Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Сильное гражданское общество - это обязательный признак стабильного демократического государства с конкурентоспособной экономикой. Гражданское общество одновременно выступает и как партнер власти в реализации всех ее начинаний, и как ее конструктивный оппонент, отстаивающий свободы и интересы каждого гражданина и различных групп общества. Развитие современных гражданских институтов и поощрение гражданских инициатив служат катализатором устойчивого развития страны и создают гарантии экономических и политических прав и свобод российских граждан. Развитие гражданского общества в Российской Федерации немыслимо без инициатив населения, без участия общественных объединений в решении социально значимых проблем.
В целях взаимодействия органов МСУ с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, авторитетными гражданами, согласования решений и действий по важнейшим вопросам экономического и социального развития городского округа "Город Южно-Сахалинск", осуществления общественного контроля, учета общественного мнения и поддержки общественных инициатив создан Общественный совет городского округа "Город Южно-Сахалинск". В его состав входят представители региональных и местных общественных объединений, а также граждане, вносящие значительный вклад в развитие муниципального образования своей активной гражданской позицией.
Основным механизмом вовлечения граждан в решение общественно значимых вопросов является деятельность некоммерческих организаций (далее - НКО).
Реализация мероприятий программы в период с 2015 года позволила объединить усилия администрации города, представителей общественного сектора, привнести системный подход в реализацию поддержки институтов гражданского общества и получить ощутимые положительные результаты в развитии деятельности НКО.
На территории городского округа были успешно внедрены конкурсные механизмы финансовой поддержки НКО, ТОС и инициативных граждан.
В рамках конкурса социальных проектов "Мы и наш город" на соискание муниципального гранта городского округа "Город Южно-Сахалинск" в период с 2015 по 2022 годы профинансировано более 100 социальных проектов на общую сумму более 15 000,0 тыс. рублей.
Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления является создание ТОС в пределах границ, определенных представительным органом муниципального образования. На территории городского округа институт ТОС получил активное развитие с 2016 года. Всего по состоянию на апрель 2023 года в городском округе осуществляют свою деятельность 106 ТОС, в том числе 7 ТОС образованы в качестве юридического лица.
С целью стимулирования активности участников ТОС в городском округе проводится конкурс социальных проектов "Лучший проект на проведение мероприятий по благоустройству территорий территориального общественного самоуправления городского округа "Город Южно-Сахалинск" на предоставление грантов в форме субсидии из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".
За период 2016 - 2022 гг. поддержку получили 170 проектов на общую сумму 72428,6 тыс. рублей.
Основные проблемы, которые жители городского округа решают в рамках ТОС:
- озеленение, художественное оформление территории;
- мероприятия по восстановлению и обеспечению сохранности зеленых насаждений;
- мероприятия по приведению в надлежащее санитарное состояние территории, в том числе демонтаж некапитальных строений;
- строительство спортивных сооружений, зон активного отдыха;
- ремонт и установка детского игрового, спортивного оборудования, ограждения;
- благоустройство скверов, парков, пешеходных дорожек;
- ремонт и установка малых архитектурных форм;
- оборудование площадок для выгула собак;
- установка видеонаблюдения;
- благоустройство транспортных проездов.
Численность населения, вовлеченного в деятельность ТОС, на 01.04.2023 составляет более 13000 человек. Поддержка развития ТОС администрацией города Южно-Сахалинска будет продолжать способствовать повышению гражданской активности среди населения, улучшению качества жизни населения и переходит в разряд приоритетных задач социально-экономического развития городского округа.
С целью оказания поддержки СОНКО, осуществляющим деятельность на территории городского округа, с 2018 года проводится конкурс на предоставление субсидий СОНКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на обеспечение уставной деятельности. В рамках указанного конкурса в период с 2018 по 2023 годы профинансировано 28 заявок СОНКО на общую сумму 3516,0 тыс. рублей.
На территории городского округа ежегодно проводятся мероприятия в рамках встреч по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск", праздничные и памятные даты, дни воинской славы, общественно-политические мероприятия, ежегодные городские конкурсы, иные мероприятия. Горожане активно участвуют в мероприятиях, проводимых администрацией города Южно-Сахалинска.
