Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
распоряжением
Администрации г. Улан-Удэ
от 06.10.2023 N 649-р
Положение о системе управления охраной труда в Администрации г. Улан-Удэ
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления охраной труда в Администрации г. Улан-Удэ (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда", в целях внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в Администрации г. Улан-Удэ (далее - Администрация).
1.2. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой системы работодателя - мэра г. Улан-Удэ (далее - Работодатель) в Администрации.
СУОТ представляет собой единство:
- организационной структуры управления Администрации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
- мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
- документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
1.3. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются Работодателем с учетом специфики деятельности Администрации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.
1.4. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) Администрации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
- постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
- соблюдение законодательных и иных норм;
- достижение целей в области охраны труда.
1.5. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением Работодателя в Администрации, с учетом потребностей и ожиданий работников, а также других заинтересованных сторон.
1.6. Положения СУОТ распространяются на всех работников Администрации, работающих в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах во всех структурных подразделениях.
1.7. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объекту Работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории и в зданиях Администрации.
2. Разработка и внедрение СУОТ
2.1. Политика (стратегия) в области охраны труда является:
- настоящим Положением, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников;
- публичной декларацией Работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в Администрации.
2.2. Политика (стратегия) по охране труда:
- направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками профессиональной заболеваемости;
- соответствует специфике деятельности Администрации, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
- отражает цели в области охраны труда;
- включает обязательства Работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах в Администрации;
- включает обязательство Работодателя совершенствовать СУОТ;
- учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.
2.3. Работодатель обеспечивает:
а) предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ;
б) документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях управления организацией информации об ответственных лицах и их полномочиях.
2.4. Работодатель назначает работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с Работодателем в рамках функционирования СУОТ Администрации с учетом должностных и рабочих обязанностей. Данные полномочия доводятся до сведения работников на всех уровнях управления.
2.5. Разработка, внедрение и поддержка процесса взаимодействия (консультаций) с работниками и их представителями в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда обеспечивается с учетом:
а) определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
б) обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
в) определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ.
2.6. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и уполномоченного ими представительного органа, в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда в Администрации.
2.7. Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления Работодатель реализовывает и поддерживает в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.
В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда Работодатель обеспечивает координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и их уполномоченными представителями по следующим вопросам:
а) установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ;
б) установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
в) выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда;
г) определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах Работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда;
д) установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда.
3. Планирование
3.1. При планировании СУОТ определяются и принимаются во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
3.2. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами СУОТ и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
3.3. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) проводится с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
3.4. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей осуществляется исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах.
3.5. Оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, осуществляется для всех выявленных (идентифицированных) опасностей.
3.6. Методы оценки уровня профессиональных рисков Работодателем определяются с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков, выявленных (идентифицированных) опасностей.
3.7. Для разных процессов и операций с учетом специфики деятельности используются различные методы оценки уровня профессиональных рисков. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей.
3.8. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.
3.9. Работодатель обеспечивает систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
3.10. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных у Работодателя опасностей или снижение уровня профессионального риска.
3.11. Перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков утверждается локальным нормативным актом Работодателя.
3.12. Относящиеся к деятельности Работодателя государственные нормативные требования охраны труда учитываются при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ.
3.13. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ.
3.14. В Плане мероприятий по охране труда Администрации указываются следующие сведения:
- наименование мероприятий;
- сроки реализации по каждому мероприятию;
- ответственные лица за реализацию мероприятий.
3.15. При составлении Плана мероприятий по охране труда Администрации Работодатель вправе руководствоваться примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
3.16. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая:
- изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- изменения в условиях труда работников (результатах специальной оценки условий труда (СОУТ и ОПР));
- внедрение новых услуг и процессов или изменение существующих услуг и процессов, сопровождающихся изменением расположения рабочих мест.
3.17. При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда учитывается имеющийся передовой опыт и финансовые возможности.
3.18. Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда.
3.19. Принятые цели по охране труда достигаются путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных главой II настоящего Положения.
3.20. Цели сформулированы с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.
3.21. Количество целей по охране труда Работодатель определяет с учетом специфики его деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
3.22. При выборе целей в области охраны труда учитываются их характеристики, в том числе:
- возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;
- возможность учета:
1) применимых норм;
2) результатов оценки рисков;
3) результатов консультаций с работниками и, при их наличии, представителями работников.
3.23. Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
4. Обеспечение функционирования СУОТ
4.1. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ Работодатель при соблюдении государственных нормативных требований охраны труда использует передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда, свои финансовые возможности, а также учитывает возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон.
4.2. Для обеспечения функционирования СУОТ в Администрации предусматривается организационная структура (согласно штатному расписанию и должностным инструкциям), которая устанавливает обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления.
4.3. Обязанности по координации деятельности по охране труда в структурных подразделениях Администрации г. Улан-Удэ возлагаются на руководителей подразделений Администрации.
