей исполнении. Игровая площадка.
Максимальное количество зон ИБЦ должно быть охвачено сетью Wi-Fi с возможностью подключения к ней личных устройств пользователей.
Этапы реализации концепции
Настоящая Концепция определяет создание условий для развития региональной сети ИБЦ образовательных организаций, что будет способствовать созданию единого информационно-образовательного пространства региона, содействовать школам в реализации основной образовательной программы и достижении планируемых результатов в соответствии с ФГОС.
В результате реализации Концепции будет формироваться новая информационно-образовательная среда, обеспечивающая необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
Механизмом реализации настоящей Концепции станет включение соответствующих задач и мероприятии в региональные программы, программы развития отдельных образовательных организаций, финансируемых из средств федерального, регионального и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.
Для обеспечения последовательности в выполнении положений Концепции, работа по ее реализации будет выполняться в несколько этапов.
На всех этапах реализации концепции предусматривается:
- проведение конкурсного отбора школ, подключающихся к региональной сети;
- организация сопровождения школ-участников региональной сети;
- подготовка школьных команд, формирование новых компетенций, в т.ч. повышение ИКТ-компетентности педагогов;
- организация сетевого взаимодействия участников региональной сети;
- организация доступа учащихся и^кол - участников региональной сети к электронным библиотекам;
- проведение мониторинга реализации Концепции.
На первом этапе реализации региональной концепции (2019 г.) предусматривается: I
- определение технико-технологической платформы на основе свободного программного обеспечения;
- создание региональной сети школьных ИБЦ, приютных ИБЦ по одному в каждом муниципальном районе Липецкой области, четырех опорных школьных ИБЦ и регионального ИБЦ, выполняющего роль координатора.
На втором этапе (2020 г.) предусматривается:
- расширение региональной сети, за счет подключения к ней не менее 30 школ Липецкой области;
- формирование сетевого экспертного сообщества;
- создание баз данных информационно-образовательных ресурсов;
- подключение к деятельности региональной сети муниципального "методического кольца" (специалистов муниципальных методических служб);
- создание института муниципальных тьюторов;
- разработка и реализация моделей подключения образовательных организаций к региональной сети, в том числе малокомплектных школ, основных и начальных, через уже созданные опорные ШИБЦ.
На третьем этапе (2021 г.) предусматривается:
- дальнейшее расширение региональной сети (охвачено не менее 20% школ), в т.ч. подключение к региональной сети учреждений дополнительного образования и культуры;
- разработка модели использование школьных библиотек в реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, элективных курсов и программ внеурочной деятельности; технологии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.