В целях привлечения общественного внимания к роли женщины в современном обществе и признание заслуг женщин города Южно-Сахалинска, добившихся значительных успехов в различных сферах деятельности, администрацией города ежегодно проводится городской конкурс "Женщина года". Задачами конкурса являются выявление и поощрение женщин, добившихся значительных успехов в своей сфере деятельности; повышение самостоятельности и активности женщин в решении проблем общества и семьи; развитие женского общественного движения; привлечение предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, общественных объединений к решению проблем женщин и повышение оценки их роли в жизни общества.
Конкурс пользуется популярностью среди жительниц города Южно-Сахалинска. С 2008 по 2022 годы на участие в конкурсе было подано 362 заявки.
Настоящая программа продолжит повышать гражданскую активность населения городского округа в выдвижении кандидатур на присуждение звания "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска" и занесение на Доску почета города Южно-Сахалинска. За период с 2015 по 2022 годы звание "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска" присвоено 32 жителям городского округа; на Доску почета занесены 161 граждан и организаций (предприятий, учреждений).
Общественное признание за выдающиеся заслуги, за достижения в решении социально значимых для города задач, весомый вклад в различные сферы городской экономики будут стимулировать повышение производительности труда, способствовать обеспечению благополучия и всестороннему развитию городского округа.
Данная программа позволит мобилизовать имеющиеся в администрации города ресурсы и обеспечить координацию их использования для достижения целей и задач муниципальной политики в области развития институтов и инициатив гражданского общества. В результате реализации муниципальной программы общественность будет активнее вовлекаться в решение социальных проблем, включаясь в реализацию социальной политики, будет предлагать действенные пути решения актуальных общественных проблем.
Южно-Сахалинск продолжает оставаться центром международного сотрудничества, где сосредоточены все жизненно важные отрасли экономики Сахалинской области. Выгодное географическое положение и близость к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР) позволяют успешно вести диалог с иностранными городами как на уровне международных организаций, так и в рамках межмуниципальных связей.
Учитывая нынешнюю политику межгосударственных связей Российской Федерации с зарубежными странами, задача муниципалитета - развивать новые партнерские отношения и побратимские связи, повышать имидж муниципалитета на международной арене, внедрять лучшие международные практики в области достижения Целей устойчивого развития. В этой связи, реализуя поставленные задачи, в ноябре 2022 года был подписан пятисторонний Протокол намерений об установлении дружбы и сотрудничества с участием китайских городов Чжухай, провинция Гуандун и Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян. В перспективе стороны рассматривают заключение двухсторонних соглашений по направлениям экономики, торговли, культуры, образования, туризма, информационного обмена.
Развивая и укрепляя дружественные отношения между российским и белорусским народами, в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21.02.1995, Соглашением между Сахалинской областью и Республикой Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 18.09.2015, стремясь к сближению братских народов, администрацией города Южно-Сахалинска 07.12.2022 было подписано "Соглашение об установлении побратимских связей с городом Гродно (Республика Беларусь), а 28.02.2023 заключено соглашение о сотрудничестве с администрацией Ленинского района города Минска (Республика Беларусь). В рамках реализации подписанных соглашений планируется ряд совместных мероприятий - обмен делегациями официальных лиц, бизнес миссиями, коллективами культуры, спорта и молодежными группами.
В целях налаживания взаимодействия муниципального образования с российскими и международными организациями (Международный Муниципальный Форум стран БРИКС+ (межгосударственное объединение, союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР), Ассоциация Дальневосточных Городов, Совет Муниципальных образований Сахалинской области, Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (далее - ВАРМСУ) и другие), администрация города активно принимает участие в проводимых организациями мероприятиях и использует уникальные площадки для продвижения своих интересов и привлечения инвестиций в экономику города.
Данная программа позволит обеспечить координацию и выполнение планов администрации города Южно-Сахалинска по достижению целей и задач муниципалитета в сфере развития международного сотрудничества.