Руководитель структурного подразделения:
- гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
- обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;
- организует безопасную эксплуатацию здания;
- принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
- руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда;
- организует в соответствии с законодательством проведение за счет средств Работодателя обязательных медицинских осмотров;
- обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников по охране труда;
- обеспечивает приобретение и выдачу за счет средств Работодателя специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, смывающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;
- организует проведение специальной оценки условий труда;
- организует управление профессиональными рисками;
- организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
- обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
- своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
- организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
- по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда.
4.4. Функции службы охраны труда в подразделении возлагаются на специалиста по охране труда, который подчиняется непосредственно Руководителю структурного подразделения.
4.5. Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда.
Основными задачами специалиста по охране труда являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
- организация профилактической работы по предупреждению аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также работы по улучшению условий труда;
- оснащение необходимыми пособиями по охране труда, средствами обучения и пр.;
- разработка новых и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
- контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
- контроль за обеспечением, выдачей, хранением и использованием средств индивидуальной защиты;
- контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Для выполнения поставленных задач на специалиста по охране труда возлагаются следующие функции:
- учет и анализ состояния и причин травматизма, аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- организация, методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
- проведение проверок, обследований технического состояния здания и помещений, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- разработка планов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению травматизма, аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда;
- оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;
- составление всех видов отчетности по охране труда по установленным формам, включая установленные Росстатом, и в соответствующие сроки с учетом требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов Работодателя;
- разработка программ обучения по охране труда работников;
- проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу, командированными, проходящими производственную практику;
- контроль за обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
- организация своевременного обучения по охране труда работников и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- обеспечение должностных лиц, структурных подразделений локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации, коллективного договора;
- контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на работе, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
- контроль за правильным расходованием средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений по устранению выявленных недостатков.
Специалист по охране труда:
- обеспечивает функционирование системы управления охраной труда;
- осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
- осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
- осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
- занимается разработкой локальных актов по охране труда;
- рассматривает и вносит предложения по пересмотру норм выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих веществ по результатам специальной оценки условий труда;
- оформляет предписания об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
- участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;
- составляет план мероприятий по улучшению условий и охраны труда на следующий календарный период не позднее декабря каждого года;
- составляет ежегодный отчет в форме акта о реализации мероприятий по охране труда: состояние рабочих мест, оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, учет, анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и др. - не позднее декабря каждого года;
- несет ответственность за разработку и утверждение документов СУОТ.
4.6. Руководитель структурной единицы подразделения Администрации г. Улан-Удэ (начальник Управления, отдела):
- участвует в обеспечении в подразделении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
- проводит первичный, повторный, внеплановый, целевой инструктажи;
- обеспечивает допуск к самостоятельной работе работников;
- участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
- принимает меры по сохранению жизни и здоровья работников структурного подразделения, в том числе меры по оказанию первой помощи;
- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваний работников структурного подразделения, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
- своевременно информирует Работодателя об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваниях работников структурного подразделения;
- приостанавливает работы в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
- при авариях и несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию;
- несет ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасных условий в сфере охраны труда.
4.7. Работник:
- обеспечивает соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение трудовой дисциплины, выполнение указаний руководителя;
- проходит медицинские осмотры;
- проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев;
- участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
- содержит в чистоте свое рабочее место;
- перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места;
- следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;
- проверяет в отношении своего рабочего места наличие и исправность сигнализирующих устройств, средств индивидуальной и групповой защиты, состояние проходов, лестничных переходов, перил;
- о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
- должен уметь правильно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;
- извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья или иных лиц;
- при возникновении аварий действует в соответствии с утвержденным Работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;
- принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
4.8. Для обеспечения функционирования СУОТ Работодатель:
- обеспечивает непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда;
- документирует информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда.
4.9. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется Работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства.
4.10. Работодатель информирует работников в рамках СУОТ:
- о политике и целях в области охраны труда;
- о результатах расследования несчастных случаев;
- об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.
4.11. Порядок информирования работников и порядок взаимодействия с работниками Администрации установлен с учетом специфики ее деятельности, с учетом форм (способов) и рекомендаций по размещению информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов.
4.12. При информировании работников учитываются следующие формы доведения информации:
- включение соответствующих положений в трудовой договор с работником;
- ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;
- проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон;
- изготовления и распространения аудиовизуальной продукции - информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
- использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- размещения соответствующей информации в общедоступных местах;
- проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.
5. Функционирование
5.1. Основными процессами по охране труда являются:
а) специальная оценка условий труда (далее - СОУТ);
б) оценка профессиональных рисков (далее - ОПР);
в) проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
г) проведение обучения работников;
д) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
е) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
ж) обеспечение безопасности работников при эксплуатации здания;
з) санитарно-бытовое обеспечение работников;
и) обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
и) обеспечение социального страхования работников;
к) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
л) реагирование на аварийные ситуации;
м) реагирование на несчастные случаи;
н) реагирование на профессиональные заболевания.
5.2. Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ в Администрации. По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
5.3. Процессы, представленные в подпунктах "в" - "д" пункта 47 Положения, представляют собой группу процессов, направленных на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе.
