г. Краснодар |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А32-41037/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Шевченко О.И. (доверенность от 23.09.2019), ответчика - акционерного общества "Адлеркурорт" - Загдай С.И. (доверенность от 15.06.2020), в отсутствие третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, акционерного общества "Санаторий Известия", Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А32-41037/2018, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к АО "Адлеркурорт" (далее - общество) об устранении препятствии в пользовании имуществом - шестью бунами, расположенными по адресу: г. Сочи, Адлерский район, Туапсе-Адлер 1984 км, путем сноса строений ответчика: шести аэрариев, расположенных на бунах акционерного общества: аэрарий 1, расположенный на буне N 1 на 1984 км пк 2+45; аэрарий 2, расположенный на буне N 2 на 1984 км пк 3+13; аэрарий 3, расположенный на буне N 3 на 1984 км пк 3+80; аэрарий 5, расположенный на буне N 4 на 1984 км пк 5+77; аэрарий 6, расположенный на буне N 5 на 1984 км пк 6+45; аэрарий 8, расположенный на буне N 7 на 1984 км пк 9+00 (далее - спорные объекты); о возложении обязанности на общество освободить буны своими силами и средствами путем сноса возведенных на них аэрариев в течение 10-ти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда; в случае неосуществления ответчиком освобождения бун своими силами и средствами в течение 10-ти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда разрешить истцу осуществить снос строений ответчика с взысканием с общества всех необходимых расходов по сносу объектов (измененные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), АО "Санаторий Известия", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением суда от 30.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе акционерное общество просит отменить решение и постановление, удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, суды не учли, что спорные объекты возведены ответчиком незаконно без разрешения собственника земельного участка и истца. Размещение аэрариев на спорных бунах нарушает правовой режим полосы отвода железной дороги и целевое назначение бун как гидротехнических сооружений.
В отзыве на жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
В судебном заседании 23.06.2020 объявлен перерыв до 09 часов 20 минут 30.06.2019, после перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 972 452 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:159, категория земель - земли населенных пунктов для эксплуатации объектов производственно-технического комплекса Сочинской дистанции пути железной дороги, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, полоса отвода железной дороги ОАО "РЖД" филиала "Северо-Кавказская железная дорога", принадлежит на праве собственности Российской Федерации на основании пункта 4 раздела IV приложения N 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга муниципальную собственность", пункта "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 87 и статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Адлерского районного Совета депутатов трудящихся Краснодарского края от 19.04.1957 N 129 "О пересмотре полосы отвода существующей Северо-Кавказской железной дороги в пределах Адлерского района".
Вышеуказанный земельный участок передан в аренду акционерному обществу на 49 лет в соответствии с договором аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью от 21.12.2009 N 7700001545 для его использования в целях обеспечения деятельности организаций и для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Границы земельного участка определены на кадастровой карте (плане) земельного участка прилагаемой к договору (приложение N 1).
Передача земельного участка осуществлена по акту приема-передачи, являющимся приложением N 4 к договору.
Согласно пункту 1.4 договора на земельном участке расположены объекты недвижимости, перечень которых прилагается к договору с указанием в нем объектов недвижимости, собственников которых арендатор не является (приложение N 3).
Основанием заключения договора является распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 21.12.2009 N 1521-р.
В соответствии с пунктом 3.2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю на земельном участке не допускается строительство новых объектов, реконструкция существующих объектов до разработки, согласования, проведения экспертиз и утверждения проектной документации, а также оформления разрешения на строительство в установленном порядке.
Согласно копии технического паспорта, подготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 22.02.2008 в отношении сооружений - бун 1984 км, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Туапсе - Адлер 1984 км, исследуемые буны введены в эксплуатацию в 1980 году (литера 66) и имеют следующие общие сведения и технические характеристики: назначение - производственное; протяженность - 750 м; по 50 м каждая, а именно: пк 2+45; пк3+13: пк3+80; пк 5+77; пк 6+45; пк 7+65; ширина - 2,40 м; фундамент и стены - бетонные.
Указанные буны принадлежат на праве собственности акционерному обществу (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АК N 000268).
05 марта 2018 года в ходе комиссионного обследования объектов недвижимости железной дороги по участку Туапсе - Адлер акционерным обществом выявлено занятие шести морских бун обществом путем нахождения на них аэрариев для организации пляжного отдыха.
Нахождение спорных строений в полосе отвода железной дороги на бунах подтверждается актом осмотра морских бун на 1984 км перегона Хоста-Адлер от 09.06.2018, а также фотоматериалами.
Акционерное общество, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", полагает, что спорные объекты не относятся к объектам железнодорожного транспорта, в связи с чем их размещение в полосе отвода железной дороги, на инженерных сооружениях, предназначенных для обеспечения безопасности железнодорожного сообщения, противоречит нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы акционерного общества, поскольку лишают возможности использовать принадлежащее имущество и арендованный земельный участок согласно их целевому назначению.