Развитие автотранспортной службы является одной из приоритетных задач МКУ "Управление делами администрации города Южно-Сахалинска" (далее - МКУ).
В постиндустриальной экономике транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая людей, а, в первую очередь как межотраслевая система преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантом единства экономического пространства, гарантом безопасности и улучшения выполнения поставленных задач.
В условиях объединения автотранспортных средств всех структурных подразделений администрации города и передачи обязанностей автотранспортного обеспечения МКУ, возникла необходимость создания условий для комплексного развития транспортной службы. Предоставление автотранспортных услуг представляет собой широкий круг взаимосвязанных организационных, технических и финансовых вопросов, требующих значительных объемов капиталовложений. Решение проблем, сдерживающих своевременное предоставление транспортной услуги, требует комплексного подхода и применения программно-целевого метода.
Для обеспечения безопасности предоставления автотранспортных услуг часть парка автотранспортных средств администрации города Южно-Сахалинска требует обновления. Основной состав автотранспортных средств работает за пределами нормативного срока службы, изношенность автотранспортных средств не гарантирует в полном объеме безопасность предоставляемых автотранспортных услуг, влечёт за собой ухудшение экологической ситуации в городе.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств включаемых в амортизационные группы" установлены сроки использования легкового автотранспорта.
В настоящее время из 62 автотранспортных средств 57 имеют 100% амортизационный износ и требуют замены.
Для обеспечения исполнения требований по безопасности дорожного движения в части проверки технического состояния автомобилей при организации и проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, в рамках приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2021 N 9 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств", необходим комплекс оборудования для организации линии технического контроля легковых автомобилей и микроавтобусов.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 18.11.2020 N 814н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта" покрытие всех подъездных путей должно быть твердым (бетон, асфальт и т.п.). Территория гаража МКУ, покрытие дорожного полотна находится в неудовлетворительном состоянии, требуется благоустройство и асфальтирование. Отсутствие централизованной системы водоотведения приводит к нарушению санитарных и экологических норм и как следствие, может привести в зимнее время к подтоплению открытой стоянки автотранспортных средств, а также размыванию грунта, в том числе под нежилыми помещениями.
Ремонт в офисных и нежилых помещениях гаража МКУ не проводился с 2012 года. Нежилые помещения, предназначенные для временного хранения запасных частей и принадлежностей, находятся в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт.
Существующая мойка на 2 поста, оборудованная в приспособленном помещении, из-за увеличения парка автомобилей до 62 единиц, не справляется с нагрузкой и не обеспечивает регулярную качественную мойку, что ведет к нарушению требований санитарных, противопожарных и экологических норм, а также значительно увеличивается время на выполнение подготовительно-заключительных работ водителями автомобилей. Строительство мойки на 4 поста позволит решить проблему.
Современные тенденции развития приводят к постепенному переходу от модели индустриального общества к информационной, в котором знание и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей. Необходимым условием построения информационного общества является процесс информатизации, означающий широкомасштабное применение информационных технологий для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей граждан, организаций и органов власти. Отличительная черта информационного общества - доступность информационных ресурсов.
Согласно Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017 - 2030 годы цифровая экономика является хозяйственной деятельностью, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Повышение уровня качества оказания услуг и их доступности на основе развития и использования информационных технологий определено как одно из приоритетных направлений развития информационных технологий в органах исполнительной власти. Указанные результаты могут быть достигнуты за счет эффективного использования информационных технологий.
Сегодня созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы администрации города на основе широкого использования информационных технологий. Сформирована современная базовая информационно-технологическая инфраструктура, удовлетворены потребности в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные локальные компьютерные сети. Проведена значительная работа по централизации вычислительных мощностей в ЦОД. 61% ТАРМ сотрудников ОМФС подключены к ЕМТС, в рамках которой обеспечен доступ к сервисам ЕМТС. Имеется опыт успешного обмена данными в электронном виде между ведомствами, населением и организациями.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности структурных подразделений и отраслевых (функциональных) органов администрации города, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных структурных подразделений либо отраслевых (функциональных) органов администрации города. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий всех структурных подразделений и отраслевых (функциональных) органов администрации города. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости муниципальных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию политики администрации города в сфере использования информационных технологий в муниципальном управлении.