5.4. Процессы, представленные в подпункте "е" пункта 47 Положения, представляют собой группу процессов, направленных на обеспечение безопасной производственной среды в рамках функционирования процессов в Администрации.
5.5. Процессы, представленные в подпунктах "ж" - "к" пункта 47 Положения, представляют собой группу сопутствующих процессов по охране труда.
5.6. Процессы, представленные в подпунктах "л" - "н" пункта 47 Положения, представляют собой группу процессов реагирования на ситуации.
5.7. Перечень процессов допуска работников к самостоятельной работе, сопутствующих процессов в СУОТ формируется по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков, численности и состава работников структурного подразделения Администрации.
5.8. Перечень основных процессов СУОТ в целях обеспечения ее функционирования Работодателем устанавливается с учетом специфики деятельности структурного подразделения Администрации в Положении.
5.9. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ, являются:
а) планирование мероприятий по охране труда;
б) выполнение мероприятий по охране труда;
в) контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
г) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
д) управление документами СУОТ;
е) информирование работников и взаимодействие с ними;
ж) распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
5.10. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение следующей основной цели СУОТ - проведения профилактических мероприятий по отработке действий работников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения.
5.11. Процесс реагирования на указанные в пункте 56 события включает в себя следующие подпроцессы:
- реагирование на несчастные случаи;
- расследование несчастных случаев.
Порядок реагирования на несчастные случаи, а также порядок их расследования Работодателем устанавливается с учетом специфики деятельности.
5.12. Исходными данными для реализации подпроцесса реагирования на несчастные случаи является перечень возможных аварийных ситуаций в организации, а подпроцесса расследования несчастных случаев - вся информация, имеющая отношение к данному событию.
5.13. С целью своевременного определения причин возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний Работодатель, исходя из специфики своей деятельности, действующих государственных нормативных требований охраны труда, требований иных применяемых им нормативных правовых актов, утверждаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, и своих локальных нормативных актов обеспечивает проведение расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформление отчетных документов.
6. Оценка результатов деятельности
6.1. Работодатель определяет:
а) объект контроля, включая:
1) соблюдение законодательных и иных требований;
2) виды работ, связанные с идентифицированными опасностями;
3) степень достижения целей в области охраны труда;
б) методы контроля показателей;
в) критерии оценки показателей в области охраны труда;
г) виды контроля.
6.2. Работодатель обеспечивает создание, применение и поддержание в работоспособном состоянии системы контроля, измерения, анализа и оценки показателей функционирования СУОТ и своей деятельности в области охраны труда.
6.3. Работодатель разрабатывает порядок контроля и оценки результативности функционирования СУОТ, в том числе:
а) оценки соответствия состояния условий и охраны труда действующим государственным нормативным требованиям охраны труда, заключенным коллективным договорам и соглашениям, иным обязательствам по охране труда, подлежащим безусловному выполнению;
б) получения информации для определения результативности и эффективности процедур по охране труда;
в) получения данных, составляющих основу для анализа и принятия решений по дальнейшему совершенствованию СУОТ.
6.4. Работодатель, исходя из специфики своей деятельности, определяет основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов; выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований);
в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения нового оборудования, инструментов;
г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом.
6.5. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ, реализации процедур и мероприятий, контроля достижения показателей по охране труда на каждом уровне управления работодатель вправе реализовать многоступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и контроля показателей реализации процедур с учетом своей организационной структуры, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.
6.6. Работодатель вправе осуществить проведение внешнего независимого контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию.
6.7. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда Работодатель оценивает следующие показатели:
а) достижение поставленных целей в области охраны труда;
б) способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей Работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных Работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц в области охраны труда, перераспределение ресурсов;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
ж) полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.
6.8. Работодатель фиксирует и сохраняет соответствующую информацию по результатам контроля функционирования СУОТ, а также реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, содержащую результаты контроля, измерений, анализа и оценки показателей деятельности.
6.9. Перечень показателей контроля функционирования СУОТ определяется следующими данными:
- абсолютные показатели - время на выполнение, стоимость, технические показатели и показатели качества;
- относительные показатели - план/факт, удельные показатели, показатели в сравнении с другими процессами;
- качественные показатели - актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ.
6.10. Результаты контроля используются Работодателем для оценки эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений по ее актуализации, изменению, совершенствованию.
7. Улучшение функционирования СУОТ
7.1. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников.
7.2. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом.
7.3. Порядок формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ определяется с учетом специфики деятельности структурного подразделения Администрации в Положении.
7.4. Корректирующие действия разрабатываются в том числе на основе результатов выполнения мероприятий по охране труда, анализа по результатам контроля, выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев, профессиональных заболеваний, выполнения мероприятий по устранению предписаний контрольно-надзорных органов государственной власти, предложений, поступивших от работников или их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
7.5. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлен на повышение эффективности и результативности СУОТ путем:
- улучшения показателей деятельности в области охраны труда;
- поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ;
- доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности организации по постоянному улучшению СУОТ.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 6 октября 2023 г. N 649-р Об утверждении Положения о системе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.