Истец направил ответчику уведомление о необходимости освобождения от спорных сооружений имущества акционерного общества, однако требования истца общество не выполнило.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения акционерного общества в суд с иском.
Суды установив, что спорные аэрарии являются объектами недвижимого имущества, пришли к выводу о том, что предъявленное истцом требование о возложении на общество обязанности по освобождению буны своими силами и средствами путем демонтажа (сноса) возведенных на них аэрариев не может быть удовлетворено на основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), поскольку истец не владеет частями поверхностей бун, которые заняты несущими конструкциями (Т-образными железобетонными колоннами) аэрариев. Кроме того, суды сославшись на заключение судебной экспертизы, указали на то, что истец не лишен возможности эксплуатировать буны по прямому назначению (использовать их для изменения характера водного потока в прибрежной зоне и способствовать переформированию берега за счёт накопления наносов), исследуемые морские буны выполняют своё функциональное назначение вне зависимости от того, расположены ли на них аэрарии. Из экспертного заключения следует, что нахождение спорных аэрариев на бунах не нарушает прав и законных интересов акционерного общества, т. к. данные объекты связаны друг с другом конструктивно.
Между тем суды не учли следующего.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Право, предусмотренное статьей 304 названным Кодекса, принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Гражданского кодекса).
Вещно-правовая защита может быть предоставлена и арендатору, вступившему во владение имуществом (пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой").
В пунктах 45 и 47 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) содержатся следующие разъяснения. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (статья 76 Земельного кодекса).
Как установили суды, находящийся в федеральной собственности земельный участок площадью 972 452 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0000000:159, имеет целевое назначение - для эксплуатации объектов производственно-технического комплекса Сочинской дистанции пути железной дороги.
На указанном земельном участке расположены принадлежащие железной дороге объекты недвижимости (буны). Используемые обществом аэрарии располагаются частично над участком с кадастровым номером 23:49:0000000:159 и бунами, принадлежащими акционерному обществу.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) магистральные железнодорожные линии ограничены в гражданском обороте.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В силу пункта 1 статьи 9 названного Закона земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Суды не учли, что спорные строения не относятся к объектам железнодорожного транспорта, ввиду чего, их размещение в полосе отвода железной дороги противоречит нормам действующего законодательства и не соответствует целевому назначению земельного участка.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.07.2012 по делу N А32-6381/2011.
В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления обществу, либо его предшественнику, земельного участка, являющегося федеральной собственностью, для строительства спорных объектов и последующем их эксплуатации.
Основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно (статья 130 Гражданского кодекса). При этом наличие у объекта признаков капитальности само по себе не означает наличия условий, названных в указанной статье.
Вопрос о принадлежности имущества к категории недвижимого имущества может быть разрешен с учетом его технических параметров, исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права.
В соответствии с правовой позицией, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.01.2010 N 11052/2009, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса.
Суды, признавая спорные объекты недвижимым имуществом со ссылкой на заключение судебной экспертизы, не учли указанные разъяснения.
При этом выводы эксперта являются противоречивыми, так эксперт указал, что конструкции аэрариев, а именно Т-образные железобетонные колонны забетонированы в буны, которые в свою очередь прочно связаны с землей.
Между тем отвечая на вопрос, являются ли спорные аэрарии объектами недвижимости, эксперт указывает на то, что аэрарии являются объектами недвижимости по признакам, установленным статьей 130 Гражданского кодекса, поскольку прочно связаны с землей.
Установив, что буны и аэрарии являются самостоятельными объектами, поскольку выполняют разное функциональное назначение, а аэрарии прочно связаны с бунами, суды не учли, что акционерное общество лишено возможности пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению.
Поскольку выводы судов основаны на неполном выяснении фактических обстоятельств, то в силу статьи 288 Арбитражного кодекса Российской Федерации решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений законодательства, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края 30.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А32-41037/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.01.2010 N 11052/2009, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса.
Суды, признавая спорные объекты недвижимым имуществом со ссылкой на заключение судебной экспертизы, не учли указанные разъяснения.
При этом выводы эксперта являются противоречивыми, так эксперт указал, что конструкции аэрариев, а именно Т-образные железобетонные колонны забетонированы в буны, которые в свою очередь прочно связаны с землей.
Между тем отвечая на вопрос, являются ли спорные аэрарии объектами недвижимости, эксперт указывает на то, что аэрарии являются объектами недвижимости по признакам, установленным статьей 130 Гражданского кодекса, поскольку прочно связаны с землей.
...
Поскольку выводы судов основаны на неполном выяснении фактических обстоятельств, то в силу статьи 288 Арбитражного кодекса Российской Федерации решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2020 г. N Ф08-3457/20 по делу N А32-41037/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11847/2021
03.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11035/2021
29.04.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41037/18
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3457/20
31.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18962/19
30.08.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41037/18