Существующий уровень концептуальной и технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешную реализацию Подпрограммы "Информатизация на 2024 - 2030 годы" при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. В результате выполнения Подпрограммы "Информатизация на 2024 - 2030 годы" будет значительно повышена результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных технологий в деятельность структурных подразделений и отраслевых (функциональных) органов администрации города.
В администрации города Южно-Сахалинска по состоянию на 01.01.2023 определена следующая текущая ситуация с сфере предоставления ГМУ.
Сформирована система контроля и мониторинга предоставления ГМУ. Общее количество предоставляемых ГМУ - 95 единиц, в том числе:
- 62 услуг (65%) предоставляется через МФЦ;
- 72 услуг (76%) ГМУ предоставляется в электронном виде;
- все услуги предоставляются в администрации города при приеме заявлений при личном приеме, по почте на бумажных носителях, по электронной почте.
Общее количество поступивших заявлений на предоставление ГМУ (далее - заявлений) за 2022 год составила 33525 единицы, в том числе:
- количество заявлений, поступивших в электронной форме, составило 22242 единицы (66% от общего количества заявлений);
- количество заявлений, поступивших через МФЦ, составило 3654 единицы (11% от общего количества заявлений);
- количество заявлений, поданных в администрацию города Южно-Сахалинска на бумажных носителях, составило 7629 единиц (23% от общего количества заявлений).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) в 2022 году наблюдается уменьшение количества заявлений поступивших через МФЦ, рост количества заявлений поступивших в электронной форме, в связи с востребованностью населением электронного взаимодействия при предоставлении ГМУ.
Количество запросов в региональной системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) документов и сведений, находящихся в иных органах и учреждениях, с целью предоставления ГМУ, в 2022 году составило 51830 ед., в том числе федеральных запросов - 31379 ед. и универсальных запросов - 3714 ед.
Количество талонов предварительной записи на прием для получения ГМУ через Региональный портал государственных услуг 731 ед., снижение к АППГ.
В соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 08.11.2019 N 631-р "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по совершенствованию и развитию системы предоставления ГМУ в Сахалинской области" в администрации города с 2020 года выполняются мероприятия по типизации административных регламентов услуг.
С 2019 года в муниципалитете внедряются бережливые технологии.
За период 2019 - 2022 гг. реализовано 82 проекта, основанных на принципах бережливых технологий.
В 2022 году оптимизировано 32 внутренних процесса - высвобождено 2 679 час., оптимизировано 4 муниципальные услуги (на 6 услуг растиражированы внедренные практики) - высвобождено 453 час., оптимизировано 12 процессов имеющих социально значимый эффект - высвобождено 953 час.
Экономический эффект от реализации проектов по внедрению бережливых технологий за период 2019 - 2022 г.г. составил 14,4 миллиона рублей.
Кроме того, за период 2021 - 2022 г.г. оптимизировано 34 процесса деятельности в рамках предложений сотрудников по улучшению их функций и процессов деятельности в структурных подразделениях аппарата, отраслевых (функциональных) органах администрации города Южно-Сахалинска и подведомственных ей учреждений, в том числе с использованием инструментов организации рабочего пространства по системе "5С", разработки системы навигации в учреждениях и др., что позволило существенно оптимизировать деятельность и сократить временные потери сотрудников.
Методам и инструментам применения бережливых технологий обучено 280 руководителей и специалистов муниципалитета (из них 183 руководителя и специалиста за 2022 год).
Основными проблемами при реализации мероприятий по направлению цифровой трансформации муниципалитета "Организационная составляющая цифровой трансформации муниципалитета" следует считать:
- недостаточный уровень компетентности руководителей и сотрудников структурных подразделений муниципалитета в области процессного подхода, по применению инструментов моделирования и прогнозирования ситуаций, использованию технологий Больших данных и искусственного интеллекта;
- отсутствие методик применения инструментов моделирования бизнес-процессов и цифрового моделирования;
- недостаточная согласованность процессов цифровизации на региональном и муниципальном уровнях;
- объективные недостатки существующих государственных систем электронного взаимодействия;
- сложности эффективного управления при действующей функциональной структуре управления в администрации города Южно-Сахалинска;
- низкий уровень цифровой базовой компетенции и цифровой культуры у граждан;
- недостаточная степень доверия граждан к технологическим инициативам органов власти.
В 2020 - 2021 г.г. в администрации города Южно-Сахалинска был реализован Проект, в результате которого по направлению цифровой трансформации муниципалитета "Организационная составляющая цифровой трансформации муниципалитета" выполнено:
- 614 руководителей и сотрудников муниципалитета прошли обучение основам цифровой трансформации, в том числе методологии процессного и проектного управления;
- сформирована Команда цифровой трансформации в муниципалитете из 30 человек, которые прошли соответствующее обучение;
- 45 руководителей муниципалитета обучены в формате Команды цифровой трансформации;
- сформирован реестр цифровых процессных копий ключевых рабочих процессов (действий) в количестве - 1223 единицы;
- сформирован реестр хранилищ данных, которые используются в процессах, с описанием их текущего уровня цифрового развития - 541 единиц;
- разработаны предложения по организационной оптимизации 1200 инвентаризированных процессов на основании выявленных временных и финансовых показателей, избыточных и дублирующих операций/процедур, а также предложения по технологической оптимизации;
- внедрено 9 цифровых сервисов.
Результаты Проекта явились базовой основой для формирования задач по направлению цифровой трансформации "Организационная составляющая цифровой трансформации муниципалитета на 2024 - 2030 годы" и будут использованы при их решении.
Важнейшим фактором, способствующим развитию гражданского общества, является взаимодействие органов власти, общественных организаций со СМИ. Задача последних - освещение социальных проблем и усилий, направленных на их решение; информирование населения о деятельности НКО, ТОС, консультативно-совещательных органов, органов местного управления и других институтов гражданского общества. СМИ в значительной мере формируют представление граждан о социуме и тенденциях его развития.
СМИ выполняют функции взаимодействия между органами МСУ и социумом, формируют общественное мнение, обеспечивают доступ населения к информации о социально-экономических, политических, культурных и других актуальных аспектах городского округа. Это обуславливает необходимость предоставления населению качественного информационного продукта и постоянного развития коммуникативной среды общества.
Печатные периодические издания сохраняют свою аудиторию и по-прежнему являются востребованным коммуникативным средством. Главными задачами МАУ "Издательский дом "Южно-Сахалинск сегодня" являются информирование о деятельности администрации городского округа, об общественно значимых событиях, происходящих в экономической, политической, культурной, спортивной и иных сферах жизни городского округа, информирование о лучших людях города, которые активно участвуют в развитии Южно-Сахалинска, повышение авторитета органов МСУ. Специальные выпуски с значимой для горожан информацией распространяются в точках, активно посещаемыми людьми, для бесплатного получения газеты населением. Важно сохранить данную услугу.
Кроме того, муниципальное учреждение участвует в обеспечении бесперебойной деятельности администрации города и ее подразделений и учреждений посредством оперативного опубликования нормативных документов для вступления их в силу. Если требуется безотлагательное опубликование документов, то организуются внеплановые выпуски издания.
Проблема, которая может влиять на план и выпуски газеты и их тиражность - это усиление динамики роста цен на полиграфические услуги, начавшейся с 2022 года, вследствие чего тираж для бесплатного распространения был снижен с 30 до 20 тысяч экземпляров. Это последствия санкционной политики в отношении нашей страны. Санкции же могут создать сложности по использованию приложений популярных графических редакторов, на которых производится верстка выпусков, что в свою очередь потребует использовать аналоги программ. Это может сказаться на производительности и оперативности подготовки выпусков, особенно внеплановых.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.